1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Сообщение Kirindas » 10 Март 2011 21:22

Р.Л. Самойлович. "С сессии ученого совета Арктического Института", Советская Арктика, 1937, март, с.20
Чукотско-Ванкаремской экспедицией во главе с Б.Е. Дитмаром осенью 1936 года пройдено 300 километров на лодке, 600 километров пешком и 750 километров на аэросанях. Выяснены общие черты геологического строения области, расположенной к югу от Ванкарема и залива Креста. На мысе Онман обнаружены сульфидные жилы.
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Сообщение slava_zz » 10 Март 2011 23:59

а есть полный текст?
в 1934-35 он тоже был
http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=7977
"Вся эта работа есть любопытный случай сочетаний различных неудач"
slava_zz
 
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Сообщение Kirindas » 11 Март 2011 00:31

slava_zz
Б.Е. Дитмар это не В.Г. Дитмар

I

В январе 1936 года на совещании партийных и хозяйственных работников Главсевморпути справедливой критике была подвергнута работа Всесоюзного Арктического института. Нам указывали на отставание научно-исследовательской мысли от практических требо-наний,на то, что Арктический институт— научный центр всей системы Главсевморпути— недостаточно освещает путь
практиков. В речах начальника Главсевморпути, академика О. Ю. Шмидта и начальника Политуправления Главсевморпути С. А. Бергавинова были поставлены новые вехи, меняющие характер и темп нашей научной деятельности, и четко определены задачи, от решения которых должен зависеть весь ход работы но освоению Арктики.
Сейчас, оглядываясь на пройденный Арктическим институтом путь со времени партийно-хозяйственного совещания до сессии Ученого совета института в январе 1937 года, можно сказать, что сделаны первые шаги и приближении нашей работы к требованиям жизни. Сессия Ученого совета Арктического института подвела первые итоги проводимой перестройки. Помимо пленарных заседаний работали пять секций: геологии, геодезии и картографии, гидрологии, геофизики, промысловобиологнческая и оленеводства. Оживленные прения по многочисленным докладам, заслушанным сессией, свидетельствовали об актуальности и жизненном интересе ее тематики.
Во всех секциях стояли доклады выдающихся ученых, известных полярных исследователей, видных практиков. Имена многих докладчиков, выступавших на сессии, известны не только в нашей стране, но и за границей. Успеху сессии несомненно способствовала большая научная работа, проводившаяся в 1936 году, в особенности после перестройки ее на основе указаний руководства Главсевморпути.
Наибольшее место в работе института занимает Геологический отдел. В истекшем году была впервые составлена инструкция о производстве геологических и геологопоисковых работ в Арктике, в которой разработаны нормы с расчетом на стахановское качество работы и использование механического транспорта. Для камеральных работ также был» составлены нормы выработки, принятые во второй половине 1936 года.
Работа Геологического отдела шла в трех основных направлениях: производство полевых исследовательских работ, обработка экспедиционных материалов и составление обзорных работ монографического характера. В 1936 году закончены три большие работы: монография по
геологической изученности Советской Арктики, составлены геологическая карта и карта полезных ископаемых Советской Арктики.
Труд о геологической изученности Советской Арктики и субарктики является исчерпывающим обзором геологических исследований с приложением к нему аннотированного списка литературы. Работа выполнена коллективом геологов под руководством И. П. Атласов а.
Геологическая карта построена на заново составленной основе. При составлении карты были учтены все имеющиеся печатные и рукописные материалы по геологическим исследованиям Арктики до 1936 года включительно. Карта впервые дает исчерпывающее представление о современном уровне наших сведений о геологическом строении Советского сектора Арктики. Эта работа выполнена также коллективно под руководством М. М. Ермолаева при редакторе географической основы С. В. Обручеве. В дальнейшем предполагается приступить к составлению геологической карты, на которую будет заноситься весь материал новых экспедиций.
Цель обзора и карты полезных ископаемых Советской Арктики заключалась в тщательном учете всех выявленных минеральных ресурсов и их инвентаризации на основании печатного и рукописного материала. Описание месторождений дается на фоне характеристики минерогении отдельных областей и районов. Объем подлежащих учету материалов оказался настолько велик, что явилась необходимость составления обзора минеральных ресурсов Арктики в сопровождении карты полезных ископаемых в масштабе 1:4000000.
1936 год явился годом дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности на местах. В этом году было отправлено 11 геологических экспедиций. Поисково-разведочной экспедицией под начальством Н. И. Софронова, обследовавшей восточное побережье Чаунской губы, обнаружено олово в трех точках. Последние телеграфные сообщения говорят о ценных результатах работ экспедиции. Спектральным анализом содержание олова определено от десятых долей до 13 процентов и даже выше. Некоторые жилы имеют рекордное содержание олова. Как сообщает Софронов, практическое извлечение олова из руд различных типов на Чауне доказано»
Чукотско-Ванкаремской экспедицией во главе с Б. Е. Дитмаром осенью 1936 года пройдено 300 километров на лодке, 600 километров пешком и 750 километров на аэросанях. Выяснены общие черты геологического строения области, расположенной к югу от Ванкарема и залива Креста. На мысе Онман обнаружены сульфидные жилы.
Произведенные Полярно-Уральской экспедицией под начальством Н. И. Сирина исследования позволяют считать, что расположенные в районе ее работы месторождения пьезо-кварцев требуют постановки детальных разведок, причем одновременно может производиться добыча горного хрусталя.
Наряду с самоотверженной работой большинства экспедиций, нужно отметить недобросовестность некоторых работников, обнаруженную, например, в первой Чукотской экспедиции И. Д. Гатиева. Партия Б. Н. Артемьева вернулась в Ленинград без дневников, без планшетов и геологических образцов. Приходится гадать, что же собой представляет тот район, где они работали 18 месяцев.
Большая работа была произведена в экспедициях Новоземельской (А. А. Петренко), Пайхойской (Н. А. Кулик и А. В. Xабаков), Нижнетунгусской (В. П. Тебеньков), Пясинской (Н. Н. Мутафи),
Чукотской (Н. А. Меньшиков) и др. За недостатком места нет возможности говорить об этом подробнее.
Значительные сдвиги достигнуты в ускорении камеральной обработки экспедиционных материалов. В результате перехода на стахановские методы 18 сотрудников Геологического отдела значительно перевыполняют нормы, например В. А. Вакар дает 250%. Отчеты и петрографические очерки сданы В. Г. Дитмаром на один год раньше срока и через шесть месяцев после окончания работ, С. В. Обручевым — на 9 месяцев раньше срока, причем представлено 18 листов вместо обусловленных в обязательстве 8 листов, М. И. Рохлиным — на 7 месяцев раньше срока и т. д. Досрочное окончание этих работ позволило использовать материалы экспедиций 1935 года для вновь посылаемых экспедиций и послать научных сотрудников В. Г. Дитмара, М. И. Рохлина и М. Молдавского в новые экспедиции на Чукотку уже летом 1936 года. Нужно ли говорить, какое значение имеет подобное ускорение работ? " В наших геологических экспедициях мы старались все более внедрять современные технические способы передвижения. Надо добиться того, чтобы путешествия геологов на собаках и, в особенности, пешком, как это делали тт. Серпухов и Байков, которые прошли 5000 километров и засняли 30 000 кв. километров, отошли в область предания. Необходимо шире применять достижения отдельных геологов в области использования самолетов, аэросаней, вездеходов, использовать опыт экспедиций Н. Н. Урванцева, М. М. Ермолаева, С. В. Обручева и др. Огромную потребность испытывает институт в авиатранспорте, необходимом для доставки людей в трудно доступные районы. Например, тт. Софронов и Рохлин открыли одно из лучших месторождений олова; туда нужно немедленно послать специалиста, который побывал бы там до весны, но без самолета этого нельзя сделать. Вопрос о предоставлении Арктическому институту воздушного транспорта должен быть разрешен—от этого зависит очень многое в деле ускорения наших работ.
Целый ряд рационализаторских предложений позволяет значительно упростить методы глазомерной съемки. Работами прошлого года доказана полная применимость геофизических методов в условиях Арктики, и они будут шире использованы в 1937 году. Большую потерю времени, важного для полевых работ, вызывает прибытие экспедиции на место только к лету, хотя работы можно было бы начинать с весны. Поэтому в 1937 году часть экспедиций будет отправлена из Ленинграда не позже марта. Камеральная обработка материалов будет проводиться в значительной части на месте работ во время зимнего перерыва. Для этого мы примем меры к снабжению поисковых партий и экспедиций спектрографами, шлифовальными стайками, а большие разведочные экспедиции— химическими лабораториями.
Работа геологов была бы чрезвычайно облегчена, если бы они приходили в места, карта которых уже составлена. К сожалению, на Севере этого пока нет, и в значительной части картографы сопровождают геологов, что, конечно, затрудняет работу.

II

В тесном контакте с Геологическим отделом работал Отдел картографии и геодезии. Картографо-геодезическим отделом был составлен ряд карт в истекшем году. Закончено составление десяти листов карты
Чукотского национального округа в масштабе 1:1000000, Лено-Хатангского края в таком же масштабе и каталога астрономических пунктов. Для Большого советского атласа мира выполнен ряд карт Арктики и Антарктики и их отдельных морей.
Большая кропотливая работа проделана по составлению физической карты Арктики в масштабе 1:10 000 000. Помимо объединенных, совместно с геологами, Картографо-геодезический отдел проводил и самостоятельные экспедиции для топографической съемки района, которые потребуются для дальнейших картографических работ: Усть-Колымская, Анадырская, Орулганская и др.
Гидрологи занимались в 1936 году как морскими, так и речными работами. От рекогиосцировочно-морских исследований в западном и отчасти восточном секторах Арктики мы перешли к планомерным гидрологическим съемкам, поставив целью исследования сезонного хода гидрологических элементов и изучение проблемы ледового покрова арктических морей.
Одной из наиболее выдающихся за последнее время является экспедиция К. Н. Гомоюнова в Карском море. Проделанная десятью научными сотрудниками работа на таким маленьком судне, как "Нерпа", очень велика. На протяжении всего Карского моря, от Новой Земли до о. Диксона, было сделано большое количество станций (106), в том числе десять суточных.
Немалая работа по составлению атласа течений была проведена в Югорском Шаре. До сих пор гидрологический режим пролива — одного из важнейших участков Северного морского пути— не был изучен. В частности, совершенно не было материалов, освещающих течение в этом проливе.
Речные работы производились преимущественно на малоисследованных реках: съемки, промеры, изучение гидрологического и ледового режима, а также исследования стоков в океан. До 1936 года перед нами стояла проблема минерального стока; сейчас мы начали видоизменять наши работы, обращая внимание на проблему динамики речного русла и на то, какие мероприятия нужны, чтобы поддерживать русло в судоходном состоянии. Работы производились на реках Пясине, Хатанге, Анабаре, Индигирке, Яне и Колыме.
При производстве сплошной гидрологической съемки морей необходимо добиваться полной синхронности производства работ, чтобы между началом и концом съемки не было большого промежутка времени. Для достижения этой цели нужно поставить для производства съемки одновременно большое количество судов. Всесоюзный Арктический институт до сих пор не имеет своего судна для гидрологических работ, что несомненно препятствует их развитию. В этом отношении Арктический институт ждет помощи Главсевморпути.
Основной задачей наших геофизиков является изучение климата Советской Арктики. Учитывая, каким важным препятствием для морского и воздушного транспорта являются туманы, Геофизический отдел приступил к изучению туманов Карского моря. Не ограничиваясь работами по климатологии, этот отдел включил в свой план тему: „Метеорологическая обстановка навигационного периода у Земли Франца-Иосифа и Новой Земли". Составлен обзор атмосферных наблюдений в полярных странах по всем имеющимся в советской и иностранной литературе источникам.
Под руководством профессора Е. Тихомирова Геофизический отдел полностью справился с выполнением годового тематического плана,
в частности с камеральной обработкой материалов, причем по климатологии и земному магнетизму план перевыполнен. Необходимо отметить одну важную внеплановую работу, хорошо проведенную Геофизическим отделом. По словам Героя Советского Союза т. Белякова, климатическая сводка, составленная научной сотрудницей отдела Е. А. Леонтьевой, в течение пяти суток оказывала серьезную помощь при перелете Чкалова по знаменитому Сталинскому маршруту.
Основной задачей Промыслово-биологического отдела было максимальное приближение его научной работы к потребностям производственных организаций Главсевморпути. С целью содействия интенсификации и рационализации зверо-пушного и морского зверобойного промысла и рыбного хозяйства, часть работы была перенесена на вновь организованные зональные станции в Игарке, Сале-Харде (Обдорске) и Якутске и опорные пункты. На Командорских островах открыта научно-исследовательская станция по песцу и бобру.
Местные организации Главсевморпути, которые, казалось бы, должны быть всемерно заинтересованы в успешной работе станций, оказывают им далеко недостаточное содействие. Станция в Анадыре не была открыта, так как местное теруправление не сумело предоставить ей помещение. До сих пор не укомплектован штат: на Игарской станции вместо двенадцати сотрудников работает шесть.
С целью приближения к хозяйственным потребностям, тематический план Промыслово-биологического отдела был пересмотрен, причем значительная часть тем, как не актуальных, была снята.
Беломорской зверобойной экспедицией, под начальством П. А. Рудакова, собран большой материал по возрастному и половому составу гренландского тюленя, позволяющий сделать практические выводы при организации промыслов. По изучению трескового промысла у берегов Новой Земли работала экспедиция во главе с Б. Н. Топорковым. На основании проведенных работ начальник экспедиции сделал конкретные предложения Новоземельскому островному хозяйству по организации промыслов. Оказалось, что тресковый промысел может иметь серьезное промысловое значение для жителей Новой Земли.
Слабым местом института были договорные работы. Не все дисциплины представлены в Арктическом институте, и часть работ приходится передавать на сторону. Это нарушает наш план. Следует стремиться к тому, чтобы вся научная работа института проходила в самом институте.
Более слабо связан с местами и не руководит по-настоящему станциями Отдел оленеводства. На некоторых станциях, например, в Нарьян-Маре и др., не проявлена инициатива в деле обобщения опыта передовых оленеводов. Нашим оленеводам нужно многому поучиться у практиков, это то, о чем говорил на сессии Ученого совета О. Ю. Шмидт. Объем работы Отдела оленеводства, в особенности по изучению болезней оленя (копытной и др.) и по организации оленеводческого хозяйства, еще мало соответствует требованиям производства.
Кораблеисследовательским бюро института производилось изучение проблем, связанных с проектированием, постройкой и эксплоатацией судов, предназначенных к плаваниям в Арктике. В частности производилось экспериментальное исследование деформаций и напряжений в корпусе ледокола "Ермак" и ледокольного парохода "Садко".
Среди работ Кораблеисследовательского бюро большой интерес вызывает выработка проекта немагнитного судна, произведенная по
поручению О. Ю. Шмидта. Желательно возможно скорее приступить к его постройке.
В 1936 году экспериментальные мастерские, института освоили производство ряда новых приборов. Приборы, выпущенные мастерскими института, прекрасно работают и по тщательности отделки не только не уступают, а несомненно превосходят заграничные образцы. Производством вертушек Экмана-Мерца, батометров и опрокидывающихся термометров мы сохранили немало валюты.
Плохо обстоит дело издания трудов Арктического института. Здесь нам приходится спорить с издательством Главсевморпути. Наши труды выхолят с большим опозданием. Карта Новой Земли, сданная в издательство еще в 1935 году, до сих пор не вышла в свет. На несколько месяцев задерживаются периодические издания института. Столь актуальная работа, как атлас течений Карских Ворот, к сожалению, не увидела света своевременно и до сих пор еще не издана. Нужно надеяться, что с организацией редакционного совета темпы выпуска работ ускорятся.
Такова в самых общих чертах картина деятельности Арктического института, с которой он пришел к сессии Ученого совета. Сессия института показала, что работа института переключена на большее единение науки с практическими запросами Главсевморпути. Вместе с тем мы ясно отдаем себе отчет в том, что в нашей работе, в частности по линии развития горной промышленности, промыслов и оленеводства, нужна еще более значительная увязка научно-исследовательской деятельности с экономикой Крайнего Севера.



PS

полный текст на скорую руку
Вложения
 3SA37.jpg
 3SA37 001.jpg
 3SA37 002.jpg
 3SA37 003.jpg
 3SA37 004.jpg
 3SA37 005.jpg
Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 08 Май 2011 08:31, всего редактировалось 1 раз.
Причина: добавлен OCR текста статьи Самойловича
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 858
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 13 Январь 2020 13:25

Б.Е. Дитмар это не В.Г. Дитмар

Это опечатка. В аналогичных публикациях в БАИ и ПА, указан В. Дитмар.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8419
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936: Чукотско-Ванкаремская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 13 Январь 2020 13:27

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1936, с.160

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1936, с.157-160 Чукотско-Ванкаремская эксп.jpg

...
Чукотско-Ванкаремская экспедиция. Район работ — площадь от Колючинской губы до левобережья Ангуемы; срок работы 18 месяцев; состав 9 чел.
Экспедиция должна провести геологическую и топографическую съемку огромной неисследованной еще площади между р. Ангуемой и Колючинской губой, разделяющей уже геологически освещенные в прежние годы районы. Помимо большого значения для выявления тектоники северо-востока Азии, эти работы должны выявить вопрос о наличии в подлежащем исследованию районе полезных ископаемых (олово, молибден, мышьяк, сурьма и др.), встреченных на смежных площадях — в верховьях Ангуемы и на Чукотском п-ове.
Особое внимание будет уделено характеру распространения и изучению состава изверженных пород для разрешения ряда общегеологических проблем и, особенно, выяснения основных черт металлогении района.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8419
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения