1972, 1976, 1979 : Экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1972, 1976, 1979 : Экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 07:21

(C) Д. И. ШПАРО
ЛЫЖНЫЙ ПЕРЕХОД К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ


Летопись Севера. Вып.10, М., Мысль, 1982, стр.103-115
С 16 марта по 31 мая 1979 г. полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда» впервые в истории покорения Арктики совершила лыжный переход от берегов Советского Союза к Северному полюсу.
Достижение Северного полюса зарегистрировано в официальных протоколах: «О прохождении участниками экспедиции маршрута остров Генриетты — Северный полюс» и «Об астронавигационных определениях точки полюса».

1 июня в 11 часов на Северном полюсе был поднят Государственный флаг СССР. Рядом с флагштоком установлены портреты русских полярных исследователей — Георгия Седова, Эдуарда Толля и Владимира Русанова. Здесь же был водружен флаг первой советской дрейфующей станции «Северный полюс», руководимой И. Д. Папаниным.

Участники экспедиции установили на льду специальный непотопляемый, герметически закрывающийся контейнер.
В нем предметы, символизирующие созидательный, мирный труд советских людей: серебряный костыль с БАМа, мастерок ударных комсомольских строек и др. В контейнере находятся копии официальных протоколов и записка на русском и английском языках, содержащая просьбу сообщить о находке контейнера в «Комсомольскую правду».

Рассматриваемому переходу предшествовало семь лет непосредственной и всесторонней подготовки. Идея путешествия по льдам от берегов СССР к Северному полюсу возникла в 1970 г., когда образовалась полярная экспедиция «Комсомольской правды». Однако реальная подготовка к маршруту началась с успешного пересечения в апреле — мае 1972 г. на лыжах пролива Лонга. Этот переход показал, что движение малой автономной группы на лыжах по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана принципиально возможно. Значение «генеральной репетиции» имел 24-дневный переход на лыжах от острова Врангеля к дрейфующей научно-исследовательской станции СП-23 (1).
В 1973, 1974, 1975, 1977 и 1978 гг. были проведены летние историко-географические поиски на побережье Таймырского полуострова, островах Карского моря и острове Большевик.

Каждое из этих путешествий, само по себе ценное, интересное и трудное, имело большое значение и как подготовительное мероприятие перед полюсным переходом. В 1974 г. на острове Котельный была организована базовая радиостанция.
Радисты экспедиции вылетели на дрейфующие станции СП-21 и СП-22, а маршрутная группа отправилась в путь по Новосибирским островам. Вся система радиосвязи, разработанная для обеспечения будущего перехода к Северному полюсу, была проверена. Тогда же был решен и вопрос взаимодействия лыжников с самолетами: к северу от острова Котельный на льду мы приняли парашюты, сброшенные с самолета Ил-14.
Радиостанция маршрутной группы полюсной экспедиции «Ледовая-1» обеспечивала бесперебойную связь в восьми арктических путешествиях и к 1979 г. считалась абсолютно надежной. Плавсредства полюсной экспедиции главную проверку прошли в 1973 г. и затем были усовершенствованы. Лагерное снаряжение, одежда, рационы питания — все это с течением времени улучшалось, однако уже в 1974 г. практически существовали полный комплект полюсного снаряжения и рационы питания, которые обеспечили переход 1979 г. (2)

В состав маршрутной группы, которая пришла на полюс, входили Ю. И. Хмелевский, В. П. Леденев, А. В. Мельников, В. Ф. Рахманов, В. А. Давыдов, В. И. Шишкарев, Д. И. Шпаро.
Четверо участников перехода через пролив Лонга — Хмелевский, Леденев, Мельников и Шпаро — стали основой, костяком экспедиции. В 1975 г. в летнем путешествии хорошо проявили себя Рахманов и Давыдов, они вошли в состав зимнего перехода 1976 г., а после него были утверждены в качестве участников полюсной экспедиции. Шишкарев прошел проверку в летних экспедициях 1977 и 1978 гг.
В базовые группы экспедиции 1979 г. вошли Л. М. Лабутин, Ф. Н. Склокин, Г. Н. Иванов, М. Г. Деев, А. А. Шатохин.

Лабутин участвовал в путешествиях 1973—1975 гг., Склокин — во всех экспедициях начиная с 1972 г.,
Иванов — в 1975—1978 гг., Деев —в 1976—1978 гг., Шатохин —в 1977 и 1978 гг.
Каждое из перечисленных путешествий занимало в среднем месяц. Время между ними также следует считать подготовкой к полюсному походу. Сюда входили: спортивные тренировки, которые неукоснительно велись с осени 1972 г. (они начинались ежегодно в сентябре и заканчивались в мае, проводились три раза в неделю), подготовка снаряжения, участие в научных полярных исследованиях, необходимая организационная работа по подготовке экспедиции на Северный полюс, большая общественная работа, связанная с участием в полярной экспедиции «Комсомольской правды».

 104-ris.jpg
 105-ris.jpg


Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 07:32

Продолжение

В октябре 1972 г. на секции психофизиологии IV Всесоюзной конференции по космической биологии и авиакосмической медицине (г. Калуга) был заслушан совместный доклад участников перехода через пролив Лонга и исследователей Института медико-биологических проблем Минздрава СССР (ИМБП) «Человек в условиях автономного лыжного перехода по дрейфующим льдам». На пленарном заседании Д. И. Шпаро доложил о плане перехода на лыжах к Северному полюсу.

В решениях конференции была отмечена важность результатов экспедиции «для изучения влияния экстремальных факторов внешней среды на организм человека» и поддержана идея «организации лыжной экспедиции к Северному полюсу с широкой программой медицинских и психологических исследований».

После проведенного очередного этапа экспедиции — летних поисковых работ на Таймыре — 7 ноября 1973 г. на страницах «Комсомольской правды» с комментариями выступили заместитель председателя Секции наук о Земле президиума АН СССР Г. А. Авсюк, профессор Н. Н. Урванцев, директор ИМБП О. Г. Газенко, начальник отдела ледового плавания Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) П. А. Гордиенко, директор Музея Арктики и Антарктики В. Ф. Воронин. Они говорили о целесообразности и подготовленности похода к Северному полюсу. Академик О. Г. Газенко отметил, в частности, плодотворность совместной работы полярной экспедиции «Комсомольской правды» и специалистов ИМБП, которая связана «с изучением воздействий экстремальных факторов среды на организм человека при интенсивной физической нагрузке, с исследованием особенностей психологической адаптации, динамики внутригруппового взаимодействия в условиях автономности группы и реальной опасности». Он выразил уверенность, что успешный переход к Северному полюсу «явится важным вкладом в освоение Арктики».

4 декабря в «Правде» была напечатана статья Д. Шпаро, Ю. Хмелевского, А. Шумилова «На лыжах к полюсу». 9 и 21 января 1974 г. на заседаниях Полярной комиссии Московского филиала ГО СССР (Москва) и совместном заседании Полярной комиссии, Отделения истории географических знаний ГО СССР и ААНИИ (Ленинград) участники экспедиции «Комсомольской правды» выступили перед полярниками с докладами о подготовке полюсного перехода.

Этапными были постановление ЦК ВЛКСМ от 10 апреля 1974 г. «О подготовке лыжного перехода к Северному полюсу» и сборы на Новосибирских островах, о которых уже говорилось.

Трижды в Центральном Комитете ВЛКСМ под председательством секретаря ЦК ВЛКСМ В. А. Житенева собирались совещания, посвященные полюсному переходу. Последнее состоялось 15 марта 1978 г. К моменту совещания были составлены планы: авиаобеспечения перехода, радио-, гидрометеорологического и навигационного обеспечения и др.

Совещание констатировало: «Организационно-техническая подготовка похода обеспечивает высокую степень готовности к выполнению задачи достижения Северного полюса на лыжах и необходимую степень безопасности этого перехода. Переход может состояться в марте — мае 1979 года».



Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 08:53

Продолжение

Следует отметить, что составленные планы практически совпали с реальным ходом экспедиции. Например, старт был намечен на 15 марта — маршрутная группа стартовала 16 марта, по плану переход должен был продолжаться 75 дней — он длился 76 дней и т. д. В соответствии с планом в лагерь было произведено 4 сброса с самолетов на парашютах продуктов, необходимого снаряжения. Операции производились в точках с координатами: 79°09' с. ш., 156°30' в. д.,; 81°36' с. ш., 156°40' в. д.,; 84°46' с. ш., 158°40' в. д.,; 88°25' с. ш., 159° в. д. Эти точки хорошо совпали с теми, что были предусмотрены в плане.

Первая и основная задача экспедиции состояла в прохождении впервые в истории маршрута по льдам от берегов Советского Союза к Северному полюсу. Как известно, летопись походов по льдам от материка к полюсу знает пять побед:
Ф. Кук в 1908 г. и Р. Пири в 1909 г., Р. Плейстед в 1968 г. и У. Херберт в 1968—1969 гг., Н. Уэмура в 1978 г. Эти американские, американо-канадская, английская и японская экспедиции стартовали от берегов Гренландии, Канадского Арктического архипелага или Аляски, т. е. из западного полушария. Многочисленные попытки пройти по льдам от берегов Азии не увенчались успехом (Ф. Нансен—1895 г., У. Каньи — 1900 г., Г. Я. Седов — 1914 г. и др.).

Вторая задача состояла в том, чтобы покорить полюс, не используя мотонарт, как экспедиция Р. Плейстеда, или собачьих упряжек, как все другие вышеназванные экспедиции. Покорить полюс пешком, на лыжах!

Научными целями были следующие: прохождение маршрута, программа медико-биологических исследований, прорамма «выживаемости» (3), наблюдения за льдами, животным миром, испытание рационов питания и различных предметов, обеспечивающих быт, продвижение и безопасность группы на дрейфующих льдах.

Обязанности в маршрутной группе распределились следующим образом: начальник — Шпаро, заместитель начальника, научный руководитель, штурман — Хмелевский, завхоз — Леденев, штурман — Рахманов, радист — Мельников, радист — Шишкарев, врач — Давыдов.

Все участники выполняли и научные программы. Так, Хмелевский осуществлял общее руководство, вел магнитные измерения. Шишкарев проводил метеорологические наблюдения. Мельников фиксировал препятствия и описывал тактику и технику их преодоления. Леденев должен был составить подробную характеристику бытового комплекса. Давыдов отвечал за выполнение медицинских программ. Рахманов вел наблюдения за льдами и животным миром.

Для организации устойчивой радиосвязи между маршрутной группой и Москвой были созданы две базовые радиостанции — на о-ве Котельный и на СП-24. Выбор этих пунктов не был случайным. Расположение острова весьма удобно для радиосвязи на коротких волнах с лыжниками в любой точке маршрута о. Генриетты — Северный полюс, а станция СП-24, находившаяся на ледяном острове, имела взлетно-посадочную полосу, которая позволяла уверенно вести обеспечение перехода в обычной и аварийной ситуациях. При этом в случае необходимости наряду с радиолюбительским каналом (основным) радисты экспедиции могли использовать для связи с Москвой и различными арктическими службами каналы полярной станции «Остров Котельный» и СП-24.

На о-ве Котельный работали: заместитель начальника экспедиции, старший радист Лабутин, запасной штурман маршрутной группы Деев, на СП-24 — радисты Склокин и Иванов, а также запасной радист маршрутной группы Шатохин.

Авиаобеспечение экспедиции осуществлялось Колымо-Индигирским виапредприятием Якутского управления гражданской авиации. Радиообслуживание взяли на себя ДОСААФ и Госкомгидромет. Гидрометеорологическое обеспечение перехода обеспечивало Тиксинское управление Госкомгидромета.

В Москве работал Штаб по проведению экспедиции во главе с главным редактором «Комсомольской правды» В. Н. Ганичевым. Участники полюсной экспедиции в сопровождении члена Штаба О. П. Обухова и ответственного секретаря Штаба В. Н. Снегирева, участника полярной экспедиции «Комсомольской правды» А. А. Беляева и фотокорреспондента «Комсомольской правды» А. Б. Абазы вылетели из Москвы 1 марта
1979 г. в пос. Тикси и затем 4—6 марта были переправлены на о-в Котельный.

14 марта маршрутная группа, Обухов, Снегирев, Абаза и съемочная группа студии «Центрнаучфильм» на двух самолетах Ан-2 были доставлены на остров Жохова и 15 марта утром на вертолете Ми-8 — на о-в Генриетты. С вертолета был осмотрен сектор от 350° до 20° радиусом 50 км. Ледовая разведка показала, что наиболее трудными на участке являются первые километры, а возможно, даже первые сотни метров — полоса быстро движущихся вдоль берегов о-ва Генриетты битых льдов.


Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 09:57

Продолжение


Начиная с первого дня маршрута в экспедиции велся полевой дневник. Ежедневно его заполнял дежурный.
Вот записи, сделанные первым дежурным — Леденевым (время в дневнике местное):

«16.3.1979 г. В 11.00 простились с провожающими нас Снегиревым, Обуховым и Абазой. При очередном сжатии произошло сплочение ледяной каши, по которой перешли на ледяной массив из крупнобитого льда. Двигались в северо-западном направлении, держа курс на обломок паковой льдины. Лыжи не надевали. Иногда поочередно переносили рюкзаки и лыжи. Во время перехода с одной льдины на другую провалился в воду Шишкарев. Чудом ему удалось освободиться от рюкзака и доплыть по ледяной каше до другой льдины и зацепиться за нее. Тут подоспели Шпаро и Леденев и помогли ему выбраться на лед. При переправе утонула пара лыж. Рюкзак и лыжные палки остались на плаву. Буквально через 3 минуты в воду провалился Хмелевский. Правда, более удачно — по плечи. После этого продолжали продвигаться вперед к паковой льдине. Дойдя до нее, стали разбивать лагерь.


15.00. Поставили палатку. Шишкарев и Хмелевский переоделись в сухое. Приготовили обед: творог, чай, сухари, галеты, сахар.

Льдина была метрах в трехстах от острова. Она приблизилась к полынье, которая расположена у западного и юго-западного берега острова. Рахманов высказал предположение, что льдина войдет в водоворот у юго-западного берега. Двигаться сегодня мы уже не могли, поэтому решили остановиться на ночлег. Утро вечера мудренее. В 20.00 сварили ужин: овсянка, молоко, масло, мясо, чай, сухари, галеты, сахар, конфеты
«Каракум».


Товарищей разбудил в 6.15. Собрали лагерь. Запасная лыжа только одна, поэтому решили: Шишкарев пойдет пешком и повезет свой рюкзак на нартах, а затем мы разгрузим Шишкарева. Утром выяснилось, что потеряно одно кольцо от лыжной
палки. Кроме того, на многих палках ослабли стопорные резинки. За ночь нас оттащило от острова на 2—3 км к юго-западу. Погода солнечная. Ветер 8—10 м/сек, — 28° С.


В 9.50 вышли на маршрут. Первый переход двигались по смерзшемуся битому льду на северо-северо-восток. На втором переходе вышли на паковый лед, скорость сразу прибавилась. Тяжелее всех Василию Шишкареву. Сразу видно преимущество рюкзака перед тяжелыми нартами. За 3 перехода прошли 5 км.

Поставили палатку. Обед стандартный. Мельников установил радиосвязь с базовой группой. Нам передали, что скоро в нашем районе будет ледовый разведчик. Действительно, в конце обеда с севера на юг на расстоянии от нас 10—15 км прошел Ил-14. Взяли часть груза у Шишкарева, на каждого пришлось по 3,2—3,6 кг. Это сразу почувствовалось, но идти можно. Настроение бодрое».

Днем 21 марта с самолета, выполнявшего рейс на СП-24, нам были сброшены 2 лыжи. Из опыта предыдущих дней был сделан вывод, что идти на лыжах с рюкзаком 45 кг в среднем легче, чем без лыж с рюкзаком 25 кг.

Вот еще несколько записей из полевого дневника экспедиции.

«25.3.1979 г. Дежурный Рахманов. Ветер слабый, солнечно, —30° С. Общий подъем 5.00. Слушали последние известия по радиоприемнику «Орбита». Вышли в 8.15. Два перехода блуждали по лабиринтам торосов и разломов. Затем была хорошая паковая льдина, по которой сделали 1,5 перехода. Обед с 12.30 до 16.30. Перед обедом провели довольно рискованную переправу через разводье по тонкому льду. Удалось взять солнце в меридиане, широта места в обед — 78°14' с. ш. Склонение западное 3°, вместо 5° на карте. После обеда сделали 3 перехода и остановились в 19.00...

26.3.79. Дежурный Шишкарев. Встал в 3.40. Общий подъем в 4.50. Полчаса завтрак, потом до 5.45 снова спали. В 7.35 вышли. Ясно. Ветер северо-северо-восточный до 10 м/сек. До обеда сделали 5 переходов: 7.35—8.30; 8.40—9.30; 9.45—10.30; 10.40—11.30; 11.40—12.20. Первые два шли по полю, затем по мелковсторошенным льдинам. Трещин не было.

Идти трудно, ветер почти встречный. Особенно трудно Леденеву, потому что он почти все время лидирует. Обед сделали в палатке. Вечером было 4 перехода. Лед мелковсторошенный, засыпанный снегом. По новому снегу лыжи идут плохо. Ребята устали. На привалах, даже если палатку продувает ветром, почти сразу засыпают. Вечерние переходы: 15.00—15.50; 16.00—16.50; 17.00—17.45; 18.00—18.45. В 20.15 связь. Отбой в 22.00.

30.3.79. Дежурный Шпаро. Проснулся в 3.30. Не торопился. Завтрак в 5.30. В 8.00 вышли. Обед в 12.30. Использовав последний бензин, приготовил молоко. В кастрюле в полиэтиленовом мешке стояли аккумуляторы, которые надо было разогреть в связи с близкими радиопереговорами. Мешок оказался дырявым. Примусы во время дежурства разжигал бензином — спирт кончился 2 дня назад. Делал это на воздухе, чтобы не
коптить в палатке. Чистил посуду.


Мельников вышел на связь. Выяснилось, что скоро будет самолет. Анатолий распределил обязанности — кто отвечает за какой парашют. Их должно быть четыре. Первый упал за границу нашего поля, второй — на границу, то есть в торосы,
третий и четвертый — рядом с палаткой.


Старший штурман авиапредприятия В. И. Кривошея попросил меня к рации. Сказал, что на борту командир Колымо-Индигирского авиапредприятия П. С. Перин. Я поблагодарил летчиков.
Давыдов и Хмелевский разложили на покрывале продукты. Распределили их по рюкзакам.
Звездная ночь, на льду горит костер. Хмелевский и Рахманов определились по звездам. Вычислили дрейф: сместились на юг на 3 мили.


12.4.79. Дежурный Леденев. Проснулся в 4.50. Температура —42° С. Солнце уже встало и слегка пригревает палатку. Подъем в 6.00. Завтрак закончили в 6.35. Затем 10 минут отдыхали. Из палатки вышли в 7.15 и на маршрут в 8.20. Дорога отличная. Идем по паковым полям длиной в несколько километров. Между ними гряды торосов и разводья, покрытые льдом. На дневной привал встали в 12.25. Рахманов определил
широту —80°57'...
На маршрут вышли в 15.20. Идти тяжело, сильно потеем. Кругом заторошенные поля. Через 40 минут третьего перехода подошли к большой полынье. Еще на первом послеобеденном переходе видели на северо-западе водяное небо. Здесь же полынья открылась неожиданно. Ширина метров 800. Разводье тянется в широтном направлении. Вода дымится.
В течение 30 минут организовали разведку. Везде плохо. Самое узкое место то, где мы остановились.
Решили ставить лагерь. Минус 38 °С. Вечером радиосвязь. Приняли сводку погоды. СП-24 продвинулась к северу на 3 км.
Черный нилас возле ледяного берега сжимается. Около нашего края уже образовался бортик из льда. Вышел из палатки посмотреть на сжатие и сфотографировать лед. Красное солнце стояло над горизонтом. Сочетание красной палатки, красного солнца и сверкающей полоски воды — все это производит
впечатление.
Шпаро и Мельников сообщили Склокину и Лабутину, чтобы завтра они дежурили на связи в аварийном режиме. Видимо, будем делать переправу.


26.5.79. Дежурный Леденев. На втором переходе после обеда Юра Хмелевский сломал лыжу. Решили, что Рахманов отдаст одну свою лыжу Юре, а себе возьмет запасную, которая тоже сломана, но после ремонта на ней можно идти. У Рахманова взяли часть груза, чтобы он мог двигаться поосторожнее.
Впереди справа по курсу на небе темные полосы. Встречаются трещины, свежие разломы. Один из разломов преодолели без лыж. Получилось быстрее, а главное — надежнее.
Совсем неожиданно увидели пуночку — полярного воробья.
Она подлетела к нам с севера. Села рядом, снова полетела. К сожалению, снять ее я не успел. Думаю, что где-то рядом есть вода. На третьем переходе пересекли большую замерзшую полынью, ее направление — север-северо-запад.
Сделали после обеда пять переходов. Лагерем встали в 20.40. По радио узнали, что приказом министра морского флота Т. Б. Гуженко нам присвоено звание «Почетный полярник»...


Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 11:06

Продолжение. Начало см.п.1-4

31 мая в 2.45 мы были на Северном полюсе. (Здесь и нижевремя московское.)
Сбросы в лагерь осуществлялись: 30 марта, 15, 30 апреля и 18 мая. К моментам сброса были приурочены 2—3-дневные стоянки группы. Они были необходимы для отдыха, для подготовки к очередному этапу, для систематизации сделанных ранее записей, для заполнения психологических тестов и выполнения физиологических проб. В эти дни участники с походного рациона переходили на усиленный (восстановительный), в палатке устраивалась баня.
Трудностями на маршруте были: встречный дрейф, который «отнял» у группы на 1, 2 и 5-м этапах 23, 12 и 29 км, ветры северных румбов в течение первых 35 дней, значительные
пространства тонкого опасного льда. 1—4 мая была пурга. Минимальная температура —43° наблюдалась в середине апреля, однако наибольшие страдания от холода участники испытывали в марте, когда солнце было низким и не было возможности просушить спальные мешки, в которых скапливалась влага. Наиболее опасным препятствием следует считать молодой лед. Общее число «купаний» на маршруте — шесть. Существенными
препятствиями являются торосы. С середины мая участники испытывали постоянные Сложности с определением своего местоположения. Поскольку солнце могло появиться в любой момент, мы устанавливали ночные дежурства, а на заключительном участке маршрута предприняли многосуточный марш без ночного сна.

Важным итогом экспедиции является организация уникальной службы радиосвязи. Радиостанция маршрутной группы на время перехода получила единственный в своем роде (после Э. Т. Кренкеля) позывной: У0К (У Ноль К, что означает:
Советский Союз — Арктика — Комсомол). С этим позывным радиостанция регулярно выходила в эфир с 16 марта по 31 мая 1979 г., а также работала с Северного полюса в течение 24 часов.

Принятая система радиосвязи позволила во время перехода организовать массовые международные соревнования радиолюбителей «Полюс-79». За время перехода радисты экспедиции установили более 12000 радиосвязей с коротковолновиками 150 стран всех континентов, в том числе 1024 радиосвязи с Северного полюса.

Когда экспедиция началась, стало ясно, что на участников ложится большой объем политической и агитационно-воспитательной работы. Не реже чем раз в три дня передавал корреспонденции в «Комсомольскую правду» Шпаро, регулярно посылали корреспонденции в «Правду» Хмелевский, в ТАСС Леденев, в «Советский спорт» Склокин, в «Медицинскую газету» Давыдов. По просьбе редакций газет «Советская Россия» и «Социалистическая индустрия» корреспонденции для них готовили Деев и Рахманов. В газеты «Комсомольская правда» и «Советский патриот» передавал материал Лабутин. На маршруте были подготовлены приветствия пленуму ЦК ВЛКСМ, поздравление советскому народу к 1 Мая, телеграмма на борт космического корабля и многие другие. С просьбой прислать весточку к участникам обращались многие комсо-
мольские газеты и коллективы из разных городов нашей страны, и оставить эти просьбы без внимания было, разумеется, невозможно. Кроме того, достаточно регулярно участники лыжного перехода готовили материалы для Центрального телевидения (программа «Время», Клуб кинопутешествий) и Всесоюзного радио. Не менее часа ежедневно уходило у членов маршрутной группы на эту временами очень и очень непростую работу.

Передвижение членов базовых групп выглядело так. 19 марта Склокин, Иванов, Шатохин были на СП-24. 17 мая сюда же перебазировались Лабутин с Деевым, при этом их место на Котельном заняли два радиолюбителя из Черского, верные помощники экспедиции М. О. Филиппов и В. В. Горецкий. 30 мая в 21.00 пять участников экспедиции, Обухов и Снегирев на двух самолетах Ан-2 вылетели на подбазу, которую организовали летчики между СП-24 и Северним полюсом. В 5.00 на следующий день Лабутин принял сообщение о достижении Северного полюса, и через час самолеты с подбазы поднялись в
воздух. В 10.30 они были на полюсе в полутора километрах от лагеря маршрутной группы. Минут через сорок на полпути между палаткой и «аэродромом» состоялась встреча.

Утром 1 июня прилетели еще два самолета Ан-2, доставившие на полюс несколько человек, которые должны были присутствовать на торжественной церемонии. Она началась в 11.00. Был поднят Государственный флаг СССР, исполнен Государственный гимн Советского Союза. Участники экспедиции послали рапорт Центральному Комитету КПСС и телеграмму Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума
Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежневу.

Состоялось кругосветное путешествие за минуту, и затем 12 участников экспедиции сыграли футбольный матч. Два самолета с гостями улетели, а на полюсе остались 12 участников экспедиции, В. Н. Снегирев, В. М. Песков и друзья-летчики.
Несколько часов были отведены на то, чтобы увидеть, услышать, почувствовать себя в той точке земли, достижению которой были отданы силы и годы. В 19.00 самолеты поднялись в воздух, и полюс опустел.

Хочется здесь процитировать слова И. Д. Папанина, сказанные им в адрес летчиков («Комсомольская правда», 28 июля 1979 г.):
«Хочу поздравить наших замечательных полярных летчиков, обеспечивавших победу высокоширотной экспедиции «Комсомольской правды». Я всегда был неравнодушен к пилотам, много раз восхищался их героической работой, знал, что для них нет невозможного. Сегодня в небе Арктики летают молодые последователи Мазурука и Водопьянова. Эстафету они несут с честью. Хочу подчеркнуть: еще никогда в истории
Арктики одномоторные самолеты в июне не летали в высоких широтах. А здесь целая группа «аннушек» пошла к полюсу, чтобы вывезти на Большую землю участников экспедиции».

В эти же дни другой поистине героический поступок совершил летчик О. А. Охонский: на тяжелом колесном (!) самолете Ил-14 он совершил посадку на льдине перед полюсом, куда завез горючее для «аннушек».
Один самолет из эскадрильи «аннушек», о которой говорит И. Д. Папанин, почти четверо суток был на подбазе. Дежурство этого экипажа для автора настоящей статьи является символом огромного труда, не получившего всеобщей известности
и высоких оценок, но вложенного в успешное осуществление перехода по льдам СССР — Северный полюс.


Окончание...
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Апрель 2009 11:30

Окончание. Начало см. п.1-5

Некоторые выводы.
Пройдя по дрейфующим льдам три маршрута: в 1972 г. через пролив Лонга, в 1976 г. от о-ва Врангеля к СП-23 и в 1979 г. от о-ва Генриетты до Северного полюса, экспедиция «Комсомольской правды» положительно ответила на вопрос «Можно ли передвигаться по дрейфующим льдам на лыжах?» При этом группа оказалась способной решить такие задачи, как целенаправленное передвижение, взаимодействие с самолетами, выполнение научных программ и др.

Результаты прикладных и научных исследований участников экспедиции «Комсомольской правды» были изложены в ряде докладов и сообщений; в настоящее время они оформляются в виде статей (4) и свободного отчета, который планируется
издать отдельной книгой. Так, на Гагаринских чтениях в апреле 1980 г. участниками экспедиции совместно с учеными ИМБП были прочитаны доклады «Жизнеобеспечение длительных автономных переходов по дрейфующим льдам» и «Психофизиологическое изучение автономно действующей группы в условиях длительных переходов по дрейфующим льдам». На заседании ученого совета ВНИИ консервной промышленности и специальной пищевой технологии, а также в Институте питания АМН СССР были сделаны сообщения «Оптимальные пи-
щевые рационы в условиях длительного автономного перехода в Арктике» и
«О максимальной продолжительности автономного перехода по дрейфующим льдам (энергетический подход)». В докладе «Лыжный переход от берегов СССР к Северному полюсу (итоги, выводы, перспективы)», сделанном на заседании Секции наук о Земле президиума АН СССР, пространство Северного Ледовитого океана предлагалось считать потенциальной средой обитания и передвижения человека. С этой позиции была дана оценка ледяного покрова океана, введены классификация ледяного рельефа и шкала проходимости льдов, выделены основные ландшафтные зоны на маршруте, дана статистика различных форм ледяного покрова и ледовых препятствий.


Непросто со всей полнотой ответить, что именно из опыта полярной экспедиции «Комсомольской правды» может быть использовано в настоящее время или в будущем теми или иными контингентами людей для работы в высоких широтах. Очевидно, ряд образцов экспедиционного снаряжения, например лодки, может пригодиться полярникам на дрейфующих научно-исследовательских станциях. Возможно также, что специалисты, учитывая реальность, простоту организации и безусловную дешевизну кратковременных (несколько суток) и сравнительно коротких (несколько десятков километров) переходов по дрейфующим льдам, безопасность которых достаточно гарантирована, будут планировать некоторые новые виды работ в тех или иных районах Северного Ледовитого океана. Однако
главный вывод — доказана принципиальная возможность пеших переходов по дрейфующим льдам.

(1) Шпаро Д. И. 24 дня на лыжах по дрейфующим льдам Арктики, -т- «Летопись Севера». М., 1979, т. 9.
(2)- М. А. Новиков и др. Пешие походы в Арктике. — Вопросы географии, 1976,
т. 101; В. В. Ефремов и др. К вопросу о питании полярной экспедиции «Комсомольской правды». — Вопросы питания, 1975, № 6.
(3) См. главу «Выживание в Арктике» в книге В. Г. Воловича «Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления». — Проблемы космической биологии, т. 30. М., 1976.
(4) В 1981 —1982 гг. перечисленные доклады будут опубликованы в научной периодике.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 06:01

Летопись Севера. Вып.9, М., Мысль, 1979, стр.124-136
Д. П. Шпаро
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ДНЯ
НА ЛЫЖАХ ПО ДРЕЙФУЮЩИМ
ЛЬДАМ АРКТИКИ


В течение нескольких веков люди стремились разными способами проникнуть в район Северного полюса. Англичанин Уильям Парри был первый, кто решил идти к полюсу по льду. В 1827 г. двадцать восемь человек, таща за собой лодки, груженные провизией, с неимоверными усилиями достигли 82°45' с. ш.
Русский полярный исследователь Фердинанд Врангель предложил использовать при продвижении к Северному полюсу в качестве транспорта собачьи упряжки. Его план довели до совершенства американцы Роберт Пири и Фредерик Кук. Оба хорошо изучили быт и навыки эскимосов, оба в отличие от предшественников «сдвинули» путешествие из лета в весну и совершили выдающиеся переходы к «вершине мира».
Замечательный норвежский ученый Фритьоф Нансен выдвинул идею проникновения людей в центральные районы Северного Ледовитого океана вместе с движущимися льдами. Идея была воплощена Нансеном в легендарном дрейфе «Фрама».
С развитием авиации люди стали летать над льдами. Громадным достижением явилась посадка самолета Н-170 21 мая 1937 г. в районе полюса и организация первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс».
Рейс папапинцев ознаменовал новый этап в исследовании Арктики. Прогресс авиации и радиосвязи позволил создать широкую сеть полярных станций, вести регулярные работы на дрейфующих научно-исследовательских станциях «Северный полюс», проводить комплексные высокоширотные экспедиции.
В настоящее время деятельность человека в Арктике интенсивно развивается. В 70-х годах был совершен ряд экспедиций спортивно-научного характера. Так, в 1968 г. шестеро американских и канадских путешественников во главе с Р. Плейстедом на малогабаритных моторных санях «Бомбардье» прошли по дрейфующим льдам за 44 дня путь в 800 км от о. Уорд-Хант в Канадском Арктическом архипелаге до Северного полюса. Обратно на землю люди были вывезены самолетом.
В феврале 1968 г. начался и в июле 1969 г. закончился переход Британской национальной экспедиции на собачьих упряжках от м. Барроу на Аляске до Шпицбергена. Четверо англичан (начальник У. Херберт) провели на льду 475 суток, из них 236 — в пассивном дрейфе, разместившись в сборном домике, сброшенном с самолета.
Экспедиции Плейстеда и Херберта везли с собой ограниченное количество продовольствия и горючего, запасы которых по мере надобности пополнялись самолетами на маршруте.
В 1972 г. состоялось первое пересечение по льду пролива Лонга от Чукотского побережья до о. Врангеля (1). Это был и первый в мире лыжный переход по дрейфующим льдам со спортивно-научными целями, когда люди не располагали ни собачьими упряжками, ни мотонартами, а снаряжение и питание на весь маршрут несли в рюкзаках, вес которых на старте был 51 кг. Переход был осуществлен пятью участниками полярной научно-спортивной экспедиции газеты «Комсомольская правда» за двадцать дней.
(В переходе приняли участие Д. Шпаро, Ю. Хмелевский, В. Леденев, А. Мельников, В. Диденко.)
В 1976 г. та же экспедиция в несколько измененном составе прошла трехсоткилометровый путь от о. Врангеля до дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-23» (координаты станции в момент финиша 74°5' с. ш., 179°26' з. д.). Переход продолжался 24 дня и был осуществлен автономно, т. е. без какой-либо помощи на маршруте со стороны авиации.

Перечисленные переходы, возрождая романтику первопроходства на Севере, демонстрируют «прочность» современного человека. Во время подобных путешествий, несмотря на большие физические и психологические нагрузки, которым подвергаются люди, могут быть выполнены значительные исследования, имеющие научный и практический интерес.
Так, например, в связи с энергичным хозяйственным продвижением человека на Север, в связи с развитием авиации и космонавтики в настоящее время определенное значение приобретает проблема выживания в Арктике (2).

Этот вопрос применительно к автономному переходу в высоких широтах разрабатывался в лыжных и пеших (летних) мар шрутах полярной экспедиции «Комсомольской правды», которая отправляется в Арктику с 1970 г. ежегодно (3).
В связи с совершенно новым видом путешествия — переходом на лыжах по дрейфующим льдам, когда люди несут на себе все питание и снаряжение, обеспечивающие прохождение маршрута, участниками экспедиции решался ряд принципиально новых вопросов. Сколько дней группа из шести подготовленных человек со специальным снаряжением и специальными рационами питания может двигаться на лыжах, не прибегая к помощи извне, т. е. в условиях автономии? (Подразумевается, что приняты все возможные меры безопасности людей, в частности ежедневно поддерживается радиосвязь между группой и Большой землей; что участники перехода не находятся в бедственном положении, т. е. обеспечены продуктами питания, теплой одеждой, медикаментами и т. д.; а также и то, что выполняется обязательная задача — продвижение по маршруту и завершение его в заранее определенное время.) Какое же должно быть снаряжение и питание? В чем состоит специальная подготовка людей и коллектива в целом?

Работа полярной научно-спортивной экспедиции «Комсомольской правды» в 1970—1976 гг. позволяет в значительной степени ответить на все эти вопросы.
Необходимо отметить большой интерес к современному арктическому переходу медиков и биологов. Во время похода У. Херберта и переходов полярной экспедиции «Комсомольской правды» решался ряд медико-биологических задач, в первую очередь медико-психологических (4).

На маршрутах экспедиции «Комсомольской правды» проводились также испытания современных образцов снаряжения и продуктов питания. В условиях арктического перехода проходили проверку средства связи, сигнализации и плавсредства. Радисты экспедиции проводили наблюдения за прохождением радиоволн, изучали особенности эксплуатации различных источников тока в полярных условиях. Важное практическое значение имело успешное решение основной задачи последнего перехода — выход на дрейфующую станцию с использованием современных навигационных средств.

 map125.jpg


Примечания.
(1) В обратном направлении по льду пролива прошли в 1914 г. на собачьей упряжке капитан Роберт
Бартлетт с эскимосом Катактовиком.

(2) По В. Г. Воловичу, «выживание — это комплекс активных целесообразных действий, направленных на сохранение жизни в условиях автонемного существования после аварийного приземления или приводнения...» (В. Г. Волович. Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления.
—Проблемы космической биологии, т. 30. М., 1976, с. 5).
[/color]

(3) Об историко-географических работах экспедиции «Комсомольской правды» летом 1973 г. см. «Летопись Севера» вып. 7.

(4) См. У. Херберт. Пешком через Ледовитый океан. М., 1972; М. А. Новиков и Ю. А. Сенкевич. Психологические проблемы комплектования многонациональных космических экипажей. — Труды XXIII конгресса Международной астронавтической федерации (Constace, 1974);




Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные научно-спортивные экспедиции газеты

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 06:36

Конверты и почтовые карточки Министерства связи СССР посвященные экспедиции газеты "Комсомольская правда"
 k-1.jpg
 k-2.jpg


 pk-3.jpg
 pk-4.jpg
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные научно-спортивные экспедиции газеты

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 07:12

 Путь на Север.jpg
Снегирев В.Н., Шпаро Д.И.
Путь на Север.-М.: Мол. гвардия. 1979-271 с., ил. - (Бригантина), тир. 100 000
(Об экспедициях 1970-1976 гг.)


 К полюсу.jpg

Шпаро Д.И., Шумилов А.В.
К полюсу! : Книга о людях, чьи имена вписаны в историю покорения Северного полюса,
с их портретами и дневниковыми записями. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 367 с., ил. - (Стрела), тир. 100 000

OCR этой книги есть на сайте "Арктика и Антарктика" http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000011/index.shtml
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 07:38

Продолжение. Начало п.7
Остановимся более подробно на первом в истории лыжном переходе от суши (о. Врангеля) до дрейфующей научно-исследовательской станции (СП-23).
Переход начался 13 апреля и завершился 6 мая 1976 г. В нем приняли участие: Ю. И. Хмелевский — старший научный сотруд ник Центрального экономико-математического института АН СССР, кандидат физико-математических наук, заместитель начальника и штурман экспедиции; В. П. Леденев — аспирант ВНИИ продуктов брожения, завхоз экспедиции; A. М. Тенякшев — младший научный сотрудник Московского электротехнического института связи, кандидат технических наук, радист экспедиции; B. Ф. Рахманов — начальник сектора СКВ «Мосгидросталь», штурман и радист экспедиции; В. А. Давыдов — хирург, заведующий неврологическим отделением Центральной клинической больницы, врач экспедиции и автор настоящей статьи, доцент Московского института стали и сплавов, кандидат физико-математических наук, начальник экспедиции.

Перечисленные шесть человек составили маршрутную группу. Базовая группа состояла из четырех человек: Ф. Н. Склокин — младший научный сотрудник Московского института стали и сплавов, радист и спортивный тренер экспедиции, начальник базовой группы; Г. М. Щелчков — начальник радиостанции Центрального радиоклуба ДОСААФ им. Э. Т. Кренкеля, базовый радист экспедиции; М. Г. Деев — старший научный сотрудник географического факультета МГУ, запасной участник перехода;
Г. Н. Иванов — младший научный сотрудник ВНИИ проблем организации и управления, базовый радист перехода.

Базовая группа разместилась в двух местах: Склокин и Щелчков—на СП-23,
Деев и Иванов — на о. Врангеля (здесь же в течение перехода находился старший научный сотрудник Института медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР Г. В. Изосимов, который проводил медико-биоло-
гические исследования).

Экспедиция была организована газетой «Комсомольская правда» при материальной поддержке ЦК ВЛКСМ, Московского городского совета СО «Буревестник» и других организаций.

Из Москвы мы прибыли в чукотский поселок Мыс Шмидта.
Вскоре на СП-23 вылетели Склокин и Щелчков. На борту самолета был также штурман экспедиции Хмелевский, который во время рейса мыс Шмидта — СП-23 — мыс Шмидта детально ознакомился с состоянием ледяного покрова на предстоящем маршруте и нанес ледовую обстановку на карту.

С самолета была хорошо видна заприпайная полынья, которая имела сложную конфигурацию: местами она расширялась болеечем до 10 км, местами разделялась на несколько «рукавов». В этом районе ввиду его сложности требовалась более детальная разведка с воздуха.

11 апреля восемь участников экспедиции на вертолете были доставлены на о. Врангеля. Деев и Иванов высадились в южной части острова, в поселке, участники же маршрутной группы — на северном побережье, возле охотничьей избушки (71°35' с. ш.). С вертолета была предпринята ледовая разведка на глубину 50 км, в результате которой в заприпайной полынье было найдено наиболее узкое место (1—2 км). Именно на него мы держали курс в первые дни похода.

Вечером 12 апреля была проверена радиосвязь между маршрутной группой и базовыми точками, а также между базовыми точками. Регламент связи был предусмотрен такой: 6—8, 14—16, 21—23 часа по местному времени ежедневно. Как правило, для «текущей» радиосвязи использовался вечерний «трафик». В течение 24 дней перехода радиосвязь была ежедневной.

Сам «трафик» подчинялся жесткому правилу: первое сообщение поступало из маршрутной группы — координаты ледового лагеря, затем базовая группа сообщала координаты СП-23 и прогноз погоды на следующий день, затем происходил обмен служебной информацией, в заключение передавались радиограммы в газеты и радио. Все переговоры с маршрутной группой базовые радисты записывали на магнитофоны.

После выполнения «трафика» с маршрутной группой базовые радисты устанавливали радиосвязь с Центральным радиоклубом ДОСААФ в Москве, радисты которого по телефону передавали необходимые сообщения московским адресатам. Часто в линии радиосвязи Арктика — Москва появлялись промежуточные звенья—радиолюбители Советского Союза.

Передвигаясь по дрейфующим льдам на лыжах, люди встречают два основных типа препятствий: торосы и открытую воду или тонкие льды. К первому относятся гряды и барьеры торосов, пояса торосов, беспорядочная торосистость и холмистый лед (5).

(5) А. В. Бушуев, П. А. Волков,В. Е. Лощилов. Атлас ледовых образований. Л., 1974.


Сразу за ровным припайным льдом на протяжении 40 км мы преодолевали барьеры и гряды торосов, отдельные нагромождения льда, расположение которых на ледяных полях имело беспорядочный характер.
Как известно, баллы торосистости отражают процент площади, которую занимают торосы. Торосистость 1—3 балла не представляет большой трудности для лыжника, ибо отдельные преграды можно обойти.
Торосистость 4—5 баллов — это уже почти сплошные ледяные нагромождения, и их обход, как правило, невозможен, так как участки ровного льда очень редки.

Участники полярной экспедиции «Комсомольской правды» уже имели опыт лыжного перехода по дрейфующим льдам пролива Лонга. Однако в проливе Лонга торосы, как правило, «выстраивались» в гряды. С беспорядочной торосистостью мы столкнулись впервые. Были выработаны два способа преодоления этого препятствия.

Первый — длительная (до четырех часов) разведка.
В результате ее, как правило, удавалось найти своеобразные «реки» (замерзшие каналы и разводья), обрамленные «по берегам» торосами. Некоторые каналы вели на север, и по ним удавалось сделать быстрый рывок в нужном направлении на 1—2 км.

Второй — преодоление препятствия «в лоб». Карабкаясь по ледяным кручам без рюкзаков и лыж, мы продвигались друг за другом, след в след не более чем на 200 м. Потом возвращались, переносили рюкзаки, затем переносили лыжи.

К заприпайной полынье группа подошла вечером 17 апреля.
Посередине канала шириной 400 м плавали отдельные обломки ледяных полей. Мы отправились на разведку и выяснили, что к востоку и западу канал значительно расширяется. Ночью один из «островов» «причалил» к южному берегу, т. е. нашему. Но он быстро отплыл, и выгодный момент для того, чтобы перебраться на «остров» и тем самым сократить предстоящее плавание в лодке, был упущен.

Первая переправа — на удаляющийся от нас «остров» — не представляла технической сложности. Однако она была весьма опасной из-за двух моржей, которые приблизились к нам и, практически, атаковали лодку.
Снова, так же как во время переправ в проливе Лонга, мы столкнулись с любопытным эффектом, который следует иметь в виду, находясь на дрейфующем льду. Дело в том, что наблюдатель видит движение ледяных полей относительно себя, у него нет никакой возможности оценить это движение объективно, а значит, и предсказать его. Переправившись на «остров», мы не могли понять, дрейфует ли он на север, или же только «дышит» канал, т. е. периодически сдвигает и раздвигает свои берега. Кроме меридионального движения ясно чувствовалось перемещение в широтном направлении, Но опять-таки понять, продвигается ли наш «остров» на восток, или северный берег канала «уходит» на запад, мы не могли.

Одна из сложнейших переправ во время перехода была с «острова» на северный берег канала. Пространство, которое предстояло преодолеть, было покрыто ледяным салом. Это «покрывало» легко пробивалось веслами. Экипаж из трех человек в большой лодке (ее собственный вес — 12 кг, грузоподъемность — 700 кг) пошел на север, но началось сближение берегов, и ледяная корочка стала наслаиваться. Образовался «пирог» толщиной не менее 12 см. Ледяная масса плотно зажала наше судно. Погрузить весло в нее было почти невозможно, и все попытки сдвинуть лодку в какую-либо сторону не приносили успеха.
К счастью, лодка дрейфовала на юг и через два часа вернулась к месту, откуда началось плавание. Через несколько часов сжатие сменилось разрежением, и попытки форсировать разводье возобновились. Нам удалось значительно продвинуться, однако у северного берега путь преградила полоса ниласа шириной 50 м. Здесь нужны были лыжи, так как человека без лыж нилас не держал. Поэтому на лед возле лодки мы выложили несколько лыж и один из нас встал на них. В одной руке он держал надутую маленькую лодку (1,7кг), в другой — веревку, за которую тянул небольшие нарты с рюкзаком. Он благополучно перебрался на твердый берег, хотя было отчетливо видно, как лед прогибается под лыжами. (В этом случае, как и во многих подобных, сказалась особая эластичность морского льда.) По проложенному пути перебрались на ледяное поле и остальные участники.

Через день дорогу преградил второй рукав полыньи — километровое пространство тонкого льда, достаточно крепкого у «берегов», чтобы смело двигаться по нему. Однако ближе к центральной части лед становился тоньше, а в середине осталось пространство незамерзшей воды шириной около 15 м, через которое мы переправились на надувной лодке. (Ее надули заранее.)

В дальнейшем водные преграды мы преодолевали без лодки, а через каналы шириной менее 50 м переправа осуществлялась методом «челнок». Иногда каналы заполняла более или менее густая «ледяная каша» (комья снега и льда на плаву), которая, как правило, существенно затрудняла переправу и даже делала ее невозможной. Метод «челнока» состоит в следующем. Маленькая лодка из прорезиненного шелка имеет симметричные относительно центра корму и нос, к которым привязаны два конца. В первый рейс отправляется один человек с байдарочным веслом. Концы оказываются у людей на противоположных сторонах канала. Далее следуют 10 челночных рейсов: 5 порожних (обратных) и 5 с грузом. Переправа с использованием только маленькой лодки весьма удобна: вся переправа занимает не более часа. Однако обязательным условием ее являются крепкие «берега» канала, на которых, не опасаясь провалиться в воду, можно стоять и складывать имущество.


Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 07:56

Продолжение. Начало пост 7; 10

Вблизи о. Врангеля на припайном льду мы видели берлогу белого медведя, которая 13 апреля была еще «жилой». В районе первого рукава заприпайной полыньи наблюдали за медведицей с двумя медвежатами. Медведица шла по серому льду,
а за ней трусили медвежата. Она проваливалась в воду, и тогда вся семья плыла; иногда одному из медвежат удавалось забраться на спину матери. Эта игра (или учеба) продолжалась, пока медведи были в поле нашего зрения— 1—1,5 часа.
Медведи дважды подходили к нашей палатке. Мы убедились, что они не боятся ракет, но звук выстрела из карабина обращает их в бегство. Одна встреча с белым медведем носила курьезный характер. При переправе «челноком» первым в рейс поплыл
Хмелевский. Он вылез из лодки, и тут же из-за тороса, который был метрах в двадцати, к нему направился белый медведь. Хмелевский, проявляя необходимое спокойствие, отправил пустую лодку назад. Тотчас вторым рейсом «на помощь» к Хмелевскому был послан Давыдов с карабином. Когда на южном берегу остался только один человек, медведь вдруг сам перебрался через канал. Возможно, ему нравилось быть именно один на один с человеком. Впрочем, последнее — шутка: в поведении медведя не чувствовалось какой-либо преднамеренности.

В районе 73°40' с. ш. на чистой воде мы видели несколько раз уток. На северо-востоке от этого места, по-видимому над весьма значительным пространством открытой воды, поднималось огромное лиловое облако — «водяное небо».
Группа подходила к СП-23 с юга. Километрах в шести от станции мы стали cвидетелями того, как два поля многолетних льдов, покрытые сглаженными торосами (холмами), двигаясь одно относительно другого, с грохотом крошили края друг друга. Стена, настоящая стена торосов росла на наших глазах.
Вообще этот район изобиловал трещинами и каналами. Как правило, они имели ровные края и местами смыкались. Обходить эти препятствия удавалось без особых трудов.

Ледяной остров, на котором разместилась станция, мы увидели в час ночи (местное время) 6 мая. Издалека он был похож на довольно высокую землю. Мощная гряда высоких (до 15 м) торосов осталась позади; далее к северу было разводье, вытянутое с запада на восток, к северу от него возвышался остров. Ночное, низкое солнце было на севере. Оно давало длинные тени, и представлялось, что на «земле» перед нами есть свои реки, водоразделы, возвышенности.
Мы разбили лагерь между грядой торосов и разводьем. Утром перешли через него в узком месте по ледяному естественному мосту и начали «подъем» на остров. Не более двух километров отделяло наш последний лагерь от полярников. И не более чем за километр мы увидели их домики.

Гостеприимность хозяев была исключительной. Начальник вы,сокоширотной экспедиции «Север-28» М. Н. Красноперов проявлял постоянное внимание к нашему переходу и теперь встречал нас.
Начальник СП-23 А. Б. Будрецкий организовал незабываемую встречу. Поздравления, объятия, торжественные слова, обед, великолепный торт повара Павла Волкова — все это слилось в счастливейшие минуты нашей жизни.
Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 08:11

Продолжение. Начало пост 7; 10; 11

Следует сказать о некоторых технических сторонах перехода.
Режим дня на маршруте выдерживался весьма строго. Вот он:

5.00 ч. — подъем дежурного
6.00 ч. — общий подъем
6.00 — 6.30 ч. — завтрак
6.30 — 9.00 ч. — лагерные работы, cборы
9.00 — 14.00 ч. — дневные переходы
14.00 — 16.30 ч. — лагерные работы, обед, дневной сон
16.30 — 20.00 ч. — вечерние переходы
20.00 — 22.30 ч. — лагерные работы, радиосвязь
22.30 — 23.00 ч. — ужин
23.00 ч. — ночной сон

Таким образом, на движение отводилось 8,5 часа, на сон — 8 часов (7 часов ночного сна и один час — дневного), на лагерные работы, сборы и радиосвязь — 6 часов и, наконец, на завтрак, обед и ужин — 1,5 часа.
Такой режим дня сам по себе подготовлен значительным опытом участников перехода и совпадает с рекомендациями, которые даны в статье М. Новикова, Ю. Хмелевского, Д. Шпаро и А. Шумилова «Пешие походы в Арктике» (Вопросы географии, 101,с. 112).

Мы думаем, что для лыжников, имеющих многочисленные обязанности: ежедневная радиосвязь, астронавигационные наблюдения, обработка данных для вычисления координат, составление и передача корреспонденции в газеты (как было в нашем случае), время, которое отводится на лагерные работы, сборы и радиосвязь,
уменьшить существенно нельзя. Время, отведенное на сон, как мы считаем, уменьшать не следует. Время на еду, вообще говоря, может быть сокращено, однако делать это, по нашему мнению, нецелесообразно, ибо оно идет на реальный отдых, причем не только физический, но и, что в данном случае особенно важно, психологический. Это единственный промежуток времени, когда, бодрствуя, люди могут расслабиться, снять нервное напряжение, обменяться улыбками и т. д.
График движения по маршруту дает таблица 1.

Таблица 1
Число Характеристика льда Километраж
13 апреля Припай; ровный лед 10
14—22 апреля Припай; беспорядочная торосистость, барьеры торосов 42
23 апреля — Однолетние и двухлетние льды;
5 мая торосистость от 2 до 5 баллов 246
6 мая Ледяной остров 2
всего: 300


Общее ходовое время — 194 часа (22 «полных» дня и 2 «неполных»: дни старта и финиша)—распределилось следующим образом: 60% —движение с рюкзаками на лыжах, 22% —разведка пути, 18% —переправы. Средняя скорость — 13 км/день.
Отметим, однако (см. табл. 1), что участки пути, которые были пройдены с 14 по 22 апреля и с 23 апреля по 5 мая, принципиально различны. Первому, который характеризуется беспорядочной торосистостью в 5 баллов, не было аналога в маршруте через пролив Лонга. С другой стороны, следующий участок пути — 246 км, пройденный за 13 дней, вполне сравним по ледовым условиям с проливом Лонга в апреле 1972 г. Баланс трат ходового времени и скорость, данные выше, отнесены ко всему переходу.

Эти цифры представляют определенный интерес, но не годятся для каких-либо рекомендаций, так как выведены по неоднородным участкам маршрута. Участок торошенного припайного льда и заприпайную полынью следует выделять особо. Предсказать характер и скорость продвижения лыжников тут весьма затруднительно.
Мы, например, никак не думали, что первые 9 дней будем идти столь медленно (скорость 14—22 апреля была всего 4,6 км/день).
Ходовое время, затраченное на 246-километровый «типичный» участок — 111 часов. Средняя скорость тут 2,22 км/час, или 2,22 х 8,5 = 18,9 км/день.
При этом 78% ходового времени занимает продвижение с рюкзаками на лыжах, 12%—разведки и 10%—переправы. Таким образом, на «чистое» движение приходится 84 часа и скорость его 2,8 км/час.

Последняя цифра может быть использована для прогноза скорости лыжника при движении по сплоченным паковым льдам торосистостью 1—2 балла. Разведки и переправы в этом случае не понадобятся, и средняя дневная скорость возрастет до 2,8 х 8,5 = 23,8 км/день. (Последняя цифра может несколько увеличиться за счет повышения средней часовой скорости на «хорошем» льду.)

Продолжение следует
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 08:29

Окончание. Начало пост 7; 10; 11; 12


Заслуживают подробного анализа и такие вопросы, как рационы питания, радиосвязь, возможный стартовый вес рюкзаков. При этом все они представляют практический интерес не только для людей, преодолевающих те или иные расстояния на дрейфующем льду, но и вообще для многих автономных малых групп людей, работающих в условиях больших физических нагрузок.
Описание суточного рациона экспедиции во время лыжного перехода содержится в журнале «Вопросы питания», № 6, 1975.
О радиосвязи и, в частности, о радиоаппаратуре экспедиции рассказывалось в журнале «Радио»: 1975 г. № 1, № 2; 1976 г. № 10.
О весе груза на старте перехода дает представление следующая таблица:
Таблица 2

Наименование Вес, кг
Лагерное оборудование --------------------- 25
Радиоаппаратура ----------------------------- 19
Плавсредства ----------------------------------- 16
Средства навигации -------------------------- 10
Карабин и патроны --------------------------- 4,5
Сигнальные средства-------------------------- 1,5
Аптечка ----------------------------------------- 3
Кино- и фотоаппаратура -------------------- 11
Продукты питания ----------------------------- 142
Бензин -------------------------------------------- 17
Личное снаряжение (21 кг х б)------------- 126
Всего. . . 375

Вес личного снаряжения (21 кг) складывается из веса одежды, обуви, лыж, лыжных палок, т. е. веса того, что не переносится в рюкзаке (10 кг), и того, что лежит в рюкзаке (и самого рюкзака): спальный мешок, пуховая куртка, запасная одежда и т. д. (11 кг).
Экспедиционный груз в 375 кг распределился следующим образом: шесть рюкзаков — 6 х50 = 300 кг; лыжи, обувь и одежда — 6 х 10 = 60 кг. Оставшиеся 15 кг были уложены в две маленькие нарты, предметы из которых через несколько дней после старта были переложены в рюкзаки.

В газете «Комсомольская правда» был напечатан ряд комментариев ученых о лыжном переходе о. Врангеля — СП-23. Участник дрейфа СП-1 академик Е. К. Федоров высказал, в частности, свое мнение об экспедиционном снаряжении: «...создано отличное, подчас уникальное оборудование. Радиостанции, лодки, лыжи, палатки, многие другие виды снаряжения экспедиции «Комсомольской правды» отличаются надежностью, легкостью, компактностью, и некоторые из них, безусловно, могут быть использованы научно-исследовательскими экспедициями» (5 мая 1976 г.).

Известный советский полярник, начальник СП-5, кандидат географических наук Н. А. Волков писал: «...хотя в наше время техника может обеспечить достижение любой точки на планете в комфортабельных условиях, пешие экспедиции в труднодоступные места земли не утратили своего значения. Человеку необходимо живое, непосредственное соприкосновение с природой. Человек должен знать заложенные в нем истинные возможности. Поэтому естественно желание многих молодых людей не только повторить, но и превзойти выдающиеся достижения первопроходцев прошлого.

Научно-спортивная экспедиция «Комсомольской правды» давно и очень обстоятельно готовит свои переходы. За годы ее существования накоплен богатейший опыт, усовершенствовано снаряжение, отработана тактика... Все это позволяет успешно решать трудные задачи, которые стоят перед группой...» (2 мая 1976 г.)

Лыжный переход высоко оценил ЦК ВЛКСМ. «За совершение первого в мире арктического лыжного перехода и проявленные при этом большое мужество и героизм» коллектив полярной научно-спортивной экспедиции «Комсомольской правды» занесен в Летопись Комсомольской Славы ЦК ВЛКСМ. Старший радист экспедиции Л. М. Лабутин, комсорг В. П. Леденев, научный руководитель Ю. И. Хмелевский и начальник экспедиции Д. И. Шпаро были награждены знаком ЦК ВЛКСМ «Спортивная доблесть». Остальные участники также получили высокие комсомольские награды.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 09:24

Почтовый блок, 1979 г.
 blok.jpg
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 09:26

Конверты с сюжетом "Экспедиция газеты "Комсомольская правда" прошедшие почту:
 cp-22-1.jpg
 cp-22-2.jpg

 cp-22-3.jpg
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения