1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2011 20:22

Саватюгин Л.М., Преображенская М.А., Российские исследования в Антарктике. Том I // СанктПетербург, Гидрометеоиздат, 1999

Вторая воздушная антарктическая экспедиция на двух самолетах ИЛ18 совершила перелет по маршруту Москва—Ташкент—Дели—Рангун—Джакарта—Дарвин—Сидней—Крайсчерч—МакМердо—оазис Бангера—Мирный и обратно через те же пункты, за исключением оазиса Бангера, на перелет было затрачено 86 часов летного времени. На борту самолетов находились 82 участника перелета, в их числе начальник Девятой САЭ М.М.Сомов, и.о. начальника Управления по изучению Арктики и Антарктики Главного управления Гидрометеослужбы Ю.А.Хабаров, начальник станции Молодежной Н.А.Корнилов. Руководил перелетом директор ААНИИ А.Ф.Трешников. Самолеты вылетели из Москвы 20 ноября и прибыли в Антарктиду 3 декабря 1963 г., совершив посадку на одной из лагун залива Транскрипции (оазис Бангера). 7 декабря самолеты прибыли в Мирный, где после очередной расчистки снега была подготовлена взлетнопосадочная полоса. Самолеты доставили в Антарктиду 80 человек, в том числе 67 участников Девятой САЭ во главе с М.М.Сомовым. 3 января 1964 г. самолеты вылетели в обратный рейс, взяв на борт участников Восьмой САЭ.

Ссылки на смежные темы:

9-я Советская Антарктическая Экспедиция
СССР-75743 Ил-18В
CCCP-75845 Ил-18
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11093
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Historik » 21 Октябрь 2025 18:22

2-я ВАЭ со вторым трансконтинентальным перелётом из Европы в Антарктиду (20 ноября 1963 г. – 11 января 1964 г.) тяжёлых турбовинтовых самолётов Ил-18В-26А 247-го ао УПА ГУГВФ:
- «СССР-75845» (командир – Герой Социалистического Труда А.С.Поляков, второй пилот - И.В.Ляхович);
- «СССР-75743» (командир – Герой Советского Сююза М.П.Ступишин и второй пилот - Б.М.Майоров).
по маршруту Москва – Ташкент – Дели (Индия) – Рангун (Мьянма) – Джакарта (Индонезия) – Дарвин (Австралия) – Сидней (Австралия) – Крайстчерч (Новая Зеландия) – антарктическая станция «Мак-Мёрдо» (США) – оазис Бангера (Антарктида) – антарктическая станция «Мирный» (СССР) и обратно через те же пункты, за исключением оазиса Бангера. Всего затрачено около 86 час лётного времени.
 1963-Ступишин-Поляков.jpg

Подписано: лётчики Полярной авиации обсуждают маршрут второго перелёта в Антарктиду. Слева-направо: Б.М.Майоров, М.П.Ступишин, А.С.Поляков, И.В.Ляхович. Ноябрь 1963 г. // Из фондов Музея-панорамы «Бородинская битва»
- https://panoramaborodino.museum-online. ... te=objects
 75845-2.jpg

Борт «СССР-75845» А.С.Поляков в "Мирном". Начало декабря 1963 г. - https://dzen.ru/a/Y85Wys2LzEZ6RUD7
 ПоляковИл18-М-Антарктика-1964.jpg

После возвращения в Москву из Антарктиды. Январь 1964 г. (слева-направо: командир Ил-18 - Герой Социалистического Труда А.С.Поляков, 2-й пилот - Б.М.Майоров, штурман - М.Ф.Шерпаков, 2-й пилот - И.В.Ляхович, командир Ил-18 - Герой Советского Союза М.П.Ступишин). - viewtopic.php?f=8&t=5991
Плюс, как уже упоминалось, темы:
- СССР-75743 (Ил-18В) - viewtopic.php?f=31&t=3570
- CCCP-75845 Ил-18 - viewtopic.php?f=31&t=2546
Historik
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Historik » 23 Октябрь 2025 17:00

Известия, 1963. 20 ноября. №275 (14438)
 Известия-275-20.11.1963.png

Известия, 1963. 3 декабря. №286 (14449)
 Известия-286-3.12.1963.png

Известия, 1964. 11 января. №10 (14480)
 Известия-10-11.1.1964.png
Historik
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Historik » 01 Ноябрь 2025 18:58

Составы экипажей:
- Ил-18В-26А «СССР-75845»: командир - Герой Социалистического Труда А.С.Поляков, второй пилот - Б.М.Майоров, штурман – М.Ф.Шерпаков, бортрадист – В.В.Меньшиков, бортинженер – Н.Н.Пишков, бортмеханики –С.С.Лаврентьев и С.С.Балашов, а также лётчик-инспектор ГУГВФ, будуший председатель Высшей квалификационной комиссии МГА СССР - О.Н.Архангельский;
- Ил-18В-26А «CCCР-75743»: командир – Герой Советского Союза М.П.Ступишин, второй пилот – И.В.Ляхович, штурман – А.Б.Шамес, бортрадист – Н.И.Старков, бортинженер – В.Ткаченко, бортмеханики – А.П.Воронин и Н.Н.Глазырин.
На борту ведущего «Ила» «СССР-75845» А.С.Полякова с 20 ноября 1963 г. находились 47 участников перелёта, включая штаб экспедиции: А.Ф.Трешникова, Ю.А.Хабарова и новых начальников - 9-й САЭ - Героя Советского Союза М.М.Сомова и станции «Молодёжная» - инженера-океанолога, будущего Героя Социалистического Труда Н.А.Корнилова. Ещё 35 человек, в том числе будущий член-корреспондент АН СССР, географ и геоморфолог, профессор МГУ, к. георг.н. А.П.Капица (в 1-й ВАЭ выполнял обязанности бортпереводчика) и обозреватель «Комсомольской правды» В.М.Песков, летели на «Иле» «CCCР-75743» М.П.Ступишина. Среди пассажиров участников 9-й экспедиции находились: строители всех специальностей, состав будущего СГП, группа гидрографов под руководством В.Н.Мальцева, будущие зимовщики «Молодёжной» и экипаж Л.И.Зотова для ввода в строй самолёта Ли-2В, законсервированного год назад на этой станции.
Обратно с 3 января 1964 г. на борту машин находилась часть отзимовавших участников 8-й САЭ во главе с А.Ф.Трешниковым. В частности, на самолёте М.П.Ступишина летели 9 полярников, включая Ю.А.Хабарова и метеоролога Г.Г.Тараканова.
Последний раз редактировалось Historik 01 Ноябрь 2025 19:12, всего редактировалось 1 раз.
Historik
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Historik » 01 Ноябрь 2025 19:11

Участником 2-й ВАЭ, на стыке работ 8-й и 9-й САЭ, был известный писатель и журналист, а в то время обозреватель газеты «Комсомольская правда» В.М.Песков (1930-2013)
 Песков-2 ВАЭ.jpg

 Песков3.jpg

Песков В.М. Полное собрание сочинений. Том 3. «Ржаная песня». 1962-1963. – М.: Комсомольская правда, 2014 - В.М.Песков https://litlife.club/books/249914/read?page=58
 Песков4.jpg

Песков В.М. Полное собрание сочинений. Том 4. «Туманные острова».1963-1965. – М.: Комсомольская правда, 2014 - В.М.Песков https://litlife.club/books/251084/read?page=1
 Бланк Пескова.jpg

Подписано: Эту телеграмму (7 страниц!) прислал Василий Песков в редакцию. Это и есть заметка «Жди меня». Интернета-то тогда не было. На фото — первый и последний бланки телеграммы-репортажа
 Рис Василия Пескова - Мирный.jpg

Рисунок Василия Пескова со станции "Мирный". Декабрь 1963 г.-январь 1964 г.
Полярники прилетели.jpg

Полярники 8-й САЭ по прилёту в Москву с родными. 11 января 1964 г., Шереметьево. Фото В.М.Пескова
Последний раз редактировалось Historik 01 Ноябрь 2025 19:52, всего редактировалось 1 раз.
Historik
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

1963: Вторая воздушная антарктическая экспедиция

Сообщение Historik » 01 Ноябрь 2025 19:50

Фото из темы - Сомов Михаил Михайлович (1908-1973) - viewtopic.php?f=8&t=372&start=15
 Риди-1.jpg

Трешников А.Ф. - участник 2-й ВАЭ пишет (Мои полярные путешествия. – М.: Мысль, 1985. С. 346-347):
«Мы имели предварительную договорённость с Антарктическим отделом Американского научного фонда об использовании его антарктической базы «Мак-Мёрдо» на берегу моря Росса в качестве промежуточного пункта при перелёте в «Мирный». В портах Индии, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии заправку самолётов, техническое обслуживание производили авиакомпании этих стран на общих основаниях коммерческих авиалиний. А дальше мы должны были иметь дело со штабом «Дипфриз». Такое условное название носит операция по обеспечению антарктической программы исследований, в которой участвуют крупное авиационное подразделение, военные ледокольные корабли, танкеры и грузовые суда. Операциями «Дипфриз» командуют обычно американские адмиралы. С 1954 по 1956 год таким командующим был знаменитый полярный исследователь контр-адмирал Ричард Бэрд. Правда, тогда он был уже чисто номинальной фигурой, так сказать, эмблемой американских операций в Антарктике, фактически же командовал операциями контр-адмирал Крузен, затем три года - контр-адмирал Дюфек, потом его сменил контр-адмирал Тайри, а потом Риди.
Вот с Риди нам тогда и пришлось иметь дело. Устроившись в одном из отелей Крайстчерча, мы поехали навестить адмирала, чтобы переговорить о конкретных взаимоотношениях при дальнейших полётах…
Адмирал Pиди встретил нас в своей резиденции весьма любезно. Это был полный, высокий, представительный мужчина в блестящей адмиральской форме, типичный военный - без формы его трудно себе представить. Мы быстро договорились, что американцы принимают нас в «Мак-Мёрдо» и обеспечивают заправку самолётов. Взамен мы обеспечиваем горючим американские самолёты, которые должны прилететь в «Мирный» в ближайший месяц.
Мы прошли в синоптическое бюро, где ознакомились с текущей ситуацией и прогнозом погоды на ближайшие дни в районе между Новой Зеландией и Антарктидой.
В заключение я выразил от имени всех советских антарктических исследователей искреннее соболезнование американцам и лично Риди в связи с убийством президента Кеннеди.
Мы действительно были глубоко потрясены трагической гибелью этого молодого выдающегося политического деятеля США.
Я сказал Риди о том, что мы знали о положительном отношении покойного президента к развитию научных контактов с Советским Союзом в области исследований Антарктики, Мирового океана, знали, что покойный президент назначал своими научными консультантами толковых учёных, понимающих важность изучения глобальных научных проблем совместными усилиями, путём осуществления международных научных программ.
Риди поблагодарил за выражение соболезнования.
- Президент Кеннеди, - сказал Риди, - был моим личным другом. Мы воевали с ним во Вторую мировую войну в одном авиационном подразделении, для меня утрата особенно тяжела
(Дж.Ф.Кеннеди воевал на Тихом океане лейтенантом ВМС, командиром торпедного катера – Авт.).
В заключении он просил нас, чтобы мы вылетели из Крайстчерча через день, так как завтра он собирается отбыть в «Мак-Мёрдо» сам, чтобы проследить лично за подготовкой к приёму советских гостей.
Мы ответили согласием. Через два дня оба наших самолёта приземлились в «Мак-Мёрдо», где нас встретили гостеприимно.
Через год вместо Риди был назначен новый командующий антарктическими операциями».
Встреча в Крайстчерче (Новая Зеландия) с Риди происходила 28 ноября 1963 г., на пути в "Мак-Мёрдо" (США), куда советские "Илы" прилетели 30 ноября. А улетели 3 декабря.
Как ответ, Риди (на фото крайний справа) прилетел на станцию "Мирный". Думается, что это 1964 год, 9-я САЭ.
Historik
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения