1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Ноябрь 2013 19:07

 114156891 (1).jpg

Общая информация

Участники перелета (персональные темы)

Литература, пресса, документы

Ссылки
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Ноябрь 2013 19:18

АНТ-4 Страна Советов

Вопрос о возможности дальнего перелета на АНТ-4 неоднократно обсуждался в ЦАГИ, но лишь в начале 1929 г. Был окончательно решен. Инициатором здесь выступило руководство Осоавиахима. В апреле 1929 г. Совет труда и обороны принял постановление об организации перелета советского самолета в США. Цели преследовались в основном чисто пропагандистские.
Для перелета приказано было подготовить один из первых серийных ТБ-1, получивший имя "Страна Советов". Но, учитывая несовершенство техники того времени, предусмотрели и запасную машину, в качестве которой выступил "дублер". Именно ему суждено было добраться до Америки.
На поспешно изъятом из НИИ ВВС самолете провели контрольный перелет Москва - Орел - Брянск - Москва, чтобы установить истинный расход горючего.
Поскольку значительная часть маршрута перелета пролегала над морем, решили использовать поплавковое шасси. В ЦАГИ спроектировали крепления для установки на ТБ-1 поплавков от немецкого бомбардировщика ЮГ-1. Предназначенная для перелета машина № 603 (то есть третья серийная), кроме узлов под поплавки, отличалась усиленными лонжеронами центроплана, дверями в фюзеляже и дополнительными бензиновыми и масляными баками. Вооружение на ней не устанавливалось, проемы турелей в хвостовой части зашили. Самолет получил все положенное электро- и радиооборудование (на бомбардировщиках предусмотренное, но реально отсутствовавшее) и значительное количество дополнительных приборов иностранного производства.
Срок готовности машины установили 15 мая, затем сдвинули на 26 июня. Задержки вызывались опозданием с подготовкой чертежей дополнительных баков и поплавкового шасси. 22 июня ТБ-1 вывезли на аэродром. Он стал первым серийным самолетом этого типа. Пробный полет совершили 14 июля. Моторы перегревались. Дело в том, что полетный вес у рекордной машины был существенно больше, чем у опытного образца. В ЦАГИ срочно спроектировали и изготовили радиаторы увеличенной площади. Через пять дней их уже смонтировали на "Стране Советов".

Экипаж состоял из командира С.А. Шестакова (тогда личного пилота начальника УВВС), второго пилота Ф.Е. Болотова, штурмана Б.В. Стерлигова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. От ЦАГИ подготовкой перелета занимался В.М. Петляков. Самолет должен был пролететь почти всю страну, на Дальнем Востоке сменить колеса на поплавки и продолжить путь вдоль побережья Тихого океана. Океан собирались пересечь в самом узком месте - через Берингов пролив. Далее маршрут лежал вдоль восточного побережья Северной Америки, после чего планировалось пересечь США от океана до океана.
Рассматривались и два альтернативных варианта: через Европу и Северную Атлантику и через Западную Африку и Южную Америку, но их сочли более сложными. Предлагался даже проект кругосветного перелета, при котором Берингов пролив пересекался в обратную сторону (с Аляски). Основным аргументом за выбранный маршрут было прохождение большей его части над территорией СССР, что облегчало подготовку.
В расчетные точки перелета завезли горючее и запасные части. Надо сказать, что из-за высокой по тем временам степени сжатия двигатели BMW VI работали не на чистом бензине, а на бензин-бензольной смеси, являвшейся в то время редкостью; бензол импортировали из Германии.

 ant4-2.JPG
8 августа 1929 г. экипаж Шестакова стартовал с Центрального аэродрома. На подлете к Уралу "Страну Советов" атаковал орел, в результате на передней кромке правого крыла осталась заметная вмятина. До Красноярска добрались без особых проблем. На взлете забарахлил мотор, но вскоре обороты пришли в норму. Очередная посадка предполагалась в Верхнеудинске, однако Шестаков при поддержке Болотова принял решение лететь дальше, в Читу. Стерлигов возражал, поскольку, по расчетам, прибыть туда можно было только ночью. И оказался прав - в темноте экипаж заблудился. Когда сожгли весь бензин, пришлось садиться на склоне сопки. Летчики не пострадали, но машина была искорежена.
В ближайшем селе узнали, что находятся в 80 км от Читы. Шестаков получил приказ срочно прибыть в Москву и был отправлен туда самолетом. Остальные ехали поездом. На вокзале их встретил командир, сообщивший: "Готов другой самолет, завтра с рассветом вылетаем!"
Остается неясным, были ли обе машины заранее сделаны внешне идентичными, или "дублер" спешно доводили, пока поезд шел от Читы до Москвы. Во всяком случае, на фотографиях разницы между двумя экземплярами "Страны Советов" совершенно не заметно.

23 августа, уже без особой помпы, Шестаков с товарищами вновь взял курс на восток. Над Уралом засбоил левый мотор, пришлось садиться в Челябинске. За ночь его починили, но на аэродроме не оказалось бензина. Понадобился незапланированный "крюк" в Курган. Чтобы наверстать график, Омск пролетели и сели в Новосибирске. На подходе к Иркутску отказал один двигатель - еле дотянули до аэродрома. Три дня меняли мотор, затем пошли дожди и низкая облачность затянула сопки. График летел ко всем чертям. Но "роковую" Читу миновали благополучно. В Хабаровске сменили колеса на поплавки. 9 сентября первый раз попробовали взлететь с воды. Машина взад и вперед носилась по Амуру, но подниматься в небо не хотела. Лишь оставив на берегу часть снаряжения и частично слив горючее, 12 сентября экипаж смог продолжить путь.
После посадки в Николаевске-на-Амуре самолет направился на Камчатку, а оттуда - на о. Атту (Алеутские о-ва). Взлету с Атту мешали рифы. Стоявший в бухте корабль "Красный вымпел", подстраховывавший перелет, принял на борт часть груза и двух членов экипажа. На облегченной машине остались Болотов и Стерлигов. Через семь часов они сели у о. Уналашка. Летчиков перевез на берег военный катер. Но вернуться на нем они не смогли: начался отлив, и катер оказался на песке. Выручили местные рыбаки со своими лодками.
На следующем этапе погода испортилась - к Ситхе подходили в тумане и дожде. Вдобавок из-за падения давления масла пришлось отключить левый мотор. Болотов приказал подать сигнал SOS, но радиостанция не работала - аккумулятор разрядился. За борт выбросили весь груз, якорь и слили часть бензина, но до места назначения все-таки добрались. От Ситхи экипаж опять летел в полном составе.
Но до Сиэтла не дотянули. Левый двигатель еще раз отказал. Сели в первой попавшейся бухте и стали ждать, пока привезут мотор. Менять его пришлось на плаву, потратив на ремонт 10 дней.
В Сиэтле "Страну Советов" встречали В.М. Петляков и моторист М.М. Егоров. Машину переставили на колеса. Вылетели благополучно, но до Сан-Франциско не добрались - вышел из строя мотор (причем опять левый). На аэродроме в Портленде определили, что сломалась масляная помпа. Американцы ее быстро починили. В Сан-Франциско задержались ненадолго, вскоре взяв курс на Чикаго. Там советских летчиков встречали с оркестром при большом скоплении народа. Дальше Петляков летел на самолете. Перелет завершили в Нью-Йорке.
В Европу машина и ее экипаж возвращались на пароходе "Мавритания". Через месяц в Москве всех участников первого перелета советского самолета в США наградили орденами Боевого Красного знамени и почетными грамотами ВЦИК.


Список источников:

Авиаколлекция. В.Ригмант, В.Котельников. Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Максимилиан Саукке. Самолеты Туполева. АНТ-1 - АНТ-15
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


@ Уголок неба. 2011 
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Ноябрь 2013 20:11

Красный Север 1929 Пятница 2 августа № 175 (3064) с.1

 Красный Север 1929 Пятница 2 августа № 175 (3064) с.1.jpg
САМОЛЕТ „СТРАНА СОВЕТОВ"
В начале августа совершит перелет из Москвы в Нью-Йорк недавно построенный двухмоторный самолет ЦАГИ «Страна Советов» Маршрут перелета составляет около 20000 килом.
На снимке; Самолет "Страна Советов". Слева - первый пилот самолёта т. Шестаков; справа — второй пилот—т. Болотов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 10:23

Красный Север 1929 Суббота 10 августа № 182 (3071) с.5

 Красный Север 1929 Суббота 10 августа № 182 (3071) с.5.jpg
Начался грандиозный перелет Москва — Нью-Йорк

Самолет «Страна Советов» прибыл в Омск
МОСКВА. 8 августа. Вчера 7 августа на рассвете самолет «Страна Советов» начал свой грандиозный перелет Москва — Нью-Йорк. Самолет ведут пилоты Шестаков и Долотов *, аэронавигатор — Стерлигов и механик Фуфаев. Перелет Москва — Омск, — расстоянием свыше 2.200 клм. «Страна Советов» совершит без посадки.
МОСКВА, 8 августа. В управлении начальника воздушных сил получена телеграмма от тов. Шестакова (пилота аэроплана «Страна Советов»), извещающая, что аэроплан 8 августа в 16 часов 48 мин. благополучно прибыл в Омск.

(*Опечатка, верно Болотов - ЛПХ)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 10:32

Красный Север 1929 Воскресенье 11 августа № 183 (3072)

 Красный Север 1929 Воскресенье 11 августа № 183 (3072).jpg
К перелету Москва — Нью-Йорк
ВПЕРЕДИ - САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ ПУТИ
Самолет «Страна Советов» прибыл в Новосибирск
НОВОСИБИРСК, 9 августа. В виду желания местных организаций самолет «Страна Советов» остановился в столице Сибири — Новосибирске. В беседе с корреспондентом РОСТА летчик тов. Шестаков сообщил: «Путь до Омска был очень тяжел. Весь Урал в грозах. Впереди самая трудная часть полета — 8.000 клм. над океаном. Великий оке в это время неспокоен, но мы твердо уверены в успехе перелета. Машина идет прекрасно.
Первый наш полет Москва — Омск мы шли 180 клм в час, несмотря на неблагоприятные условия. Первый наш шаг, сказал тов. Шестаков ,— явился новым всесоюзным рекордом.
«Страна Советов» вылетает в Красноярск завтра утром.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 18:53

Красный Север 1929 Вторник 13 августа № 184 (3073)

 Красный Север 1929 Вторник 13 августа № 184 (3073).jpg
Перелет Москва — Нью-Йорк
«Страна Советов» через горы и тайгу

ПЕРЕЛЕТ ИЗ НОВОСИБИРСКА В КРАСНОЯРСК
КРАСНОЯРСК, 10 августа. Самолет «Страна Советов» вылетев в
10 ч. 20 мин. по московскому времени из Новосибирска, опустился в Красноярске в 2 ч. 12 мин., пройдя через горы и тайгу при неблагоприятных метеорологических условиях.

ЯСТРЕБ НА КРЫЛЕ «МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПТИЦЫ» НОВОСИБИРСК, 10 августа. По пути в Новосибирск, на крыло самолета налетел ястреб. Ввиду чрезвычайной быстроты полета, ястреб очень сильно ударился о крыло самолета и клювом сделал в аллюминии небольшую выемку. Выемка полету не мешает.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 19:02

Красный Север 1929 Четверг 15 августа № 186 (3075)

 Красный Север 1929 Четверг 15 августа № 186 (3075).jpg
Перелет Москва — Нью-Йорк
Тяжелый путь из Красноярска
МОСКВА, 13 августа. Самолет «Страна Советов» вылетел из Красноярска 11 августа в 7 час. 40 мин. по московскому времени. Самолет пролетел над Нижнеудинском, Верхнеудинском, в 80 клм. восточнее Верхнеудинска, держа курс на Читу. Поскольку в Читу самолет не прибыл, он, повидимому, совершил вынужденную посадку между ст. Илька и Читой. Связи с летчиком Шестаковым пока не установлено. Приняты соответствующие меры для установления связи.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 19:06

Красный Север 1929 Пятница 16 августа № 187(3076) с.5

 Красный Север 1929 Пятница 16 августа № 187(3076) с.5.jpg
Перелет „Страны Советов" прерван
Вынужденная посадка в тайге
МОСКВА, 14 августа. 14 августа в 12 часов 35 мин. от тов. Шестакова получена телеграмма из села Сосновоозерска (на тракте Верхнеудинск - Чита), что самолет "Страна Советов" сделал вынужденную посадку в тайге. Весь экипаж невредим. В связи с этой посадкой самолёта перелет прерван. Вопрос о положении перелета в Нью-Йорк будет разрешен в ближайшие дни.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Ноябрь 2013 19:10

Красный Север 1929 Суббота 24 августа № 194(3083) с.2

 Красный Север 1929 Суббота 24 августа № 194(3083) с.2.jpg
САМОЛЕТ «СТРАНА СОВЕТОВ» ВОЗОБНОВИЛ ПЕРЕЛЕТ
МОСКВА, 23 августа, Сегодня самолет «Страна Советов» возобновил свой перелет в Нью-Йорк. Около 4 часов утра самолет поднялся с Московского центрального аэродрома и взял направление на на восток. Экипаж самолета тот же: командир воздушного корабля тов. Шестаков, морской летчик тов. Болотов, аэронавигатор тов. Стерлигов и борт-механик тов. Фуфаев. Первую остановку самолет предполагает сделать в Кургане.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение Dobrolet » 14 Ноябрь 2013 07:05

Михаил Маслов "Первый в своем роде"
Авиация и Время №3 2007


 Страницы из 92 - 2007 №03_Страница_1.jpg
 Страницы из 92 - 2007 №03_Страница_2.jpg
 Страницы из 92 - 2007 №03_Страница_3.jpg
 Страницы из 92 - 2007 №03_Страница_4.jpg
«Страна Советов»
ТБ-1 еще не поступил в строевые части, а уже приобрел мировую известность под обозначением АНТ-4 «Страна Советов». Благодаря перелету в США. Этот перелет, вне всякого сомнения, стал самым серьезом испытанием для нового самолета. Более того, он оказался весьма заметным общественным событием 1929 г.
Впервые вопрос о трансатлантическом (!) вояже АНТ-4 прозвучал на заседании комиссии по дальним перелетам еще в декабре 1927 г. В начале 1929 г. аэронавигационный отдел (АНО) НИИ ВВС просчитал различные варианты полета из Москвы в Нью-Йорк. Западный маршрут должен был пройти через Европу, западную оконечность Африки, пересечь Атлантический океан, достичь Южной Америки, далее развернуться на север и проходить до Нью-Йорка Этот вариант, помимо прочего, требовал разрешения многих вопросов дипломатического порядка, так как подразумевал пересечение границ сразу нескольких государств. В условиях продолжавшейся изоляции СССР проведение необходимых переговоров представлялось маловероятным. Более благоприятным казался вариант полета вдоль Дальневосточной магистрали, далее на Камчатку, через северовосточную часть Тихого океана и затем Северо-американский континент до Нью-Йорка. Именно на этом маршруте, длина которого составляла 20600 км, организаторы акции остановили выбор. Дополнительным обстоятельством в его пользу стало то, что по нему уже летали советские, американские, французские и польские пилоты.
Командиром экипажа назначили С.А. Шестакова, который в 1927 г. на биплане АНТ-3 успешно слетал из Москвы в Токио. Своим бортмехаником Шестаков без колебаний назвал спутника по перелету 1927 г. Д.В. Фуфаева. Вторым пилотом назначили Ф.Е. Болотова - бывалого и хладнокровного морского авиатора, являвшегося полной противоположностью горячему и авантюрному Шестакову. Штурманом определили одного из опытнейших навигаторов НИИ ВВС Б.В. Стерлигова.
Окончательное разрешение на перелет Москва-Нью-Йорк дал Совет труда и обороны (СТО) в апреле 1929 г. Целью перелета указывались не рекордные достижения, а испытания нового самолета в тяжелой погодной обстановке и трудных условиях эксплуатации. Общее руководство перелетом возложили на Осоавиахим СССР, техническое обеспечение — на ЦАГИ. Ответственным за техническое состояние самолета являлся в.М. Петляков, за моторное оборудование — М.М. Егоров. Подготовкой морского этапа перелета занимался Р.Л. Бартини, назначенный 15 мая 1929 г. старшим инженером по эксплуатации матчасти Управления ВВС Морских сил Черного моря.
Для перелета стали готовить головной серийный самолет № 601 (по другим данным - № 603), который пришлось соответствующим образом доработать. Затем потребовалось испытать его на поплавковом шасси, т.к. значительная часть маршрута проходила над океаном. В начале апреля самолет перелетел в Таганрог, где на авиазаводе № 31 его установили на немного удненные поплавки от трехмоторного ЮГ-1. Затем в Таганроге и Севастополе экипаж выполнил не один десяток тренировочных полетов. Одновременно шла подготовка карт, радиостанции, вымерялись расстояния между поворотными пунктами. Особое значение придавали показаниям указателя воздушной скорости, которые могли иметь значительную погрешность из-за бокового ветра или неравномерной работы двигателей. Поэтому приемник воздушного давления установили в носовой части на удлиненной штанге, оборудованной специальной флюгаркой. Она хорошо была видна из пилотской кабины и помогала летчикам не доускать скольжения самолета при плохой видимости горизонта. Когда все было готово, экипаж совершил контрольный перелет по маршруту Москва-Воронеж-Кременчуг-Киев-Москва протяженностью 2000 км.
Самолет получил бортовое обозначение URSS-300 и гражданское название АНТ-4 "Страна Советов». На носовой части фюзеляжа нанесли надписи: «Осоавиахим СССР» и «Страна Советов». Поплавки отправили в Хабаровск, а второй комплект колесного шасси - в американский Сиэтл. Ресурс двигателей не превышал 60 ч, поэтому запасные моторы отправили в несколько пунктов натерритории СССР и на Тихоокеанском побережье США. В комплект морского оборудования самолета включили спасательные жилеты и надувную шлюпку. Для обеспечения возможных спасательных операций с разрешения американцев к о. Атту направили корабль «Красный вымпел».
К полуночи 7 августа АНТ-4 стоял освещенный прожекторами на Центральном аэродроме Москвы. Экипаж провожали члены Комиссии по дальним перелетам С.С. Каменев, П.И. Баранов, Л. Малиновский, В. Зарзар. 8 августа в 2 часа ночи «Страна Советов» стартовала, чтобы успеть прибыть в Омск до наступления темноты. Вначале полет проходил вполне благоприятно. Когда пересекали Уральские горы, машину неожиданно атаковал орел. Безрассудная птица разбилась о переднюю кромку крыла, оставив в ней вмятину, но если бы угодила немного в сторону, то вдребезги разнесла бы воздушный винт.
Экипаж благополучно достиг Омска, где заночевал, а к вечеру 9 августа прибыл в Красноярск, Следующий день не задался с самого утра. Сначала долго не могли запустить правый двигатель. Наконец, в полдень вылетели, к заходу солнца подошли к Верхнеудинску и были готовы к посадке, однако Шестаков решил лететь дальше до Читы. Но лучше бы он этого не делал. Во время возни с двигателем в Красноярске и при продолжительном полете со встречным ветром было израсходовано не¬мало топлива, и дойти до Читы не удалось из-за полной выработки горючего. Вынужденная посадка на лес глубокой ночью при отсутствии даже лунного освещения, казалось бы, не оставляла экипажу ни малейшего шанса уцелеть. Тем не менее, все четверо отделались лишь ушибами. Самолет к дальнейшему использованию, конечно же, не годился.
Пешком с помощью местных жителей авиаторы добрались до ближайшего села. Далее на поезде доехали до Иркутска, где Шестаков пересел на рейсовый самолет. Когда второй пилот, штурман и бортмеханик вышли на Ярославском вокзале Москвы, там их встречал прибывший сутками ранее Семен Шестаков. Он сообщил, что принято решение перелет в США завершить, для этого выделяется резервная машина АНТ-4 «Дублер». В случае проблем с их самочувствием подготовлен резервный экипаж в составе Волковойнова, Бухгольца и Данилина. Ответом стало единодушное решение Болотова, Стерлигова и Фуфаева — лететь! 23 августа экипаж Шестакова отправился в путь на второй «Стране Советов». Провожатых на этот раз не было...
Теперь полетные условия оказались куда более тяжелыми. Фактически в Сибири начиналась осень, световой день стал заметно короче, а на маршруте приходилось постоянно попадать в дожди и туманы. Кроме того, практически сразу начались перебои в правом двигателе. Летчики перетянули Уральские горы и решили садиться в Челябинске. Здесь их не ждали, поэтому после устранения неисправностей для дозаправки перелетели в Курган. Далее после посадок в Новосибирске и Красноярске мотор вновь закапризничал. На его замену в Иркутске ушло 3 дня, затем проследовали через Верхнеудинск, Читу, Благовещенск и 3 сентября прибыли в Хабаровск. Здесь начинался морской этап перелета, для чего следовало сменить колеса на поплавки. Проблемой оказалась доставка самолета с аэродрома на Амур. Машину с почти тридцати метровым размахом крыла пришлось буксировать к реке в обход города, устраняя по пути неровности и препятствия. Наконец, через 2 дня добрались до базы Амурской речной флотилии, где приступили к смене двигателей и установке поплавков. Одновременно машину оснастили радиостанцией для связи с морскими судами и портами. При полете над Сибирью радиосвязь не велась по причине отсутствия там аэродромных радиостанций. Самолетная рация работала в телеграфном режиме, поэтому Стерлигову пришлось в короткий срок изучить работу на телеграфном ключе (по нормам, требовалось принимать не менее 100 знаков в минуту).
Погода в Хабаровске стояла прекрасная, поэтому экипаж даже смог искупаться в Амуре. В эти дни Шестаков с Болотовым крепко повздорили. Дело заключалось в том, что при полете над водой Болотов, как опытный морской летчик, должен был сидеть в левом кресле. Однако Шестахов посчитал это посягательством на свои командирские права и резко воспротивился. Разбирательство дошло до Москвы, и Климент Ворошилов лично телеграфировал Шестакову что во время морского участка перелета ему придется сидеть справа.

10 сентября состоялась первая безуспешная попытка стартовать на поплавках с поверхности Амура. Самолет долго разгонялся, однако необходимой скорости для отрыва от воды не набирал. На этот счет имелось много предположений. Пробовали менять угол установки поплавков, грешили на пресную речную воду, однако в конце концов пришлось облегчить перегруженную машину.
Наконец, 12 сентября самолет стартовал и в тот же день прибыл в Николаевск-на-Амуре. Здесь повторилась хабаровская история — самолет не хотел взлетать. Пришлось снять часть оборудования, а топлива оставить в обрез, ровно столько, сколько требовалось, чтобы пролететь 1200 км до Петропавловска-Камчатского.
18 сентября вылетели. Шли под облаками, на высоте 100-200 м, однако с попутным ветром. В середине Охотского моря в дрейфе находился пароход «Боровский», который подстраховывал этот участок перелета и сообщал по радио погоду. В Петропавловск прибыли благополучно — это была последняя посадка на территории СССР. Следующим пунктом стал американский о. Атту - самый крайний в Алеутском архипелаге. Этот участок длиной 1100 км считался опасным и напряженным. При недостаточной видимости и отсутствии радиомаяков найти маленький остров представлялось сложной задачей. Для облегчения ее решения командование выслало к Атту старый сторожевой корабль «Красный вымпел». На нем находился запас горючего для дозаправки самолета, морякам предстояло поддерживать постоянную радиосвязь, а при появлении «Страны Советов» должны были сразу поддать жару и просигналить дымом из трубы.
Взлет в Петропавловске 21 сентября проходил в дождевой пелене, но благодаря сильному встречному ветру самолет легко оторвался от поверхности Авачинской бухты. Шли по компасу, при плохой видимости, с постоянно меняющимся ветром — как по скорости, так и по направлению. Стерлигов непрестанно вносил поправки, для чего пришлось сбрасывать снаряженные флуоресцентным составом навигационные бомбы, после падения которых на воде долго сохранялись хорошо заметные зеленые пятна. Старания оказались не напрасны, и экипаж вышел к цели весьма точно.
На следующий день пришлось вернуться в прошлое — опять в 21 сентября, т.к. двигавшийся с запада на восток самолет пересек линию смены дат — сто восьмидесятый меридиан. Однако стартовать удалось лишь с приходом тайфуна утром 24-го навстречу шквалистому ветру. Очередной участок пути длиной 1450 км прошли всего за 7 ч и совершили посадку в бухте Датч-Харбор на о. Уналашка. Здесь советский самолет встретил американский крейсер «Челен».
27 сентября после отдыха и мелкого ремонта вылетели в Стьюард на материковой Аляске. Оттуда 29 числа стартовали в направлении Ситки. Шли над открытым океаном, который гнал волны высотой 15-20 м. Через 5 ч внезапно упало давление масла левого двигателя, который начал дымить и резко сбавил обороты. О посадке на воду не могло быть и речи — верная гибель. Шестаков приказал Стерлигову дать сигнал бедствия, одновременно слили часть горючего, сбросили морской якорь, аварийную радиостанцию, личные вещи, Через полтора часа воздушной эквилибристики над бушующими волнами «Страна Советов» приблизилась к берегу. Далее с огромным трудом удалось пройти в южном направлении и через 1 ч 40 мин добраться до Ситки. Здесь провели 3 дня, занимались, в основном, ремонтом двигателя.
Следующий этап проходил вдоль побережья Канады. Так как договоренностей с канадскими властями не существовало, лететь предстояло вне территориальных вод, мористее берега на 15-20 км. Стартовали 3 октября, однако через 40 минут внезапно упало давление масла все того же левого двигателя. В результате пришлось повернуть к берегу, и Болотов с ходу совершил посадку у крутого берега, покрытого исполинскими соснами. Вынужденная посадка произошла в 240 км от места старта. Нашли людей, затем по радио передали о своих трудностях. Через 5 дней сторожевой катер «Сайган» доставил запасной двигатель. Работая на плаву, смогли вчетвером за 2 дня установить его взамен аварийного.
13 октября летчики стартовали и пошли на Сиэтл, к которому приблизились через 10 ч. Здесь «Страну Советов» встретила группа американских самолетов, буксировавших полотнище с надписью «Привет советским летчикам». Посадку совершили на озеро в окрестностях города. Подрулив к берегу, экипаж был поражен многотысячной толпой встречающих. Кроме американцев, здесь находились В.М. Петляков и инженер-двигателист М.М. Егоров. За 3 дня под их руководством на самолете сменили двигатели и вновь установили колесное шасси.
Дальше маршрут совпадал с благоустроенной воздушной трассой. Для решения проблем политического характера к экспедиции прикомандировали сотрудника Амторга Л.Г. Гершевича, который стал и переводчиком (по-английски никто из экипажа не говорил). На специально нанятом самолете «Кертисс» с американским летчиком Ливермуром Гершевич сопровождал «Страну Советов» до конечного пункта перелета.
18 октября вылетели из Сиэтла и спустя 6 часов приземлились в Сан-Франциско. Здесь экипаж ожидал еще более радушный прием. Русская колония, насчитывавшая более 30 тысяч человек, устроила в честь соотечественников торжественное чаепитие. 22 октября «Страна Советов» отправилась дальше на восток. На ее борту находился представитель Амторга А.В. Петров. На высоте 3000 м перевалили Скалистые горы, затем приземлились в Солк-Лейк-Сити. И здесь было много русских, которые встречали летчиков как своих земляков.
24 октября стартовали на Чикаго, куда после совершения промежуточной посадки в Шайенне прибыли 25 октября. Оттуда путь лежал в Нью-Йорк, однако неожиданно прибыла делегация от Генри Форда с предложением посетить Детройт, автомобильную столицу США. Получив «добро» Москвы на этот визит, вылетели курсом, который проходил через о. Мичиган. Над водой пришлось пройти 180 км, но что они были после преодоления 8000 км над океанскими просторами!
1 ноября «Страна Советов» вылетела из Детройта в Нью-Йорк. На борту находились А.В. Петров и В.М. Петляков. При подходе к городу АНТ-4 сделал круг над статуей Свободы, затем к нему присоединилась эскадрилья американских самолетов, и они вместе зашли на аэродром Лонг-Айленд в 40 км от города. Там их встречала 35-тысячная толпа, а за забором оставалось еще около 70 тысяч человек.
На этом воздушное путешествие закончилось. Всего в ходе перелета было выполнено 24 отдельных полета, пройдено 20612 км за 141 ч 33 мин полетного времени. Средняя путевая скорость составляла 146 км/ч. Средняя длина воздушного этапа — 860 км. Протяженность наибольшего этапа Москва-Челябинск составила 1500 км. В общей сложности само¬лет находился в пути 74 дня (с 23.08 по 1.11), из них летных — 24. Среди причин задержек выделялись замены моторов, на которые ушло 20 дней.
Вместе с донесением о завершении задания экипаж направил предложение продолжить перелет на восток. Однако из-за плохой погоды и недостаточной надежности двигателей продолжения не последовало. Экипаж вернулся в СССР пароходом, самолет разобрали и чуть позже отправили тем же путем. В Москву участники эпопеи прибыли 24 декабря 1929 г.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Ноябрь 2013 08:34

Красный Север 1929 Воскресенье 25 августа № 195 (3084)

 Красный Север 1929 Воскресенье 25 августа № 195 (3084).jpg
Самолет «Страна Советов» в Челябинске
МОСКВА, 23 августа. 23 августа, в 14 час. 30 мин. самолет «Страна Советов» опустился в Челябинске.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Ноябрь 2013 08:40

Красный Север 1929 Среда 4 сентября № 203 (3092)

 Красный Север 1929 Среда 4 сентября № 203 (3092).jpg
ПОЛЕТ «СТРАНЫ СОВЕТОВ»
Под сильным дождем от Читы до Благовещенска
БЛАГОВЕЩЕНСК, 2 сентября. Самолет «Страна Советов» вылетел из Читы сегодня в 7 час. 50 мин. по месткому времени и прилетел в Благовещенск в 16 ч. 30 м. Экипаж самолёта здоров. Всю дорогу от Читы до Благовещенска самолет шел под сильным дождем.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Ноябрь 2013 08:54

Красный Север 1929 Четверг 5 сентября № 204 (3093)

 Красный Север 1929 Четверг 5 сентября № 204 (3093).jpg
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ПЕРЕЛЕТА „СТРАНЫ СОВЕТОВ" ЗАКОНЧЕНА
НАЧАЛЬНИК ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА ТОВ. БАРАНОВ ОБ УСПЕХАХ И ТРУДНОСТЯХ

"СТРАНА СОВЕТОВ" ПРИБЫЛ В ХАБАРОВСК.

МОСКВА, 3 сентября. «Страна Советов» прибыл в Хабаровск. Председатель совета по гражданской авиации и начальник военных воздушных сил РККА тов. Баранов, в беседе с сотрудником ТАСС сказал: «Самолет «Страна Советов» закончил успешно первую треть перелета Москва — Дальний Восток — Нью-Йорк, покрыв 6.805 клм. за 45 часов 25 мин. летной работы, со средней рейсовой скоростью в 150 клм. в час.
В Хабаровске самолет задержится до 10 дней с целью смены колесного шасси на морское. После этого начнется преодоление еще более тяжелого этапа из Николаевска на Амуре в Сиэтл, а затем и третьего этапа — Сиэтл — Сан -Франциско— Нью-Йорк. Всего осталось еще покрыть 13.000 клм. из них не менее 6.000 клм. через Тихий океан и вдоль его северо-восточного побережья.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Ноябрь 2013 09:02

Красный Север 1929 Вторник 17 сентября № 214 (3103)

МОСКВА -НЬЮ-ЙОРК ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН
 Красный Север 1929 Вторник 17 сентября № 214 (3103).jpg

Самолет «Страна Советов» был установлен в Хабаровске на поплавки. Отсюда начался второй этап перелета до Сан-Франциско, где самолет будет снова поставлен на колеса и пересечёт весь американский континент — через Чикаго до Нью-Йорка.
На снимке: «Страна Советов» на поплавках.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1929: Перелет Москва-Нью-Йорк (АНТ-4 "Страна Советов")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2013 20:07

Красный Север 1929 Среда 25 сентября № 221 (3110)

 Красный Север 1929 Среда 25 сентября № 221 (3110).jpg
Перелет „Страны Советов"
МОСКВА, 21 сентября. Самолет "Страна Советов" 20 сентября прибыл на остров Атту (в группе Алеутских островов) перелетев из Петропавловска через Берингов пролив (более 1.200 клм.) при сильном шторме и неблагоприятных атмосферных условиях со средней скоростью 180 клм. в час. 21 сентября ночью самолет вылетел в дальнейший путь.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения