Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 14:40

Из монографий: © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.

 hlebn.jpg
Хлебников Юрий Константинович
(1900–1976)
Советский полярный капитан.

Родился в Варшаве в семье военного топографа. Из Варшавы семья переехала в Хабаровск, а затем в Петербург. В 1911 году отец перешел на службу в ГГУ, проводил съемку побережья в Або-Аландских шхерах. К нему на летние каникулы приезжал сын, именно в этот период в мальчике и проснулась любовь к морю, желание стать моряком. Как сын кадрового военного, он был принят в Морской кадетский корпус.
Еще будучи кадетом, Хлебников в 1917 году на эсминце «Десна» участвовал в боевых действиях Первой мировой войны на Балтике.
В 1918 году корпус был расформирован, и Хлебников, желая продолжать морскую службу, уехал в Мурманск, кочегаром второго класса на торговом пароходе «Александр Суворов» совершал рейсы в порты Англии и Франции. После установления на Севере советской власти он служил на эскадренном миноносце «Капитан Юрасовский», затем на посыльном судне «Ярославна» и вспомогательном крейсере «III Интернационал».
Весной 1923 года Хлебников сдал экстерном государственные экзамены и в качестве штурмана дальнего плавания был назначен на ледокол «Степан Макаров» (бывший «Князь Пожарский»). После передачи ледокола на Черное море Хлебников некоторое время работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, затем в 1928 году уехал в Архангельск и устроился на пароход «Субботник», с которого был переведен вторым штурманом на л/п «Г. Седов». Летом он работал в Арктике, зимой на зверобойном промысле в Белом море. В 1930 году Хлебников на должности старпома участвовал в рейсе «Г. Седова» на ЗФИ, а также на Северную Землю, где на о. Домашнем была высажена четверка Г. А. Ушакова.
В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, Хлебников стал участником многочисленных рейсов в Северном Ледовитом океане. Его учителями и наставниками были такие выдающиеся полярные капитаны, как Н. М. Николаев, М. Я. Сорокин, В. И. Воронин, что в итоге позволило и ему самому стать одним из ведущих советских ледовых капитанов.
В навигацию 1934 года Хлебников на «А. Сибирякове» доставил партию И. Д. Папанина на мыс Челюскин, в 1935 году на том же «Сибирякове» занимался снабжением полярных станций.
В 1936 году ледорез «Ф. Литке» под командованием Хлебникова впервые в истории мореплавания провел эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота из Беломорска в бухту Провидения за одну навигацию. За этот рейс замечательный капитан был удостоен ордена Ленина.
В годы Великой Отечественной войны Хлебников командовал ледоколом «Литке», л/п «А. Микоян», «Северный ветер» (позднее «Капитан Белоусов»), осуществляя проводку военных кораблей, советских и иностранных транспортных судов. В 1943 году его направили в США в качестве наблюдателя за постройкой ледоколов.
В 1944 году за выполнение особого задания он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а в 1945 году за конвойную службу – орденом Нахимова 2 степени.
После войны Хлебников демобилизовался в звании капитана 3 ранга и продолжил работу на Севере. Он вступил в командование ледоколом «Капитан Макаров», но долго плавать на нем ему не довелось.
Летом 1948 года в один из дней во время стоянки в порту Находка капитан не вернулся на свой корабль. Его арестовали, обвинив в выдаче иностранцам чертежей ледокола. Разумеется, никаких фактов измене Родине Хлебникову предъявить не могли, но тем не менее 10 марта 1949 года осудили по статье 58-10 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы и отправили в Воркуту. Там, «во глубине полярных шахт», он отбыл полные шесть лет, и спасла его лишь смерть «лучшего друга советских шахтеров». Как горько шутил потом Хлебников, «мне посчастливилось пятилетку с гаком пробыть на сталинском курорте»...
После реабилитации он был полностью восстановлен в правах и работал капитаном в Мурманском морском пароходстве. В 1959 году Хлебников возглавил экипаж легендарного «Ермака» и работал на нем до момента списания судна. Ему было суждено завидное морское долголетие: капитан Хлебников бороздил Северный Ледовитый океан почти до семидесяти лет. Он имел звания лучшего капитана Министерства морского флота СССР, почетного работника морского флота, почетного полярника, помимо боевых наград, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Его имя присвоено мощному ледоколу, предназначенному для работы в тяжелых ледовых условиях.
Умер в Москве, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Остров в Карском море, в о-вах Известий ЦИК. Открыт в 1933 году Хлебниковым на ледоколе «Сибиряков». Тогда же назван по фамилии первооткрывателя.
Мыс на Новой Земле в зал. Русская Гавань. Назван в 1930 году экспедицией ВАИ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 14:44

Хлебников Юрий Константинович
год рождения __.__.1900
капитан 3 ранга

Орден Отечественной войны I степени
Приказ Командующего БВФ №020 от 12 апреля 1945 г. г. Архангельск.
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 1222
Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 1523
http://www.podvignaroda.ru/?n=51008457
 3-1-1222-80.jpg
 3-1-1222-87.jpg
 3-1-1523-00000693.jpg
 3-1-1523-00000694.jpg
 3-1-1523-00000695.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 14:47

Фотография из семейногоархива Макаровой Н.Е.
http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 5991#p5991

 308_image0215.jpg
Капитаны дальнего плавания Ю.К. Хлебников (крайний слева) и Е.А. Вавилов (третий слева) на л/к "Ермак"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 14:51

Из статьи В. Кареповой Капитаны «Ермака»
"Арктическая звезда" №3(7612) март 2009

Юрий Константинович Хлеб­ников. Это имя замыкает список знаменитых капитанов «Ермака». Более 60 лет его жизни было связано с Арктикой. В архипелаге Известий ЦИК в Карском море расположен остров Хлебникова. Его именем назван мыс в заливе Русская Гавань. На трассах Севморпути работает ледокол «Капитан Хлебников». Судьба этого человека полна драматизма, героических открытий и разочарований. Сам факт рождения в Варшаве в семье дворянина создавал ему немало проблем. После окончания кадетского корпуса он плавал кочегаром на пароходе «Генерал Суворов», затем был мобилизован белыми в Онежскую военную флотилию, но в итоге остался в Архангельске, работал в торговом флоте. Ученик Воронина, он был старпомом на «А. Сибирякове» во время его исторического плавания в 1932 году. Он надеялся, что трудом своим доказал преданность стране, но в 1948 ему припомнили дворянское происхождение. 8 лет Юрий Константинович провел в лагерях Воркуты, а после реабилитации он пришел капитаном на «Ермак». Это была 62-я навигация ледокола. Капитан был всего на полгода младше судна. «Пока никто не жалуется ни на меня, ни на ледокол», -говорил он шутя. И лучшим подтверждением явилось то, что «Ермак» был награжден Вымпелом Совета Министров СССР и ВЦСПС. В 1965 году Хлебников перешел на работу в Тикси на новый ледокол.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение insp2 » 15 Август 2013 20:35

Леспромхоз пишет:Из монографий: © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
Он вступил в командование ледоколом «Капитан Макаров», но долго плавать на нем ему не довелось.

Маленький ляп человека из уважаемого и очень секретного института как-то вызывает общее недоверие.Есть там и другие ляпы, если сравнить со статьей Валентины Ивановны, которая работала с реальными документами из архива ММП. И второе - чему мог научиться у полуграмотного помора человек окончивший кадетский корпус? Разве только матом ругаться? Воронин В.И. понравился Сталину И.В. и стал героем. По словам людей, плававших с ним - отзывы не очень лестные. Его старпом СВЕЧИХИН С.М., который поехал вместо ВОРОНИНА В.И. во Флиссинген на постройку судов типа ЛЕНА, тоже имел нелегкий характер - всю войну с ВОРОНИНЫМ В.И. проработал.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 20:59

:)
Какие проблемы?
В одном городе живете.
Написали в личку, встретились, взяли литр и, расставили точки над "капитанами-адмиралами"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение insp2 » 15 Август 2013 21:04

Больше того! До секретного института мне всего 500 метров надо пройти.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2013 21:10

Ну тогда не литр :)
"Кило восемьсот" сотрет все противоречия, начисто.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение fisch1 » 16 Ноябрь 2018 19:00

 109.png

Арктические навигации:сб.статей.Москва;Ленинград: изд-во Главсевморпути, 1941.с.109
fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2019 13:33

 Туманов В. Все потерять-и вновь начать с мечты.jpg
Я долго не могу уснуть. Часа в два ночи слышу, как скрипнул засов железной двери, в камеру вводят еще одного человека, по виду старше меня, тоже моряка. Его лицо мне кажется знакомым. Ну конечно! Я видел его фотографии на страницах владивостокских газет и на Доске почета в пароходстве. Я узнал его: знаменитый ледовый капитан Юрий Константинович Хлебников, один из энтузиастов освоения Северного морского пути. Его имя известно было курсантам всех мореходок. Он был капитаном ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории арктического мореплавания прошедшего от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. С тех пор у полярных моряков появился новый термин — «сквозное плавание», или «сквозной рейс». Год спустя «Сибиряков» участвовал в первой Ленской транспортной морской экспедиции. Караван, идя в густом тумане над разводьями, встретил в Карском море у острова Скотт-Гансена тяжелые льды, и, когда пароход пошел на разведку, были открыты пять островков, неизвестных лоцманским картам.
В другое время Хлебников был капитаном легендарного ледокола «Ермак». Этот лидер советского ледокольного флота впервые сделал возможными регулярные плавания торговых судов в зимних условиях Балтики, а в годы Великой Отечественной войны участвовал в прорыве блокады Ленинграда. И в послевоенные времена Хлебников водил корабли к малодоступным берегам Заполярья, доставляя грузы и продовольствие зимовщикам арктических метеостанций, жителям северных островов, аборигенам тундры.
Теперь на соседних нарах сидит страшно усталый человек лет под пятьдесят. По возрасту Хлебников годится мне в отцы. С его кителя тоже сорваны шевроны. Мы разговорились. Он сидит второй месяц. Обвинения почти те же, что у меня, — шпионаж и что-то еще антисоветское. На мой вопрос: ну ладно я, третий штурман, каких тысячи, но знаменитому капитану Хлебникову разве трудно доказать свою невиновность? — он усмехается и отвечает грубоватым анекдотом, теперь тривиальным, а тогда услышанным в первый раз из его уст. Зайца спрашивают: «Чего ты, заяц, бежишь?» «Там верблюдов е…», — отвечает. «Так ты же не верблюд!» — «Э, все равно вые… — а потом доказывай, что ты не верблюд».
Юрий Константинович подавлен, разговоры ему даются с трудом, и я стараюсь не надоедать вопросами. Не помню в точности, но мне кажется, что и его арестовывал Красавин. Встреча с Хлебниковым радует не только возможностью общения, но и нахлынувшей надеждой, что аресты таких известных капитанов признают ошибкой, это мне казалось несомненным, тогда дойдет очередь и до других, в том числе до меня.
...

С Юрием Константиновичем Хлебниковым мы сидим в подвале водного отдела четыре дня, потом нас обоих конвоируют во Владивостокскую тюрьму. Там мы просидим еще месяца полтора в 41-й камере.
Однажды ночью за ним приходят. Он подбадривает меня: — Мы еще встретимся!
Встретились мы, кажется, в 1961 году на 329-м километре колымской трассы. Там ушла под воду машина нашей старательской артели. Старатели сидели на берегу, сушили одежду. Мимо проезжала почтовая машина из Магадана, затормозила возле нас. Почтовики дали нам пачку газет и журналов. Развернув «Огонек», я увидел фогографию — атомоход «Ленин», где капитаном был Пономарев. С ним рядом стояли опытные полярные судоводители Шар-Баронов и Хлебников. Тот самый Юрий Константинович Хлебников. А потом именем капитана Хлебникова было названо судно и, мне говорили, какой-то арктический остров.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5791
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2019 15:19

Родился в Варшаве в семье военного топографа. Из Варшавы семья переехала в Хабаровск, а затем в Петербург. В 1911 году отец перешел на службу в ГГУ, проводил съемку побережья в Або-Аландских шхерах.

Сергеев С. В., Долгов Е. М. Военные топографы русской армии. - М.: ЗАО «СиДи-Пресс», 2001.
с.321-322
 ХЛЕБНИКОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ - 0001.jpg
 ХЛЕБНИКОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ - 0002.jpg
ХЛЕБНИКОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ (1872-...)
1894-1896 - обучался в Военно-топографическом училище;
1896-1897 - прикомандирован к лейб-гвардии Павловскому полку;
1897-1901 - на съемке Юго-Западного пограничного пространства, откуда в 1900 г. прикомандирован к лейб-гвардии Литовскому полку;
1901-1907 - производитель топографических работ Приамурского ВТО;
1907-1912 - на съемке С.-Петербургской губернии и Финляндии;
Уволен со службы в 1912 г.;
6.05.1920—1921 - младший производитель топографических работ 3-й военно-топографической съемки.
Дальнейшая судьба не известна.
Капитан - 6.12.1906 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5791
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Хлебников Юрий Константинович (1900–1976)

Сообщение Historik » 09 Сентябрь 2019 19:24

После освобождения в 1956 г. ходил капитаном на ледоколах «Капитан Белоусов» (в 1957 г.) (финской постройки), а также на "Ермаке», с 1963 г. – на «Капитане Воронине» Мурманского морского пароходства, в 1965–1969 гг. - на «Семёне Челюскине» Северо-Восточного управления морского флота (Тикси).
 Captains_Vavilov_Klebnikov_Yermak.jpg

Капитаны дальнего плавания Ю.К.Хлебников (крайний слева) и Е.А.Вавилов (третий слева) с группой людей на ледоколе «Ермак» - https://www.wikizero.com/ru/%D0%A5%D0%B ... 0%B8%D1%87
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения