Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 18:35


Известия, 1972, № 3 (16931), 4 января

 Известия 1972-003 (16931)_04.01.1972 Н-72ФОТО.jpg
 Известия 1972-003 (16931)_04.01.1972 Н-72.jpg
Репортаж с места события
СКВОЗЬ
ПОЛЯРНУЮ МГЛУ


ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРУ
МОРСКОГО ФЛОТА СССР
тов. ГУЖЕНКО


Выполняя задание партии и правительства, отважные советские моряки, взламывая льды Арктики, впервые в истории доставили в канун нового, 1972 года необходимые для производства и строительства Норильского горно-металлургического комбината грузы, на обратном пути вывезли крайне необходимую стране продукцию комбината. Высокая научно-техническая организация ледовых рейсов и мужество моряков убедительно доказали возможность уже в 1972 году значительно расширить сроки навигации в отдаленных северных, труднодоступных районах страны.
Коллектив тружеников заполярного Норильска сердечно поздравляет их с успешным окончанием ледового плавания. Мы просим передать наше искреннее восхищение командам и руководству судов «Лена», «Гижига», «Восток-5», «Печенга», «Куйбышевгэс», «Парголово», ледоколов «Ленин», «Мурманск» и «Капитан Мелехов»; руководителям и коллективам Северного и Мурманского пароходств, участвовавшим в обеспечении четкой организации доставки грузов ледокольным караваном.


Секретарь Норильского горкома КПСС БОРИСОВ,
директор Норильского горно-металлургического комбината Машьянов.
♦ ♦
Корреспондент «Известий», побывавший в порту Дудинка, сообщает:

НАД ТАЙМЫРОМ невидимые часы словно пробили полночь. Самое темное время года, самое холодное — середина полярной ночи. В такое время я не раз бывал в Дудинке. Декабрьской ночью она всегда казалась сонной: Енисей спит, причалы спят — наработались за лето... Лишь изредка где-то прокукует маневровый паровозик, проскрежещет траками вездеход геофизиков, фары скользнут взглядом по сугробу на обочине — снова темно и тихо. Огни слепы. Даже ветер не балует, не гоняет туман. Здание порта похоже на затертое льдами судно.
Я помню другую Дудинку — солнечную, оттаявшую, звонкую, портовую, не знающую ни ночи, ни сна, ни отдыха, украшенную портретами передовиков навигации и алыми вымпелами лучших экипажей. «Даешь миллионную тонну грузов! », «Даешь двухмиллионную! », «День навигации год кормит»...
«120» — почти магическое число дней навигации. Столько отпустила природа Енисею в нижнем его течении, чтобы катить свои воды без льда. Четыре месяца, за которые надо обеспечить Таймыр для жизни в основное время года, в восьмимесячную зиму.
Бывало, что навигацию продлевали на три дня, на неделю. Благоприятный гидрологический режим, внезапная оттепель... Это воспринималось как подарок.
Бывало, мороз сковывал реку «досрочно», суда не успевали уйти вверх по Енисею, оставались на зимовку, а то и не добирались до цели, застревали. Такой год можно было сравнить с неурожайным. День навигации год кормит...
То, что я увидел в Дудинке нынешней зимой, не сразу осознаешь. Полярная полночь — и навигация. Парящая майна — след ледокола, затягивающийся на глазах, — и навигация!
Из кабинета первого секретаря горкома партии тов. Миргунова хорошо виден ярко освещенный берег. Потомственный таймырец, ровесник порта (первый причал построили в 1935 году), руководитель навигационного штаба, Виталий Константинович знает реку и речников, порт и краны, такелажные хитрости и цифры грузооборота. Что же это, спрашиваю, получается: ни страды, ни спешки, ни горячки, ни леса мачт, ни очередей на рейде, ни «тех самых» 120 дней?
«Уложиться» в 120 дней все труднее — как ни удлиняй причалы и как ни оснащай их механизмами. Когда-то охотничьему Таймыру хватало нескольких барж с грузами. Таймыру металлургическому и рудному, особенно после открытия Талнаха, грузов нужно все больше и больше, да и загружать суда на обратный путь есть чем. Необходимость ледового эксперимента назревала, и его провели. Караван судов без особых приключений прибыл из Архангельска к нам, экипажи ледоколов показали себя молодцами. Последние два «моряка» скоро уйдут.
... Жаркая работа на морозе. Краны кланяются гостям, прошедшим в декабре три полярных моря. Пустеют трюмы. По-летнему хрипнут голоса диспетчеров. Оформляются документы на обратный груз — норильский металл и талнахскую руду.
Героически потрудились моряки с «Гижиги» и «Лены». Новый год эти экипажи.. Северного пароходства встретили по дороге домой. В Северном Ледовитом океане.
Известный перерыв в навигации — от начала ледостава до конца ледохода, — похоже, перестает быть законом.
А. ЛЬВОВ.
ТАЙМЫР.

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 18:37

Известия, 1972, № 6 (16934), 7 января

 Известия 1972-006 (16934)_07.01.1972 Н-72.jpg
ОТ МУРМАНА ДО ЧУКОТКИ

ФАСАДОМ, обращенным к Ледовитому океану, известный русский мореплаватель Степан Осипович Макаров назвал север России. Фритьоф Нансен окрестил Сибирь «страной будущего». Как хочется порой вообразить их обоих нашими современниками. Вот порадовались бы они, читая на днях в «Известиях» сообщение о зимнем мореплавании в Арктике. Тут, пожалуй, и русский адмирал — строитель первого в мире мощного ледокола, и норвежский полярный исследователь — основоположник науки о льдах, только руками бы развели: фантастика!.. Самые смелые их мечтания были далеки от той реальности, свидетелями которой являемся сегодня мы.
Моряки Мурманского и Северного пароходств доставили грузы для Норильского горно-металлургического комбината; из Дудинки была вывезена нужная стране продукция Норильска. И сделано это в разгар полярной ночи, когда ледяным покровом скованы и северные наши моря, и многоводный могучий Енисей, воспетый сибиряками «брат океана». Достигнуто это не только мастерством и героизмом моряков группы арктических судов, Но и образцово организованной работой учреждений, обслуживающих флот прогнозами погоды и ледовой разведкой. Таким образом, на добрых два месяца в год удлинены сроки навигации в полярных морях и тем самым укреплены транспортные связи различных районов Крайнего Севера, экономически друг к другу тяготеющих.
Успех этот естествен, закономерен для советского строя. Ведь наступление на полярную стихию народ наш вот уже более полувека, следуя ленинским предначертаниям, ведет последовательно из пятилетки в пятилетку, из года в год.
В девятой пятилетке еще сильнее, чем в прошлые годы, должно возрасти участий Крайнего Севера в народнохозяйственной жизни страны. Многие отрасли промышленности развиваются ныне на заполярных и приполярных наших землях, а общая численность их населения определяется уже миллионами человек. Тут рыбаки Мурмана, промышляющие в штормовом Баренцевом море и на просторах Атлантики. Тут горняки и химики Хибин, снабжающие «камнем плодородия» — апатитом колхозные нивы. Тут и железнодорожники Северо-Печорской магистрали. Тут и нефтяники, газовики низовьев Оби. В довоенную пору слава пионеров индустрии на севере Сибири принадлежала игарцам, поставлявшим на экспорт первосортный лес. Но давно уже Игарку далеко обогнал ее младший брат Норильск — город металлургов.
Было время — на рубеже 50—60-х годов, —когда рядом с промерзшей до дна таежной речкой Ирелях и только что открытой кимберлитовой трубки «Мир» ставились меж сугробов палатки — жилища горняков, добывающих алмазы. А сегодня Мирный — второй по населению город в Якутии, столица «алмазного края».
Суровая, от века пустынная земля не сразу покоряется человеку. Свои богатства она отдает, лишь будучи атакована новейшей техникой. Примеров того, как наука становится производительной силой на Крайнем Севере, немало. Освоено гидростроительство на вечной мерзлоте, и вот уже таежные реки Вилюй, Хантайка вращают турбины, а по проводам высоковольтки над тундрой за сотни километров мчится живительный ток. На Кольском полуострове близ Кандалакши, в Билибино — на Чукотке, строятся электростанции атомные.
Пусть бушует пурга — в теплицах заполярных совхозов вызревает свежая зелень. Пусть на уровне верхних этажей домов поднимаются сугробы— заполярные пловцы тренируются в закрытых залитых солнечным светом бассейнах, а гимнасты — под куполами спортивных залов. Да, не перечесть всех чудес, которыми богата ныне недавняя «пустыня белого безмолвия».
Крайний Север особо примечателен и тем!, что для множества людей он становится школой мужества, школой гражданственности. Единоборство со стихией закаляет характеры, сплачивает тружеников, воспитывает в них чувство коллективизма, сознание долга перед Родиной, готовит к подвигам.
В летописях советского общества — моряки, освоившие трассу Северного морского пути, авиаторы — первые Герои Советского Союза, геологи — первооткрыватели подземных кладовых, пионеры индустрии и градостроения, выдающиеся ученые, познающие закономерности природных процессов. И поистине невозможно перечислить тех — ибо имя им легион, — кто продолжает обживать крайние широты, передавая эстафету первопроходцев от одного поколения другому, тех, кто творит подвиги, сам того не замечая.
Родине дороги все северяне, славные своим трудом. Расскажем сегодня о них, путешествуя с фотообъективом от Мурмана до Чукотки. Будьте нашими попутчиками, друзья-читатели.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 18:44

Известия, 1972, № 19 (16947), 22 января

 Известия 1972-019 (16947)_22.01.1972 Н-72.jpg
ЯНВАРСКИЕ БУДНИ МОРЕЙ
БАЛТИКА: ЧИСТАЯ ВОДА

Ледокол «Капитан Мелехов», прибывший из Мурманска в Ригу, стоит пока без работы.

Удивительная нынче зима в Латвии. До последних дней здесь не было снега, а ртутный столбик почти не опускался ниже нуля. Но вдруг ударили морозы в 20—25 градусов. Сковало Даугаву, началось интенсивное образование ледяного поля в Ирбенском проливе. Из Мурманска был срочно выслан ледокол, но, пока он шел, в Латвии снова потеплело, и суда беспрепятственно продолжают заходить в Рижский морской торговый порт.
В январе в порту Рига побывало более 60 судов. Зимняя навигация проходит успешно. И в такое время года бездействует ледокол! Редкость для суровой Балтики.
Я. МОТЕЛЬ,
нештатн. корр. «Известий».
РИГА. (По телеф.).
ЧЕРНОЕ МОРЕ: ЛЕДЯНЫЕ ТОРОСЫ

Вернувшись из Батуми в Одессу, теплоход «Таджикистан» не сразу смог подойти к причалу морского вокзала. Приблизительно на пять миль от берега Одесский залив скован льдом.

Южные порты страны не часто прибегают к услугам ледоколов. Вот и в нынешнем году, хотя зима в разгаре, работа для них нашлась лишь в последние 'дни, когда неожиданные двадцатиградусные морозы стали быстро затягивать прибрежные участки Черного моря льдом. В ледовый плен одесского рейда попал не только «Таджикистан», но и пароходы «Лазарев», «Днепр», болгарский теплоход «Марица» и другие советские, и зарубежные суда. Не будь рядом ледокола и буксиров, они оказались бы в беспомощном положении.
Особенно труден подход к Николаевскому и Херсонскому портам: толщина льда в Днепробугском лимане достигла 30 сантиметров.
Начавшаяся на юге ледовая кампания, как подтверждают синоптики, обещает быть очень напряженной.
А. КНОП,
нештатн. корр. «Известий».
ОДЕССА. (По телеф.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 19:41

Известия, 1972, № 65 (16993) 17 марта.

 Известия 1972-065 (16993)_17.03.1972 Н-72  ЧИТА.jpg
ЗОЛОТАЯ НАВИГАЦИЯ

Забайкальские добытчики благородного металла раньше срока начали навигацию.

Обычно реки в этих суровых краях скованы льдом до мая. В нынешнем году они проснулись ранее. Полутораметровый ледяной панцирь сняли с помощью специальных паровых резаков.
Первыми подняли флаги навигации плавучие базы Н-106 и Н-107 комбината «Балейзолото». Вслед за ними, тоже значительно раньше графика, выйдут в плавание драги Н-167 и Н-168.
С. ТРОЯН,
соб. корр. «Известий».
ЧИТА. (По телетайпу).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 19:43

Известия, 1972, № 99 (17027), 26 апреля.

 Известия 1972-099 (17027)_26.04.1972 Н-72 АМУР.jpg
АМУРСКАЯ НАВИГАЦИЯ

Сотую навигацию регулярного сообщения открыли речники Амура.
Амурское речное пароходство имеет сейчас десятки комфортабельных теплоходов, мощных танкеров, сотни грузовых барж, буксиров-толкачей. Курсируют «ракеты», «метеоры», впервые выйдут на линии теплоходы на воздушной подушке типа «Заря».
М. МАЛАХИЕВ.
ХАБАРОВСК. (По телетайпу).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 19:46

Известия, 1972, № 161 (17089), 11 июля.

 Известия 1972-161 (17089)_11.07.1972 Н-72 ЛЕНА.jpg
ГЛУБОКИЙ ФАРВАТЕР ЛЕНЫ

Одна из великих рек нашей планеты — могучая Лена — уже давно служит важной транспортной магистралью Крайнего Севера. Между тем Лена-река весьма капризна, иногда к осени она сильно мелеет и не пропускает крупнотоннажные современные суда.

Особенно сложной бывает обстановка на участке Осетрово — Киренск: теплоходам порой приходится оставлять часть грузов в порту, чтобы преодолеть мелководье. И хотя здесь ведутся дноуглубительные работы, они пока не могут сделать фарватер реки судоходным для полностью нагруженных судов на весь период навигации.
Сейчас на Лене работает экспедиция Новосибирского отделения института Гипроречтранс. Она изучает возможности сооружения на реке Куте выше поселка Каймоново плотины, способной задерживать талые воды, а затем пропускать их через специальный тоннель в Лену при низкой воде. Существуют и другие проекты. В частности, предлагается построить плотину с гидростанцией в районе Киренска и тем самым создать подпор воды до Осетрова. Изучение инженерно-геологических условий местности позволит проектировщикам выбрать наиболее рациональный вариант.
Л. ШИНКАРЕВ,
соб. корр. «Известий».
ИРКУТСК. (По телетайпу).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 19:48

Известия, 1972, № 167 (17095), 18 июля.

 Известия 1972-167 (17095)_18.07.1972 Н-72 ПЕВЕК.jpg
НАВИГАЦИЯ ОТКРЫЛАСЬ

Пробив путь сквозь толщу арктических льдов, ледоколы «Ленинград» и «Владивосток» привели в порт Певек каравая судов с грузами для горняков, строителей и оленеводов Чукотки. Этим рейсом в арктических широтах открылась навигация второго года пятилетки.
В. ГАВРИШ,
нештатн. корр. «Известий».
АНАДЫРЬ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1972 года

Сообщение ББК-10 08 Май 2025 00:00

Известия, 1972, № 61 (16989), 13 марта.

 Известия 1972-061 (16989)_13.03.1972 Н-72 АЗОВ ЛЕД.jpg
ЛЕДОКОЛ НА ЮГЕ

В Азовское море прибыл дизель-электрический ледокол «Капитан Мелехов», который до недавних пор трудился на Северном морском пути.

Обогнув Европу, он пришел в Жданов и сразу же приступил к исполнению своих обязанностей. Ледокол выполнил несколько рейсов из Жданова до Керчи и проводил на чистую ото льда черноморскую воду суда «Дубно», «Богдан», «Фирюза» и другие.
Н. ЛИСОВЕНКО, соб. корр. «Известий»,
г. ЖДАНОВ. (По телетайпу).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11295
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения