1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 28 Август 2015 20:58

1932 г.: Чукотская летная экспедиция под руководством С. В. Обручева на Чукотском полуострове.
1933 г.: На Чукотском полуострове работала летная экспедиия по изучению геоморфологии района (С. В. Обручев)

1933 г.: Визуальная съемка Чукотского полуострова с гидросамолета «СССР-Н-4» во главе с Ф. К. Кукановым и Г. А. Страубе. На борту самолета находились ученые С. В. Обручев и К. А. Салищев.

 ОСВ - 0186.jpg
Схематическая карта полетов Чукотской лётной экспедиции Арктического Института.
Пунктир — полеты 1932 г., сплошные линии — полеты 1933 г.


Из книги: Обручев С.В., "На самолете в восточной Арктике". Л., 1934г. Издание Арктического института.

Смежные темы:
Последний раз редактировалось ББК-10 03 Июнь 2016 14:17, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 28 Август 2015 21:00

ВСП, 1932, № 107, 15 мая.

 ВСП 1932 № 107 (15 мая) Чукотская аэроэкспедиция АИ.jpg
ЧУКОТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ЛЕНИНГРАД, 14. (РОСТА). ВСЕСОЮЗНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЗАКОНЧИЛ ПОДГОТОВКУ ЧУКОТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ НА ДНЯХ ВЫЕЗЖАЕТ В КРАСНОЯРСК, ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ РЕМОНТ САМОЛЕТА. ВЫЛЕТ ИЗ КРАСНОЯРСКА НАЗНАЧЕН НА 7-ОЕ ИЮЛЯ.
САМОЛЕТ ПОЛЕТИТ СНАЧАЛА ПО ЕНИСЕЮ, ЗАТЕМ ПО АНГАРЕ ДО ИРКУТСКА ЧЕРЕЗ БАЙКАЛ И ВЫЛЕТИТ НА АМУР.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ — ВЫЯСНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АЭРОСЪЕМКИ В УСЛОВИЯХ ЧУКОТСКОГО КРАЯ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 28 Август 2015 21:02

ВСП, 1932, № 178, 8 августа.

 ВСП 1932 № 178 (8 авг.) Чукотская аэроэкспедиция АИ.jpg
О ЧУКОТСКОЙ ЛЕТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

29 июля в Иркутск прибыл гидроплан Чукотской летной экспедиции Всесоюзного Арктического института, 5 августа после того, как будет произведена смена кормового мотора, самолет вылетает на восток по маршруту Чита - Сретенск, вниз по Амуру до Николаевска, затем на север по побережью Охотского и Берингова морей до Чукотского национального округа. В пределах округа будет совершен ряд круговых полетов с р. Анадырь и северного побережья между м. Дежнева и Колымой, которые покроют всю территорию округа.
Главной задачей экспедиции является составление карты округа в масштабе 1: 2. 500. 000. До сих пор северо-восточный конец Азии не нанесен сколько нибудь точно на карту и представляет наименее изученную часть Союза. Работа этого года является первым этапом исследований производительных сил округа которые будут проводиться Арктическим институтом в течение второе пятилетки.
Кроме картографических работ, одновременно будут производиться с самолета географические и геоморфологические наблюдения. Кроме того, в Чукотском округе уже работает в настоящее время 6 отрядов экспедиций Института — геологические, ботанические, зоологические и экономические.
Экспедиция гидроплана будет работать в составе начальников - геолога С. ОБРУЧЕВА, геодезиста К. САЛИЩЕВА и аэросъемщика. Ведут машину первый пилот Г. СТРАУБЕ и аэронавигатор Л. ПЕТРОВ.
Перелет гидроплана на Чукотский и работа его там на только является первым опытом планомерного изучения малодоступной страны новейшими способами, но представляет и большой интерес а авиационном отношении, так как большинство маршрутов будут впервые проходиться самолетом в том числе перелет вдоль Охотского побережья.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 23 Март 2016 17:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-10.-Л., 1932, с.199.

 СВЕДЕНИЯ О ЧУКОТСКОЙ ЛЕТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АРКТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.jpg
СВЕДЕНИЯ О ЧУКОТСКОЙ ЛЕТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АРКТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА {1}

По донесениям начальника экспедиции С. В. Обручева, ход этой экспедиции рисуется в следующем виде. Самолет экспедиции, вылетев из Красноярска, после вынужденной, вследствие аварии одного мотора, посадки в с. Кежме (на р. Ангаре), прибыл 29 июля по воздуху в Иркутск. Здесь была произведена установка нового мотора, после чего экспедиция проследовала воздушным же путем в Охотск по маршруту Чита — Сретенск — Николаевск на Амуре — Благовещенск — Аян. По дальнейшим сведениям, самолет экспедиции, вылетев из Охотска 20 августа, достиг Уэллена на Чукотском п-ове 28 августа. В следующих депешах С. В. Обручева сообщается о перелете, совершенном им с мыса Северного, на о-в Врангеля, с целью завоза на остров предметов первой необходимости для советской колонии, после того как попытки п/х "Совет" достичь острова остались без успеха, по причине весьма тяжелого состояния льдов в районе о-ва Врангеля. Самолет вывез с острова на п/х "Совет" восемь колонистов и пушнину. Следующие большие полеты, с исследовательскими целями, были совершены на пересечение Чукотского п-ова от Колючинской губы в Анадырь.

{1} Бюлл. Аркт. инст., Лг., №3, с.53.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 23 Март 2016 21:23

Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12.-Л., 1932, с.248-253

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0001.jpg
— 248 —

ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В 1932 г. Арктическим институтом было продолжено изучение Чукотского национального округа, начатое в 1931 г. Для этой цели, на смену отрядам, зимовавшим в Маркове и заканчивавшим свои работы в 1932 г., была послана новая экспедиция, под начальством геолога С. В. Обручева. Экспедиция имела в своем распоряжении аэроплан (гидроплан Дорнье-Валь — двухмоторная летающая лодка). Главной целью экспедиции было рекогносцировочное исследование Чукотского округа — составление его карты, в масштабе 1/2 500 000, и общее геоморфологическое описание его. Предполагавшаяся вначале аэросъемка,{1} вследствие неполучения к началу работ необходимой аппаратуры, не могла быть выполнена. Экспедиция ограничилась упрощенной съемкой при помощи визуально-маршрутных зарисовок, опирающейся на прокладку маршрутов самолета между существующими астропунктами. Предполагалось на основании этой съемки: дать карту в масштабе 1/2 500000.
В полетах экспедиции приняли участие инженер-геодезист К. А. Салищев и аэросъемщик Б. Дзюжинский, а в сел. Анадырь — сотрудники; базы экспедиции А. А. Филоматитский (фотолаборант) и Н. Михайлов.
Перелет был начат от Красноярска 16 июля вниз по Енисею и затем вверх по Ангаре. В первый же день сгорел во время полета один из моторов. Самолет благополучно спустился на р. Ангару, невдалеке от сел. Кежмы, и пробыл здесь десять дней, пока из Красноярска не был доставлен новый мотор на самолете ЮГ летчиком Б. Чухновским и не была, произведена смена моторов.
Дальнейший перелет был сделан по маршруту: Ангара, Байкал, Верхнеудинск, отсюда — пересечение Яблонового хребта на Читу, а затем вниз по системе Амура до устья. До Хабаровска в перелете принимал участие только летный состав — 1-й пилот Г. Страубе, 2-й пилот В. Косухин, борт-механик Б. Крутский, командир самолета Л. Петров и начальник экспедиции С. В. Обручев. В Хабаровске присоединились К. А. Салищев и Б. Дзюжинский.
От устья Амура самолет направился на север по побережью Охотского моря и делал посадки на аэростанциях Шантарских о-вов, Аяна, Охотска и Ногаева. Из последнего, пройдя вдоль Пенжинской губы, мимо п-ова Тайгоноса, самолет перелетел к Камчатке, которую пересек в ее самом узком месте — южнее Рикиники. После посадки в бухте Корфа был сделан перелет в сел. Анадырь вдоль побережья Берингова моря, при чем самолет значительно удалялся от моря, пересекая п-ова Говен и Олюторский и хребет Тингеней. Весь перелет от Амура до Анадыря совер-

{1} Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1932, № 3.

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0002.jpg
— 249 —

шен в шесть дней. Хотя вдоль Охотского побережья уже проложена линия Воздухфлота, но самолет экспедиции был первым пролетевшим по ней. Перелет этот был очень труден из-за постоянных туманов, покрывавших Охотское море, и самолет дважды был в очень опасном положении.
В Анадырь самолет прибыл 21 августа. Ввиду того, что вскоре должно было начаться замерзание лагун на севере, решено было прежде всего изучить северное побережье округа. 26 августа экспедиция направилась в Уэллен, сделав пересечение страны по р. Волчьей до залива Креста и затем от бухты Руддера до мыса Дежнева. В Уэллене, из-за неполадки пускового моторчика, пришлось провести пять дней. В это время было получено радио от начальника Колымской экспедиции Н. И. Евгенова с просьбой о помощи о-ву Врангеля. Пароход "Совет", который должен был сменить зимовщиков и доставить запасы продовольствия и топлива, в течение двадцати трех суток тщетно старался пробиться сквозь кольцо льдов, окружающих остров, и колонистам предстояло провести на нем еще четвертую зиму. Начальник острова Минеев и капитан "Совета" Дублицкий просили вывезти с острова большую часть русских колонистов и завезти туда продовольствие.
В тяжелых условиях — в тумане и снежных тучах — был совершен перелет до мыса Северного, и затем отсюда, после неудачной попытки, удалось во второй раз, 5 сентября, достичь о-ва Врангеля. 6 сентября были вывезены на пароход "Совет", стоявший у кромки льда в 50 милях к востоку от бухты Роджерса, восемь колонистов с их личным багажем и пушнина — всего около 1500 кг. После краткой стоянки у "Совета" (во время которой самолет был несколько поврежден льдинами) было завезено продовольствие на остров, и в тот же день сделан обратный перелет к мысу Северному. Вместе с самолетом Чукотской экспедиции перелет до о-ва Врангеля и обратно совершил маленький самолет Колымской экспедиции с т. Красинским.
Условия погоды на северном побережьи в это время были очень тяжелы — непрерывные пурги, туманы, низкая облачность, так что обзорных полетов с мыса Северного сделать не удалось. Только 10 сентября можно было вырваться и, сделав пересечение от Колючинской губы к бухте Руддера, прилететь в Анадырь. Отсюда был совершен круговой полет в северную часть бассейна Анадыря по рекам Канчалану и Танюреру, а затем приступили к смене моторов, которая затянулась до конца сентября. 25 сентября самолет был захвачен ледяным штормом, попал в заберег до 500 м шириной и только 30 сентября мог вылететь в обратный путь по прежнему маршруту.
1 октября, попав в снежный заряд вблизи сел. Олюторки во время бреющего полета над самой водой, самолет потерял скорость и коснулся воды. При этом был пробит корпус у второго редана, сломана часть

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0003.jpg
— 250 —

шпангоутов, смяты переборки и согнута стойка моторной гондолы. В бухте Корфа был сделан кустарный ремонт (самолет был починен деревом, варом и листами железа), и 13 октября, несмотря на то, что при посадке на воду корпус давал значительную течь и прочность его подвергалась сомнению, было решено продолжать полет вдоль Охотского побережья, чтобы доставить самолет для ремонта в Хабаровск. Этот последний этап был самым тяжелым: самолет имел вынужденную посадку при перелете через Камчатку, а во время стоянки в Ямске был унесен штормом с пургой и снова поврежден. Только 19 октября самолет с трудом в пурге долетел до бухты Ногаева.
Дальнейший перелет, при господствующих осенью в Охотском море пургах и штормах, на поврежденной машине был невозможен, и из Ногаева решено было перевезти самолет на пароходе до Владивостока, куда он и прибыл в конце ноября.
Основная работа экспедиции, из-за поздней подачи самолета (Комсеверпуть, у которого фрахтовался Арктическим институтом самолет, доставил машину в Хабаровск на 50 дней позже обусловленного срока), ряда аварий и неполадок и тяжелых условий погоды, не могла быть проведена полностью. Тем не менее сделаны наблюдения, покрывающие целиком собственно Чукотский п-ов, северовосточную часть бассейна р. Анадырь, побережье Коряцкой Земли, северную часть Камчатки и побережье Охотского моря от Тайгоноса до Тауйска. Наблюдения эти позволяют внести значительные изменения в существующие карты, так как выяснилось, что расположение и характер хребтов совершенно другие, чем это показывалось ранее.
Вдоль северного берега Охотского моря тянется тектоническая гряда, которую слагают хребет к югу от р. Ковы, о-ва Завьялова и Ольский, горы п-овов Кони и Пьягина и Пьягинские о-ва. Эта гряда отделена от хребта Гыдан значительным понижением, происхождение которого, так же как и самой гряды, связано со сбросами, ограничивающими с севера Охотское море. Склон хребта Гыдан к югу и к востоку, в сторону Пенжинской губы, очень крут, и цепи хребта уже невдалеке от подножия достигают 1500 м. Вглубь хребет повышается постепенно до 2000 м.
Центральный хребет Камчатки имеет против залива Уала-вайам разрыв тектонического характера, длиной около 10 км, с высотой не более 500 м. Это плоская седловина, на западе незаметно переходящая в Парапольский дол — обширное понижение, которое тянется на северо-восток между продолжением центрального Камчатского хребта и хребтами Мамечинским, Таловским и Понтонейским, переходя в понижения бассейна р. Майн. Таким образом, долго остававшийся неразрешенным в географической литературе вопрос о соединении хребтов Камчатки и материка в настоящее время может считаться окончательно выясненным.

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0004.jpg
 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - карта.jpg
— 251 —

Несмотря на перерыв, Камчатский хребет возобновляется севернее залива Уала-вайам в виде цепей того же северовосточного простирания, которые далее, в пределах Коряцкой. Земли, идут параллельно берегу и, наконец, поворачивают широтно к м. Наварин. В более молодых свитах, идущих вдоль берега у мыса Рубикон и на полуострове у Наварина,

Карта перелета Чукотской летней экспедиции. Сплошной чертой показан перелет от Аяна до о-ва Врангеля, пунктиром — обратный путь. Кружки — места посадок.

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0005.jpg
— 252 —

видно простирание, параллельное этому направлению. Таким образом, вместе с хребтами Камчатки мы имеем здесь огромную дугу, выпуклую к северо-западу и обусловленную пликативными дислокациями и параллельными им дизъюнктивными. С севера дуга эта (хребет Тингиней) кончается крутым широтным обрывом к громадной долине р. Великой (Большой). Вопреки существующим картам, все почти побережье от бухты Корфа до мыса Наварин занято горами, которые достигают нередко от 800 до 1300 м. В общем вся так называемая Коряцкая Земля представляет сильно расчлененную горную страну, с высотами от 1000 до 1500 м.
В бассейне Анадыря выяснено, что долины рек Большой, Анадыря, Канчалана и Танюрера в низовьях представляют обширную озерную равнину, которая с запада окаймлена крутыми склонами новейших хребтов с альпийскими формами — Рарыткин и Покульней. Вопреки карте Полевого, они не имеют между собой соединения. Точно так же Покульней представляет образование, тектонически не связанное с более древним собственно Анадырским хребтом. Предгорья последнего начинаются по Канчалану приблизительно на 65°30'; почти у Полярного круга проходит крутой склон главного хребта; последний, в виде огромного горного массива, с высотами от 1000 до 1500 м, тянется на восток до Колючинской губы, а на запад, вероятно, доходит до меридиана Чаунской губы (западнее 175° с самолета не удалось делать наблюдения).
К северному побережью хребет падает круто, и его подножие лежит всего в 15—20 км от моря, подходя к последнему местами, западнее мыса Северного, очень близко.
Восточная часть Чукотского п-ова к востоку от линии Колючинская губа — бухта Руддер представляет уже гораздо более расчлененную, сложную горную страну, со средней высотой около 700—800 м, с отдельными массивами до 1000 м (например, вблизи бухты Провидения) и с отдельными вершинами выше 1000 м. Страна эта сильно расчленена глубокими и широкими долинами, повидимому ледникового происхождения, которые частью прорезаются поперек современными реками. Наиболее значительные из этих долин имеют северозападное простирание.
Одним из важнейших результатов геоморфологических наблюдений является констатирование обширного древнего оледенения страны. Свежие следы недавнего оледенения альпийского типа, охватывавшего весь горный массив Коряцкой Земли, обнаружены на всем почти побережьи Берингова моря — от бухты Корфа до озера Майна-Пыльген.
Точно так же ясные следы долинного оледенения видны во многих местах Чукотского п-ова и в Анадырском хребте. Некоторые заливы — например, районы бухты Провидения или Лаврентия — представляют яркий ледниковый ландшафт, подобный норвежским фьордам. Оледенение, очевидно, захватывало весь Чукотский п-ов и большую часть Анадырского хребта.

 ЧУКОТСКАЯ ЛЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0006.jpg
— 253 —

Следы более древнего обширного оледенения, которое могло захватывать предгорья хребтов в долине Анадыря, с самолета не были видны. В низовьях Анадыря Полевой констатирует наличие моренных отложений, так что несомненно продвижение ледника до Анадырского лимана. Но бесчисленные озера, покрывающие долину низовий рек Анадыря, Большой, Танюрера и Канчалана, скорее всего образовались на дне недавнего морского залива. Такого же происхождения лагуны и озера северного побережья Чукотского округа.
Недостаток времени, к сожалению, не позволил продолжить наблюдения вверх по бассейну Анадыря и на арктический склон Анадырского хребта, но и то, что удалось сделать, показывает, насколько эффективным является изучение страны при помощи самолета.
Кроме своих основных задач, экспедиция попутно исполнила два других задания, каждое из которых могло бы быть целью отдельной экспедиции, именно — смену зимовщиков на о-ве Врангеля и рекордный в авиационном отношении перелет от Красноярска до о-ва Врангеля. Этим последним, совершенным впервые, была доказана возможность установления регулярных рейсов для обслуживания северо-востока Союза.
В организации и финансировании экспедиции приняли участие, кроме Арктического института, Союзгеоразведка, Главное Геодезическое управление и Востокзолото. Кроме летной части, одновременно в Анадырский край была, по просьбе Союзгеоразведки, направлена геолого-поисковая партия под начальством инженера С. А. Призанта (в составе топографа А. Калинина и коллектора В. Призант), которая, вследствие позднего прибытия парохода в сел. Анадырь, ко времени ледостава дошла только до сел. Маркова, где и проведет темные месяцы. В марте партия начнет работу в верховьях р. Анадырь.

С. ОБРУЧЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932-1933: Чукотская летная экспедиция С. В. Обручева

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2017 13:32

Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0001.jpg
ЧУКОТСКАЯ ЛЁТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1933 ГОДА

Летом 1933 г. Арктический институт продолжил работы Чукотской лётной экспедиции, начатые в 1932 г. {1} Научный состав остался прежним— начальник экспедиции, геолог С. В. Обручев и геодезист К. А. Салищев. Экипаж самолета состоял из командира и первого пилота Ф. К. Куканова, первого пилота Г. А. Страубе, борт-механика В. И. Шадрина, и второго, борт-механика Л. Демидова.
В распоряжение экспедиции Главным Управлением Северного морского пути был предоставлен на 40 дней трехмоторный поплавковый гидроплан „Н-4“ типа „Юнкерс-Гигант". Самолет был доставлен на пароходе „Охотск", вместе с личным составом экспедиции и авиагорючим, в сел. Анадырь, центр Чукотского округа, и, после сборки, в конце июля мог приступить к полетам. Ввиду малого радиуса действия самолета (запас горючего на 6 часов 20 минут при крейсерской, скорости 130. км),

{1} Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1932; №. 11—12, стр. 248.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0002.jpg
— 403 —
было организовано несколько баз горючего на р. Анадыре — в урочище Чекаеве, в сел. Усть-Бельском и в урочище Крепость близ сел. Маркова (в последний пункт, отстоящий на 700 км от устья, горючее завезено еще в 1933 г.).
Сначала были сделаны полеты из сел. Анадыря, затем самолет передвинулся в Крепость, откуда была изучена западная часть округа. В это время горючее на катере было доставлено с промежуточные базы, и можно было исследовать среднюю часть бассейна р. Анадыря. В течение 12 дней был изучен весь бассейн р. Анадыря — около 375000 км2. Незначительность радиуса действия самолета не позволяла пройти далеко за водоразделы, и из сопредельных районов удалось осмотреть только верховья рек Пенжины, Большого Анюя , Малого Анюя, Чауна и Амгуемы.
В связи с тем, что на мысе Северном имелось горючее, решено было предпринять опасный перелет через главный Анадырский хребет. 17 августа самолет вылетел из Анадыря,пересек главный хребет в истоках р. Амгуемы (лежащих значительно восточнее, чем показано на картах) и по этой реке вышел на побережье Полярного моря, покрытое туманом. 19 августа, как только прояснилось, самолет полетел обратно, совершив пересечение самого высокого массива хребта, между мысом Северным и верховьями Осиновки (приток р. Белой). Отсюда самолет прошел над верховьями Канчалана и Танюрера, закрытыми тучами. На прилагаемой карте показаны пунктиром полеты 1932 г., а сплошной линией — полеты этого года.
После 25 августа самолет „Н-4“, с пилотом Кукановым, улетел на мыс Северный, где остался на зимовку и работал по вывозу колонистов с о-ва Врангеля и по перевозке людей с зимующих судов в сел. Уэллен.
Работы 1932 и 1933 гг. позволят составить к весне 1934 г. карты: 1) бассейна Анадыря, около 375 000 км2, в масштабе 1/1 000000 (10 км в 1 см); 2) северовосточной части Чукотского округа до меридиана мыса Северного (около 150 000 км2) и побережья Берингова моря, в масштабе 25 км в 1 см.
Недостаточность радиуса действия самолета, к сожалению, не позволила захватить северозападную часть Чукотского округа (бассейны рек Малого Анюя и Чауна), но работающая здесь геолого-поисковая экспедиция Арктического института, под начальством В. А. Вакара, восполнит этот пробел, и мы сможем вскоре дать полную карту округа, в масштабе 25 км в 1 см, взамен выпущенной ВАИ на днях предварительной карты К. А. Салищева, основанной на работах 1932 г. и захватывающей только часть округа.
Полеты 1933 г. доказали, что метод маршрутно-визуальной съемки с самолета, предложенный С. В. Обручевым и К. А. Салищевым, вполне эффективен для составления карт первого приближения огромных

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0003.jpg
— 404 —
незаснятых пространств севера. Для бассейна р. Анадыря, например, где линии полетов проложены в среднем на расстоянии 50 км одна от другой, составление карты в масштабе 1/1 000 000 не представит серьезных затруднений. {1} Более редкое расположение маршрутов на северо-востоке позволяет составить карту лишь более мелкого масштаба.
Географическое и геоморфологическое изучение округа дало очень интересные результаты. Орографическую картину страны можно считать в общих чертах выясненной. Главными положительными элементами рельефа являются три хребта — Коряцкий, Анадырский и Гыдан (Колымский). Первый из этих хребтов представляет продолжение Камчатки и изгибается вдоль побережья Берингова моря от бухты Корфа до мыса Наварина. Высота его от 1000 до 1500 м. Хребет Гыдан идет вдоль побережья Охотского моря с юга, севернее составляет водораздел рек Омолона и Пенжины, а затем р. Омолона и р. Анадыря. Хребет заканчивается южнее истоков р. Большого Анюя и достигает в центральных частях высоты до 2000 м. С востока его окаймляет параллельная сильно раздробленная цепь, названная нами Чуванской, с высотами от 1200 до 1700 м.
Анадырский хребет начинается от истоков р. Осиновки (левая вершина р. Белой) и тянется к востоку, занимая всю северную часть округа и собственно Чукотский п-ов. Главный массив его, высотой до 2300 м, расположен к югу от мыса Северного, между истоками рек Осиновки, Танюрера и Амгуемы. Другая высокая гряда начинается северозападнее залива Креста и тянется далее на северо-восток к р. Ванкареме и Колючинской губе. Высота гряды в среднем около 1500 м, отдельные вершины достигают 1700 м. Здесь, к северу от залива Креста, издавна помещается на картах гора Матачингай, высотой 2799 м, которая считалась высочайшей вершиной северовосточной Азии и узлом цепей системы Камчатки и Станового хребта. Тщательное изучение этой цепи, носящей у чукчей название Эсьчкатень, показало, что вершин выше 1700 м в ней нет.
Между хребтами Анадырским и Гыданом (которые до сих пор соединялись на картах) лежит обширное плоскогорье, названное нами Анадырским, с высотами от 900 до 1200 м. Оно захватывает всю область верховьев pp. Анадыря, Белой, Чауна, Большого Анюя и Малого Анюя. Между двумя последними и к северу от Малого Анюя тянутся к западу от плоскогорья хребты с альпийскими формами, высотой до 2000 м. До выяснения их туземных названий они названы нами Северной Анюйской и Южной Анюйской цепями.
Область между описанными тремя главными хребтами занята небольшими цепями, горными группами и обширными озерными равнинами.

{1} К. А. Салищев. Визуальная съемка с самолета и ее значение для составления 1/1 000 000 карты. — Arctica, № 1. Лг., 1933, стр. 139—143.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0004.jpg
— 405 —
Схема полетов Чукотской лётной экспедиции.
Сплошными линиями показаны полеты 1933 г., пунктиром — 1932 г.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0005.jpg
— 406 —
Последние, недавно занятые морем, в настоящее время принадлежат к бассейнам рек Пенжины и Анадыря. Наиболее значительные равнины лежат в системе Анадыря, где их площадь достигает около одной трети всего бассейна.
Между этими равнинами расположены, во-первых, узкие длинные складчатые альпийские цепи, с высотами до 1300—1500 м, Пекульней и Рарыткин, и более низкий Пенжинский хребет, которые представляют ответвления Коряцкого хребта, и группы неправильной формы, связанные, главным образом, с излияниями базальтов (например, так называемые хребты Нальгимский и Русский. {1}
Обширное древнее оледенение страны, обнаруженное во время полетов 1932 г., в этом году изучено подробнее. Выяснилось, что оледенение захватывало все хребты округа и мощные ледники спускались довольно низко, местами до окраины озерных равнин. Выходили ли ледники на эти равнины — пока неясно, но несомненно, что после последней морской трансгрессии равнины не были захвачены ледниками последнего оледенения.
Экспедицией обнаружены современные небольшие висячие леднички в карах — один в цепи Пекульней, на высоте около 1300 м, площадью не более 1 км, другой в северной группе цепи Эсьчкатень, на высоте 800—1000 м, площадью не более 2 км.
Внимательное изучение форм рельефа и сопоставление их с результатами геологических исследований П. Полевого позволили наметить в общих чертах основные структурные линии страны.
Главными элементами ее являются дуга Камчатско-Коряцкая, выгнутая к северо-западу, дуга Охотско-Чаунская, выгнутая к юго-востоку, и лежащий севернее в их раструбе Чукотский массив.
В первой из этих дуг линии радиальных дислокаций совпадают с направлением складчатости и идут вдоль дуги. В Охотско-Чаунской дуге складки направлены перпендикулярно дуге, а ее современная форма обусловлена линиями новейших радиальных дислокаций. Со стороны Охотского моря сброс, ограничивающий эту дугу, имеет ступенчатый характер, и его передовой ступенью являются: Приморский хребет у р. Ковы, п-ова Кони, Пьягина и Тайгонос и Чуванская цепь.
Чукотский массив, к которому принадлежат так называемый, Анадырский хребет, восточнее истоков р. Белой, Чукотский п-ов и о-в Лаврентия, представляет древнее складчатое образование, вновь поднятое в новейшее время. Он является продолжением средней части Аляски Сьюордского п-ова.

{1} Подробнее орография страны будет описана в одном из ближайших номеров сборника „Arctica".

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1933, с.402-407 ЧЛЭ - 0006.jpg
— 407 —
Пространство между этими тремя главными элементами подверглось сильному раздроблению и было ареной обильных излияний новейших эффузивов — базальтов, андезитов и липаритов. Они занимают значительные пространства в „центральной депрессии" Полевого, между бассейнами рек Анадыря и Пенжины, и ими же занята большая часть Анадырского плоскогорья.
В пределах последнего, между верховьями рек Энмувеем, Ерунки (истоки Белой) и Чауна обнаружено озеро Ивашка, Иванко или Эльгытьхин, легендарное озеро чукчей, которого до сих пор не удавалось достигнуть ни одному исследователю. Озеро, до 10 км в поперечнике, абсолютно круглой формы, лежит в кольце низкого гребня гор на нагорной равнине, покрытой базальтами и липаритами и, несомненно, представляет заполнение кратера четвертичного вулкана. Все остальные многочисленные озера края или ледникового происхождения, или лежат в озерных равнинах Пенжины и Анадыря, и представляют морские или речные реликты, осложненные явлениями, связанными с вечной мерзлотой.
В центральной депрессии значительную роль, кроме базальтовых покровов, играют описанные выше сбросово-складчатые узкие хребты, представляющие ответвления Камчатско-Коряцкой дуги.
Сложная схема строения северо-востока Азии не может быть изложена в короткой заметке, и этой теме будет посвящена особая статья в журнале ,,Arctica“. Выяснение строения Чукотского края позволит очертить уже с большой долей уверенности районы полезных ископаемых и наметить направление дальнейших геологических работ.
Кроме научных наблюдений, сотрудники экспедиции производили также изучение трасс для авиасообщений. Удалось найти, вместо трудного из-за туманов и штормов пути вдоль побережья Берингова моря, более спокойные внутренние трассы. Это прежде всего трасса из Пенжинской губы на Анадырь: вместо изученной Лобановым в 1932 г. трассы через Налгимские и Русские горы, найден более удобный и обеспеченный посадочными озерами путь по р. Майну, далее ведущий, без захода в Марково, к сел. Усть-Бельскому. Отсюда ведет прямой путь к Чаунской губе — по р. Белой, через Анадырское плоскогорье и озеро Эльгытьхин, по Чаунской впадине в Певек. Это — наиболее короткий путь из Охотского моря на северное побережье. Второй путь ведет из сел. Анадыря на север, в верховья Тадлео (приток Канчалана), и восточнее цепи Эсчькатень переваливает в долину р. Амгуемы, по которой и выходит на побережье Полярного моря. Это — короткая и удобная трасса для связи сел. Анадыря с мысом Северным и о-вом Врангеля.
С. ОБРУЧЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4834
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения