Всемерно развивать охотничье хозяйствоВ законе о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства РСФСР на 1946—1950 годы выдвинута задача увеличить добычу пушнины, всемерно развивать звероводство в колхозах, совхозах и в охотничьих хозяйствах.
Пушнина, как известно, — главный продукт охотничьего промысла. Издавна славятся русские меха. Кто не знает ценности шкурок знаменитого баргузинского соболя, калана (камчатского бобра), белки-телеутки, белого и голубого песцов и многих других пушных зверей, обитающих на пространствах нашей родины! По богатству и разнообразию пушнины Советский Союз занимает одно из первых мест в мире. Удельный вес СССР в мировом торговом пушном балансе составляет около одной трети.
Наши заготовительные органы, к сожалению, часто в погоне за тем, чтобы выполнить план в ценностном выражении, нарушают принцип добычи пушнины по видам. Нередко они идут по линии наименьшего сопротивления, перевыполняя задания по заготовке пушнины наиболее ценных и редких зверей (соболь, куница, выдра, выхухоль) за счет невыполнения планов добычи пушнины таких зверей, как белка, лисица, колонок, горностай, хорь и др. В последние годы особенно резко сократилась добыча пушнины различных грызунов.
Между тем надо всегда помнить, что одновременно с заготовкой пушнины ценных зверей должен быть обеспечен нормальный рост их поголовья. При заготовке же шкурок грызунов мы не связаны никакими ограничениями — увеличивая их добычу, мы вместе с тем приносим громадную пользу сельскому хозяйству.
Мы располагаем всеми возможностями для дальнейшего роста пушных заготовок. Но решать эту задачу надо с расчетом на максимальное увеличение заготовки недопромышляемых видов при строгом плановом отстреле ценных и редких пушных зверей.
Наряду с пушниной не менее важной продукцией охотничьего хозяйства являются дичь и мясо копытных животных, а также кожа, перо, пух. Немалое значение имеют и побочные виды охотничьего промысла — орехи, грибы, ягоды, лекарственное и техническое сырье.
В 1931 году «Всекоохотсоюз» экспортировал около полумиллиона штук дичи из обшей заготовки в пятнадцать миллионов. Кроме того, «Всекоохотсоюз» заготовлял до семидесяти тысяч туш диких копытных животных. Однако эти цифры далеко не исчерпывают возможностей охотничьего промысла. При надлежащей организации дела в СССР может быть заготовлено, по самым скромным подсчетам, до 14 миллионов боровой дичи (глухарь, тетерев, рябчик, куропатка), СО миллионов водоплавающей (утка, гусь, казарка), 10 миллионов зайцев (беляк и русак), 50 тысяч копытных (олень, косуля, коза и другие), в обшей сложности — около семисот тысяч центнеров валовой продукции. Помимо того, может быть дополнительно добыто много мяса морского зверя.
В настоящее время заготовка дичи всех этих видов совершенно недостаточна.
Совершенно не заготовляется водоплавающая дичь на Адамовых озерах Чкаловской области, на Каспийском побережье в Дагестанской АССР, в дельте Волги и в ряде других районов массового скопления водоплавающей и боровой дичи.
Можно внести значительные изменения в географическое размещение охотничьей фауны путем широких недорогостоящих охотоустроительных мероприятий, акклиматизации и осуществления мер биотехнического порядка. Опыты показывают, что, например, дальневосточный фазан, уссурийский енот и сибирская косуля великолепно приспосабливаются к климату Владимирской и Калининской областей.
Говоря о развитии и упорядочении охотничьего хозяйства, нельзя пройти мимо таких вопросов, как правильная постановка охотничье-промыслового собаководства и обеспеченно охотников оружием и боеприпасами.
Предстоит многое сделать, чтобы увеличить поголовье охотничье-промысловых собак и улучшить их породные качества.
В этом отношении, несомненно, большую роль должны сыграть государственные питомники, находящиеся в ведении Заготживсырья и Центросоюза. К сожалению, отношение этих организаций к собаководству оставляет желать лучшего. Вместо укрепления и расширения сети питомников и увеличения поголовья в них приходится наблюдать как раз обратное.
С переходом промышленности на изготовление продукции мирного времени вопрос о снаряжении охотников разрешается благоприятно. Но нашей промышленности необходимо намного повысить качество охотничьего оружия и расширить ассортимент его для охотников-промысловиков, спортсменов и мастеров стрелково-стэндового дела.
В свете всех этих серьезных задач, стоящих перед охотничьим хозяйством, остановимся на системе руководства им. Помимо управлений но делам охотничьего хозяйства в союзных республиках и при областных, краевых исполкомах и Советах министров автономных республик, вопросами этого хозяйства занимаются другие органы: Министерство заготовок, Заготживсырье, Центросоюз, Центроживсырье, Центромясоптица, Всеармейское военно-охотничье общество, общество «Динамо», Главзверовод. Государственного органа, планирующего и регулирующего все наше охотничье хозяйство, нет. Отсюда — несогласованность действий, а подчас и проведение в жизнь буквально противоречивых мероприятий, что отрицательно отражается на промысле и на воспроизводстве запасов охотничьей фауны.
Вместе с тем надо подчеркнуть, что коренное улучшение нашего охотничьего хозяйства невозможно без активного участия самих охотников. Их инициатива, прямая заинтересованность в увеличении естественных запасов охотничьей фауны и добычливости охоты должны быть как можно полнее использованы в общегосударственных целях. Для этого необходимо прежде всего укрепить существующие общества охотников и помочь им дальше расти.
Нам представляется правильным — объединить охотников по принципу кооперации под общим руководством республиканского союза охотничьих обществ.
Кооперативные объединения охотников вполне смогут взять на себя выполнение планов заготовки пушнины для сдачи ее государству. Кроме того, пользуясь предоставленными кооперации льготами, они широко развернут продажу по рыночным пенам сверхплановой продукции: мяса копытных животных, дичи, орехов, ягод. Это побудит объединения охотников создавать подсобные предприятия для консервирования, копчения и хранения добываемой продукции.
При таких условиях станет возможным максимальное использование потенциальных запасов охотничьего хозяйства, направленное в первую очередь к тому, чтобы и дальше повышать благосостояние трудящихся.
Генерал-майор М. КУЗНЕЦОВ,
начальник Главного управления по делам охотничьего хозяйства
при Совете Министров РСФСР.