Впервые часть зимовщиков была доставлена из Москвы в Мирный на турбовинтовых самолетах ИЛ18 (командир самолета А.С.Поляков) и АН12 (командир Б.С.Осипов). Этот первый трансконтинентальный рейс, продолжавшийся с 15 декабря 1961 г. по 2 февраля 1962 г., возглавили начальник Главсевморпути А.А.Афанасьев и начальник Управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И.Шевелев.Экипаж самолета состоял из 17 человек, всего в перелете участвовало 33 человека.
Находившаяся на борту самолета ИЛ18 группа сотрудников ААНИИ в составе А.И.Воскресенского, О.М.Кузнецова, П.Д.Астапенко под руководством М.Е.Острекина регулярно проводила метеорологические и актинометрические наблюдения.
Маршрут перелета проходил по трассе Ташкент—Дели—Рангун—Джакарта—Дарвин—Сидней—Крайстчерч—МакМердо—оазис Бангера—Мирный. 25 декабря 1961 г. (через 10 дней после вылета) оба самолета приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). В тот же день самолет АН12 прибыл в Мирный, а 27 декабря здесь приземлился и самолет ИЛ18. После переоборудования колесного шасси самолета АН12 на лыжное он совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены сейсмическая аппаратура и горючее. Покидая станцию Восток, полярники подвергли тщательной консервации все научное, электросиловое, радиотехническое и хозяйственное оборудование. Вблизи станции были оставлены в исправном состоянии три снегохода «Харьковчанка», 10 гусеничных тягачей, 24 пары экспедиционных саней.
Изза плохого состояния взлетнопосадочной полосы в Мирном, вызванного таянием, полная загрузка самолетов горючим была произведена в оазисе Бангера, откуда самолеты вылетели в обратный путь 24 января 1962 г. (после почти месячного пребывания в Антарктиде). Обратный путь проходил по тому же маршруту, исключая только станцию МакМердо.
Путь через четыре континента и два океана самолет АН12 совершил за 48 ч 27 мин, ИЛ18 — за 44 ч 46 мин. Советские полярники проложили новую трассу Москва—Мирный общей протяженностью 25045 км. Перелет проходил на высоте 8—9 км.
Находившаяся на борту самолета ИЛ18 группа сотрудников ААНИИ в составе А.И.Воскресенского, О.М.Кузнецова, П.Д.Астапенко под руководством М.Е.Острекина регулярно проводила метеорологические и актинометрические наблюдения.
Маршрут перелета проходил по трассе Ташкент—Дели—Рангун—Джакарта—Дарвин—Сидней—Крайстчерч—МакМердо—оазис Бангера—Мирный. 25 декабря 1961 г. (через 10 дней после вылета) оба самолета приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). В тот же день самолет АН12 прибыл в Мирный, а 27 декабря здесь приземлился и самолет ИЛ18. После переоборудования колесного шасси самолета АН12 на лыжное он совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены сейсмическая аппаратура и горючее. Покидая станцию Восток, полярники подвергли тщательной консервации все научное, электросиловое, радиотехническое и хозяйственное оборудование. Вблизи станции были оставлены в исправном состоянии три снегохода «Харьковчанка», 10 гусеничных тягачей, 24 пары экспедиционных саней.
Изза плохого состояния взлетнопосадочной полосы в Мирном, вызванного таянием, полная загрузка самолетов горючим была произведена в оазисе Бангера, откуда самолеты вылетели в обратный путь 24 января 1962 г. (после почти месячного пребывания в Антарктиде). Обратный путь проходил по тому же маршруту, исключая только станцию МакМердо.
Путь через четыре континента и два океана самолет АН12 совершил за 48 ч 27 мин, ИЛ18 — за 44 ч 46 мин. Советские полярники проложили новую трассу Москва—Мирный общей протяженностью 25045 км. Перелет проходил на высоте 8—9 км.
Шушаков О.А., Шевелев Марк Иванович (Израилевич) // Журнал "Самиздат" http://zhurnal.lib.ru/s/shushakow_o_a/0 ... elev.shtml
В декабре 1961 - феврале 1962 гг. Шевелев участвовал в организации и проведении дальнего перелета Москва - станция Мирный (Антарктида) - Москва. За 100 летных часов было преодолено более 50 тыс. км.
Перелет осуществлялся с посадками в Ташкенте, Дели, Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), в порту Дарвин (Австралия), Сиднее, в Новой Зеландии и на американской научной станции Мак-Мердо (Антарктида).
Вспоминает член-корреспондент РАН А.П. Капица: "После двух зимовок в Антарктиде (1955-57 и 1958-60 гг.) стало ясно, что надо делать ставку на самолеты, чтобы полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава, а не плыть полтора месяца на теплоходе, тратя драгоценное летнее время на плавание.
Наши настойчивые просьбы достигли цели, и... было принято решение направить два тяжелых самолета... Ил-18 и Ан-10 в Антарктиду. Первый - пассажирский, для перевозки личного состава (около 100 чел.) и второй - грузовой, в лыжно-колесном варианте, для обеспечения горючим станции "Восток" и нашего похода... Предполагалось пройти около 6000 километров на тяжелых гусеничных тягачах "Харьковчанка".
Мы готовили аппаратуру, персонал, методику, и когда до вылета оставалось 5 дней, грянул гром.
Оказалось, что радист на самолете Ан-10... не владел английским. А вся связь за границей между аэропортами и бортом самолета ведется на специальном авиационном английском языке. Менять радиста было поздно, на получение виз в пяти странах для нас всех МИД потратил около 3 месяцев...
За четыре дня до вылета я был вызван пред светлые очи Марка Ивановича Шевелева - начальника Полярной авиации и руководителя летной группы нашего перелета.
В кабинете также присутствовал во главе с командиром Ан-10 Борисом Осиповым, по прозвищу "Слон" за габариты, весь экипаж... Со всеми ними я зимовал, все мои друзья, со всеми я на "ты". Марк Иванович говорил:
- Или мы летим, или не летим, вы, Андрей Петрович, как начальник наземного перехода через Антарктиду больше всех заинтересованы в полете. Соглашайтесь на роль дублера-радиста, или полета не будет.
- Но я же ни х... не соображаю в вашем лексиконе!
- Вот вам учебник английского языка для сотрудников Аэрофлота, вспомните молодость. Вам ведь всего 30 лет, и утром вы, как образцовый студент, будете им владеть...
Торжественный вылет из Шереметьева состоялся 15 декабря 1961 года. Первым вылетел самолет Ил-18... со всем начальством, включая М.И. Шевелева... Вылетел раньше нас на два часа (так полагалось по правилам Аэрофлота, поскольку их самолет Ил-18 летел быстрее нашего).
Но вот и мы взлетели... и я за дублера-радиста... Радист, следит за аппаратурой и ведет дальнюю связь морзянкой с Антарктидой - Мирным и Москвой, а я связь с диспетчерами аэропортов. Аппаратура мне знакома, такой же мы пользуемся на полярных станциях. С нами летят несколько техников и инженеров с авиазавода Антонова...
Перелет до Новой Зеландии прошел хорошо...
До станции Мак-Мердо - американской базы в Антарктиде - 6000 километров, а у нас запас топлива на 10000. То есть, учитывая штурманский запас на встречный ветер, после 4000 километров мы должны знать, какая нас ждет в Мак-Мердо погода, потому что после 4000 мы обратно вернуться не можем, это так называемая "точка поворота".
После вылета все шло благополучно. Лидер весело болтал со мной, помогал в связи с Мак-Мердо. До того момента, как мы подошли к "точке возврата". Тут связь как ножом обрезало. Лидер помрачнел, попробовал несколько запасных частот, но всюду был, как говорят радисты, полный "гухор"... Связались с Ил-18, у них то же самое...
Летим вперед. Если в Мак-Мердо плохая погода, дотянем до оазиса Бангера (это в 300 км от Мирного в сторону Мак-Мердо). Через 2,5 часа мы увидели вулкан Эребус, у его подножия американская станция. Погода великолепная. Как говорят синоптики, видимость "миллион на миллион". И почти сразу в эфире появились американцы:
- Простите, у нас технические неполадки со связью.
- Ну, неполадки так неполадки, - проворчал Слон.
Заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале и остановился посредине. Далеко от того места, где его ждали американцы.
Потом подрулил к тому месту, где была организована встреча. Американцы встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием.
Я решил зайти к радистам и спросил их, какие были технические трудности.
- Да никаких не было, просто начальство приказало замолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы, все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем.
Что мы и сделали...
27 декабря 1961 года мы благополучно приземлились в Мирном, закончив перелет через четыре материка протяженностью 25045 км за 48 час. 27 мин.[22]".
2.02.62 г. самолеты вернулись в Москву[23].
Перелет осуществлялся с посадками в Ташкенте, Дели, Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), в порту Дарвин (Австралия), Сиднее, в Новой Зеландии и на американской научной станции Мак-Мердо (Антарктида).
Вспоминает член-корреспондент РАН А.П. Капица: "После двух зимовок в Антарктиде (1955-57 и 1958-60 гг.) стало ясно, что надо делать ставку на самолеты, чтобы полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава, а не плыть полтора месяца на теплоходе, тратя драгоценное летнее время на плавание.
Наши настойчивые просьбы достигли цели, и... было принято решение направить два тяжелых самолета... Ил-18 и Ан-10 в Антарктиду. Первый - пассажирский, для перевозки личного состава (около 100 чел.) и второй - грузовой, в лыжно-колесном варианте, для обеспечения горючим станции "Восток" и нашего похода... Предполагалось пройти около 6000 километров на тяжелых гусеничных тягачах "Харьковчанка".
Мы готовили аппаратуру, персонал, методику, и когда до вылета оставалось 5 дней, грянул гром.
Оказалось, что радист на самолете Ан-10... не владел английским. А вся связь за границей между аэропортами и бортом самолета ведется на специальном авиационном английском языке. Менять радиста было поздно, на получение виз в пяти странах для нас всех МИД потратил около 3 месяцев...
За четыре дня до вылета я был вызван пред светлые очи Марка Ивановича Шевелева - начальника Полярной авиации и руководителя летной группы нашего перелета.
В кабинете также присутствовал во главе с командиром Ан-10 Борисом Осиповым, по прозвищу "Слон" за габариты, весь экипаж... Со всеми ними я зимовал, все мои друзья, со всеми я на "ты". Марк Иванович говорил:
- Или мы летим, или не летим, вы, Андрей Петрович, как начальник наземного перехода через Антарктиду больше всех заинтересованы в полете. Соглашайтесь на роль дублера-радиста, или полета не будет.
- Но я же ни х... не соображаю в вашем лексиконе!
- Вот вам учебник английского языка для сотрудников Аэрофлота, вспомните молодость. Вам ведь всего 30 лет, и утром вы, как образцовый студент, будете им владеть...
Торжественный вылет из Шереметьева состоялся 15 декабря 1961 года. Первым вылетел самолет Ил-18... со всем начальством, включая М.И. Шевелева... Вылетел раньше нас на два часа (так полагалось по правилам Аэрофлота, поскольку их самолет Ил-18 летел быстрее нашего).
Но вот и мы взлетели... и я за дублера-радиста... Радист, следит за аппаратурой и ведет дальнюю связь морзянкой с Антарктидой - Мирным и Москвой, а я связь с диспетчерами аэропортов. Аппаратура мне знакома, такой же мы пользуемся на полярных станциях. С нами летят несколько техников и инженеров с авиазавода Антонова...
Перелет до Новой Зеландии прошел хорошо...
До станции Мак-Мердо - американской базы в Антарктиде - 6000 километров, а у нас запас топлива на 10000. То есть, учитывая штурманский запас на встречный ветер, после 4000 километров мы должны знать, какая нас ждет в Мак-Мердо погода, потому что после 4000 мы обратно вернуться не можем, это так называемая "точка поворота".
После вылета все шло благополучно. Лидер весело болтал со мной, помогал в связи с Мак-Мердо. До того момента, как мы подошли к "точке возврата". Тут связь как ножом обрезало. Лидер помрачнел, попробовал несколько запасных частот, но всюду был, как говорят радисты, полный "гухор"... Связались с Ил-18, у них то же самое...
Летим вперед. Если в Мак-Мердо плохая погода, дотянем до оазиса Бангера (это в 300 км от Мирного в сторону Мак-Мердо). Через 2,5 часа мы увидели вулкан Эребус, у его подножия американская станция. Погода великолепная. Как говорят синоптики, видимость "миллион на миллион". И почти сразу в эфире появились американцы:
- Простите, у нас технические неполадки со связью.
- Ну, неполадки так неполадки, - проворчал Слон.
Заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале и остановился посредине. Далеко от того места, где его ждали американцы.
Потом подрулил к тому месту, где была организована встреча. Американцы встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием.
Я решил зайти к радистам и спросил их, какие были технические трудности.
- Да никаких не было, просто начальство приказало замолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы, все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем.
Что мы и сделали...
27 декабря 1961 года мы благополучно приземлились в Мирном, закончив перелет через четыре материка протяженностью 25045 км за 48 час. 27 мин.[22]".
2.02.62 г. самолеты вернулись в Москву[23].
[22] Капица А.П. Воздушный мост на Антарктиду // Научная среда. - 2002 г. - 23-29 января. - №2 (5863).
[23] За успешное выполнение полетного задания командирам экипажей Полякову А.С. (Ил-18) и Осипову Б.С. (Ан-12) присвоено звание Героя Социалистического Труда.