Навстречу навигацииНА ЮГЕ нашей страны, на реке На Аму-Дарье открылась навигация. Скоро весна освободит все реки и моря от ледяных оков. Водный транспорт вступает в самую ответственную пору.
Вся страна ждет от водников в нынешнем году решительного подъема перевозок. Трудно найти другой участок, где таились бы такие огромные неиспользованные возможности, как в морском и речном флоте.
Два океана и четырнадцать морей омывают берега нашей родины. Общая длина советских рек превышает полмиллиона километров, в том числе судоходные магистрали составляют больше ста тысяч километров. По протяженности водных путей Советский Союз занимает первое место в мире. За годы сталинских пятилеток созданы Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, канал Москва — Волга. Проведены большие работы по углублению рек, строительству речных и морских портов, их оснащению механизмами, пополнению флота новыми, технически совершенными судами. Партия и правительство неизменно оказывали и оказывают водному транспорту серьезную помощь.
Однако руководители водного транспорта не сумели еще по-настоящему использовать возможности, которыми они обладают. На протяжении ряда лет план перевозок по воде не выполняется. Не выполнен он и в 1939 году, хотя работа флота, особенно речного, несколько улучшилась. Подводя итоги 1939 года, правительство признало работу Народного комиссариата морского флота неудовлетворительной.
Нет сомнения, что армия водников не хочет отставать, горит желанием работать так, как учит товарищ Сталин, как требует родина. Об этом свидетельствуют замечательные дела передовых людей и целых коллективов, рост рядов стахановцев, ширящееся соревнование на образцовую подготовку и проведение навигации. И если водный транспорт все еще отстает, то это объясняется тем, что его работа плохо организована. Сверху донизу, от наркоматов до многих судовых команд и ремонтных бригад нет четкой, большевистской организации дела, подлинного оперативного руководства.
Эта неорганизованность ярко сказывается на таком решающем участке подготовки к навигации, как ремонт судов. Известно, что в прошлом году ремонт крайне затянулся, и многие суда вышли в первый рейс с большим опозданием. Казалось бы, водники должны были учесть этот урок и навести порядок в судоремонте. Однако и сейчас ремонт значительно отстает от намеченных сроков.
Это объясняется прежде всего производственным бескультурьем в пароходствах и на судоремонтных заводах. Балтийское пароходство, Касптанкер и другие очень поздно сдали ремонтные ведомости, то-есть перечни необходимых работ, а затем без конца дополняли их. На многих заводах нет определенного технологического процесса, нет по сути дела планирования производства. На Астраханском заводе имени III Интернационала начальник каждого цеха сам договаривается с капитанами и механиками судов о том, какие работы он должен для них выполнить, сам назначает сроки этих работ; между цехами нет никакой согласованности. На Астраханском заводе имени Сталина токарные станки сплошь и рядом простаивают «из-за отсутствия работы», в то время как здесь же на заводе лежит множество нуждающихся в обработке деталей. На большинстве судоремонтных заводов велик брак, не изжита обезличка, нет четкой специализации бригад. Короче говоря, по организации производства эти предприятия неимоверно отстали от возросшего уровня нашей социалистической промышленности. Резервов здесь непочатый край!
Опыт показывает, что там, где навели порядок в организации производства, там, где сумели, в частности, привлечь к участию в ремонте судовые команды, — дело идет на лад. Так, в речном флоте досрочно и высококачественно отремонтированы пароходы «Николай Островский» (Верхняя Волга), «Пятилетка» (Кама), «Вячеслав Молотов», «Сергей Киров», «Октябрь», «Кимовец» (Дон), «Лещ», «Свирь», «Феликс Дзержинский», «Орлец» (Северное пароходство), «Тельман» (Западное пароходство), нефтевоз «Черкес» (Волготанкер), теплоход «Грузия» (Средневолжское пароходство). В Баку, на заводе имени Парижской Коммуны по инициативе команды танкера «Волга» организовано комплексное соревнование по судоремонту; участники соревнования вдвое-втрое перевыполняют задания.
Команды передовых судов систематически, изо дня в день производят своими силам текущий и средний ремонт. Это позволило, например, черноморско-
му теплоходу «Котовский» четыре года плавать без захода на судоремонтный завод. Уже два года не становится на ремонт и каспийский теплоход «Осетин». К сожалению, Наркомат морского флота и пароходства ничего не сделали, чтобы распространить опыт этих передовых коллективов, организовать на всех судах такой же уход за оборудованием.
Бичом водного транспорта являются простои. Достаточно сказать, что, например, сухогрузный морской флот проводит на стоянках две трети времени, а в движении — только треть. Недалеко от него ушли и другие категории флота. Еще на XVIII съезде тов. Молотов призвал водников «спять с себя это позорное пятно, ликвидировать простои и дать пример лучшей работы на транспорте». Однако в минувшем году простои оставались все еще высокими. Покончить с ними — важнейшая задача навигации 1940 года. Решение одной только этой задачи сразу увеличит провозную способность водного транспорта почти в полтора раза!
И здесь зло коренится тоже в неорганизованности, в том, что на водном транспорте не научились считать не только минуты, но даже часы, а подчас и дни. Ведь сумели же в Красноводском морском порту организовать одновременную разгрузку и погрузку судов. По мере того, как освобождаются трюмы, начинается их загрузка. Одна эта простая мера сразу привела к резкому снижению простоев. Но Наркомат морского флота не подхватил инициативы красноводцев. В большинстве портов процветает непроизводительная трата времени. Такой крупный речной порт, как Горьковский, грозит и в этом году стать «кузницей простоев». Как отметил на-днях горьковский обком партии, порт неудовлетворительно готовится к навигации, до сих пор не передал мастерским заказов на новое оборудование, не наметил даже планов расстановки механизмов.
Чтобы покончить с простоями, надо улучшить не только работу портов, но и эксплуатационную деятельность пароходств. Нередко простои вызываются тем, что суда отправляются и прибывают неравномерно, пачками; особенно дает себя знать «штурмовщина» в конце месяца. Обеспечить дружную совместную работу портов и пароходств, движение судов строго по графику — вот что нужно для выполнения плана, перевозок.
На водном транспорте, как и на любом участке нашего строительства, кадры решают все. Между тем далеко не все руководители морского и речного флота научились ценить, беречь и растить кадры. Ничем нельзя оправдать укоренившуюся практику расформирования и переформирования команд, перебросок их с одного судна на другое. Большая текучесть кадров, частая смена командного состава вносят дезорганизацию в работу флота. Надо сейчас же, до начала навигации, позаботиться о подборе устойчивого состава судовых команд, создать такие производственные и бытовые условия, так поставить воспитательную работу, чтобы люди чувствовали себя на судах, как в родном доме.
Многочисленные недостатки водного транспорта вытекают из одного: здесь еще крепко гнездятся осужденные партией канцелярско-бюрократические методы руководства. Особенно отличается ими Наркомат морского флота. Наркомат слабо связан с пароходствами, портами, судами, плохо знает людей, затягивает разрешений неотложных вопросов, а подчас своими неправильными и противоречивыми указаниями вносит даже путаницу. Приказы идут непрерывным потоком, но исполнение их не проверяется. Бумага заслоняет живое дело. Грешит этим и Наркомат речного флота. Достаточно сказать, что за один только январь наркомат отправил в речные бассейны 5.980 приказов, распоряжений и предписаний, 24.109 писем, 2.500 телеграмм.
Отбросить канцелярско-бюрократические методы руководства, по-большевистски возглавить борьбу передовых людей за решительный подъем водного транспорта — вот что требуется от руководителей, больших, средних и малых.
Нужно обеспечить всемерную помощь водному транспорту со стороны местных советских и партийных организаций. Хозяйственные органы, отправляющие и получающие грузы водой, обязаны во-время давать заявки на перевозку и подвозить грузы в портам, добиваться вместе с водниками резкого сокращения простоев.
Предстоящая навигация — серьезнейший экзамен для водников. 1940 год должен положить конец отставанию водного транспорта, вывести его в ряды передовых отраслей неуклонно растущего народного хозяйства Страны Советов.