1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 09 Февраль 2020 20:27

Вроде эта тема в "Аэросанях" не рассматривалась

Красный Север, 1929, №25

 Красный Север, 1929, №25 3000 км на аэросанях.jpg
3.000 КИЛОМЕТРОВ НА АЭРОСАНЯХ


28 января в Москве, на Владимирском шоссе состоялся пробный пробег аэросаней, которые пойдут в пробег в начале февраля по маршруту: Москва - Ярославль - Кострома - Вятка - Пермь - Казань - Владимир - Москва, протяжением в 3000 километров, из которых 2400 кил. по проселочным дорогам и почтовым трактам и лишь 600 кил. по шоссе. Пробег имеет две цели: ознакомление населения с новым видом зимнего транспорта, могущим сыграть большую роль как в народном хозяйстве, так и в обороне страны, а также выявление лучших конструкций аэросаней.
В пробном пробеге приняли участие 5 аэросаней. Пассажирами были иностранные и советские журналисты. Иностранцы выразили живейший интерес к советским аэросаням и дали им положительную оценку.

Красный Север, 1929, №42

 Красный Север, 1929, №42 аэросанный пробег.jpg
Начался аэросанный пробег


17 февраля в Москве на Красной площади состоялся СТАРТ АЭРОСАННОГО ПРОБЕГА, организованного Автодором. Несмотря на морозную погоду (13 град, по Реомюру) на площади по приблизительным подсчетам ПРИСУТСТВОВАЛО СВЫШЕ 5 ТЫСЯЧ ЧЕЛ. Выступившие на митинге ораторы указали, что ПРОБЕГ ИМЕЕТ ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОН ДОЛЖЕН ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ К НАШИМ УСЛОВИЯМ ТИП АЭРОСАНЕЙ С ТЕМ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ПРИСТУПИТЬ К ИХ МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ.
В 10 час. 50 мин. сани гуськом один за другим тронулись в путь, в пробег вошли 4 аэросаней. По пути следования аэросаней в городе, от Красной площади и дальше, СТОЯЛИ СПЛОШНЫЕ ШПАЛЕРЫ МОСКВИЧЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИВЕТСТВОВАЛИ ОТЬЕЗЖАЮЩИХ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 09 Февраль 2020 20:46

Красный Север, 1929, №45

 Красный Север, 1929, №45 3000 км на аэросанях. авария 3-х саней.jpg
Аэросанный пробег

АВАРИЯ ТЕХ АЭРОСАНЕЙ

КИНЕШМА, 21 февраля. Выйдя сегодня в 2 часа дня из Костромы аэросани прошли большую часть пути по Волге, развивая местами скорость до 50 клм. в час. На расстоянии одного клм. от Кинешмы у лесопильного завода «Заветы Ильича» аэросани Цаги» под названием «Автодор» и следовавшие за ними сани «Нами № 5» попали на участок, где вследствие стоков горячей воды завода образовалась полынья. Сани провалились в воду и были с большим трудом вместе с пассажирами извлечены из воды. Все пассажиры здоровы и находятся в Кинешме.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 09 Февраль 2020 21:03

Красный Север, 1929, №45

 Красный Север, 1929, №45 3000 км на аэросанях.jpg
3.000 километров на аэросанях
НАЧАЛО ПРОБЕГА

17 февраля на Красной площади в Москве был дан старт аэросаням участвующим в пробеге по северу РСФСР, протяжением в 3. 000 километров. Маршрут пробега — Москва, Ярославль, Кострома, Котельнич, Вятка, Пермь, Воткинск, Ижевск, Казань, Нижний-Новгород, Владимир, Москва.
В пробег направлено 4 саней, сконструированных и построенных нашими научно-опытными институтами ЦАГИ и НАМИ. До Сергиева их сопровождали еще пять аэросаней. На местах организованы комитеты содействия аэросанному пробегу, в частности вятским и пермским комитетами содействия проведена большая предварительная работа по обследованию пути следования аэросаней и по по указанию наиболее опасных мест.
Цель аэросанного пробега — сосредоточить все общественное внимание нашей страны на необходимости поставить вопрос о массовом производстве аэросаней.

ПОБЕДИМ БЕЗДОРОЖЬЕ

Глубокие снега, снежные завалы в течение многих месяцев покрывают нашу территорию. В эти месяцы единственное средство передвижения лошадь. Иногда и она бессильна преодолеть сугробы. Вот здесь-то и могут оказать неоценимую услугу аэросани.
Они обладают способностью передвигаться с большой скоростью, доходящей до 60—80 клм. в час не только по нашей дороге, но и по снежной целине.
Аэросани по своему устройству похожи на автомобиль, поставленный не лыжи и приводящийся в движение авиационным мотором. На нем так же, как и на самолете, насажен пропеллер (винт). Этот винт создает своим вращением силу, движущую аэросани вперед.
Обычно на аэросани ставят авиационные моторы мощностью в 100— 150 лошадиных сил, развивающие скорость вращения пропеллера до 1. 500 оборотов в минуту. Исключительно из соображений удобств мотор ставят сзади саней.
Аэросани бывают как трех, так и четырехлыжные, при чем вторые менее управляемы и более тяжелы по своей конструкции. Все управление ими осуществляется при помощи штурвального управления автомобильною типа, которое передается на переднюю лыжу — лыжу ведущую.
Аэросани строятся как из дерева, так и из металла. Деревянные аэросани отличаются прежде всего своей дешевизной, простотой изготовления, легко поддаются ремонту и допускают их производство в малооборудованных мастерских.
Металлические же по стоимости во много раз дороже деревянных, более сложны в производстве и ремонте и требуют наличия хорошо оборудованных мастерских и, главное, могут быть сделаны только из металла заграничного происхождения.
Нагрузка аэросаней — от 2 до 6 человек.
Ник. Сок.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 14:12

Красный Север, 1929, №46

 Красный Север, 1929, №46 пробег аэросаней.jpg
Как проходит аэросанный пробег

РАПОРТ КОМАНДОРА ПРОБЕГА ТОВ. ФЕЛЬДМАНУ

МОСКВА, 22 февраля. Б 10 час. 30 мин. вечера 22 февраля командор аэросанного пробега тов. Розанов сообщил но телефону зам. председателя комитета аэросанного пробега тов. Фельдману, что в результате энергичной и напряженной работы водителей и механиков все аэросани приведены в полный порядок. Моторы саней при первом испытании оказались исправными. Повторное испытание моторок состоится 23 февраля. Командор пробега намечает старт аэросаней из Кинешмы в направлении на Юрьево-Мантурово-Котельнич в 10 час. утра в воскресенье 24 февраля. Предстоит очень трудный этап по лесистой местности. Все участники пробега здоровы и бодры.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 14:16

Красный Север, 1929, №48

 Красный Север, 1929, №48 пробег аэросаней.jpg
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ
При 30-градусном морозе

ЮРЬЕВЕЦ-ПОВОЛЖСКИЙ, 24 февраля. Сегодня и 14 час. 50 мин. при 30-град. морозе колонна аэросаней вышла в полном составе из Кинешмы в Юрьевец-Поволжский. 17 клм. прошли при сплошных крутых спусках и подъемах. Аэросани «Нами» 5, вследствие поломки, встали близь деревни Решмы. Остальные прибыли в Юрьевец в 17 час., посетив по пути два завода. 25 феврали аэросани выйдут в Макарьевск и Мантурово.
Последний раз редактировалось ББК-10 10 Февраль 2020 21:42, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 14:20

Красный Север, 1929, №54

 Красный Север, 1929, №54 пробег аэросаней.jpg
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ
ЗАКОНЧЕН ТРУДНЕЙШИЙ ЭТАП ПРОБЕГА

ВЯТКА, 4 марта. 4 марта из Котельнича вышла вся колонна аэросаней в составе 4-х и прибыла в Вятку в 18 час. Вяткой закончен труднейший этап пробега, на котором сани прошли пути, невозможные для любого другого вида механического транспорта. Пройдено около 1. 200 клм., из которых 130—речные льды и торосы, 360 —сильно пересечённой местности, 100—лесных запущенных дорог и остальное по целине рыхлого снега и обычных дорог. Участниками пробега проведено свыше 40 митингов и прочтено около 30 докладов. 6 марта вся колонна направляется в Глазов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 18:17

Огонек №13 (313), 31 марта 1929

 Б.ГромовНа мотор по снегу. Огонек №13 (313) 31 марта1929.jpg
НА МОТОРЕ ПО СНЕГУ
Письмо с пути. Снимки А. Скурихина

Уже два дня метелица.
Наши верные стальные кони ощупью продвигаются в полнейшей тьме.
Весь день шли хорошей, наезженной дорогой мимо маленьких деревушек и крупных сел.
А вот к вечеру попали в непроходимую глушь, в море вечно-зеленой хвои — в знаменитые дремучие Ветлужские леса, где некогда скрывались от царской опричнины раскольники, единоверцы и хлысты.
Узкая, едва заметная тропа, по которой мы пробираемся, окончательно заросла кустарником и завалена гнилыми стволами деревьев.
Холодно. Чувствуешь, как мороз пробрался под теплую шубу, гуляет в валенках и рукавицах.
Впереди — гигант - водитель согнулся над „баранкой" руля.
Ему ничего не видно. Переднее стекло замерзло, фонари запорошило снегом.
Машина остановилась. Из темноты появляется маленькая фигурка командора.
— Ребята, дальше итти нельзя. Мы рискуем пропеллерами и машиной. Придется ночевать л лесу.
Перспектива ночевки под открытым небом в 30-градусиый мороз — весьма незаманчива. Кругом ни души, не видно гостеприимного, манящего теплом и сытным ужином приветливого деревенского огонька.
Вылезаем из машин. Плюхаемся по пояс и девственную целину, заботливо укутываем чехлами моторы.
Хочется есть и пить, — с раннего утра не было возможности поесть. Через полчаса на полянке, в вырытой до земли снежной яме, пылает костер. С волчьим аппетитом набрасываемся на еду.
Всего семь часов вечера, а уж кругом ни зги не видно. До рассвета двенадцать часов. Чтобы скоротать время, открываем "вечер воспоминаний". Командор рассказывает о самом ярком моменте пробега — "купании" в Волге.
Из Костромы вышли поздно, — уже темнело, когда сани, лавируя между ледяными торосами, прыгая на ухабах и носясь от берега к берегу, летели по широкой глади реки. Но вот впереди замигали огоньки Кинешмы, и через несколько минут нас встретил автобус местного Автодора.
Вдруг резкий треск, и машина, взяв глубокий крен, стала медленно опускаться в широкую, теплую от фабричных вод полынью.
Механик и представитель Наркомпочтеля, почувствовав опасность, ловко выпрыгнули из небольшого оконца кабинки. Кое - как освободив ноги, командор Розанов тяжело падает в воду и выкарабкивается на лед. Водитель Кузнецов, забравшись на радиатор, „рыбкой" летит на неровную поверхность подламывающегося льда.
На помощь спешит водитель Кароль, сажает мгновенно заледеневшего командора и, набавляя газ, летит к городу.
Но... в трехстах метрах от первой полыньи он попадает в новую. Механик и водитель успевают выпрыгнуть на лед, командор опять в воде, а спецкор „Комсомольской Правды"
тов. М. Розенфельд начинает тонуть. Его уже затягивало под лед, когда крепкая рука Кароля поймала его за воротник шубы и вытянула на лед.
С берега несутся тревожные гудки лесозавода „Заветы Ильича“. Толпы рабочих, захватывая на бегу доски, канаты и багры, спешат на помощь.
А в это время командора и тов. Розенфельда уже „распаковывают" в кочегарке и отогревают водкой.
Воспоминания кончаются, всех тянет ко сну. Четверо остаются в санях, залезают в кабинки и пробуют заснуть.
Остальные отправляются в обнаруженную разведкой и расположенную невдалеке от стоянки заброшенную хибарку лесного кордона.
Утреннее солнце поднимает нас на ноги. Спешим к саням. Запускаем моторы.
Оператор в исступлении вертит ручку киноаппарата.
Трогаемся в путь, но как? Через каждые 20—30 шагов остановка, и весь наличный состав экспедиции, утопая по пояс в снегу, рубит толстые березы, ломает дикий кустарник, расчищает путь стальным коням, которым тесно в тяжелых обЪятиях леса, и на руках вытягивает их из гигантских сугробов.
Через восемь часов изнурительной работы, подъезжаем к хутору.
— Где бензин? Вам должны были доставить его из Москвы.
Но горючего нет, и мы, кроме командора, отправившегося за 25 километров на ближайший телеграф, пользуемся неожиданным отдыхом.
Снова в пути. Снова мелькают деревушки, красные плакаты с приветствиями от сельсоветов, опешившие, никогда не видевшие автомобиля крестьяне.
— Товарищ, дай перед смертью попробовать машину, — упрашивает седая борода и расчерченное глубокими морщинами лицо древнею старика.
Но лишь изредка нам удается удовлетворять подобные просьбы: мы спешим в длинный 4.000-километровый путь, спешим перегнать раннюю весну, теплую, талую погоду, которую нам предсказывают метеорологические станции.
Наш приезд — большое событие, он будоражит заснувшую в снегах деревню.
В селе Луптюжское, Северо-Двинской губернии, крестьяне, узнав о прибытии никогда не виданных саней, приезжали целыми семьями из других волостей, захватывали продовольствие, неделями запружали базарную площадь, „христом богом" напрашиваясь по избам переночевать.
В одном из сел на полчаса прекратили свадьбу. Услышав треск пропеллеров, вся публика, во главе с попом в облачении, разодетой невестой и расфранченным женихом, высыпала на крыльцо церкви и позабыла о „торжественном предрассудке".
— Товарищ, повремените малость, я напишу жалобу на непорядки. Отвезите в Москву заявление, — упрашивают в деревнях.
Но дожидаться некогда.
— Сзади идут еще сани водителя Кароля, — заявляет командор. — Отдайте ему записки. Он довезет.
Бор. Громов
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 21:37

Красный Север, 1929, №59

 Красный Север, 1929, №59 пробег аэросаней.jpg
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ

ОХАНСК. Аэросанный пробег. На гористом участке Дебесы—Оханск аэросани встретили леса. Приходилось итти по целине и брать подъем. Трое головных саней Цаги прошли путь легко. Всюду в селах и деревнях крестьяне встречают сани с красными знаменами. Везде неделя Автодора встречает общее сочувствие. 10 марта сани прибывают в Пермь, крайний пункт удаления их от Москвы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 21:41

Красный Север, 1929, №60
 Красный Север, 1929, №60 пробег а-саней.jpg
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ

ЗАКОНЧЕНА ОСНОВНАЯ И НАИБОЛЕЕ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ ПРОБЕГА

ПЕРМЬ, 10 марта. С прибытием аэросаней и Пермь, закончена основная и наиболее трудная часть пробега.
Дальнейший путь от Перми к Москве явится испытанием аэросаней в условиях надвигающейся оттепели. В Пермь головные сани колонны «Цаги» прибыли 10 марта в 12 часов по местному времени, при сильнейшем буране.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 21:51

За рулем, 1929, №4, с.8-10

 За рулем-1929-№4 - 0001.jpg
 За рулем-1929-№4 - 0002.jpg
И. ФЕЛЬДМАН

3.500 КИЛОМЕТРОВ на СОВЕТСКИХ СНЕГОХОДАХ


Аэросанный пробег 1929 года


ВОСЕМЬДЕСЯТ с лишним лет тому назад министр финансов Николая I — Канкрин — на докладной записке о необходимости постройки в России железной дороги „соизволил собственноручно начертать": „России железные дороги не нужны, так как у нас существует богом данная шестимесячная санная дорога".
Паровоз, как один из элементов техники, индустрии, культуры, естественно, поверг в ужас одного из столпов царского мракобесия, — министра помещичьей крепостнической России, воспитанной на исконных перекладных, просторных обломовских колымагах и безропотных, забитых станционных смотрителях.
Прошло почти сто лет и железные дороги стали неотъемлемой частью нашего повседневного обихода, хотя и сейчас, в результате хищнического векового хозяйничания Канкриных, целые громадные районы бывшей Романовской вотчины отрезаны друг от друга широкими безбрежными далями.
„Богом данная санная дорога" (вернее, снежное бездорожье), которой так гордился Николаевский министр, отделяет города и селения, теперь уж советской земли, друг от друга, особенно в северных и восточных районах и окраинах, отражаясь крайне болезненно на их экономическом и культурном росте.
Преодолеть снега, связать далекие север и восток с центром и между собою, дать удобное средство для быстрого передвижения по снегу — вот очередная проблема, неотложная, большая задача, которая стоит перед советской техникой, о главное перед промышленностью и общественностью. И мы утверждаем, что эта задача, уже наполовину разрешена.
Страна советов имеет свои аэросани, свои снегоходы, которые и не снились дореволюционной России, аэросани, развивающие скорость до 60—80 и даже до 100 км в час, аэросани, позволяющие перебрасывать на сотни и тысячи километров людей, грузы, почту, аэросани, несущиеся с быстротой лучшего экспресса по снежной целине, по занесенным речным руслам, по непроезжим крестьянским заброшенным дорогам, по пошехонским трущобам.
Эти сани созданы советскими научно-техническими институтами. Их дали нам ЦАГИ и НАМИ (Центральный Аэро-Гидродинамический Институт и Научный Авто-Моторный Институт), и каждый свои, оригинальные, непохожие друг на друга образцы, с особыми отличительными качествами. ЦАГИ — целиком металлические, прекрасно сконструированные, сделанные из советского металла колчуг-аллюмнння, НАМИ — деревянные, легкие и удобные снегоходы.
Сани ЦАГИ и НАМИ — не забава, не игрушка, а серьезное, вполне надежное средство передвижения и связи, совершенно незаменимый род зимнего автотранспорта.
Два больших пробега (первый в 1926 году из Москвы в Ленинград и обратно — всего 1400 км и второй в 1927 году: Москва — Ленинград — Ладога — Череповец — Вологда — Ярославль — Москва — расстоянием в 2. 450 км) без всякой аварии и сколько-нибудь серьезной поломки — лучший „аттестат зрелости" советским аэросаням. Советские аэросани выдержали и другой не менее ответственный экзамен: вышли
[8]

 За рулем-1929-№4 - 0003.jpg
осенью 1928 года на международную арену в Берлине, — на авиационную выставку, и вернулись оттуда победителями, с триумфом, с самыми лучшими отзывами западно-европейской общей и авиационной прессы.
Германские газеты и журналы „Берлинер Тагеблат", „Рейнер Вестфалер Цейтунг“, „Бохумер Цейтунг", „Форвертс", „Флюгсиорт“ и т. д., английские журналы „Фляйт" и „Авиэйсн“ и другие в одни голос засвидетельствовали перед лицом всего мира отличные качества советских аэросаней.
„Очень интересны советские металлические аэросани", „Россия выставила первые пригодные для передвижения аэросани в мире на трех лыжах“, „Сенсацию производят трехлыжные советские аэросани металлической конструкции с закрытой кабинкой для пассажиров", „Среди иностранных экспонатов обращают на себя особое внимание оригинальные русские аэросани", „С такими аэросанями можно достигнуть большой скорости на гладком льду и твердом снегу" — вот отдельные голоса из общего хора похвал и восторгов. Вряд-ли все это нуждается в комментариях.
Ясно, что сейчас у нас есть несколько тщательно технически разработанных, хорошо продуманных и слаженных конструкций аэросаней, которые ждут только своего потребителя, ждут массового серийного производства.
Наркомпуть, Наркомпочтель, Рокк, Главэлектро, Госторг, Авиатрест, приисковые хозяйства, советские органы Сибири, Дальнего Востока, Мурмана, Архангельска и других северных и северо-восточных районов должны, наконец, общими силами и средствами поставить в широких размерах производство для своих нужд советских снегоходов.
Чтобы показать наши аэросани широким слоям трудящихся, чтобы раскачать наши советские и хозяйственные органы, чтобы заставить, наконец -энергично взяться за аэросанное дело наши органы связи и передвижения, чтобы гудением пропеллеров аэросаней пробудить, наконец, от спячки наших производственников, Автодор устраивает в первой половине февраля этого года большой всесоюзный аэросанный пробег по северовосточному району Европейской части СССР — от Москвы до Урала и обратно.
По громадному кругу, преодолевая крестьянские и почтовые тракты, речные русла и лесные дороги, пробегут 3. 500 километров советские аэросани. Пробегут, чтобы сдвинуть вопрос о внедрении советских аэросаней в обиход и хозяйство нашей страны. И мы уверены в том, что сдвинут.
И. Фельдман

[9]
 За рулем-1929-№4 - 0004.jpg
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОБЕГ АЭРОСАНЕЙ

В СРЕДНИХ числах февраля начинается организуемый обществом Автодор большой Всесоюзный аэросанный пробег.
В области аэросанного дела Советский Союз еще не имеет себе конкурентов даже за границей. Советские аэросани, как известно, заинтересовали Европу, и, несомненно, заслуживают всяческого внимания со стороны наших хозяйственных органов и учреждений, ведающих организацией связи и передвижения.
Аэросани отличаются своей проходимостью. Они свободно передвигаются по целине и в этом их огромное преимущество перед всеми современными средствами передвижения. Многие советские хозяйственные органы и большая часть населения не знают действительных выгод и удобств этого вида моторного транспорта. Автодор поэтому поставил перед нынешним аэросанным пробегом задачу - пройти в течение 25—30 дней около 3. 500 километров по исключительно трудным крестьянским дорогам и снежной целине и привлечь общественное внимание к важнейшей проблеме — внедрения аэросаней в наше народное хозяйство.
В пробеге участвуют четверо саней, сконструированных и построенных нашими научно-опытными институтами ЦАГИ и НАМИ, изготовленных исключительно из советского материала. Сани снабжены авиационными моторами в 100-150 лошадиных сил и развивают скорость от 60 до 100 км в час. Одни, из аэросаней будут снабжены радио-станцией для поддержания связи с участниками похода во время передвижения.
Маршрут пробега следующий: Москва — Ростов — Ярославль — Кострома — Кинешма — Юрьевец — Макарьев — Мантурово — Богородское — Луптюжское — Котельнич — Вятка — Глазов — Никольское — Пермь — Оранск — Оса — Воткинск — Ижевск — Елабуга — Мамадыш — Арск — Казань — Чебоксары — Макарьев — Н. Новгород — Вязники — Владимир — Богородское — Москва.
Командором пробега назначен тов. Розанов, вице-командором — тов. Соколов-Соколенок.

УЧЕТ УСЛОВИЙ ПРОБЕГА

КОМИТЕТОМ пробега утверждены технические условия. На всех участников пробега возложено обязательство не допускать никаких соревнований между собой. Для технического учета опыта нынешнего пробега и в целях извлечения максимальной пользы институтами, участвующими в пробеге, вводятся специальные учетные книги на каждые из аэросаней. Записи в эти книги будут производиться в пути, специально выделенными для этой цели лицами, после каждого пройденного суточного перегона. Кроме времени старта и финиша, в учетных книгах будут отмечаться остановки в пути, причины вынужденных остановок, температура окружающего воздуха, состояние погоды, характер снега, результаты измерений глубины аэросанного следа и снежного покрова, а также общее состояние дороги и ее характер.
Введение книг будет иметь большое значение в деле учета опыта настоящего пробега.
[10]
Последний раз редактировалось ББК-10 10 Февраль 2020 23:05, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2020 21:56

Красный Север, 1929, №74

 Красный Север, 1929, №74 пробег а-саней финиш.jpg
Закончился всесоюзный аэросанный пробег

МОСКВА, 29 марта. Вчера в 5 часов дня на шоссе Энтузиастов состоялся финиш всесоюзного аэросанного пробега. Финиш привлек много трудящихся, превратившись в широкое чествование отважных участников пробега и конструкторов аэросаней, блестяще выдержавших на этот раз самое трудное из испытаний.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2020 10:24

За рулем, 1929, №5, с. 8-9

 За рулем, 1929, №5, с. 8-9 - 0001.jpg
НАВСТРЕЧУ СНЕЖНЫМ ПРОСТОРАМ

Старт аэросанного пробега


КРАСНАЯ площадь послужила 17 февраля местом демонстрации еще одного из тех звеньев технической революции, которая должна преобразовать лицо Советского Союза. В воскресное февральское утро здесь был дан старт Всесоюзному аэросанному пробегу, в котором советская техника держит новое серьезное и ответственное испытание.
Советские аэросани ЦАГИ и НАМИ уже имеют в своем прошлом два больших пробега, вышли прошлой осенью на международную арену, вызвали восторженные отзывы западно-европейской печати.
Что покажет новый Всесоюзный пробег в три с половиной тысячи километров от Москвы до Урала и обратно, какой "балл" поставят советским аэросаням немеренные лесные дороги, речные русла, скверные тракты, коварные предвесенние снега?..
... С раннего утра, несмотря на изрядный мороз, трибуны и площадь заполняются тысячами москвичей, пришедших проводить участников пробега в их нелегкий путь. Здесь было по приблизительным подсчетам около десяти тысяч человек.
Точно в 8 час. 30 мин. утра на Красную площадь приходят вереницей 11 аэросаней.
Четверо из них отмечены флажками Автодора. Это те, которым предстоит совершить пробег по самым отдаленным местностям Советского Союза.
Их, созданных в советской стране руками советских техников и из советских материалов, увидят трудящиеся Ярославля, Костромы, Вятки, Перми, Ижевска, Сарапуля, Казани, Чебоксар, Нижнего-Новгорода. Остальные аэросани провожают участников пробега до Сергиева.
Рабочие с фабрик, служащие, вузовцы, журналисты с любопытством рассматривают эти снежные быстроходы, которым предстоит в будущем выполнять ответственную роль нового средства связи на снежных просторах страны советов.
Люди в неуклюжей теплой одежде, со сверкающими из-под авиационных шлемов стеклами специальных очков, осматривают приборы, прислушиваются к рокоту моторов.
В 10 часов открывается митинг пробега. Выступают заместитель председателя Автодора тов. Осинский, председатель комитета пробега — начальник военно-воздушных сил СССР т. Баранов, генеральный секретарь Осоавиахима т. Малиновский и представитель Моссовета тов. Дзядкевич.
Основная мысль их речей: нужно индустриализировать страну, повышать ее технику и усилить советский транспорт еще одним видом средств передвижения специально для наших снегов. Пробег впервые проведет аэросани перед глазами многих тысяч трудящихся и должен привлечь внимание хозорганов, которые относятся к строительству аэросаней еще без должного внимания.
 За рулем, 1929, №5, с. 8-9 - 0002.jpg
... Щелкают аппараты вездесущих фоторепортеров, взмах командорского флажка — и в 10 час. 50 млн. первыми стартуют аэросани ЦАГИ с водителем тов. Кузнецовым. За ними, в венчиках вертящихся пропеллеров, рассекая воздух, двигаются в путь остальные.
За аэросанями идет колонна мотоциклистов, провожающих сани до заставы.
У Крестовской заставы к колонне присоединились для сопровождения аэросани конструкции инженера Дмитриевского под названием „Автодоровец".
В 12 часов десять саней прибыли в Сергиево.
Здесь новые детища советской техники застали перевыборы совета. Собравшиеся в большом количестве рабочие, крестьяне, звонкая пионерская смена устроили теплую встречу.
Был устроен митинг посвященный пробегу. Большой интерес к механическим саням проявили здесь крестьяне. Разбуженная автомобилем крестьянская мысль стремится узнать обо всем, что может сделать мотор для облегчения крестьянской работы.
Затем сопровождающие аэросани повернули в Москву, делая в среднем сорок километров в час.
Аэросани — участники пробега в 8 ч. утра 18 февраля вышли в Ростов, а в 17 часов уже прибыли в Ярославль.
Пешая и конная милиция, войска, не в состоянии сдержать толпу. Она окружает прибывшие аэросани. Все движение в этой части города остановилось. Трамваи оказались затертыми в железных тисках толпы так же, как и сами аэросани.
Из Ярославля аэросани 20 февраля вышли по волжскому льду в Кострому а оттуда — на Кинешму.
Далекий снеговой экзамен новых побегов советской технической мысли начался...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2020 13:03

За рулем, 1929, №6, с. 24-25

 За рулем, 1929, №6, с. 24-25 - 0001.jpg
 За рулем, 1929, №6, с. 24-25 - 0002.jpg
В СНЕГАХ НЕОБЪЯТНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Письмо с аэросанного пробега


БОРИС, скажи ему, чтобы включил динамо. Я, конечно, знаю, кому это „ему".
Это „чумазый", с ног до головы облитый маслом механик Пашков.
Но передать распоряжение водителя НАМИ Кароля — не так то легко. Дикий свист ветра, рев разбушевавшегося мотора, работающего на полном газу, жесткие, колючие снежные крупины, с хладнокровным изуверством царапающие мне лицо и залезающие в нос и глаза, не дают возможности Пашкову понять что-либо.
Я тороплюсь, волнуюсь и, видимо, комично жестикулирую, ибо механик изображает на своем заиндевелом, красном от холода, лице — пародию на улыбку.
Мы несемся по гладкому, тугому, ослепительно белоснежному покрывалу зимы.
Дорога — протоптанная лошадиная тропа — нам надоела. Руль заставляет стального коня сделать крутой поворот в поле.
Мы несемся уже со все увеличивающейся скоростью по целине, чуть тронутой нежными заячьими лапками.
Мотор бурлит, на что-то сердится. Хотя казалось бы и не на что, ибо Пашков с усердием, чуть-ли не каждые 10 минут, кормит его своеобразной кашкой — „маслом".
Позади саней — буран, снежный шторм, дикая пляска снега, попавшего в воздушный циклон.
Мотор — четкий, как часы. Воистину по нему можно проверять секундную стрелку. Мы прыгаем через ухабистые межи, с головокружительной скоростью кидаемся вниз с отвесного косогора, несемся с крутого соснистого берега в широкую гладь красавицы Волги.
За нами еще три машины: — НАМИ с гигантом-водителем Щербаковым, ЦАГИ — „Автодор" с одним из лучших „скользунов" Кузнецовым и ЦАГИ — „Осоавиахим" с инженером-конструктором Архангельским.
Щуря глаза (очками пользоваться нельзя — замерзают), ежеминутно протирая толстой рукавицей переднее стекло, согнулись водители над рулевой баранкой, зорко вглядываясь в подернутую легкой морозной дымкой даль, стараясь итти точно в наш легкий скользящий след.
Пробег еще только начался. Впереди — труднейший путь, тяжелая дорога по дремучим, нетронутым рукою дровосека лесам, необъятным снежным просторам и змеиным кольцам речных систем.
На Волге попадаем в торосы, — небольшие, чуть занесенные снегом, прозрачные глыбы льда, смутно напоминающие гиганты-торосы нашего советского Севера.
Водителям приходится лавировать. Машина проделывает резкие повороты, скачки, в поисках приличного пути носится от берега к берегу, взлетает на ухабах и резко затормаживает перед неожиданно появившимися препятствиями.
Коварный, пронизывающий насквозь ветер, дерзко забирается под теплую баранью шубу, лезет под, казалось бы, непроницаемый для холода, авиационный шлем, до боли щиплет концы пальцев и уж совсем „нахально" залезает в валенки и носки.
Сзади нас, у мотора, на отдельном сидении и узеньком кусочке площадки, с отчаянием топчется на месте обледенелый механик, у которого застыла и окончательно онемела пятка ноги. Пассажиры съежились, прижались к бортам саней. Теплые шерстяные шарфы, совершенно закрывшие лица и оставившие узкую щель для глаз, покрылись твердой коркой льда.
Из-за поворота реки, прыгая между редкими вышками гигантских строевых сосен, показались огни Кинешмы.
Идем в молоке тумана, пронизываемого огненными щупальцами зажженных фар и бледным серебряным светом луны.
Нас встречают... Впереди автобус с грузом местного автодоровского актива.
Мы коротко даем понять, что замерзли и что нужно быстро добраться до города. Предводительствуемые автобусом трогаемся в путь.
Неожиданный треск, совсем непохожий на обычный треск мотора, заставляет всех насторожиться.
И в следующий момент командорская машина ЦАГИ с водителем Кузнецовым, взяв резкий крен вправо, валится на бок и начинает уходить под медленно оседающий лед в студеные волжские воды.
Механик Чуйкин и представитель Наркомпочтеля Григорьев ловко выбрасываются на кромку подламывающегося льда. Командор Розанов —
тяжело плюхается в воду, а Кузнецов, успевший выбраться на нос, по всем правилам спортивного прыжка летит „рыбкой" на поверхность реки.
Энергичный Кароль замечая аварию поворачивает назад и подбирает уже начинающего леденеть, насквозь мокрого командора.
Вперед, вперед!..
Машина рвет, но в 300 метрах — новая авария. Вторые сани — в теплой от фабричных вод полынье. Командору везет — он вторично выкарабкивается из проруби. Водитель и механик ловко вылетают на лед и организуют спасение начинающему захлебываться и затягиваемому под лед спецкору „Комсомольской Правды" — М. Розенфельду, который беспомощно бултыхается в ледяной ванне.
Момент... и Пашков уже держит его за воротник шубы. На помощь ползет по краю подламывающегося льда Кароль — и общими усилиями Розенфельд избавляется от общества знаменитых волжских стерлядок.
Тревожный фабричный гудок выбрасывает на отвесный берег весь наличный состав рабочих. которые с баграми, досками и веревками спешат к месту катастрофы. Розенфельда распаковывают и наливают водкой в заводской кочегарке, командора — в столовой.
Изумительные ребята — рабочие лесозавода „Завет Ильича". Они готовы снять с себя последнюю рубашку, залатанные штаны, чтоб обогреть пострадавших. Работницы быстро выжимают белье и развешивают у печек.
А в это время на реке кипит работа.
Под дружные крики медленно выползают на лед, отряхиваясь от воды, наши сани.
В них впрягают лошадей и везут на временные квартиры — пожарные гаражи для ремонта.
— Ну, дешево отделались, — говорят ребята. Но все же есть определенное удовлетворение, что наш эксперимент даст нам хороший урок и послужит тем опытом, который так необходим нашему поколению „стальных скользунов”.

23/II 1929
г. Кинешма
Бор. Громов
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2020 13:08

За рулем, 1929, №7, с. 23

 За рулем, 1929, №7, с. 23.jpg
АЭРОСАННЫЙ ПРОБЕГ ЗАКОНЧЕН!

29 МАРТА в Москве состоялся финиш Всесоюзного аэросанного пробега Автодора. После 40 дней труднейшего пути двое аэросаней ЦАГИ и одни аэросани НАМИ, покрыв 3500 километров и пройдя через Сергиев, Переяславль, Ярославль, Кострому, Юрьевец, Кинешму. Луптюжскую, Мантурово, Вятку. Пермь, Оханск, Осу. Воткинск, Ижевск. Елабугу, Казань. Чебоксары, Н. Новгород и Владимир, вернулись в Москву.
Четверо аэросаней „НАМИ-8", пройдя дебри лесов Приуралья, вышли из пробега в Ижевске.
Пробег сыграл громадную роль, позволив основательно изучить советские аэросани в техническо-эксплоатационном отношении. Не предрешая всех выводов в этом направлении, можно уже сейчас констатировать, что советские аэросани обнаружили совершенно необычайную проходимость, преодолев такие "дороги, по которым до сих пор не рисковали пробиваться ни пешеходы, ни лошади".
Вместе с тем, аэросани показали из ряда вон выходящую прочность. Даже провал под лед у Кинешмы не помешал им пройти громадное расстояние и притти к финишу — в Москву. Конечно, в успехе автодоровской аэросанной экспедиции большую роль сыграла исключительная энергия, напористость и преданность делу всего состава аэросанной колонны.
Большая часть пути была сделана, по узким лесным дорогам, руслам рек и крестьянским трактам. Пробег вызвал громадный интерес со стороны рабочих и крестьян. Встречать аэросани выходили местами от мала до велика жители целых рабочих поселков, сел, деревень.
Автодор завоевал благодаря пробегу большую популярность. В Перми, в Ижевске, в Чебоксарах. в Канавине наблюдается усиленный приток новых членов в Автодор.
Самоотверженная работа командора пробега т. Розанова, вице-командора т. Соколова-Соколенка, а также водителей и механиков аэросаней, — в особенности т. т. Кузнецова, Кароля, Погосского, Сорокина и Чуйкина, — мы не сомневаемся, будет должным образом оценена всей советской страной.
[23]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929: Аэросанный пробег Автодора Москва-Пермь-Москва

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2020 16:25

За рулем, 1929, №8, с. 16-20

 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0001.jpg
ИТОГИ АЭРОСАННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Снимки участника пробега оператора И. Белякова

ПО КОЛЬЦУ СНЕГОВ и СОЧУВСТВИЯ


— Идут! Идут! Идут!
Это оказалось, наконец, правдой. Три черные точки на горизонте Шоссе Энтузиастов стремительно растут. Можно уже разобрать очертания аэросаней.
... Дойдут ли они сюда, до плотной стены встречающих — караула автомобильной роты, гомонящего отряда пионеров, работников Автодора, НАМИ и ЦАГИ, профессионально - любопытных советских и иностранных журналистов. В Москве уже несколько дней подтаивает, и последние из трех с половиной тысяч снеговых километров здесь, на старом Владимирском тракте, фактически превращаются в „грязевые".
К всеобщему удивлению аэросани и тут наглядно демонстрируют свою исключительную проходимость.
Звенит медь оркестров, ее перекрывает гортанный рокот моторов.
С трудом вылезая из саней, разбухшие от кожанок и шарфов, командор и вице-командор пробега рапортуют тов. Баранову:
— 3. 500 километров пройдены.
Щелкают фото-аппараты, водителей подбрасывают в воздух, высунувшийся из кабинки саней кино-оператор Беляков с улыбкой докручивает последние, уже вполне безопасные, метры пленки.
С грузовика открывается митинг пробега. Тт. Осинский.
Баранов, Дмитриев приветствуют коротко. Трое пришедших к финишу аэросаней говорят сами за себя.
* * *
Через день, принявшие свой обычный вид городских ловких и живых людей, участники пробега встретились с представителями автодоровской общественности на товарищеском вечере в редакции „За Рулем“. Только необычные для зимы загоревшие лица и почти у всех хриплые голоса как-то выделяют их.
В оживленной товарищеской беседе, пересыпанной дружескими шутками, участники пробега вспоминают недавние занесенные снегом дни, рассказывают характерные бытовые детали, обмениваются впечатлениями.
Из всех рассказов явственно проступает, прежде всего, огромная преданность делу и удивительная спайка всех участников экспедиции.
— Основная тяжесть работы легла на механиков, — говорит командор тов. Розанов. — И я никогда не видал, чтобы люди без всяких напоминаний работали так, как работали наши ребята. Посылаешь поздней ночью кого-нибудь спать, он нехотя повинуется, а через несколько минут, глядишь — уже снова лежит под машиной и что-то там крутит.
— Меня поражала трогательная заботливость друг о друге наших механиков Чуйкина и Голубкова, — добавляет спецкорреспондент тов. Громов. — Чуйкин, старший, подходит к машине Голубкова и дает ему какие-то указания о еще более интимном уходе за машиной. Голубков внимательно слушает и отплачивает ему особой заботой о машине „старшого"... Раннее утро. Все мы еще спим, а Голубков уже встал, заливает бензин, чистит машину, не только свою, но и Чуйкина...
Кстати, — о журналистах в пробеге. По старым традициям журналист в дороге должен быть „сентиментальным путешественником". Ему полагается „впитывать впечатления", непрерывно строчить в блок-ноте, всячески „переживать" свое путешествие. Но вот — "газетчик" тов. Громов. Иногда сани по какой-нибудь причине застревали. Силы мотора оказывалось недостаточно и тогда к 100 лошадиным силам „Люцефира" или 150 —„Сальмсона" прибавлялась... еще одна „корреспондентская сила" в лице тов. Громова.
О чем рассказывали участники аэросанной экспедиции? О многом и о разном, в чем следует. прежде всего, выделить основное — отношение к пробегу крестьянства.
[16]
 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0002.jpg
Появление механических саней производило на крестьянство, по общему утверждению всех участников, огромное психологическое впечатление. Крестьянин сопоставлял аэросани с трактором, и недаром бесчисленные крестьянские вопросы носили строго прикладной характер:
— Сколько стоят?
— По каким дорогам ходят?
— Можно ли применить в крестьянском хозяйстве?
— Много ли уже саней понастроили?
По всей ленте пробега крестьяне после докладов участников пробега записывались в Автодор. В селе Елове, ко
дню прибытия саней, собралось население нескольких десятков соседних деревень. В Чебоксарах навстречу пробегу вышел в полном составе происходивший съезд советов. Не обходилось и без курьезов. В одном селе крестьянин, везший на своих санях жену и сына, услышав шум моторов, закрыл мешком глаза лошади. Лошадь резко шарахнулась, старик мгновенно оказался под полозьями, жена и сын переехали через него. С тяжелым ожиданием малоприятных разговоров водитель остановил сани, чтобы вытащить старика. Тот выполз невредимый из-под саней:
— Простите, товарищи, я вас задержал. Проезжайте.
... В другом селе двое крестьян с особым вниманием рассматривают нашу машину, — рассказывает следующий участник пробега.
— Что это, еропланы приехали? — спрашивает один из них.
— Нет, —с очень авторитетным видом разъясняет ему более грамотный собеседник, прочитавший надпись на аэросанях, — это приехали „автодоры“.
Очень радушно отнеслось к участникам пробега нацменовское население — вотяки и чуваши. Характерно, что в самой глухой провинции пробег встречали лучше, чем под Москвой. В Переяславле-Залесском, например, у всех участников осталось такое впечатление, словно о них ничего не знали.
О находчивости, героизме и выносливости участников пробега, по вполне понятным причинам, на вечере было сказано мало. Все же нет-нет, но прорывались из отдельных воспоминаний всевозможные „косвенные улики", по которым нетрудно было представить, сколько препятствий пришлось преодолеть, какую массу энергии затратить.
[17]
 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0003.jpg
... За Пермью мы очутились, рассказывал водитель Погосский, буквально по брюхо в снегу. Если человек вставал, то он почти весь уходил в снег... Когда мы впоследствии рассказывали местным старожилам о том пути, которым прошли, у них волосы становились дыбом. После долгих блужданий врезались в лес. Дальше поистине ехать было некуда. Беремся за топоры. пилы и начинается Москвотоп. Так местами пробивали себе дорогу. Большим препятствием служили для нас ворота, которые обычно имеются при въезде и выезде из деревень. Часто их приходилось спиливать — сани не проходили в пролет. А если ворота чуть шире саней — нацелимся на них и ждем: задели или не задели. И так несколько раз подряд.
... Шли часто по компасу, по совершенно незнакомой местности, — говорил Соколов-Соколенок. — Нередко напарывались на деревья, на сугробы, на хаты и на крыши хат.
... В одном месте мне встретился объезд, — вспоминал тов. Кузнецов. Горка и сугроб. И для
того, чтобы проскочить между деревьями, я решил пожертвовать винтом. Часть его оборвалась, но зато проскочили.
В подобных переплетах состав экспедиции ухитрился проделать и большую агитационную работу, часто в тех местах, где население вообще впервые увидало самодвижушийся экипаж. В одном месте, в далеком лесном поселке Богородске, верховной властью оказался... местный поп. По таким местам проезжали...
Еще о многом с большим юмором рассказывали возвратившиеся водители и механики, затем говорили автодоровцы, инженеры, конструкторы, хозяйственники, — воспоминания и характерные детали сменились марками моторов, системами конструкций, соображениями об эксплоатации, цифровыми данными и подсчетами.
* * *
В лабораториях, в тиши кабинетов, на неминуемых заседаниях комиссий, все технические и эксплоатационные результаты пробега будут тщательно вычислены, продуманы, взвешены, и будут сделаны практические выводы для дальнейшего развития аэросанного дела.
Но уже на этом вечере, если вслушаться в живой обмен непосредственных впечатлений и осторожных цифр, проступало отчетливо:
На огромных просторах бездорожной страны лыжи аэросаней прочертили большой и ответственный сдвиг вперед.
М. Л.

ПРИСТУПИТЬ ПРАКТИЧЕСКИ к ЭКСПЛОАТАЦИИ АЭРОСАНЕЙ!
Выступление нач. воздушных сил Республики тов. П. И. Баранова

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ значение пробега заключается, прежде всего, в том, что аэросани вызвали огромный интерес в тех медвежьих уголках, где впервые население вообще увидело машину.
Туг говорилось, что препятствием для распространения аэросаней явится то, что они сильно пугают население. Но на первых порах всякая техническая новинка, связанная с шумом, производимым работою мотора и быстротою передвижения (автомобиль, самолет) пугает население.
Более серьезным препятствием, несомненно, является экономика. В настоящее время аэросани стоят очень дорого. Сейчас Авиатресту заказаны сани без моторов, и они будут стоить от 11 до 12 1/2 тысяч руб. за экземпляр (с некоторыми запасными частями).
Средняя стоимость мотора для аэросаней (180 сил) — около 4 1/2 — 5 тыс. руб. ("Люцефир").
Таким образом, по трестовским ценам сани в теперешних условиях будут стоить около 17 — 18 тысяч рублей.
Средний расход бензина на 100 км во время пробега достигал 56 кг. Этот высокий расход объясняется совершенно невозможными дорожными условиями. Нормальный же расход будет исчисляться в пределах 40, максимально — 48 кг. В дальнейшем этот расход можно будет понизить, установив меньший по мощности мотор. При этих условиях, считая пределом эксплоатации машины 50 тыс. км, стоимость одного километра будет (при очень высокой цене саней в
[18]
 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0004.jpg
 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0004.jpg
данное время) составлять не более 50 коп., включая сюда и половину амортизации. Я брал все расчеты с преувеличением.
Аэросани мы можем применить в таких отдаленных местах, как Архангельск, Мезень и т. д.. для связи с центром. На этих линиях можно брать до четырех пассажиров.
Аэросани помогут ускорить доставку почты, и применение их в этом отношении, может быть, окажется более рентабельным, чем при перевозке пассажиров.
Если же взять такие дорогие товары, как пушнину и золото, то перевозка этих товаров из глухих и отдаленных мест их добывания на аэросанях будет совершенно рентабельна.
Настоятельная задача, которую мы должны выполнить к будущему сезону — это добиться более широкого применения аэросаней. Пробегами мы возбуждаем величайший интерес масс к аэросанному делу, перевоспитываем психологию людей, которые пока относятся к этому делу, как к какой-то интересной игрушке, как к предмету чистого спорта.
Будущей зимой Автодору нужно устроить хотя бы одну линию регулярного сообщения, выбрав самые благоприятные районы. Эта задача, вероятно, будет нам по силам.
Применение саней для связи губернских центров с периферий также имеет громаднейшее значение. Я помню еще после первого пробега тов. Гамарник, который тогда работал на Даль-
нем Востоке, просил меня дать для них аэросани. Наши окраины готовы затратить большие средства на это дело, так как бывает, что в этих районах нельзя пройти даже на лыжах, в то время как сани легко преодолевают все препятствия. В санях нуждается также Татреспублика и другие места. (Реплика: „Просят прислать Воткинск и Ижевск").
Наша очередная задача — организовать линии аэросанного сообщения и производство аэросаней. Трест только начинает ставить это производство. Автодор должен организовать потребителя, привлечь все средства, которые может дать потребитель, и загрузить трест заказами на будущий год на сани и моторы. При этих условиях экономическая сторона меня не пугает. Аэросани получат широкое применение, если будут стоить недорого.
Я считаю, что можно понизить мощность для того, чтобы сэкономить на горючем. Горючее составляет, примерно, одну треть расходов по эксплоатации, но мы платим бешеный акциз. Надо добиться снижения этого акциза.
Таким образом, с моей точки зрения, не существует никаких опасений насчет практического использования аэросаней. Ясно, что они себя оправдают.
Я еще раз выражаю надежду, что Автодор возьмется практически продвинуть это дело и Наркомпочтель, в первую очередь, будет ему помогать.

НОВОЕ ДЕЛО, НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ...
Заключительное слово тов. В. В. Осинского

Я ДУМАЮ, что, в конечном счете, вопрос об аэросанях есть часть общего вопроса автомобилизации страны. Самое важное и основное то, что сани эти найдут широкое, если не массовое, распространение только тогда, когда они будут дешевы. Дешевы же они будут тогда, когда мы разовьем массовое, а не опытное автостроение.
Сразу видно, что аэросани самый простой экипаж, проще дешевого автомобиля; тем не менее одни шасси стоят до 10. 000 руб. Это же было и с НАМИ. Пока не разовьется массовое строительство, до тех пор аэросанное дело будет стоять на месте.
С другой стороны, по мере того как мы будем делать опыты в аэросанном строительстве, — мы будем учиться массовому производству оборудования. Таким путем сани должны притти к нормальной стоимости и экономически получить распространение.
Для тех же целей снижения стоимости нужно стараться ставить на сани маломощные моторы.
Теперь возьмем вопрос о бензине. То, что у нас бензин оплачивается акцизом, то, что мы, по крайней мере в червонных рублях, платим за него вдвое больше чем за границей — все это имеет значение и для аэросаней и для автомобиля. Поэтому вопрос об аэросанях получит реальное развитие в связи с общим развитием нашего механического транспорта.
Мне приходилось проезжать на санях километров сто пятьдесят. Несмотря на такое расстояние, мне кажется, что можно определить — являются ли аэросани игрушкой, или чем то солидным. Они, разумеется, могут себя оправдать. Конечно, у них имеются недостатки, — хотя бы тот же шум, производимый мотором. Шум этот значительно больше чем у автомобиля, и он будет пугать лошадей и доставлять неприятности людям.
Пока аэросани имеют больше расходов, чем автосани. Однако, это не препятствует тому, что они могут быть использованы рациональнее, в особенности в отдаленных местностях.
[19]
 За рулем, 1929, №8, с. 16-20 - 0005.jpg
Два слова о будущем годе. Говорят что теперь не нужно заниматься дальними пробегами, а надо ставить задачей только эксплоатацию. Конечно, необходимо взяться за эксплоатацию (и по возможности активнее), но я думаю, что нужно делать и пробеги. Следовало бы организовать такой пробег и в будущем году (Возглас: — Только при наличии эксплоатации! ) Да. обязательно. Такие пробеги имеют колоссальное агитационное значение и для аэросаней, и для Автодора. Этот пробег был, в сущности, чуть ли не первой основной кампанией, Автодора, при чем самой солидной. По следам этого пробега возникают коллективы. Будущий пробег нужно тщательно продумать, сделать агитационно-пропагандистским.
Наши пробеги привлекли к себе сильное внимание и большой общественный интерес, что говорит о том насколько поднялся культурный рост даже самого отсталого населения окраин. То. что население проявляет громадный интерес к нашему делу и считает, что будущее лежит на пути, который прокладывают механические сани — есть самое интересное и ценное явление.
Возьмем, к примеру, поход „Красина". Он дал интересную картину создавшихся в нем внутренних взаимоотношений. То же самое и в аэросанном пробеге.
Участники нашего пробега сумели разрешить труднейшие задачи с большой бодростью и большой товарищеской спайкой. Пробег аэросаней создал совсем новую психологию людей, которые без определенной техники часто добиваются достижений в своих делах с каким-то совершенно новым подходом. В некотором отношении мы перескочили здесь через образцы, которые мы имели за границей. Аэросани создали определенную психологию, напоминающую, приблизительно, то, что англичане называют „fair plau“ (честное соревнование). Переживания эти, всякого рода технический спорт, все достижения как технические, так и общественные, создают у нас особую психологию, еще более интересную и бодрую, чем та, которую мы наблюдаем в буржуазных странах. Эта психология и была ярко проявлена всеми участниками настоящего трудного пробега.
Позвольте от имени редакции „За Рулем" искренне поблагодарить участников пробега за то, что они проявили себя настоящими гражданами Советского Союза, носителями наших лучших заветов и традиций!
[20]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения