1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2016 07:11

Дальние лыжные переходы и пробеги
1935 г.
Лыжный переход Тюмень — Москва — 2130 км.
5 женщин (жены начсостава Красной Армии) — Ирдуган Филаида, Уголкова Нина, Дьяченко Клавдия, Вагина Таисия, Улитина Вера с командиром Карталовым.
Старт 2 января, финиш 22 февраля 1935 г. 51 день, (и них 40 ходовых. Среднесуточная скорость 53,2 км.

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2016 15:48

Красный Север, 1935, № 57 (4733).

УЧАСТНИЦЫ ЛЫЖНОГО ПЕРЕХОДА ТЮМЕНЬ — МОСКВА
 Красный Север 1935 № 057(4733) Тюмень-Москва жен.лыжный переход.jpg

На снимке (слева направо): Вера Улитина, Фина Ирдуган, Нина Уголькова, Клавдия Дьяченко, Таисия Вагина
и начальник команды Николай Карталов.

О награждении грамотами ЦИК Союза ССР участниц лыжного перехода Тюмень — Москва и руководителя этого перехода
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР

Отмечая исключительный в истории женского физкультурного движения в Союзе ССР лыжный переход Тюмень — Москва (2100 километров), совершонный женами командиров Н-ой стрелковой дивизии Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Наградить грамотами ЦИК Союза ССР участниц лыжного перехода Тюмень — Москва — жен командиров Н-ой стрелковой дивизии товарищей:
Ирдуган Финаиду,
Уголькову Нину,
Вагину Таисию,
Дьяченко Клавдию;
Работницу типографии политотдела той же дивизии тов. Улитину Веру,
и руководителя перехода, младшего командира той же дивизии тов. Карталова Н. Ф.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР — М. Калинин.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР — И. Акулов.
Москва, Кремль,
7 марта 1935 г.


ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
5 марта 1935 года № 37 гор. Москва

Жены командиров № ской дивизии товарищи Ирдуган Финаида, Уголькова Нина, Вагина Таисия, Дьяченко Клавдия и работница типографии политотдела той же дивизии тов. Улитина Вера, под командой младшего командира тов. Карталова Н. Ф., 22 февраля сего года блестяще завершили лыжный переход Тюмень — Москва.
2100 километров, в значительной части по сильно пересеченной местности, в сорокаградусные морозы, в бураны, в сильную оттепель, пройдены отважными лыжницами в 53 дня (из них 40 ходовых) со средней ходовой скоростью — 52,5 километра в сутки.
Тщательный медицинский
контроль на всем протяжении пути и в Москве установил, что лыжницы не только сохранили, но и улучшили свое здоровье.
Переход этот не имеет себе равного в истории женского
спорта. Не только доблестные его участницы, но вся Красная армия может по справедливости гордиться этой победой.
Рассматривая переход Тюмень — Москва, совершонный лыжницами РККА, как образец большевистской настойчивости и высокое физкультурное достижение, награждаю участниц перехода тт. Ирдуган Ф., Уголькову Н., Вагину Т., Дьяченко К., Улитину В. — золотыми именными часами.
Младшему командиру РККА тов. Карталову Н. Ф., за отличное выполнение возложенной на него задачи объявляю благодарность и награждаю его ценным подарком.
Объявляю благодарность командиру дивизии тов. Гаврюшенко за хорошо поставленную физкультурную работу среди женщин — членов семей начальствующего состава.
Приказываю командирам и комиссарам всех частей РККА всячески способствовать дальнейшему развитию физкультурной самодеятельности среди семей начальствующего состава РККА.

Народный Комиссар обороны Союза ССР
К. Ворошилов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2020 21:19

 1 Команда.jpg
85 лет назад состоялся первый в истории страны многодневный лыже-пеший переход женщин Тюмень - Москва протяжённостью в 2.100 км

2 января 1935 года в 11 часов пять жён командиров Красной Армии отправляются в неизведанное. Это были Ирдуган Фина, Уголькова Нина, Вагина Таисия, Дьяченко Клавдия и Улитина Вера. Во главе их шёл офицер Николай Карталов.

День первый
Горстку смельчаков из города выводят бойцы саперной роты. Мороз в минус 20 градусов в здешних местах не кажется страшным. Вскоре дорогу с обеих сторон окаймляет густой лес. На небе ни облачка. Первая ночевка. Располагаются в тёплой хате и мгновенно засыпают на соломе, покрытые чистыми простынями.

День второй
Десяток километров их провожали саперы, пожелавшие им доброго пути. Мороз заметно крепчает, что заставляет идущих двигаться быстрее. Очередной привал и встреча в избе-читальне с колхозниками. Колхозницы спрашивают их не столько о переходе, сколько о том, как живут и работают отчаянные лыжницы.
Одна из слушающих проронила: "Откуда вы, милые мои, храбрости такой набрались? До самой Москвы дойти, а"? И добавила: "двухсердечные, не иначе как двухсердечные...
Наверное, одно сердце у вас работает, а другое отдыхает..."

День третий
Термометр показывает минус 42 градуса по Цельсию. А в поле ещё холоднее: даже лёгкий ветер обжигает лицо. Лыжню прокладывает "начальник", а замыкает колонну Уголькова. Когда шли лесом, видели светлые огоньки - волки!!! Местные говорят, их здесь множество!
В полночь пришли в городок Камышлов, где их ждал первый медицинский осмотр и день отдыха. Лыжницы знали, что если медики найдут малейшие признаки переутомления, то их немедленно вернут в Тюмень. Всё прошло благополучно, и им был открыт путь на Свердловск.
В день отдыха пошли в клуб, а затем, после завершения официальной части вечера, окунулись в задушевную беседу с жёнами командиров гарнизона.
На следующий день пришлось идти пешком 45 км - внезапно окончился снежный покров.
Пришли в Богдановичи.
Подходим к Свердловску. Погода хорошая. По графику надо быть в городе в 14:00. Это ведь областной центр, а для нас - большой город. Но нас никто не встречает! Бодро сами направляемся в гостиницу "Боец". Здесь нас ждал комендант города. Очередная встреча с активом города, где около 600 женщин занимаются в различных кружках.
Знакомимся с содержанием многотиражной газеты, где есть и наши публикации.
Прошли второй медицинский осмотр.

17 января вышли рано утром. Погода прекрасная. Прошли 80 км, а усталости не чувствуем. Наша цель - посёлок Ялым. Цель достигнута. Мы прошли 106 км!
18 января. Красноуфимск. Здесь вновь очередной врачебный контроль. Все здоровы.
Идём вдоль железнодорожной полосы. Начинается буран. На каждом разъезде мы обращаемся к дежурному и узнаём, когда пойдут поезда.
Ветер такой силы, что трудно удержаться на ногах. Началась метель! Через день ветер стих, и к Сарапулу мы подходим в тихую, тёплую погоду. Нас встречают рабочие, колхозники, комсомольцы, пионеры. На следующий день встречаемся с допризывниками, учащимися педагогического техникума и ФЗУ.

Казань! Здесь последний врачебный осмотр. Выводы - все здоровы, можно идти дальше. Но у нас здесь отдых четыре дня. Побывали в театрах, встречались с представителями прессы.
Настали мягкие, солнечные дни, и нам всё чаще приходится идти пешком. Однажды прошли 70 км и чувствовали себя превосходно.
Мы явно соскучились по снегу и, обрадовавшись неожиданному морозцу, встали на лыжи. Подошли к Куровской и увидели - вдалеке в снегу стоят аэросани и бешено вертится пропеллер. Навстречу едет легковая машина. Останавливается около нас и к нам выходит товарищ Кальпус - ответственный за физподготовку в РККА.
Поздравляет с победой и направляет к финишу.

Люберцы. Здесь наш финиш. Много народу - как военного, так и гражданского.
14:00, 22 февраля. Нас поздравляют, кругом цветы и лыжники.
А мы, признаться, и рады, и смущены: уж очень неказисто выглядят наши пьексы, забрызганные грязью, и истрепавшиеся в пути лыжные костюмы. Впрочем, что значат эти мелочи, если мы горды своим успехом, горды тем, что с честью выполнили обязательство, которые дали всей дивизии: дойти до Москвы. И мы дошли.

5 марта. Лыжницы были на приеме у народного комиссара обороны СССР товарища Ворошилова. Вот что доложила Нина Уголькова Клименту Ефремовичу:
- Женская лыжная команда, совершившая переход Тюмень - Москва, явилась к финишу без единого отставшего. Старт нашей команде был дан 2 января в 11:00, к финишу пришли 22 февраля в 14:00. Прошли 2100 км за 53 дня, из которых 13 дней - остановки и отдых (среднесуточная скорость ходовых дней - 52,5 км). Мы проходили через города и села своей страны. Рабочие и колхозники просили нас передать сердечный привет нашему вождю товарищу Сталину. Наш переход закончен успешно, потому что у нас в дивизии хорошо организована физкультурная работа среди жён начальства. От имени жён начальства, бойцов и командиров, трудящихся Омской области, шествующей над нашими частями, я передаю вам, товарищ Ворошилов, горячий привет!
Внимательно выслушав доклад Угольковой, товарищ Ворошилов поздравил лыжниц с блестящей победой. Затем товарищ Гамарник зачитывает приказ наркома о победе лыжниц и объявляет им благодарность. Все лыжницы награждаются золотыми часами, а начальник команды - ценным подарком.

В задушевной товарищеской беседе Ворошилов расспрашивает их о пройденном пути, о трудностях, о встречах с людьми, о качестве лыж, о значении перехода. Затем шутливо говорит: "Большой путь прошли. Нигде случайно не подъезжали"?
Лыжницы смеются: "Конечно, нет". От их имени говорит начальник команды: "У меня в книге, товарищи народный комиссар, весь путь отмечен печатями местных властей".
Затем Ворошилов обращается к товарищу Кальпусу: "Были ли подобные лыжные переходы женских команд за границей"?
- Не было, товарищ народный комиссар. В истории спорта таких переходов женских команд ещё не было.
Так они и расстались друг с другом - с необыкновенной теплотой и сердечностью.

© Георгий Смирнов
Журнал "Лыжный спорт"
https://www.skisport.ru/news/cross-country/102001/

Далее фото из публикации.
Последний раз редактировалось ББК-10 07 Март 2020 21:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2020 21:24

Состав команды лыжного перехода:
 2 Тася Вагина.jpg
 3 Клавдия Дьяченко.jpg
 4 Фина Ирдуган.jpg
 5 Вера Улитина.jpg
 6 Нина Уголькова.jpg
 7 Начальник команды Николай Карталов.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2020 21:34

 8 встреча с самолетом.jpg
 9 на Москву.jpg
 9 оттепель.jpg
 10 в избе.jpg
 11 аэросани.jpg
 12 в пути.jpg
 12 встреча с аэросанями.jpg
 13 скоро Москва.jpg
 14 Люберцы финиш.jpg
 15 у Ворошилова.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Лыжный переход Тюмень — Москва

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2020 22:10

ОТВАЖНЫЕ ЛЫЖНИЦЫ, УШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ


Парламентская газета «Тюменские известия» №28 (5005)
18.02.2010
Равиль Нигматулин

Империалистическая война, гражданская… Огромное государство, сбросив шинели и буденовки, надело спецовку рабочего, галстук служащего. И даже спортивный костюм. На страницах «ТИ» мы продолжаем начатую историю дальних переходов. Это были переходы довоенной поры — лыжные, шлюпочные, велосипедные…
Многочисленные маршруты, проложенные по обширным пространствам Тюменской области, Ямала, Ханты-Мансийского округа.


Интересна сама по себе природа возникновения идеи какого-либо перехода. Из чего она рождается? Лежит ли она в психологии человека — объять необъятное, познать непознанное? Или просто человеческое стремление — идти вперед, покорять намеченную цель…
Стремление совершить переход в те годы зарождалось в особой обстановке: особый градус идеологического накала, взлет патриотизма, мотив борьбы, пронизавшей всё и вся. На рубеже 30-х в Европе замаячила тень новой войны. Кто чувствовал тогда ее приближение к границам Советского Союза?
Главной, как бы сейчас сказали, мотивацией молодых людей становится подготовка к грядущим испытаниям.
Себя надо готовить к борьбе с врагом, к трудностям. Это становится главным.
Умение ставить интересы группы выше личных — это качество ценится больше всего. И выковывается в жесточайших экстремальных условиях. Проверяется умение личности вжиться в жизнь коллектива. И еще — умение противопоставить трудностям силу характера, мобилизовать физические силы на борьбу с морозом, голодом, волчьими стаями, если понадобится, и не важно, в каком обличье будет волк. От этого зависит твоя жизнь — и жизнь группы.
О чем мы говорим? Об идеологической предвоенной машине? Или о лыжных переходах? О том и о другом. О прочной человеческой связке между ними.
Впрочем, переходы, которые едва ли не в массовом порядке устраивали в те годы, действительно осуществлялись на пределе человеческих возможностей. Не хочется разбрасываться такими словами, как «подвиг». И все же… Спустя столько лет вытащив из сотен тысяч газетных сообщений эти скупые, лишенные видимых эмоций короткие сводки, невозможно не удивиться и не восхититься. В газетных сообщениях о спортивных переходах сплошь и рядом пестрят слова «комсомол», «партия». Но можно ли судить кого-то сегодня за это идеологическое искусство подменять одно явление другим? И под любое проявление человеческой стойкости подводить идеологический фундамент?
Время и эпоха наложили свой отпечаток. Истинные мотивы тех, кто совершал переходы, были, уверен, глубже и чище. Это был порыв во имя будущего. Это была не замутненная идеологическим флером чистая убежденность в том, что только впереди всех нас ждет достойное и светлое будущее…
Читаем сообщение: «Группа женщин пошла на лыжный переход Тюмень — Москва». Для многих это прозвучало неожиданно, как выстрел. Редакция «Омской правды» узнала о событии почти через десять дней, когда команда прошла Свердловск. Когда и как родилась идея лыжного перехода женщин на столь протяженный маршрут — неведомо. Нигде, ни в каких комитетах она не обсуждалась. Судя по всему, решение принималось в узком кругу — в штабе и командовании гарнизона (соединения). Публично заранее не было объявлено, мне думается, по одной простой причине: все могло сорваться, из идеи перехода сделали бы идеологическое шоу. По общепринятым для того времени процедурам принятия решений любая идея о каком-либо серьезном мероприятии проходила такие ступени: идея (предложение) одного-двух — группа единомышленников — обсуждение в комитетах Осоавиахима — затем комитет ВЛКСМ. И, наконец, утверждение на уровне комитетов райкомов, горкомов, обкомов ВКП(б). Процедуры согласования в комитетах проходили очень оперативно, не в пример сегодняшним дням. И тем не менее в случае с женщинами — никакой огласки, публичного обсуждения. Готовился переход в глубокой тайне, почти военной. Даже командиру перехода Н. Ф. Карталову приказ был объявлен всего за два или три дня до выхода группы на маршрут. В желающих участвовать в переходе недостатка не было. Командование соединения выбирало участниц перехода исходя из следующих требований:
1. Умение хорошо ходить на лыжах. Тренированность и навыки ходьбы на дальние дистанции.
2. Пожалуй, главное — характер участниц перехода. Это понятно. Импульсивные, вспыльчивые люди на дальних переходах создают немало проблем. Были случаи, когда первые же испытания, трудности выбивали участниц перехода из колеи. Или еще хуже — неумение вжиться в жизнь группы создавало обстановку конфликта, дискомфорта. Хорошо, если такое проявляется в начале маршрута. Хуже — когда втянулись, прошли часть пути.
Ничего страшного в том, если у участника или участницы не совсем хорошо отработана техника ходьбы. Дело наживное. Несколько дней в маршруте — и все придет в норму. Не страшно, если физические данные члена группы (перехода) оставляют желать лучшего. Абсолютно подготовленных людей нет, организаторы перехода это понимают.
Главное, как уже говорилось, — характер и способность подчинить и мобилизовать себя на выполнение поставленной задачи. Одна особенность подготовки группы к переходу все же была — все женщины незадолго до выхода на маршрут прошли обучение владению оружием (оказавшемуся не лишним). Всем были выданы револьверы.

Итак, состав группы:

1. Карталов Николай Федорович. Известный лыжник. В 1934 году участник скоростного перехода Тюмень — Москва. Один из младших командиров части. Награжден золотыми часами.
2. Вагина Таисия, 1908 года рождения. Участница перехода года на 360 км (1933 г.).
3. Ирдуган Финаида, 1901 года рождения. На лыжах с 1927 года. Участница перехода на 360 км (1933 г.).
4. Дьяченко Клавдия, 1912 года рождения. Киномеханик воинской части. На лыжах с 1931 года.
5. Уголькова Нина, 1910 года рождения. На лыжах с 1927 года.
6. Улитина Вера, 1916 года рождения. Самая молодая в группе. На лыжи встала только в 1933 году. Возраст не совсем подходящий для участия в таком дальнем переходе. Для включения, видимо, были веские основания.
Самая старшая по возрасту — с 1901 года, самая молодая — 1916-го. Разброс значительный: 34 года — и 19 лет…
Первое сообщение о переходе женщин в «Омской правде» появилось только 17 января. Они уже прошли Свердловск, придя туда 11 января. 14 января были снова в пути. Когда женщины пришли в Камышлов, температура воздуха была -42 градуса.
Сообщение из хроники перехода другой группы, маршрут которой пролегал по северным районам: …6 января мороз достиг 56 градусов по Цельсию. 7 января — -64 градуса (!). «Пальцы на руках и ногах сводило от холода». «Правда», 10.04.1935 г., № 95. Довольно лаконично…
Сопоставим. Женщины 6 и 7 января были также на маршруте. Трудно поверить, не правда ли? Возможно, кто-то и не поверит. Переходы — поистине удивительная история человеческой прочности. Надеюсь, мы об этом расскажем еще не раз.
Не в поисках острых ощущений и приключений молодежь выходила на маршруты. Пройдет совсем немного лет, и эти же парни и девчата шагнут на маршруты частей специального назначения. На маршруты разведывательно-диверсионных групп. Но пока все это впереди.
Многих сегодня интересует: что за экипировка, что за снаряжение были у отважных лыжниц? Рассказываем. У женщин — стандартные серийные лыжи. Из дерева. Даже не клееные. Технология изготовления клееных лыж пришла в 50-е годы. Достаточно сказать, что женщины на переходе Тюмень — Москва сменили по две пары лыж каждая… Крепления из ремней. Полужесткие лыжи — для соревнований. Не для переходов.
Костюмы? Если бы сказали — «термобелье», то никто тогда из лыжниц не понял бы: из области фантастики!
Стандартные шерстяные костюмы, на 1-2 размера больше обычного. В рюкзаках запас продуктов на 2-3 дня…
Для прохождения маршрутов по северным территориям чаще использовались охотничьи лыжи: вокруг ведь глубокие и рыхлые снега на сотни и тысячи километров! Охотничьи лыжи, подбитые мехом, были лучшим средством передвижения (а значит, и перехода) на дальние расстояния. В конце 30-х — начале 40-х годов стали использовать некий «гибрид». Несколько уже, чем охотничьи, — и, следовательно, легче идти. Удобнее для движения на скорость.

Из хроники перехода

«Омская правда», 17.01.1935, № 15.
«Первый в истории спорта!
Женский переход на лыжах Тюмень — Москва.
Из Тюмени на Москву направилась команда лыжниц. Это первый в истории спорта женский лыжный пробег на дальнее расстояние. 11 утра, лыжницы пришли в Свердловск.
360 километров пути от Тюмени до Свердловска ими пройдено за 56 ходовых часов. 14 января женская
команда взяла старт на Москву…»
(Без подписи).

«Омская правда», 20.01.1935, № 17.
«Пройдено 552 километра!
Тюмень 11 января (по телеграфу) лыжная женская команда во главе с Карталовым прибыла в Красноуфимск.
17 и 18 января пройдено 90 километров.
Миловидов».

«Омская правда», 5.02.1935, № 30.
Тюмень — Москва
«Лыжницы отстреливались от волков».
Тюмень (по телеграфу). 2 февраля в 12 часов дня в Казань прибыла лыжная женская команда, совершающая переход Тюмень — Москва. Настроение бодрое. В пути лыжницы встретили волков и отстреливались из револьверов.
5 февраля лыжницы начнут следующий переход.
Миловидов».

«Омская правда», 11.02.1935, № 35.
«Лыжницы двигаются вперед.
Тюмень — Москва. 10.02 (по телеграфу от спец. корр.). Лыжницы — жены командиров РККА, совершающие переход Тюмень — Москва, прибыли вчера в Шумерля (Татарская республика). Сегодня они будут в Сергаче.
Физическое состояние у всех лыжниц превосходное. Везде их тепло встречают трудящиеся, красноармейцы. В Москву лыжницы рассчитывают прибыть 23 февраля, в День Красной армии.
Б.Юнг».

«Омская правда», 21.02.1935, № 43.
«Лыжницы подходят к Москве.
Блестящий переход тюменских лыжниц, жен командиров. Тюмень (20.02, по телеграфу). Тюменские лыжницы — жены командиров, совершающие переход на лыжах Тюмень — Москва, сегодня прибыли в N. 23 февраля в Люберцах — финиш. 24 февраля — встреча лыжниц с физкультурниками Москвы. Все участницы лыжного перехода бодры и здоровы.
Миловидов».

«Омская правда», 23 февраля 1935 г., № 45.
«Сегодня тюменские лыжницы финишируют в Красной столице» .
«В Москву мы идем на лыжах. Нам предстоит преодолеть большой путь в две с лишним тысячи километров. Не думайте, товарищи, что это простая затея бездельниц. Нет, этим переходом мы хотим показать всему миру, на что способны женщины Советского Союза». Такое письмо оставили лыжницы 2 января 1935 года, покидая Тюмень.

…История физкультурного движения не знает женских лыжных переходов на такие огромные дистанции.
Пять дерзких — так прозвали лыжниц в Тюмени. Пять отважных, которые в сорокаградусные морозы переваливали через Уральский хребет. Женщины, которые двигались в пургу и бураны, отстреливались от волков под Казанью. И 2000-километровый путь при огромном внимании всех трудящихся страны.
В команде есть еще шестой человек. Это начальник команды Карталов, имя которого хорошо известно физкультурникам СССР. В прошлом — один из участников скоростного лыжного похода Тюмень — Москва, награжденный товарищем Ворошиловым золотыми часами.
Сегодня финиш!
Б.Юнг.

От Тюмени до стен Белокаменной пролегла дорога пяти женщин, как они себя еще называли, — жен командиров РККА. Остался позади и вошел в историю спорта — первый переход женщин на лыжах, совершенный на такую дистанцию. Сделали и совершили его простые женщины. Они дошли…

«Правда», 8 марта 1935, № 66.
«Лыжницы на приеме у народного комиссара обороны тов. Ворошилова.
5 марта у народного комиссара обороны тов. Ворошилова состоялся прием лыжниц, совершивших переход Тюмень — Москва. На приеме присутствовали тт. Гамарник, Егоров, Каменский, Орлов… 2100 километров лыжного пути пройдены и оставлены позади. Переход завершен! Лыжница Вагина пришла на прием к наркому вместе со своим сынишкой. Прощаясь с лыжницами, тов. Ворошилов наклоняется к юному гостю и ласково говорит: «У меня и для него найдется подарок!» Через минуту этот подарок — игрушечный танк с заводным ключом — был уже в руках: «Вот твой подарок!» Тов. Ворошилов завел пружину игрушечного танка и спустил его на пол. Танк, прокладывая себе дорогу, карабкался на сапог. Глядя на эту картину, смеялся юный гость, смеялись старые, заслуженные военачальники Красной Армии, собравшиеся в этом зале. Это был смех, звучавший необыкновенной теплотой и сердечностью».

Приказ народного комиссара обороны СССР № 375 марта 1935 г. г.Москва.
Жены командиров N-ской дивизии блестяще завершили лыжный переход Тюмень — Москва.
2100 километров в значительной части по сильно пересеченной местности, в 40-градусные морозы, в бураны, в сильную оттепель пройдены отважными лыжницами в 53 дня (из них 40 ходовых) со средней ходовой скоростью 52,5 километра в сутки.
Переход этот не имеет себе равного в истории женского спорта. Рассматривая переход Тюмень — Москва, совершенный женщинами РККА, как образец большевистской настойчивости, награждаю участниц перехода тт. Ирдуган Ф., Угольникову Н., Вагину Т., Дьяченко К., Улитину В. — золотыми часами.
Народный комиссар обороны Союза ССР К.Ворошилов.


2003 – 2020 © Парламентская газета «Тюменские известия»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения