Фото из темы - Сомов Михаил Михайлович (1908-1973) -
viewtopic.php?f=8&t=372&start=15Трешников А.Ф. - участник 2-й ВАЭ пишет (Мои полярные путешествия. – М.: Мысль, 1985. С. 346-347):
«Мы имели предварительную договорённость с Антарктическим отделом Американского научного фонда об использовании его антарктической базы «Мак-Мёрдо» на берегу моря Росса в качестве промежуточного пункта при перелёте в «Мирный». В портах Индии, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии заправку самолётов, техническое обслуживание производили авиакомпании этих стран на общих основаниях коммерческих авиалиний. А дальше мы должны были иметь дело со штабом «Дипфриз». Такое условное название носит операция по обеспечению антарктической программы исследований, в которой участвуют крупное авиационное подразделение, военные ледокольные корабли, танкеры и грузовые суда. Операциями «Дипфриз» командуют обычно американские адмиралы. С 1954 по 1956 год таким командующим был знаменитый полярный исследователь контр-адмирал Ричард Бэрд. Правда, тогда он был уже чисто номинальной фигурой, так сказать, эмблемой американских операций в Антарктике, фактически же командовал операциями контр-адмирал Крузен, затем три года - контр-адмирал Дюфек, потом его сменил контр-адмирал Тайри, а потом Риди.
Вот с Риди нам тогда и пришлось иметь дело. Устроившись в одном из отелей Крайстчерча, мы поехали навестить адмирала, чтобы переговорить о конкретных взаимоотношениях при дальнейших полётах…
Адмирал Pиди встретил нас в своей резиденции весьма любезно. Это был полный, высокий, представительный мужчина в блестящей адмиральской форме, типичный военный - без формы его трудно себе представить. Мы быстро договорились, что американцы принимают нас в «Мак-Мёрдо» и обеспечивают заправку самолётов. Взамен мы обеспечиваем горючим американские самолёты, которые должны прилететь в «Мирный» в ближайший месяц.
Мы прошли в синоптическое бюро, где ознакомились с текущей ситуацией и прогнозом погоды на ближайшие дни в районе между Новой Зеландией и Антарктидой.
В заключение я выразил от имени всех советских антарктических исследователей искреннее соболезнование американцам и лично Риди в связи с убийством президента Кеннеди.
Мы действительно были глубоко потрясены трагической гибелью этого молодого выдающегося политического деятеля США.
Я сказал Риди о том, что мы знали о положительном отношении покойного президента к развитию научных контактов с Советским Союзом в области исследований Антарктики, Мирового океана, знали, что покойный президент назначал своими научными консультантами толковых учёных, понимающих важность изучения глобальных научных проблем совместными усилиями, путём осуществления международных научных программ.
Риди поблагодарил за выражение соболезнования.
- Президент Кеннеди, - сказал Риди, - был моим личным другом. Мы воевали с ним во Вторую мировую войну в одном авиационном подразделении, для меня утрата особенно тяжела
(Дж.Ф.Кеннеди воевал на Тихом океане лейтенантом ВМС, командиром торпедного катера – Авт.).
В заключении он просил нас, чтобы мы вылетели из Крайстчерча через день, так как завтра он собирается отбыть в «Мак-Мёрдо» сам, чтобы проследить лично за подготовкой к приёму советских гостей.
Мы ответили согласием. Через два дня оба наших самолёта приземлились в «Мак-Мёрдо», где нас встретили гостеприимно.
Через год вместо Риди был назначен новый командующий антарктическими операциями».
Встреча в Крайстчерче (Новая Зеландия) с Риди происходила 28 ноября 1963 г., на пути в "Мак-Мёрдо" (США), куда советские "Илы" прилетели 30 ноября. А улетели 3 декабря.
Как ответ, Риди (на фото крайний справа) прилетел на станцию "Мирный". Думается, что это 1964 год, 9-я САЭ.