РАБОТЫ ПО СПАСЕНИЮ "СИБИРЯКОВА" ПРЕКРАЩЕНЫ
ЧТО ПОКАЗАЛО ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕДОКОЛА.
♦ ТЕЛЕГРАММА О. Ю. ШМИДТА НАЧАЛЬНИКУ АРХАНГЕЛЬСКОГО ТЕРРУПРАВЛЕНИЯ СЕВМОРПУТИ.
♦ СОЗДАНА КОМИССИЯ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ.
♦ КАПИТАН ВОРОНИН О СУДЬБЕ ЛЕДОКОЛА.
Руководящий состав экспедиции Эпрона в результате тщательного обследования состояния «Сибирякова» пришел к выводу, что продолжать в настоящее время спасательные работы бесполезно.
В своем рапорте управлению Главсевморпути руководство экспедиции следующим образом аргументирует этот вывод.
Поддаются откачке (при условии цементирования пробоин) только первый и второй трюмы. Третий трюм и машинно-котельное отделение имеют столь значительные повреждения, что откачке совершенно не поддаются.
Успех спасательных работ, по мнению начальника экспедиции т.
Загвоздкина и инж.
Бобрицкого, может быть гарантирован только после удаления котлов и механизмов. Такую же работу необходимо провести и в том случае, если придется резать корпус судна пополам, по начавшемуся перелому у среднего шпангоута.
Невозможно применять и понтоны в виду мелководья, наличия острых камней на месте аварии И постоянных штормов в этом районе. Спасательные работы требуют также широкого применения электросварки и наличия мелкосидящих судов. Этих ресурсов в распоряжении экспедиции не имеется.
Следует добавить, что метеорологические условия в районе аварии сейчас таковы, что суда с находящимися на них людьми подвергаются значительному риску
♦
В Главсевморпути получена радиограмма от начальника Архангельского территориального управления т.
Кузьмина, находящегося на месте аварии «Сибирякова». Тов. Кузьмин предлагает «кончать спасательные работы, ибо другого решения принять нельзя».
Начальник Главсевморпути
О. Ю. Шмидт отправил т.
Кузьмину следующую радиограмму:
«В соответствии с заключением руководства экспедиции Эпрона о невозможности дальнейших работ и вашим подтверждением работы прекратите. При благоприятных условиях, без риска для судов и людей, обеспечьте снятие наиболее ценного оборудования с «Сибирякова». Свяжитесь с полярной станцией Озерная, договоритесь об установлении после ледостава наблюдения за состоянием «Сибирякова». В случае надобности и возможности оставьте на станции людей из числа команды судов. Совместно с эпроновцами обсудите план возобновления спасательных работ в феврале—марте».
♦
Для расследования причин аварии ледокола «Сибиряков» управление Главсевморпути назначило специальную комиссию под председательством т.
Янсона.
♦
ЛЕНИНГРАД, 30 декабря. (По телеф. от соб. корр.). В связи с последними сообщениями о тяжелом положении «Сибирякова» ваш корреспондент обратился к капитану
В. И. Воронину с просьбой охарактеризовать место, где произошла авария ледокола.
— Полярные моряки не любят Карские ворота, — говорит Воронин, — Даже в летние месяцы плавание там небезопасно, а ближе к берегам Новой Земли — явно рискованно. Через Карские ворота суда следовали всегда лишь тогда, когда проливы Югорский и Маточкин Шар были забиты льдами. В Карских воротах судно рискует сесть на одну из многочисленных, но неизвестных еще банок или попасть в густой туман и — тогда наскочить на мель, хотя она и обозначена на карте. Так, например, в 1890 году первый поход «Ермака» в Арктику окончился посадкой ледокола на мель.
На карте вы встретите названия: «Банка Персей», «Банка Зверобой». Происхождение этих названий простое: в свое время (в 1927 и 1932 гг.) «Персей» и «Зверобой» сели здесь на неизвестные до этого банки. Путеводные карты полностью не обеспечивают безопасного прохождения Карских ворот. Гидрографические работы последних лет мало изменили положение. Даже в отношении района известных банок мы встречаем на карте пометки «Положение сомнительное». Нужно как можно скорее заняться гидрографическими работами в Карских воротах.
«Сибиряков» потерпел аварию как раз в Карских воротах. Последние сведения говорят о тяжелом состоянии судна. По-моему, положение его нельзя считать безнадежным. С наступлением продолжительных холодов вдоль островов и материка Новой Земли образуется сплошной береговой припай. Если «Сибиряков» окажется в этом припае, он спокойно будет стоять в неподвижном льду, и Эпрону нужно будет использовать этот момент для спасения судна.