1934: Карская операция 1934 года

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение ББК-10 » 22 Июль 2015 22:40

Бурят-Монгольская правда №235, 1934, 17 октября.

BMP_235_1934 17 октября. Ледокол РУСАНОВ.jpg
Ледокол „Русанов"

МОСКВА 13 (РОСТА). Ледокол «Русанов» вывел в чистую воду (до 72 параллели) 3 иностранных лесовоза — «Генхили», «Генольвер» и «Котоворт». Они самостоятельно через пролив Югорский шар отправились заграницу. На этом успешно закончилась карская операция 1934 года. Намеченный поход «Русанова» на остров Белый отложен из-за невозможности приблизиться к берегу полярной станции: мешает молодой лед. Сейчас ледокол держит курс в пролив Маточкин шар, где экспедиция «Русанова» выполнит новое задание — возьмет на борт находящихся здесь рабочих строителей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение Александр Андреев » 08 Октябрь 2016 21:25

"Ленинградская правда" 1934 г., 9 сентября

 Карская_1934_1.jpg

31 СУДНО УЧАСТВУЕТ В КАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Вчера в Ленинград приехал из Мурманска начальник сектора Карско-Ленгких операций Главного управления Северного морского пути т. Геци. В беседе с корреспондентом «Лен. Правды» т. Геца сообщил следующее:

— Задачи, поставленные перед Карско-Ленской экспедицией этого года, судя по предварительным итогам работы, будут выполнены вполне успешно. К 24 сентября экспедиция полностью будет закончена.

В Карской экспедиции 1934 года участвовало 31 судно, в том числе 28 иностранных. В Мурманске на пароходы было погружено 9 тыс. тонн продовольствия и технического снаряжения. Впервые практике Карских экспедиций Главсевморпуть полностью обеспечил снабжение иностранных кораблей каменным углем. Всего было погружено 21 тыс. тонн угля, что обеспечивает потребность пароходов в обоих направлениях.

Три группы пароходов закончили разгрузочно-погрузочные работы в Игарке (устье Енисея) и сейчас возвращаются обратно за границу с лесными материалами. 12 сентября в Игарку придет последний караван в составе 4 пароходов. 5 судов находятся в Новом порту, в устье реки Оби, где они грузят лен и лес, после чего отправятся в заграничное плавание.

В Ленской экспедиции участвовали советские пароходы «Байкал», «Сакко» и «Молотов». Они достави¬ли в Иркутскую область 9 тьс. тони продовольствия и различных предметов технического снаряжения. По сведениям, полученным 27 августа, все три парохода благополучно прибыли в бухту Тикси и сейчас, по всей вероятности, находятся на обратном пути в Мурманск.

Ледорез «Литке» вывел из льдов зимовавшие у о. Самуила пароходы «Сталин», «Правда», «Володарский», которые возвратились в Архангельск. Кроме ледокола «Литке» в Карско-Ленской экспедиции принимали участие ледоколы «Ермак» и «Малыгин», а также три самолета «Сталь-2». Они оказали большую помощь судам в выборе путей свободных ото льда. Самолеты останутся на зимовку в своих полярных базах.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение Александр Андреев » 08 Октябрь 2016 21:55

"Правда", 17 октября 1934 года

 Карская_1934_2_w.jpg
«РУСАНОВ» ВЫВЕЛ ИНОСТРАННЫЕ ЛЕСОВОЗЫ ИЗО ЛЬДОВ

Ледокол «Русанов», 9 октября. (Роста).

Вчера ледокол «Русанов» вывел на чистую воду 3 иностранных лесовоза — «Пенхилл», «Пенолвер» и «Котсворт».
Они самостоятельно через пролив Югорекий Шар отправились за границу. Этим успешно закончилась карская операция 1934 г.
Намеченный поход «Русанова» на остров Белый отложен из-за невозможности приблизиться к берегу полярной станции.
Ледокол держит курс на пролив Маточкин Шар, где экспедиция «Русанова» выполнит новое задание — возьмет на борт находящихся здесь рабочих-строителей.


НАВИГАЦИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

АРХАНГЕЛЬСК, 10 октября. (Роста).

Навигация в Арктике заканчивается. По последним радиограммам, пароход «Ломоносов» собрал всех участников Западно-Карской гидрологической экспедиция и находится у радиостанции Югорского Шара.
Здесь пароход должен произвести небольшую погрузку.
Лесовоз «Сакко», вышедший в новый полярный рейс, достиг Амдермы, куда он доставил различные материалы.
Лесовоз «Молотов» вышел из бухты Варнека. Сейчас он приближается к Архангельску. На борту «Молотова» — 69 пассажиров.
Ледокол «Сибиряков», отправившийся во вторичный рейс, разгружается в бухте Варнека.
Пароход «Смольный» уже сдал груз в Маточкином Шаре и производит теперь разгрузку в заливе Медвежьем.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение Александр Андреев » 03 Октябрь 2017 14:40

 pp_20_09_1934.jpg
ЗАДАНИЕ Я ВЫПОЛНИЛ С ЧЕСТЬЮ

Рассказ капитана Н. А. ТЕРЕНТЬЕВА, участвовавшего в проводке судов Карской экспедиции

«Полярная правда», 20 сентября 1934 г.

Мне была поручена проводка в Игарку четвертой группы судов Карской экспедиции. Из Мурманска я вышел 14 августа на оудне „Сиваклюр" со специальным заданием — доставить на Югорский Шар горючее н техническое снаряжение для радиостанции и ожидать прибытия остальных трех судов, которые в это время бункеровались.
Придя на Югорский Шар, я успешно закончил выгрузку грузов в бухте Варнек и 18 августа встретил остальные суда своей группы.
Из бухты Варнек группа судов под моей проводкой пошла Югорским проливом, Карским морем, а потом Енисейским заливом до Гольчихи.
При выходе из Югорского Шара я получил радиограмму от т. Шибинского — начальника ледовой проводки судов с ледокола "Малыгин".
Тов. Шибинский в радиограмме сообщал:
„На пути от острова Белый до о. Диксон встречаются отдельно плавающие льдины. Путь легко проходим. В случае затруднения сообщай „Малыгину*. Будет оказана помощь".
Данные т. Шибинского дали возможность итти твердым курсом, миновав большое скопление льдов.
От Югорского Шара до о. Белого пришлось итти в пасмурную и туманную погоду средним и малым ходом, чтобы избежать столкновения с плавающими льдинами. Значительно задерживало полный ход моей группы судно „Экстра". Это судно во время ветра в 6—7 баллов шло со скоростью до двух миль в час, в то время когда остальные суда делали в час 7—8 миль.
В районе островов Белого и Вилькицкого погода все время была ясная. При такой погоде я имел полную возможность вести астрономические наблюдения для определения нахождения судов и изучать состояние льдов. В этом районе мы шли полным ходом, делая 8— 9 миль в час. На пути встречали отдельные мелкие плавающие льдины.
При подходе к о. Диксон нас встретили ветры и дождь. Ветер доходил до 6—7 баллов.
На пути в Гольчиху нас накрывал туман. Однако, туман не мешал нормальному движению судов.
В районе Енисейского залива у Корсаковских островов я встретил суда первой группы, которые уже возвращались в обратный рейс, груженые лесом.
Придя в Гольчиху, я взял на борт речного лоцмана т. Пирогова и под его проводкой вся группа судов следовала в Усть-Енисейский порт по реке Енисею.
В десяти милях от Игарки нас застала сильная гроза. Суда стали на якорь. Ожидая более благоприятной погоды, мы простояли до утра и на рассвете, снявшись с якоря, через полтора часа пришли благополучно в Игарку.
Ледовый переход из Мурманска в Игарку можно считать вполне успешным. Этот переход был совершен в твердо намеченные сроки, без всяких срывов рейса.
С Игарки мне пришлось проводить два судна. На обратном пути от о. Диксон до о, Белый все время была пасмурная погода. Видимость в этом районе не превышала полмили. Температура воздуха была 4 град. Временами шел мелкий дождь. Из-за такой погоды к Югорскому Шару пришлось итти малым ходом.
Выйдя в Баренцево море и не встречая никаких препятствий, я отпустил одно судно прямым рейсом под руководством капитана в один из заграничных портов. На втором судне я пришел в Мурманск. Судно в Мурманском порту будет пополнять запасы угля и воды.
На обратном пути я встретил две группы судов, которые направлялись в Игарский порт. Эти суда, так же, как и моя группа, имеют полную возможность без всякого опасения пройти в Игарку и обратно.
На оонове правильных и четких указаний руководства экспедицией я выполнил с честью возложенные на меня задания по проводке судов в Игарку и обратно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение fisch1 » 20 Август 2018 17:20

Восточно-Сибирская правда № 172,28 июля1934
 Отделение Торгсина в Игарке.ВСП  №172 28 июля 1934..png
fisch1
 
Сообщения: 2346
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение ББК-10 » 30 Май 2019 14:50

Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1934, с.410

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1934, с.410 КЭ.jpg
КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В Карской экспедиции т. г. участвовал 31 пароход, в том числе 28 иностранных. В Мурманске было погружено на эти пароходы для Игарки 9000 тонн продовольствия и технического оборудования. Впервые в практике работы Карских экспедиций иностранные суда снабжались советским углем. В Ленской экспедиции участвовали пароходы „Байкал", „Сакко" и „Молотов". Они приняли в Мурманске 9 000 тонн продовольствия и разных технических грузов для Якутии. Все суда благополучно достигли мест своего назначения и вернулись обратно.
Зимовавшие у о-ва Самуила пароходы „Правда", „Сталин" и „Володарский" были выведены из льдов ледорезом „Литке" и прибыли в Архангельск.
Начальником Ленско-Карской экспедиции был начальник Гидрографического Управления Главсевморпути т. П. В. Орловский, находившийся во время операции на л/к. „Ермак“. В числе технических средств экспедиции были три самолета „Сталь — 2“, оказавшие экспедиции огромную помощь своими воздушными разведками.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение ББК-10 » 25 Июнь 2019 15:33

Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145 КЭ-1934г - 0001.jpg
КАРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1934 ГОДА

Как и в навигацию 1933 г., через западную часть Карского моря были проведены две транспортных операции: Карская — в pp. Обь и Енисей, и Ленская — в устье р. Лены.
Почти одновременный проход через югозападную часть Карского моря первых судов Карской операции и судов, направляющихся на р. Лену, послужил причиной к объединению планов работ ледоколов-лидеров Карской и Ленской операций на первую декаду августа.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145 КЭ-1934г - 0002.jpg
— 142 —
В объединенный план входило производство одновременной ледовой разведки Карского моря обоими ледоколами из разных проливов и совместная проводка через лед, между Новой Землей и Диксоном, судов Ленской и Карской операций до дня выхода ледокола-лидера Ленской операции с судами этой операции на восток. Поэтому ледокол-лидер Ленской операции "Ермак" 15 июля вышел из Мурманска на Маточкин Шар, а ледокольный пароход "Малыгин"— лидер Карской операции — 18 июля вышел из Архангельска на Югорский Шар.
Назначение сравнительно слабого "Малыгина" лидером Карской операции базировалось на расчете благоприятных ледовых условий в западной части Карского моря по прогнозам профессоров В. Ю. Визе и Н. Н. Зубова, а также на возможность привлечения "Ермака", в случае встречи в начале навигации тяжелого льда, для проводки первых групп судов Карской операции.
Учитывая возможность по ходу операции направления "Малыгина" в район шхер Норденшельда с заменой его в проводке пароходов Карской операции другим ледоколом, из находившихся в Карском море по другим заданиям, на "Малыгин", перед выходом его из Архангельска, было погружено около 160 т продовольственных, строительных и технических грузов для организации станции на о-ве Русском.
Оперативный и научный состав Карской операции на "Малыгине" состоял из начальника экспедиции т. Полякова, начальника морской проводки Карской операции капитана В. Шибинского, из бюро погоды в составе синоптиков тт. Лучшева и Аристова и из группы сотрудников Арктического института по изучению свойства льда.
21 июля утром "Малыгин" прибыл в Югорский Шар, высадил в бухте Варнека попутно доставленную сюда из Архангельска гидрографическую экспедицию Гидрографического управления Главсевморпути и 22 июля вышел к радиостанции Югорский Шар для выгрузки доставленной для нее радиоаппаратуры.
22 июля вечером "Малыгин" вышел в Карское море для обследования югозападной части моря до района, обследованного "Ермаком" из Маточкина Шара. Выяснив ледовые условия до широты 71°57' N, "Малыгин" 23 июля повернул на Югорский Шар для встречи подходивших к проливу из Мурманска пароходов Ленской операции.
Разведкой "Ермака" из Маточкина Шара и "Малыгина" из Югорского Шара было установлено, что самым благоприятным по ледовым условиям был путь через Югорский Шар и далее вдоль п-ова Ямал.
Подойдя к Югорскому Шару, "Малыгин" 24 июля соединился с вышедшими в Карское море пароходами "Байкал", "Сакко" и "Молотовым" и повел их вдоль Ямала навстречу "Ермаку" по широким пространствам чистой воды с редкими перемычками битого четырехбалльного льда. "Ермак", в широте 73°34' N и долготе 66°48' Е, на кромке более уплотненного льда, принял от "Малыгина" эти пароходы 26 июля, и после остановки для перегрузки с "Малыгина" на "Ермак" и на ленские суда части снабжения, доставленного для них из Архангельска, "Малыгин" пошел на Югорский Шар, а "Ермак" с судами к о-ву Диксона.
По пути в Югорский Шар "Малыгин" обследовал восточную кромку ледового массива, расположенного вдоль берегов Новой Земли и 28 июля встал на якорь в бухте Варнека для ожидания подхода первой группы судов Карской операции, следовавших на Енисей.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145 КЭ-1934г - 0003.jpg
— 143 —
Приход этих судов в Югорский Шар растянулся с 31 июля до 3 августа, и в этот день "Малыгин" с пароходами "Стессо", "Хамстерли", "Навекс" и "Ларго" вышел из пролива в Карское море.
В целях скорейшего возвращения "Малыгина" в Югорский Шар, куда к 3 августа должен был подойти для него пароход с углем, "Ермак" вышел с Диксона навстречу "Малыгину" и 4 августа в широте 71°04' N и долготе 64°42'Е принял от него пароходы для дальнейшей проводки; "Малыгин" же повернул на юг. 4. августа "Малыгин" прибыл в бухту Варнека, где занялся подкреплением ослабевшей гайки винта.
5 августа вечером подошел с углем п/х "Бринтаве", который утром следующего дня ошвартовался на рейде селения Хабарово к борту "Малыгина" для перегрузки угля.
8 августа в 8 ч. "Малыгин" закончил погрузку 400 т угля и приемку 200 т пресной воды и с подошедшими в Югорский Шар за время бункеровки пароходами "Патрия" и "Хомсайд" совместно с п/х "Бринтаве" вышел в Карское море. 12 августа "Малыгин" у о-ва Вернс отпустил суда для следования в Игарку. Путь через Карское море был совершен почти по чистой воде до о-ва Белого, а далее до Диксона через ряд меридионально расположенных полос битого льда, сплоченного до 8 баллов, спускавшихся с севера под влиянием сильного нордостового ветра.
Почти полное отсутствие льда на пути из Югорского Шара до о-ва Белого дало возможность вызвать суда к о-ву Белому и начинать проводку их к Диксону только отсюда.
12 августа "Малыгин" вышел к о-ву Белому для встречи шедших из Югорского Шара пароходов "Томский" и "Спортс". Встреча "Малыгина" с "Томским" и "Спортсом" произошла 13 августа в широте 74°18'N и долготе 69°50'Е, в тумане, с помощью радиопеленгатора.
На переходе от о-ва Белого до о-ва Диксона были встречены несколько полос разреженного льда, а 14 августа "Малыгин" с судами прибыл в бухту Диксона.
В тот же день "Малыгин" пошел к о-ву Белому для встречи парохода "Странд", шедшего с углем для него и затем в Новый Порт.
16 августа в широте 73°55' N и долготе 70°05'Е "Малыгин" встретил "Странда" и, заведя его в лед, приступил к перегрузке угля. Приняв со "Странда" 230 т угля, "Малыгин" 17 августа вышел со "Страндом" изо льда к подошедшим пароходам "Зело", "Хельмстрат" и "Марклин", которые направлялись в Игарку.
На пути к о-ву Диксона "Странд" был отпущен в Обскую губу, а 18 августа "Малыгин" с остальными судами встал на якорь у о-ва Диксон.
На последнем переходе от о-ва Белово до о-ва Диксона были встречены только несколько отдельных небольших льдин, и к этому времени на всем пути от Югорского Шара только в районе к северу от о-ва Белого и о-ва Диксона, около широты 74°30'N, держалась кромка битого льда, угрожавшего, в случае северных ветров, спуститься на фарватер судов. В связи с этим для усиления ледовой разведки в этом районе к 29 августа из Югорского Шара прилетел на Диксона самолет т. Козлова, который совместно с базировавшимся на Диксоне самолетом т. Махоткина, ведшем разведки в этом районе, приступил к регулярному освещению положения льда в районе о-в Белый — о-в Диксона.
Дальнейшее движение судов происходило по Карскому морю без ледокола, но при информировании пароходов о ледовых условиях и ре-

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145 КЭ-1934г - 0004.jpg
— 144 —
комендованных курсах следования с "Малыгина" по радио. За период с 20 по 30 августа через Югорский Шар в Енисейский залив последовательно прошли пароходы "Сивелюр", "Луиз Леонгард", "Варкворт" и "Экстранд", в Обскую губу п/х п/х "Грейтхоп", "Куйбышев", "Искра", а из бухты Диксона в Обскую губу прошел п/х "Томский" и в Енисейский залив п/х "Еуфорбия". За этот же период из Карского моря через Югорский Шар вышли п/х п/х "Невекс", "Ларго", "Стессо", "Хамстерлей", "Странд" и "Патрия". Все эти пароходы, за исключением шести уходивших из Карского моря, прошли чистой водой. Лед, встреченный этими пароходами, был на фарватере в районе о-ва Диксон — о-ва Белый и являлся следствием нажима льда северными ветрами.
30 августа "Малыгин" вышел из бухты Диксона к о-ву Русскому. Дальнейшую же проводку судов Карской операции должен был принять на себя подходивший к Диксону с востока ледорез "Литке".
2 сентября утром "Литке" с пароходом первой Ленской операции "Сталин", зимовавшим у о-ва Самуила, прибыл в бухту Диксона, и с этого числа "Литке" вступил лидером Карской операции, приняв на борт начальника морской проводки Карской операции капитана Шибинского. 14 сентября, по уходе "Литке", лидером Карской операции был назначен л/п "Садко", замененный с 16 сентября вернувшимся от мыса Челюскина с пароходами Ленской операции ледоколом "Ермак".
За период с 30 августа до 16 сентября, при инструктировании капитанов судов по радио о ледовых условиях на основании разведок, производившихся самолетами с Диксона, прошли в Енисей пароходы "Пенморвах", "Хозельсайд", "Куин Ольга", "Пенолвер", "Пенхилл", "Котсворт" и "Хартсайд" и вышли через Югорский Шар в Баренцово море "Спортс", "Зело", "Бринтаве", "Томский", "Хомсайд", "Сивелюр", "Грейтхоп", "Экстранд" и "Марклин". Некоторые из этих пароходов проходили отдельные языки разреженного льда в районе между о-вом Диксона и о-вом Белый.
Из особых случаев за этот период следует отметить посадку 8 сентября на косу у мыса Сопочная Корга в Енисейском заливе парохода "Марклин", возвращавшегося с лесом из Игарки. После отгрузки с него около 80 стандартов и буксировки ледорезом "Литке", пароход в ночь на 11 сентября был снят с грунта без всяких повреждений.
Одновременно с "Ермаком" в бухту Диксона прибыли приведенные им пароходы Ленских операций 1933 и 1934 гг.: "Сакко", "Молотов", "Байкал", "Володарский" и "Правда". Здесь они подбункеровались, и затем "Володарский", "Правда" и "Сталин" были направлены в Игарку за лесом, а остальные — в Мурманск. 20 сентября вернулся в бухту Диксон "Малыгин", имея поломанным руль. Учитывая необходимость конвоирования "Малыгина" на переходе морем и возможность оставить для проводки судов при появлении молодого льда в Енисейском заливе, прибывший к о-ву Диксона л/п "Русанов", "Ермак" с "Малыгиным" 21 сентября вышли на Югорский Шар, куда прибыли 23 сентября. За период с 16 по 23 сентября из Карского моря через Югорский Шар вышли в Баренцово море шедшие из Игарки пароходы: "Луиз Леонгард", "Хельмсурат", "Варкворт" и "Еуфорбия" и шедшие из Нового Порта "Куйбышев" и "Искра". Все эти пароходы льда на своем пути не встретили. Дальнейшие пароходы отправлялись только из Игарки и на пути уже имели молодой лед в Енисейском заливе и в Карском море до параллели пролива Малыгина. К этим пароходам относятся "Хазельсайд", "Пенморвах", "Куин Ольга", "Хартсайд", "Володарский", "Сталин", "Правда",

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 141-145 КЭ-1934г - 0005.jpg
— 145 —
"Пенхилл", "Пенолвер", "Котсворт". Все эти пароходы прошли район молодого льда под проводкой л/п "Русанов".
Последние пароходы вышли из Югорского Шара в Баренцово море 11 октября.
В результате Карской операции 1934 г. через Карское море в устья pp. Оби и Енисея были проведены 28 пароходов — 25 иностранных и 3 советских, из коих 3 советских и 2 иностранных парохода были направлены за экспортным лесом в Новый Порт в Обской губе, остальные 23 иностранных парохода — в Игарку на р. Енисее. Кроме того пароходы 1-й Ленской операции "Володарский", "Правда" и "Сталин" на обратном пути, после зимовки у о-ва Самуила, были направлены в Игарку за пиломатериалами для доставки их в Мурманск.
В итоге вывезено в заграничные порты экспортного леса из Игарки 33 518 стандартов и из Нового Порта 5213 стандартов пиломатериалов. Около 1200 стандартов пилолеса вывезено из Игарки в Мурманск. Из Мурманска в Игарку ввезено 7490 тонн продовольственных и промтоварных грузов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934: Карская операция 1934 года

Сообщение ББК-10 » 27 Июнь 2019 21:28

Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 145-146

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 145-146 науч.раб Малыгин - 0001.jpg
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ В КАРСКО-ЛЕНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА БОРТУ Л/П „МАЛЫГИН" ЛЕТОМ 1934 ГОДА

Всесоюзным Арктическим институтом в целях производства ледотехнических исследований в Карском море, при участии Ледовой службы Ленинградского областного Гидрометеорологического управления, была отправлена на борту л/'п „Малыгин" ледовая группа в составе руководителя В.И. Арнольда-Алябьева, кристаллографа М. П. Головкова и студента Ленинградского государственного университета Н. А. Волкова, которая провела следующие работы.
1) Попутные ледовые наблюдения с борта судна.
2) Испытания внешнего морского трения полярного льда о судовую сталь (образец обшивки ледокола „Ермак“) при различных нагрузках при нулевой температуре. Испытание производилось на трибометре Кулона (Coulomb) сериями по 5 опытов при различной ориентировке кубической формы образца льда, влекомого по лежащему горизонтально металлическому листу, Всего определений коэффициента трения произведено 373, из них часть на гладком листе стали, часть — на листе, окрашенном свинцовым суриком. В результате определений, выражая их в углах трения, мы имеем колебания, в зависимости от нагрузки и разности в образцах льда, для трения покоя в пределах от 7° до 14° для гладкой судовой стали и от 12° до 16° для окрашенной суриком. Следует указать на отчетливо проявившуюся закономерность в убывании коэффициента трения, с увеличением нагрузки, и приближения величины коэффициента трения покоя при нагрузках, начиная с 0,1 атм. и более, к коэффициенту трения движения.
3) Испытаний прочности льда на перелом {1} произведено 18, при максимальном значении прочности до 8 кг /кв см, преимущественно же 4—6 кг/ кв. см. Температура образцов была едва ниже 0° при достаточной рыхлости льда (см. ниже). Наибольшая часть испытанных образцов была взята из льда архипелага Норденшельда, в районе наиболее тяжелого льда, встреченного „Малыгиным" (где он потерпел аварию руля

{1} Методику испытаний см. Труды IV Гидрологической конференции Балтийских стран. Доклад № 76. 1933 г.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6. -Л., 1935, с. 145-146 науч.раб Малыгин - 0002.jpg
— 146 —
и винта). Результаты определений прочности льда близки по величине к таким же данным для льда Печорского и северной части Баренцова морей,{1} обладающих между тем значительно большею соленостью воды.
4) Исследований рыхлости льда, по объему полостей, в нем содержащихся, произведено 97, из них часть выполнена в качестве сопровождающих испытания трения и прочности, часть же самостоятельно, с целью изучения вертикального распределения полостей в ледяном покрове.{2} Значения отдельных определений колеблются в весьма широких пределах, а именно — от 8 до 157 кб. см полостей на кг льда, или, примерно, от 1% до 16% по объему. Следовательно, уд. вес льда наблюдается от нормального до 0,795, что является весьма незначительным для льда.
5) Определение кристаллографических свойств льда было произведено на 93 шлифах в обыкновенном и поляризованном свете под микроскопом при увеличениях от 10 до 20 раз, в отдельных случаях до 100 раз. Просмотру была подвергнута часть образцов льда, исследованных на трение и прочность, и, кроме того, некоторые образцы льда своеобразного происхождения: пластинки свежеобразовавшегося радиационного льда, лед с примесью снежуры, сало, атмосферная крупа и друг. Под микроскопом определен, в ряде случаев, размер мельчайших пузырьков воздуха во льду, невидимых простым глазом. Просмотр сопровождался зарисовкой карандашом (всего выполнено 15 зарисовок) и микрофотографированием (37 снимков).
6) Из исследованных образцов льда восемь были растаяны и отареометрированы. При этом уд. вес талой воды получился в пределах
1,00035—1,00150, что указывает на малую соленость испытанных образцов. Две пробы полученной таким образом воды привезены для полного химического анализа.
7) Из льдин, взятых в различных местах Карского моря, были взятье пробы на содержание в них минеральных и органических включений (диатомовых водорослей).

За 72 суток — с 18 июля по 27 сентября 1934 г. — „Малыгиным" совершено плавание: Архангельск — Югорский Шар — район о-ва Белого — Югорский Шар. Затем снова Югорский Шар — бухта Диксона — район о-ва Белого — о-ва Диксона. После 10-дневной стоянки „Малыгин" 30 августа направился в архипелаг Норденшельда, оттуда 6 сентября пошел к мысу Стерлегова. Здесь было построено зимовье с радиостанцией и оставлены зимовщики. Отсюда 19 сентября „Малыгин" направился в бухту Диксон, а затем в бухту Варнека, а оттуда в Архангельск.
Из указанного времени „Малыгин" находился во льдах всего 32 дня, причем наибольшей толщины лед (310 см) он встретил в архипелаге Норденшельда. Высота торосов была преимущественно 1—1,5 м, местами 2—3, иногда 4 м, Одна из встреченных стамух сидела на глубине 9,5 м, при высоте 4 м. Толщина снегового покрова на льду доходила иногда до 15—20 см, а в сугробах до 40 см. Плотность снега на льду измерялась в двух местах в районе архипелага Норденшельда и оказалась 0,17—0,20.

{1} См. „Бюлл. Аркт, инст." 1932 г., № 7, стр. 158.
{2} Методику — см. Труды Комиссии по изучению вечной мерзлоты Акад. наук СССР, т. III, 1934 г.


В. И. АРНОЛЬД-АЛЯБЬЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения