СКВОЗЬ ДОЖДЬ, УРАГАН, ШТОРМ
(От нашего специального корреспондента)
Одну минуту стоит экспресс Париж—Негорелое у пограничного столба ст. Колесово.
Только вечером третьего дня это расписание было нарушено. Три минуты ушло на рукопожатия. Советские пограничники были первыми, кто пожал руку советским «людям-птицам» на советской земле. Фамилии последних — Шестаков, Фуфаев, Болотов, Стерлигов — известны сейчас всему миру.
Впрочем, еще несколько месяцев назад буржуазные газеты издевались над четверкой «безумцев», которая решила завоевать воздушное пространство между Москвой и Нью-Йорком. Эти газеты называли перелет «Страны Советов» «никчемной большевистской затеей». Радостно трубили белые глашатаи, узнав, что «Страна Советов» потерпела аварию у Читы.
Их торжество было недолговечным.
28 августа родной брат «Страны Советов» — трехмоторный самолёт, под тем же названием, оставил Москву.
Первого же ноября «Страна Советов» парила над небоскребами Нью-Йорка, и десятки тысяч рабочих приветствовали очередную победу советской авиации.
Тем более странным могло показаться заявление Шестакова при встрече с нами, московскими журналистами, на польской границе.
— Я недоволен перелетом, — вот первые слова, которые довелось нам услышать.
И тут же пояснил:
— Я впервые возвращаюсь из полета не воздушным путем...
♦♦♦
О самом перелете разговорились уже после того, как отзвучали первые приветствия, когда миновали столицу Белоруссии.
Беседа не клеилась. Все четверо, в один голос, твердили:
— И чего рассказывать? Полет, как все полеты — полетели и полетели.
На перегоне Негорелое — Москва, когда перед вами сидят четверо людей, внешне ничем от других не отличающихся, все это действительно может показаться весьма обычным.
— Главное — боялись Байкала. Нет такого летчика, который бы не опасался этого коварного, манящего стальной синевой озера-моря. К нашему удивлению — Байкал пропустил. Всегда бурный, покрытый седовласыми волнами, Байкал на сей раз был «послушен, как ребенок».
Главные испытания начались за Николаевском-на-Амуре. От берегов Дальнего Востока до Ситки мы почта все время шли в тумане. Самолет держался на высоте... 1 метра над гребнями океанских волн. Даже в лучшие минуты мы не могли лететь выше 50 метров над уровнем океана. На 100 метров подымались только, когда надо было держать связь по радио.
Дожди, ураганы, шторм — преследовали самолет дочти до самого Сан-Франциско.
В районе Вилючинской сопки на Камчатке самолет попал в воздушную яму глубиной 800 метров — еще немного и «Страна Советов» нашла бы себе «вечный покой». При этом чуть не погиб Фуфаев, который в тот момент не был привязан.
Сам Фуфаев об этом эпизоде рассказывает, как о «пустячке».
Теперь обо всем говорят просто. Впрочем, четверка «безумцев», вероятно, таким же тоном настаивала на полете, когда командир сторожевого судна «Красный Вымпел» советовал им отложить вылет из Ату в Уналашку.
__— В такую погоду я никогда в море не выйду. — говорил он.
Все американские газеты были убеждены, что «Страна Советов» не вылетит — и все же, самолет начал свой очередной этап во-время. Ветер достигал скорости — 30 метров в секунду — ураган болтал самолет, как игрушку.
Когда прибыли в Сюард, бочка, для пришвартовки оказалась не на месте. Волна била через поплавки — самолет с трудом удержали на месте.
Особенно тяжелым был последний морской этап Ситка — Сиэтль. Чтобы пройти в один день 1,200 километров, вылетела за полчаса до рассвета при встречном ветре. Машина была до того перегружена, что пришлось выбрасывать в море часть снаряжения и запас продовольствия.
Через час после вылета один из моторов сдал. Надо было — либо вернуться обратно, либо сделать посадку. Выбрали последнее. Сели на поверхность бушующего моря, у берегов маленького острова принца Уэльского.
Сюда американское сторожевое судно доставило новый мотор. Устанавливать его пришлось в таких условиях, которые ни в коем случае нельзя признать нормальными. Мотор весом в одну тонну перемонтировали за 3 дня. Вся работа производилась над поверхностью воды и, упади туда хоть один винтик — самолет застрял бы у острова надолго.
Более легким был. маршрут Сан-Франциско — Нью-Йорк.
Об энтузиазме, с которым трудящиеся Америки встречали «Страну Советов», писали многое. Беседа с экипажем дала нам еще несколько характерных штрихов.
Когда самолет опустился в Сиэтле, женщины с цветами в руках, по колено в воде, бросились ему навстречу. Восемь рабочих шахтеров приехали за 250 миль в Ситку со специальной целью — приветствовать летчпков. В Сан-Франциско пионеры-малайцы преподнесли Шестакову подарок для передачи тов. Крупской.
Каждый старался хоть чем нибудь отметать внимание к советским героям воздуха. Рабочие Аляски преподнесли каждому из них по трубке, в Нью-Йорке самолету пришлось... «удирать» от 35-ти тысячной толпы — иначе были бы жертвы. Толпа прорвала кордон полисменов и бросилась навстречу еще не остановившемуся самолету.
Белогвардейцы, между прочим, воспользовались этим обстоятельством для того, чтобы распространить слухи о том, будто «большевистские самолеты раздавили 12 людей».
Подобной чепухе, конечно, никто не поверит. Даже американская буржуазия вынуждена была воздать летчикам должное.
Мэр города Сан-Франциско, вручая им ключи города, воткнул себе в петлицу красную розетку и заявил, что «сегодня — я большевик».
Форд пригласил экипаж «Страны Советов» в Детройт, при этом он просил их «прибыть ровно в 11 часов 30 минут дня». Чтобы выполнить эту просьбу, летчики должны были вылететь из ближайшего пункта через озеро Мичиган. Американский летчик, сопровождавший их, на это не решился и полетел вокруг озера. Советский же самолет, при отсутствии поплавков, сделал над озером 172 километра и опустился на аэродроме Форда... ровно в 11 час. 32 минуты.
Всех приветствий, приглашений, подарков не перечислишь. О них красноречиво говорят телеграммы из двухсот городов Америки, груда вырезок из американских газет и заполненные красными знаменами чемоданы экипажа.
Были и такие подарки, которые в чемодане не увезешь. Американские рабочие послали Советскому Союзу 25 тракторов и 4 грузовика.
Среди гостей были и «непрошенные». Особенно назойливо добивались аудиенции белогвардейские отпрыски.
Одна «живая» мумия — царский консул в Чикаго, который, кстати сказать, по сей день выдает, никакого значения не имеющие, документы русским гражданам — пожаловал на банкет, организованный местным самоуправлением. Наши летчики потребовали удаления этого проходимца и ему пришлось уйти «не солоно хлебавши».
«Страна Советов» сыграла огромную роль и в деле разоблачения тех ложных представлений о Советском Союзе, которые по сей день разделяются некоторыми кругами американской общественности.
Маленький штрих. В Сан-Франциско один из членов торговой палаты разрешил своей дочери «поцеловать летчиков только в том случае, если эти большевики не окажутся бородатыми»...
♦♦♦
21242 километра прошел самолет за 141 чао 53 минуты, 7950 километров сделала «Страна Советов» над водой. Сквозь бурю, дождь, туман. Два. раза портились моторы. На причалах тоже не всегда все было в порядке.
И все же — цель достигнута.
И пусть — третьего дня «люди-птицы» прибыли на Советскую землю поездом, а самолет придет к нам морем, — недалек тот час, когда советское знамя будет реять над самолетом, который сделал перелет Москва — Нью-Йорк — Москва.
И. К0Р.
Негорелое — Москва.