Алданская экспедиция
Отправленная обществом «Добролет» в июне 1925 года экспедиция на Алдан для изыскания воздушных путей в Якутской республике, на-днях вернулась в Москву.
Экспедиция собрала чрезвычайно богатые материалы, всесторонне характеризующие весь Алданский район, с его неисчислимыми естественными богатствами, своеобразным бытом, неисчерпаемыми возможностями и богатыми перспективами. Однако все эти богатства и возможности будут иметь значение при условии, если он будет связан хорошими средствами сообщения с центральной частью СССР.
На экспедицию были возложены задачи изыскание аэродромов и площадок по общему маршруту от ст. Сковородимо (Амурск. ж. д.) до Якутска, изыскание трассы для постройки колесной дороги от прииски Лебединого до прииска Незаметного, астрономическое определение маршрута, экономическое и метеорологическое исследование района, съемка маршрута и т. д.
Экспедиция работала в невероятно тяжёлых условиях, пройдя свыше 1 1/2 тыс. верст пешком по тайге. Трудности дополнялись резким климатом тайги. Почти непрерывные горы, массы горных рек и ручьев, болота (мари), частые дожди, жара в 35-40 градусов днем, сменяющаяся морозом ночью и полное бездорожье—являлись постоянными спутниками экспедиции. Ни в СССР, ни за границей нет примера организаций воздушного сообщения в условиях, подобных Якутии. Естественно, что общепринятые методы работы, годные в европейских условиях, оказались совершенно непригодными в условиях северной тайги.
Появление экспедиции в населенных пунктах, после того, как местным властям и населению стала известна цель экспедиции, вызвало искреннюю радость. Особенный интерес к работам экспедиции был проявлен в самом Якутске. Делались специальные доклады на заседаниях исполкомов, где были высказаны наилучшие пожелания и готовность придти на помощь проведению воздушного пути сообщения. Правительство Якутии, воспользовавшись пребыванием экспедиции, созвало несколько междуведомственных совещаний при Совнаркоме, результатом которых была создана специальная комиссия по организации воздушной связи в Якутии.
Вопрос о целесообразности проведения аэролинии через Алдан для всех теперь слишком очевиден. Остается только выяснить степень рентабельности линии.
Из протоколов заседания вышеупомянутой комиссии видно, что нагрузки для постоянного воздушного сообщения со стороны Якутии больше чем обеспечена, причем тут еще не учтены потребности частных организаций. По предварительным подсчетам экспедиции сделанным на основании авторитетных источников, видно, что линия может быть загружена в год почтовой корреспонденцией до 500 пудов, пушниной — 1000 пудов, золотом и денежными знаками — 100 пуд., галантер. и мануфактурой — 2000 пуд., медикаментами — 50 п. и пассажирами — 800 чел. (10 проц. общего числа перевезенных пароходствами за навигационный период последнего года). В эти цифры не включены различные мелкие ценные посылки, пушнина, идущая вверх по Лене, и ряд других товаров. Все эти цифры однако, взяты в сторону преуменьшения, но и они уже говорят о том, что линия может быть вполне обеспечена грузом в течение года.
К сожалению, размер статья не позволяет хоть сколько нибудь исчерпывающе осветить всю ту колоссальную работу, которую проделала экспедиция. Предварительный доклад, составленный ею, обнимает больше 100 писчих листов, не считая различный диаграмм, схем, фотографий и т. д. Нам лишь важно здесь отметить тот отрадный факт, что общество "Добролет" технически настолько созрело что может себе ставить такую, поистине, трудную, задачу, как проведение воздушного пути сообщения в столь отдаленной окраине, где аэролиния, несомненно, произведет культурную и экономическую революцию.