2014: Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

2014: Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение Андрей Николаев » 07 Декабрь 2013 11:31

Мотопробег по пути оленно-транспортных эшелонов

"Дорогой оленной армии"
17 февраля – 8 марта 2014 года

Белогорск; Вайзица (неж); Великовисочное; Верх. Мгла; Верх. Пёша; Верхняя Золотица; Вижас; Волоковая; Долгощелье; Дорагорское; Инцы; Каменка; Кимжа; Козлы; Койда; Коткино; Кулой; Куя; Лабожское; Майда; Мегра; Мезень; Мудьюг; Нарьян-Мар; Несь; Ниж. Золотица; Ниж. Пёша; Нижа; Ома; Пинега; Пылемец; Рикасиха; Ручьи; Снопа; Тельвиска; Това; Устье; Чижгора...
2014 год богат на знаменательные даты, сразу трём юбилейным событиям посвящёно мероприятие, организованное туристско-краеведческим клубом "Истоки". Мотопробег по пути оленно-транспортных эшелонов "Дорогой оленной армии" проводится в преддверии семидесятилетия со дня окончания Великой Отечественной войны и посвящён 85-летию Ненецкого автономного округа, 70-той годовщине освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, а также 25-той годовщине основания поискового движения в Архангельской области.
Данное мероприятие – дань уважения памяти героев войны – колхозников, охотников, рыбаков и оленеводов – простых жителей тундры, горожан – рабочих и служащих, ушедших на защиту своего Отечества.
Более 10 000 оленей в сопровождении опытных каюров были направлены на фронт из Ненецкого автономного округа, Республики Коми и Архангельской области. В условиях невероятно суровой зимы 1941-го года, в немыслимо сжатые сроки из Ненецкого округа на фронт было мобилизовано более 600 человек. В феврале 1942-го года в районе Рикасиха – Молотовск (Северодвинск) прошли первые ученья оленно-лыжных батальонов, а в начале марта началась организованная отправка солдат и оленей на Карельский фронт.
22-го октября 1944-го года войска Карельского фронта, вышли на государственную границу СССР и Норвегии, именно этот день и стал памятной датой. Немалый вклад в летопись освобождения Заполярья внесли и наши земляки-северяне. Оленно-транспортными отрядами 14-й армии за годы войны было перевезено военнослужащих по оперативным и боевым заданиям – 7985 человек, эвакуировано 10142 раненых и больных, перевезено боеприпасов, продовольствия и других грузов – 17087 тонн, вывезено с поля боя 162 самолёта потерпевших аварию.
Стратегической целью проекта является:
Привлечение внимания общественности к вопросам сохранения и увековечения памяти о людях погибших, пропавших без вести и умерших от ран в ходе военных действий по защите Отечества. Содействие возрождению в обществе патриотизма как важнейшей духовной ценности. Воспитание у молодежи округа гражданственности и чувства гордости за славное историческое и боевое прошлое своей Родины. Популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Для достижения цели предполагается решить ряд следующих задач:
– организация многодневного путешествия на средствах передвижения по территории Ненецкого автономного округа и Архангельской области от города Нарьян-Мара (административный центр Ненецкого округа), до деревни Рикасиха (место дислокации частей Красной армии и сбора оленно-транспортных эшелонов в 1941 году).
– организация и проведение встреч с учащимися, митингов и возложение венков на мемориальных комплексах в населённых пунктах на территории Ненецкого округа по пути следования оленно-транспортных эшелонов, проведение разъяснительной работы среди населения, содействие развитию исследовательской работы и работы по патриотическому воспитанию в школах округа;
– общественная оценка современного состояния памятников, обелисков и мемориалов Памяти, посвящённых событиям Великой Отечественной войны на территории округа, содействие в установке мемориальных досок в населённых пунктах округа по маршруту следования группы;
– опрос ветеранов и живых свидетелей событий времён Великой Отечественной войны, фото, аудио и видеофиксация рассказов с последующим использованием материалов при проведении воспитательной работы военно-патриотической направленности в учебных заведениях НАО;
– сбор фото и видеоматериалов краеведческой направленности по пути следования группы.
Общая протяженность маршрута составит не менее 2100 км, продолжительность – 20 дней (17 февраля – 8 марта 2013 года).


В связи с вышеизложенным, туристско-краеведческий клуб "Истоки" приглашает к сотрудничеству все заинтересованные организации готовые принять посильное участие в подготовке и проведении мероприятия. О своём намерении принять участие в проекте просим сообщить по электронной почте nikolaevasnao@mail.ru, или по телефону 89115587537. Дополнительную информацию можно прочитать на блоге "Дорога в НАО" если перейти по ссылке http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html.
Андрей Николаев
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2013 11:25

Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Март 2014 09:44

«Патруль времени»
Газета «Выбор НАО», Ненецкий АО
Выпуск № 4 (292) 21 февраля 2014 г.


Путешествие в пространстве и времени стартовало в Нарьян-Маре 17 февраля – экспедиция энтузиастов-краеведов Ненецкого округа отправилась по пути оленетранспортных эшелонов времён Великой Отечественной. Корреспонденту ВНАО повезло поучаствовать в историческом событии и на себе проверить, каково это – пройти по мёрзлой тундре хотя бы первую сотню километров от обелиска до обелиска.
«Решение командира разгромить противника должно быть твёрдым и без колебаний доведено до конца. Бездействие, неиспользование всех сил, средств и возможностей для достижения успеха, нерешительность и пассивность ведут к поражению».
(Из книги «Основы общевойскового боя и управления»)
Экспедиция стартовала 17 февраля от городского памятника оленетранспортным батальонам. В 1941-м на Карельский фронт через Рикасиху ушли 10 тысяч оленей и тысяча каюров. 73 года спустя в поход на четырёх снегоходах отправились восемь человек: четверо взрослых и столько же подростков. Согласно военной арифметике выходило отделение – самое маленькое воинское формирование под руководством штатного командира. Им стал инициатор патриотического проекта Андрей Николаев. Особый почёт старшему стрелку – вооруженному видеокамерой оператору Ненецкой ТРК Александру Усачёву. Снайпером довелось выступить сотруднику окружного турцентра Алексею Бажукову. В его боевую задачу входило максимально метко поворачивать голову, так как его оружием стала миниатюрная экшн-камера, прикреплённая сбоку к головному убору. Такая прицельная стрельба позволит воочию соединить точки маршрута. Видеосъёмка и приобретённый опыт пригодятся в будущей работе туристического центра. Третий участник экспедиции – краевед Сергей Козлов, как выяснилось позднее, прирождённый гранатомётчик. В пути он подкидывал боевым товарищам заковыристые задачки, требующие незамедлительного решения. А в мирной жизни краевед должен вести дневник экспедиции. В младшем составе воинского формирования – четыре «сына полка». Причём один из них сын реальный, по паспорту. Семён, сын Андрея Николаева, стал отцу надёжным помощником и опорой в дороге. Ещё трое ребят – воспитанники Ненецкой школы-интерната: девятиклассник Сергей Талеев, восьмиклассник Рочев Роман, семиклассник Костя Копытов.
После митинга и официальных речей, четыре боевых машины, очищенные священным дымом ненецкого обряда, под «Марш славянки» пересекли улицу Первомайскую и спустились на замёрзшую Печору. Практически никем не замеченный, под шумок и дымок, за ними отправился ещё один снегоход. В команде «вольнонаёмных» – депутат Архангельского областного Собрания от НАО Матвей Чупров, в качестве информационного сопровождения – корреспондент ВНАО. В походном порядке пять снегоходов двинулись к первой точке маршрута – селу Тельвиска, через которую в годы войны проходил путь оленетранспортных эшелонов.
– Захотелось вживую прикоснуться к истории, – на небольшой остановке рассказал Матвей. – Пусть ненадолго, всего лишь первую сотню километров пути, но лично на себе проверить, как это было. Одно дело – узнать об историческом факте из книжек, совсем другое – прочувствовать на себе каждый километр, который прошли наши земляки, до души протрястись, мозги от казённых слов проветрить.
Первая пятёрка
Первые вёрсты снегоходы преодолели в походном порядке. Пять километров от Нарьян-Мара до Тельвиски пролетели мигом. У села моторизованную колонну встречали красиво, на особинку. Местные мужики на снегоходах разделились на две небольшие группы и, чуть пропустив вперёд участников мотопробега, одновременно сделали малые круги почёта и влились в общий строй.
Тут надо напомнить, что пробег проходит в форме «Эстафеты памяти». В каждом крупном населённом пункте формируется группа энтузиастов, которые на снегоходах встречают основную группу и затем некоторое время сопровождают её после проведения митинга. Таким образом люди отдают дань памяти землякам, ушедшим на фронт. О том, насколько сильно воздействуют на чувства такие встречи, расскажем чуть позже.
У обелиска в Тельвиске участников мотопробега уже ждали. В руках пожилых людей и молодёжи – цветы. После первого сельского митинга народ отдал дать памяти павшим. Добавить нечего. Всё уже сказано в наивной и патетической надписи на стареньком цементе: «Пусть навеки останутся в сердцах людей, в легендах имена тех, кому мы обязаны своим счастьем, своей свободой и мирными рассветами».
В толпе провожающих – по-походному одетые пожилые женщины с лыжными палками. Они решительно двигаются вслед за уходящими снегоходами. Кажется, ещё мгновение – пойдут за нами и ничем не остановить человеческий порыв. Мужчины, женщины и дети дружно машут на прощание. Тихо падающий снег размывает картинку, она дрожит и сдвигается. И будто снова зима 41-го: родные провожают своих мужей, сыновей и отцов в далёкий и тяжёлый путь. Но мы вернёмся, а они – уже никогда.
«Командир взвода должен своевременно принимать меры по пополнению запасов ракет, боеприпасов, заправке горючим, проведению технического обслуживания вооружения и военной техники, обеспечению личного состава средствами индивидуальной защиты и специальной обработки, продовольствием и другими материальными средствами, а также следить за содержанием экипировки солдат и сержантов и правильным её использованием».
(Из книги «Основы общевойскового боя и управления»)
Вперёд по коридору
От Тельвиски до полузаброшенной деревни Устье – 17 километров. Её проезжаем мимо. От Устья до деревни Пылемец каких-то 35 верст. В пути небольшие остановки – проверить на всякий случай технику, где-то что-то подтянуть. Поломаться на морозе в голой тундре – удовольствие более чем сомнительное.
На подходах к очередному населённому пункту снова остановка. На спуске, будто в засаде, уже ждут четыре снегохода. Суровые деревенские мужики недоумённо разглядывают корреспондента ВНАО – единственную женщину в команде. Понимаю, не бабье дело в таких экспедициях участвовать.
– Спиридонов Леонид Сергеевич, – представляется один из встречающих. – Я из Лабожского. Мой дед тоже воевал. Почему встречать приехал? Никто не заставлял. А потому, что нельзя войну забывать, ветеранов наших.
После недолгих разговоров и обмена приветствиями в колонне уже девять боевых машин. На хорошей скорости прибываем в Лабожское, конечная точка – обелиск Победы. Снова много людей, принесли цветы, состоялся торжественный митинг. И всё вроде хорошо, верно и правильно, но всё же чувствуется при этом, как за долгие десятилетия после тысяч официальных мероприятий эмоционально выцветает фраза «воздать память павшим». Стирается до вакуума, до пустого звука. И как эта память вновь создаётся в реальных делах.
– Нынешняя молодёжь уже забыла об этом, кто теперь толком помнит: воевали-не воевали, – считает Юрий Христолюбов. – А нашему поколению грех забывать. Дед и мои дядьки на войне были. Один дядя погиб. Ещё после войны многие умирали. Ветеранов почти и не осталось.
От Лабожского до Великовисочного ещё десять километров. На выходе из деревни к нашей колонне присоединяется ещё один снегоход. На сей раз непростой – полицейский, под российским флагом. Теперь идём по всем правилам, с группой сопровождения. Пара-тройка километров, и нас снова встречают два снегохода. На сей раз с официальным флагом Великовисочного сельсовета.
– Про мотопробег узнали из средств массовой информации, – говорит Фёдор Безумов. – У меня дедушка в 1942 году пропал без вести. Поздно его нашли, похоронен на Пискарёвском кладбище. Желаю всем участникам поездки пройти до конца без потерь!
И снова выстраиваемся в колонну, идем в Виску. Нас теперь уже дюжина. Впереди многочисленные снегоходы вздымают снежную пыль, в белой мути все флаги как один кажутся красными. Вновь картинка поплыла, словно машины пробили в снежной пелене коридор в другое пространство и время. Теперь впереди нашего снегохода, замыкающего колонну, не утробно гудящие железные звери, а многочисленные оленьи упряжки. Мерно движется тёмная река, в ней сливаются нарты, беззвучно колышутся оленьи рога и хореи. Видны только спины седоков в снежном мареве и как-то страшно, что кто-нибудь вдруг обернётся.
Как оказалось потом, этот пронзительный момент единения – прошлого с настоящим, простых сельских людей и заезжих экстремалов – почувствовали все. Что-то неуловимое появилось в этот момент, не объяснить словами. Это было, не вру, и осталось в нашей общей памяти.
– Аж мурашки пошли, – признаётся на исходе первого дня пути Андрей Николаев. – Когда увидел первых встречающих, вначале не понял, кто это. Ведь перед поездкой был некий негатив. Предлагали отложить, перенести, подшучивали нехорошо. Если бы в наших сёлах не поддержали, не очень расстроился. Проект общественный, дело добровольное. А когда потихоньку люди начали присоединяться к колонне, шкурой почувствовал, как наши мужики в сорок первом собирались и шли единой колонной. Поддерживали, помогали и шли вперёд. Какая силища была!
Вспомнить всё. Запомнить главное
Из провала в зыбкую снежную дыру времени люди вынырнули после резкого сигнала. В Великовисочное караван вваливается под крякалку полицейского снегохода. Прибыли как белые люди – с почётом и в снегу.
Пока машины остывают после многокилометрового пробега, люди греются в здании школы. Школа почти новая, двухэтажная, современная. В зале – встреча участников мотопробега с педагогами и учениками. В сёлах слова «патриотическое воспитание» не казённые – ребятишки сидят плотненько, плечом к плечу, ловят каждое слово командира группы. Что им запомнится больше: легендарная рыжая борода Андрея Николаева, куча снегоходов с флагами или минута молчания у обелиска Победы? Детское мышление оперирует не словами, а яркими образами. Что останется в их головах, то войдёт потом в рассказ для будущих детей и внуков. Ведь делились же с нами своими детскими воспоминаниями потомки участников оленетранспортных батальонов. Об отцах, дедах, прадедах, далёкой войне в памяти пожилых уже людей остались обрывки, обломки, детали. Участникам мотопробега ещё предстоит сложить из разрозненных пазлов общую картину. Как огорчилась дочка одного из ветеранов: «Если бы раньше знали, как это важно, всё бы у родителей выспросила. Не до того было, работали много. Всё, казалось, успеем потом».
– Мой прадед воевал на Карельском фронте, ушёл в начале 1942 года, – на митинге обратился к односельчанам директор великовисочной школы Евгений Канев. Говорил искренне, не по бумажке. – Прадед рассказывал моей маме, что, когда воевали, не было печек, ничего, они сидели в сырых окопах. Все говорят, что на Карельском фронте было тихо, не было таких ожесточенных боёв, как в центральной России. Но такая тишина была страшной. Часто от пули снайпера погибали молодые бойцы, необстрелянные. Только поднял голову из окопа – и нет человека. Но сражались честно, не отдали такой важный стратегический порт как Мурманск. Помешали фашистам пройти, хотя против наших солдат воевали отборные немецкие части, горные егеря. Наши земляки – охотники, рыбаки – были закалёнными людьми, настоящими северянами. Они выстояли и не дали ни клочка нашей земли! Если бы не советские солдаты, нас бы с вами сейчас здесь не было. Ведь фашисты намеревались истребить 70 процентов нашего населения, остальных сделать рабами. Ребята, помните о наших предках, вечная им слава! Спасибо участникам мотопробега за возможность вновь обратиться к нашей общей истории и героическому подвигу!
«Постоянный учёт и умелое использование морально-психологического фактора являются важнейшими условиями достижения успеха. Для этого необходимо: знать и формировать морально-психологическую устойчивость личного состава, сочетать высокую требовательность с вниманием к его нуждам и заботой об обеспечении всем необходимым для жизни и боя».
(Из книги «Основы общевойскового боя и управления»)
Первые потери и находки
После митинга в Виске и тёплых прощаний колонна берёт курс на Коткино. Сразу за селом незапланированная остановка. Один из снегоходов безрезультатно штурмует высокий берег и заваливается на бок. Тяжёлая волокуша, гружённая топливом, усугубила ситуацию. В результате на одном из флагов сломано древко. Общими усилиями транспорт возвращается на исходную позицию, после нескольких попыток желанная высота взята. Провожающие из Виски желают путникам удачи, и пять снегоходов растягиваются в привычную цепочку. До Коткино надо пройти 53 километра. По бокам мелькают заснеженные берёзки и ели, наш экипаж идёт замыкающим. Чуть отстаём, теряя из виду основную четвёрку, и вдруг новая остановка. Сыны полка на своём снегоходе караулят отцепившеюся волокушу. Её хозяин даже не заметил пропажу и ушёл вперед. Цепляем волокушу к своему снегоходу и бросаемся догонять нечаянного диверсанта. Ох и досталось ему вечером от командира за потерю вверенного имущества!
Вот, наконец, и Коткино. Стемнело, на часах начало седьмого. На въезде в село – новый двухэтажный спорткомплекс «Луч». На ночёвку группа размещается там, в комфортных, практически городских условиях – с центральным отоплением, горячей и холодной водой из крана, цивилизованным санузлом. Но расслабляться рано. Впереди встреча со школьниками, учителями, старожилами села. Участников патриотического мотопробега здесь ждали особенно. Именно в Коткино в годы войны формировался четвёртый оленетранспортный эшелон. В основном он состоял из жителей Малоземельской и Большеземельской тундр.
Больше всего старожилов впечатлил фильм об оленной армии «Путь подвига», созданный Ненецкой телерадиокомпанией. Печальные оленьи глаза, казалось, заглядывали в самую душу, пробуждали слёзы и воспоминания.
– В ноябре-декабре мужики стали собираться, когда все эшелоны пошли, – вспоминает старожил Коткино Мария Степановна Телегина. – Я тогда в начальной школе училась. Помню, приезжали из Виски, Щелино, Тошвиски, Лабожского, из тундры пастухи приходили. Все дома заселили, в каждом размещались по несколько человек. Родные приезжали провожать. Помню, в нашем доме было столько ребят, на ночлег размещались на полу от стенки до стенки. На полатях ещё спали. У нашего амбара, где хранились продукты мобилизованных, стоял часовой. Строго-настрого было приказано охранять. Когда отец на обед шёл, нужно было разрешение спрашивать у часового и ещё у их начальника. Когда олени подошли к селу, мужики стали разъезжаться. Запомнился конец войны. Радио в селе не было, в одном из домов работал радист. Сказали ему, мол, когда война кончится, повесь флаг. Доярки пошли утром на ферму, смотрят – висит! Так в селе все узнали, что конец нашим мучениям. Столько было радости! А в тот года 9 мая всё было запружено глубоким снегом. Потом стали потихоньку возвращаться солдаты. Первым вернулся с войны Андрей Фёдорович Канев.
На этой встрече выяснился ещё один важный для краеведов факт. Когда-то поисковики из «Истоков» обнаружили в Тиманской тундре самолёт «Каталина», разбившийся в годы войны. Были найдены несколько фрагментов тела. Куда же делись остальные члены экипажа? Есть факты, что один из лётчиков выжил и самостоятельно добрался до Коткино, дальнейшая его судьба неизвестна. Показать место катастрофы выжившему тогда не удалось. И вот же удача! В разговоре со старожилами выяснилось, что оленеводы в 42-м году нашли самолёт, затем останки погибших лётчиков были вывезены в Нарьян-Мар. Так одна из краеведческих загадок была нечаянно разгадана.
Как история обретает цвет и плоть
Бесценный краеведческий и исторический материал был собран и на следующий день. Сразу после традиционного митинга Андрей Николаев и оператор Саша Усачёв пошли по гостям. Пришлось даже сдвинуть время отправления, так как воспоминания старожилов ценнее суетных сиюминутных задач. Когда ещё представится такая оказия? Марш-броски, благодаря душевной помощи главы сельсовета Олега Поздеева, были выстроены оптимально. Из одного гостеприимного дома переходили в другой, приближаясь к спорткомплексу, где готовилась к отправке в Нижнюю Пёшу основная часть команды.
Первым принимал гостей дом знаменитого Анисима Рочева. В 1941-м бригадиру почти полуторатысячного оленьего стада, отправившегося на фронт, было 33 года. В его подчинении оказалось 20 пастухов и 60 мобилизованных. Анисиму Захаровичу удалось довести свой эшелон до Рикасихи с наименьшими потерями. Вспоминают, что очень ответственный человек был. С февраля 1942 года Анисим Рочев служил на Карельском фронте в оленно-лыжном батальоне.
– Папа наш очень скромный был, ничего не рассказывал про войну, – вспоминала Екатерина Рочева. – Как-то в клубе военный фильм показывали, мы прибежали, говорим ему: сходи, посмотри. Нарядился, надел пыжиковую шапку, драповое пальто, яловые сапоги. Мы побежали до ворот его проводить. Ждали с нетерпением, что он нам расскажет. Вернулся и говорит: «Ничего, нормальное кино». Вот и все рассказы. Если бы раньше знать, всё бы выспросила. Родственники вспоминают, что на войне отец раненых на упряжках возил. На дорогах было много трупов, бомбили часто.
В родительском доме Рочевых со старых времён мало что изменилось. У входа настоящая русская печь – редкость по нынешним временам. В углу старинный комод. На столе красная бархатная подушечка с наградами. Одна из медалей затёртая – то ли носил чаще других, а может, дети в играх затёрли, не ведая тогда настоящей цены.
– Я послевоенный ребёнок, – продолжала Екатерина Анисимовна. – В конце пятидесятых родилась. Поэтому папу помню уже по мирной жизни. Ещё вспоминаются рассказы, как отец возвращался с войны. Демобилизовали его в конце сентября 1945 года. Из Мурманска до Коми ехали на товарняках. До Щельяюра шли пешком вместе с товарищем из Щелино. Долго добирались, пришли только в ноябре.
Как жаль, что многие воспоминания очевидцев военных лет не войдут в газетный материал. Время летит так быстро, что успеть бы хоть что-то сделать, запомнить, передать… Старые фото теряются, очевидцы событий уходят навсегда.
Уходить следовало и нам. Вольнонаёмным соучастникам мотопробега нужно было возвращаться в Нарьян-Мар. А ребятам предстоял долгий переход в Нижнюю Пёшу протяжённостью свыше 160 километров. Расставание вышло суетным и неловким. Как тогда, в сорок первом. Говорят, мужики соскакивали с саней, чтобы не травить родным душу долгим прощанием и слезами. Свою дорогу мы прошли. Теперь осталось вернуться в тыл, усердно работать и ждать. Возвращайтесь с победой, мужики!

Комментарий в тему
Матвей ЧУПРОВ, депутат Архангельского областного Собрания от Ненецкого автономного округа:
Пройти по этой дороге действительно подвиг. Сейчас по собственному опыту понимаешь, что аргиш из такого количества оленей должен был растянуться на километр. Организовать такой проход по тундре просто нереально. Или мы уже обленились? Снарядить людей, собрать оленей, надеть упряжь, идти без всяких приборов по морозу, в незнакомой местности – было по силам только тому стальному поколению. К мероприятию в селах отнеслись очень и очень серьезно. А в городе для многих это казалось чем-то вроде экстремального шоу. В реальности историю военного времени, своих отцов и дедов люди вспоминают со слезами на глазах. Жаль, что в тех деревнях, которые мы прошли, уже нет в живых ветеранов. Поэтому акцент смещается на патриотическое воспитание подрастающего поколения. По себе сужу: одно дело смотреть фильм про оленетранспортные эшелоны в городской квартире, совсем другое – видеть этот фильм со свидетелями событий. Другие чувства, действительно цепляет. Мы прошли совсем маленький участок пути, но ощущения огромные. Остается пожелать ребятам пройти без потерь. Фишка мотопробега от Мезени до Рикасихи в том, что мотокараван пойдет напрямую, по старинному почтовому тракту, который пролегает по территории заказника. И непонятно, есть ли там дорога, так как информации по тому участку пути нет. Может, мотокараван просто завернут назад. А назад пути нет, только впёред, как до Берлина.

Алена ЛЮДВИГ, фото автора
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Март 2014 09:46

Место встречи – Рикасиха
Газета «Выбор НАО», Ненецкий АО,
Выпуск № 5 (293) 28 февраля 2014 г.


… И когда на площадке перед памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, собрался, по сути, весь посёлок Рикасиха, стар и млад, из-за домов выехали четыре красавца-снегохода «Ямаха», с развевающимися флагами «Дорогой оленной армии». Так 25 февраля тысячекилометровый мотопробег по маршруту Нарьян-Мар-Рикасиха достиг пункта, где 72 года назад происходило формирование оленетранспортных батальонов для отправки их на Карельский фронт, на защиту советского Заполярья.
Под марш «Прощание славянки» и аплодисменты участники мотопробега заглушили снегоходы и направились к памятнику погибшим воинам. Жители Рикасихи и члены ненецкого землячества «Тосавэй» от души приветствовали их, обнимали, жали руки. Зазвучал гимн России, начался торжественный митинг, посвящённый 70-летию освобождения советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Слово взяла глава Приморского района Валентина Рудкина:
– Сегодня мы отдаём дань героям войны, дань простым людям, совершившим великий подвиг в годы Великой Отечественной. Мы с гордостью, восхищением приветствуем наших гостей из Ненецкого автономного округа. Какой силой, каким патриотизмом нужно обладать, чтобы проделать этот непростой путь от Нарьян-Мара до нашего Приморского района… Я уверена, что и вы, и участники, свидетели тех событий 1942 года поделятся своими воспоминаниями о том, что происходило здесь, в деревне Рикасиха, когда формировались оленетранспортные эшелоны и уходили на фронт наши земляки. Эти батальоны сыграли неоценимую роль в освобождении от фашистов всей страны, в том числе Русского Севера.
Участников мотопробега и жителей Рикасихи также приветствовали депутат областного Собрания Юрий Сердюк, министр Архангельской области по делам молодёжи и спорту Елена Доценко, почётный житель Рикасихи, краевед Ольга Латухина.
– Участники мотопробега повторили путь, – сказала Ольга Владимировна, – по которому 72 года назад шли их деды и прадеды – оленеводы, рыбаки, охотники, крестьяне – и двигались тысячи оленей, чтобы здесь, в Рикасихе, под руководством Приморского райвоенкомата, совместно с 295-м запасным лыжным полком сформировать олене-лыжные батальоны и отправить их на Карельский фронт, на защиту советского Заполярья. Что и было сделано. Тысячи оленей паслись вдоль тракта, где теперь проходит шоссейная дорога. Чумы стояли на нашем болоте. До сих пор сохранились эти вытоптанные оленями места… Спасибо вам, молодые люди, от меня, как от матери, как от учителя, что вы организовали эту акцию, что помогаете не забыть подвиг наших земляков. Спасибо тебе, Андрюша!
Ольга Владимировна поклонилась участникам мотопробега, думаю, что этот момент был одним из самых волнующих… Оказывается, НАШ Андрей Николаев, инициатор мотопробега и руководитель туристско-краеведческого клуба «Истоки», вырос в Рикасихе, окончил здешнюю школу!
А затем был не менее волнующий момент – выступал член землячества «Тосавэй» Владимир Шубин, сын погибшего участника оленетранспортного батальона Елисея Митрофановича Шубина из Нижней Пёши. Историю его отца мы обязательно расскажем в следующем номере.
Ответное слово перед жителями Рикасихи держали нарьянмарцы – Андрей Николаев и директор Ненецкой школы-интерната Людмила Пашкина. Воспитанники этой школы, трое мальчишек, достойно выдержали испытание мотопробегом.
… Деревня Рикасиха в те суровые годы была центром Приморского района Архангельской области, и именно здесь был конечный пункт тяжёлого пути призывников из Ненецкого округа, которые шли сюда со своими оленями, а эти животные не приспособлены для таких дальних перегонов. Сотни километров, пройденные оленной армией в 1941 году, теперь называют чудом. И призывники из Ненецкого округа не просто преодолели этот дальний путь в страшные морозы, а порой буквально тащили оленей на себе. Измученные животные не выдерживали и падали…
Повторить подобный переход значило подвергнуть тяжёлому испытанию и животных, и оленеводов, поэтому решено было двигаться на снегоходах. На долю участников пробега тоже выпали испытания: если начинали они в морозную погоду, то в Мезенском районе уже пошла оттепель, порой приходилось ехать по льду реки, залитому водой, а в Архангельске – почти по голому асфальту.
– Мы начали движение по морозам, было за сорок далеко, – рассказывает Андрей Николаев, – нам повезло и с количеством снега. Трудности начались с переходом через тайгу от Мезени на Сояну и на Архангельск. Самые большие сложности возникли с переходом от Архангельска до Рикасихи, три километра мы шли по узкой полосе, снегоходы вели чуть ли не вертикально, под углом 45 градусов. Пришлось двигаться чуть ли не по центру города, по улицам, нас сегодня видело очень много людей. Сейчас нам нужно найти транспорт, чтобы 28 февраля погрузить на него снегоходы и вывезти за пределы Архангельска, потому что второй раз нам так уже не пройти – просто нет снега.
Надеемся, что планы Андрея Николаева и его сподвижников осуществятся, и к 8 марта они благополучно вернутся в Нарьян-Мар.
Когда верстался номер, нам удалось связаться с Андреем Николаевым и выяснить, что в обратний путь путешественники, а их осталось четверо, выдвигаются в последний день февраля. Снегоходы удалось отправить КАМАЗом до Ижмы.

Лариса ТОРОПОВА
Фото Евгения ПОРОХИНА
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Март 2014 09:51

Мотопробег завершен, но проект будет продолжаться

Торжественная встреча участников мотопробега "Дорогами оленной армии" состоялась во дворе Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерки. Буранный эшелон встречали ученики и преподаватели школы, представители общественности и первые лица Ненецкого округа и Заполярного района.
Напомним, мотопробег был организован туристско-краеведческим клубом "Истоки" МКОУ "Ненецкая образовательная средняя школа-интернат им. А. П. Пырерки" при поддержке администрации Заполярного района.
Участники мотопробега преодолели две тысячи восемнадцать километров за двадцать дней. Путь лежал через населенные пункты Заполярного района в Мезень, а оттуда - в поселок Рикасиха архангельской области. Таким образом, идея воссоздания пути оленно-транспортного батальона объединила три субъекта, отметил в привественном слове глава Заполярного района Александр БЕЗУМОВ:
- Мотопробег объединил людей из Ненецкого автономного округа, Архангельской и Мурманской области. Мы внимательно следили за вашим передвижением, нам много звонили, выражали благодарность в ваш адрес. Уверен, что все вы полны такими впечатлениями, столько получили информации, что чтобы обработать ее, потребуется некоторое время. Но, уверен, что самое главное - это тот заряд положительной энергии, которую вы получили при встречах с жителями населенных пунктов, через которые лежал ваш путь. Сейчас мы видим перед собой сплоченную команду сильных, мужественных людей. Ведь для того, чтобы реализовать эту смелую идею, нужно большое мужество. Я благодарен вам и всем, кто поддержал вас в этом начинании: руководство и коллег из Ненецкой школы-интерната. Отдельно хочу выразить благодарность компании "Башнефть-полюс", оказавшей серьезную финансовую поддержку мотопробегу "Дорогами оленной армии".
Слова благодарности и искреннего восхищения были сказаны в адрес участников экспедиции и временно исполняющим обязанности губернатора округа Игорем КОШИНЫМ, председателем окружного собрания депутатов Сергеем КОТКИНЫМ и другими представителями власти и общественности.
Митинг завершился торжественной передачей на хранение в Ненецкую школу-интернат копии знамени Победы, привезенную путешественниками из Архангельской области. На следующей неделе, предположительно 13 марта, в администрации Заполярного района состоится пресс-конференция, во время которой уже отдохнувшие участники мотопробега расскажут все подробности своего путешествия.

Пресс-служба администрации Заполярного района
8 марта 2014 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Март 2014 12:02

 Флаг.jpg
 IMG_1278.jpg
Участники мотопробега «Дорогой оленной армии» вернулись в НАО

Более двух тысяч километров на снегоходах прошли участники мотопробега "Дорогами оленной армии". Акция стартовала 17 февраля, и завершилась 8 марта на территории Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерки. Экспедицию встретили первые лица Ненецкого округа, представители общественности, учащиеся школы. Акция была посвящена сразу четырем юбилейным датам: грядущему 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны, 85-летней годовщине Ненецкого округа, 70-й годовщине освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков и 25-ой годовщине основания поискового движения в Архангельской области.
Мотопробег был организован туристско-краеведческим клубом "Истоки", который создан на базе Ненецкой школы-интерната им. А. П. Пырерки." «Наша акция – дань памяти героям войны - простым жителям тундры, ушедшим на защиту своего Отечества», - отметил руководитель экспедиции Андрей Николаев.
«Надеюсь, мотопробег «Дорогой оленной армии» станет ежегодной акцией, в которой будут принимать участие не только жители нашего округа, - сказал врио губернатора Ненецкого округа Игорь Кошин. - Такие экспедиции дают возможность сохранить память о тех, кто семьдесят лет назад пал в боях за нашу жизнь, свободу и независимость. Хочу сказать спасибо участникам мотопробега и всем, кто помогал в его организации. Ребята, вы делает нужное дело»!
Участники экспедиции за 20 дней повторили путь оленно-транспортных эшелонов от Нарьян-Мара до станции Рикасиха в Архангельской области. Тогда, в 1941-м более 10 000 оленей в сопровождении опытных каюров были направлены на фронт из Ненецкого автономного округа, Республики Коми и Архангельской области. В условиях невероятно суровой зимы, в немыслимо сжатые сроки из НАО на фронт было мобилизовано более 600 человек. Большая часть людей и оленей погибли весной 42-го в жесточайших боях с немецкими горными егерями под Мурманском. Олене-транспортными отрядами 14-й армии за годы войны было перевезено около 8 тысяч военнослужащих по оперативным и боевым заданиям, эвакуировано 10142 раненых и больных, перевезено 17087 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов, вывезено с поля боя 162 самолёта, потерпевших аварию.
В ходе экспедиции участники мотопробега встречались со школьниками, возлагали цветы на мемориальных комплексах в населённых пунктах по пути следования оленетранспортных эшелонов, рассказывали о подвиге земляков. Кроме того, ребята собирали свидетельства очевидцев того перехода, оценивали состояние памятников и обелисков, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.
Слова благодарности в адрес участников экспедиции высказали спикер окружного парламента Сергей Коткин, глава Заполярного района Александр Безумов, председатель совета ветеранов войны и труда Ненецкого округа и член Общественной палаты РФ Вячеслав Корепанов, а также другие официальные лица.

Сайт Администрации Ненецкого АО, от 11 марта 2014 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Март 2014 12:23

8 марта 2014 г., в 10.00 часов у здания Ненецкой школы интернат им. А.П. Пырерки, в городе Нарьян-Мар, завершилась наша экспедиция - мотопробег "Дорогой оленной армии". Пройдено 2015 км пути, по маршруту: г. Нарьян-Мар - п. Тельвиска - п. Лабожское - п. Великовисочное - п. Коткино - п. Нижняя Пеша - п. Снопа - п. Ома - п. Вижас - п. Несь - г. Мезень - п. Сояна - п. Ижма - г. Архангельск - п. Рикасиха и обратно, только на участке Нижняя Пеша - Коткино, прошли по другому маршруту, через поселки: Белуше, Волонга, Индига, Выучейское. В ходе экспедиции, в населенных пунктах Ненецкого АО и п. Рикасиха Арх.обл. - проводились митинги, уроки мужества в школах, с показом фильма телеканала "Север" - "Путь Подвига" (об оленно-транспортных эшелонах). Кроме этого проводился опрос и видеосъемка ветеранов ВОВ и детей войны, тех кто что-то помнил об "Оленной армии". Одновременно велась видеосъемка документального фильма, проффессиональным кинооператором и режисером телеканала "Север" - участника экспедиции. Свои впечатления о мотопробеге с фотографиями выложу позже. Так же я думаю, что в ближайшее время появиться информация от самого руководителя экспедиции Андрея Николаева, на его блоге "Дорога в НАО".
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

2014: Мотопробег "Дорогой оленной армии"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Май 2014 08:31

По дорогам памяти
Облачно, медленное падают снежинки на горячий капот снегохода «Ямаха-Викинг», и тают, превращаясь в капельки, словно слёзы, стекают на снежный наст дороги. Играет музыка, у памятника памяти «Оленно-транспортным эшелонам», копошатся люди. Телевизионщики устанавливают микрофоны и аппаратуру, пришли ребята с различных кадетских классов, выстраиваясь в шеренгу, просто школьники с гвоздиками в руках. Женщины из этнокультурного центра в ненецких традиционных нарядах, снуют пред колонной четырех снегоходов – стальных оленьих упряжек, проводят обряд на хорошую дорогу. А вокруг подходят простые горожане – прохожие, родные, друзья, просто знакомые и совсем не знакомые, но совсем не равнодушные к происходящему событию люди.
Музыка стихла, потом были речи ответственных лиц, напутствия в дорогу, сердечный стук метронома, возложение цветов и венков к подножию памятника, рапорт руководителя экспедиции военкому, о готовности членов группы к экспедиции, и старт. Так ранним утром 17 февраля 2014 года начался мотопробег «Дорогой оленной армии», посвященный героическому подвигу жителей ненецкой земли – рабочим и служащим, рыбакам и оленеводам, и оленям – домашним животным, ставшими бойцами Красной Армии.
Инициатором мотопробега выступил – туристско-краеведческий клуб «Истоки» Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерка, с его руководителем Николаевым Андреем Сергеевичем. Мотопробег по пути оленно-транспортных эшелонов "Дорогой оленной армии" проводился в преддверии 70-летия окончания Великой Отечественной войны и посвящён 85-летней годовщине Ненецкого автономного округа, 70-той годовщине освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, а также 25-той годовщине основания поискового движения в Архангельской области. Главной целью проекта, является привлечение внимания общественности к вопросам сохранения и увековечения памяти о людях погибших, пропавших без вести, и умерших от ран в ходе военных действий по защите Отечества. Содействие возрождению в обществе патриотизма, как важнейшей духовной ценности, воспитанию у молодежи округа гражданственности и чувства гордости за славное историческое и боевое прошлое своей Родины.
В мотопробеге приняли участие пятеро взрослых и трое детей. Руководитель экспедиции Андрей Николаев, представитель туристического центра округа Алексей Бажуков, краевед-поисковик Сергей Козлов, постоянный член туристско-краеведческий клуба «Истоки», он же механик этой экспедиции Семён Николаев, кинооператор и фотожурналист телеканала «Север» Александр Усачев. И трое ребят из Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерка – ученик 8 класса Роман Рочев, ученик 7 класса Константин Копытов, ученик 9 класса Сергей Талеев.
Благодаря упорству и настойчивости руководителя экспедиции Николаева А.С. и других участников проекта удалось осуществить коллосальную работу по подготовке и проведению мотопробега. Каждый день, был практически расписан по часам и минутам. Неоценимую помощь в проведении мероприятия оказали все главы поселковых администраций и Заполярного района, патриотические, краеведческие и молодежные группы и учреждения, предприятия и частные фирмы города Нарьян-Мара и Ненецкого АО, Архангельской области и просто неравнодушные, отзывчивые люди. Помогали всем, чем могли – деньгами, топливом, снаряжением, продуктами, ночлегом, ремонтом техники, советом.
Как все происходило в населенном пункте? До подхода к населенному пункту, где должен был состояться митинг, нас встречали местные жители на своих снегоходах. Как правило, их было от трёх до десяти, все они были украшены флагами своих районов и округа. Они сопровождали нас до памятников «Павшим воинам» своего поселка. Там уже находились местные жители и молодежь с местных школ. Играла патриотическая музыка, выступления главы сельсовета, ветеранов войны, жителей поселка, всех желающих, потом минута молчания, под удары метронома, возложение цветов и венков к подножию памятников погибшим в Великую Отечественную войну воинов. Кроме того, в населенных пунктах, по маршруту следования, проводились встречи с ветеранами войны, свидетелями событий, призыва на военную службу оленей и оленеводов. Все беседы с ними записывались на фото и видеотехнику, для дальнейшего использования этих материалов в создании документального патриотического фильма об оленно-транспортных эшелонах и о нашей экспедиции. Одновременно, часть нашей группы встречалась с молодежью школ, проводила беседы с показом фильма «Путь Подвига».
Такие мероприятия были проведены, во всех населенных пунктах Ненецкого автономного округа, находящихся на маршруте прохождения группы мотопробега, а также в школе города Мезень и в поселке Рикасиха.
В Рикасихе, был главный митинг мотопробега. На площадке перед памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, собрался, по сути, весь посёлок Рикасиха, стар и млад, из-за домов выехали четыре красавца-снегохода «Ямаха», с развевающимися флагами «Дорогой оленной армии». Так 25 февраля тысячекилометровый мотопробег по маршруту Нарьян-Мар - Рикасиха достиг пункта, где 72 года назад происходило формирование олене-транспортных батальонов, для отправки их на Карельский фронт, на защиту советского Заполярья. В ходе митинга руководителю группы мотопробега, было вручено копия знамени Победы, которое было доставлено в Нарьян-Мар.
Более двух тысяч километров пройдено группой мотопробега. Про них можно сказать: «Они прошли огонь, воду и медные трубы». Было все, и лютые морозы, и порывистый ветер со снегом, дождем и градом. Были водные преграды и слузы, ледяные склоны и предательская снежная белизна и пыха. Были бытовые трудности, поломки техники и разногласия взглядов в коллективе, и да же чрезвычайные ситуации. Но несмотря, ни на что мужественно, с достоинством и честью показали себя участники экспедиции. Практически у всех членов группы, было ощущение, что параллельно с ними, все трудности и невзгоды преодолевают с ними оленеводы и олени, идущие на фронт.
Прекрасный солнечный день, чувствуется дыхание весны. Снег искриться на солнце, превращаясь в прозрачные льдинки, тает, от горячего капота снегохода «Ямаха-Викинг», превращаясь в капельки, и словно слёзы, стекают на снежный наст разбитой дороги. Стройный ряд четырех снегоходов, с развивающимися на ветру флагами, въехал на территорию Ненецкой Школы-интернат им. А.П. Пырека утром 8 марта 2014 года. А вокруг стоят встречающие – родные, друзья, школьники, представители власти города и округа, и просто прохожие. Играет музыка, развиваются знамена, звучат приветственные речи и поздравления с успешным завершением мотопробега «Дорогой оленной армии».

Воспоминания нахлынули волной
И унесли, куда-то в мир иной…
В мир приключений, трудностей, открытий,
Познаний быта деревень, традиций и событий!

Бескрайней тундры – красные закаты,
Манят к себе крутые перекаты,
То наст, то пыха, то коварный слуз,
Бесстрашный «Викинг», тащит нас и груз!

На встречу ветра – сотни верст пути,
Командой дружною, мы все смогли пройти.
Зов памяти уже, который год,
Нас снова в путь, неведомый, зовет!

март, 2014 года.

СЕРГЕЙ КОЗЛОВ

фото Юрия Мехоношина "Старт мотопробега"
Вложения
 ф. ЮМ 14.jpg
 ф. ЮМ 13.jpg
 ф. ЮМ 6.jpg
 ф. ЮМ 3.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения