На карте появились новые земли.В Красноярском отделении ГУСМП. НА СНИМКЕ: за обработкой полученных на Севере материалов....Мы остановились в море около острова Норденшельда. Суровые и неприветливые места. Голые серые скалы. Штормы, пурга и туманы. Долгая полярная ночь. Нелегка жизнь на этом глухом, заброшенном в Карском море острове.
Но начальник экспедиции остановился именно около о. Норденшельда. Этот участок Карского моря он выбрал как один на наиболее интересных. Начальник подробно описал климатический режим участка, его географическую обстановку, характер движения льдов, показал направление, скорость течения. Мы совершили интересную научную экскурсию. За Норденшельдом последовали острова: Диксон, Конус, Вилькицкого. С какой любовью рассказывал начальник об Арктике! Нет, это уже не пустынные глухие места. Это уже не таинственные необитаемые острова. Это — покоренная советскими людьми Арктика...
Разговор происходил не на борту Арктического судна, не на острове Норденшельда, не в Арктике. Увлекательное плавание мы совершали на кончике циркуля по карте Карского моря в Красноярском отделении Управления Северного Морского пути. Здесь — база исследователей Севера. Сейчас горячая пора. Вернулись экспедиции, работавшие летом в Арктике. Была проведена большая работа. Советские исследователи проникли на многие неизвестные острова, водрузили на них советский флаг и занесли новые земли на карту. Рискуя жизнью, они прошли неизведанными путями, проложив пунктиры новых морских дорог. Они вели за собой караваны, нагруженные машинами, оборудованием, строительными материалами. И вот вспыхнули разноцветные кубики и кружочки новых радиостанций, зимовок. складов.
Так появились на карте СССР двадцать семь островов. открытых в Хатангском заливе гидрографической экспедицией
т. Петранди. Так был прочерчен путь для пароходов из Енисея, через море и Пясинский бар, в устье реки Дудыпты экспедицией
т. Добровольского. Ни карте о. Диксон появилась отметка строительства мощной радиостанции, на о. Конус — большого порта и угольной базы, на зимовке у реки Черной — полярной электростанции.
Это был исключительный год. Никогда еще необъятные просторы Севера не видели столько отважных исследователей. Исследователи пробивались в самые глухие и труднодоступные уголки Заполярья. На Таймырском полуострове они охотились за
нефтью и ценными минералами. Они забирались с теодолитом на скалы Диксона, подыскивай выгодный участок для строительной площадки. В Норильске они бурили многовековую мерзлоту, добираясь до пластов каменного угля. Они поднимались на самолете над тундрой, прокладывая трассу заполярной авиолинии и, надев скафандр водолаза, опускались на дно морское подрубать подводные камни. И все они — геологи, звероводы, пилоты, строители, метеорологи, водолазы, гидрографы, ботаники, ихтиологи — все советские люди, посланные на Север, просто и скромно выполняли ответственные задания.
Красноярское отделение одно на самых интересных отделений ГУСМП. Отсюда идет первая в мире заполярная авиационная линия на самую большую арктическую зимовку — на о. Диксон. Здесь проектировали строительство самой мощной морской базы Великого Северного пути — на о. Конус. Здесь каждый год снаряжаются десятки экспедиций.
Можно было бы много рассказать о самих людях, о их героизме и самоотверженности, о их настойчивости и преданности великому делу. Но самое замечательное их качество — скромность.
— Помилуйте, — недоумевал один старый полярник, уже несколько лет работающий я Арктике, — какие мы Робинзоны! Робинзон с большим трудом нашел себе единственного помощника Пятницу. А у нас нужно только выбирать, а не искать...
И старый полярник показал нам большую пачку заявлений с настойчивыми просьбами о посылке на зимовку.
Ив. ТЕРЕХОВ.
Пароход «Товарищ Сталии», выведенный ледорезом «Литке» из льдов, бункеруется у о. Диксон.