1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 11:28

Известия, 1938, № 29 (6496), 4 февраля.

 Известия 1938-029 (6496)_04.02.1938 ДОК-ПЕРЕГОН.jpg
Грандиозный переход пловучего дока

ОДЕССА, 3 февраля. (По телеф. от соб. корр.). В Николаеве заканчивается подготовка к переходу в Петропавловск-на-Камчатке второго пловучего цельносварного дока грузоподъёмностью 5 тыс. тонн.
Переход протяжением свыше 11 тыс. миль предположено совершить с минимальным количеством остановок. Это не только ускорит, но и облегчит переход, так как вход и выход дока из порта представляют очень сложную операцию.
Док пойдет на буксире двух судов. Одно из них — «Тайфун» — участвовало в буксировке первого дока и в настоящее время заканчивает капитальный ремонт на Одесском заводе им. Марти. Еще не решено, какое судно пойдет во главе экспедиции. Вероятнее всего им будет танкер «Эмба». В этом случае экспедиция будет снабжаться в пути собственным горючим и совершит весь переход с одной лишь остановкой — в Сингапуре. Суда экспедиции будут итти караваном длиной в 2 1/2 — 3 километра. Специальный стальной трос особой прочности изготовлен для нужд экспедиции канатным заводом.
Известия, 1938, № 75 (6542), 30 марта.

 Известия 1938-075 (6542)_30.03.1938 ОДЕССА НОВЫЙ ДОК ДЛЯ КАМЧАТКИ.jpg
Из Николаева в Одессу на буксире парохода «Тайфун» и ледокола «Торос» вчера утром вышел пловучий док, построенный по заказу Наркомпищепрома для обслуживания рыболовецких судов на Камчатке.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 11:35

Известия, 1938, № 142 (6609), 21 июня.

 Известия 1938-142 (6609)_21.06.1938=ДОК на ДВ.jpg
РЕЙС ПЛОВУЧЕГО ДОКА

БОРТ ПАРОХОДА «ХАРЬКОВ», 20 июня. (По радио от наш. спец. корр.). В начале, апреля из Одесского порта вышла в далекий путь экспедиция в составе пловучего дока, океанского транспортного судна «Харьков» и вспомогательного морского буксирного парохода «Тайфун».
Длина маршрута — 10.350 морских миль. Пловучий док несет на своей стапель-палубе 2 паровых буксирных судна, 2 лихтерных баржи, топливо и около 7.000 тонн полезного груза (соль для рыбаков Камчатки и проч.).
Нам пришлось много потрудиться, чтобы скрепить все суда тяжелыми тросами при проходе через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. Зловещие муссоны, тропический зной, шквалы, густые туманы — все это преодолевают славные советские моряки. По заданию мы должны делать 120 миль в сутки, а делаем 160 миль.
В Индийском океане у острова Цейлона экспедиция встретила голландский пассажирский многопалубный пароход. Увидев советские флаги, он поднял свой кормовой национальный флаг, троекратно отсалютовал каждому нашему судну в отдельности и затем поднял сигнал: «Желаю счастливого плавания».
На судах ведется большая общественная работа. Участковые комиссии широко развернули предвыборную кампанию. В красном уголке вывешены биографии кандидатов в депутаты, избирательные лозунги, плакаты.
Экспедиция снабжена кинопередвижкой. Демонстрировались фильмы «Ленин в Октябре», «Чапаев», «Балтийцы», «Петр I», «Мы из Кронштадта» и другие. Все суда имеют хорошие библиотеки. Сейчас происходит шахматный турнир. Радио ежедневно приносит нам последние известия о событиях на родине.
Бурно встретил экспедицию Тихий океан. Волны окатывали палубу огромным количеством воды. Как струны, натягивались толстые стальные буксиры. Пловучий док вместе со стоящими на его стапель-палубе судами «Чкалов» п «Беляков» испытывал сильнейшие удары и вибрацию.
13 июня, около полуночи, когда мы проходили возле японского острова Хоккайдо, несмотря на штормовую погоду и кромешную тьму, к нам неожиданно без огней подошел японский эскадренный миноносец. Он начал конвоировать нас, идя слева на расстоянии около кабельтова, параллельным нам курсом. Бесцеремонно, вопреки международным правилам торгового мореплавания, эсминец несколькими прожекторами в упор освещал наши суда, ослепляя глаза рулевым, вахтенным и помощникам капитанов, стоявшим на командных рубках.
Всю ночь сопровождал нас эсминец, иногда удаляясь в темноту без огней на несколько кабельтовых вперед.
На рассвете 14 июня, при очередном приближении, все суда выполнили международный этикет вежливости — обменялись флажным салютом. Японский миноносец, официально неся свой кормовой флаг, продолжал незаконное обследование пловучего дока. Подходя к нему со всех сторон, он производил всевозможные снимки, включая киносъемку. Лишь около 8 час. утра эсминец удалился к своим берегам, до которых было более 60 миль.
Мы спокойно продолжаем плавание. Шторм прекратился. Наступило резкое похолодание. Вмеото недавней тропической жары в 40—45 градусов сейчас только плюс 3—4 градуса. Купальные костюмы пришлось заменить свитерами и пальто.
Пройдено уже более 10.000 миль. Предполагаем прибыть в Петропавловскую гавань дней на 20 раньше планового срока.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 11:41

Известия, 1938, № 143 (6610), 22 июня.

 Известия 1938-143 (6610)_22.06.1938  ДОК-ПЕРЕГОН-ПЕТРОПАВЛОВСК.jpg
ПЛОВУЧИЙ ДОК ПРИБЫЛ В ПЕТРОПАВЛОВСК
Телеграмма т. Н. И. Ежова

В Москве получено сообщение, что 20 июня в Петропавловск-на-Камчатке прибыл пловучий док Наркомпищепрома. Док. грузоподъемностью в 5.000 тонн доставлен на буксире пароходами «Харьков» и «Тайфун». Несмотря на тяжелые условия далекого пути, буксировка под руководством капитана-орденоносца тов. Мезенцева проведена мастерски. Весь путь от Одессы до Петропавловска-на-Камчатке завершен в 82 дня, на 20 дней раньше срока. Док и все грузы на нем доставлены в полной исправности и сохранности.
В связи с окончанием экспедиции на имя наркома водного транспорта тов. Ежова получена телеграмма, в которой говорится:
«В течение 82-дневного пути все главные машины, котлы, вспомогательные механизмы работали четко, бесперебойно, безаварийно.
Сегодня закончили всю основную работу по демонтажу пловучего дока. Док готов к полной сдаче Наркомпищепрому.
Дисциплина, моральное состояние всего личного состава экспедиции хорошее. Все благополучно, все здоровы.
Начальник экспедиции МЕЗЕНЦЕВ.
Помполит экспедиции КУЛЬБЕРГ.
21 июля 1938 г.».

Николай Иванович Ежов отправил телеграмму руководителям экспедиции.
«Молния. Петропавловск-на-Камчатке. Пароход «Харьков».
Начальнику экспедиции Мезенцеву,
помполиту Кульберг.
Поздравляю отважный экипаж экспедиции с блестящим завершением беспримерного рейса — океанской буксировки пловучего дока и транспортировки на нем судов. С большим удовлетворением доложу правительству о выполнении экспедицией ответственного и ценного для водного транспорта и народного хозяйства задания.
Народный комиссар водного транспортаН. И. ЕЖОВ».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 11:43

Известия, 1938, № 145 (6612), 24 июня.

 Известия 1938-145 (6612)_24.06.1938 ДОК-ХАРЬКОВ.jpg
• Пароход «Харьков», доставивший пловучий док в Петропавловск, получил новое задание. До возвращения в порты Черного моря «Харьков» выйдет на о. Сахалин и доставит оттуда во Владивосток 8 тыс. тонн угля.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 11:46

Известия, 1938, № 246 (6713), 21 октября.

 Известия 1938-246 (6713)_21.10.1938 ПХ ХАРЬКОВ-УРАГАН.jpg
В БОРЬБЕ С УРАГАНОМ

ВЛАДИВОСТОК, 20 октября. (По телеф. от соб. корр.). С борта парохода «Харьков» получено следующее сообщение:
— 15 октября, когда «Харьков» разгружался на рейде Александровска (Сахалин), налетел ураган. Чтобы избегнуть аварии, вышли в море. Машина работала с большими перебоями. Судно потеряло управляемость. Ураган быстро нес «Харьков» к берегу. Благодаря самоотверженной работе всего экипажа удалось избежать гибели парохода. После 12 часов борьбы со стихией «Харьков» укрылся на рейде Сюркум. На судне все благополучно.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1938: Переход плавучего дока Одесса-Петропавловск-Камчатский

Сообщение ББК-10 » 07 Май 2025 23:24

Интересная биография у парохода "ХАРЬКОВ". Есть пересечки с "Полярной почтой".

Самый длинный пароход «Харьков», или как везли зерно в голодные годы

В начале 30-ых прошлого века торговый флот активно пополнялся. Ширились внешнеторговые связи страны Советов. Закуплен за рубежом был и пароход «Анхальт», 1914-го года постройки на германской верфи «Бремер-Вулкан», в канун Первой мировой. Это был крупный сухогруз дедвейтом 11590 тонн, водоизмещением 16300 тонн. Мощность же главной паровой машины была порядка 4000 л.с. позволяла развивать скорость до 12 узлов. Длина судна 150 м, ширина л – 18 м., и осадка – 8,04 метра.
Судно ходило на линии Германия-Австралия. Во время войны пароход участвовал в военных перевозках, но уцелел.
 7QVBmq239TU.jpg
В 1932-ом году «Анхаль» получил одесскую приписку, назван «Харьков» и считался по тем временам одним из крупнейших судов Черноморского пароходства.
В начале марта 1933-го года, погрузив в Одесском порту около 9000 тонн груза, в основном зерна, п/х «Харьков» последовал на Лондон.
Утро, когда «Харьков» должен был войти в Босфор, выдалось туманным, штормило. Из-за ошибки штурмана, судно оказалось на мели в районе ложного Босфора у мыса Кара-Бурну. Своими силами, работая машиной на задний ход, ему сняться не удалось. От экстренной помощи подоспевшего турецкого буксира капитан отказался. Поменявшийся ветер развернул и навалил корпус судна на лапы собственного якоря. К тому же погода еще более ухудшилась, начался шторм, ветер достиг силы в 9 баллов. Ситуация осложнялась еще тем, что на борту был груз зерна включая бобовые. Вода через полученные пробоины проникла в трюмы, а разбухший груз бобов разрушил водонепроницаемые переборки. Водоотливные средства невозможно было использовать, так как сетки насосов забивались зерном. Как результат судно переломилось. Натворив беды, шторм стих.
 LuaSdxmN0ss.jpg
Судьба его временами казалась предрешенной. Однако подошедшие спасатели ЭПРОН, во главе с водолазным специалистом В.И.Повадиным и инженером Е.Е.Вагнером, прибывший ледокол «Торос», суда «Восток», «Черноморец», «Земляк», «Райкомвод» спасли «Харьков» от гибели. Они сняли пароход с мели, вернее с каменной гряды по половинам, разведенным в противоположные стороны. В первую очередь были произведены необходимые работы для обеспечения обеим половинам судна непотопляемости. Затем носовую часть отбуксировали в Стамбул, а кормовую – в Севастополь. На стамбульском заводе еще более обезопасили пробоины носовой части судна, затем отбуксировали ее в Севастополь ко второй половине. Для этого дождались благоприятных погодных условий. Вот тогда-то и родилось изречение «Нос – в Константинополе, а корма в Севастополе». Одним словом, самый длинный пароход...
Специалисты Севастопольского морского завода стали авторами и исполнителями смелого, уникального проекта восстановления «Харькова». Впервые в мировой практике обе оконечности судна были в сухом доке отцентрованы, а затем с помощью электросварки соединены. Задействованы были судостроители и судоремонтники Одессы и Николаева. Из дока вышел целый воскрешенный пароход, получив все необходимые документы Регистра СССР.
Случай вошел в учебники. В далеком 1952-ом году, обучаясь на судомеханическом факультете ОИИМФ, на лекции по судоремонту подробно рассматривали этот уникальный метод восстановления п/х «Харьков».
В дальнейшем этот метод был широко использован при морских авариях. В частности, судоремонтники Архангельского завода «Красная Кузница» вернули к жизни сухогрузный пароход дедвейтом 10600 тонн, который потом еще долгое время плавал.
3 апреля 1934-го года восстановленный пароход вступил в строй действующих судов. Как одно из крупнейших судов ЧМП «Харьков» был поставлен на международные перевозки и большой каботаж в дальневосточные порты.
А еще п/х «Харьков» отличился в океанской буксировке 1938-го года. Цельносварной плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, построенный на Николаевском заводе, предстояло буксировать в Петропавловск-Камчатский. Док, к тому же, должен был нести полезную нагрузку. Надо было доставить Амурскому речному пароходству катера «Чкалов», «Беляков» и две лихтерные баржи. Они находились на стапель-палубе на специальных киль-блоках и были укреплены стальными тросами. В общем, «Харьков» тянул на Дальний Восток 6500 тонн груза. Кроме того, на борту парохода находилось 3500 тонн бункерного угля и воды, что позволило ограничиться только двумя заходами в иностранные порты, сэкономив валюту.
В буксировке дока участвовал и мощный морской буксир «Тайфун». Для капитана буксира А.Федермана это был 25 рейс из Черного моря на Дальний Восток. Возглавлял экспедицию Г.А. Мезенцев – капитан дальнего плавания, высокообразованный судоводитель. Позже Георгий Афанасьевич Мезенцев возглавлял в 1936-ем году легендарный теплоход «Комсомол», который 14 декабря 1936-го года был пиратски потоплен испанско-фашистским крейсером «Канариас», а экипаж заточили в мрачную, построенную еще в средние века тюрьму Пуэрто-де Санта-Мария, где находились до конца 1937-го года. Об этом много писал впоследствии писатель Иван Гайдаенко, бывший матросом на то время.
Капитаном же «Харькова» был В.Э. Цильке – моряк с 30-летним стажем, он впервые в истории мореплавания буксировал плавдок транспортным судном.
Молодой, энергичный и способный судоводитель, И.Вавруненко был капитаном дока. Он уже имел опыт буксировки, перегоняя речные катера с Балтики на Дальний Восток. Вся команда экспедиции была укомплектована молодыми знающими свое дело моряками.
Флотилия вышла из Одессы 30 марта. Первый шторм встретили в Эгейском море. Док выдержал удары сильной зыби.
Стихия не раз затрудняла плавание. В Тихом океане шторм достигал силой в 9 баллов. Волны заливали стапель-палубу дока, выбило несколько деревянных клиньев, крепление груза ослабло. Моряки, находившиеся на доке, в тяжелейших условиях усилили крепление, и груз был сохранен. Ранее в Индийском океане во время шторма, потребовалось доставить людей с парохода на док, чтобы закрепить буксирные и крепежные тросы. Ничего не оставалось делать, как над бушующим океаном использовать трос, как подвесную дорогу, и в сетках переправлять людей. Это был настоящий подвиг.
21 июля 1938-го года караван на 20 дней ранее намеченного срока прибыл в порт назначения – Петропавловск-Камчатский. За 82 дня было пройдено около 11 тыс.миль через 10 морей и два океана.
Коллектив экспедиции достойно выдержал испытания океаном, но это не спасло некоторых руководителей этой операции от репрессий. Ведь это был 1938-ой год…
С окончанием буксировки п/х «Харьков» оставался на некоторое время на Дальнем Востоке. За образцовое выполнение заданий военного командования в период боевых действий на озере Хасан с 29 июля по 11 августа 1938-го года многие моряки были удостоены государственных наград. Среди них и капитан «Харькова» В.Э. Цильке.
Забегая вперед, следует отметить, что танкер «Донбасс», совершавший одиночное плавание от острова Новая Земля в Исландию под командованием капитана В.Э. Цильке, 7 ноября 1942-го года в северной части Баренцева моря погиб. «Донбасс» был потоплен артиллерией и торпедами в ходе неравного боя с немецким эсминцем Z-27. 16 человек экипажа во главе с В.Э. Цильке были взяты в плен. Погибло 29 человек.
После войны и вплоть до начала 70-ых прошлого века В.Э. Цильке работал в управлении Черноморского пароходства в должности капитана-наставника. Орден Ленина, полученный в предвоенные годы, он сберег в тяжелых условиях концлагеря, находясь в плену. Несмотря на преклонный возраст, Виталий Эмильевич отдавал все силы и огромный опыт молодым судоводителям, за что пользовался заслуженным авторитетом и уважением.
После Дальнего Востока п/х «Харьков» вернулся на Черное море и продолжал совершать грузовые рейсы.
С началом Второй мировой «Харьков» использовали для воинских перевозок. Но на этот раз судну не повезло. Во время погрузки зерна в Николаеве, в июле 1941-го налетела вражеская авиация. От прямых попаданий бомб, судно затонуло, вернее, коснулось днищем дна. 14 августа 1941-го пароход был взорван и затоплен, чтоб не достался врагу...
Так официально гласит Справочник ММФ СССР по погибшим судам в период Великой Отечественной войны. Но была и другая, неофициальная информация, которая замалчивалась. Немцы, испытывая большую потребность в тоннаже, подняли и восстановили пароход, дав ему новое название «Boy Federzen» и использовали его для военных перевозок из портов Румынии в Севастополь. 3 августе 1943-го судно в составе фашистского конвоя атаковала авиации Черноморского флота, включая торпедоносцев. Пароход «Харьков» под немецким флагом, следовавший из Севастополя повредили он, затонул западнее Крымского п-ва на более чем 100-метровой глубине. Точное место гибели пока не определено, поэтому не поднято, не обследовано, продолжая хранить свои тайны. Эти, ранее неофициальные данные, теперь подтверждает Морская Энциклопедия Одессы.

© Олег Булович,
зам. председателя ветеранской организации
флота ГК «ЧМП»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 45 от 18.11.15
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11050
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения