2007: Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Январь 2008 21:53

Участникам лыжного перехода
к Северному полюсу полярной ночью
Матвею Шпаро и Борису Смолину
Уважаемые Матвей и Борис!

Примите дружеские приветствия и пожелания успеха в вашем поистине беспримерном тысячекилометровом переходе на лыжах от российской земли к Северному полюсу полярной ночью.
Нам в Карелии, как никому другому, понятны слова: лютый мороз, свирепый ветер, полярная темень. Но мы хорошо знаем и вашу настойчивость, профессионализм, мужество. Поэтому уверены - несмотря на все трудности, вы достигните цели.
Пользуясь случаем, благодарю вас за лагерь «Большое Приключение», который уже 8 лет работает в Карелии и которым руководит Матвей Шпаро. Знаю, что с 2007 года лагерь стал всесезонным, и когда вы во славу Отечества боретесь с дрейфующими льдами, ваши юные друзья идут на лыжах и собачьих упряжках по прекрасным карельским белоснежным озерам и густым лесам.
Горячо приветствую и новую инициативу Клуба «Приключение» и Росспорта о проведении в рамках «Лыжни России» молодежной акции «На Северный полюс!». Рад, что заключительный этап отбора команды юношей и девушек, которые пройдут в апреле 2008 г. 100 км по льду Северного Ледовитого океана и финишируют на Северном полюсе, состоится в Муезерском районе Республики Карелия.
Мы с вами, друзья! Болеем за вас. Берегите себя, а по весне ждем на гостеприимной карельской земле.

Глава Республики Карелия
Катанандов С.Л.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение Ялин И.Ф » 23 Январь 2008 00:33

Москва,клуб "Приключение".

Дорогие Матвей и Борис!

С/К "Ятарь"и многие жители г.Северска и г.Томска с громадным интересом и волнением следят за вашей безпрецендентной экспедицией. Мы прекрасно помним 1994г, когда 6 северчан в составе центра
"Арктика" дошли до Северного полюса от мыса Арктического в автономном режиме. Но мы шли днем, а вы в полярную ночь,что многократно увеличивает трудности и опасности маршрута. Мы уверены, что ваши мужество, решимость, опыт, умение терпеть помогут вам преодолеть все трудности и достичь цели. Мы следим за каждой пройденной вами минутой, мысленно всегда с вами.

И.Ф.Ялин, заслуженный путешественник России
Ялин И.Ф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 Январь 2008 19:43

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Январь 2008 01:49

Иван Федорович, так это Вас можно было поздравлять 1 числа с 70 летием?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11745
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2008 12:25

18-21 января 2008 года,
Зона смерти – каждый день
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_21-01-08.htm

21 января 2008 года,
Письмо французского исследователя Жан-Луи Этьена.

Дорогие Матвей Шпаро и Борис Смолин,

Сегодня утром я получил информацию о вашей полярной ночной экспедиции к Северному полюсу. Мне кажется невероятным, что вы можете тащить такие тяжелые сани сквозь холодную мглу полярной ночи через вздыбленные льды Северного Ледовитого океана. Я нахожусь под большим впечатлением от вашей экспедиции.

Я желаю вам найти в ваших душах и телах те источники силы, которые помогут вам достичь вашей очень амбициозной, и очень захватывающей цели. Вы очень храбрые люди.

Мои добрые пожелания,

доктор Жан-Луи Этьен

http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_etien21-01-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2008 13:30

29 января 2008 года,
Дрейф съедает километры

Матвей Шпаро, по телефону.

Вчера прошли 5 минут по широте, т.е. около 10 км. Наш GPS имеет функцию, которая тонкой линией вычерчивает пройденный маршрут. Так вот, пока мы идем, эта линия более-менее стремится к северу, но стоит остановиться более чем на 5 минут, как появляется маленький отрезок, направленный на юго-запад – туда, куда нас несет дрейф. Вчера утром вышли из точки 85°15' с.ш., дошли до 85°20', а сегодня утром проснулись в точке 85°16'.

Полностью интервью:
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_29-01-08.htm


Письмо российского полярного путешественика Владимира Чукова

Добрый день, парни!

Искренне желаю, чтобы он действительно был для вас добрым.

Бессмысленно описывать те адские условия, в которых вам приходится двигаться к полюсу. Представить это, не побывав там, все равно невозможно.

Терпения вам, выдержки и сил. Сил не только физических. По себе знаю, как важно быть уверенным, что на Большой земле есть те, кто был бы готов принять на себя хоть часть тех испытаний, которые выпали на вашу долю.

Таких людей сегодня очень много и мы среди них.

Сил вам, парни, и удачи! Легкой дороги желать бессмысленно. Ее там не бывает.

Владимир Чуков,
полярный путешественник,
руководитель полярного центра "Арктика"
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_chukov29-01-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение Бедарев Юрий » 01 Февраль 2008 23:13

Терпения и удачи мужики!Боря я с тобой!
Бедарев Юрий
 

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Февраль 2008 00:29

4 февраля 2008 года,
Жесткие меры.

Матвей Шпаро передает по телефону.

Сегодня незапланированная дневка: сумасшедший встречный ветер, метель – все не так. Последние дни испытываем сильное нервное напряжение: принимаем одни решения, потом – противоположные, а следом находим третий, видимо, лучший, вариант.

Живем словно на автопилоте. Подъем в 9 часов, завтрак, работа, ужин, сон. Все слилось в одни непрерывные сутки и только благодаря разговорам с Москвой, можно понять какой сегодня день недели, хотя для нас это не имеет большого значения.

Позавчера устроили большую "чистку" снаряжения. В общей сложности было выброшено порядка 20 кг. Каждый килограмм стоил, думаю, по 1000 долларов. Мы выбросили маленькие сани, две фотокамеры, две видеокамеры, всю запасную одежду, лишнее батарейки, в общем, все, от чего можно избавиться. Жаль? Да, жаль. Но это решение окончательное. Максимально облегчаем сани ради обретения максимальной скорости. Мы хотим, получив авиаподдержку, закончить путешествие до наступления полярного дня. Сброс продуктов и бензина запланирован на 7-9 февраля.

Из важных событий, которые произошли в нашей жизни в последнее время, первое – принятие вышеназванного решения, второе – сломанная лыжа у Бориса, третье – новая неожиданная встреча с белым медведем.
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_04-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Февраль 2008 00:31

7 февраля 2008 года,
Танцы на параллелях.

Матвей Шпаро передает по телефону.

Приближаемся к 85 параллели. Интересно, сколько времени мы протопчемся на этом новом рубеже. 84-ю мы пересекали в общей сложности пять раз. На 83-й и на 82-й были причудливые петли.

Борис с помощью ножа дорабатывает наши костюмы. Куртки и брюки компании Wintergreen, в которые мы одеты, зарекомендовали себя хорошо: тело дышит, ткань не пропускает ветер, одежда хорошо сохнет. Но есть минус: на локтях, ниже спины, на варежках, на ладонях нашиты усиления из сдвоенной ткани, между которыми набивается снег. Затем образуется иней. Поэтому делаем прорези, чтобы снег мог высыпаться
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_07-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Февраль 2008 00:32

Участникам экспедиции на Северный полюс
М.Д. Шпаро и Б.Г. Смолину
Уважаемые Матвей Дмитриевич и Борис Григорьевич!

Восхищен вашим новым смелым проектом – походом полярной зимой от архипелага Северная Земля к Северному полюсу.

Вы решились на беспрецедентный, поистине героический маршрут – пройти 980 км по ненадежным льдам Северного Ледовитого океана в суровый зимний сезон.

Более половины пути уже пройдено. Уверен, что также успешно вы преодолеете трудности и на оставшемся участке.

Желаю вам скорейшего достижения своей цели и благополучного возвращения.

Губернатор Калужской области
А.Д. Артамонов
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_artamonov06-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Февраль 2008 00:33

8 февраля 2008 года,
Сброс продуктов и снаряжения.

Сообщение пресс-службы Клуба "Приключение".

7 февраля на 48 сутки путешествия состоялся сброс двух грузовых парашютных контейнеров для экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина. Путешественникам доставлено 20 кг пищевых рационов и 30 литров бензина. Груз взят из запаса, оставленного перед стартом экспедиции, на погранзаставе "Остров Средний".

Полет выполнил самолета Ан-26 Управления авиации ФСБ, командир экипажа подполковник Кравченко Александр Иванович, штурман – майор Макагоренко Юрий Иванович. Погодные условия не благоприятствовали операции: ветер 10-12 м/с, низкая облачность, снег. Контейнеры приземлились в 17:41 и 18:22 по московскому времени в 70 метрах от палатки команды.

Правильный выбор места приема груза и четкое взаимодействие путешественников и экипажа обеспечили полный успех операции.
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_08-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Февраль 2008 01:39

14 февраля 2008 года,
Мы не ломаемся

Матвей Шпаро передает по телефону.

За четверо суток удалось преодолеть один градус – это самое позитивное событие последних дней.

Мы путешествуем уже 52 дня, а впереди еще 440 км. Накопилась усталость, которая вчера вылилась в приступ апатии. Но утром настроение поднялось. Погода хорошая, ветер слабый, за ночь нас никуда особенно не отнесло. Мы полны оптимизма и бодро смотрим в будущее. Ставим себе задачу каждый день проходить по 9 минут широты.

Вчерашнее плохое настроение было вызвано еще и тем, что сломался примус. Я вообще люблю, когда есть запас прочности. Хорошо иметь два примуса, два GPS, две радиостанции, запасной телефон. И когда что-то ломается, приходят опасения, что экспедиция входит в критическую стадию.

Пока было два примуса – было здорово. И из-за того, что иногда в палатке разом можно было сделать в два раза теплее, и из-за того, что существовал запас надежности. Теперь запаса нет. Вообще, почти все снаряжение нам уже приходилось ремонтировать. Ломались и лыжи, и лыжные палки, и стойки палатки, и фонари. Только мы пока еще не ломаемся.

http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_14-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Февраль 2008 13:37

15 февраля 2008 года,
Вопросы и ответы

Матвей Шпаро передает по телефону.

Половина пути за спиной. Подошло время сделать небольшой срез наших мыслей и чувств. В голове сложились своеобразные "frequently asked questions" – часто задаваемые вопросы.

Зачем вы отправились в это путешествие?

Оба: Чтобы показать, что есть еще у русских людей порох в пороховницах.

Что самое страшное было за это время?

Матвей Шпаро: Вид торосов, когда подумаешь, как они образовывались здесь всего несколько дней, а то и часов назад. Страшно представить себя в этом месте и в это время.

Борис Смолин: Ночное торошение. На 10-й день путешествия мы, услышав приближение торосов, сняли палатку, а через 10 минут на этом месте была гряда ломаного льда.

Что было самым трудным?

М.Ш.: Выбираться утром из палатки. Кругом темнота и холод. Самое трудное заставить себя начинать каждый день заново. Все дни похожи один на другой и складывается впечатление, что продолжается бесконечный "День сурка".

Б.С.: Побороть внутренний голос, который говорил в первые дни путешествия: "Пора заканчивать". Еще – это ожидание рассвета. Постоянное ощущение, что вот-вот должно начать светать, но этого не происходит.

Расскажите о трех самых запоминающихся случаях.

М.Ш.: Ночное торошение, о котором мы говорили, визит медведя, неудачная переправа, когда вода залилась в наши "скафандры". Все это намекало на то, что хватит испытывать судьбу.

А что было самым приятным?

Б.С.: Чашка крепкого, густого, сладкого какао, которую мы выпиваем, как только просыпаемся. Нас окружает сплошной негатив: темнота, влага, холод, усталость, монотонная работа и еще много чего. Так что надо пытаться находить приятное даже в самом маленьком.

М.Ш.: Греть голую ногу над примусом.

Случаются ли у вас галлюцинации?

М.Ш.: Есть постоянное ощущение, что рядом идет белый медведь, особенно в плохую погоду. Есть постоянное ощущение, что завтра рассветет, и утром мы увидим, что чуть-чуть не дошли до хорошей стоянки. Но это не галлюцинации.

Б.С.: Есть постоянное ощущение, что я иду вдоль забора, который легко достать лыжной палкой. Интересно, что Д.И.Шпаро в рассказах о ночном переходе 1986 года между станциями СП-26 и СП-27, тоже упоминал об аналогичном ощущении.

http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_15-02-08.htm

Письмо Ирины Орловой,
президента экспедиционного центра "Полюс"

Матвею Шпаро и Борису Смолину,

Мне казалось, что главные подвиги уже совершены – покорены высочайшие вершины, сдалась Антарктида, люди добирались до Северного полюса группами и в одиночку, даже на дне Ледовитого океана установлен флаг России. А недавняя экспедиция Борге Оусланда и Майка Хорна, первая половина которой пришлась на полярную ночь? Разве можно что-то еще сделать?! Оказалось – можно. Глухой полярной ночью пройти почти 1000 км по дрейфующему льду сквозь белых медведей, ветер, торосы – это вообще реально?!

Матвей, Борис! Вы делаете это. Каждым своим шагом вы делаете Историю. Трудно представить, как можно выживать в условиях, непригодных для жизни. Но большая часть маршрута уже позади. Держитесь, ребята, вы – герои нашего времени, простые скромные герои.

Я горжусь, что знаю вас лично, что могу рассказать друзьям, как провожала с базы "Барнео" Матвея с князем Альбертом II к Северному полюсу, как Боря отдал мне свои рукавицы, когда я сама собиралась туда же...

Дай вам Бог на остаток пути попутного ветра и дрейфа, чтобы не увеличивались для вас эти оставшиеся километры. Пусть у вас будет просто обычная рутинная работа, без разломов, разводий, медведей. Пусть самым неприятным останется для тебя, Матвей, Борин голос по утрам: "Встаем!" А Борису мы обещаем гору, нет, две горы блинчиков на "Барнео". Храни вас Господь!

Ирина Орлова,
почетный полярник, член жюри Всероссийской молодежной акции "На Северный полюс!"
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_orlova.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Февраль 2008 21:42

Некоторые живые подробности по экспедиции в "Комсомольской Правде" 22.01.2008
http://www.kp.ru/daily/24035/95837

Дмитрий СТЕШИН, «Россия вернулась в Арктику?»


Опять оживают умирающие погранзаставы и метеостанции, государство закупает и завозит полярникам новую технику, а ученые расконсервируют оставленные научные базы. И опять, как двадцать лет назад, в Арктику отправляются экспедиции. Под самый Новый год к Северному полюсу вышли два российских путешественника - Матвей Шпаро и Борис Смолин. Впервые в истории человечества люди собрались покорить полюс в кромешной тьме - бесконечной арктической ночью...


Россия попрощалась, но не ушла?

Правильно говорят, что история движется по сходящейся спирали. Следующий ее виток значительно уже, но он обязательно пересекается с прошлым. Экспедиция наша выдвинулась к полюсу как-то очень вовремя. В день вылета из Москвы наш авианосец «Адмирал Кузнецов» продефилировал мимо норвежской нефтяной платформы. Крику на Западе было столько, как будто с авианосца по этой платформе отбомбились. Отголоски общей истерики коснулись даже нашей, вполне невинной и мирной экспедиции. Одна известная западная экологическая организация, чутко реагирующая на политическую конъюнктуру, мгновенно назвала Матвея Шпаро и Бориса Смолина «потенциальными убийцами белых медведей». Парни в своих походах по Арктике десятки раз конфликтовали с милыми белыми мишками, убивающими человека одним ударом лапы. Поэтому полярники взяли с собой впервые помповое ружье и два бесствольных пистолета «Оса» со светошумовыми зарядами. Но причина истерики, конечно, была не в медведях.


Ни для кого не секрет, что в 90-х годах Россия, по сути, ушла из Арктики. Бросила эти безрадостные места, которые были вопреки природе освоены людьми. Нашими предками.

Я видел журнал с радиограммами с одной полярной станции за 1992 - 1993 годы. Его случайно нашли туристы-экстремалы, путешествовавшие по Таймыру. Восемь месяцев забытые страной полярники просили эвакуации или хотя бы борта с продуктами. Метеорологи забыли вкус сахара, давным-давно у них не было табака, лекарств, солярки, керосина. Из еды остался ящик серых макарон. Радист вынимал и вставлял обратно зубы, расшатанные цингой. Большая земля отвечала: денег нет, горючего нет, самолетов нет. Хотите сами оплатить самолет? Так вам всем вместе еще десять лет нужно работать, зарплаты у вас слишком маленькие. Как маленькие? А так, в стране рыночная экономика, а с вас, кроме показаний термометров, прибытка никакого. Держитесь! Или помирайте...

На Западе открыто потирали руки, готовясь оформить этот уход России законодательно и демаркировать полярные границы. Российские политики из первых эшелонов власти по скудоумию своему или по злому умыслу рассказывали, как надо правильно осваивать наш Север. Все базы, порты, станции и поселки нужно срочно закрыть и вывезти оттуда всех коренных жителей в более теплые места, а для добычи полезных ископаемых применить так называемый вахтовый метод. И лучше всего вахтовиков-рабочих пригласить из соседних стран, они природу беречь умеют. Западные экологи за них ручаются... Наши северные европейские и американские соседи горячо поддерживали и развивали эту идею и намекали на посильное финансовое участие в проекте по ликвидации российского присутствия. Западные доброжелатели даже специальное название придумали для всей российской Арктики от Мурманска до Чукотки - «Баренц-регион», исподволь указывая на непонятный статус этих территорий.


Но что-то поменялось за последний год. Опять полярная экспедиция летела на Северную Землю государственными, пограничными бортами. Бесплатно, разумеется. На погранзаставе нас ждали теплые жилые помещения, питание, транспорт под экспедиционные нужды и склад под переборку и укладку снаряжения. Страховать полярников в первые недели маршрута должны были суперспецы из спасательной службы ФСБ, и дозабрасывать грузы на вертолетах должно было то же самое ведомство. Похоже, Россия попрощалась с Арктикой, а уходить передумала...

«Страшно, а идти надо!»

Наш самолет дозаправился в Воркуте, летчики выспались. Набрали высоту, салон прогрелся. Можно снять теплые вещи и наконец-то поговорить, перекрикивая турбины. От Воркуты до острова Средний почти пять часов ходу. С нами летит авиационный инспектор. Он прилепил на иллюминатор антенну американской Джи-пи-эс на присоске и все время поглядывал на экран приборчика. За тонкой перегородкой пилотской кабины потеет штурман, работая с картой. А инспектор проверяет точность проложенного им маршрута. Инспектору тоже жутко не нравится, что мы пользуемся западной навигационной системой. По его словам, случись какой конфликт, и американцы влегкую, в течение 10 минут обрубят все 16 «гражданских» навигационных каналов на своих спутниках. И ставшие привычными, как мобильные телефоны, приборчики-навигаторы превратятся в бесполезные погремушки. Поэтому штурманам, особенно молодым, не дают расслабляться, заставляют работать по старинке - с бумажными картами и звездами. Но на подходе наша спутниковая система глобального позиционирования - ГЛОНАСС. Все ее ждут и надеются, что будет она работать, как и вся российская военная техника, - надежно, хотя, как водится, без заграничного комфорта.

Напротив меня сидят Матвей Шпаро и Борис Смолин. Вместе они напоминают знаки «инь» и «ян». Совершенно разные, даже по возрасту, но слитые воедино - не расцепишь. Борис молчит, Матвей рассказывает:

- На самом деле мы готовили эту экспедицию больше пяти лет. И на последнем этапе наши интересы и интересы государства вдруг совпали. Оказалось, не я один считаю, что российское присутствие в этих широтах не может складываться из одного какого-то действия. Должны работать станции, а на них жить ученые. Станции должны обеспечиваться авиацией, то есть полосы и аэродромы все время функционировать. Должно быть множество кирпичиков, маленьких и больших, типа полета Патрушева в Антарктиду или установки флага на океанском дне Северного полюса. Так же и наше путешествие. Кирпичик в общей стене. Потом у государственных структур есть потребность отработать взаимодействие авиации и спасателей. Не на полигоне, а в реальных условиях. Вот и нашелся прекрасный повод...




полностью: http://www.kp.ru/daily/24035/95837
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11745
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2008 00:31

17 февраля 2008 года,
Канатоходец

Матвей Шпаро передает по телефону.

Казалось бы, все ужасы Арктики мы уже видели. Ан, нет! Вот они – торосы, но не те, которые – давнишние или новые – стоят перед тобой, а те, которые рождаются и растут у тебя на глазах. Перед нами полоса льда. Живая полоса шириной 15-20 метров. Это стык двух трущихся друг о друга ледяных полей, массой в миллионы тонн. Куски льда, становятся вертикально, кренятся и с грохотом падают в жидкую кашу. Повинуясь собственной тяжести, они уходят под воду, чтобы через некоторое время всплыть.

Живое, рождающее и крушащее само себя препятствие, нам не преодолеть на лыжах. Мы уже сталкивались с подобным в проливе Лонга, но тогда, весной 2007 г. – был день. Тогда можно было осмотреться, сориентироваться, рассчитать время, рассчитать движение.

Теперь же, при свете фонаря, оставалось немногое – надеяться на удачу. Благо, наши легкие сани, сейчас в них не более 80 кг, позволяют все-таки, когда нужно, ускориться. Выбирали долго и выбрали наиболее подходящий, как нам показалось, путь: надежный спуск , 5 метров каши, потом льдина 3 на 3, потом снова 5 метров каши.

Я пошел первым. Не рассчитал, и на полпути сани скатились в яму под торосом. Дергаю отчаянно, но их заклинило. Борис пытается помогать – все бесполезно. Сани пристегнуты ко мне жесткими оглоблями, поэтому любое их движение дергает и меня.
Вокруг все грохочет, гудит и скрежещет. Кричу Борису, чтобы он пока отошел. Оглядываюсь вокруг, ища новый путь. Во мне все напряглось. Резкий рывок, на выдохе, как у штангиста. По-моему, даже с каким-то криком. Сани выскочили. Я оказался на заветном пятачке посреди каши. Теперь этот путь предстоит осилить Борису.

И тут торосы и каша приходят в новое невероятное движение, словно у меня начинает кружиться голова. Этим льдам явно не хватает трех привычных измерений: длины, ширины, глубины... Будь у них еще одна степень свободы, они б заполнили и ее.

Борис делает первый шаг. У меня в голове возникает Высоцкий: "Посмотрите, вот он по канату идет. Чуть левее наклон – упадет, пропадет. Чуть правее наклон – и его не спасти. Но наверно ему очень нужно пройти четыре четверти пути…". Нелепое состояние. То ли снимать упряжь своих саней и бежать помогать Борису, то ли уходить с этого пятачка, так как на нем появилась новая трещина...

Зная, что торосы даются Боре с трудом, освобождаюсь от саней. А он спокойно и уверенно преодолевает самое сложное место и подходит ко мне. Следующие 5 метров были проще.

Вообще, когда сам ломишься через торосы, всего кошмара не осознаешь. Но следить за другими, смотреть, как "ломает лыжи" напарник – вот тут действительно становится страшно.
http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_17-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Экспедиция М. Шпаро и Б. Смолина на Северный полюс

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2008 00:32

18 февраля 2008 года,
Есть только миг

Матвей Шпаро передает по телефону.

Остановились вчера в 23.30. Широта 86° 41,215'. День трудный. Борис вперед не рвался, я тоже медленно брел, выбирая направление и стараясь обходить торосы.

Уже третьи сутки мы идем по полям, которые недавно ломались. Почти каждые 50 м встречается или канал, или трещина от полуметра до метра шириной, или гряда торосов. Через 2-3 дня будет полнолуние и, видимо, приближение Луны оказывает сильное воздействие на ледовое одеяло полярного океана. Погода хорошая, только ветер не попутный и, соответственно, дрейф идет туда, куда нам не надо. Но мы все равно держим темп и выдаем свои 10 минут широты, то есть 18 км, ежедневно.

Сегодня эта норма далась в результате адских страданий. На марше, после 6 часов работы, организм выдохся и отказывался работать. Меня всего ломало. Но потом ничего – словно некий барьер остался позади – разошелся.

За час до остановки произошел такой разговор. Говорю Борису: "Ну вот, до сорок первой минуты дойдем, и можно будет с чистой совестью сказать, что свои 9 минут мы сегодня прошли". Я это сказал, хотя прекрасно знал, что утром у нас были координаты 86° 32,200'. Но Борис снова оказался на высоте.

– Нам надо дойти до 86° 41,200'.

Я сразу почувствовал, что моя совесть никогда не будет чистой. 200 тысячных минуты – это действительно много: 360 метров.

http://www.shparo.ru/Polus/news/polus_18-02-08.htm
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения