1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 16 Июнь 2016 10:26

Николаева А.Г. Саранкин В.И. Сильнее льдов. Документальная повесть о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче Николаевых. М.: Морской транспорт, 1963.

В том же 1926 году Н. М. Николаев участвовал в перегоне маломерных судов из Архангельска в Черное мо­ре. Эта смелая экспедиция почти не нашла отражения в печати и остается малоизвестной.

В двадцатые годы Черноморский торговый флот остро нуждался в портовых плавсредствах. Судостроительная промышленность страны не могла их дать. Тогда и было решено перевести в Черное море портовые буксиры из Белого моря, где они имелись в более чем достаточном количестве.

17 июля 1926 года из Архангельска вышла целая эскадра из 13 судов. Все они обладали кое-какими мореходными качествами, но в общем-то предназначались для работы на рейдах и в закрытых гаванях. Провести их открытыми морями вокруг Европы было делом весьма рис­кованным. Возглавлял экспедицию известный в то время полярный капитан Р. Ф. Гутерштрассер. Николай Михайлович Николаев шел старшим помощником капитана на флагманском судне «Снег».

Четыре месяца продолжался этот беспримерный переход маленьких судов через восемь морей и два океана. Несколько раз караван попадал в сильнейший шторм. А где укроешься от него в открытом море? Только умелые действия командиров и экипажей спасали буксиры от гибели.

Пройдя 6100 миль, 22 ноября 1926 года экспедиция благополучно прибыла в Одессу.



Дополнительно:
Несколько любопытных фото по теме перехода 1926 года от Litke74 в теме: Николаев Николай Михайлович (1897 – 1958)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 16 Июнь 2016 10:57

Советская Сибирь, 1926, № 164, 20 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 164 (1926-07-20) Перегон Белое-Черное.jpg
Караван судов под штормом.

АРХАНГЕЛЬСК, 19. (Роста).— Караван судов, идущих с Белого моря в Черное для пополнения черноморского флота, попал в Ледовитом океане под шторм. Сила ветра достигла десяти с половиной баллов. Волны в течение двадцати часов бросали пароходы, как щепки. Буря причинила повреждения: однако, все они были быстро исправлены командой. Утром 17 июля экспедиция была в 35 милях от острова Кильдина — недалеко от Мурманска.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 16 Июнь 2016 12:14

Власть труда 1926 № 260 (2065), 13 ноября.

 Власть труда 1926 № 260(2065) (13 нояб.) Белое-Черное море переход.jpg
ПЛАВАНИЕ СОВЕТСКОГО КАРАВАНА

Идущие из Белого моря суда подходят к Константинополю

ОДЕССА, 11. Караван советских судов, идущих из Белого моря в Одессу, был застигнут в Средиземном море сильным штормом и был вынужден отстаиваться в итальянском порту Катанье. На днях караваи вышел из Катаньи.
По последним сведениям, суда уже вошли в Мраморное море и 12 ноября прибудут в Константинополь.
В Катанье советское моряки встретили дружественный прием со стороны итальянских властей и были беспрепятственно спущены на берег.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 16 Июнь 2016 14:30

Власть труда 1926 № 269 (2074), 24 ноября.

 Власть труда 1926 № 269(2074) (24 нояб.) Белое-Черное море переход.jpg
ИЗ БЕЛОГО МОРЯ В ОДЕССУ

ОДЕССА, 22. После четырехмесячного плавания прибыл караван судов, вышедший 17 июля из Архангельска в Одессу на пополнение черноморского торгового флота. В состав каравана входит 32 судна, из них 10 ледокольного и буксирного типа. Помимо того, в Одессу переброшены из Архангельска в разобранном виде пловучая кран-баржа и 5 непаровых шаланд. Стоимость всех прибывших судов — 30 миллионов рублей.
Караван прошел 2 океана и 8 морей, что является беспримерным в истории мореплавания. В общем пройдено 6100 миль со средней скоростью 4 мили в час.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 16 Июнь 2016 21:34

ББК-10 пишет:Николаева А.Г. Саранкин В.И. Сильнее льдов. Документальная повесть о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче Николаевых. М.: Морской транспорт, 1963.

...
17 июля 1926 года из Архангельска вышла целая эскадра из 13 судов.



Советская Сибирь, 1926, № 161, 16 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 161 (1926-07-16) Караван вышел.jpg
Из Белого - в Черное море.

АРХАНГЕЛЬСК, 15. (Роста). - Вышел в море караван судов для пополнения Черноморского флота.

Утром 17 июля экспедиция была в 35 милях от острова Кильдина — недалеко от Мурманска.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 30 Ноябрь 2016 11:56

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php ... 6#p1048796

 Артиллерист-Снер.jpg
Ледокольный буксирный пароход «АРТИЛЛЕРИСТ». 1913 / 1914 г.
Построен в Гельсингфорсе для Свеаборгской крепостной артиллерии. В апреле 1918 г. перешел из Гельсингфорса в Кронштадт в Ледовом походе.
09.1922 г. назван «СНЕГ». В 1926 г. вошел в караван судов, шедших вокруг Европы на ЧМ. Позже Вошел в Черноморо - Азовское управление мор. флота, в 1938 г. у Керченского портоуправления.
После начала ВОВ призван как ледокольный буксир, использовался на эвакуации людей и грузов в порты Кавказа.
В ходе Керченско - Феодосийского десанта в 16.00. 11.01.1942 г. увел из Керчи в Тамань 3 баржи. 08.03 зашел из Тамани в Керчь с болиндером на буксире.
К концу 08.1942 г. был в Таманском заливе в поврежденном виде.
Взорван тут при уходе советских войск к середине 09.1942 г. Данных о подъеме буксира "СНЕГ" после ВОВ нет.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2020 11:36

Красный Север, 1926, №153, пятница 9 июля

 Красный Север, 1926, №153 из Белого в Черное море - 0001.jpg
 Красный Север, 1926, №153 из Белого в Черное море - 0002.jpg
Из Белого в Черное море.


На днях из Архангельска отправляются в Черное море 11 паровых судов. По пути к экспедиции присоединятся еще два судна из Ленинградского порта и одно из Мурманска, назначенные также для усиления черноморского торгового флота.

Красный Север, 1926, №157, среда 14 июля

 Красный Север, 1926, №157 из Архангельска в Одессу.jpg
Из Архангельска—в Одессу.


11 июля из Архангельска вышел в Одессу караван судов торгового порта, которому предстоит переход 12 тысяч верст по Ледовитому и Атлантическому океану и многим морям. Плавание продлится 2 1/2 месяца. В Одессу, куда суда направляются для пополнения Черноморского флота, караван прибудет в конце сентября.

Красный Север, 1926, №166, суббота 24 июля

 Красный Север, 1926, №166 перегон в Одеессу-шторм.jpg
ШТОРМ В ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ.


17 июля, суда идущие из Архангельска в Черное море попали в Северном Ледовитом Океане в шторм. Волны в течение 20 часов с ревом бросались по палубам пароходов и бросали их как щепки. На одном из пароходов лопнул стальной трос для буксировки. Буря причинила много и других повреждений. Однако все было быстро исправлено командами.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2020 11:38

Красный Север, 1926, №270, среда 24 ноября

 Красный Север, 1926, №270 перегон судов в Одессу.jpg
КАРАВАН СУДОВ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В ОДЕССУ.

Путь завершен благополучно. Караван прошел 2 океана м 8 морей.

ОДЕССА, 22 ноября. После четырехмесячного плавания прибыл караван 32 судов, 17 июля вышедший из Архангельска в Одессу.
Сопровождавший экспедицию уполнаркопуть тов. Маршан в беседе с представителями печати сказал, «что стоимость всех прибывших судов определяется в 30 миллионов рублей. Приобретение таких судов для Черного моря за границей во много раз превысило бы ценность каравана.
Караван прошел два океана и 8 морей, что является беспримерным в истории мореплаванием. В обшем пройдено 6.100 миль.
Благополучный исход экспедиции следует приписать стойкости советских моряков и их самоотверженности при различных опаснейших моментах не раз рисковавших жизнью».

Красный Север, 1926, №276, среда 1 декабря

 Красный Север, 1926, №276 перегон судов в Одессу.jpg
КУДА ПОЙДУТ БЕЛОМОРСКИЕ СУДА.

Специальная комиссия центрального управления морского транспорта распределила суда прибывшего в Одессу из Архангельска каравана. Часть судов, среди них ледокол и буксиры ледокольного типа, будут оставлены в Одессе, остальные суда распределяются между Батумом, Туапсе. Николаевым, Новороссийском и Таганрогом.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 28 Ноябрь 2024 10:03

Вечерняя Москва, 1926, № 183, 12 августа

 Вечерняя Москва, 1926, № 183, 12 августа.jpg
Из Белого в Черное море

Руководители экспедиции, направляющейся из Архангельска в Одессу.
Вверху: капитан дальнего плавания тов. Гутерштрассер и уполномоченный НКПС тов. Маршан.

Правда, 1926 , № 270

 Правда, 1926 , № 270 ПРИБЫТИЕ В ОДЕССУ.jpg
ЗАВТРА В ОДЕССУ ПРИБЫВАЕТ БЕЛОМОРСКИЙ КАРАВАН СУДОВ

НАЧАЛЬНИК ЭКСПЕДИЦИИ КАПИТАН Р. Ф. ГУТЕРСТРАССЕР ОБ ЭТАПАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА.

ОДЕССА. 20 ноября. (Наш. корр.). Обогнув весь европейский материк, прибывает в понедельник, после свыше пятимесячного тяжелого перехода, караван судов, переброшенный сюда для нужд черноморских портов. Прибудут тринадцать судов: ледоколы — "Соломбала", "Снег" и "Надежда", землесос — "И. Каляев", землечерпалка — "Халтурин", буксирные пароходы — "Шойна", "Кемь", "Вежилов", буксирные пароходы ледокольного типа — "Рекорд" и "Кашалот", тральщик — "Корюшка", паровая шаланда — "Цигломинка" и стотонный пловучий кран. Все ледоколы войдут в одесскую ледокольную базу, землечерпалки будут перебрасываться в порты для дноуглубительных работ, а распределение остальных судов будет проведено специальной прибывшей из Москвы комиссией Цумора.
Исторический отныне переход 13 речных судов через два океана и несколько морей приковывал к себе внимание морских кругов всего Союза, вызывал немало тревог и восторгов. Благополучное прибытие каравана предоставляет собой рекорд... Немало внимания уделяла этому переходу и иностранная пресса. Когда флотилия прибыла, например, во французский порт- Шербург, пресса захлебывалась от восторга, при чем лейтмотивом всех заметок было одно:
"Только такие отчаянные люди. как большевики, могли решиться на такой безумно смелый шаг, как переход на маленьких судёнышках из Белого в Черное море...".
Руководил этим переходом "отчаянный" моряк — капитан дальнего плавания Р. Ф. Гутерcтрассер. Подобный рейс он уже однажды совершил, но при более благоприятных условиях, —тогда он взял на себя переброску из Белого моря сначала в Ленинград, а затем в Одессу мощного ледокола "Макаров". Но "Макаров" не ввел у себя в хвосте ряда утлых суденышек, он, имея большие трюмы, мог совершить рейс с заходом только к 2—3 порта для пополнения угольных запасов. Теперь пришлось действовать иначе: не только суда с действовавшими машинами, но и остальные, которые тащились иа буксире с потушенными котлами, загружались углем и пресной водой. А затем, по мере надобности. уголь и вода с судов, шедших на буксире, передавались на другие суда. Впервые в практике торгового мореплавания Гутерcтрассер применил переброску угля с одного судна на другое на ходу судов. Это давало экономию времени и расходов на портовые сборы. Тем не менее каравану приходилось часто заходить в порты для пополнения запасов угля, как и для ремонта судов. Нужно отметить, что разразившаяся забастовка английски! углекопов, совершенно обескровив угольные базы, расположенные на побережье европейского и африканского материков, вызвала резкую ломку маршрута каравана: приходилось искать уголь не там. где сначала предполагалось, а там, где уголь был...
Флотилия вышла из Архангельска в первых числах июня. Первая остановка была произведена в бухте около острова Кильдина в Ледовитом океане, а затем переход через Атлантический океан. В норвежском порту Хенигсвег, откуда начинается бесконечный лабиринт опасных шхер, на караван был взят норвежский лоцман, который сопровождал его до порта Берген, где было произведено пополнение запасов угля, а затем —до порта Копервик.
Перейдя из океана в Северное море, караван направился в Роттердам, где предстояло почистить котлы, процвести легкий ремонт и запастись углем. Увы, с углем вышло не так просто: много десятков судов, прибывших сюда за углем, вынуждены были ждать очереди...
— Пришлось и нам ждать, — сообщает тов. Гутерcтрассер. — А ждать пришлось "в затылке" 20 суток... При выходе каравана из порта вследствие невероятного скопления судов произошел небольшой казус: винт ледокола "Надежда" напоролся на буксир "Рекорд", и в результате каравану пришлось направиться в Шербург, оставив "Надежду" и "Рекорд" в Роттердаме на пару дней для легкого ремонта. Через два дня после прибытия каравана в Шербург они также пришли туда.
— В Шербурге, — сообщает далее тов. Гутерстрассер, — наше прибытие произвело среди французов фурор. Печать подчеркивала героизм "этих отчаянных большевиков", а администрация сначала решила никого, кроме меня, на берег не спускать. Я отказался от этого права, и поневоле портовым властям пришлось для соблюдения формальностей ехать к нам на суда. Вскоре, впрочем, французы переложили гнев на милость и разрешили командам ездить на берег и промежутке между 9 ч. утра и 4 ч. дни. В Шербурге пришлось затратить три недели на ремонт и формальности.
19 сентября караван вышел к северным берегам Испании. В Английском канале радостная встреча с "Товарищем", шедшим и Аргентину, взаимные приветствия и пожелания по радио... Впереди всегда опасный для мореплавателей Бискайский залив... Свежий попутный ветер облегчает положение, и мы, выдерживая крупную зыбь, идем к испанскому порту Ферроль. Здесь мы останавливаемся в бухте, в шести милях от пристани. Завидя 13 судов под советским флагом, испанцы не на шутку испугались. Небывалое явление — 13 советски: судов в
испанском порту... Военные посты затрубили тревогу, а военные суда направили на нас прожекторы. До пушек еще не доходило.
А когда перепуганные на - смерть испанцы увидели наших лилипутов — "Кемь", "Шойну" и др., — они успокоились. Одно из наших судов было направлено в порт за провизией и водой. Под неусыпным наблюдением полиции судно получило провизию, при чем поставщиком провизии оказался сын английского консула...
— Из Ферреля, — сообщает далее тов. Гутерcтрассер, — мы через Гибралтар направились в Средиземное море.—к алжирским берегам. Порт Оран. Здесь мы вспомнили французов. На берегу появились десятки полицейских пикетов... В город разрешают сойти только мне. Я в адееь демонстративно отказываюсь, и французские таможенные чиновники, полицейские и друг, агенты едут ко мне для выполнения формальностей... В Оране мы приняли большой запас угля в надежде, что его хватит до Константинополя. Переход в Оран сопровождался продолжительным восточным штормом. Наши "Кемь", "Шойна" и др., ныряя, то появляясь, то исчезая, вызывали тревогу. Но запрошенные капитаны ответили, что все идет как нельзя лучше. Тревожный, полный опасности переход до Орана прошел благополучно.
Из Орана к берегам Туниса, а затем Сицилии — порт Катания. На этот переход ушло семь суток. Два дня нас сопровождал жестокий шторм, но и здесь кончилось все благополучно. А затем штиль и перегрузка угля на ходу...
В дальнейшем караван прошел Коринфский залив, Эгейское море, Дарданеллы, Мраморное море, Босфор и Черное море.
— Как вели себя команды (около 300 человек)?
— Выше всякой похвалы. Все сознавали всю ответственность взятой на себя задачи и работали не за страх, а за совесть. Всю тяжесть этого героического перехода разделял также сопровождавший караван уполнаркомпути т. Н. К. Маршан.
А. АР.

Фото: Начальник экспедиции капитан дальнего плавания Р. Ф. ГУТЕРCТРАССЕР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море

Сообщение ББК-10 » 29 Ноябрь 2024 19:39

Судя по всему эту тему можно закрыть, и заняться капитаном дальнего плавания Гутштрассером-Гутерштрассером-Гутерстрассером :)
В реальной жизни это был ГУТТЕРСТРАССЕР РУДОЛЬФ ФРАНЦ-ЭМИЛЬ, 12,10,1887 г. р.
"Кортиковеды" данной персоной интересовались лет 12 назад, но безрезультатно. Можно тему персональную открыть. А можно и забыть...
Далее у нас другие планы 8)
А пока:
«Летопись Севера», в. V, 1971, с.294-297

 Кутуков В. П. Из Архангельска в Черное море в 1926 году-294.jpg
ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В ЧЕРНОЕ МОРЕ В 1926 году
В. П. Кутуков

После изгнания интервентов в 20-е годы возникла необходимость восстановить разрушенный в период гражданской войны и интервенции морской транспорт.
Почти все суда были тогда угнаны интервентами за границу. Остались лишь те. которые были заброшены как негодные для эксплуатации. В каждом порту создались "кладбища" судов, обреченных на гибель.
В Архангельске в портовом районе Экономия, примерно в 25-ти километрах от города, как и в других портах, тоже возникло (кладбище* заброшенных судов, требовавших большого капитально-восстановительного ремонта. Здесь стояли суда преимущественно технического флота, морские и речные буксиры, землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные шаланды, краны и выведенные из эксплуатации портовые ледоколы.
В начале 1926 г. морскому порту по заданию Советского правительства было предложено укомплектовать и перегнать отряд судов землечерпательного каравана в порты Черного моря.
Отряд следовало подготовить в составе !0 единиц от Архангельского порта, к которым по пути следования каравана должны были присоединиться одно судно из Мурманска и два из Ленинграда.
После тщательного осмотра "кладбища" района "Экономия" были отобраны лучшие по своему состоянию следующие суда: землечерпалка "С. Халтурин", землесосный снаряд "Иван Каляев", ледокольный буксир "Соломбала", четыре буксирных парохода "Вежилов", "Рекорд", "Шойна" и "Кемь", пароход ледокольного типа "Кашалот", плавучий кран грузоподъемностью 100 т и буксирный пароход — тральщик № 3 "Корюшка", паровую шаланду "Цигломинка", одиннадцатую единицу отряда, подготавливал к походу Мурманский порт.
Все без исключения суда были в весьма неприглядном состоянии. Да это и не удивительно, ведь восемь лет они стояли на консервации без присмотра, ожидая сдачи в металл,лом.
Теперь надо было приложить невероятные усилия и привести все суда в более или менее нормальное техническое состояние, чтобы они могли выдержать переход в Черное море и работать там. Предстояло осуществить ремонт судовых механизмов, корпуса и палубной части, обеспечить благоустройство служебных и бытовых помещений, т. е. по сути дела "воскресить" суда в кратчайший срок.
С начала года приступили к ремонту. На составление дефектных ведомостей и рабочих чертежей руководство порта мобилизовало квалифицированных специалистов из технической части Управления порта. В цехах судоремонтных мастерских изготовлялись детали механизмов и запасные части, цеховые бригады работали на судах, судовые команды вели палубные и отделочные работы По завершении ремонта механизмы прошли необходимые испытания.
Большое внимание подготовке экспедиции уделял начальник порта П. И. Коробцов. Непосредственно руководили ремонтом судов начальник земкаравана А. Г. Иванов, начальник механического цеха И. П. Скрозников, начальник электроцеха Н. Я. Варапанов. Самоотверженно трудились рабочие-металлисты завода "Красная Кузница". Время шло, ремонт быстро подвигался вперед. Непрерывным потоком поступали заявления от желающих принять участие в экспедиции. За короткий срок она стала очень популярной среди моряков, считавших участие в ней почетным делом. И вот начался набор судовых команд, подбирался командный состав. Командиром отряда был назначен опытный моряк-северянин, капитан дальнего плавания Р. Ф. Гутерстрассер, от Наркомпути прибыл в качестве уполномоченного Н. К. Маршан. Оба обосновались на флагманском корабле экспедиции "Кашалот".
[294]

 Кутуков В. П. Из Архангельска в Черное море в 1926 году-295.jpg
В начале июля 1926 г. ремонтные работы закончились. Почти одновременно было завершено снабжение 10-ти судов отряда топливом и довольствием. Настал день выхода каравана в море. 12 июля в Соломбале состоялись торжественные проводы экспедиции, отправляющейся в Черное море. На митинге выступили начальник порта и представители губернских организаций. Приветственную телеграмму прислал Народный комиссар путей сообщения тов. Рудзутак.
«Передавая суда отряду для отвода их в порты Черного моря,— писал в своем приказе начальник морского торгового порта,— уверен, что советские красные моряки, приложив максимум энергии, с честью выполнят возложенную на них ответственную задачу, чем докажут, что пролетарская сплоченная дружная семья не знает на своем честном трудовом пути препятствии и, смело принимаясь за дело, борется за достижения раз намеченной цели».
Поздно вечером 12 июля вся флотилия, возглавляемая ледоколом «Кашалот», снялась с якоря. Ближайшее рандеву назначили у Кильдина. Стоявшие в гавани суда на сирену «Кашалота» ответили гудками, как бы говоря: «Счастливого пути!».
Несмотря на поздний час, соломбальцы не спали. Везде по берегу группы в 20—30 человек. Они провожают своих сыновей, машут шапками, платками.
Суда вышли двумя кильватерными колоннами: справа — «С. Халтурин», «Кемь», «Шойна», плавучий кран на буксире у «Корюшки» и «Вежилова», слева — «Кашалот», «Каляев» с буксирующей его «Соломбалой». На Чижовке из-за цементировки цистерны отстал «Рекорд».
14 июля караван пересек полярный круг. Хорошее настроение команды на время было непорчено тем, что у «Каляева» лопнул трос. Но благодаря умелой работе «Соломбалы» происшествие было быстро ликвидировано.
До Горла Белого моря шли при хорошей погоде. Однако в горле 15-го начался шторм, достигший 10 баллов и продолжавшийся 28 часов. Это первое морское крещение судо-
вые команды и сами суда выдержали с честью. "Соломбале", буксировавшей "Каляев", в разгар шторма помогал спасательный буксин "Совнарком», сопровождавший экспедицию. Лопнул буксир у маленькой «Шойны». «Совнарком» незамедлительно предложил ей помощь, но «Шойна» мужественно отказалась: «Ничего, сами справимся!». «Кашалот» во время шторма обходил все суда отряда, спрашивал о положении, предлагал помощь, но всюду слышал один ответ: «Все благополучно, идем превосходно».
Шторм стих 16-го. Экспедиция спокойно шла к мурманским берегам. 17-го суда вошли в Кильдинский пролив, где должны были получить уголь, пополнить запасы пресной воды и устранить выявившиеся неисправности.
На совещании представителей судов выяснилось, что после шторма состояние механизмов на всех судах отличное, а личный состав моряков в хорошем настроении. Можно было спокойно продолжать путь дальше.
21 июля экспедиция, к которой присоединилась подошедшая из Мурманска паровая шаланда «Цигломинка», снялась с якоря и взяла курс к берегам Норвегии. «Совнарком» под командой капитана Д. С. Субботина попрощался с экспедицией и повернул обратно в Архангельск. На борту флагмана «Кашалот» находились корреспонденты «Правды» и «Прожектора».
В Бергене к отряду присоединились еще два судна, прибывшие сюда из Ленинграда: ледорез «Снег» и мотобот «Надежда».
После десятисуточной стоянки отряд, теперь насчитывавший 13 единиц, двумя параллельными колоннами по три буксира на каждую колонну 13 августа вышел из Бергена на Роттердам.
На подходе к берегам Голландии суда снова попали в жестокий шторм. У среднего буксира «Вежилов» лопнул буксирный трос. Надо было срочно поймать дрейфующий объект — землесос «И. Каляев». Ни на одном из буксиров не было специальных буксирных лебедок, поэтому выборка 60-миллнметрового троса производилась с помощью обыкно-
[295]

 Кутуков В. П. Из Архангельска в Черное море в 1926 году-296.jpg
венной лебедки. Во время выбирания трос соскочил с головки лебедки и быстро пошел в воду. Вся палубная команда находилась вблизи бухты выбранного троса. Создалась опасность, что вместе с тросом будут выброшены за борт или искалечены люди. Тогда большинство матросов выбросилось за борт, чтобы не попасть под удар троса. После того как трос был выбран, матросов подобрали на борт.
В Роттердаме стоянка длилась 7—8 дней. Пополнили запасы, устранили обнаруженные дефекты.
Следующий заход был во французский порт Шербур, где останавливались. выжидая улучшения погоды. Предстоял самый трудный переход — через Бискайский залив. Учитывая серьезность этого перехода, командование отряда перешло на ледокол «Снег», который шел головным и все время производил разведку. «Кашалот» использовали в этом переходе как наиболее мощный буксир.
Однако вопреки всем тревожным ожиданиям переход через Бискай был совершен при благоприятной погоде. Только при подходе к берегам Испании экспедицию накрыл на редкость густой туман. Колонны судов двигались самыми малыми ходами. Определить свое местонахождение было трудно, так как суда отряда имели в качестве навигационного оборудования лишь магнитные компасы (не было ни радиопеленгаторов, ни гирокомпасов, ни тем более радиолокаторов). И все же все обошлось благополучно.
28 сентября прибыли на внешний рейд испанского порта Корунна. Здесь снова пополнили запасы продовольствия и немедленно вышли по направлению к Гибралтару. После Гибралтара зашли в порт Оран (Сев. Африка). Ни одного человека из экспедиции власти Орана на берег не выпустили. Суда были оцеплены вооруженной охраной, а один из моряков, попытавшийся искупаться, был немедленно водворен на судно охранным катером.
Из Орана суда вынуждены были идти без остановки до острова Сицилия (порт Катания). В открытом море, на ходу производилась бункеровка судов из имевшихся в трюмах «Цигломинки» запасов угля. Ветер ча море держался около 4-х баллов. Отряд проходил в час 3,5—4 мили.
Катания — один из красивейших портов Италии. Казалось бы, после тяжелого перехода моряки получили заслуженное право на отдых. Но береговые власти, боясь «большевистской» пропаганды, и на этот раз строго ограничили выход на берег.
В следующем порту, Пирее, местные власти снова запретили выход на берег. Только несколько человек все же побывали на твердой земле.
В девятую годовщину Великого Октября в адрес Губкома ВКП(б) и начальника Архпорта была направлена радиограмма: «Экипаж судов отряда шлет из греческих вод свои поздравления с пролетарским праздником».
Последней остановкой был Стамбул. 22 ноября 1926 г. караван судов наконец прибыл в Одессу. Караван без каких-либо потерь прошел 2 океана и 8 морей — беспримерный подвиг в истории мореплавания.
Плавание длилось больше 4-х месяцев. Отряд прошел свыше 6100 миль. Трудящиеся и моряки юга сердечно приветствовали героических моряков Севера, которые с честно выполнили труднейшую экспедицию.
133-дневная русская «одиссея» 1926 г. принесла заслуженную славу Советскому флоту.

От редакции. Статья инженера управления Архангельского порта Валериана Павловича Кутукова (ныне покойного), хранящаяся в личном архиве его дочери, прислана в редакцию «Летописи Севера» председателем Северного отделения географического общества СССР Г. Я. Наливайко. В составлении статьи автору помогал непосредственный участник описываемой экспедиции капитан дальнего плавания И. М. Замятин, ныне живущий в Архангельске. «Будучи свидетелем подготовки и отправления экспедиции в Черное море,— пишет Г. Я. Наливайко, — я вместе с другими переживал все ее трудности, а затем радовался ус-
[296]

 Кутуков В. П. Из Архангельска в Черное море в 1926 году-297.jpg
пешному завершению похода. К сожалению, об этой экспедиции почти ничего не написано. Полагаю, что этот подвиг должен быть известен потомству как боевая страница из истории Советского флота».
[297]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11541
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения