Навигация 1934 года

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 17 Декабрь 2021 19:56

Известия, 1934, №178 (5426), 2 августа

 Известия 1934-178 (5426)_02.08.1934 ЛИТКЕ ВИЗЕ.jpg
В АРКТИКЕ

БОРТ ЛЕДОРЕЗА «ЛИТКЕ». 1 августа. (Радио от наш. спец. корр.). Обогнув о севера Медвежьи острова. "Литке" взял курс на пролив Лаптева. Кругом — чистая вода: только изредка белеют отдельные льдины.
Непрестанно продвигаясь вперед, выполняем впервые в этой части Восточносибирского моря научно-исследовательские работы, называемые «гидрологическим разрезом».
Позавчера наблюдали интересное явление: льды у горизонта вдруг разворотило. Гигантские льдины оказались перевернутыми или поставленными на ребро. Двигаясь и напирая друг на друга, льды принимали вид то фантастических дворцов, то целых городов, то глетчеров и обрывов. Тени от разводий казались неизвестными островами причудливой формы.
Немного позднее, уже недалеко от мыса Баранова, температура воздуха внезапно поднялась до +10°. С непривычки стало даже душно. Сквозь окутавшую небо мглу светило медно-красное солнце, кровавыми отблесками отражаясь в разводьях. Ветер, подувший с юго-запада, явственно доносил к нам запах гари. О запахе гари сообщают также из бухты Тикси и с Новосибирских островов.
Проф. ВИЗЕ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 17 Декабрь 2021 20:08

Известия, 1934, №182 (5430), 6 августа

 Известия 1934-182 (5430)_06.08.1934 ЕРМАК ЛЕДОКОЛЫ.jpg
АРХАНГЕЛЬСК. 5 августа. (По телеф. от соб. корр.). Сегодня утром ледокол "Ермак" находился в 120 милях от острова Белого. "Садко" стоит из-за тумана в районе острова "Известий ЦИК СССР и ВЦИК". "Седов" медленно продвигается к северо-востоку среди льдов мощностью от 6 до 8 баллов. Ледокол находится в 200 милях от острова Каменева.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 17 Декабрь 2021 20:18

Правда Севера, 1934, №179, 5 августа

 Правда Севера, 1934, №179_05-08-1934 ЦИРКУЛЬ.jpg
ИЗ ЕНИСЕЯ В АРХАНГЕЛЬСК

Экспедиционное судно Сибирского гидрографического управления "Циркуль", вышло для научно-исследовательской работы в устье Енисея и Енисейский залив.
Получено сообщение, что после окончания работ "Циркуль" направится в Архангельск. Зайдя в Двину, "Циркуль" станет на ремонт в "Красной кузнице". Здесь будет произведена смена котлов и цистерны судна, а также установка навигационных приборов.
Приход "Циркуля" в Архангельск ожидается в октябре.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 18 Декабрь 2021 19:20

Правда Севера, 1934, №178, 4 августа

 Правда Севера, 1934, №178_04-08-1934 ДИКСОН ХОДОВ.jpg
Порт на Диксоне

Фото Н. СТРУКОВА
"Томский" на погрузке у стенки Бакарицкой пристани.

Прибывший на днях из Лондона пароход "М. Томский" под командой капитана тов. Сумико П. И. стал под погрузку материалов для строительства на о. Диксон.
В этом году на далеком Севере будут сооружены большая угольная база и порт, полностью обеспечивающие все суда Севморпути. Намечено построить большой радиоузел для связи с Игаркой. Руководить строительством радиоузла будет радист краснознаменец-сибиряковец тов. В. В. Ходов.
Для строительства на Диксон едут 400 рабочих, из них останутся зимовать 120 человек.
В первую очередь намечено построить амбулаторию и стационар на 10 коек для обслуживания зимовщиков и всех проходящих судов. Врач-хирург тов. Никитин С. М. будет иметь в числе своих пациентов женщин и грудных детей.
Зимовщики берут с собой двенадцать коров, 4 быков, свиней с поросятами, коз и кроликов. Кормами запаслись на всю зимовку. Будут проделаны опыты по разведению свиней и кроликов в полярных условиях.
С судном отправляется группа летчиков под командованием старого морского летчика тов. Р. Т. Воробьева. Пилотам предстоит с острова Диксона перелететь на мыс Челюскин — постоянную свою базу, с которой они будут во время зимовки вылетать для обслуживания радиозимовок. Для проводов пилотов специально прибыл заместитель начальника управления воздушной службой Севморпути Г. Н. Волобуев. Начальником экспедиции и зимовки на Диксоне назначен А. В. Светаков, старый большевик, опытный полярник инженер, бывший строитель Камчатского и Сахалинского портов, участник Таймырской и Лено-Хатангской полярных экспедиций 33-34 годов.
Экспедиция уходит 4 августа через Белое, Баренцево и Карское моря. Сквозь льды Карского моря ее проведет ледокол "Малыгин".
Гр. ???.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 18 Декабрь 2021 19:24

Правда Севера, 1934, №180, 6 августа

 Правда Севера, 1934, №180_06-08-1934 ГДЕ СУДА.jpg
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ СУДОВ

Суда экспедиции Главного управления Северного морского пути, пробиваясь на Север, встретили тяжелые крупнобитые льды.
Ледокол "САДКО" достиг острова "Известий ЦИК СССР и ВЦИК", "СЕДОВ" стоит у острова "Профессора Самойловича".
"СИБИРЯКОВ", "РУСАНОВ", "МОЛОТОВ" и "САДКО" в тяжелых льдах достигли бухты Тикси.
"МАЛЫГИН" и "ЛОМОНОСОВ" стоят в проливе Юшар.
Пароход "ОНЕГА" — под разгрузкой на мысе Желания (северная оконечность Новой Земли).
Ледокол "ЕРМАК" идет в Юшар, где встретится с судами Карской экспедиции для проводки их через льды Карского моря.
"СОФЬЯ ПЕРОВСКАЯ" возвращается в Архангельск.
Пароход "ТОМСКИЙ" вышел из Архангельска и находится в Белом море.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 19 Декабрь 2021 16:01

Правда Севера, 1934, №188, 16 августа

 Правда Севера, 1934, №188_16-08-1934 ГДЕ СУДА.jpg
РАДИО ИЗ АРКТИКИ

"МАЛЫГИН" ПРОВОДИТ ПОСЛЕДНИЕ СУДА

БОРТ "МАЛЫГИНА". 15 (по радио корр. СевРОСТА). Ведя вторую партию судов у остром Белого, попали в шторм силой в 9 баллов и в сплошные ледяные поля. Проводка затруднялась густым туманом. 12-го августа при затихшей погоде подошли к Диксону. "Ермак" вечером начал проводку судов Ленской экспедиции, направившись к вскрывшемуся вчера проливу Вилькицкого. "Малыгин" возвращается за третьей и четвертой группой судов Карской экспедиции, а затем пойдет к острову Русскому (архипелаг Норденшельда) для установки новой радиостанции и высадки зимовщиков.
"СОФЬЯ ПЕРОВСКАЯ" ПРОШЛА КАНИН НОС

БОРТ "С. ПЕРОВСКОЙ", 15 (по радио от собкора СевРОСТА). "Перовская", как известно, вышла из Архангельска 12 августа вторым рейсом для обслуживания Матшара и Юшара, а так же острова Вайгач. На борту имеется 75 зимовщиков. 13 августа следовала Белым морем. Погода способствовала переходу. 14 августа в 12 часов дня уже прошла Канин нос. Ветер от слабого до умеренного норд-вестовой.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 20 Декабрь 2021 08:12

Правда Севера, 1934, №190, 18 августа
 Правда Севера, 1934, №190_18-08-1934 ГДЕ СУДА.jpg
"Садко" снова во льдах

БОРТ "САДКО", 14 (по радио от собкора СевРОСТА задержана доставкой). Южным ветром льды несколько развело. Двигаемся дальше.
Сначала шли битым льдом между торосистыми полями в 9—10 баллов, затем тяжелые поля сменились более легкими, до полуметра толщиной, повидимому весеннего происхождения, но зато исчезли разводья. Эти молодые льды "Садко" берет сравнительно легко, однако генерального курса на норд-вест приходится придерживаться лишь приблизительно.

БОРТ "САДКО", 16 (по радио от собкора СевРОСТА). Удачно маневрируя, мы, наконец вырвались из ледяного мешка в котором оказались, будучи в центре Карского моря. 8-го августа в 30 милях к югу от острова Визе встретились с "Седовым", производившим гидрологический разрез.
Вначале лед на этом курсе встречался легкий, но затем по мере приближения к северу становился тяжелее. В настоящее время находимся в 80 милях от острова Каменева, в юго-pападной стороне. Окружены 10-балльным льдом. Используя разводья, с трудом продвигаемся к намеченной цели.

"Русанов" на мысе Челюскина

БОРТ "РУСАНОВА", 14 (по радио от собкора СевРОСТА). Сегодня в 23 часа по московскому времени вслед за "Сибиряковым" пришли на мыс Челюскина. Переход из Архангельска совершен на 16 дней раньше прошлогоднего.
Впереди "Русанову" предстоит покрыть еще 650 километров. Готовимся к новым встречам и борьбе с ледяными преградами.
НАЧ. ЭКСПЕДИЦИИ ВОРОБЬЕВ.


Известия, 1934, №206 (5454), 2 сентября

 Известия 1934-206 (5454)_02.09.1934 ПЕРСЕЙ.jpg
"ПЕРСЕЙ" СПАС НОРВЕЖСКИЙ МОТОБОТ

Экспедиционное судно Полярного научно-исследовательского института "Персей", совершающее сейчас плавание в Гренландском и Северном полярном морях, 27 августа достигло Грингарбура (о. Шпицберген). Севший в этом районе на мель норвежский мотобот «Ендвич» обратился к "Персею" за помощью. 28 августа команда "Персея" под руководством капитана Бильдяева и начальника рейса проф. Зубова сняла мотобот "Ендвич" с мели.
«Персей» продолжает прерванный рейс.
Директор Полярного института
Г. ХЛЫНОВСКИЙ.
Последний раз редактировалось ББК-10 20 Декабрь 2021 15:19, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 20 Декабрь 2021 08:14

Известия, 1934, №206 (5454), 2 сентября

 Известия 1934-206 (5454)_02.09.1934 КРАСИН.jpg
В АРКТИКЕ

ЛЕДОКОЛ «КРАСИН», 30 августа. (Радио от наш. спец. корр. ). 28 августа плотники, доставленные на остров Врангеля ледоколом «Красиным», закончили сооружение дома. Подняты радиомачты.
К вечеру барометр стремительно начал падать. Усилившийся зюйд-вест погнал массу льда в бухту. При свете прожектора срочно подвели к ледоколу и подняли на борт самолет; следом с берега вернулась команда. Ночью судно было блокировано в бухте льдом, но к утру ветер перешел в восьмибалльный норд-вест и лед разредило. Появилась возможность продолжать на берегу крепление мачт и отделку домов. Будущие зимовщики перебрались на остров. Сегодня выходим в обратный путь.
Н. ЕВГЕНОВ.


 Известия 1934-206 (5454)_02.09.1934 ЛЕДОКОЛЫ.jpg
*

По полученным редакцией сведениям, все суда второй Карско-Ленской экспедиции 26 августа прибыли в бухту Тикси, доставив тысячи тонн промышленных и с.-х. товаров для Якутии. В бухту Тикси прибыла также шхуна «Темп».
Ледокол «Сибиряков» направился к о. Самуила, где должен выгрузить оборудование для полярной станции.
Ледорез «Литке» и ледокол «Ермак» вышли в Карское море. В кильватере «Литке» идет пароход «Сталин», освобожденный ледорезом из ледяного плена на зимовке у острова Самуила.
Ледокол «Малыгин» 30 августа вышел навстречу «Литке» и «Сталину», взяв курс на о. Русский. Льда пока нет, хотя стоит холодная погода. Выпал первый снег.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:12

Правда Севера, 1934, №193, 22 августа

 Правда Севера, 1934, №193_22-08-1934 С.ПЕРОВСКАЯ.jpg
В Карских воротах

БОРТ "СОФИИ ПЕРОВСКОЙ", 21 (по радио от собкора СевРОСТА), 19 августа пароход "София Перовская" находился в Карских воротах у полярной станции Вайгач. Густой туман. Стоим в ожидании хорошей погоды для разгрузки груза на Вайгач. Ветер от 5 до 6 баллов. Большой прибой у берега.
Привезенная нами смена зимовщиков переправлена на станцию.
С 16 по 18 августа "Перовской" обслужена полярная станция Юшара и селения Хабарово и мыс Гребень. Весь путь от мыса Гребень до станции Вайгач шли в тумане.
Во время переходов на борту "Перовской" проводятся занятия, выпущена стенгазета, проведено несколько бесед на тему — значение Арктики. Лектор — научный работник т. Ермолаев.
На борту имеется сотрудник Арктического бюро всесоюзного института экспериментальной медицины т. Шишкина, ведущая работу по изучению акклиматизации человека в арктических условиях а также по изучению возможности организации полярного курорта. В смысле акклиматизации Арктики т. Шишкина ведет свои наблюдения над морскими свинками и мышами.
Планом политпросветительной работы намечено проработать доклад т. Сталина на 17 партсъезде, а также прослушать доклады о стратосфере и о новейших технических возможностях в этой области.
После обслуживания Вайгача идем в пролив Матшар.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:17

Правда Севера, 1934, №196, 26 августа

 Правда Севера, 1934, №196_26-08-1934 РУСАНОВ.jpg
РАДИО ИЗ АРКТИКИ
Русанов у мыса Челюскина

БОРТ "РУСАНОВА", 23 (Наш. спец. корр.). В проливе Вилькицкого встретили непроходимые льды. Оказалось, что лед в проливе взломан только наполовину. Стоим в густом тумане у кромки льда. Настроение экипажа бодрое. Участники экспедиции и команда активно работают в кружках. Проведено пять политзанятий, три урока по овладению техникой и одно занятие военного кружка. Кроме того, систематически проводим лекции специалистов, организовали турнир шахматистов.
ЗЫКИН.

*
БОРТ "РУСАНОВА". 24 (по радио от наш. корр.). Пришли к мысу Челюскина пятнадцатого, стали на якорь. Туман. Благодаря умелому руководству работой экипажа капитана Хромцова и старшего механика Трубина путь Архангельск - мыс Челюскин покрыли в 244 ходовых часа, быстрее прошлогоднего на 10 часов.
ЗЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:24

Правда, 1934, № 247, 7 сентября

 Правда, 1934 , № 247, 07 сентября - УСПЕХ КЭ.jpg
Успех карской экспедиции.
ПРОВЕДЕН 21 ПАРОХОД.

ЛЕДОРЕЗ "ЛИТКЕ". 6 сентября. (Радио спец. корр. "Правды"), Достигнув острова Диксон, "Литке" занялся проводкой судов Карской экспедиции. идущих с экспортным лесом от портов Енисея и Оби на мировые рынки. После выполнения этой задачи "Литке" вступит в последний этап своего похода — Владивосток — Архангельск. Пройдено 5 тысяч миль, осталось около 1.200.
К. Радвиллович.

* * *

ОСТРОВ ДИКСОН, 6 сентября. (Радио спец. корр. "Правды"). Ледоколы "Малыгин" и "Ермак" провели черед Карское море 21 пароход карской экспедиции общим тоннажем в 90. 000 тонн. Осталось провести 7 пароходов. Из Карского моря вышли с экспортными грузами 6 пароходов. За все время операции не было ни одной аварии. Проводка идет успешно, несмотря на ледовые трудности, штормы и туманы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:30

Известия, 1934, №211 (5459), 8 сентября

 Известия 1934-211 (5459)_08.09.1934 В АРКТИКЕ МАЛЫГИН.jpg
В АРКТИКЕ

ЛЕДОКОЛ "КРАСИН", 6 сентября. (Радио от наш. спец. корр.). Идя на запад, на 72° 41' широты и 175° 20' долготы неожиданно вышли из тяжелых льдов. Впереди — большие пространства. чистой воды. Туман и снегопад мешают воздушной разведке. Повернули к югу. Продвигаемся вперед пока без особых затруднений.
Н. ЕВГЕНОВ.
* * *
ЛЕДОКОЛ "СЕДОВ". 6 сентября. (Радио от наш. спец. корр.). Только-что вернулись санные партии с о. Уединения, где произведены большие научные работы. Закончена топографическая съёмка острова, установлен навигационный знак. Во время работ на острове почти к самым палаткам подходили медведи. Один медведь приблизился ко мне на расстояние в 50 шагов. Двух медведей удалось застрелить.
Проф. САМОЙЛОВИЧ.
* * *
ЛЕДОКОЛ "МАЛЫГИН". 6 сентября. (Радио от наш. спец. корр.). Четвертый день дрейфуем во льдах, подвигаясь к о. Русскому, от которого сегодня находимся в 8 милях. Пурга мешает воздушной разведке. Собрали и спустили на лед самолет «У-2». Ждем погоды.
ПОЛЯКОВ.

* * *
 Известия 1934-211 (5459)_08.09.1934 В АРКТИКЕ СМОЛЕНСК МЫС ЖЕЛАНИЯ.jpg
ПАРОХОД "СМОЛЕНСК", 6 сентября. (Радио от наш. спец. корр.). Разгрузившись на мысе Шмидта, отправились в Ванкарем, где приняли груз пушнины и помогли строительству радиостанции. 2 сентября прибыли в Уэллен, где выгрузили 700 тонн угля и приняли на борт зимовщиков и пушнину. На другой день вышли в море и сейчас держим курс на бухту Провидения.
ЛАПИНСКИЙ.
* * *
МЫС ЖЕЛАНИЯ, 7 сентября. (По радио). На полярную станцию мыса Желания прибыла новая смена зимовщиков в составе 24 человек.
Станция приведена в образцовый порядок. Широко развернули научную работу. Переходим на зимнее положение. Создаем кружки политучебы.
Зимовщики мыса Желания включились в конкурс на лучшую полярную станцию. В ЦК ВЛКСМ зимовщики отправили ходатайство о присвоении станции мыса Желания звания образцовой комсомольской полярной станции.
ЕГОРОВ.
Последний раз редактировалось ББК-10 22 Декабрь 2021 19:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:51

Известия, 1934, №214 (5462), 11 сентября

 Известия 1934-214 (5462)_11.09.1934 В АРКТИКЕ СЕДОВ И ДР.jpg
В АРКТИКЕ

ЛЕДОКОЛ "КРАСИН". 10 сентября. (Радио от наш. спец. корр. ). 7 сентября вновь подошли к юго-восточному побережью о Врангеля. Штормовый норд разредил льды. В бинокль видно селение в бухте Роджерса.
Н. ЕВГЕНОВ.
*
ЛЕДОКОЛ "СЕДОВ", 10 сентября. (Радио от наш. спец. корр. ). Прошли гам, где на карте значится остров Уединения, и вновь убедились, что никакого острова в этом месте нет. Остров же Уединения находится на другом меридиане.
Взяли курс на о. Диксон. По пути оказала помощь застрявшему во льдах научно-исследовательскому судну "Циркуль".
Вчера убили шестого за время экспедиции медведя. С трудом пробиваясь во льдах, приближаемся к острову "Известий".
Проф. САМОЙЛОВИЧ.
*
БУХТА ТИКСИ, 9 сентября. (По радио). 7 сентября морские суда Ленской экспедиции вышли в обратный путь. В связи с появлением в Карском море тяжелых льдов зимовщики сняты с борта парохода "Молотов" и направляются зимним путем по Лене в Якутск.
*
Начальник Северо-Восточной (Колымской) экспедиции капитан Мелехов сообщил Наркомводу о том, что экспедиция благополучно завершается. Пароход "Лейтенант Шмидт" уже прибыл в бухту Провидения. Пароход "Микоян" вышел из Полярного моря. Последний пароход экспедиции — "Урицкий" — прошел мыс Шмидта и приближается к бухте Провидения.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 22 Декабрь 2021 19:53

Известия, 1934, №218 (5466), 16 сентября

 Известия 1934-218 (5466)_16.09.1934 ЛИТКЕ-СЕДОВ-САДКО-ДИКСОН.jpg
ВСТРЕЧА ТРЕХ ЛЕДОКОЛОВ

БОРТ "ЛИТКЕ". 15 сентября. (По радио). "Литке" достиг острова Диксон. Здесь на рейде стоит, принимая уголь, ледокол "Седов". Четырнадцатого сюда же пришел ледокол "Садко".
На "Литке" состоялась встреча руководителей трех экспедиций. Вечером, закончив бункеровку, "Литке" вышел по направлению к Югорскому Шару.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1934 года

Сообщение ББК-10 24 Декабрь 2021 12:07

Известия, 1934, №225 (5473), 24 сентября
 Известия 1934-225 (5473)_24.09.1934 УШАКОВ КАРТА АРКТИКИ.jpg
1934 ГОД В АРКТИКЕ

Г. УШАКОВ
Зам. начальника Главного управления Севморпути

Походом в Мурманск ледореза «Литке» заканчивается один из основных этапов нашей работы в Арктике в сезон 1934 г.
Еще далеко не все суда закончили свою работу. Ледоколы «Русанов», «Садко», «Седов», «Ермак», «Малыгин» еще борются с препятствиями, которые ставит их работе арктическая природа.
Продолжается проводка судов Карской экспедиции. Работают получившие дополнительное задание на обратном пути из Лены суда «Молотов» и «Сакко». В Тихом океане заканчивают свою операцию у берегов Чукотки и Камчатки пароходы «Смоленск» и «Урицкий».
Но уже сейчас можно смело говорить о некоторых результатах выполнения широкого плана наступления на Арктику, предпринятого в 1934 г.
1934 год изобилует такого рода походами, которые в прошлом делали бы целую эпоху в изучении Арктики. Сейчас же они носили обычный, так сказать рабочий, характер.
В дальневосточном секторе Арктики был совершен поход, попытки осуществить который не удавались уже в течение пяти лет. Краснознаменный ледокол «Красин» достиг острова Врангеля и снял оттуда зимовщиков, бессменно работавших на острове 5 лет. Попутно «Красин» провел в районе о. Врангеля (северо-западнее его) значительную научную работу. Итоги этой работы вместе с материалами, добытыми «Сибиряковым» и «Литке», а также экспедицией «Челюскина» в районах несколько южнее о Врангеля, дадут нам ясное представление о навигационном и ледовом режиме этого труднейшего участка Северного морского пути.
Помимо «Красина», на Дальнем Востоке в арктическом рейсе Главсевморпути участвовали пароходы «Смоленск» и «Урицкий». Их задачей была смена зимовок на Чукотском побережье и доставка материалов для строительства новых полярных станций. Оба эти парохода выполнили план своих работ и сейчас возвращаются во Владивосток.
Одна за другой вступают в строй новые полярные станции.
На участке северного побережья Якутской республики, помимо Ленской экспедиции (о которой речь будет ниже), был проведен смелый рейс на Новосибирские острова речного теплохода «Пятилетка». Этот теплоход выгрузился на острове Б. Ляховский в двух пунктах и провел там строительство полярных станций.
Кроме работ, связанных с хозяйственным освоением Якутского побережья в море Лаптевых, было осуществлено несколько экспедиций гидрографического характера.
В районе острова Котельного работало гидрографическое судно «Темп».
Гидрографический бот «Лаптев» совершил по примеру прошлогоднего рейса бота «Пионер» переход из Тикси в бухту Нордвик. Бот оставлен там на год, чтобы этот исключительно важный с точки зрения хозяйственного освоения Арктики участок был в навигационном отношении окончательно изучен.
В этот же район на Нордвик из Архангельска прошел ледокол «Русанов», преодолев на своем пути льды Карского моря и пролива Вилькицкого. Ледокол «Русанов» построил на Нордвике большую станцию и высадил экспедиционную поисковую партию на нефть (с буровым оборудованием). На этом же участке было выгружено дополнительное оборудование и зимовавшим у островов Самуила пароходом «Правда». Таким образом второй год повторяющиеся попытки проникновения в нефтеносный Нордвикский район наконец успешно завершились.
На мыс Челюскина совершил рейс ледокол «Сибиряков». Он выгрузил и провел здесь строительство для геофизической обсерватории и ряда новых зданий и сооружений, закрепив таким образом постоянную базу на труднейшем для прохождения судов участке Северного морского пути.
Ледокол «Садко», в 1934 году поднятый силами краснознаменного Эпрона с морского дна, совершил спой первый большой рейс.
На экспедицию «Садко», возглавляемую зам. нач. Главного управления Северного морского пути т. Иоффе, была возложена труднейшая задача — достигнуть мыса Оловянного на Северной земле либо острова Уединения и построить там новую полярную станцию, которая служила бы форпостом нашей работы в северо-восточной части Карского моря.
«Садко» встретил на своем пути наиболее трудные ледовые условия по сравнению со всеми прочими экспедициями. Это однако не останавливало его работы, и сейчас полярная станция на острове Уединения уже вступила в строй.
Дополнительное задание по снятию зимовщиков с островов Каменева, куда в течение двух лет не могли подойти суда, было осуществлено с помощью пилота тов. Алексеева.
Тов. Алексеев с борт-инженером тов. Побежимовым совершил исключительный по своей смелости полет на острова Каменева. Они сняли оттуда четырех зимовщиков а также начальника первой Ленской экспедиции Лаврова и пилота Линделя, несколько месяцев тому назад добравшихся пешком до зимовки после аварии их самолета.
Большую работу проделали, помимо самолета т. Алексеева, также тяжелые морские самолеты «Н-9» и «Н-26» с командирами их тт. Козловым и Махоткиным.
Участие в проводке Ленской экспедиции проливом Норденшельда принимал самолет «Н-8» (командир самолета т. Головин).
Гидрографические работы Сибирского гидрографического управления обслуживали самолеты «Н-25» и самолет «МР-5».
Ледокол «Седов», руководимый проф. Самойловичем, был предоставлен целиком для научной работы. Своим удачным походом он нанес ка карту Карского моря между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей целый ряд новых промеров. Были добыты также материалы, необходимые для изучения ледовой обстановки данного района и для составления предположений о ледовой обстановке на будущее время. Кроме того, участники экспедиции «Седова», высадившись на остров Визе, засняли геологическую карту этого острова, определили астрономический пункт высокой точности и магнитные элементы. Между мысом Желания и островом Визе ими обнаружена впадина глубиной до 520 метров. На ЕSЕ от острова оконтурено мелководье глубиной от 14 до 50 метров. Произведена топографическая съемка острова Уединения, определены периметр острова, его геологическое строение, а также астропункт и элементы Земного магнетизма.
Экспедиция на ледоколе «Таймыр» под руководством т. Дриго в рекорднокороткий срок достигла Земли Франца-Иосифа, сменила там зимовщиков и, пользуясь оставшимся временем, совершила обход станций Новой Земли. Экспедицией проведены также гидрологические работы в Баренцовом море.
С точки зрения хозяйственного эффекта наибольшее значение имели Ленская и Карская экспедиции, которые сейчас успешно завершаются.
Головными судами Ленской и Карской экспедиций были ледоколы «Ермак» и «Малыгин». Руководил всей работой судов в Карском море т. Орловский.
Ленская экспедиция в составе трех судов прошла в бухту Тикси и, выгрузившись там, возвратилась обратно в Карское море без зимовки. О значении этой экспедиции для хозяйственного развития северной части Якутской республики говорить не приходится, так как транспорт в последние годы определяет развитие производительных сил якутского Севера. Значение это усугубляется еще и тем, что одновременно с приходом морских судов в бухту Тикси туда был переброшен (по примеру «Пятилетки» в прошлом году) из Енисея в Лену речной пароход «Партизан Щетинкин». Это значительно усилило речной транспорт Лены и обеспечило продвижение грузопотоков от морского порта в глубь Якутской республики.
Количество грузов, доставленных на Лену морским путем в 1934 г., составило 7.450 тонн против 3.380 тонн, доставленных первой Ленской экспедицией в прошлом году.
Весьма эффективно проходит и Карская экспедиция, в которой в этом году участвует 28 судов, в том числе 25 иностранных.
Грузооборот Карской экспедиции в 1934 г. значительно возрос. В 1931 г. грузооборот Карской экспедиции составил всего 66.300 тонн, в 1932 г. — 96.300 тонн, в 1933 г. — 109.000 тонн,
а в 1934 г. — уже 112.000 тонн.
Этот огромный грузооборот при почти безаварийном ходе самой экспедиции позволяет утверждать, что участок Карского моря уже освоен для грузоперевозок Северным морским путем.
На карте Северного морского пути в итоге всех перечисленных работ мы имеем густую паутину, отражающую плавание советских судов. Среди них выделяется блестящая работа ледореза «Литке», сумевшего не только провести ряд оперативных работ по оказанию помощи судам первой Ленской экспедиции, речным судам и судам Карской экспедиции, но и попутно с этой работой совершить сквозной рейс Северным морским путем в направлении с востока на запад.
В прошлые годы «Сибиряков» и «Челюскин» также в одну навигацию прошли Северным морским путем. Их направление было противоположным тому, которым шел «Литке», и основные трудности, приведшие к частичной аварии «Сибирякова» и гибели «Челюскина», были встречены на конечном этапе Северного морского пути в Чукотском море.
«Литке» встретил эти трудности в самом начале своего пути в более благоприятное время года и преодолел их без потерь, чему немало способствовало и использование всех технических средств. Этими средствами мы располагаем сейчас в Арктике в несравненно большем масштабе, нежели в прежние годы.
В работе «Литке» в Чукотском море огромную услугу оказал самолет «Ш-2» с летчиком т. Кукановым и борт-механиком т. Куква. Большое значение имела также помощь вновь выстроенных на Чукотском побережье полярных станций.
Двигаясь дальше на запад, «Литке» зашел в бухту Тикси за углем и затем направился к зимовавшим у острова Самуила судам 1-го Ленского каравана. Здесь он с огромными усилиями вывел их из ледового плена. Несмотря на полученное при этом повреждение, «Литке» несколько раз прошел проливы Вилькицкого, проводя на этом труднейшем участке морские суда и речной пароход «Партизан Щетинкин».
Затем «Литке» вышел в Карское море и принял участие в работе Карской экспедиции, облегчив задачу «Ермаку».
И наконец 20 сентября краснознаменный ледорез, выполнив целиком свое задание и пройдя в одну навигацию с востока на запад весь Северный морской путь, пришвартовался в Мурманске.
Блестящие итоги похода «Литке» получили заслуженную оценку со стороны т. Сталина и членов Политбюро, возбудивших ходатайство о награждении участников экспедиции. Реальная
возможность прохождения в одну навигацию сквозного Северного морского пути, доказанная «Сибиряковым» и «Челюскиным», еще раз подтверждена «Литке».
Этот поход вместе со всей описанной нами выше суммой ледовых экспедиций 1934 года может служить блестящим подтверждением реальности и осуществимости задачи использования Северного морского пути как основной транспортной артерии, для хозяйственного развития огромных приполярных территорий нашего Союза.
Там, где плавал «Литке» с его помощью проходили и грузовые суда, проникая во все уголки Северного побережья - в Колыму, Лену, Хатангу. Енисей и Обь.
Мало того, сейчас уже можно поставить задачу и сквозного плавания грузовых судов Северным морским путем. Это первый и основной вывод из предварительного анализа работ 1934 г. и итогов похода «Литке».
Второй вывод, вернее итог, этих работ заключается в огромном научном багаже, накопленном нашими экспедициями, и широком полярном строительством, осуществленном ими.
Размеры полярного строительства характеризуются огромным ростом технического оснащения наших стационарных баз в Арктике — полярных станций и их количественным ростом: к 1 января 1933 г. было 15 станций, на 1 января 1934 г. — 19 станций, сейчас работают уже 34 станции, а к концу сезона их будет 39. Дальнейшее проникновение в глубь полярных территорий повлечет за собой рост числа наших полярных точек и в материковой части крайнего Севера. Общее число станций должно увеличиться до 145.
Располагая героической полярной авиацией, мощной сетью научных станций и раций на всех участках Северного морского пути и широко развернув разведки богатств далекого Приполярья, мы имеем налицо все необходимые, предпосылки для выполнения в кратчайший срок новых заданий, поставленных правительством перед Главным управлением Северного морского пути в историческом решении о развитии северного хозяйства.
 Известия 1934-225 (5473)_24.09.1934 КАРТА АРКТИКИ.jpg
Взгляните на эту карту. Только в той части арктического побережья мира, которая принадлежит СССР, ведется большая, планомерная работа по освоению Арктики. Лишь в этом году в наших полярных водах плавало более 70 экспедиционных судов. Огромную работу проделала советская арктическая авиация. Широко раскинулась сеть полярных станций, которых уже насчитывается 34 (на карте эти станции обозначены черными кружками).
Главнейшие экспедиции этого года отмечены на нашей карте. Это — замечательный поход "Литке" (сплошная черная линия); это — экспедиция на ледоколе "Красин" к о. Врангеля (пунктир); это — научный поход "Сибирякова" в бухту Тикси (пунктир с точками); это — поход возрожденного "Садко" к мысу Оловянному (черная линия в виде колючей проволоки); это — поход «Русанова» в бухту Нордвик; это наконец проводка судов Карско-Ленской экспедиции ледоколами "Ермак" и "Малыгин".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения