Репортаж с места события
СКВОЗЬ
ПОЛЯРНУЮ МГЛУ
ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРУ
МОРСКОГО ФЛОТА СССР
тов. ГУЖЕНКО
Выполняя задание партии и правительства, отважные советские моряки, взламывая льды Арктики, впервые в истории доставили в канун нового, 1972 года необходимые для производства и строительства Норильского горно-металлургического комбината грузы, на обратном пути вывезли крайне необходимую стране продукцию комбината. Высокая научно-техническая организация ледовых рейсов и мужество моряков убедительно доказали возможность уже в 1972 году значительно расширить сроки навигации в отдаленных северных, труднодоступных районах страны.
Коллектив тружеников заполярного Норильска сердечно поздравляет их с успешным окончанием ледового плавания. Мы просим передать наше искреннее восхищение командам и руководству судов «Лена», «Гижига», «Восток-5», «Печенга», «Куйбышевгэс», «Парголово», ледоколов «Ленин», «Мурманск» и «Капитан Мелехов»; руководителям и коллективам Северного и Мурманского пароходств, участвовавшим в обеспечении четкой организации доставки грузов ледокольным караваном.
Секретарь Норильского горкома КПСС БОРИСОВ,
директор Норильского горно-металлургического комбината Машьянов.
♦ ♦
Корреспондент «Известий», побывавший в порту Дудинка, сообщает:
НАД ТАЙМЫРОМ невидимые часы словно пробили полночь. Самое темное время года, самое холодное — середина полярной ночи. В такое время я не раз бывал в Дудинке. Декабрьской ночью она всегда казалась сонной: Енисей спит, причалы спят — наработались за лето... Лишь изредка где-то прокукует маневровый паровозик, проскрежещет траками вездеход геофизиков, фары скользнут взглядом по сугробу на обочине — снова темно и тихо. Огни слепы. Даже ветер не балует, не гоняет туман. Здание порта похоже на затертое льдами судно.
Я помню другую Дудинку — солнечную, оттаявшую, звонкую, портовую, не знающую ни ночи, ни сна, ни отдыха, украшенную портретами передовиков навигации и алыми вымпелами лучших экипажей. «Даешь миллионную тонну грузов! », «Даешь двухмиллионную! », «День навигации год кормит»...
«120» — почти магическое число дней навигации. Столько отпустила природа Енисею в нижнем его течении, чтобы катить свои воды без льда. Четыре месяца, за которые надо обеспечить Таймыр для жизни в основное время года, в восьмимесячную зиму.
Бывало, что навигацию продлевали на три дня, на неделю. Благоприятный гидрологический режим, внезапная оттепель... Это воспринималось как подарок.
Бывало, мороз сковывал реку «досрочно», суда не успевали уйти вверх по Енисею, оставались на зимовку, а то и не добирались до цели, застревали. Такой год можно было сравнить с неурожайным. День навигации год кормит...
То, что я увидел в Дудинке нынешней зимой, не сразу осознаешь. Полярная полночь — и навигация. Парящая майна — след ледокола, затягивающийся на глазах, — и навигация!
Из кабинета первого секретаря горкома партии тов. Миргунова хорошо виден ярко освещенный берег. Потомственный таймырец, ровесник порта (первый причал построили в 1935 году), руководитель навигационного штаба, Виталий Константинович знает реку и речников, порт и краны, такелажные хитрости и цифры грузооборота. Что же это, спрашиваю, получается: ни страды, ни спешки, ни горячки, ни леса мачт, ни очередей на рейде, ни «тех самых» 120 дней?
«Уложиться» в 120 дней все труднее — как ни удлиняй причалы и как ни оснащай их механизмами. Когда-то охотничьему Таймыру хватало нескольких барж с грузами. Таймыру металлургическому и рудному, особенно после открытия Талнаха, грузов нужно все больше и больше, да и загружать суда на обратный путь есть чем. Необходимость ледового эксперимента назревала, и его провели. Караван судов без особых приключений прибыл из Архангельска к нам, экипажи ледоколов показали себя молодцами. Последние два «моряка» скоро уйдут.
... Жаркая работа на морозе. Краны кланяются гостям, прошедшим в декабре три полярных моря. Пустеют трюмы. По-летнему хрипнут голоса диспетчеров. Оформляются документы на обратный груз — норильский металл и талнахскую руду.
Героически потрудились моряки с «Гижиги» и «Лены». Новый год эти экипажи.. Северного пароходства встретили по дороге домой. В Северном Ледовитом океане.
Известный перерыв в навигации — от начала ледостава до конца ледохода, — похоже, перестает быть законом.
А. ЛЬВОВ.
ТАЙМЫР.