1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Август 2014 20:10

Красный Север 1940 № 008 (5637) 10 января

Накануне завершения героического дрейфа "СЕДОВА"
 Красный Север 1940 № 008(5637) Накануне завершения дрейфа СЕДОВА-3стр.jpg

Красный Север 1940 № 009 (5638)

 Красный Север 1940 № 009(5638) В районе дрейфа СЕДОВА.jpg
В РАЙОНЕ ДРЕЙФА „СЕДОВА"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «СЕДОВ», 9 января. (Радио. Спец. корр. ТАСС). Вчера в районе дрейфа «Седова» бьла переменная облачность, временами туман. Температура утром была минус 4,3 градуса, вечером — плюс 1 градус. Утром дул северо-западный ветер в 5 баллов, к вечеру он перешел в южный и усилился до 7 баллов. Определили координаты: 80 градусов 46, 4 минуты северной широты, 02 градуса 28 минут восточной долготы. Примерно в 500 метрах от судна видны разводья. Трещина по правому борту вновь разошлась на 2—3 метра.
На судно все благополучно, производятся текущие работы в машинном отделении и на палубе. Настроение экипажа бодрое.
Н. БЕКАСОВ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Август 2014 19:49

ВСП 1940 № 009 (11 января)

 ВСП 1940 № 009 (11 янв.) В районе дрейфа СЕДОВА.jpg
В районе дрейфа „Седова"
БОРТ ЛЕДОКОЛА «СЕДОВ», 9 января. (Радиоспецкорр. ТАСС). Вчера в районе дрейфа «Седова» была переменная облачность и временами туман. Температура утром минус 4, 3 градуса, вечером плюс 1 градус. Утром дул северо-западный ветер в 5 баллов, к вечеру он перешел в южный в усилился до 7 баллов. Определили координаты: 80 градусов 46,4 минугы северной широты и 02 градуса 28 минут восточное долготы. Примерно, в 500 метрах от судна видны разводья. Трещина по правому борту вновь разошлась на 2 — 3 метра.
БЕКАСОВ.

На ледоколе „Иосиф Сталин"
БОРТ ЛЕДОКОЛА «ИОСИФ СТАЛИН», 9 января (Радио ТАСС). Ледокол стоит, плотню сжатый льдами. Сказывается влияние южного ветра — наступило редкое потепление. Температура воздуха сегодня плюс два градуса. Видимость ограничена 40—50 метрами. По временам происходит небольшое сжатое. Пополняем запасы пресной воды, используя снег.
ПАПАНИН

Радиограмма Папанина мастерам искусств столицы

В ночь на 9 января в Центральном Доме работников искусств СССР состоялась встреча родственников отважных седовцев с мастерами искусств столицы. Отсюда была проведена большая радиопередача для ледоколов «Седов» и «Иосиф Сталин». Через несколько часов после окончания концерта получена радиограмма с борта флагмана арктического флота ледокола «Иосиф Сталин»: «С большим вниманием участники экспедиции на ледоколе «Иосиф Сталин» слушают передачу встречи родных седовцев с мастерами искусств нашей столицы. Примите самую теплую благодарность за внимание нашим полярникам. Искусство наших артистов доносился сюда, в сердце Арктики, полноценным и чистым. Сердечный привет.
ПАПАНИН».
(ТАСС).

У строителей советских ледоколов
ЛЕНИНГРАД, 9 (ТАСС). Флагман арктического флота мощный ледокол «Иосиф Сталин» строился на судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. В беседе с корреспондентом ТАСС директор завода Товстых сказал:
— Героический рейс ледокола «Иосиф Сталин», пробивающегося в необычайно тяжелых условиях полярной ночи к отважному экипажу дрейфующего «Седова», еще раз показал отличные качества первенца советского ледоколостроения.
Конструкторы и строители корабля в течение полутора лет, прошедших со дня выхода ледокола в первый арктический рейс, изучали его поведение в различных условиях.
Сейчас достраивается второй мощный ледокол «В. Молотов». На новом ледоколе машинно-котельная установка делается с таким расчетом, что корабль будет иметь резерв пара и, следовательно, мощности. Это даст ему возможность более эффективно форсировать тяжелые ледовые поля.
Сейчас на новом ледоколе монтируется котельная установка и уже закончен монтаж палубных механизмов.
В недалеком будущем во льдах Арктики раздастся мощный гудок ледокола «В. Молотов», приветствующий своего старшего собрата флагмана арктического флота ледокол «И. Сталин». (ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Август 2014 20:50

ВСП 1940 № 010 (12 января)

 ВСП 1940 № 010 (12 янв.) Разводье у лк СЕДОВ.jpg
РАЗВОДЬЕ У ЛЕДОКОЛА „СЕДОВ"

БОРТ ЛЕДОКОЛА "СЕДОВ", 10. (ТАСС). Вчера было пасмурно. Температура воздуха утрам плюс 1,2 градуса, к полуночи она понизилась до минус 1,7 градуса. Дул южный ветер силой в 5—6 баллов. Большая облачность попрежнему мешали определить координаты судна.
Днем на расстоянии 50 метров от левого борта на молодом льду появилась трещина, которая к вечеру превратилась в громадное разводье. В различных местах у горизонта по цвету неба можно предполагать чистую воду. От громадного ледяного поля, с которым дрейфовал ледокол, остался обломок льдины шириной 50 метров и длиной 100 метров. За разводьем нас окружают поля старого многолетнего льда. За ними на юг ясно видны огни ледокола "И. Сталин". Часто наши взоры устремляются к этом огням — вестникам скорого освобождения из ледового плена. На судне все бодры и здоровы.
БЕКАСОВ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Август 2014 20:21

ВСП 1940 № 011 (14 января)

 ВСП 1940 № 011 (14 янв.) На ледоколе И.Сталин.jpg
На ледоколе „Иосиф Сталин"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН». 11 (РАДИО, ТАСС). Под влияниям южного ветра вчера по временам происходило сильное сжатие и торошение льда. В 24 часа подул северо-западный ветер. Температура понизилась до минус 13 градусов. Сегодня в ноль часов 30 минут Бадигин сообщил, что «Седов» находится на 81 градусе 11.4 минуты северной широты и ноль 3 градуса 49 минуте восточной долготы. Огни нашего ледокола седовцы видят ясно. Расстояние между «Седовым» и ледоколом «И. Сталин» не увеличилось. Предполагаем, что подувший с северо-запада ветер произведет некоторую перегруппировку льдов и облегчит наше движение к «Седову».
И. ПАПАНИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 21:39

ВСП 1940 № 012 (15 января)

 ВСП 1940 № 012 (15 янв.) И.Сталин подошел к СЕДОВУ.jpg
МОСКВА, КРЕМЛЬ
Товарищу СТАЛИНУ

Сегодня, 13 января, в 12 часов 07 минут флагман арктического флота ледокол «Иосиф Сталин», выполняя задание партии и правительства, подошел к борту нашего корабля. Дрейф «Седова», продолжавшийся 812 дней, закончен.
С чувством величайшей радости мм встретились с советскими людьми, которых наша любимая родина, наша партия, правительство и лично Вы, товарищ Сталин, послали в высокие широты Арктики, чтобы выручить нас из ледового плена. На протяжении всего дрейфа мы чувствовали постоянную заботу Вашу, дорогой Иосиф Виссарионович. Ни на одну минуту нас не покидала уверенность в благополучном исходе нашего ледового плавания. Нас не страшили никакие опасности, мы звали, что за нами стоит наша могучая родина, которая в любой миг придет к нам на помощь.
Ваше имя, товарищ Сталин, вдохновляло нас в самым трудные мину ты, с Вашим именем мы шли на преодоление любых трудностей и побеждали их. Мы возвращаемся на родину на своем корабле, который сохранен, несмотря ил все удары жестокой стихии. Мы возвращаемся на Большую землю, полные сил и готовности работать на благо родины, на пользу нашей науки, на пользу нашей большевистской партии не знающей поражений. Пламенный привет Вам и великая благодарность за заботу, родной Иосиф Виссарионович!
Экипаж "Седова":
БАДИГИН, МЕГЕР, ШАРЫПОВ, ГАМАНКОВ, БУТОРИН, ТРОФИМОВ, ПОЛЯНСКИЙ, ЕФРЕМОВ, БУЙНИЦКИЙ, АЛФЕРОВ, БЕКАСОВ, СОБОЛЕВСКИЙ, ГЕТМАН, ТОКАРЕВ, НЕДЗВЕЦКИЙ.
Принята 13 января 1940 года.

Москва, ЦК ВКП(б) — товарищу Сталину, СНК СССР — товарищу Молотову

Первая часть Вашего задания по выводу из льдов Гренландского моря дрейфующего ледокольного парохода «Георгий Седов» выполнена. 13 января 1940 года, в 12 часов 07 минут ледокол «И. Сталин» подошел к борту ледокольного парохода «Георгий Седов». Все члены экипажа парохода здоровы. Приступил к выполнению второй части задания.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР И. ПАПАНИН.
Борт ледокола «И. СТАЛИН».
Гренландское море.
Принята 13 января 1940 г.

Ледокол "И. Сталин" подошел к ледоколу "Седов"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН», 13 января (РАДИО, ТАСС). Сегодня в 7 часов утра ледокол «И. Сталин» начал снова пробиваться к седовцам, используя разводья в крупнобитом льду. В 12 часов 07 минут ледокол подошел к борту «Седова». Все седовцы здоровы.
Восторженным «ура» в честь великого Сталина встретили они приближение нашего ледокола.
Состоялся торжественный митинг. От имени седовцев выступил капитан ледокола Бадигин. Он говорил о там, что только в утрата социализма высоко ценится жизнь человека. Только в стране советов, которой руководят партия большевиков и наш великий Сталин, проявляется величайшая забота о людях. Эту любовь и заботу постоянно чувствовали седовцы. Они никогда не были одиноки. Первые свои слова любви и благодарности седовцы обращают к родному Иосифу Виссарионовичу Сталину.
И. ПАПАНИН.

Капитану ледокола „Седов" тов. Бадигину

Поздравляю Вас и весь личный состав ледокола с успешным завершением героического дрейфа. Желаю благополучного перехода к родным берегам.
Н. КУЗНЕЦОВ,
Народный Комиссар Военно-Морского Флота.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 21:46

Красный Север 1940 № 012 (5641). Понедельник 15 января.
 Красный Север 1940 № 012(5641) - 0001.jpg
 Красный Север 1940 № 012(5641) - 0002.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 21:51

Советская Сибирь, 1940, № 012 (1940-01-15)
 Советская Сибирь, 1940, № 012 (1940-01-15) Рапорты телеграммы.jpg
 Советская Сибирь, 1940, № 012 (1940-01-15) Экипаж СЕДОВА.Фото.jpg
 Советская Сибирь, 1940, № 012 (1940-01-15) стр.3.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Сентябрь 2014 21:10

Красный Север 1940 № 013 (5642)

 Красный Север 1940 № 013(5642) Вторая часть операции Седов.jpg
ПРИСТУПИЛИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЗАДАНИЯ

БОРТ ЛЕДОКОЛА "И. СТАЛИН", 14 января (Радио. ТАСС). Через несколько часов после встречи с седовцами мы приступили к выполнению второй части задавая партии и правительства.
С ледокола «И. Сталин» в состав команды «Седова» выделен 21 человек.
Наши механики вместе с седовскими осмотрели механизмы в корпус «Седова». В настоящее время освобождаем от льда винты и руль корабля. Главная забота для всех нас сегодня — как освободить пароход от ледовой чаши, в котирую он вмерз. Толщина льда, на котором плавает «Седов», 4—5 метров. Кромка его от бортов находится на расстоянии 3—4 метров. Освобождение подводной части корпуса судна от ледовой чаши — технически сложная операция. Она займет много времени.
Не менее большую заботу вызывает и рулевое хозяйство корабля. Надо сказать, что мы стараемся все сделать, чтобы руль работал, но, вероятно, мы все же поведем «Седова» на буксире. Не исключена возможность захода в Баренцбург для осмотра нашими водолазами подводной части «Седова».
Сегодня мы закончим погрузку на «Седова» угля, продовольствия, пресной воды. В числе продовольствия также свежие фрукты: мандарины, яблоки, груша.
Наша киносъёмочная группа работает внутри корабля, снимает все его помещения.
Седовцы с большим вниманием и интересом смотрели кинофильм «Человек с ружьем».
И. ПАПАНИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 12:25

Красный Север 1940 № 014 (5643)

 Красный Север 1940 № 014(5643) Рапорты Сталину.jpg
МОСКВА, КРЕМЛЬ
Товарищу СТАЛИНУ
Товарищу МОЛОТОВУ

Нам трудно найти слова, чтобы выразить волнение, радость и счастье, переполняющее наши сердца сейчас, когда мы получили ваше теплое поздравление.
Ни на одну минуту нашего дрейфа мы не теряли уверенности в его благополучном окончании, ибо чувствовали повседневную заботу о нас партии, правительства и Ваше личное внимание, Иосиф Виссарионович и Вячеслав Михайлович. Мы твердо знали, что страна, партия, товарищ Сталин никогда не оставят советских людей, в каких бы трудных условиях они не находились, и мы работали спокойно,
отдавая все свои силы и знания порученному нам делу, стараясь еще больше обогатить советскую науку.
Ваше внимание и забота, воодушевляют нас на новые трудные дела во славу нашей прекрасной родины, во имя торжества коммунизма.
Горячо благодарим Вас, дорогие Иосиф Виссарионович и Вячеслав Михайлович, желаем долгих, долгих лет здоровья и работы на радость и счастье человечества.
По поручению экипажа ледокольного парохода «Г. СЕДОВ»
БАДИГИН.
ТРОФИМОВ.
Гренландское море, борт ледокола «И. Сталин».
15 января 1940 г.


МОСКВА, КРЕМЛЬ
Товарищу СТАЛИНУ
Товарищу МОЛОТОВУ


Чувства великой радости и гордости овладел нами, когда радио принесло нам с Большой Земли Ваши теплые слова привета и внимания. Мы счастливы, что нам оказана высокая честь выполнять почетное поручение родины, партии и Ваше личное, товарищи Сталин и Молотов, задание. Успех нашей экспедиции —это победа нашей славной большевистской партии, всего советского многонационпльного народа, сынами которого мы являемся.
С огромным подъемом коллектив флагманского ледокола «И. Сталин» приступил к выполнению второй части операции по выводу ледокольного парохода «Г. Седов» из ледового плена. Воодушевленные вниманием и заботой партии и правительства, мы заверяем Вас, что с честью выполним и вторую часть операции и приведем легендарный советский арктический корабль к берегам нашей великой родины и вернем на советскую землю пятнадцать ее храбрых сынов — подлинных патриотов социалистической отчизны.
Коллектив арктического линкора, флагмана советского ледокольного флота заверяет Вас, вождя народов и главу Советского правительства, что он готов к дальнейшим боям на ледовых рубежах нашей великой родины, готов к выполнению любого Вашего задания, к любой работе на океанских и морских просторах центрального полярного бассейна.
Да здравствует наша любимая родина!
Да здравствует непобедимое знамя Ленина—Сталина!

По поручению личного состава экспедиции на ледоколе «И. Сталин»
И. ПАПАНИН.
М. БЕЛОУСОВ.
Гренландское море, борт ледокола «И. Сталин».
15 января 1940 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 12:39

Красный Север 1940 № 015 (5644)

 Красный Север 1940 № 015(5644) Ледоколы идут к своим берегам.jpg
ЛЕДОКОЛЫ "И. СТАЛИН" И "СЕДОВ" ИДУТ И РОДНЫМ БЕРЕГАМ

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН», 16 января. (Радио. ТАСС). Трое суток мы провели борт о борт с героическим ледоколом «Седов», упорно работая по подготовке к обратному походу. Экипажи обоих кораблей обязались доставить «Седова» в родной порт в образцовом порядке. Моряки-полярники самоотверженно работают, чтобы провести трудный рейс на «отлично», с честью выполнить вторую часть сталинского задания, полностью оправдать высокое доверие партии и правительства. Бункеровка «Седова» и снабжение его питьевой водой закончены в сжатые сроки. Механики флагманского ледокола вместе с седовцами осмотрели все агрегаты и подготовили машину «Седова» к работе. Вчера, впервые за последние два года, машина «Седова» вновь заработала.
Назначенная мною комиссия в составе капитана флагманского ледокола тов. Белоусова, капитана тов. Бадигина, главного механика ледокола «И. Сталин» тов. Неупокоева и старшего механика «Седова» тов. Трофимова осмотрела корпус, механизмы и оборудование «Седова» и признала, что судно находится в удовлетворительном состоянии. Вторая комиссия, состоящая из врачей тт. Смоленского, Сергеева и Соболевского тщательно освидетельствовала состояние здоровья всех седовцев. Как и следовало ожидать, мужественные полярники оказались физически крепкими, выносливыми людьми, обладающими хорошим здоровьем и большой жизнерадостностью.
Сегодня утром мы закончили последнюю работу по подготовке кораблей к обратному пути. Еще накануне вечером винт и руль «Седова» были освобождены от намерзшего на них льда.
Сегодня флагманский ледокол околол края ледовой чаши, в которую вмерз корпус «Седова». В 16 часов ледокол «И. Сталин» тронулся в обратный путь. За ним на коротком буксире идет героический «Седов». Снова мы пробиваемся в тяжелых, сплоченных льдах, выискивая дорогу с помощью мощных прожекторов.
Перед отправлением к берегам родины экипаж «Седова» в полном составе, во главе с капитаном тов. Бадигиным сошел на лед. Они несли красный флаг, на котором крупными буквами начертано: «Сталин». Ниже указаныы координаты последней стоянки «Седова» и даты, отмечающие начало и конец беспримерного дрейфа славного советского корабля.
Седовцы остановились у высокого ропака. Капитал тов. Бадигин воткнул древко флага в снег. Красный стяг затрепетал на морозном ветру. Тов. Бадигин произнес краткую речь. Он говорил о родине, партии, великом Сталине, с именем которого советские моряки преодолевают любые трудности, одерживают победы над стихией, покоряют природу. Затем раздался торжественный салют, и седовцы вернулись на корабль.
Ледоколы «И. Сталин» и «Седов» пошли на юг. Сейчас мы идем к кромке льда, где встретимся с пароходом «Сталинград». Он снабдит нас углем и водой. После бункеровки оба ледокола зайдут в Баренцбург. Там перед дальним переходом по открытому морю водолазы осмотрят подводную часть корпуса «Седова».
И. Д, ПАПАНИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 12:59

Красный Север 1940 № 016(5645)


 Красный Север 1940 № 016(5645) Встреча с пх Сталинград.jpg
ВСТРЕЧА ЛЕДОКОЛОВ "И. СТАЛИН" и "СЕДОВ" С ПАРОХОДОМ "СТАЛИНГРАД"

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН», 17 января. (Радио ТАСС). Ночь с 16 на 17 января доставила много хлопот. Буксир, на котором тянули «Седова», несколько раз обрывался, приходилось его сращивать и снова закреплять. Все время шли в крупнобитом льду, сильно сплоченном. К 6 часам утре оказались в полосе небольшого сжатия и вынужденно стояли около 7 часов. С парохода «Сталинград» сообщили, что подошли к кромке льда. В полдень медленно начали двигаться вперед и около 18 часов встретилась с «Сталинградом». Поставили его между ледоколами «И. Сталин» я «Седов». Будем брать уголь и воду.
И. ПАПАНИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 15:30

Красный Север 1940 № 020 (5649)

 Красный Север 1940 № 020(5649) К берегам Родины.jpg
К берегам дорогой любимой родины

БОРТ ЛЕДОКОЛА "И. СТАЛИН". 24 января. (Рацио спецкорр. ТАСС). Бункеровка в открытом море оказалась весьма сложным занятием. Как только ледоколы «И. Сталин» и «Г. Седов» встретились у кромки льда с пароходом «Сталинград», началась перегрузка угля в трюмы, но продолжалась недолго. Три корабля стояли рядом, борт о борт. «Сталинград» был посередине, «И. Сталин» и «Г. Седов» — по бокам. Мощные краны опустошали недра пловучей угольной базы. Напряженная работа длилась несколько часов. Тем временем ветер, вначале слабый, усилился. Поднялась широкая зыбь. Флагман, неустойчивый в волне, как все ледоколы, раскачался и начал биться могучим корпусом о борт «Сталинграда». Пароход вздрагивал.
Продолжение этой качки могло вызвать вмятины в корпусе «Сталинграда» и более серьезные повреждения. Тов. Папанин решил войти со «Сталинградом» во льды и там, и более спокойной обстановке, продолжать бункеровку.
Объявлен аврал. Все участники экспедиции приступили к бункеровке. Едва успели перегрузить несколько десятков тонн угля, как от тов. Бадигина пришло сообшение, что «Седова» вынесло в открытое море. Опасаясь неожиданных осложнений, тов. Папанин приказал немедленно прекратить бункеровку в итти к «Седову». Но как переменчива ледовая обстановка в Арктике! Дорога на юг оказалась забитой сплошным льдом. Там, где несколько часов назад тянулись разводья, сейчас были бесконечные, без единого просвета, тяжелые льды. Даже
флагман с большим трудом прорубал дорогу в этом десятибалльном ледовом массиве. «Сталинград» поминутно отставал. Ледоколу приходилось возвращаться, чтобы разбить ледовые цепи вокруг парохода и затем снова двигаться вперед. Расстояние, равное 4—5 милям, отняло почти двадцать часов.
Посоветовавшись с капитаном, тов. Папанин принял решение направиться всей эскадрой в Баренцбург и там, в более спокойной обстановке, не рискуя целостью кораблей, запастись углем.
Эскадра советских арктических кораблей направилась на юг. «Седов» шел на буксире за флагманом. Море было на удивление спокойным, гостеприимным. Изредка попадался молодой блинчатый лед, задерживающий суда не более, чем паутина. Ледокол «И. Сталин» шел полным ходом, «Седов» его почти не задерживал. Наконец, корабли вошли в Айсфиорд. В мутных сумерках полдня виднелись отрывистые, покрытые вечными лединками, гористые отроги берегов. Осторожно, с большим искусством, капитан ледокола «И. Сталин» тов. Белоусов вел спаренный караван по извилистому, опасному, покрытому льдом, фарватеру фиорда. Вскоре впереди показались огни Баренцбурга. Население заполярного города с огромной радостью и восторгом встретило славных седовцев и участников экспедиции. Корабли подошли к пристани.
Сейчас полным ходом идет бункеровка, затем — снова путь на юг, к берегам дорогой, любимой родины. (ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 15:35

Красный Север 1940 № 024(5653)

 Красный Север 1940 № 024(5653) Задание выполнено.jpg
Родина встречает своих славных героев-седовцев
♦♦♦

МОСКВА, КРЕМЛЬ
ЦК ВКП(б)тов. СТАЛИНУ
СНК СССР тов. МОЛОТОВУ


Вторая часть задания партии и правительства выполнена. Ледокольный пароход «Г. Седов» выведен изо льдов Гренландского моря и приведен в Мурманский порт. Пятнадцать доблестных патриотов социалистической родины вернулись на советскую землю. 29 января 1940 г. в 18 часов ледокол «И. Сталин» и ледокольный пароход «Г. Седов» пришвартовались в Мурманской порту. Материальная часть линейного ледокола «И. Сталин» находится в полном порядке, экипаж здоров и будет счастлив выполнить любое новое задание партии и правительства.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР ПАПАНИН.
Капитан ледокола «И. Сталии» БЕЛОУСОВ.

Борт ледокола «И. СТАЛИН». 29 января 1940 года.
Порт МУРМАНСК.

ТРУДЯЩИЕСЯ МУРМАНСКА - товарищу И. В. СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович
Мужественные седовцы, славные представителя сталинского племени народных героев, снова на родной земле. Мы, трудящиеся Заполярья — северного форпоста страны социализма, счастливы и горды тем, что первыми в вашей стране встретили героев-победителей.
В лице их мы встретили не только любимых героев советского народа, но и своих избранников — депутатов областного и городского Советов депутатов трудящихся.
Мы чувствуем, что вместе с нами своих любимых сынов обнимает вся великая страна.
С Вашим именем на устах совершили седовцы свой легендарный подвиг. Великое имя — Сталин — вдохновляло советских богатырей, вело их к победе. Вместе со всей страной мы с гордостью повторяем слова седовцев, обращенные к Вам, товарищ Сталин, и Вячеславу Михайловичу Молотову, в день окончания героического дрейфа.
... «Мы твердо знали, что страна, партия, и товарищ Сталин никогда не оставят советских людей, в каких бы трудных условиях они ни находились, и мы работали спокойно, отдавая все своя силы и знания порученному нам делу, стараясь еще больше обогатить советскую науку»...
Эти простые, глубоко прочувствованные слова седовцев выражают мысли и чувства всего 183-миллионного советского народа.
Мужественная самоотверженная работа седовцев еще раз показала всему миру пример всепобеждающего героизма советских людей. Снова и снова подтверждаются Ваши слова о том, что нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять.
Трудящиеся великой страны социализма под руководством партии Ленина — Сталина, сметая всех врагов со своего пути, освобождая братьев-трудящихся из капиталистического рабства и угнетения, одержали замечательные всемирно-исторические победы. В эти дни в золотую
книгу наших побед подвигом седовцев вписана еще одна выдающаяся страница.
Радостно встретили мы и мужественных членов экипажа флагманского ледокола «И. Сталин» во главе с Героем Советского Союза Иваном Дмитриевичем Папаниным и славным полярником капитаном Белоусовым.
Операция по выводу «Г. Седова» из ледового дрейфа, произведенная в условиях полярной ночи и зимних штормов, войдет в историю, как выдающееся завоевание советских полярников.
Мы, трудящиеся Мурманска, вместе с героямя-седовцами шлем Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, вдохновитель и организатор наших побед, пламенный большевистский привет. Не покладая рук, с большевистской энергией и настойчивостью ведем мы свою работу, осваиваем богатства земных недр и вод северных морей, подчиняем себе энергию бурных северных рек, превращаем Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль. В этой великой созидательной работе активно участвовали и будут участвовать герои легендарного дрейфа — депутаты наших местных Советов. Работа рука об руку с ними вдохновляет нас на новые победы.
Обещаем Вам работать еще лучше и упорнее, чтобы в кратчайший срок поставить все огромные богатства нашей заполярной области на службу стране социализма, еще больше крепить боевую мощь своей родины, всемерно помогая частям Красной Армии Мурманского направления и Северному Военному Флоту в их боевой работе по разгрому белофинских банд.
Става героям-седовцам, победителях суровой Арктики!
Слава команде славного флагманского ледокола «И. Сталин»!
Слава великой Коммунистической партии большевиков!
Слава величайшему гению человечества, родному, мудрому Сталину!
(Принято на общегородском митинге трудящихся Мурманска, состоявшемся 29 января 1940 года).

ТРУДЯЩИЕСЯ МУРМАНСКА - товарищу В. М. МОЛОТОВУ

Дорогой Вячеслав Михайлович!
Трудящиеся Мурманска, собравшиеся на общегородской митинг, посвященный встрече седовцев — пятнадцати мужественных сынов социалистической родины, шлют Вам—ближайшему соратнику великого Сталина, главе Советского правительства, горячий большевистский привет.
Большевики Мурманской области под руководством Всесоюзной Коммунистической партии большевиков превратили Кольский полуостров в несокрушимый форпост на севере нашей социалистической родины. Воодушевленные великим Сталиных, мы обеспечили быстрый роет хозяйства области, рост благосостояния широких масс населения. Мы неустанно работали и работаем над развитием советского тралового я арктического флотов, над освоением несметных богатств Кольского полуострова. В Мурманске и области, как и во всей нашей цветущей стране, растет армия знатных людей, армия героев-созидателей, безгранично преданных партии, родине, товарищу Сталину.
С чувством непередаваемой радости и гордости мы встретили отважных исследователей, вписавших своим подвигом славную страницу в историю борьбы за освоение Арктика.
В нашей стране, населенной 183-миллионным народом, разгромившим и уничтожившим врагов социализма, в стране, принесшей освобождение братьям трудящимся Западной Украины и Западной Белоруссии, изо дня в день растет число чудесных, замечательных побед во славу социализма.
Подвиг седовцев, их самоотверженный труд в условиях ледового дрейфа, полярной ночи, жестоких штормов, войдет в историю человечества, как славная эпопея сталинской эпохи, как ценный вклад в прогрессивную науку.
Поколения строителей социализма будут учиться на подвигах седовцев, как надо бороться с трудностями, смело итти к поставленной цели и побеждать.
Так же, как и седовцы, мы, трудящиеся Мурманска и всей области, под руководством нашей Коммунистической партии и товарища Сталина будем и впредь настойчиво и упорно бороться за полное осуществление задач, поставленных перед нами партией и правительством. Мы добьемся полного освоения несметных богатств недр Кольского полуострова, богатств северных морей и рек. Преодолевая трудности, мы будем изо-дня в день крепить боевую нощь нашей великой родины, укреплять боеспособность нашей героической Красной Армии, Северного Военного Флота.
Да здравствует правительство первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян!
Да здравствует верный соратник великого Сталина, глава правительства Вячеслав Михайлович Молотов!
Да здравствует знамя наших побед вождь, отец и учитель великий Сталин. (Принято на общегородском митинге трудящихся Мурманска, состоявшемся 29 января 1940 года).

♦♦♦

ПОЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО
беседа с Героем Советского Союза И. Д. ПАПАНИНЫМ

БОРТ ЛЕДОКОЛА «И. СТАЛИН», 29 января. (Радио ТАСС). В беседе с представителями печати начальник экспедиция по выводу ледокола «Г. Седов» Герой Советского Союза И. Д. Папанин заявил:
— Сегодня коллектив линейного ледокола «Иосиф Сталин» рапортовал партии и правительству, товарищу Сталину и товарищу Молотову о выполнении почетного задания по выводу ледокольного парохода «Г. Седов» из льдов Гренландского моря. Легендарный советский корабль приведен в Мурманский порт, пятнадцать советских патриотов возвратились на родную землю.
С огромным энтузиазмом моряки флагманского ледокола выполняли почетное сталинское задание. Арктический линкор вышел из Мурманска на север точно в указанный правительством срок. Нас ожидали большие трудности. Экспедиция и команда ледокола, носящего имя великого Сталина, шли в бой со стихией без зазнайства, не преуменьшая значения серьезнейших препятствий на пути к «Г. Седову». Море встретило ледокол десятибальным штормом, свирепствовавшим несколько дней. Самоотверженным напряжением всех сил коллектива флагман прорвался сквозь шторм и пургу и вскоре вошел во льды. На 80 градусе 32 минуте корабль встретил непроходимые ледяные поля, штурм которых ног привести к истощению угольных запасов. Мы ограничились глубокой разведкой, давшей необходимые материалы о состоянии ледовой обстановки. Затем направились в Баренцбург, взяли уголь и снова пошли на север.
3 января седовцы увидели огонь наших прожекторов. Еще через два дня во мраке ночи блеснул мерцающий огонек «Седова». Десять дней флагман упорно и методически, то лобовой атакой, то обходными движениями пробивался сквозь трехлетие льды, преграждавшие дорогу к «Седову». 11 и 12 января нам пришлось испытать сильнейшее сжатие льдов. Мы вынуждены были привести корабль в боевую готовность, подготовить аварийные запасы. Флагман выдержал суровое испытание. На следующий день ледовая обстановка изменялась. Флагман возобновил штурм льдов и 13 января в 12 часов 07 минут пробился в «Седову».
Так была выполнена первая часть задания партии и правительства.
Поход флагмана за 81 параллель показал, что советские полярники в случае необходимости могут проникать на своих замечательных кораблях в высокие широты и зимой.
15 января коллективы двух ледоколов получили незабываемые приветствия товарищей Сталина и Молотова—приветствия, влившие в нас новью силы. Воодушевленные сталинским вниманием, мы обещали вторую часть задания партии и правительства выполнить с таким ко успехом, как и первую.
Исключительно сложная операция по выводу «Седова», вмерзшего в тысячетонную ледовую чашу, началась 16 января. В этот день мы начали обратный путь к берегах родины. Комбинируя подогревание корпуса «Седова» с взрывными работами, мы постепенно освободили корабль от части поплывших вместе с ним льдов. Флагман с трудом пробивался к кромке. Мощные буксирные канаты не выдерживали невероятной нагрузки и лопались один за другим. Полностью ледовая чаша оторвалась лишь на пути кораблей в Баренцбург.
Корабли шли в молодом льду вдоль берегов Шпицбергена. Поход совершался в очень сложной метеорологической обстановке. Корабли шли в узком коридоре между двумя циклонами. В зависимости от их продвижения приходилось итти сложными курсами, часто меняя их. На исходе четвертых суток плавания впереди показались берега Большой Земли. Прошло еще несколько часов, в мы пришвартовались у причалов Мурманского порта. Поход закончен. Сталинское задание выполнено.
Родина тепло и радостно встречает своих сынов. Седовцы вернулись на родину победителями. Их подвигам горячо аплодирует не только наша страна, но и все передовое и прогрессивное человечество, восхищенное новой блестящей победой советских полярников.
Ледокол «И. Сталин» находится в полной готовности к выходу в море, и в любую минуту его команда станет на новую почетную вахту. Мы счастливы рапортовать партии и правительству о том, что советские полярники оправдали оказанное им высокое доверие. Мы будем горды и бесконечно рады, если партия, правительство и товарищ Сталин поручат нам выполнение новых заданий на благо нашей любимой родины.

ПОБЕДА БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ
М. Б. СТРЕКАЛОВСКИЙ
Заместитель начальника Главсевморпути

Великий советский народ горячо обнимает своих отважных сынов, пронесших на дрейфующем ледоколе красное знамя Советского Союза через неизведанные просторы севера.
Самое замечательное в героическом дрейфе «Седова» состоит в том, что он был блестяще проведен без предварительной тщательной подготовки. Успех дела решила правильная организация труда, учебы и быта. Успех был обеспечен хорошо поставленной партийно-массовой работой, сцементировавшей весь коллектив, мобилизовавшей его на борьбу с арктической стихией.
Седовцы вели свою героическую работу в атмосфере любви и поддержки всего советского народа, в атмосфере внимания и заботы партии и правительства и лично товарища Сталина. Внимательно следя за ходом дрейфа корабля, товарищ Сталин предупреждал руководителей Главсевморпути о необходимости своевременной подготовки к выводу «Седова» изо льдов.
Сталинское напоминание обеспечило обстоятельную подготовку экспедиции в Гренландское море. Для выяснения ледовой кромки и ледовых условий в район этого моря было послано зверобойное судно «Мурманец». Наблюдения, произведенные командой этого судна, оказались впоследствии исключительно ценными для экипажа ледокола «И. Сталин», который по решению правительства был послан на помощь «Седову».
Фактически подготовка экспедиции началась еще летом, когда «Седов» дрейфовал к северу от земли Франца Иосифа. Начальник Главсевморпути Герой Советского Союза тов. Папанин, находившийся тогда на борту ледокола «И. Сталин», поставил перед командой этого корабля задачу заранее подготовиться к трудному зимнему рейсу.
По окончании полярной навигации ледокол «И. Сталия» был полностью подготовлен к походу в Гренландское море. Механизмы корабля были тщательно осмотрены и отрегулированы. 15 декабря, точно в срок, установленный правительством, ледокол вышел из Мурманска к «Седову».
Около 6 суток бушевала непогода. Громадные волны обрушивались на судно. Крен его доходил до 45 градусов. Водяным валом сорвало многоместный спасательный катер, разбило несколько бочок с продовольствием и горючим. Вода захлестывала капитанский мостик и била стекла в штурманской рубке. Чтобы повысить пловучесть корабля, пришлось выкачать за борт около 500 тонн пресной воды. Работа судоводителей была крайне напряженной. Путь корабля пролегал в районах, где отсутствовали какие-либо ориентиры. Непроглядная тьма полярной ночи и пурга не позволяли даже определить координаты судна. Тяжелое испытание флагманский корабль выдержал с честью, показав прекрасную пловучесть и крепость.
Избегая зыби, капитан тов. Белоусов направил корабль к «Седову», вдоль западных берегов Шпицбергена, 23 декабря судно вошло в лед. Вскоре вокруг него образовалась беспредельная пустыня десятибального льда. Корабль пробивался к «Седову» сквозь мощные ледяные поля. Дальнейшее продвижение вперед было сопряжено с большим риском: истощались запасы угля.
Новая схватка ледокола «И. Сталин» со льдами была еще более ожесточенной. Он прокладывай себе путь к «Седову», форсируя льды, сложно маневрируя в них. 13 января ледокол «И. Сталин» пришвартовался к правому борту «Седова». Дрейф «Седова», продолжавшийся 812 дней, был закончен.
С чувством величайшей радости встретились седовцы с советскими людьми, которых родина послала в высокие широты Арктики, чтобы выручить храбрецов из ледового плена.
Седовцы возвратились на родину, преодолев все трудности, возвратились победителями.
Слава им, Колумбам нашего века!
Слава народу! Слава Сталину, воспитавшему таких отважных людей!
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Сентябрь 2014 15:36

Красный Север 1940 № 025(5654)

 Красный Север 1940 № 025(5654) Кренкель. Про радио.jpg
ВСЕГДА ВМЕСТЕ С РОДИНОЙ
Э. Т. Кренкель
Герой Советского Союза

Нельзя представить, современных исследователей Арктики без радио. Радио заменяет им газету, театр. Радио связывает их с родными и друзьями. По радио оно сообщают о своем местонахождении, о своей жизни, работе. По радио передаются ими сведения о состояния погоды, о научных наблюдениях п т. д. Имея надежную радиосвязь, люди в безбрежных просторах Арктики не чувствуют себя оторванными от жизни на Большой Земле.
Как и все советские полярники, отважные седовцы за 812 дней героического дрейфа никогда не переживали жуткого чувства оторванности от мира. Располагая радиосвязью, они ни на минуту не чувствовали себя одинокими. Всегда страна была с ними. Свирепствовала ли в Арктике пурга, крепчали ли морозы, сжимались ли сокрушающие льды — пятнадцать советских исследователей внимательно следили за сообщениями с материка, посылали на родину радиограммы, наполненные уверенностью в благополучном исходе экспедиции. За тысячи километров от берегов родной земли седовцы жили одними мыслями со всей страной, со всем многомиллионным советским пародом. Ежедневно, ежечасно они ощущали любовь и заботу своих сограждан. Любовь и забота народа, партии, правительства, великого Сталина согревали их и воодушевляли на новые подвиги.
Дрейфовать более 26 месяцев на судне в центре Полярного бассейна среди бушующей стихии — дело нелегкое и опасное. Лед, который покрывает просторы Северного Ледовитою океана, не похож на тот, что мы привыкли видеть на наших реках. Центральную Арктику заполняют огромные, непрерывно перемещающиеся ледяные поля. Часто эти громады многолетнего льда начинают с огромной силой нажимать друг на друга. Происходит так называемое сжатие. Миллионы тонн ледяных нагромождений устремляются навстречу друг другу. Сжатие льдов — это проявление слепой стихии, явление, родственное землетрясению или наводнению.
Читая сообщения о многочисленных сжатиях, которые перенес «Седов», я всегда вспоминал дни, когда раздавило пароход «Челюскин». Этот корабль в Чукотском море вмерз в большое ледяное поле. Казалось, что такой лед никогда не разломается и мы можем чувствовать себя в безопасности. Но вот однажды послышался необычайный шум. Вечерело, было уже темно. Нельзя было видеть, откуда идет этот шум и чем он угрожает. Через некоторое время ледяное поле, на котором мы себя так хорошо чувствовали, разломалось, и ледяной вал со скоростью медленно идущего человека двинулся на наш корабль. Двухметровый лед глыбами в пять, десять и пятнадцать метров перекатывался, поднимался и неумолимо двигался на незащищенное судно.
«Челюскин» не выдержал неравной борьбы со льдом в погиб. Экипаж и все пассажиры вышли на лед. И вот тут-то пришло на помощь радио. Вся страна моментально узнала, что далеко, за Полярным кругом, случилась катастрофа. Как известно, была снаряжена летная спасательная экспедиция, которая вырвала людей из ледового плена.
Неоценимую роль играло радио в дни дрейфа станции «Северный полюс». Регулярно мы слушали «Последние известия», были в курсе всех событий. По радио мы передавали метеосводки. Наши сведения о погоде в центральной части Полярного бассейна дополняли наблюдения более 50 полярных станций, разбросанных на островах и мысах Крайнего Севера нашей страны, и оказывали большую помощь ученым в составлении прогнозов погоды.
И можно твердо сказать, что успешное завершение беспримерного дрейфа «Седова» во многом зависело от бесперебойной работы рации ледокола. Рация ледокола «Седов» блестяще выдержала трудное испытание. Она работала четко и бесперебойно. Все радиооборудование ее было изготовлено из советских материалов на одном из ленинградских заводов в 1935—1936 гг. Передаточная станция «Седова» работала на любых волнах. Она состояла из трех основных передатчиков различных мощностей и одного аварийного, искрового, мощностью в 0,2 киловатта. На судне, кроме того, были два приемника — длинноволновый и коротковолновый. Ввиду ограниченного количества горючего, связь с материком поддерживалась преимущественно на передатчиках малой мощности. Это ни в какой мере не снижало эффекта работы. Достаточно сказать, что лишь с 1 сентября 1938 года, когда мощный ледокол «Ермак» вывел зимовавшие вместе с «Седовым» корабли «Садко» и «Малыгин», радиостанция «Седова» передала и приняла около 752 тысяч слов! По радио с безукоризненной точностью седовцами были приняты главы «Краткого курса истории ВКП(б)». С мая прошлого года радиостанция «Седове» работала в среднем по 11 часов в сутки. В последние дни дрейфа радисты «Седова» передавали и принимали ежедневно до 10 тысяч слов. Это — астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен.
На материке, и особенно на его северном побережье, хорошо известен позывной сигнал радиостанции ледокола «Седов»—«УНАД». Ежедневно четыре раза в сутки с «Седова» шли метеорологические сводки. Регулярно посылались донесения о научных наблюдениях, корреспонденции для советских газет. Благодаря безукоризненной работе отважных радистов «Седова», не терявшихся в любой обстановке, седовцы в продолжение всего беспримерного дрейфа знали, что происходит в Советской стране и за ее рубежами. Где бы ни находился «Седов», какие бы штормы его ни трепали, как бы ни был тяжел ледовый плен, старший радист Александр Полянский и его верный помощник Николай Бекасов всегда обеспечивали четкую, непрерывную связь с материком. Все их воздушные письма проникнуты оптимизмом, спокойствием. Радисты «Седова» и весь экипаж были твердо уверены, что родина в нужный момент поспешит им на помощь. Так было, когда на дно опускался «Челюскин», так было в Гренландском мере, когда ледяные валы грозили раздавить дрейфующую станцию «Северный полюс». Так повторилось в Гренландском море, когда страна послала для вывода из ледового плена дрейфующего корабля мощнейший ледокол «И. Сталин».
Героизм прочно вошел в быт советского народа. Советские люди с воодушевлением идут на героические подвиги. Ими движет безграничная любовь к родине, к партии, правительству, великому Сталину. Их вдохновляет забота и внимание всего народа, беззаветная преданность делу Ленина—Сталина.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1940: Вывод л/п "Г. Седов" из дрейфующих льдов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 21:31

Красный Север 1940 № 025 (5654)

ГЕРОИ-СЕДОВЦЫ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
 Красный Север 1940 № 025(5654) Седовцы стр 001.jpg
 Красный Север 1940 № 025(5654) Седовцы стр 002.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения