Известия, 1966, № 4 (15092), 5 января.
НАПЕРЕКОР ЛЕДОВОЙ СТИХИИ
63-й ДЕНЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ВАХТЫ
63-й ДЕНЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ВАХТЫ
В ЧЕТЫРЕХ милях от порта Москальво, где раньше можно было заметить в море лишь фонтан кашалота или греющуюся на солнце нерпу, чернеют мачты и трубы. Среди двухметровых голубых торосов застыли скованные льдом, заиндевелые богатыри — большие океанские корабли. Хотя северная оконечность Сахалина находится примерно на широте Москвы, здесь совсем иной климат. С конца октября до середины декабря непрерывно бушевала пурга. Потом ее сменили 30—40-градусные морозы. И, кажется, замерла жизнь среди завьюженных торосов; кажется, стихия победила.
Но нет! Караван живет! Вот, прыгая с тороса на торос, порой подтягиваясь на руках, пробираются к берегу люди в морских бушлатах. Вот стрекочет над белой пустыней вертолет, упрямо идет к кораблям вездеход.
В предновогоднем номере «Известий» уже сообщалось о мужестве дальневосточных моряков, решивших остаться на зимовку во льдах. Теплоходы «Южносахалинск», «Лазарев» и рефрижератор «Балтийск», доставившие в конце навигации грузы для сахалинцев, после продолжительного шторма и бурана были прижаты льдами к причалам порта. Выбраться в море суда не смогли. На помощь пришел морской спасатель «Атлас», но получил пробоину и сел на мель. У моряков закон: лопал товарищ в беду — выручай. Еще два теплохода, более мощные, «Красногорсклес» и «Пенжина», буксиры «Свободный» и «Аргус» двинулись на помощь. На море появился вездеход с шестеркой взрывников во главе с глазным инженером геологоразведочной конторы т. Смирновым.
Началась борьба людей со льдами. Выстроившись цепочкой, взрывники, моряки, портовые грузчики бригады Романова перенесли на плечах за два километра пять тонн взрывчатки, чтобы пробить канал во льдах. Мужественно действовали моряки «Красногорсклеса», «Свободного» и «Аргуса», возглавляемые капитанами тт. Столяровым, Калибабой и Сарвутом.
«Красногорсклес» и буксиры, преодолев трудности, вошли в порт, вывели суда за четыре мили. Но тут изменился ветер, его направление совпало с направлением течения. Началось передвижение льдов и сильное торошение. Глыбы громоздились по самые мачты. «Красногорсклес» и «Пенжина» получили распоряжение покинуть караван и самим выходить в море. Тогда в этой драматической истории появилось еще одно действующее лицо — ледокол «Адмирал Лазарев», взявший курс к «Красногорсклесу» и «Пенжине».
Таковы были последние сообщения с ледового каравана в канун нового года. 5 января, в шестьдесят третий день ледовой вахты, я вновь связался по радио с портом Москальво. Вот что мне рассказали.
Экипаж «Адмирала Лазарева» сделал все, что мог. Но льды были настолько тяжелые, что ледокол сам оказался в бедственном положении: вылез носом на ледяное поле и застрял. Лишь через двое суток сильный отлив помог ему сняться. Сейчас моряки «Красногорсклеса» и «Пенжины» ждут мощный арктический ледокол «Москва», который вскоре выйдет к ним из Владивостока.
На теплоходе «Пенжина» обнаружили течь в районе гребного вала. Со спасателя «Аргус» немедленно прибыли трое водолазов — тт. Башаров, Благов и Кудрявцев. Они работали целый день и ликвидировали течь. На рефрижератор «Балтийск» двинулись торосы. Весь экипаж, вооружившись ломами, кайлами и топорами, вступил в схватку со льдом и победил. И на «Южносахалинск» придумали остроумный способ: использовали для борьбы со льдом горячую воду из машинного отделения.
Поскольку в последние дни был окончательно решен вопрос о зимовке, старший капитан каравана т. Сарвут и объединенная парторганизация моряков занялись текущими хозяйственными делами.
Сахалинские вертолетчики тт. Тимонин, Белоусов и Федотов бесперебойно доставляют продукты на суда. Создан месячный запас. Но все же решено, пока стоит погода, пробить от берега ледовую дорогу. Штурманы направились на изыскание трассы. И еще одно событие: впервые к каравану пробился вездеход.
Как было решено на специальном заседании бюро Охинского горкома партии, где шла речь об организации зимовки, начались работы по прокладке трубопровода. Бульдозеры, круша торосы, двинулись из Москальво к мысу Входному. Здесь будут установлены резервуары, которые заполнят горючим бензовозы, а отсюда мощные агрегаты будут нагнетать его по трубам к судам.
Сложнее с водой. Ее не подашь ни трубами, ни цистернами, ни бидонами: мороз. Сейчас моряки собирают снег, носят на суда и растапливают. На караван отправились специалисты, чтобы определить пригодность снеговой воды в пищу. Если анализы будут неблагоприятными, придется на берегу колоть лед и доставлять на суда.
Настроение у моряков бодрое. Они бесперебойно получают письма от родных, слушают радио. Отпраздновали у елок Новый год, а на «Красногорсклесе» — еще и день рождения товарища. На «Южносахалинске» подружились с нерпой. Когда по судовой трансляции звучит музыка, она показывается в майне, ее берут на руки и носят в кают-компанию, а потом так же бережно отправляют домой.
Ночью над караваном сияли яркие звезды. Днем светило скупое солнышко. Был 35-градусный мороз с ветром... Миновал всего 63-й день ледовой вахты. Впереди еще 150.
А. ПУШКАРЬ, соб. корр. «Известий».
ХАБАРОВСК, 5 января. (По телефону).