1929-1931:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1929-1931:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2019 10:44

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.26-27

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.26-27 Рисер-Ларсен - 0001.jpg
НОРВЕЖСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РИСЕР-ЛАРСЕНА В АНТАРКТИКУ

Начатые еще в 1926 г. по инициативе консула Ларса Кристенсена (Lars Christensen) исследования Антарктики в 1929—1930 гг. были развернуты большой экспедицией во главе с известным Рисер-Ларсеном (Hjalmar Riiser Larsen) на судне „Норвегия".
Экспедиция отправилась в конце 1929 г. из Южной Георгии с целью обследования береговой линии Антарктики к востоку от моря Уедделя. Судно было снабжено запасами провизии на 2 года и двумя самолетами.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.26-27 Рисер-Ларсен - 0002.jpg
— 27 —

Взяв уголь и снаряжение со вспомогательного парохода, экспедиция сначала направилась к земле Эндерби (Enderby Land), открытой в 1831 г. английским капитаном Биско (Biscoe), производя по пути гидрологические работы и промеры. 22 декабря, когда судно находилось на широте 65°10 S и долготе 49°30'Е, Рисер-Ларсен с летчиком Лютцов-Хольм (Lutzow-Holm) совершили, при довольно неустойчивой погоде, полет к мысу Ann на земле Эндерби, которая оказалась покрытой материковым льдом; к югу возвышались отдельные многочисленные нунатаки. Имея намерение собрать геологические коллекции, Рисер-Ларсен сделал посадку довольно далеко от берега, с расчетом дойти до него на лыжах. Однако, угрожающие признаки близкой перемены погоды, в виде образования штормовых облаков на ледяном покрове, заставили Рисер-Ларсена от небольшого прибережного каменистого островка под 66°35'S и 50°40'Е, на котором Ларсен водрузил норвежский флаг, повернуть обратно к самолету и поспешить на судно.
Второй большой полет состоялся 15 января. Целью его была рекогносцировка положения береговой линии к западу от Земли Эндерби, на земле, названной Рисер-Ларсеном „Землей королевы Мод“ (Queen Maud Land).
Следующие две продолжительный воздушные рекогносцировки позволили заснять и положить на карту необследованную часть берега к востоку от земли Котса (Coats Land). Она получила название „Земли кронпринцессы Марты" (Crown Princess Martha Land). Эта часть берега отличается отсутствием нунатаков к югу от нее.
Кроме работ разведывательного характера, экспедицией положена на карту береговая линия на протяжении около 570 морских миль, взяты многочисленные гидрологические станции между 55°Е и 15°W, произведены наблюдения над течениями, а также над движением льдов и айсбергов, заснят кино-фильм животной жизни. При многочисленных промерах обнаружено значительное повышение дна между 32°11'Е и 32°38'Е в широте 68°S, получившее название Банки Геннерса (Gunners Bank).
Интересно отметить, что Рисер-Ларсену, несмотря на его богатый опыт аэронавигации в полярных областях, приходилось при возвращении из дальних полетов испытывать серьезные затруднения в отыскании судна. Дело в том, что с высоты небольшое темное пятнышко судна очень трудно заметить среди пловучего льда, с его трещинами, темными подошвами и небольшими полыньями. Приходилось принимать предосторожности вроде того, что судно держалось в известном расстоянии от крупного характерного айсберга, а летчику, со своей стороны, — зарисовывать встречавшиеся айсберги, которые, служили как бы вехами на обратном пути
(Geogr. Rev., 1930, Oct.).
Н. П
.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8392
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1931:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Сообщение ББК-10 » 08 Август 2019 10:46

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.56

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.56 эксп.Рисер-Ларсена.jpg
ХОД РАБОТЫ НОРВЕЖСКОЙ АНТАРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. Норвежским Министерством иностранных дел получено сообщение о ходе работ Норвежской Антарктической экспедиции Рисер Ларсена (Riiser Larsen). Во время полетов 16 и 17 февраля 1930 г. была заснята и положена на карту береговая линия между 70°30'S широты (при долготе 24°15'Е) и 68°40 S (при долготе 33°30 Е от Гринвича). Эта часть берега Антарктики названа Р. Ларсеном Землей Рангильды (Ragnhild L.). С аэроплана были сброшены норвежский флаг и документ, объявляющий эту часть Антарктики, как находящуюся в сфере интересов Норвегии, ее владением.
Н. П.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8392
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1931:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Сообщение ББК-10 » 21 Август 2019 21:51

Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.11-13

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.11-13 плавания НОРВЕГИЯ - 0001.jpg
РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕТВЕРТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ „НОРВЕГИИ" 1930/31 ГОДА

После четырехлетнего отсутствия „Норвегия" вернулась 15 мая пр. г. в Саннефьорд.
За этот период времени было совершено четыре плавания в Южном Ледовитом океане.
В первый сезон 1927/28 г. была проведена работа на о-ве Бувэ, в океане вокруг этого острова и южнее его.
В 1928/29 г. поле деятельности экспедиции расширилось и захватило область от о-ва Бувэ до океана к западу от Южных Шетландских о-вов, на юг до 71°11’S и на запад до 140°49’W.
В следующем сезоне 1929/30 г. были положены на карту, путем воздушных разведок, западная часть Земли Эндерби, Земля королевы Мод и западная часть Земли кронпринцессы Марты, к востоку от Земли Котса.
План четвертой экспедиции „Норвегии" в 1930/31 г. заключался в производстве во время плавания кругом южного полярного материка исследований, относящихся к изучению состояния китового стада и китового корма, пометки китов стрелами, а также океанографических и метеорологических исследований. Затем должно было быть установлено, существуют ли сомнительные острова—о-в Трюлса, о-ва Нимрода и о-в Доути. Во главе этой экспедиции стоял Гуннар Исаксен.
Командовал судном капитан Нильс Ларсен, командовавший „Норвегией" и оба последних раза. Экипаж состоял из четырнадцати человек.
„Норвегия" (бывш. „Веслепер") построена в г. Суне в 1919 г. Это — промысловое деревянное судно. Его размеры: длина 114.3 фута, ширина 26.7 фута и осадка 13.9 фута. Водоизмещение — 285 бр. регистр. тонн. Грузоподъемность — около 250 тонн д. в. Машина в 350 л. с., сообщающая судну ход в 5-6 узлов. Парусное вооружение: фока-стаксель, прямой фок и два треугольных бом-лисселя.
Результаты четвертой экспедиции „Норвегии" таковы: южный полярный материк был полностью обойден кругом за время с 17 октября 1930 г.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.11-13 плавания НОРВЕГИЯ - 0002.jpg
— 12 —
по 29 января 1931 г. Всего было пройдено 12000 морских миль в 102 дня, при чем запас угля трижды пополнялся в пути с пловучих китобойных баз „Thor I", „Falk“ и „Kosmos“. Только благодаря этому можно было провести все плавание в один сезон. Сомнительные острова, в том числе и Пагода Рок, так и не были найдены, несмотря на самые тщательные поиски их в тех позициях, которые были указаны „Норвегии" на основании сведений моряков, бывших ранее в этих областях. Можно считать, что острова эти на самом деле были просто большими айсбергами, сидевшими на мели и отличавшимися темным цветом льда, зависевшим от наносов. Летчик Рисер-Ларсен совершил четыре полета и положил на карту часть береговой линии новой земли, названной Землей принцессы Рагнхильды.
За время плавания были взяты 54 океанографические станции. Большинство из них — до глубины в 2000 м. Из этих станций 12 было взято в южной части Индийского океана, 26 в южной части Тихого океана и 16 в южной части Атлантического океана. Так как южная часть Тихого океана мало обследована в гидрографическом отношении, то экспедиция приложила особые старания для взятия там как можно большего числа станций. От 115°W до Южных Шетландских о-вов было сделано три последовательных разреза: один — от 60° S и 115° 20' W в юговосточном направлении, до кромки сплошных льдов, в 36 милях к северу от о-ва Петра I; второй — от кромки сплошного льда здесь к северу до 66°50'S и третий — к востоку от 91° 33'W. Равным образом сделан разрез между 56°30'S и 158°30'W до 58°20'S и 138°31'W.
Пробы воды для определения содержания солей были доставлены для титрования в Норвегию, но определение содержания фосфата и нитратов было произведено на борту при помощи калориметров Сунда, позволяющих работать даже в сильную качку. Всего было собрано свыше 2100 проб.
На ряде станций было предпринято вертикальное драгирование сачком для исследования видов и количества организмов, живущих в различных слоях воды от поверхности до 600 м глубины. В некоторых местах были взяты пробы с больших глубин, а также и пробы дна.
Для измерения глубин экспедиция пользовалась эхо-лотом Бема, которым, однако, очень трудно пользоваться на маленьком судне в открытом море, так как во время качки нельзя отличать доносящийся от морского дна звук от всяких иных посторонних звуков. Всего было произведено 120 измерений глубин.
Во время плавания ежедневно выбрасывались в море бутылки для изучения течений. Вложенные в них записки адресованы Северо-Американскому Гидрографическому управлению, Вашингтон.
Ледяные горы попадались навстречу ежедневно, при чем больше

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.11-13 плавания НОРВЕГИЯ - 0003.jpg
— 13 —
всего — и самых крупных из них — встретилось в области от Южных Оркнейских о-вов приблизительно до 20°W, т. е. несколько дальше Южных Сандвичевых о-вов. Здесь ежедневно можно было видеть от 100 до 200 порядочных ледяных гор одновременно. Одна из плоских ледяных гор достигала в длину около 35 морских миль.
Во время плавания велся особый журнал, в который заносились записи, относящиеся к видам и количеству замеченных китов, а также и к направлению, по которому эти киты плыли. Результаты плавания будут опубликованы Норвежской Академией наук в Осло в виде отдельных изданий под названием „Scientific Results of the Norwegian Antarctic Expeditions 1927 —1931, instituted and financed by Consul Lars Christensen".
М. А. Л
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8392
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1931:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Сообщение ББК-10 » 18 Сентябрь 2019 17:13

Бюллетень Арктического института СССР. № 3. -Л., 1933, с. 63

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3. -Л., 1933, с. 63 Рисер-Ларсен.jpg
АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РИСЕР-ЛАРСЕНА. По появившимся в прессе кратким сообщениям экспедиция работает на Земле принцессы Рагнхильды. При подходе к антарктическому побережью экспедиция испытала большие затруднения. Во время сильного шторма льды, на которых находились участники экспедиции, унесло в море. К счастью поблизости находилось норвежское китобойное судно, которое спасло членов экспедиции. Значительная часть снаряжения экспедиции, в том числе 60 собак, погибли во время этого шторма.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8392
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1929-1933:Норвежская антарктическая экспедиция Рисер-Ларсена

Сообщение ББК-10 » 04 Октябрь 2019 12:21

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.364-366

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.364-366 Экспедиция Рисер-Ларсена 1933 года - 0001.jpg
НОРВЕЖСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1933 ГОДА 1)

В последнем выпуске „The Polar Record" имеются подробные сведения о неудаче, сопровождавшей весьма интересно задуманную Норвежскую антарктическую экспедицию под руководством Рисер-Ларсена, задачей которой было подробное исследование Антарктического материка между Землей Эндерби и Землей Котса (50°Е—30°W).
1) Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1933, № 3, стр. 63.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.364-366 Экспедиция Рисер-Ларсена 1933 года - 0002.jpg
— 365 —
Эта экспедиция отправилась на борту промыслового китобойного судна "Thorshavn" в составе Рисер-Ларсена, Девольда и Улафа Хьельботна (Olaf Кjelbotn). При достижении в феврале 1933 г. Земли Эндерби, места предполагавшейся высадки, выяснилась невозможность подойти к земле ни на корабле, ни при помощи саней, вследствие большого количества морского льда и айсбергов. Ввиду того, что капитан „Thorshavn", имея грузы на борту, должен был возвращаться на север, партия перешла на борт другого китобоя "Thorshammer" с тем, чтобы сделать высадку после улучшения состояния льдов; однако, улучшения не было и состояние льда не позволяло высадиться на берег. Наконец, 5 марта, уже с борта третьего китолова "Thorlyn", сопровождавшегося таким же судном "Thorgant", с трудом удалось высадиться в 30 милях к востоку от Земли принцессы Рагнхильды на припай, образовавший небольшую бухту в месте, казавшемся подходящим для выгрузки, но примыкавшем непосредственно к материковому льду. При рекогносцировке окрестностей на лыжах было выяснено, что в течение последних семи лет очертания бухты не претерпевали изменений. Это позволяло думать, что и в ближайшее время лед едва ли должен был отойти в море тем более, что бухта была прикрыта со стороны моря несколькими большими айсбергами, сидевшими намели. Ситуация казалась Рисер-Ларсену благонадежной тем более, что высадка производилась в условиях быстро наступавшей зимы, с образованием молодого льда, который в известной степени должен был также препятствовать отходу припая и обламыванию материкового льда. Капитан Рисер-Ларсен, учитывая все эти обстоятельства и зная по опыту предыдущих плаваний, что навигационный сезон кончается и поэтому необходимо заканчивать все морские операции, решил высадиться на лед в упомянутой выше небольшой бухточке. 5 марта были выгружены на лед все снаряжение, упакованное в 100 ящиков, и 50 ездовых собак, после чего китобойные суда ушли. На следующий же день, 6 марта, члены экспедиции приступили к переброске своего снаряжения дальше от воды, в более безопасное место. Вернувшись за второй партией груза, они обнаружили, что лед, на который было выгружено снаряжение, начал ломаться и частично приходить в движение. Собаки и груз оказались уже на шести изолированных друг от друга небольших ледяных полях. Ввиду наступления ночи, не было возможности что-нибудь предпринять. На следующее утро при помощи алюминиевой лодки удалось спасти часть собак и несколько ящиков.
8 марта Рисер-Ларсен вынужден был просить о помощи по радио-телеграфу. Тем временем положение экспедиции становилось все хуже, так как обломился и край материкового льда и начал быстро удаляться в море. Во время этой катастрофы были потеряны собаки. Рисер-Ларсену с товарищами удалось все же сохранить палатку и очень небольшое

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.364-366 Экспедиция Рисер-Ларсена 1933 года - 0003.jpg
— 366 —
количество продуктов. Льдина, на которой находились исследователи, по мере дрейфа ее по морю становилась меньше и меньше и в конце концов разломалась на куски. Рисер-Ларсен и его товарищи вынуждены были перебраться на большой айсберг, с которого и были сняты 11 марта китобойным судном "Globe", услышавшим сигналы о бедствии. Ввиду полной невозможности дальнейшей работы без снаряжения и собак, экспедиция была вынуждена возвратиться в Норвегию.
Н. П.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8392
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения