1934: Экспедиция на г/с "Таймыр"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1934: Экспедиция на г/с "Таймыр"

Сообщение ББК-10 » 14 Май 2019 20:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.358-359

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.358-359 ТАЙМЫР - 0001.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ГИДРОГРАФИЧЕСКОМ СУДНЕ„ТАЙМЫР“ 1934 ГОДА


8 сентября 1934 г. возвратилась в Архангельск экспедиция на г/с „Таймыр", организованная Полярным Управлением ГУСМП для смены зимовщиков в бухте Тихой на о-ве Гукера.
Помимо зимовщиков на борту судна находилась организованная Всесоюзным Арктическим институтом научная группа экспедиции в составе двух штатных сотрудников и шести слушателей ВУЗ‘ов, отрабатывающих производственную практику по гидрологии при ВАИ. Во главе экспедиции стоял начальник Морского Управления ГУСМП Ф. И. Дриго. Его помощником по научной части и руководителем практических занятий со слушателями был научный сотрудник ВАИ гидролог С. К. Добронравов.
Выйдя в море 14 августа ,„Таймыр" 20 августа благополучно достиг бухты Тихой, встретив первые льды в проливе Мейерса, несколько задержавшие продвижение судна в архипелаге. Закончив разгрузку и смену зимовщиков, судно направилось 25 августа в Британский канал с гидрологическим разрезом, имея намерение продолжить его в море королевы Виктории, но после первой же станции в 7-9 милях от мыса Седова встретило непроходимый лед, крепко сплоченный бушевавшим двухдневным 9 —10 балльным штормом от ЮВ. Следуя вдоль кромки льдов и убедившись в невозможности проникнуть в северную часть архипелага, „Таймыр" повернул проливом Аллен Юнга на восток с целью выйти со сборным гидрологическим разрезом к о-ву Вильчека.
Достигнув о-ва Альджера, где в районе лагеря Болдуина была произведена инструментальная съемка аэродрома, выбранного с воздуха зимовщиком-летчиком М. К. Кошелевым при полетах в архипелаге, судно вновь встретило непроходимый лед и было вынуждено искать выхода в Баренцово море через пролив Адердара, также забитый многолетним 9 балльным крупно-мелко-битым торосистым льдом. Маневрируя и пережидая, „Таймыр" утром 27 августа вышел на чистую воду и лег курсом на о-в Вильчека вдоль южной границы архипелага, продолжая сборный разрез. Однако, не доходя 5 миль до острова, судно вновь встретилось с непроходимыми льдами, после чего было вынуждено отказаться от попытки пройти на восток.
По окончании первой станции нового разреза 27 августа вечером „Таймыр" повернул к мысу Желания и, встречая примерно до 78-й параллели большие полосы крупно-мелкобитого льда, вытянутые с СВ на ЮЗ, 29 августа утром бросил якорь в бухте Поспелова. Оставив грузы для зимовщиков на мысе Желания и высадив радиста в Русской Гавани, „Таймыр" отправился затем к Маточкину Шару и Югорскому Шару, где и взял на борт зимовщиков этих станций. На пути к этим проливам экспедицией был выполнен в Карском море 3-й разрез, непредусмотренный планом.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.358-359 ТАЙМЫР - 0002.jpg
— 359 —

Выйдя 4 сентября в Баренцово море Югорским Шаром, „Таймыр“ через четыре дня благополучно прибыл в Архангельск, доставив на материк вместо одной три смены зимовщиков, всего около 50 человек.
В результате 23-дневных работ (от и до маяка Городецкого) научной группой экспедиции были проделаны следующие работы:

1) собрано 207 поверхностных температур и проб воды
2) выполнено 65 ледовых наблюдений с зарисовкой
3) проведено 133 срочных метеонаблюдения (через 4 часа каждое)
4) сделано 3 гидрологических разреза:
a) сборный (в южной части архипелага) из 8 станций
b) о-в Вильчека — мыс Желания „8„
c) Маточкин Шар — Югорский Шар „5„
21 станция.

На этих станциях взято 173 пробы воды на хлор и щелочность, 152 — на кислород и 178 — температур воды.
Все 710 проб воды оттитрованы в судовой гидрохимической лаборатории. Сверх того практикантами-слушателями ВУЗ‘ов была на судне организована служба погоды и было составлено 35 синоптических телеграмм и 7 синоптических карт (с перерывами, вследствие плохого приема метеорологических сводок по радио), а также проведено 4 шаропилотных наблюдения и 23 специальных наблюдения над туманами.
Выполнению перечисленных выше работ в значительной мере содействовали внимательное отношение и товарищеская помощь со стороны командного состава корабля и отдельных зимовщиков, как следовавших на Землю Франца-Иосифа, так и возвращавшихся с зимовки.
С. К. ДОБРОНРАВОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Экспедиция на г/с "Таймыр"

Сообщение ББК-10 » 20 Декабрь 2021 15:46

Правда Севера, 1934, №192, 21 августа

 Правда Севера, 1934, №192_21-08-1934 ЗФИ-ТАЙМЫР ДРИГО.jpg
Одиннадцатая экспедиция Севморпути


14 августа на судне "Таймыр" вышла в море одиннадцатая и последняя в текущем году экспедиции Севморпути.
"Таймыр" сменит зимовщиков основанной в 1929 году крупнейшей полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца Иосифа.
На борту 23 зимовщика во главе с новым начальником Земли Франца Иосифа тов. Мусатовым. В трюмах "Таймыра" дополнительное научное оборудование станции и снабжение для зимовщиков.
На судне находится группа из восьми научных работников гидрологов и синоптиков, руководимая заместителем начальника экспедиции по научной части тов. Добронравовым.
На пути к Земле Франца Иосифа и обратно будет провиден ряд важных научных работ.
Экспедицию на "Таймыре" возглавляет тов. Дриго — начальник морского управления ГУСМП. Возвратиться в Архангельск "Таймыр" должен к 15 сентября (СевРОСТА).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Экспедиция на г/с "Таймыр"

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2021 19:57

Правда Севера, 1934, №212, 14 сентября

 Правда Севера, 1934, №212_14-09-1934 ТАЙМЫР ЗФИ КОТЦОВ-1.jpg
 Правда Севера, 1934, №212_14-09-1934 ТАЙМЫР ЗФИ КОТЦОВ-2.jpg
Ледовый поход "Таймыра"

8 сентября к стенке Архангельского порта пришвартовался ледокол "Таймыр", возвратившийся из полярного плавания.
"Старый полярник", проведший больше половины своей жизни в арктических морях, Иван Федорович Котцов, командир ледокола "Таймыр", рассказывает о последнем походе судна в Арктику:
— Мы вышли из Архангельска 14 августа — говорит Котцов, — имея основной задачей произвести смену зимовщиков на Земле Франца Иосифа и, если позволят льды, провести гидрологические работы в районе архипелага Земли Франца Иосифа и в море Виктории.
В течение пяти суток мы благополучно достигли первых островов Земли Франца Иосифа, не встретив на пути льдов.
В заливе Миерса "Таймыр" впервые встретил лед и уже только в Британском канале попал в сплошные ледяные поля. Здесь мы были вынуждены сделать первую длительную остановку.
Льды напирали на нас со всех сторон. Несколько белых медведей близко подошли к борту "Таймыра". Трое из них, наиболее любопытные, поплатились за это своей шкурой. Остальные, услышав выстрелы, ушли подальше от корабля.
После 6-часовой нашей стоянки лед начал постепенно разрежаться. Поднялся большой туман. Несмотря на это, мы решив воспользоваться случаем двигаться и, определяясь всевозможными способами, пошли, держа курс на бухту Тихая.
После суточного дрейфа в полосе льдов и маневрирования между ледяными полями и айсбергами благополучно достигли места назначения, закончив весь переход за шесть с половиной суток.
Встреча была радостной. Зимовщики бухты Тихой не верили, что нам удастся так быстро притти к ним, так как в Арктике наступил переход штормов.
Началась выгрузка, которую затрудняли шторм а двигающиеся льды. Вся команда судна вступила в социалистическое соревнование. В трехдневный срок выгрузка была закончена. Чтобы не быть унесенными в потоке быстро двигающегося льда, мы пришвартовались к засевшим на мели громадным айсбергам.
Распрощавшись о новой сменой зимовщиков, мы тронулись в дальнейшие путь для выполнения исследовательских работ в архипелаге Земли Франца Иосифа и в море Виктории.
Лучшими ударниками, показавшими высокие образцы выносливости и ударной работы, является рулевые Агарков и Хромцев — матрос 1-го класса, т. Седунов, машинист Шуя и кочегары Туликов и Линник.
Получив радио с бота "Ленсовет" о том, что восточная часть архипелага и его северная часть вместе с морем Виктории забиты сплошным льдом, мы все же сделали попытку пройти к мысу Муррей. Но сплошные торосистые льды заставили нас отказаться от этой попытки. Проинспектировав две гидростанции в Британском канале, мы решили вернуться на восток в направлении к острову Альджер. Обследовав его, мы двинулись к о. Випьчека и по пути произвели работу на 8 гидростанциях. Пробившись проливом Абердара к острову Вильчека, мы были захвачены сильным штормом и надвигающимся торосистым льдом. Решили изменить курс и пошли к мысу Желания с целью сделать в этом направлении гидрологический разрез.
По пути к мысу на востоке наблюдали сплошной неподвижный лед и, уже спускаясь к мысу Желания, до 78 градуса шли вдоль кромки мощного льда, который в некоторых местах приходилось пересекать.
Здесь мы вторично встретили большое скопище медведей, спокойно разгуливавших по льдам.
Дойдя до мыса Желания и обслужив его, мы повернула в направлении к Русской гавани, где оставили радиста, взяв взамен зимовщика и 18 собак для заброски в Мат-Шар.
По пути в Мат-Шар нас застиг сильный шторм. Шторм мотал нас двое с половиной суток. Все это время команда боролась со стихией и вышла победительницей. К концу третьих суток мы были у Мат-Шара. В хорошую погоду этот переход требует одних суток.
Приняв на борт 13 зимовщиков и передав продовольствие и собак, мы пошли в Юшар Карским морем, где нужно было произвести гидрологические наблюдения.
Из-за возобновившегося шторма радиостанцию Юшара инспектировать не удалось. Тогда мы решили итти в бухту Варнека, где находились зимовщики рации Юшара. Выгрузив годовой запас продовольствия и других запасов на 45 человек, мы приняли на борт еще 16 зимовщиков и рабочих рации. Проверив расходы топлива и провизия, мы тронулись в обратный путь — в Архангельск — и, после трехсуточного перехода, достигли порта.
Команда ледокола «Таймыр» успешно справилась с возложенными задачами, за исключением научно-исследовательских работ в море Виктории, чему помешали тяжелые торосистые льды и штормовая погода. Но вместо этого сверх плана "Таймыр" произвел гидрологические работы в Карском море, снял зимовщиков и Мат-Шаре и Юшаре и произвел снабжение бухты Варнека.Во время похода команда провела несколько вечеров самодеятельности, выпустила несколько стенгазет. Была проведены пять бесед по противо-воздушной обороне и политбеседы, в свободное от вахты время занимались техучебой и научными лекциями.
13—14 сентября ледокол "Таймыр" снова уходит в далекий поход а Арктику.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Экспедиция на г/с "Таймыр"

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2021 20:12

Правда, 1934, № 249, 9 сентября

 Правда, 1934 , № 249, 09 сентября - РЕЙС ТАЙМЫР.jpg
«Таймыр» прибыл в Архангельск.

АРХАНГЕЛЬСК, 8 сентября. (Корр. "Правды"). Сегодня утром в Архангельск прибыл ледокол «Таймыр». Выйдя последним из экспедиционных судов Северного морского пути, «Таймыр» за короткий срок сделал большой рейс к архипелагу Франца Иосифа и вокруг Новой Земли. «Таймыр» доставил запас продовольствия и снаряжения и сменил зимовщиков в бухте Тихой, в Русской гавани, на полярной станции Маточкин Шар и в бухте Варнека.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения