1924: Карская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1924: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 10:43

"Советская Сибирь", 1925, № 030, 6 февраля.

 Советская Сибирь, 1925, № 030 (1925-02-06) СМП КЭ-1924.jpg
Северный Морской путь.

Вопрос о Северном Морском пути представляет две существенных стороны. Первая сводится к экономической его необходимости для Сибири, при условии дальнейшего развитии ее производительных сил, и вторая — к коммерческой выгодности перевозки этим путем по сравнению с существующим смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинград.
Если первая сторона вопроса — экономическая необходимость Северного Морского пути — представляется в настоящее время более или менее установленной, особенно в связи с определившимся, по крайней мере на ближайшее будущее, преимущественно сельскохозяйственным развитием Сибири, то вторая сторона вопроса о коммерческой выгодности перевозок С. М. путем, без наличия которой трудно было бы расчитывать на его дальнейшее практическое использование, до сих пор представлялись недостаточно выясненной для определенных, исчерпывающих суждений.
В этом отношении торгово-транспортная операция 1924 года, как первая операция, поддающая финансовому учету, представляет значительный интерес и некоторые данные для суждений о Северном Морском пути в плоскости поставленного выше вопроса.
Так значительным плюсом экспедиции 1924 г. является достигнутое снижение морских фрахтов — до 27 коп. за пуд импортного груза и до 22,5 коп. за 1 куб. фут грузов экспортных и вообще грузов значительного объема. За перевозку морем лесных грузов в 1924 г. был установлен фрахт в 27 коп. за 1 куб. фут. объема.
Если сравнить эти ставки с таковыми в 1922 и 23 г., получим следующее изменение морского фрахта в копейках за пуд:

    1922 г. 1923 г. 1924 г.
    64 коп. 43 к. 27,2 коп.

К сожалению, речной фрахт за перевозку остается все еще чрезвычайно высоким: лесоматериалы по Енисею — 25,75 коп. за 1 куб. ф.

    Лесоматериалы по Енисею — 25,75 к. за 1 куб. ф.
    Экспорт по Оби от 50 до 1 р. за пуд.
    Импорт по Енисею — 1 р. 07 к.
    „ по Оби — 1 р. 14 к. „

В этом направлении должна быть про делана еще большая и настойчивая работа.
Финансовые итоги экспедиции 1924 г. дают уже некоторый материал и для сравнения выгодности перевозок сибирского экспорта и заграничных потребных
для Сибири товаров, С. М. путем по отношению к смешанному железнодорожно-водному пути через Ленинград. По приблизительным подсчетам для грузооборота 1924 г. отношение это характеризуется следующими цифрами:

    Через / Ленинград / С. М. путь / Разница в пользу С.М.П.
    Экспорт:
    в рублях 900.548 212.745 87.803
    в % % 100 71,2 28,8
    Импорт:
    в рублях 886.908 556.193 330.715
    в % % 100 62,8 37,2

Общая выгода от транспортной операции С М. путем 1924 г. составляет весьма значительную цифру в 418.518 руб. Однако, выгода эта в настоящее время почти полностью поглощается высокими страховыми премиями на суда и грузы, перевозимые Северным Морским путем, составляющими около 5 проц. от обшей стоимости грузов. Таким образом, опять опыт Карской экспедиции 1924 года в отношении ее коммерческой выгодности, по сравнению с направлением через Ленинград, должен быть учтен с большой осторожностью и правильнее будет заключить, что опыт этот устанавливает пока лишь равноценность перевозок обоими этими путями. Но несомненно. что при дальнейшем снижении страховых премий, т. е. при уменьшении риска перевозок С. М. путем, с приближением их к условиям нормальных морских рейсов, коммерческая выгодность перевозок сибирских грузов безусловно будет на стороне Северного Морского пути.
Это соображение устанавливает необходимость дальнейших работ по обследованию и оборудованию Северного Морского пути и особенно по изучению как режима льдов в Карском море, так и по обследованию возможности плавания менее опасными, так называемыми «южными проливами», ведущими к устьям р. р. Оби и Енисея.
В связи с дальнейшие оборудованием и обследованием Северного Морского пути будет сокращаться продолжительность экспедиции как в морской, так и в речной ее частях, что, конечно, также отражается на снижении расходов по перевозкам. В морской части экспедиции 24 г. сделан уже значительный успех в смысле сокращения времени плавания, а именно до 18 суток против 26 суток в 1922 г.
Общий экспортно-импортный грузооборот 1924 г. выразился в круглых цифрах в 397 тыс. пуд разных грузов плюс 757 стандартов (125 тыс. куб. фут.) пиленых лесоматериалов, при чем в составе экспорта, кроме леса, вывозились кожсырье, конский волос, жмыхи, пенька, лен, кудель, мамонтовая кость, шерсть, сало (в виде опыта) и сыр.
В состав импортных грузов входили: жизнеприпасы, чай, кофе, какао и пр., металлы изделия из металлов, химикалии, медикаменты, косы, мясорубки, пишущие машинки, канцелярские принадлежности и пр.
В отношении номенклатуры и контингента ввозимых товаров должна быть проделана самая тщательная оценка в смысле соответствия их с действительными потребностями Сибири и, кроме того, всесторонний учет их конкурирующего значения по отношению к соответствующим продуктам собственного «промышленного производства.
Наличие порто-франко. т. е. освобождение от пошлины товаров, вывозимых и ввозимых Северным Морским путем, составлягощее, как это было в 1924 г., 30 проц. обшей стоимости таковых, является большим ущербом для государства и должно быть оправдано до известной степени теми выгодами, которые выпадают на долю сибирского потребителя при реализации заграничного импорта.
Этот весьма серьезный вопрос, касающийся условий реализации импорта хоз. организациями — участниками Карской экспедиции — поставлен сейчас на очередь. Выводы, полученные путем тщательной проработки этого вопроса, будут новым весьма ценным показателем для общей оценки целесообразности перевозок Северным Морским путем

В. Болдырев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1924: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 10:48

"Советская Сибирь", 1925, № 037, 14 февраля.

 Советская Сибирь, 1925, № 037 (1925-02-14) Рыбин. К Карской эксп-ии.jpg
К Карской экспедиции.

На состоявшемся на-днях собрании членов совещания красных директоров т. Рыбин сделал доклад о Северном Морском Пути по Карской операции 1924 г. В докладе отмечена необходимость улучшения ряда условий плавания, из которых необходимо выполнить незамедлительно следующие:
1. Снабжение двух из радиостанций Карского моря гидропланами для заблаговременной и расширенной ледяной разведки, что предполагается выполнить уже к предстоящей навигации.
2. Землечерпание на мелких перекатах рек Иртыша и Оби, после чего возможно будет экономное использование тоннажа речных судов — Сибводпути необходимо поставить эту работу в число первоочередных.
3. Сооружение собственного речного флота Наркомвнешторга на реке Оби для карских экспедиций; только после этого возможно достичь значительного снижения речных фрахтов. К постройке этого флота приступлено и сооружены два отличных лихтера, участвовавших в экспедиции 1924 года, но этого мало — необходимы еще два буксира и 3 лихтера.
Приступая к организации Карской операции 1925 года, Комитет Мирского Северного Пути ставит основной своей задачей осуществление всех тех возможных при настоящих условиях мероприятий, которые, удешевляя перевозку, приблизят Северный Морской Путь к тому состоянию, когда он станет одним из главных факторов в народном хозяйстве Сибири.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1924: Карская экспедиция

Сообщение Александр Кот » 05 Март 2016 18:41

 image.ashx.jpg

http://unikdoc.rusarchives.ru/GRSearch/ ... a2fc7fe0bd
Исторический журнал Карской экспедиции. 1924 г.
Место хранения документа
Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив экономики»
Номер уникального документа в Государственном реестре
28
Дата включения в Государственный реестр
25.04.2003
Архивный шифр
Архив: РГАЭ, Фонд № 9570, Опись № 1 , ед.хр. № 153 , листы: 1–152

Аннотация
Дается подробное описание Карской экспедиции 1924 г. (речная часть): штат экспедиции, оплата труда личного состава, снабжение рабочих и служащих экспедиции продовольствием, снабжение судов топливом, партийная и культурно-просветительная работа в экспедиции, погрузочные операции, описание экспортных грузов. Подлинник.

Историческая справка
Карская экспедиция организована во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны (СТО) от 4 января 1922 г., которое предписывало осуществить товарообменную экспедицию Северным морским путем к устьям Оби и Енисея (на основе хозрасчета).
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1924: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 06 Март 2016 10:23

Спасибо, А.К.! :good:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1924: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 06 Март 2016 10:24

Огромное спасибо за ссылку! В РГАЭ огромное количество материалов по Карским экспедициям.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1924: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 06 Март 2016 10:37

Александр Кот пишет:Исторический журнал Карской экспедиции. 1924 г.

 Журнал КЭ-1924.jpg
Начальник экспедиции - Розенталь А.Э.


 1912. Список личного состава судов Флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства., мартовское..jpg
 1913-3. Арт_класс.jpg
 1913-3. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства, март и июль 1913 г..jpg
 Волков. Офицеры флота.jpg
 Звягинцев.Трибунал для флагманов.jpg
 КП Якутии.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1924: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2020 15:40

Советская Сибирь, 1924, № 255, 6 ноября
 Советская Сибирь, 1924, № 255 (1924-11-06) Записки участника КЭ.jpg
Во власти моря.

(Из записок участника Карской экспедиции.)

20-го августа, часов в 10 вечера, я вернулся с делового совещания на пароходе «Храбрый». Шел дождь, дул северо-восточный ветер (норд-ост).
Понимая значение этого ветра, я пошел на нос баржи и посмотрел из скольких якорях мы стоим. Стояли мы на двух якорях, и со спокойной совестью направился спать.
Из-за сильного ветра спалось не крепко.
В три с половиной часа ночи слышу на палубе крик: — Ребят вставайте! Нас тащит в открытое море!
Все выскочили на палубу. Дружно принялись потравливать, как можно больше, шеймы у якорей, для того, чтобы якоря имели больше силы задержать баржу.
Но сколько мы шеймь не травили, нас понемногу все тащило от берега дальше. Буря бушевала все сильнее и сильнее. Мелкий дождь с силой ударял в лицо.
Флаг бедствия был выброшен нами уже давно, но помощи не было. Струхнули все порядком, но вида не подавали.
Решено было притащить на нос запасный четырехлапный якорь, закрепить шейму и сбросить его с носу.
Вдруг слышим гудок парохода. Смотрим: по правому борту подходит к нам пароход № 215. Подошедший носом к правому борту, пароход отдал якорь и
передал цинковый трос. Пароход пытался развернуться, чтобы встать к нам бортом, но не тут то было. Его поставило вдоль волны.
Волны в борт били с бешеной силой, якоря нисколько не помогали и нас потащило в открытую Обскую Губу через песчаную отмель с такой силой, что у якорей по песку только мелькали штоки.
У парохода в это время сломало три шлицы, поданный к нам на баржу цинковый трос лопнул, и пароход еле-еле убрался, не дав нам никакой помощи.
Караван скрылся из виду. Нас снесло за десять верст.
Мы принялись тащить с кормы якорь. Якорь был 36 пудов, да шейма, прикрепленная к нему с буером не меньше того, а с кормы на нос расстояние 40 сажен. И мы эту работу делали не меньше часа. Нас несло, мимо нас только успевали мелькать фарватерные вешки. Буря ревела.
Без боя мы сдаться не хотели: ведь, у нас в команде почти что половина была коммунаров. Между ними был один старый военный моряк, с восьмилетним стажем морского плавания.
Ребята забыв всякий страх, делали свое дело. Притащили, наконец, якорь на нос, закрепили шейму за кнехты и торжественно столкнули якорь за борт. Набежавшая волна с жадностью проглотила его. Затем принялись потравливать шеймы, чтобы выровнять якоря. Якоря выровнялись: шеймы натянулись, как струны. Баржу бросало как щепку. Она издавала жалобный, душу раздирающий скрип.
Нас унесло уже верст на 15. Стали присматриваться по сторонам, недалеко по левому берегу видна фарватерная вешка. Приметила ее — видим дальше не тащит, сброшенный нами якорь крепко впился в грунт. Через некоторое время услышали свисток парохода "иду на помощь". Подошел по левому борту № 241, но пристать к нам не смог. Сделал другой поворот и зашел еще раз против волны, и опять без толку. В это время его так положило на левый борт, что правое колесо завертелось в воздухе, верхний мостик левого борта оказался в воде. Мы сильно перепугались. Пароходу угрожала неминуемая гибель, но к счастью он выправился и ушел.
Нас уже дальше не тащило. Буря становилась с каждым часом все сильнее и сильнее. Это был для нас злосчастный день, день 21 августа.
Трепало нас целый день. Баржа трещит по всем швам; верхнюю палубу всю растянуло: доски потрескались; конопатка из бортов вылезла.
Воды в барже, кажется, порядочно. Нужно было спуститься во внутрь баржи и убедиться, что творится там. Это сделали так: опустилась в кормовую шакшу, прорубили несколько досок и таким образом проникли вовнутрь баржи. Разложили груз, добрались до дна и убедились, что воды было в барже изрядно. Откачивание воды производилось беспрестанно, посменно.
Душераздирающий скрип раздался с такой силой, что совершенно не было слышно разговора, приходилось кричать друг другу на ухо.
Крепление всего корпуса расхлябалось до последнем степени, шпили все повылезли, разболтав отверстия, и ходили взад и вперед, как стыри у паровой машины. Резьбу у болтов, которыми были креплены главные кильсоны, срывало и гайки поотдавало десятками оборотов, замки у кильсонов посрывало, колонки потрескались, крепления сапожков поломались, словом, баржа угрожала вот-вот, развалиться.
Нужно было проделать большую работу. Команду разбили на две части: одна часть осталась наверху, а другая часть спустилась во внутрь баржи и приступила к делу; запасными гайками заменяли испорченные и подвертывали до отказа расхлябавшиеся гайки и забивали штыри. Работу эту проделывали мы 26 часов.
Перед вечером, мимо нас по правому борту, саженях в 100, проходил небольшой полуморского типа пароход «Торос» принадлежащий Убекосибири.
Хотел посмотреть — цела ли наша баржа или погибла.
Настала черная, мрачная ночь. Леденящая дрожь пробегала по коже. Свирепый ветер ревел, как лев, разгулявшись с силою до 12 баллов.
Волна ударяла о борт с оглушительной силой, как будто стремясь во что бы то ни стало разбить нас в щепы.
Надо было сохранить груз от подмочки. По всей палубе растянули брезенты, придавив их всевозможными тяжестями, чтобы не сорвало их ветром. Таким образом, груз от проникновения верхней воды был закрыт.
Сильный ветер разнося в мелкие брызги идущий беспрерывно дождь, создавал в воздухе непроглядный туман.
Каравана не было видно, лишь временами были видны мелькающие огоньки на английской судне «Аркос».
И вот в час ночи, 22 августа, мы стали замечать, что как будто свист свирепого ветра стал понемногу утихать.
К 3 часам ночи стало уже совсем заметно, что волны стали стихать, туман рассеиваться.
Мы взяли длинный шест, навертели на него большой сноп пакли, облили керосином и смолой, залезли на мостик и зажгли этот сноп.
С каравана его было хорошо видно. Мы давали знать, что мы живы и, что к нам можно подойти.
И, наконец, часов в 7 утра, 22 августа, пришел за нами пароход № 241, подал нам буксир и мы начали выбирать якоря.
И что же оказалось? Тот самый якорь, который нас спас, так вцепился в грунт, с такой силой нас держал, что у него одна лапа оказалась совершенно разогнутой.
Часов в 9 утра нас привели в Новый Порт и поставили под берег. Только здесь мы отдохнули от пережитых волнений.
К. Железнов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8247
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения