1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2016 20:46

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.119.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.119 шх.Чукотка.jpg
РЕЙС К ОСТРОВУ ВРАНГЕЛЯ. В первой половине июня из Владивостока к о-ву Врангеля вышла шхуна „Чукотка". Начальником экспедиции состоит т. Дьяков, капитаном шхуны — т. Фонаревич.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2016 20:50

Минеев А.И., Пять лет на острове Врангеля. Л.: Молодая гвардия, 1936.

 1.jpg
Глава XIX

РЕЙС „ЧУКОТКИ"

Согласно правительственному плану, летом 1931 года к острову Врангеля должно было итти вспомогательное судно для дополнительного завоза топлива, продовольствия и, в случае надобности, людей.
Мы знали об этом и задолго до навигации нетерпеливо ждали прихода судна. Уже в январе я начал телеграфировать в АКО заказы на недостающее научное оборудование и топливо. Больше всего нас интересовали газеты, журналы, материалы съезда ВКП(б) и съезда Советов.
В феврале мы часто запрашивали АКО о том, что делается для подготовки экспедиции и какое, идет судно. Но в Акционерном Камчатском Обществе, как видно, были не особенно заинтересованы в посылке судна и на многие мои запросы ничего не отвечали.
Гораздо более внимательными оказались Крайисполком и Крайком ВКП(б). 19 февраля 1931 года я получил телеграмму от Крайисполкома. Краевой Исполнительный Комитет своим постановлением от 19 февраля обязал АКО и Совторгфлот организовать в навигацию 1931 года рейс шхуны "Чукотка" на остров Врангеля для завоза угля, вывоза пушнины и заболевших членов колонии. Управление гражданского Воздухофлота обязано было снабдить экспедицию самолетом для обеспечения пароходного
[281]
 2.jpg
рейса и вывоза больных в случае невозможности подойти к острову на судне.
Эта телеграмма всех нас крайне обрадовала. Краевые организации постановили, — значит, судно к нам выйдет. АКО долго молчало и только после моих неоднократных телеграмм сообщило, что специального рейса на остров Врангеля не будет. Посылается шхуна «Чукотка» в Чаунскую губу. Оттуда, если останется время и если ледовая обстановка будет этому благоприятствовать, она должна зайти на остров Врангеля.
Нас это решение не устраивало.
Акционерное Камчатское Общество в 1931 году не очень было заинтересовано в посылке судна на остров Врангеля. Запас пушнины и сырья, который мы сумели заготовить за прошедшие два года, конечно, не мог оправдать всех затрат, необходимых для посылки судна. Поэтому в АКО решили сочетать, как говорится, «приятное с полезным»: послать судно в комбинированный рейс. «Чукотка» получила от правления АКО ряд заданий: выгрузить фактории на мысах Ванкарем, Северном, Биллингсе и в Чаунской губе. Одного этого уже было совершенно достаточно для такого судна, как «Чукотка», да и то не при всяком состоянии льда можно было надеяться на успех операции. Надеяться же на то, что «Чукотка» выполнит первую часть задания и, возвратившись в бухту Лаврентия, где для нас были приготовлены грузы, уголь и прочее, погрузит все это и затем пройдет к острову, — было неразумно.
Как только мы выяснили все эти детали, я начал «бомбардировать» телеграммами правление АКО, требуя определенного ответа. В телеграммах я писал, что если все задания «Чукотке» соответствуют истине, то я вынужден буду поднять перед правительством вопрос о посылке судна специально к острову Врангеля. Но -мне не удалось до самого последнего времени договориться с АКО. Как видно, там не хотели все сообщать нам, да и
[282]
 3.jpg
телеграфная связь между островом и материком была крайне плохой.
Вся весна прошла у нас в этих переговорах, запросах, ожидании ответов. К тому времени, когда уже нужно было думать о рейсе «Чукотки», для многих из нас становилось все более ясным, что ледовое состояние у острова в этом году будет значительно тяжелее, чем в прошлом, 1930-м. Но нас все же не оставляли надежды. «Если лед уйдет от острова позже, чем в 1930 году, — думали мы, — все же во второй половине лета, возможно, создастся такое положение льда, что судно сможет к нам проникнуть, если пойдет прямо к острову.
И вот 8 июля из Владивостока вышла в полярный рейс шхуна «Чукотка» под командой капитана Фонарева. На «Чукотке» были грузы для северного побережья — для указанных ранее пунктов. На шхуне наших грузов не было, если не считать одного ящика с почтой, газетами и кой-каким инструментом. Весь остальной груз, предназначенный для острова, шел на снабженческом судне в бухту Лаврентия, где должен был дожидаться возвращения «Чукотки» из рейса в Чаунскую губу.
12 июля «Чукотка» вошла в полярный бассейн и находилась у мыса Ванкарем, где она должна была произвести выгрузку первой фактории. Но, двинувшись дальше после выгрузки в Ванкареме, «Чукотка», не доходя до мыса Северного, попала в тяжелые льды. Дальше ей уйти не удалось. Лед у побережья в этом году был почти так же тяжел, как и у острова Врангеля. По пути в устье реки Колымы в этом же районе, кроме «Чукотки», находились еще два парохода — «Колыма» и «Лейтенант Шмидт», также безуспешно пытавшиеся пробиться на запад.
Весь июль мы находились в крайне напряженном состоянии. Какой бы работой мы ни занимались, все мысли наши и разговоры вращались вокруг судна. К сожалению, из того, что нам удавалось узнать, мы не могли вывести ничего для себя успокоительного.
[283]
 4.jpg
26 июля «Чукотка» попала в очень тяжелое положение; начались различные аварии. В этот день шхуна повредила винт и получила небольшую пробоину. Но пока еще положение не было угрожающим, и «Чукотка» могла итти по назначению.
26—27 июля разразился жесточайший шторм, и маленькая «Чукотка» испытывала очень сильное сжатие льда. Пробоина значительно увеличилась. Шхуну стало заливать водой. Мы получали телеграммы, — правда, не нам адресованные, — в которых сообщалось, что «Чукотка» держится только благодаря непрерывной работе водоотливных средств и что, если хоть на некоторое время моторы помп прекратят работу, «Чукотка» пойдет ко дну. Со шхуны неслись сигналы о помощи к «Колыме» и «Лейтенанту Шмидту», но оба эти судна, находясь в 8—9 милях от «Чукотки», не могли подойти к ней и оказать ей помощь. Часть людей из команды парохода «Колыма» по льдам перебралась на «Чукотку» и помогала ее команде в спасательных работах.
30 июля я получил наконец радио из АКО:
«Шхуна "Чукотка" идет Чаунскую, возвращается Лаврентия, после чего следует Врангель. Держите связь "Чукоткой" короткой волне 34—44 метра. Самолета не будет Ткаченко».
Было крайне тяжело получить радио, сообщавшее о выходе судна, которое было на краю гибели...
2 августа «Чукотка» была покинута людьми и перестала существовать... Почти восемь суток команда шхуны, с помощью нескольких людей с «Колымы» спасая судно, героически билась со свирепой полярной стихией. Но лед и разъяренный ветер медленно, но неуклонно превращали суденышко в решето. Люди беспрерывно работали целую неделю без сна и ушли с судна в самый последний момент, когда оно вот-вот должно было скрыться под водой. Людям удалось благополучно перебраться по льдам на «Колыму», только один человек во время пути с «Чукотки» на «Колыму» погиб от разрыва сердца.
[284]
Последний раз редактировалось ББК-10 07 Август 2016 21:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 07 Август 2016 21:14

Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.152.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.152 гибель ЧУКОТКИ.jpg
ГИБЕЛЬ ШХУНЫ „ЧУКОТКА"

Шхуна „Чукотка", о выходе которой из Владивостока к о-ву Врангеля мы сообщали в № 7 нашего „Бюллетеня" (стр. 119), погибла 30 июля т. г. во льдах на 68°с. ш. и 177° 30' з. д. По имеющимся у нас сведениям, „Чукотка" встретила 4 июля у м. Уэллен густой битый лед, а 5 июля за Колючинской губой попала в сплошные ледяные поля. Однако, командование не оставляло надежды благополучно пройти до м. Ванкарем, где предполагалось открыть факторию для снабжения туземного населения разными товарами. Оттуда „Чукотка" намеревалась итти к м. Северному, м. Биллингса и к Чаунской губе, организовывая всюду фактории.
Не дойдя 10 миль до м. Ванкарем, шхуна вынуждена была стать на ледяной якорь в 4 милях от берега. В конце июля начался жесточайший шторм, который причинил „Чукотке" ряд серьезнейших повреждений. Экипаж судна в течение шести суток боролся со стихией, но все усилия были тщетны. У шхуны была сорвана ледовая обшивка, расшатан весь корпус, разбит руль, потерян винт, так что положение стало угрожающим. Было послано радио находившимся по близости п/х „Лейтенант Шмидт" и „Колыма", которые тоже терпели бедствие во льдах одновременно с „Чукоткой", но благополучно справились со штормом. При попытке подойти к „Чукотке" „Колыма" потерпела аварию, но все же удалось перевести экипаж и пассажиров шхуны на „Колыму". Сведений о спасении груза или части его не имеется. Скорее всего спасти груз не удалось, вследствие тяжелого состояния льдов и не прекращавшегося шторма. Оставленная экипажем „Чукотка" погибла во льдах 30 июля.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 09 Август 2016 21:23

Пар на марке : страницы жизни судового механика - почетного полярника Е. П. Желтовского / В. Желтовский.
- (изд. 2-е, доп.). - Москва : Реал Тайм, 2006. - 239, [1] с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-903025-04-8 (В пер.)

 Экипаж шхуны Чукотка.jpg
...
1931 год был тяжелым годом. Дальний Восток испытывал большие затруднения с продовольствием. Снабжение обоих судов было крайне неудовлетворительным.
Как только снялись, я в кочегарке на фронтоне котлов вывел надпись: «догнать и перегнать «Л. Шмидта».
Кочегары были сильно разбавлены молодежью, демобилизованной из армии, и впервые встав к топкам работали неважно. Но с помощью Егора Олина и моей «Колыма» в Петропавловске-на-Камчатке «Л. Шмидта» догнала. Он задержался в море из-за неполадок с главной машиной.
Берингов пролив мы прошли раньше «Л. Шмидта», но до нас его прошла шхуна «Чукотка», принадлежавшая Акционерному Камчатскому обществу (АКО) под командованием Г. И. Фонарева со стармехом Акселем. На шхуне находился уполномоченный Якутского правительства Лежава-Мюрат и представитель АКО Дьяков.
Ледовая обстановка была трудной. Льды непроходимой стеной закрывали нам путь.
«Чукотка», имея сравнительно с нами небольшой корпус, построенная в Америке для плавания во льдах, продвигалась более успешно. «Л. Шмидт» с Миловзоровым, как всегда «принюхивавшийся» к обстановке, осторожно держался позади.
Первая попытка произвести взрыв аммонала в корпусе разряженного огнетушителя, сделанная старпомом Козловым, кончилась неудачей. Он пристроил очень длинный шнур, все намокло и утонуло безрезультатно.
Я предложил производить взрывы гранатами, изготовленными из бутылок со шнуром длиной в три дюйма, и, идя по льду впереди «Колымы», спускал их в трещины с зажженными шнурами. Результаты оказались благоприятными, лед от взрывов раздавался и «Колыма» все дальше и дальше залазила в тяжелый лед. Так в дальнейшем и поступали.
Обстановка все ухудшалась, начались крупные подвижки льдов, торошения, образующие горы льда, по высоте достигающие полуюта «Колымы». Особенно сильные сжатия испытывала «Чукотка», находившаяся мористее, но в пределах видимости.
Поняв опасность положения, капитан Сергиевский старался выйти из зоны сжатия, пробиваясь поближе к берегу, где лед имел большую разреженность, и где позади нас отстаивался Миловзоров на «Л. Шмидте».
Колыме это удалось и, погнув перо руля, мы из зоны сильного сжатия вышли.
Такие же рекомендации Миловзоров по радио давал и шхуне «Чукотка», но последовать им Фонарев не мог - шхуна оказалась в районе самой интенсивной подвижки льдов.
Наконец Фонарев запросил помощи. Но ни «Колыма» ни «Л. Шмидт» при всем желании подойти к ней не могли. Тогда Миловзоров и Сергиевский решили послать людей, чтобы оценить положение и оказать посильную помощь. «Колыма» находилась ближе к терпящей бедствие «Чукотке», поэтому и люди пошли от нас. На «Чукотку» направились: старпом Козлов, я и матрос Штепенко. Переход по плотно сжатому льду мы совершили довольно быстро, и даже не замочили ноги, а ведь был август и солнце грело во всю силу, не уходя за горизонт ни днем, ни ночью.
«Чукотка» находилась действительно в крайне опасном положении. Плотно зажатая с бортов, с креном в 15 градусов и подпертая громадными торосами с кормы и носа, она была совершенно беспомощна.
Начали передавать свой опыт, оценивая обстановку с капитаном Фонаревыми старпомом Белухой, с Лежавой и Дьяковым.
«Чукотка» имела очень дорогостоящий груз - охотничьи ружья, боеприпасы, продовольствие, колониальные товары и одежду, предназначавшиеся для населения колымского побережья. Нужно было принимать меры, но, по-видимому, подходящий момент был упущен и оставалось только ждать, что скажет сама Арктика.
Приготовили концы, кошки (ледяных якорей не было) на случай, если удастся развернуться или протянуться на более свободное место..
Тем временем разыгрался ураган, и «Чукотка», выжимаемая на поверхность льда чуть ли не до киля, с шумом съезжала по льду, оставляя за собой красный след, окрашенной суриком подводной части.
«Колыму» отодвинуло и мы ее больше не видели.
Но тут, впереди по носу, образовалось что-то похожее на намечавшиеся разводья. Быстро вышли на лед, закрепили одну из кошек, начали подтягивать «Чукотку» на эту слабину.
Маневр удался, шхуна почувствовала освобождение, крен выровнялся.
Но тут же с левого борта начал движение, как-то вдоль и одновременно к борту «Чукотки», громадный, как бы срезанный ножом, ледяной уступ.
Скрыться от него было некуда. Оставалось ожидать. С правого борта стояла стеной такая же льдина, срезанная под прямым углом.
Казалось, что оба этих ледяных поля представляют одно целое и были на время разделены. «Чукотка» попала в эти клещи.
К неимоверному шуму ломающихся со звуком пушечных выстрелов льдов присоединился и треск корпуса «Чукотки».
 Шхуна Чукотка.jpg
Корпус дал течь.
Запустили все имеющиеся водоотливные средства, пытались конопатить разошедшиеся пазы деревянной обшивки корпуса.
Течь удалось прекратить, поступающая вода поддавалась откачке, но затем новое сжатие и вся наша работа оказалась бесполезной.
О возможной гибели судна никто не думал. Несмотря на явно безнадежное положение, теплилась какая-то надежда, что шхуну можно удержать на плаву, а затем, выводя на мелкое место, заделать места течи и снова ввести в строй или, как крайний случай, хотя бы спасти ее груз.
Такая напряженная работа продолжалась одиннадцать суток.
Несколько раз «Чукотка» оказывалась как бы свободной от сжатия. Пытались даже работать дизелем, но надломленный старый гребной вал отвалился вместе с винтом. Руля не было уже после первого сжатия.
Наконец, после одного из затиший, началась подвижка льда. Льдины лезли одна на другую, на глазах меняя свой облик.
Раздался страшный треск....
Начали сближаться борта, вода хлынула внутрь и шхуна стала медленно оседать.
Выбросив на лед подготовленное продовольствие, мы покинули шхуну.
Вероятно, урагану и океану нужна была жертва, так как после того как шхуну раздавило, ветер стал стихать и сжатие прекратилось.
Освобожденная от ледяных клещей «Чукотка» начала уходить под лед, спокойно наплывавший на ее палубу. Спасти ничего не удалось. Несколько часов над льдом торчали ее мачты, а вскоре и они скрылись в ледяной пучине.
Пользуясь компасом, Фонарев повел людей по льду по направлению к берегу, то есть к мысу Ванкарэм, на траверсе которого погибла Чукотка.
На этом переходе при перелезании через торосы от разрыва сердца скончался матрос «Чукотки» Лайт...

Парусник он старый,
Шхуну Лайт любил,
Гибели «Чукотки»
Он не пережил.
Сердце разорвалось
Трудно моряку
С судном расставаться
Верим мы ему.
Моряков мы знаем
- Сами моряки,
В Ванкарэме Лайта
С грустью погребли...
Погребли меж сопок,
Написали знак,
Чтобы каждый видел
Здесь лежит моряк.


Южный ветер, сменивший северный еще во время гибели «Чукотки», на переходе по льду овеивал нас буквально горячим дыханием.
Не знаю, наблюдал ли кто-нибудь такое явление в Арктике ранее?
Этот южный ветер был горячий...
На другой день, пользуясь образовавшимися разводьями, к нам подошла «Колыма» и подобрала всех участников печальной гибели «Чукотки». С экипажем «Чукотки» мы распростились в Ванкарэме, где похоронили Лайта. Южный ветер позволил и «Колыме» и «Л. Шмидту» продолжить продвижение к цели.
Путь этот теперь хорошо известен многим полярникам, да и я, в силу своих возможностей, описал его выше.
Выгружались мы в Колыме. Частично на баре, а затем поднялись до Нижнеколымска и сдали все, что осталось в трюмах.
Обратный путь оказался еще более тяжелый.
Ни нам, ни «Л. Шмидту» выйти в этом же 1931 году из Арктики не удалось, и оба судна стали на зимовку. «Л. Шмидт» у мыса Певек в Чаунской губе, выбранном Миловзоровым как гарантированно спокойное место, а мы у острова Шалаурова, восточнее Чаунской губы, примерно на том же месте, где зимовали в 1928-1929 годах в прошлый раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 30 Май 2017 14:05

Советская Сибирь, 1931, № 218, 9 августа.

 Советская Сибирь, 1931, № 218, 9 августа.jpg
АВАРИЯ ШХУНЫ "ЧУКОТКА"

ХАБАРОВСК. 7. (Роста). С шхуны «Чукотка», терпящей бедствие в Ледовитом океане, получена следующая радиограмма: «Борьба со стихией оказалась невозможной. Шесть суток в нечеловеческих условиях, чтобы спасти судно и груз, вконец измотали физические силы экипажа. Единственное средство спасения судна — вывести его буксиром на чистую воду. Однако, пароход «Колыма» при попытке подойти к шхуне, получил большие повреждения. Дальнейшее продвижение «Колымы» крайне опасно. В связи с этим принято решение покинуть судно и перевести весь экипаж шхуны на пароход «Колыму».
Последний раз редактировалось ББК-10 30 Май 2017 14:09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 30 Май 2017 14:09

Советская Сибирь, 1931, № 245, 5 сентября.

 Советская Сибирь, 1931, № 245, 5 сентября.jpg
«КОЛЫМА» И «ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ» В ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ

ХАБАРОВСК. 3. (Тасс). — Чрезвычайно тревожные сообщения поступают с севера от находящихся там пароходов «Колыма» и «Лейтенант Шмидт». По последнему сообщению «Колыма» села на мель и ожидает помощи от «Шмидта». Дальнейшему продвижению судов мешают льды. Местные организации Якутии обратились к командам обоих судов с призывом во что бы то ни стало выполнить задание и доставить снабженческие грузы к устью Колымы. В противном случае на побережье создается чрезвычайно тяжелое положение, т. к. население будет лишено товаров и продовольствия.
Пароход «Ительмен» принял на борт добравшуюся с большим трудом в Уэлен команду погибшей шхуны «Чукотка».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение SVF » 30 Май 2017 21:06

Пар на марке : страницы жизни судового механика - почетного полярника Е. П. Желтовского / В. Желтовский.
- (изд. 2-е, доп.).

Оба-на, есть еще и второе издание?!
АИ, а скан обложки можешь сделать?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4480
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 30 Май 2017 21:35

 0.jpg
Давно на форуме была выложена:
viewtopic.php?f=39&t=1339&start=750#p39341
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение Молибога » 31 Май 2017 14:52

 _20170531_134319.JPG


"Парусно-моторная шхуна" Чукотка"

 _20170531_134241.JPG


"Первенцы АКОфлота: шхуна" Чукотка" и пароход "Эскимос"

Источник - книга великолепного камчатского историка Сергея Витальевича Гаврилова "Вдоль камчатских берегов (Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце 19 - первой трети 20 вв.) // Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2003, вклейка с.192-193
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 216
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение SVF » 31 Май 2017 16:02

ББК-10 пишет:
0.jpg
Давно на форуме была выложена:
viewtopic.php?f=39&t=1339&start=750#p39341

Сэнкью дико вери мач.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4480
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение ББК-10 » 31 Май 2017 16:24

С.В., я не уверен, что у нас было выложено 2-е издание, поскольку там всего 191 стр.
Про 2-е везде пишут, что там 240 стр!
 Пар-2е-изд.jpg
 Пар-2е-изд карт.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8885
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1931: Плавание шхуны «Чукотка» (капитан Г. И. Фонарев)

Сообщение SVF » 31 Май 2017 18:32

Александр Иваныч,, обложка знакомая, я посмотрю, что в моих кондуитах лежит. Мне казалось, что издание было единственное. Может я не прав. Послезавтра проверю. Завтра не смогу - дядю Колю хороним.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4480
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения