1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Август 2009 00:27

Саватюгин Л.М., Преображенская М.А., Российские исследования в Антарктике. Том I // СанктПетербург, Гидрометеоиздат, 1999

Впервые часть зимовщиков была доставлена из Москвы в Мирный на турбовинтовых самолетах ИЛ18 (командир самолета А.С.Поляков) и АН12 (командир Б.С.Осипов). Этот первый трансконтинентальный рейс, продолжавшийся с 15 декабря 1961 г. по 2 февраля 1962 г., возглавили начальник Главсевморпути А.А.Афанасьев и начальник Управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И.Шевелев.Экипаж самолета состоял из 17 человек, всего в перелете участвовало 33 человека.
Находившаяся на борту самолета ИЛ18 группа сотрудников ААНИИ в составе А.И.Воскресенского, О.М.Кузнецова, П.Д.Астапенко под руководством М.Е.Острекина регулярно проводила метеорологические и актинометрические наблюдения.
Маршрут перелета проходил по трассе Ташкент—Дели—Рангун—Джакарта—Дарвин—Сидней—Крайстчерч—МакМердо—оазис Бангера—Мирный. 25 декабря 1961 г. (через 10 дней после вылета) оба самолета приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). В тот же день самолет АН12 прибыл в Мирный, а 27 декабря здесь приземлился и самолет ИЛ18. После переоборудования колесного шасси самолета АН12 на лыжное он совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены сейсмическая аппаратура и горючее. Покидая станцию Восток, полярники подвергли тщательной консервации все научное, электросиловое, радиотехническое и хозяйственное оборудование. Вблизи станции были оставлены в исправном состоянии три снегохода «Харьковчанка», 10 гусеничных тягачей, 24 пары экспедиционных саней.
Изза плохого состояния взлетнопосадочной полосы в Мирном, вызванного таянием, полная загрузка самолетов горючим была произведена в оазисе Бангера, откуда самолеты вылетели в обратный путь 24 января 1962 г. (после почти месячного пребывания в Антарктиде). Обратный путь проходил по тому же маршруту, исключая только станцию МакМердо.
Путь через четыре континента и два океана самолет АН12 совершил за 48 ч 27 мин, ИЛ18 — за 44 ч 46 мин. Советские полярники проложили новую трассу Москва—Мирный общей протяженностью 25045 км. Перелет проходил на высоте 8—9 км.


Шушаков О.А., Шевелев Марк Иванович (Израилевич) // Журнал "Самиздат" http://zhurnal.lib.ru/s/shushakow_o_a/0 ... elev.shtml

В декабре 1961 - феврале 1962 гг. Шевелев участвовал в организации и проведении дальнего перелета Москва - станция Мирный (Антарктида) - Москва. За 100 летных часов было преодолено более 50 тыс. км.
Перелет осуществлялся с посадками в Ташкенте, Дели, Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), в порту Дарвин (Австралия), Сиднее, в Новой Зеландии и на американской научной станции Мак-Мердо (Антарктида).
Вспоминает член-корреспондент РАН А.П. Капица: "После двух зимовок в Антарктиде (1955-57 и 1958-60 гг.) стало ясно, что надо делать ставку на самолеты, чтобы полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава, а не плыть полтора месяца на теплоходе, тратя драгоценное летнее время на плавание.
Наши настойчивые просьбы достигли цели, и... было принято решение направить два тяжелых самолета... Ил-18 и Ан-10 в Антарктиду. Первый - пассажирский, для перевозки личного состава (около 100 чел.) и второй - грузовой, в лыжно-колесном варианте, для обеспечения горючим станции "Восток" и нашего похода... Предполагалось пройти около 6000 километров на тяжелых гусеничных тягачах "Харьковчанка".
Мы готовили аппаратуру, персонал, методику, и когда до вылета оставалось 5 дней, грянул гром.
Оказалось, что радист на самолете Ан-10... не владел английским. А вся связь за границей между аэропортами и бортом самолета ведется на специальном авиационном английском языке. Менять радиста было поздно, на получение виз в пяти странах для нас всех МИД потратил около 3 месяцев...
За четыре дня до вылета я был вызван пред светлые очи Марка Ивановича Шевелева - начальника Полярной авиации и руководителя летной группы нашего перелета.
В кабинете также присутствовал во главе с командиром Ан-10 Борисом Осиповым, по прозвищу "Слон" за габариты, весь экипаж... Со всеми ними я зимовал, все мои друзья, со всеми я на "ты". Марк Иванович говорил:
- Или мы летим, или не летим, вы, Андрей Петрович, как начальник наземного перехода через Антарктиду больше всех заинтересованы в полете. Соглашайтесь на роль дублера-радиста, или полета не будет.
- Но я же ни х... не соображаю в вашем лексиконе!
- Вот вам учебник английского языка для сотрудников Аэрофлота, вспомните молодость. Вам ведь всего 30 лет, и утром вы, как образцовый студент, будете им владеть...
Торжественный вылет из Шереметьева состоялся 15 декабря 1961 года. Первым вылетел самолет Ил-18... со всем начальством, включая М.И. Шевелева... Вылетел раньше нас на два часа (так полагалось по правилам Аэрофлота, поскольку их самолет Ил-18 летел быстрее нашего).
Но вот и мы взлетели... и я за дублера-радиста... Радист, следит за аппаратурой и ведет дальнюю связь морзянкой с Антарктидой - Мирным и Москвой, а я связь с диспетчерами аэропортов. Аппаратура мне знакома, такой же мы пользуемся на полярных станциях. С нами летят несколько техников и инженеров с авиазавода Антонова...
Перелет до Новой Зеландии прошел хорошо...
До станции Мак-Мердо - американской базы в Антарктиде - 6000 километров, а у нас запас топлива на 10000. То есть, учитывая штурманский запас на встречный ветер, после 4000 километров мы должны знать, какая нас ждет в Мак-Мердо погода, потому что после 4000 мы обратно вернуться не можем, это так называемая "точка поворота".
После вылета все шло благополучно. Лидер весело болтал со мной, помогал в связи с Мак-Мердо. До того момента, как мы подошли к "точке возврата". Тут связь как ножом обрезало. Лидер помрачнел, попробовал несколько запасных частот, но всюду был, как говорят радисты, полный "гухор"... Связались с Ил-18, у них то же самое...
Летим вперед. Если в Мак-Мердо плохая погода, дотянем до оазиса Бангера (это в 300 км от Мирного в сторону Мак-Мердо). Через 2,5 часа мы увидели вулкан Эребус, у его подножия американская станция. Погода великолепная. Как говорят синоптики, видимость "миллион на миллион". И почти сразу в эфире появились американцы:
- Простите, у нас технические неполадки со связью.
- Ну, неполадки так неполадки, - проворчал Слон.
Заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале и остановился посредине. Далеко от того места, где его ждали американцы.
Потом подрулил к тому месту, где была организована встреча. Американцы встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием.
Я решил зайти к радистам и спросил их, какие были технические трудности.
- Да никаких не было, просто начальство приказало замолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы, все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем.
Что мы и сделали...
27 декабря 1961 года мы благополучно приземлились в Мирном, закончив перелет через четыре материка протяженностью 25045 км за 48 час. 27 мин.[22]".
2.02.62 г. самолеты вернулись в Москву[23].


[22] Капица А.П. Воздушный мост на Антарктиду // Научная среда. - 2002 г. - 23-29 января. - №2 (5863).
[23] За успешное выполнение полетного задания командирам экипажей Полякову А.С. (Ил-18) и Осипову Б.С. (Ан-12) присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Александр Кот » 17 Декабрь 2011 19:08

К 50-ти летию сверхдальнего перелета Москва - Антарктида советских самолетов ИЛ-18 И АН-12
Московский Комсомолец № 25825 от 17 декабря 2011 г.

 Валерий Кренев.jpg
«Воздушный мост» длиной 25 тысяч километров. Это был настоящий рекорд для советской гражданской авиации. Рекорд, которому исполнилось ныне полвека: ровно 50 лет назад две наши крылатые машины отправились в сверхдальний рейс из Москвы до Антарктиды. Некоторые подробности подготовки небывалого предприятия корреспондент «МК» узнал от одного из действующих лиц той давней эпопеи.

— Идея перелета в Антарктиду возникла у одного из моих тогдашних сослуживцев — штурмана Радия Робинсона, — рассказывает Валерий Кренев, бывший пилот-инструктор 247-го авиаотряда полярной авиации. — Было это в 1961 г. Американцы к тому времени уже освоили полеты до ледяного континента на своих «Геркулесах». Но и у нас на рубеже 1960-х уже появились близкие по техническим данным самолеты — «Ил-18», несколько таких машин как раз поступило в наш отряд. Вот Робинсон и поделился со своим товарищем, помощником штурмана первой эскадрильи Александром Шамесом, мыслью: можно доставлять на борту «восемнадцатого» участников очередной советской антарктической экспедиции, чтобы они не тратили больше месяца на дорогу морем, а добирались по воздуху.

Новый проект так увлек авиаторов-энтузиастов, что они даже по собственной инициативе провели необходимые технические расчеты полета «Ил-18» до советской станции «Мирный» в Антарктиде, выбрав для этого пусть и не самый прямой, но самый удобный для обеспечения технических условий полета маршрут: Москва — Ташкент — Дели — Джакарта (Индонезия) — Сидней (Австралия) — Крайсчёрч (Новая Зеландия) — американская антарктическая станция «Мак-Мёрдо» — станция «Мирный». Хотя и не с первого захода, но удалось «сагитировать» за такой суперперелет начальника Управления полярной авиации СССР М.И.Шевелёва, который со всеми этими расчетами и обоснованиями отправился в ЦК КПСС и получил в высших партийных инстанциях «добро».

— А дальше началась череда разных проблем, — вспоминает Кренев. — Сперва прикинули, сколько людей, оборудования, имущества предстоит перебросить в Антарктиду по воздуху, и выяснили, что в один самолет все это не поместится. «Пусть тогда летят два борта!» Но и тут «нестыковка»: обнаружилось, что часть крупногабаритных грузов попросту не пролезают в багажный отсек «восемнадцатого». Тогда и возник план снарядить вместо второго «Ила» грузовой «Ан-12», имеющий сходные с ним летные параметры. Оба выбранных для необычного рейса самолета перегнали в аэропорт «Шереметьево» и тщательно готовили к полету. Даже наружную окраску им сделали «эксклюзивную» — крылья и стабилизатор приметного оранжевого цвета и изображение пингвина на вертикальном оперении.

Встал вопрос, как обеспечить надежность предстоящего на одном из этапов перелета над океаном протяженностью почти 4000 км. «Штатных» запасов горючего для этого недостаточно. Пришлось монтировать в салоне каждого самолета шесть дополнительных топливных баков емкостью по 800 литров.

— Кто полетит в антарктический рейс? В управлении решили сперва назначить командиров обоих экипажей, а уже каждый из них пускай набирает себе команду. Выбор остановили на бывалом летчике Викторе Перове (он участвовал незадолго до того в третьей советской антарктической экспедиции и прославился выполнением сложнейшей авиаоперации по спасению бельгийских зимовщиков) и не менее опытном его коллеге Борисе Осипове. Предложенные кандидатуры отправили на утверждение в ЦК партии. А через неделю вдруг прибегает в наш отряд начальник политотдела управления: надо срочно искать замену Перову! Что такое, почему? «Виктора Михайловича не утвердили, поскольку выяснилось, что его сын находится под следствием!» — «А какая же тут связь?» — «У товарищей из ЦК есть сомнение: раз человек не может в собственной семье порядок обеспечить, как же ему поручать столь ответственное задание?!» В итоге командиром экипажа на «Ил-18» был назначен летчик Александр Поляков, перешедший в полярную авиацию из армии.

Экипажи подобрались очень опытные, но буквально за пять дней обнаружилось, что бортрадист на «Ан-12» Старков совсем не силен в английском языке. А ведь на всех этапах перелета за пределами Союза придется общаться с наземными службами именно по-английски! И менять на другого специалиста уже поздно — визы оформляются чуть ли не три месяца.

— Однако Шевелёв все-таки нашел выход из положения. В числе ученых, летевших в Антарктиду, был профессор А.П.Капица, который великолепно владел английским. Вот ему и было поручено выполнять во время полета роль персонального переводчика для бортрадиста. Андрей Петрович пытался было возражать: «Я в ваших авиационных терминах не силен». Но Шевелёв логично возразил, что все-таки проще выучить пару десятков слов, чем освоить незнакомый язык. И пришлось Капице буквально за одну ночь вызубрить на «инглише» всю премудрую авиационную терминологию.

В результате все прошло нормально, а Андрея Петровича позднее за его работу на борту самолета даже представили к награждению значком «Отличник «Аэрофлота».

— Почти непреодолимой казалась поначалу ситуация с полетной документацией: как выяснилось, навигационные карты, имеющиеся в распоряжении «Аэрофлота», «дотягиваются» только до столицы Индонезии, Джакарты, а дальше — сплошное белое пятно. Однако тут подоспел совет от опытных пилотов аэрофлотовских международных рейсов: у иностранцев в крупных аэропортах навигационные документы и карты отнюдь не являются секретными бумагами и лежат свободно — практически любой летчик может взять... Ну и решили лететь на авось, рассчитывая добыть в пути эти пресловутые «бумажки». Дабы облегчить процедуру доставания навигационной документации, экипажи наших самолетов специально снабдили всякой сувенирной продукцией, банками икры, бутылками водки — для умасливания сотрудников иностранных аэропортов на маршруте. А чтобы в случае чего конфуза не вышло, чтобы не прославиться на весь мир — вот у русских даже навигационных карт нет! — наш Марк Иванович Шевелёв распорядился: «Если все-таки навигационные данные достать у иностранцев не получится и потому продолжение перелета станет невозможным, следует его публично объяснять не отсутствием карт, а некоей технической неисправностью самолета!»

(«На деле все получилось как нельзя лучше, — вспоминает В.Кренев. — Разнообразные штурманские карты действительно лежали там на столах стопками. Так что штурман нашей экспедиции набрал их целый ворох! А когда самолеты вернулись в „Шереметьево“, на летном поле их уже ожидала специально присланная машина с чекистами, которые забрали все штурманские „трофеи“ и тут же их засекретили!»)

Самолеты стартовали к ледяному континенту из «Шереметьево» 15 декабря 1961 г., а до «Мирного» благополучно добрались 21 декабря. На сам перелет — без учета времени стоянки в промежуточных аэропортах — было затрачено 49 часов.

Об этом сверхдальнем маршруте советских самолетов сообщали многие СМИ, а на Центральном почтамте даже организовали по такому поводу праздничную акцию: гашение конвертов специальным штемпелем, посвященным перелету Москва — Антарктида. Однако подробности уникального авиапредприятия нигде не афишировали.

— Нам во время подготовки антарктического рейса даже фотографировать строго запрещалось! Хотя на борту «Ил-18» была зарезервирована пара мест для представителей прессы, и их заняли двое кинооператоров, которые снимали хронику всего перелета для подготовки в будущем документального фильма. Однако эта кинолента так на экранах и не появилась, — разводит руками Кренев. — Я пытался отыскать концы той кинопленки, но безрезультатно. Нигде ее нет — может, хроникальные кадры о первом советском перелете в Антарктиду за рубеж «уплыли»?.. А дорожка, проторенная полярными летчиками нашего летного отряда полвека назад, с той поры не зарастала. Три последующих антарктических перелета выполняли на «Ил-18», а начиная с пятого перелета на таких сверхдальних маршрутах появился «грузовик» «Ил-76», и летал он уже через Африку.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 619
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Май 2013 13:14

ЭБН - Космический дайджест
Декабрь 2011 №12 (138)
http://www.ebull.ru/dl/138i.pdf

Забытые люди. Забытый подвиг

В этом году исполнилось 50 лет со дня Первого межконтинентального перелёта по маршруту Москва–Антарктида–Москва на самолётах АН–12 и ИЛ–18, совершенного в 1961 году. 15 декабря 2011 года в Институте географии РАН по инициативе
Московского городского отделения Русского географического общества собрались полярники, чтобы вспомнить свой былой подвиг. Без помпезности, без медалей и приветственных слов от высоких чиновников

 138 - 0001.jpg
 138 - 0002.jpg
 138 - 0003.jpg
 138 - 0004.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Адольф Милованов » 15 Февраль 2015 19:26

В декабре 1961 года Ил-18В (регистрационный номер СССР-75743, серийный № 2901) принял участие в первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов в Антарктиду и обратно (вторым самолетом был Ан-12, регистрационный номер СССР-04366). Руководитель перелета – начальник управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И. Шевелев. Командир экипажа Ил-18В – опытнейший полярный летчик А.С. Поляков, второй пилот М.П. Ступишин, штурман М. Долматов, бортинженер Н. Пишков, бортмеханик П. Гончаров, бортрадист В. Меньшиков. Также на борту присутствовали 11 человек бригады технического обслуживания самолета и 16 человек из состава Седьмой советской антарктический экспедиции.
Все участники перелета были награждены высокими правительственными наградами, а командир экипажа А.С. Поляков удостоен высокого звания Героя социалистического труда.
Всего за 90 часов самолеты преодолели 52 800 километров. Для увеличения дальности полета Ил-18В имел дополнительные топливные баки, установленные в пассажирской кабине (вариант компоновки «26А»), дополнительное пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее уверенное самолетовождение над малоориентирной местностью. Всего было построено три самолета такого типа.
http://www.aviationunion.ru/news_second.php?new=5783

15 декабря 1961г. начался перелёт Москва—Антарктида— Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18. Завершен 2 февраля —1962 г. Находящиеся на самолётах операторы сделали большой документальный фильм в цвете, но после показа его в высоких инстанциях были вынуждены урезать его до менее 30 минут. Интересная деталь! Уже после возвращения в Москву, по настоятельной просьбе режиссёра и оператора фильма Марка Трояновского был выполнен 45-минутный полёт обоих этих бортов по северному коридору Московской воздушной зоны с целью киносъёмки в воздухе обоих летящих бортов. И здесь не обошлось без нюансов. Военные, наблюдая за сближением самолётов, в категоричной форме приказывали увеличить дистанцию дабы обеспечить безопасность...
Пилотировали самолёты на данном задании уже другие экипажи: к/к Ил-18 Кренев Валерий Николаевич, к/к Ан-12 Бардышев Г.М. (обои в это время занимали командные должности).
В 1992 году спустя 30 лет после этого первого полёта в Антарктиду свои записи о нём без прикрас поведал её участник бортинженер самолёта Ил-18 Пишков Николай Николаевич.
 Тишков Н.Н.-бортинженер Ил-18. 1961г. Москва-Антарктида. У дополнительного топливного бака (2).JPG

 Начальник ГУСМП Афанасьев А.А. на борту Ил-18 1961г. (2).JPG
[img-left]
 Командир Ил-18 Поляков А.С..jpg
 Герой Советского Союза Ступишин М.П. и  бортинженер Тишков Н.Н..JPG
[/img-left]
 Ступишин М.П. и Шевелёв М.И..JPG
 Начальник ГУСМП Афанасьев А.А. по прилёту в Мирный..JPG
 Полярные Ил-18 и Ан-12.JPG
 Бортрадист.JPG
 Правый лётчик Ан-12 Рогов П.Г..jpg
 Командир Ан-12 Осипов.jpg
 Штурман Михаил Долматов.JPG
Вложения
Первый прыжок в Антарктиду.docx [258.03 КБ Скачиваний: 153]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Адольф Милованов » 16 Январь 2016 15:03

Документальный фильм о перелёте Ил-18 и Ан-12 Управления Полярной авиации по маршруту Москва-Антарктида. Декабрь 1961- январь 1962гг.
Вложения
VTS_01_1.avi [261.12 МБ Скачиваний: 110]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1261
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1961: Первая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2016 15:30

"Москва-Антарктида", 1962
Влил на youtube
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения