1972, 1976, 1979 : Экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Апрель 2009 09:38

Анонс еще одной публикации (Летопись Севера, Вып.7)
 ctr194.jpg
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Апрель 2009 10:10

Летопись Севера, Вып.7, стр.194-220

Поиски следов русских полярных экспедиций на западном побережье Таймыра
(по результатам работы научно-спортивной экспедиции «комсомольской правды» 1973 г.)

Д. И. Шпаро, А. В. Шумилов, В. П. Леденев, Ю. И. Хмелевский

Вот уже 5 лет работает общественная научно-спортивная экспедиция «Комсомольской правды». В 1969 году ее участники прошли по Большезе-мельской тундре и припайному льду путь от Воркуты до Амдермы. В 1970 году маршрут экспедиции пролегал от озера Таймыр до залива Фаддея и через острова «Комсомольской правды» к мысу Челюскин. В 1971 году участники экспедиции были на Северной Земле и в 1972 году пересекли по дрейфующим льдам пролив Лонга, а затем прошли по побережью и центральной части острова Врангеля. Перечисленные маршруты были пройдены на лыжах, необходимое снаряжение и питание участники несли в рюкзаках.
Научная программа экспедиции включала в себя некоторые медико-биологические исследования и испытания специального снаряжения и различных изделий в условиях автономного движения малой группы в высоких широтах. Разрабатывались некоторые аспекты проблемы выживания человека в экстремальных условиях.
Эти исследования были продолжены в походе по западному побережью Таймырского полуострова в июле — августе 1973 года. Кроме прежних задач перед экспедицией были поставлены и новые. Этот район был выбран по согласованию с начальником Администрации Северного морского пути К. Н. Чубаковым и с руководителем исторической группы отдела географии ААНИИ профессором М. И. Беловым.
Интерес к Западному Таймыру определяется тем, что здесь могли остаться следы пребывания различных русских экспедиций, работавших, а иногда и пропавших без вести в этом районе.
В первую очередь вызывала интерес судьба экспедиции В. Русанова, исчезнувшей в 1912 году. Известно, что В. Русанов направился от Новой Земли к востоку, по-видимому намереваясь пройти Северным морским путем. Спасательные экспедиции, снаряженные русским правительством, закончились безрезультатно. Только в 1934 году на о. Геркулес в группе о-вов Мона и на о. Попова-Чухчина в шхерах Минина были обнаружены следы русанов-цев. Однако эти находки не объяснили судьбу «Геркулеса». В печати появлялись сообщения и о других находках, даже останков людей, но их связь с экспедицией Русанова оставалась непроверенной.
Далее, можно было надеяться обнаружить следы деятельности русских полярных мореходов. Широко известно, что они обогнули мыс Челюскин еще в начале XVII века. Остатки их лагерей были найдены вблизи устья Пясины и у восточного Таймыра — на о. Фаддея и в заливе Симса. Участок побережья, лежащий между этими точками, не был до сих пор обследован.
На п-ове Зуева предполагалось провести тщательные поиски склада экспедиции Э. В. Толля, заложенного в 1900 году. Точные координаты склада были неизвестны, и диксонские гидрографы в 1961 году не сумели его обнаружить.
Наконец, на западном побережье Таймыра должны были сохраниться какие-то следы военных событий. Именно в этом районе действовали немецкий «карманный» линкор «Адмирал Шеер» и фашистские подводные лодки, потопившие несколько советских судов. Некоторые советские моряки сумели выбраться на берег (останки одного из них были найдены в 1961 г. в заливе Миддендорфа). Возможно, сохранились останки других моряков, какие-то судовые документы...
Вообще в историко-географическом плане западное побережье Таймыра — настоящее «белое пятно». Здесь нет ни постоянного, ни кочевого на-, селения, а геологи и гидрографы работают зимой или весной. Следы прошлых экспедиций можно надеяться обнаружить только летом, когда тундра на короткое время (приблизительно на месяц) освобождается от снега и вытаивает веками копившийся по берегам плавник.
Именно это обстоятельство определило время проведения экспедиции. Конечно, хотелось обследовать как можно больший участок побережья. Поэтому из 14 участников было составлено три самостоятельных группы.
(В группу «Центральная» вошли: В. Леденев, В. Наливайко — специалисты в области питания, экономист Е. Склокина, радиоинженер Л. Лабутин. Двигалась «Центральная» от фьорда Хутуда на восток. Группа «Восточная» (математик Ю. Хмелевский, инженеры В. Владимиров и Т. Шпаро, радист И. Марков) начала свой путь с обхода п-ова Зуева и залива Миддендорфа и затем двигалась на запад. В третью «Островную» группу входили шесть человек: математик Д. Шпаро, физик Ф. Склокин, географ А. Шумилов, инженеры: Т. Ростова, А. Денискин, инженер-связист В. Ростов.
Работала она на п-ове Минина и в шхерах Минина, обследуя острова Скалистый, Утиный, Циркуль, Кучина, Цыганюк, Колосовых и т. д. Все три группы заканчивали маршруты на полярной станции «Мыс Стерлегова».
Высадка групп и устройство промежуточных продовольственных баз были выполнены бортовыми вертолетами ледоколов. В дальнейшем участники экспедиции двигались пешком, неся в рюкзаках необходимое снаряжение, оборудование и продукты. Закладка промежуточных продовольственных складов и специально подобранные рационы из сублимированных продуктов позволили ограничить вес рюкзаков у мужчин до 40—44 кг, у женщин — до 20 кг.
Переправы с острова на остров осуществлялись на специально сконструированных надувных лодках, которые при грузоподъемности 600 кг имели вес всего 12 кг каждая. Безопасность переправ обеспечивалась девятью независимыми отсеками лодок и спасательными жилетами.
В большинстве случаев проливы были забиты дрейфующим льдом. Поэтому приходилось сначала двигаться по воде, потом вытаскивать лодки на лед, идти пешком и снова спускать лодки на воду. Эту операцию часто приходилось повторять до 20—30 раз на одном километре, поэтому форсирование пролива шириной 3—4 км занимало 5—6 часов.
Группы поддерживали связь между собой, с Диксоном, Норильском и Москвой с помощью разработанной радистами экспедиции (начальник радиогруппы — неоднократный чемпион Союза по радиоспорту Л. Лабутин) специальной радиостанции «Ледовая-1». Вес радиостанции — 2,2 кг, вес питания (аккумуляторы)—2,5 кг. О качестве аппаратуры говорит тот факт,, что за время похода была установлена коротковолновая связь с 50 странами мира и с десятками городов СССР.
Нельзя не сказать и о том, что участники прошли специальный курс тренировок. Все это позволило за короткое время (22 дня) обследовать около 2000 км береговой линии и 22 острова.
В общей сложности сделано более 100 находок, полный перечень которых, иллюстрированный 140 фотографиями, передан в ААНИИ, Гидрографическое предприятие ММФ, Музей Арктики и Антарктики и в краеведческий музей поселка Диксон. Ниже этот перечень приводится в несколько сокращенном варианте.
Находки экспедиции требуют тщательного анализа. Работа в этом направлении уже начата.
Из НИИ МВД СССР в редакцию «Комсомольской правды» сообщили результаты анализа гильзы, привезенной с могилы кочегара Мячина с «Вайгача» на мысе Вильда. Гильзы являются частью пулевого патрона системы Берингера. Такие патроны использовались преимущественно в американских охотничьих ружьях в конце прошлого и начале нынешнего века.
Еще до начала экспедиции на о. Диксон было обнаружено неизвестное захоронение. На мысу, напротив поселка, среди каменных глыб был найден полузасыпанный мелкими камнями и землей деревянный гроб с разрозненными костями. По определению старшего научного сотрудника НИИ антропологии МГУ кандидата биологических наук М. И. Урысона кости принадлежат взрослому мужчине, длина тела (рост) которого при жизни составляла примерно 168—170 см. На Диксоне известно о существовании могилы, но неизвестно, кто в ней похоронен. Вероятно, дальнейшей судьбой могилы мог бы заняться общественный краеведческий музей поселка Диксон.
Экспедицией были тщательно осмотрены о. Цыганюк, о. Кучина и гора Минина, где предполагались находки, связанные с экспедицией В. Русанова. Особый интерес вызывала гора Минина, на восточном склоне которой один из промышленников якобы обнаружил в гроте останки двух людей. Невысокий, 140-метровый склон был пройден двумя участниками экспедиции 4 раза. Ничего, кроме скелета оленя, обнаружить не удалось. Интересно, что после публикации в газете «Комсомольская правда» результатов нашей экспедиции редакция получила письмо доцента кафедры зоологии Мордовского государственного университета А. И. Душина, который сообщил, что в 1949 г. он с товарищами тщательно обследовал гору Минина, но также ничего не нашел.
На мысе Депо был обнаружен продовольственный склад Э. В. Толля. Склад заложен на глубине одного метра. В нем находится несколько ящиков с продовольствием. Один из них был вскрыт на месте, один взят в Москву. В первом оказалось 16 кг черных сухарей, во втором — 6,5 кг овсянки. Все продукты прекрасно сохранились в вечной мерзлоте.
Находка склада заинтересовала представителей научно-исследовательских институтов Министерства пищевой промышленности и Министерства здравоохранения СССР. Природа без участия человека поставила уникальный эксперимент длительного хранения в вечной мерзлоте полного набора продуктов. Безусловно, необходимо воспользоваться результатами этого эксперимента. В настоящее время создана специальная комиссия, в которую вошли представители нескольких ведомств, и предполагается, что склад в 1974 г. будет вывезен.


Фотоиллюстрации из статьи:
Памятник Бегичеву в пос.Диксон. Фото Д. Шпаро : 195.jpg
Здесь мы проводили свои работы (Табл.3, №5) Фото В. Леденева : r-197.jpg
Проступила надпись "Депо "Заря" 1900 (Табл. 4, № 18) Фото И. Маркова : r-198.jpg
На острове Колосовых (Табл. 2, № 14) Фото В. Ростова : r-199.jpg
Спасательный круг с гидрографического судна "Циркуль". (Табл. 2, № 5) Фото Д. Шпаро : r-200-1.jpg
Пропеллер самолета (табл. 2. № 6) Фото Д. Шпаро : r-200-2.jpg
Самоходный катер. (Табл. 3, № 19) Фото В. Леденева : r-201-1.jpg
Пропеллер самолета (табл. 2. № 6) Фото Д. Шпаро : r-200-2.jpg
Склад Э.В. Толля. (Табл. 4, № 8) Фото В. Владимирова : r-202.jpg
Памятник Тессему в пос. Диксон. Фото Д. Шпаро : r-201-2.jpg

Полная версия статьи (с таблицами) в формате DjVu будет доступна в библиотеке сайта.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полярные экспедиции газеты "Комсомольская правда"

Сообщение Петр Путиков » 27 Март 2014 00:36

Д. И. ШПАРО пишет:Старший штурман авиапредприятия В. И. Кривошея попросил меня к рации. Сказал, что на борту командир Колымо-Индигирского авиапредприятия П. С. Перин. Я поблагодарил летчиков.



Сюда земной не залетает звук.
Налево – юг, направо – юг,
юг – спереди, и сзади – юг,
и снизу юг глядит, как в черный люк.
И словно воплощенье телепатии,
живые, подмосковные тюльпаны
стоят и озираются вокруг.
А. Вознесенский

В 1968 году, старшему штурману Кишиневского авиапредприятия В. И. Кривошея, было предложено поработать на обеспечении полярных станций, ледовой разведке и проводке судов в Арктике, чем он и занимался с 1969 по 1979 год.
Виктор Иванович бессменный участник организации работ полярных станций от “Северный полюс-16” до “Северный полюс-24”. За работу по обеспечению экспедиций, В.И. Кривошея был награжден орденом “Трудового Красного знамени”.

16 марта 1979 года группа, под руководством Дмитрия Шпаро, начала свой знаменитый переход по трассе остров Генриетты – Северный полюс.
В обеспечении успешного перехода принимало участие большое количество специалистов метео, морского и воздушного флотов. Только авиационных специалистов было задействовано более 100 человек.
Ответственным за авиационное обеспечение был назначен старший штурман Колымо-Индигирского авиапредприятия Виктор Иванович Кривошея. Кроме этого, решением штаба перехода, он исполнял обязанности спортивного комиссара по фиксированию старта-финиша и уточнению местонахождения группы.
 В И Кривошея.jpg
В.И. Кривошея( справа ) с ценным подарком "Комсомольской правды"

31 мая 1979 года, после фиксирования достижения географической точки Северного полюса, была организована доставка самолетом гостей, среди которых были Юрий Сенкевич, Василий Песков, Андрей Вознесенский, представители прессы и многие другие.
19 человек, за обеспечение перехода, были награждены орденами и медалями. Виктор Иванович был награжден орденом “Знак Почета” и памятным подарком газеты “Комсомольская правда.”

В 1979 году, вскоре после завершения работ по переходу, Виктор Иванович вернулся в Кишинев, где продолжал работать в должности старшего штурмана транспортной авиации.
Петр Путиков
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 18 Декабрь 2013 22:00
Откуда: г Кишинев ex:uo5owx,uo5ow

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения