1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Борис Дворкин » 10 Январь 2019 21:39

К вопросу о самолете Ш-2. Вот кадр из хроники об экспедиции Садко. Кстати, обратите внимание на надпись.
Вложения
 самолет Авиаарктика.png
Аватара пользователя
Борис Дворкин
 
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение fisch1 » 15 Март 2019 17:24

Башмаков П.Ошибки, снижающие ценность книги// Советская Арктика №9 1940 с.53-54

За последние годы вышел ряд книг об Арктике. К добросовестным описаниям Арктики нужно отнести книгу Э. Виленского и М. Черненко «Высокие широты» о первой высокоширотной экспедиции на «Садко» в 1935 г.
Книга правдиво показывает быт и работу научного и судового состава «Садко». Интересная и содержательная, она верно рисует Арктику, как она есть, и дает много сведений о северных
морях.

Э. Виленский, М. Черненко — «Высокие широты» Издательство Главсевморпути, Ленинград, 1939 г.,
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 11 Июнь 2019 20:50

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4. -Л., 1935 с. 81

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1935 с.81 САДКО.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ В ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ АРКТИКИ

В конце июня в Арктику вышла экспедиция на л/п „Садко“, организованная Главным управлением Северного морского пути с целью изучения области, лежащей к северу от крайних архипелагов материковой отмели — Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и Северной Земли. В состав экспедиции, помимо персонала, обслуживающего судно, входит около 35 человек. Начальником экспедиции назначен заместитель О. Ю. ШмидтаГ. А. Ушаков, капитаном корабля — Н. М. Николаев, руководителем научной частью — проф. Н. Н. Зубов. В научных работах экспедиции примут участие Н. И. Евгенов, М. М. Ермолаев, И. Д. Жонголович, Г. П. Горбунов, Вл. А. Березкин, Вс. А. Березкин, А. Ф. Лактионов и др.
„Садко“ пошел сперва на Шпицберген, откуда направится для океанографических работ в Гренландское море, затем обогнет с севера Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. Дальнейший маршрут его намечен приблизительно по краю континентального уступа до северной оконечности Северной Земли и далее к устью Лены.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2019 11:27

Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.322-328

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0001.jpg
ЭКСПЕДИЦИИ

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА Л/П "САДКО"

28 сентября 1935 г. в Архангельск возвратилась экспедиция на "Садко“ после своего почти трехмесячного полярного плавания для научно-исследовательских целей.
Экспедиция, снаряженная Главным управлением Северного морского пути, имела в основном две задачи:
1) сбор материалов для дальнейшего развития и углубления дела долгосрочных ледовых прогнозов и
2) исследование еще неизвестных или мало освещенных районов высоких широт Северного Ледовитого океана.
Обе эти задачи являлись тесно связанными с вопросами изучения и освоения основной трассы Северного морского пути и полярного мореплавания.
Возглавлялась экспедиция одним из выдающихся наших полярников Г. А. Ушаковым. Заместителем его и руководителем по научно-исследовательской части был проф. Н. Н. 3убов. Далее в состав руководства экспедиции входили зам. начальника по адм. хоз. части А. В. Остальцев и пом. начальника по полит. части С. А. Володарский. Капитаном "Садко" был Н. М. Николаев.
Научными работниками экспедиции являлись: пом. начальника экспедиции по гидрографической части Н. И. Евгенов, астроном-геодезист И. Д. Жонголович, гидрологи: Вс. А. Березкин, Л. Л. Балакшин, гидрохимики: А. Ф. Лактионов, Н. И. Чигирин, геолог М. М. Ермолаев, метеорологи: геофизик Вл. А. Березкин, синоптик И. А. Клемин, аэролог И. Г. Гутерман, физик-ледовед И. Г. Факидов, гидробиологи: бентонолог Г. П. Горбунов, планктонолог В. Г. Богоров, бактериолог и врач А. Д. Гагарин, корабельный инженер А. И. Дубравин, специалист по взрывным работам Н. Я. Золотарев и механик-конструктор В. Э. Петерсен.
Летное звено возглавлял летчик М. С. Бабушкин, вторым летчиком был Г. П. Власов.
Участие в научных работах принимал судоводительский состав корабля под руководством капитана, в частности штурман М. Г. Марков, а также ряд других участников экспедиции, как, например, корреспонденты центральной прессы, фотолаборант И. А. Варламов, моторист А. Погосов и другие.
Хотя план экспедиции был рассчитан на пребывание в море не больше 4 месяцев, экспедиция была снаряжена из учета возможности двухлетнего отсутствия. Помимо запасов продовольствия и теплой одежды на нее были взяты разборные фанерные дома, ряд надувных резиновых лодок, три упряжки собак с опытным каюром-промышленником С. Журавлевым и т. п. Два небольших самолета ("Ш-2" и "КР-1") входили в авиозвено.
Экипаж "Садко был подобран из опытных людей, в большинстве своем участников прежних арктических походов. Всего на "Садко“ вышло в море 78 человек.
"Садко“ покинул Архангельск 6 июля. После захода на короткое время в Мурманск, 13 июля экспедиция подошла к Нордкапу, откуда и начала свои исследовательские работы.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0002.jpg
— 323 —
От мыса Нордкап был сделан разрез с рядом океанографических станций через о-в Медвежий до южной оконечности Шпицбергена — мыс Зюйдкап, для выявления термического состояния вод как Нордкапского течения, так и холодных струй, идущих из Баренцова моря на запад между указанным островом и Зюйдкапом. Льдов в этом районе встречено не было.
От Зюйдкапа 17 июля "Садко“ лег по 76-й параллели на запад, начав свои океанографические работы в Гренландском море. Кромку льдов на западе экспедиция встретила 19 июля на меридиане 8°30'W, т. е. значительно западнее, чем в средние по ледовитости годы, что свидетельствовало о благоприятном состоянии льдов в текущую навигацию. Не входя во льды, "Садко" лег вдоль их кромки на северо-восток.
В широте 78° курс был взят прямо к берегам Шпицбергена. 22 июля корабль пришел в Айсфиорд. Здесь в Гринхарбур — в Баренцбурге он пополнил запас угля, а участники экспедиции встретили исключительно радушный прием со стороны советских горняков нашей угольной концессии.
Покинув 29 июля Баренцбург, экспедиция продолжала свои работы в северном районе Гренландского моря в свободном от льдов его пространстве. Сравнительно спокойные погоды благоприятствовали океанографическим исследованиям. Ряд станций был сделан на глубинах свыше 2000—3000 м. Температура входящих в Гренландское море атлантических вод была найдена высокой.
Достигнув в долготе 3°40' Е широты 80°44' N, "Садко“ лег вдоль северных берегов Шпицбергена к востоку. 3 августа, находясь милях в 50 к юго-западу от Семи островов, судно вошло в разреженные льды. Проход к западным берегам данного архипелага и вдоль них был нетруден, но к северу и к северо-востоку от указанных островов находились сплоченные льды (крупно-битые и поля), только под самым восточным побережьем Семи островов держалась полоса чистой воды с редким льдом.
Из района Семи островов было совершено два полета на восток, которые осветили состояние льда на восток, а последний выяснил наличие открытого моря к востоку от островов Фойн и Брок. Руководствуясь данными авиоразведки, "Садко" начал пробиваться в большею частью сплоченных, но уже сильно разбитых льдах, находившихся в стадии энергичного таяния, придерживаясь северного побережья Шпицбергена. Постепенно встречая все более легкие ледовые условия, судно 6 августа к северо-востоку от о-ва Брок вышло на чистую воду, по которой спустилось к северо-восточной оконечности Шпицбергена — мысу Ли-Смит. Обход Шпицбергена был совершен быстро и в рекордный срок в отношении раннего времени.
На этом пути, кроме нескольких океанографических станций, удалось благодаря ясной погоде произвести в районе побережья от мыса Платена до мыса Ли-Смит морскую опись, по материалам которой, хотя и невысокой точности, так как опись велась при походе в сплоченных льдах, можно будет значительно улучшить современные карты данного района.
При стоянке у мыса Ли-Смит были предприняты два полета для сбора материалов гидрографического характера и фотоснимков: один на запад от мыса, другой на восток от него.
7 августа экспедиция продолжала свое продвижение на восток, идя сперва по чистой воде. Лед был встречен к западу от о-ва Белого (Джиллес). Обогнув с севера о-в Белый во льдах различной густоты, "Садко" в проливе между последним и о-вом Виктория вошел в сплочен-
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0003.jpg
— 324 —
ные тяжелые ледовые скопления. Густой туман затруднял ориентировку. Поэтому решено было, не ожидая улучшения условий здесь, отойти к западу на пространство уже известной чистой воды. Выйдя на последнюю, "Садко" поднялся по ней к северу до широты 81°5' N, где была обнаружена кромка сплоченных льдов, лежавших к норду.
В этом районе "Садко" продержался с 10 до 14 августа, дрейфуя со льдами к северо-западу и достигнув широты 81°12' N в долготе 26°10' Е. За это время были предприняты полеты для обследования района так называемой Земли Джиллеса. Хотя "Красин“ в 1928 г. обследовал область моря, в которой пунктиром (на английских картах) была обозначена эта гипотетическая земля, и не нашел ее, экспедиция на "Садко", на основании данных С. Макарова после его похода на "Ермаке" к северу от Шпицбергена в 1899 г. и Уорслейна "Айсланде“ в 1925 г., допускала возможность ее существования в более западном районе, чем было показано на карте. К сожалению, хотя в последний полет 14 августа самолет с летчиком М. С. Бабушкиным, имея на борту, начальника экспедиции Г. А. Ушакова, и достиг широты 82° N, густой туман, державшийся в северо-восточной части горизонта, не позволил окончательно решить вопрос о существовании Земли Джиллеса.
Ограниченность времени не позволила экспедиции дольше здесь задерживаться. Попытка проникнуть непосредственно на восток, идя к северу от 81 параллели, оказалась затруднительной из-за встреченных тяжелых, еще почти не вскрывшихся льдов. Из пункта широты 81°23' N, долготы 30°30' Е 15 августа было решено отступить к югу, где и искать пути, чтобы не тратить и угля, и времени на форсирование льдов или выжидание улучшения условий.
"Садко" спустился вновь к о-ву Белому. Хотя ледовое состояние в районе острова и улучшилось по сравнению с тем, что наблюдалось раньше, в проливе между ним и о-вом Виктория держались попрежнему тяжелые льды. При наличии свежего северо-западного ветра, под южным берегом о-ва Белого к юго-востоку от него в то же время находились большие пространства чистой воды, на которые 17 августа "Садко", легший в дрейф со льдами, был вместе с ними вынесен. Но дальше опять держался лед.
Ледовая обстановка заставила руководство экспедиции пройти еще дальше к югу вдоль восточных берегов Шпицбергена, в частности до параллели 79°15' N. Поднесенные к этим берегам восточными ветрами довольно сплоченные льды в большинстве своем не представляли значительных затруднений для прохода корабля, который здесь успешно продвигался.
Склоняясь далее к юго-востоку и наблюдая все более легкие льды, идя с океанографическими станциями через каждые 30 миль, экспедиция в широте 78°30' N и в долготе 36°50' Е вышла на чистую воду Баренцова моря.
Отсюда курс был взят сперва к западной оконечности Земли Франца-Иосифа, но необходимость освободить ждавший экспедицию с углем в Русской Гавани пароход "Спартак" заставила ее руководство изменить направление на последний пункт.
В Русскую Гавань "Садко“ пришел 21 августа и, приняв уголь, 24 августа вышел дальше на северо-восток. Теперь главной целью исследовательских работ экспедиции являлось освещение обширного "белого пятна", значившегося на картах над северной частью Карского моря, грубо говоря, в треугольнике между Землей Франца-Иосифа, Северной
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0004.jpg
— 325 —
Землей и о-вом Визе, т. е. области моря, представлявшейся вообще весьма трудно доступной. От мыса Желания "Садко" взял курс на о-в Визе, начав сразу основные научно-исследовательские работы. Подойдя утром 26 августа в тумане к указанному острову и определившись по глубинам, судно легло затем на север. Льдов от мыса Желания до о-ва Визе встречено не было, только в районе последнего было усмотрено некоторое количество льдов в юго-восточном квадранте. Продвигаясь от о-ва Визе к северу, "Садко" продолжал значительное время итти по совершенно чистой воде, но при попытках склоняться к северо-востоку встречал разреженные льды.
Достигнув широты 80°48' N в долготе 73°40' Е, экспедиция взяла направление на о-в Грэем-Бэль, идя примерно по 81-й параллели. Встречавшийся редкий лед в расстоянии миль 50 до указанного острова сменился сплоченным тяжелым льдом, который часто приходилось форсировать ударами. Следует отметить, что здесь вновь выявились хорошие ледокольные качества "Садко".
29 августа "Садко" достиг восточного побережья острова, несколько южнее его северо-восточной оконечности. Под берегом острова держалась полоса берегового припая, а мористее полынья чистой воды, заканчивавшаяся тупиком близ северного берега острова. Хотя непосредственного свободного прохода под берегом к северу среди льдов усмотрено не было, однако замеченное темное небо на северо-западе допускало возможность наличия в том направлении чистой воды.
Произведенные наблюдения показали, что восточное побережье острова в действительности расположено несколько более к юго-востоку, чем показано на картах. От о-ва Грэем-Бэль "Садко" пошел на восток, располагая курсы миль на 15—20 южнее, чем на предшествующем пути к острову. Льды здесь были заметно легче для прохода. Таким образом один из наиболее тяжелых в ледовом отношении районов Советской Арктики (область моря непосредственно к востоку от Земли Франца-Иосифа) оказался в этом году доступным для судна типа "Садко" и смог быть в известной степени исследованным. Выйдя вновь 31 августа на чистую воду, "Садко" в долготе 72° лег на север. На запад от его пути держались густые льды, постепенно отжимавшие корабль несколько к востоку. В последнем направлении держалась чистая вода с небольшой волною и редкими льдинами, перешедшими по мере продвижения к северу в отдельные полосы льда. Глубины постепенно, хотя и медленно, увеличивались и стали более 600 м. "Садко" выходил на материковый склон, ведущий к глубинам полярного бассейна. Косвенные признаки: температура воды, морские организмы, грунт—свидетельствовали также об этом.
Однако в широте 81°38' N продвижение "Садко" к северу остановили сплоченные льды. Курс был изменен на восток. Достигнувшие до 638 м глубины по мере продвижения судна резко упали до величины менее 200 м. Льды к востоку стали также постепенно сгущаться и заставили корабль склониться к югу, а затем к юго-востоку. Начали попадаться целыми группами айсберги, преимущественно столообразного вида. Как только льды допускали, "Садко" старался продвинуться к востоку. Подводный рельеф принял очень неровный характер. Глубины менялись довольно резко — от 200 до нескольких десятков метров и даже меньше. Как и в большую часть похода держались туман и плохая видимость.
Продвигаясь в юго-восточном направлении по обширному мелководью, обнаруженному выступающим так далеко на север, "Садко" 1 сентября открыл в шир. 80°50' N, долг. 79°20' Е остров, получивший название
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0005.jpg
— 326 —
о-ва Ушакова. Наступившее временное прояснение позволило определить у его северо-западного берега астрономический пункт, а также сделать морскую опись его северного побережья, западного и восточного берегов.
Южный берег острова был недоступен из-за сплоченных льдов, державшихся там, но с самолета он был прослежен.
Остров оказался по своим очертаниям овальной формы, вытянутым с востока на запад и имевшим длину около 13 1/2 миль. Весь остров был покрыт ледниковым щитом, высота которого над уровнем моря около 250—300 м. Как выяснилось дальше, остров расположен в центральной части мелководья, которое в экспедиции именовалось "мелководьем "Садко".
Обширное количество айсбергов заставляло предполагать, что источником их происхождения не может быть только один подобный остров, поэтому "Садко“ предпринял дальнейшее обследование площади, занятой данным мелководьем. Попытке пройти на восток от о-ва Ушакова помешали сплоченные льды, поднесенные упорными восточными ветрами, сгустившими льды в восточной половине данного района и на его восточной окраине.
Решено было выйти на запад для дальнейшего обследования южной части мелководья. Пользуясь некоторым улучшением видимости, "Садко" вновь поднялся несколько к северу, но, не обнаружив здесь земли, лег на юг, придерживаясь западной кромки сплоченных льдов.
Обогнув основные ледовые скопления с юга и пересекши юго-западную часть мелководья, покрытую разреженным льдом, "Садко“ в дальнейшем в долготе 82° вышел на чистую воду. Отсюда путь экспедиции лежал к Северной Земле, которую "Садко" достиг 8 сентября, идя по чистой воде в районе мыса Литвинова. У последнего были открыты недалеко от берега три небольших низменных островка, на одном из которых был построен знак, имеющий навигационное значение. От мыса Литвинова путь "Садко" лежал на запад к восточной границе центрального мелководья, упомянутого выше. На этом пути все время производились океанографические станции согласно выработанному плану и обстановке.
Вдоль западной кромки этих льдов "Садко" поднялся до широты 81°30' N и лег с разрезом на восток к мысу Молотова, но начавшийся шторм от зюйда, развивший при наличии громадных масс чистой воды к югу крупную волну, заставил "Садко" держаться малым ходом против ветра и волны. В результате шторма и собственного продвижения к югу корабль оказался снесенным в район мыса Литвинова, где находился разреженный лед, вынесенный, видимо, из пролива Красной армии.
Отсюда "Садко" пошел к о-ву Шмидта; обогнув его с западной стороны и произведя опись, затруднявшуюся снежными зарядами, 12 сентября достиг мыса Молотова. У мыса держался разреженный лед, к северо-востоку же от него, в море Лаптевых виднелись значительные пространства чистой воды и держался туман.
Пройдя от мыса Молотова около 15 миль к северу, " Садко“ встретил кромку льдов, вдоль которой пошел на северо-запад. Льды были окаймлены на значительном расстоянии шугой, мелкими обломками измельченного предыдущим штормом льда. Между ними держались на больших площадях сало и блинчатый лед. В широте 82°25' N была получена глубина 2200 м, что показало на выход "Садко" в область больших океанических глубин полярного бассейна.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0006.jpg
— 327 —
Продолжая исследования, "Садко" достиг в долготе 87°04' Е широты 82°41', 6 N, рекордной для свободно плавающего корабля в арктических водах. Здесь на глубине 2365 м была сделана полная океанографическая станция. Взяты были образцы животных, грунта, не получавшиеся до сего времени в этой области моря.
От данного пункта кромка льда повернула на SW, образовав таким образом в районе рекордной широты "Садко" как бы глубоко вдающийся к северу язык чистой воды. Следуя с работами к юго-западу и имея на значительных пространствах сало, молодик и блинчатый лед, "Садко" обследовал кромку льдов и осветил часть восточной стороны мелководья там, где раньше помешали ему в этом льды. Обогнуть мелководье с севера не удалось из-за льдов.
Далее путь "Садко" пролегал в южной зоне данного мелководья. Льды, отступившие по сравнению с их положением декадой раньше заметно к северу, позволили проложить здесь лишний галс глубин. Приблизившись с юго-запада к о-ву Ушакова и обнаружив, что льды с юго-восточной стороны были попрежнему сплочены, удерживаясь стоявшими на мели айсбергами, "Садко" пошел затем к западу от мелководья и опять к северу в расчете проникнуть здесь выше по широте. Несмотря на ясную погоду, в отличие от предыдущих посещений этого района, новые земли с корабля усмотрены не были. Но и на этот раз, возможно вследствие начавшегося северо-восточного ветра, льды не пустили подняться выше 81°40' N.
Пройдя по данной параллели до меридиана 73°, "Садко" спустился затем вдоль кромки льдов на юго-запад до юго-восточного по оконечности о-ва Грэем-Бэль. Кромка льдов на этом пути была значительно северозападнее, чем в конце августа. Температура воздуха понизилась до —10°.
От юго-восточной оконечности Грэем-Беля кромка льдов шла к югу, постепенно теряясь из виду. К востоку же от нее море на протяжении 15—20 миль было покрыто образованием молодого льда.
Спустившись до параллели 80°, "Садко" прошел по ней с разрезом до о-ва Визе, а от него лег к мысу Желания и далее Карским морем на Югорский Шар. Посетив селение Амдерма, 25 сентября "Садко" вышел Югорским Шаром в Архангельск.
В результате экспедицией на "Садко" произведены большие работы в посещенных им районах. Собран большой материал по океанографии Гренландского моря, в виде гидрографических данных, обширного гидрологического материала, который позволит совместно с данными работами предыдущих лет советских экспедиций на судне "Персей“ дать более или менее законченное представление об этом важном по своему значению бассейне. Биологические сборы и изучение грунтов данного водоема дадут несомненно новое в его познании. Значительный материал собран и в районе к северо-востоку от Шпицбергена.
Открытие простирания обширного мелководья на крайнем севере Карского моря так далеко к северу, мелководья, южные пределы которого были обнаружены экспедициями на "Седове" 1930 г. и на "Таймыре" в 1932 г. и были затем обследованы экспедицией на "Седове" в 1934 г., является важным фактором в ледовом и гидрологическом режиме Карского моря.
Исследование северной зоны глубоководных жолобов, расположенных к западу и востоку от данного мелководья и соединяющих собственно Карское море с полярным бассейном, также факт существенный, большой океанографической важности.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.322-328 эксп.САДКО-Евгенов - 0007.jpg
— 328 —
Но кроме обширного материала, собранного в результате 107 глубоководных океанографических станций, на которых велись гидрологические, гидрохимические, биологические работы и работы по изучению донных отложений, было очень много сделано и по другим научным дисциплинам. Так, геодезистом экспедиции произведены гравитационные определения в 51 точке, из коих некоторые совершены в недоступных до сего времени районах Арктики и являются ценным вкладом в науку. 13 магнитных пунктов, 2400 миль картирования льдов, 2500 глубин, целый ряд подъемов радиозондов, достигавших высоты до 20 км, обширные актинометрические наблюдения, наряду с другими геофизическими работами, изучение синоптических условий высоких широт Арктики, специальные ледовые наблюдения и изучение поведения корабля во льду, производившиеся в интересах кораблестроительного дела, — все это в итоге даст очень большой материал для дальнейшего изучения и освоения нашей Арктики.
Н. И. ЕВГЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2019 14:45

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.328-329

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.328-329 геолог.работы САДКО-Ермолаев - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.328-329 геолог.работы САДКО-Ермолаев - 0002.jpg
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА Л/П "САДКО"

Геологические работы во время экспедиции на л/п „Садко“ велись в двух направлениях.
Во-первых, особое внимание обращалось на геологию донных отложений, и, во-вторых, велись маршрутные исследования во время высадок на берег. Последних было очень мало, и потому центр тяжести геологической программы приходился на исследование морского дна.
Основными темами этих исследований были вопросы литогенеза, т. е. перехода от рыхлого осадка к компактной горной породе, изучение распространения тех или иных осадков на всем исследованном пространстве и, наконец, изучение различных фаций эпиконтинентального моря и открытого океана.
Все эти многообразные работы удалось провести благодаря специальному глубоководному оборудованию экспедиции, изготовленному сотрудниками Всесоюзного Арктического института, по заданию Высокоширотной экспедиции.
Пробы грунта брались трубкой Экмана, длиной 160 см, с диаметром трубки в 7 см, в нескольких случаях дночерпателем и всегда при бентонических работах из трала и драги. Всего таким образом удалось получить 227 проб, из которых до 90 проб трубкой Экмана. Средняя глубина 110 станций, на которых производились указанные измерения — 545 м и максимальная — 3200 м в Гренландском море и 2350 м в полярном бассейне. Особенно густо расположены станции к северу от Шпицбергена и в северной части Карского моря, где экспедиция обнаружила довольно большую область малых глубин.
Из основных результатов экспедиции заслуживают упоминания прежде всего изучение маре-глациальных отложений в Гренландском море, где в месте встречи дрейфующих льдов и теплых струй атлантического течения происходит интенсивное таяние льда и отложение тех разрушенных частей сибирского берега, которые полярные льды несут на себе в своем трансполярном дрейфе. На глубине 3200 м удалось обнаружить валунные отложения с многочисленными мелководными и пресноводными двустворками, принесенными льдом из сибирского сектора Ледовитого океана.
Чрезвычайно интересны результаты изучения распределения глубин в северной части Карского моря. Здесь обнаружен большой подводный хребет, начинающийся близ Таймырского берега и протягивающийся посреди Карского моря до границы полярного бассейна. Со стороны Земли Франца-Иосифа хребет этот ограничен впадиной с глубинами до 640 м, тогда как от Северной Земли его отделяет аналогичный глубокий жолоб с глубинами до 400 м. На самом хребте глубины доходят до 17—20 м, держась преимущественно в пределах 40—50 м. Самая северная часть хребта, названная „Мелководьем Садко", отделена от мелководья о-ва Визе неглубоким проливом или, может быть, заливом, открытым к западу, с глубинами до 115 м, подобно тому, как в южной части в центре отмели расположен о-в Визе и посреди мелководья „Садко" возвышается о-в Ушакова, открытый экспедицией. Наибольшие высоты его достигают 250 м, причем весь он покрыт сплошным ледниковым щитом, аналогично о-ву Шмидта. Таким образом высота Средне-Карского подводного хребта, считая от его подножья до наивысшей точки, достигает 900 м. С севера эта мелководная гряда обрезана глубинами полярного бассейна, причем спуск к нему чрезвычайно крут: на протяжении 10 миль глубины изменяются от 360 до 2200 м.
При исследовании донных осадков мы впервые применяли метод измерения скрытой электро-химической энергии, определяя таким образом в абсолютных единицах энергию первичного литогенеза. Эти работы нуждаются в дальнейшем развитии, и они будут проведены в ближайшее время в лаборатории Всесоюзного Арктического института, так как нам удалось доставить в Ленинград многочисленные образцы „живого" грунта, запаянные в стеклянные трубки.
М. М. ЕРМОЛАЕВ
Последний раз редактировалось ББК-10 07 Ноябрь 2019 15:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2019 15:25

Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.329-330

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.329-330 гидрология САДКО - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.329-330 гидрология САДКО - 0002.jpg
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА Л/П "САДКО"

Одной из основных задач, стоявших перед экспедицией на л/п „Садко“ в 1935 г., являлось всестороннее изучение морей, лежащих на трассе Северного морского пути.
Гидрологические исследования, производившиеся в экспедиции на „Садко", заключались в частности в изучении северной части Атлантического океана—Гренландского моря, через которое теплые воды Атлантики проникают в полярный бассейн. Важно было проследить пути этих теплых вод в высоких широтах полярного бассейна и их дальнейшее проникновение в моря, через которые проходит Северный морской путь.
В результате гидрологических работ должен был быть собран материал, который дал бы возможность судить о гидрологическом режиме полярного бассейна, в значительной степени определяющего ледовую обстановку граничащих с юга морей. Поставлен был также ряд других проблем, связанных с изучением физико-химических свойств морской воды.
Гидрологические работы производились старшим гидрологом Вс. А. Березкиным и гидрологом Л. Л. Балакшиным. Для производства этих работ имелось: 13 батометров Нансена, 12 батометров Кнудсена, 5 приборов Экмана-Мерца для наблюдения скорости и направления течения (все производства советских заводов) и 55 глубоководных термометров производства мастерских Арктического и Гидрологического институтов.
Для наблюдений элементов волн применялись микробарограф Ришара и стетоскоп Бобищева (слушателя Военно-морской академии им. Ворошилова), изготовленный также в мастерских Всесоюзного Арктического института под руководством зав. мастерскими А. Ф. Леднева. Этот и другие приборы, изготовленные в мастерских Арктического института, показали при работах в море свое высокое качество. Гидрооптические наблюдения (над проникновением света на морские глубины) производились с помощью приборов Хелланд-Ханзена и впервые применявшегося прибора Трофимова. Кроме перечисленных приборов в экспедиции имелось в достаточном количестве прочее гидрологическое оборудование. Глубоководные гидрологические наблюдения выполнялись с двух электрических вьюшек (с тросом в 3,5 и 2,5 мм) и ручной лебедки Кузнецова и Витинга, причем одновременно посылалось до 11 батометров. Экспозиция для глубоководных термометров была принята в 5 минут. На протяжении всего пути экспедиции было проведено при различных температурах воды несколько проверок работы термометров (в частности и определение экспозиции), опускавшихся в количестве 12 штук одновременно в раме, предложенной и сконструированной по указаниям проф. Н. Н. Зубова.
За время плавания было проведено 2260 наблюдений над температурой воды на различных глубинах на 107 глубоководных гидрологических станциях, причем 16 станций сделано на глубинах свыше 1000 м (в Гренландском море) и одна станция на глубине 2365 м в Центральном полярном бассейне в широте 82° 41',6 N, где была обнаружена мощная прослойка теплой воды с глубины 150—750 м с максимальной Т° + 2,6 на глубине 300 м.
Произведено 113 наблюдений над скоростью и направлением течений преимущественно в неисследованных до сего времени районах.
Собран интересный материал гидрооптических наблюдений над элементами волн, у о-ва Ушакова производились наблюдения над проливом. Во время плавания были предварительно обработаны гидрологические наблюдения, производившиеся в Гренландском море и западной части Баренцова моря, и составлены динамические карты течения.
Весь собранный ранее и во время настоящей экспедиции материал наблюдений даст возможность составить карту течений района к северу от 76° N в Гренландском море и далее на восток до берегов Северной Земли и разрешить ряд вопросов, связанных с изучением гидрологического режима Центрального полярного бассейна и морей Северного морского пути.
Необходимо отметить, что во время организации экспедиции большое содействие в снабжении ее гидрологическим оборудованием было оказано со стороны Военно-морской академии им. Ворошилова, Гидрографического отдела УВМС, Гидрографического управления Главсевморпути, Арктического института, Ленинградского отделения ЦУЕГМС и лоцдистанции в Архангельске и Мурманске.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2020 10:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 459-463
И. ЖОНГОЛОВИЧ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ НА Л/П "САДКО" В 1935 И 1936 ГОДАХ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 14 Январь 2022 20:07

Из прессы: Массовые галлюцинации

Известия, 1935, №192 (5745), 17 августа

 Известия 1935-192 (5745)_17.08.1935 БЕЛОЕ ПЯТНО.jpg
БЕЛОЕ ПЯТНО

БОРТ ЛЕДОКОЛА «САДКО», 15 ав­густа. (По радио от наш. спец. корр.). За последние семь лет много сделано для изучения высоких широт Барен­цова и Карского морей, а также Ле­довитого океана. Есть, однако, здесь район, оставшийся до сих пор неизу­ченным. Это так называемое «белое пятно», находящееся к северо-востоку от Северо-Восточной Земли. Не­смотря на то, что оно издавна при­влекает к себе внимание мореплава­телей, туда еще не проникало ни од­но судно.
«Белое пятно» вызывает интерес не только потому, что там предполагает­ся местонахождение легендарной Зем­ли Джиллеса, но, главным образом, потому, что в этом районе вслед­ствие не установленных еще причин непроизвольно меняется курс плаваю­щих в этих широтах судов. Так, под­водная лодка «Наутилус», направляв­шаяся в 1931 г. на северо-восток, по ка­ким-то непонятным причинам откло­нилась на запад и подошла к запад­ной стороне Шпицбергена. Ледокол «Красин», дойдя до 81°47' сев. широ­ты, изменил курс и направился к о. Карла, а затем вернулся на юг. Пришлось менять курс также, и судну «Книпович».
«Садко» — первый корабль, всту­пивший в этот неисследованный рай­он Арктики. Произошло это 11 ав­густа. Сейчас мы уже пересекли южнyю границу «белого пятна» и подо­шли к кромке сплошного льда, где остановились для проведения науч­ных работ. К сожалению, туман и плохая видимость мешают проведе­нию авиоразведок.
Во время прояснения многие из нас дважды видели на горизонте в од­ном и том же месте пятна, похожие на землю. Это заставляет т. Ушакова задержать здесь корабль и попытать­ся установить, есть ли здесь земля, а также разрешить ряд вопросов, связанных с «белым пятном».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2022 17:43

Правда Севера, 1935, №185, 14 августа

 Правда Севера, 1935, №185, 14 августа САДКО БЕЛОЕ ПЯТНО.jpg
ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЛОГО ПЯТНА
РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

ЛЕДОКОЛ "САДКО", 11 (ТАСС). На пути к острову Виктории "Садко" встретил в густом тумане многолетние непроходимые льды. В ожидании рассеивания тумана участники экспедиции провели полусуточную научную станцию.
С наступлением видимости начальник экспедиции Ушаков, чтобы не терять времени в ожидании разрежения льдов, решил вернуться к западной оконечности острова Джиллиса. Ледокол вышел на чистую воду и взял курс на северо-запад с расчетом выяснить положение льдов к северу.

БОРТ "САДКО", 13. (По радио от нашего спец. корр.). Пересекли восемьдесят первую параллель. Находимся северо-восточнее Шпицбергена. Приступили к обследованию района, обозначенного на карте между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа белым пятном.
При крайне слабой видимости состоялся первый полет летчика Власова. При первой возможности оба самолета под управлением Бабушкина и Власова вылетят для обследования района.
С. ВОЛОДАРСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение ББК-10 » 27 Февраль 2022 19:29

Правда Севера, 1935, №206, 8 сентября

 Правда Севера, 1935, №206, 08 сентября САДКО Ш-2.jpg
На новом острове

Беседа со штурманом Марковым, совершившим полет над островом имени Ушакова

БОРТ "САДКО", 5. (По радио от наш. наш. корр.). Работа самолета в Арктике большое, но чрезвычайно рискованное дело. Каждый полет связан с исключительным риском, туман через каждые десять миль может закрыть горизонт, а с появлением тумана немедленно возникает опасность обледенения самолета. Магнитный компас, столь верный путеводитель летчика в средних широтах, иногда изменяет полярному летчику, перестает быть указателем курса, и, попав в туман, самолет почти неминуемо теряет ориентировку направления.
В ночь на 5 сентябре начинает немного пренсияться, сквозь серый туман виднеется голубое небо. Начальник отдал распоряжение — готовить самолет. Авиазвено около самолета, ША-2 или, как его обычно называют "шаврушка", еще на борту ледокола начал гудеть. Мотор разогрет, вдруг снова "Садко" окутывает густой туман, и мотор смолк.
Прошло еще 20 томительных минут, ледокол, медленно пробираясь сквозь льды, вышел в небольшую полынью. Туман снова немного рассеивается, через несколько минут "шаврушка" — на воде. Летчик Бабушкин и штурман Марков (второй) выслушивают распоряжения начальника экспедиции Ушакова на ходу, всматриваясь в горизонт. Дан газ, самолет набирает высоту в скрывается вдали.
Люди на корабле не спят, через два часа самолет должен вернуться. Полетел опытный политый летчик Бабушкин, но туман не считается с этими качествами. Опасность велика, и люди беспокоятся за судьбу самолета.
На горизонте появились первые признаки тумана, и сквозь туман самолет, проскочив к борту "Садко", плавно сел.
В беседе с вашим корреспондентом штурман Марков рассказывает:
— Получив маршрут Ушакова исследовать западную часть района, на котором возвышается темная облачность, мы набрали необходимую высоту. Шли на высоте 500 метров. Ориентировались на только-что открытый остров Ушакова. Под нами огромные ледяные поля, которые с самолета кажутся небольшими льдинками. Приближаясь к темному пятну, мы все больше убеждаемся, что это клуб густого тумана — над огромными полыньями, среда них торчат угловатые
айсберги. Все это говорило о малых глубинах. Земли в этом направлении не было. Затем на юго-западе наше внимание привлекло белое пятно, обследовав его, мы убедилась, что это были сплоченные льды.
Под нами стлалось белое облако, пошли курсом к острову Ушакова, который неожиданно оказался за полосой тумана. Компас нам изменил. Я в некоторой недоумении смотрю на Бабушкина: мы летим на северо-восток, а компас показывает на юго-запад. На несколько минут, — продолжает Марков, — мы сбились с курса, но самообладание летчика вывело из опасности.
Сквозь туман увидели остров Ушакова, над которым мы сделали вираж на юго-запад и северо-восток. На острове возвышаются четыре купола, внешне они напоминают гигантские щиты. Высота острова около 300 метров, площадь больше 250 квадратных километров. На острове мы видели небольшое озеро.
С какими огромными трудностями сопряжена работа летчика в условиях Арктики, я просто не представлял до этого полета, — закончил штурман Марков.
С. ВОЛОДАРСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения