Послесловие к событиюПервые на трассе мужестваОт специального корреспондента «Известий» Владимира ШМЫГАНОВСКОГОДизель-электроход Дальневосточного пароходства «Капитан Мышевский», расставшись в Чукотском море с атомным ледоколом «Сибирь», восемь суток спустя бросил якорь в бухте Нагаево.Теперь можно поставить точку в крупномасштабной и дерзкой по замыслу высокоширотной экспедиции, которую моряки-дальневосточники совершили вместе с ледокольщиками Мурманского пароходства. Ведь не ради рекордов, а в конечном счете для доставки вот этих обыкновенных стальных труб, металлоконструкций и других грузов, остро необходимых колымскому краю, и осуществлена намного раньше традиционных навигационных сроков уникальная транспортная операция в Арктике.
В Магаданском порту состоялся торжественный митинг. Моряков встречали живыми цветами, транспарантами, улыбками. В Магадане с большим интересом следили за ходом экспедиции, и то, что совершено в Арктике, люди сурового края без преувеличения называют трудовым подвигом.
«Капитан Мышевский» прошел в общей сложности около 5.600 миль (почти 10.500 километров), из них 2.100 миль — в одиночном плавании по водам Берингова и Охотского морей. Линия, проложенная на карте экспедиции от Мурманска через два океана в Магадан, отныне становится путеводной для других караванов. «Мышевский» усилиями своего экипажа, мощью четырех дизелей и отмеченного льдами корпуса, как пахарь, проложил здесь первую борозду, опираясь на плечи атомного корабля.
Первый помощник капитана Александр Степанович Саболдашев называет мне только некоторых из особо отличившихся членов экипажа: главного механика Бориса Черкашина, моториста Александра Кащеева, третьего помощника капитана Владимира Максютенко, второго электромеханика Андрея Хвостецкого. Четко работал дублер капитана Артур Калван, специально командированный в этот рейс судоводитель, имеющий опыт плавания во льдах.
В своем интервью «Известиям» перед походом министр морского флота СССР Герой Социалистического Труда Т. Б. Гуженко особо подчеркивал, что прямое сообщение по Ледовитому океану окажет неоценимую помощь прежде всего народному хозяйству бывших далеких окраин Родины — Чукотке, Колыме...
— Грузы из Мурманска пришли очень кстати, — сообщает начальник отдела территориального управления материально-технического снабжения Северо-Восточного района А. Кучеренко. — В этом году в связи с тяжелой ледовой обстановкой в Охотском море предприятия области испытывали большие трудности. Но даже когда обычные сроки поставок выдерживались, они не шли ни в какое сравнение со скоростью проводки «Мышевского». Этот рейс дал экономию времени примерно в полтора раза. Причем груз не испытал перевалок на железнодорожных станциях, в морских портах. Всегда бы так!
Запомним же имя корабля — «Капитан Мышевский»! Оно навсегда войдет в историю освоения Северного Морского пути, как вошли имена легендарного «Сибирякова», «Челюскина», «Литке», «Арктики» и многих других судов-первопроходцев.
На снимках: дизель-электроход во льдах; капитан судна, моряк, проплававший почти полвека, Тимофей Федорович Кривохижин.
Фото автора.
МАГАДАН.