10-23 февраля 1980 г. состоялась 3-я ВАЭ с третьим трансконтинентальным перелётом из Европы в Антарктиду тяжёлого турбовинтового самолёта Ил-18Д «СССР-74267» Внуковского ПО ГА МТУ УГА МГА СССР. В его экипаж входили: командиры – А.Н.Денисов и Е.П.Бунчин (летел до Адена, НДРЙ), вторые пилоты – В.В.Бушуев и Ж.К.Шишкин, штурманы - А.Я.Кондрашов и В.Ф. Киселёв, бортрадист – Г.Н.Куликов, бортинженер – В.И.Сес.
Экипаж Ил-18Д «СССР-74267» 3-й ВАЭ: командир Денисов Анатолий Николаевич, второй пилот Бушуев Виктор Васильевич, радист Куликов Геннадий Николаевич, штурман Кондрашов Александр Яковлевич, бортинженер Сес Владимир Игнатьевич. // Гражданская авиация, 1980. №6 - https://anashina.com/sverxdalnij-perele ... 1980-godu/
Начальник ВАЭ – заместитель председателя Госкомгидромета СССР - Герой Советского Союза, д. геогр.н. Е.И.Толстиков, руководитель перелёта (технического рейса) – заместитель министра ГА - начальник Управления лётной службы Б.Д.Грубий (будущий Заслуженный пилот СССР).
Заслуженный пилот СССР Борис Дмитриевич Грубий (1933 г. рожд.). Общий налёт - 14 000 часов.
В.Ф.Киселёв являлся главным штурманом ГА, Заслуженным штурманом СССР, а Ж.К.Шишкин - старшим пилотом-инспектором Управления лётной службы МГА СССР (будущий лётчик-испытатель ГосНИИ ГА, Заслуженный пилот СССР).
Заслуженный пилот СССР Жорж Константинович Шишкин (1937 г. рожд.). Общий налёт - 20 000 часов.
Важная роль в организации инженерного обеспечения данного и последующих полётов в Антарктиду принадлежала заместителю начальника Главного управления эксплуатации и ремонта авиационной техники МГА СССР А.П.Никитину, главным инженерам И.Н.Кузнецову, А.А.Мухину и другим специалистам ИАС ГА.
Предполётная подготовка борта «СССР-74267» во Внуково. Из архива Е.П.Бунчина.
Первый командир «СССР-74267», лётчик 1-го класса Анатолий Николаевич Денисов. Подписано: …лётчик гражданской авиации СССР, командир лётного коллектива в аэропорту Внуково. 1 мая 1979 г. Фото Владимира Вяткина. РИА Новости - https://riamediabank.ru/media/865637.html
ВАЭ была организована ААНИИ совместно с МГА СССР, Госкомгидрометом СССР, а также при участии МАП СССР.
Самолёт с частью участников 25-й САЭ на борту (5 чел.) проследовал по маршруту Москва – Одесса – Каир (АРЕ) – Аден (НДРЙ) – Малаване (Мапуту, Республика Мозамбик) – антарктическая станция «Молодёжная» (СССР).
Второй командир «СССР-74267», Заслуженный пилот РФ (1997) Евгений Петрович Бунчин (1935 г. рожд.). Общий налёт - 25 700 часов. На снимке: в Музее истории района Внуково у витрины с коллекцией своих значков.
Расстояние в 15 992 км до «Молодёжной» было пройдено за 26 лётных часов (вдвое меньше, чем в 1-ю и 2-ю ВАЭ при перелётах через Среднюю Азию, Индию, Индонезию, Австралию и Новую Зеландию). Вернувшись в Москву, в общей сложности машина преодолела за 79 лётных час 45 660 км, доставив на Родину 25 участников 24-й САЭ (1978-1980).
Борт "СССР-74267" на станции "Молодёжная". Февраль 1980 г. // Гражданская авиация, 1980. №6 - https://anashina.com/sverxdalnij-perele ... 1980-godu/
Этот трансарктический перелёт положил начало регулярным полётам самолётов Ил-18Д и Ил-76ТД из СССР в Антарктиду, в том числе, и с целью рыбной разведки в прибрежных водах материка.
Конверт с штемпелями со станции «Молодёжная» (1980), хранящийся в Музее истории района Внуково - https://vk.com/wall-206904967_303
Смежная тема см.: СССР-74267 (Ил-18Д "ГАЛ") - viewtopic.php?f=31&t=3577