ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ВЛАСТЬ ЗИМЫ
Рассказывает начальник отдела морских арктических операций Главсевморпути В. ВАРЛЕЙ
СИРОТЛИВЫМИ изваяниями стоят портальные краны. Не слышно гудков кораблей, у причалов не командуют сноровистые стивидоры: «Майна... Вира! ». Не отъезжают от борта судов автокары, нагруженные ящиками, бочками, тюками... Застыла вода, мороз на крепкий зимний замок запер акваторию. Три-четыре, а то и пять месяцев в году хозяйничают в иных портах только снег и холодный ветер...
Но такой картины не увидишь сейчас в большинстве наших портов. О том, как в начале 1963 года идет навигация, корреспондент «Известий» Е. Куницын попросил рассказать начальника отдела морских арктических операций Главсевморпути В. ВАРЛЕЯ.
— Резкое увеличение объема морских перевозок за последние годы вызвало потребность не только в пополнении флота, но и во всемерном использовании резервов пропускной способности портов, — говорит бывалый моряк. — Таким резервом является организация их работы и в зимний период. Сейчас принято специальное решение обеспечить круглогодовую навигацию в Ленинградском, Рижском и Ванинском (Японское море) портах, продлить навигацию в Архангельском — на два с половиной месяца и в Ждановском порту на Азовском море — на 30—40 дней.
На Главное управление Северного морского пути возложено руководство проведением зимней навигации в замерзающих неарктических портах и распространение на их работу большого опыта эксплуатации полярных трасс. Еще два года назад даже в начале зимы редко можно было увидеть, например, в Ленинградском порту хотя бы одно иностранное судно. А теперь у причалов швартуются корабли, на мачтах которых английские, западногерманские, финские флаги... Судовладельцы не боятся посылать в вотчину седой зимы свои пароходы и теплоходы, они убедились, что в советских портах их кораблям обеспечена надежная проводка в самых мощных льдах.
Горячая, пора наступила у ледоколов, когда нагрянули трескучие морозы. В Балтийском, Белом, Охотском морях с каждым днем становится все меньше и меньше чистой воды. Только что выведены ледоколами из Ленинградского порта английский теплоход «Балтия Экспресс», финский пароход «Констанция», западногерманские суда «Транс-Америка», «Вакениц», а по радио получена новая команда: «Встретить и провести в порт шведское судно «Стефан» и финское «Нарви».
В Архангельском порту сейчас грузятся пиломатериалами для Англии «Беломорсклес», «Котласлес», «Волгалес» готовится к плаванию на Кубу, так-же с грузом древесины, теплоход «Комилес». На чистую воду, а это выражение в данном случае нужно понимать в буквальном смысле, суда будут выведены «Капитаном Мелеховым» и «Ледоколом № 1», построенным на Адмиралтейском заводе в Ленинграде.
Кстати о «Ледоколе № 1». Это первый из новой серии отечественных судов, предназначенных для активной работы в замерзающих портах. У него два кормовых и один носовой винт, мощность машины 5.400 лошадиных сил. Его брат — «Ледокол № 2» находится в Ждановском порту, а самый младший «Ледокол № 3» был введен в эксплуатацию 2 января и отправился через южные моря на Дальний Восток. В 1963 году семейство портовых ледоколов увеличится еще на два судна.
Пополняется и арктический линейный флот. С финской фирмой «Вяртсиля» заключен контракт на постройку мощного дизель-электрического ледокола «Киев» — такого же типа, как «Москва» и «Ленинград».
За прошлогоднюю зимнюю навигацию пропускная способность советских портов увеличилась почти на 14 процентов. Многие суда ожидаются у наших причалов и в зиму 1963-го. Не остановить потока грузов суровым морозам! Кончается власть зимы, где крошат лед неутомимые помощники транспортного флота — ледоколы.