Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2015 20:33

Советская Сибирь, 1931, № 051, 21 февраля.

 Советская Сибирь, 1931, № 051 (1931-02-21) Огромный улов муксуна.jpg
ОГРОМНЫЙ УЛОВ МОКСУНА

Рыбо-зверобойный отряд Комсеверопути, оставленный на побережьи Карского моря, благополучие перенес полярную зиму. В начале февраля впервые взошло солнце. Промышленники в течение полярной зимы получили огромный улов моксуна — 4 тыс. штук, на три сетки, до 4 тонн на сетку.
Это свидетельствует о том, что мы до сих пор недооценивали пищевых ресурсов Карского моря.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2015 20:42

Советская Сибирь, 1931, № 068, 10 марта.

 Советская Сибирь, 1931, № 068 (1931-03-10) СТО о строительстве портов.jpg
СТО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОЛЯРНЫХ ПОРТОВ

До настоящего времени строительство морских портов в Игарской протоке, на Енисее и в бухте «Новый порт» Обской губы задерживалось по той причине, что не было ясно, кто должен строить эти порты, Совет Труда и Обороны постановил все работы, касающиеся погрузочно-разгрузочных операций в Игарке и Новом порту, передать Комсеверопути. Устройство же набережных, эстакад, мест стоянки, магистральных дорог, водопровода. канализации, освещения эстакад, набережных дорог, а также обязанности по пожарной и внутренней охране передаются Наркомводу, который должен образовать управления этих портов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2015 20:44

Советская Сибирь, 1931, № 107, 18 апреля.

 Советская Сибирь, 1931, № 107 (1931-04-18) Соль.jpg
Соль за полярным кругом

Завоз соли на северные предприятия Комсеверпути занимал в карских операциях огромный тоннаж, но все-таки соли на севере всегда нехватало.
Между тем на севере есть месторождения соли. Вода в ряде притоков Нижней Тунгуски имеет солоноватый привкус. И туземцу варили в этой воде пищу, обходясь без соли.
Теперь, с расширением северных рыбных и дичных промыслов Комсеверопути, разработка заполярных месторождений имеет актуальное значение. Комсеверопуть и этом году посылает разведочную партию в район Усть-Порта по реке Соленая, для разведок соляных источников и коренных месторождений соли для снабжения в будущем консервного завода в Усть-Порту.
Для скорейшей эксплоатации северных месторождений соли, с партией поедет практик-солевар, по проектировке сооружения (зимой 1931-32 г. ) солеварки в районе наиболее значительных месторождений соли.
На изыскательские работы по соли в этом году Комсеверопуть израсходует 12.500 рублей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2015 20:45

Советская Сибирь, 1931, № 110, 21 апреля.

 Советская Сибирь, 1931, № 110 (1931-04-21) ГЭ КСМП на Пясину.jpg
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПЯСИНУ

Комсеверопуть отправляет гидрографическую экспедицию на реку Пясину, впадающую в Ледовитые Океан восточнее Енисея. Основная задача экспедиции — выяснение судоходности Пясины и занесение правильного начертания ее на карту. Экспедиция, доставленная на пароходе в устье Пясины, будет работать на 2-х катерах. Один катер пройдет Пясину до истоков.
Одновременно с гидрографической экспедицией посылается рыбо-промысловая партия, которая организует в устье реки Дыдыпта (приток Пясины) постоянно рыбо-промышленный пункт. Продукция этого пункта будет на оленях доставляться (160 клм. ) в Усть-порт на консервную фабрику Комсеверопути.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2015 20:47

Советская Сибирь, 1931, № 154, 6 июня.

 Советская Сибирь, 1931, № 154 (1931-06-06) 4 экспедиции КСМП.jpg
ЧЕТЫРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕДИЦИИ - НА СЕВЕР

С первыми пароходами Карской Комсеверопуть отправляет на север четыре научно-исследовательских экспедиции.
Экспедиция, отправляемая на р. Пясину разделится на две партии. Первая партия сделает гидрографическую съемку устья Пясины; вторая — поднимется вверх по Пясине для съемки фарватера и рыбо-промышленных разведок.
Гидролого-гидрографическая экспедиция продолжит прошлогодние работы в Заливе Ныдоям, куда она будет доставлена на теплоходе «Микоян».
Топографическая экспедиция идет на съемки района реки Курейки.
Геолого-разведочная экспедиция, разделясь на ряд партий, будет работать все лето в Тунгусском бассейне.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение Historik » 18 Август 2015 11:36

Ещё один документ по реорганизации "Комсеверпути" и созданию структуры - предшественницы Полярной авиации - постановление Правления общетва от 14 апреля 1931 года.
Обращает на себя внимание тот факт, что Марк Иванович Шевелёв уже член Правления, находящийся в Московском представительстве и курирующий не только "Авиочасть", но и "Морскую часть" вместе с "Плановым отделом".
КСМП-14.4.1931.tif [1.13 МБ Скачиваний: 235]

КСМП-1-14.4.1931.tif [875.04 КБ Скачиваний: 244]

КСМП-2-14.4.1931.tif [1.43 МБ Скачиваний: 230]

КСМП-3-14.4.1931.tif [1.19 МБ Скачиваний: 234]

КСМП-4-14.4.1931.tif [1.84 МБ Скачиваний: 235]

РГАЭ. Ф.9570. Оп.1. Д.420. Л.60-64.
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение Historik » 19 Август 2015 11:15

И, наконец, третий - ключевой архивный документ по деятельности "Комсеверпути", подтверждающий, что днём рождения Полярной авиации России следует считать 1 марта 1931 г., когда в составе общества ("комбината" - по документу) появилась новая самостоятельная структура - Авиаслужба:
"С 1-го марта 1931 г. Комсеверпуть организовал в составе комбината автономную авиаслужбу". (!!!)
Это докладная записка в Планово-экономический отдел ВОГВФ (Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны) "О работе авиаслужбы Комсеверпути за 1931 г.". Документ без подписи конкретного лица и даты. Полагаю, что он составлен в 1932 году и его должен был подписать М.И.Шевелёв, как член Правления и первый начальник Авиаслужбы "Комсеверпути" (обращаю внимание, что по первым двум документам до слова "Авиаслужба" ("Авиослужба") сначала фигурировали такие понятия, как "Отдел связи" и "Служба связи". Что объясняется существованием неустоявшейся на тот момент оргструктуры).
Записка имеет огромное историческое значение по своему содержанию, т.к. проливает свет на начальный период деятельности Полярной авиации в Арктике.
АвиаслужбаКСМП-1931.tif [3.98 МБ Скачиваний: 240]

АвиаслужбаКСМП-1-1931.tif [4.17 МБ Скачиваний: 213]

АвиаслужбаКСМП-2-1931-0.tif [6.35 МБ Скачиваний: 221]

АвиаслужбаКСМП-3-1931.tif [3.28 МБ Скачиваний: 209]

АвиаслужбаКСМП-4-1931.tif [3.4 МБ Скачиваний: 235]

АвиаслужбаКСМП-5-1931.tif [3.66 МБ Скачиваний: 216]

АвиаслужбаКСМП-6-1931.tif [4.6 МБ Скачиваний: 214]

АвиаслужбаКСМП-7-1931.tif [2.84 МБ Скачиваний: 239]

АвиаслужбаКСМП-8-1931.tif [1.61 МБ Скачиваний: 241]

РГАЭ. Ф.9570. Оп.2. Д.1940. Л.106-115.
Предлагаю редакторам перенести все три документа в тему "Полярная авиация".
Historik
 
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2016 15:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.48.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.51 Ныдаяма.jpg
НОВАЯ ПОЛЯРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ открыта летом 1930 г. при фактории Акц. о-ва „Комсеверпуть" находящейся в вершине залива Ныдаяма (Гыда-ям). Фактория, состоящая из жилого дома и склада, расположена несколько южнее устья р. Юрибей. В фактории Ныдаяма на зиму 1930/31 г. остались 6 человек. Радиотелеграфа при новой станции не имеется; предположено, однако, установить таковой в ближайшем будущем. Приближенные координаты станции: φ=71° N, λ=77° Е.


Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.51.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.51 становища КСМП.jpg
ПРОМЫСЛОВЫЕ СТАНОВИЩА НА ПОБЕРЕЖЬИ КАРСКОГО МОРЯ устроены в течение 1929—1930 гг. Гос. Акц. о-вом „Комсеверпуть" в следующих местах: о-в Шокальского (3 чел.), залив Ныдаямо (торгово-промысловая фактория, 5 чел. с семьями), бухта Чертова и бухта Северная в северной части Енисейского залива (около 45 чел.), бухта Полынья (3 чел.), устье р. Пясины (17 чел.) и шхеры Минина (семья из 5 чел.).
В текущем году Акц. о-во „Комсеверпуть" предполагает устроить промысловые становища в проливе Малыгина, в заливе Миддендорфа, в устьи р. Таймыра или у м. Челюскина, а также в устьи Хатангского залива. Операции эти намечено осуществить на м/с „Белуха" (ex-„Hobby“).
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Январь 2017 14:58, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2016 17:21

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47.

РАБОТА АВИОГРУППЫ ГОС. АКЦ. О-ВА „КОМСЕВЕРПУТЬ" В ЛЕТНЮЮ КАМПАНИЮ 1930 ГОДА
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 23 Сентябрь 2016 13:02

Бюллетень Арктического института СССР. № 2.-Л., 1932, с.27-28.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 2  КСМП-1932 - 0001.jpg
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОС. АКЦ. О-ВА КОМСЕВЕРПУТЬ В 1932 ГОДУ

В 1932 г., вместе с общей интенсификацией транспортной и промышленной работы на Сибирском севере, Комсеверпуть решил охватить своей хозяйственной деятельностью Якутский север и острова Северного Ледовитого моря (Колгуев, Вайгач, Новая Земля и др.).
На Сибирском севере будут доведены до предельной производственной мощности построенные в Игарке лесопильные заводы и графитообогатительная фабрика. Добыча графита на Нижней Тунгуске доводится до полного удовлетворения нужд союзной промышленности, и, кроме того, часть его будет экспортирована, после предварительного обогащения на игарской фабрике.
Добыча угля на Нижней Тунгуске развертывается до полного удовлетворения потребностей речного флота и приходящих в Игарку судов Карской экспедиции, а также и для покрытия нужд северной промышленности.
Особое внимание обращено на усиление рыбных и зверобойных промыслов. Решающим фактором в этом деле, как и для всех видов промышленной работы, являются колонизация полярных промысловых районов и, прежде всего, создание местных мощных кадров и местной продовольственной базы.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 2  КСМП-1932 - 0002.jpg
— 28 —
Проведенное в 1931 г. массовое переселение на север почти полностью обеспечило северную промышленность местными рабочими кадрами, а небольшая дополнительная переброска переселенцев в 1932 г. должна будет обеспечить дальнейший ее рост. Для увеличения местных продовольственных ресурсов развертываются совхозы Предивенский, Ярцевский, Кузенский и молочно-овощная ферма в Игарке.
Операции последних лет по Северному морскому пути сделали его нормальной артерией связи Центральной Сибири с Западной Европой, с Ленинградом и Мурманском. В 1931 г. была поставлена задача максимального снижения фрахтов по Северному морскому пути. В результате проведенной работы фрахты пароходов в Карское море только на 10—12% дороже фрахтов из разных портов до Архангельска.
Лесоизыскательские партии охватят в 1932 г. около 40 милл. га, причем 90% этой площади будет покрыто методом авиообследования, давшим исключительно эффективные результаты уже в 1931 г.
Геологические партии на Нижней Тунгуске будут вести разведку на уголь, графит, полиметаллические руды и слюду, на основе геологопоисковых работ 1930 и 1931 гг. На Подкаменной Тунгуске будут проводиться геолого-поисковые работы на железо.
В заливе Ныда-Ямо (Гыдаям) будут продолжаться начатые еще в 1931 г. ихтиологические работы.
Кроме указанных специальных исследовательских работ, посылается комплексная экспедиция для общего изучения Хатанго-Анабарского района.
По примеру прошлых лет, на ледоколе Карской экспедиции будут вестись гидрологические и гидробиологические работы.
В результате работ, проделанных в 1929, 1930 и 1931 гг., авиация заняла прочное место во всех видах изыскательской и хозяйственной работы Комсеверпути. Авиослужба Комсеверпути располагает в настоящее время пятью самолетами; к лету 1932 г. их будет иметься 9 —10. Наряду с регулярной перевозкой пассажиров, почты и груза по линии Красноярск — Подкаменная Тунгуска — Туруханск — Игарка — Дудинка и вывозом пушнины с Хатанги, Пясины, Ныда-Ямо и с ямальских и тазовских факторий, авиослужба проводит ряд специальных работ. Ледовая разведка и авиообследование лесных массивов стали уже традиционной ежегодной работой авиослужбы. Но наиболее интересными будут работы по авиообслуживанию геологических, геоморфологических, ихтиологических, зоологических и т. п. экспедиций. Здесь самолет выступает не как основное орудие работы, а как средство, во много раз ускоряющее и значительно повышающее эффективность работы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 21 Октябрь 2016 09:42

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-10.-Л., 1932, с.201.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-10.-Л., 1932, с.201 Пясина.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ А/О „КОМСЕВЕРПУТЬ“ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕКИ ПЯСИНЫ была проведена под начальством т. Иголкина. Главной целью этой экспедиции было отыскание судоходного, фарватера для входа в реку с моря. В состав экспедиции входили также топографическая партия, под руководством Фреймана, и ихтиолог Пирожников. Экспедиция отправилась 12 июня из г. Красноярска на парусно-моторном боте „Дельта". Ввиду того, что бот во время перехода от о-ва Диксон до р. Пясины, будучи выброшен на берег, потерпел аварию, экспедиция добралась до места работ на шлюпке. После успешного окончания работ (найден судоходный фарватер и произведено ихтиологическое обследование низовьев р. Пясины) личный состав экспедиции был доставлен на п/с „Белуха“ на о-в Диксон, откуда личный состав на пароходе возвратился в Красноярск, а м/б „Дельта" доставлен для ремонта в г. Игарку.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 28 Октябрь 2016 19:56

Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12.-Л., 1932, с.263-264.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12.-Л., 1932, с.263-264 КСП-1932 - 0001.jpg
О РАБОТАХ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ „КОМСЕВЕРПУТЬ“ В 1932 ГОДУ

Приводим краткую информацию о работах, произведенных В/о „Комсеверпуть" в навигацию 1932 г.
1. М/ш „Белуха“ в Карском море ходила, по заданиям Промыслового директората В/о „Комсеверпуть", по промыслам к востоку от Енисейского залива до мыса Михайлова и посетила Пясинский залив и шхеры Минина.
2. Промысловые боты „Аврал" и „Бурный", зазимовавшие в 1931 г. в Ныдаямском заливе и выжатые льдом на берег этого залива вблизи устья р. Юрибей, благополучно вернулись в Енисей по очищении залива от льда.
3. Бот „Альбатрос" Комсеверпути был предоставлен экспедиции ГОИН для научно-промысловых работ в Енисейском заливе (траловый лов и др.). {1}
4. На зиму 1932/33 г. открыты следующие зимовья промышленников на побережьи Карского моря: 1) к востоку от о-ва Диксон и в Пясинском заливе в десяти пунктах, в том числе самый северный на мысе Михайлова и первая зимовка на о-ве Расторгуева; 2) на восточном побережьи Енисейского залива более десяти зимовок; 3) на южном побережьи Енисейского залива три зимовки; 4) в Ныдаямском заливе, на промыслах и в фактории в устьи р. Юрибей, оставлено пятьдесят человек; 5) в северной части Обской губы функционируют фактории Дровяной и Тамбей.
{1} Об этой экспедиции см. отдельную заметку в этом же номере (стр. 262).

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12.-Л., 1932, с.263-264 КСП-1932 - 0002.jpg
—264 —
5) Б дельту р. Пясины была снаряжена гидрографическая партия для обследования бара, в целях поиска фарватера для судов. В результате на баре обнаружен фарватер, глубиною в 2 1/2 саж. В будущем году предполагается обследование фарватера, в целях выяснения возможности входа в Пясину каботажных судов.
6. Одновременно с работой в устьи р. Пясины произведено обследование самой реки, от Норильских озер до устья, ихтиологом Н. Л. Пирожниковым *, которым собраны также интересные материалы по лоции реки.
7. Лено-Таймырская экспедиция, в связи с затруднениями со строительством ботов, отложена на 1933 г.

(По сообщению научного сотрудника Комсеверпути т. Лаппо).

* - опечатка, верно Пирожников Петр Леонтьевич
Последний раз редактировалось ББК-10 08 Май 2017 20:42, всего редактировалось 4 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2017 12:38

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с.135.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с.135 РыбУр.jpg
РЫБОЛОВСТВО НА УРАЛЬСКОМ СЕВЕРЕ. За последние годы предпринимаются меры по развитию рыбного промысла в Обской губе и в самом Карском море. В районе Нового Порта (на левой берегу Обской губы) промысел осетров существует уже три года. В среднем на каждого рыбака вылавливается в год по 10 тонн этой ценной рыбы. Промысел производится зимой с помощью шашковой снасти. Летом прошлого года возможность промысла осетра установлена также и для правого побережья Обской губы. В Новопортовском районе возможен также и зимний промысел нельмы. В 1932 г. „Комсеверпуть" завез артель рыбаков в 22 человека в устье Гыдаямского залива. За два месяца — июль и август — эта артель выловила 166.4 тонны рыбы. Таким образом, на каждого рыбака пришлось в среднем 7 1/2 тонн. Ловились здесь те же виды рыб, что и в Обской губе: нельма, максун, „зельдь" (ряпушка) и др. По данным „Комсеверпути", общий улов рыбы по Уральскому северу за 1931 г. выражается цифрой 28 856.9 тонны. По отдельным породам улов распределяется следующим образом: красная рыба (осетр и стерлядь) 1529.7 тонны (5.3 %), белая рыба (нельма, максун, сырок, чир, сибирский сиг, „зельдь") 9000.8 тонны (31.2 %), частиковая рыба (язь, щука, сорога, чебак, окунь, налим) 18 326.3 тонны (63.5 %). Отсюда видно, что на долю наиболее ценных пород рыб, как осетровые и лососевые, приходится почти половина всего улова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 26 Февраль 2017 17:12


Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1933, с. 91-92.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1933, с. 91-92 КСМП - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1933, с. 91-92 КСМП - 0002.jpg
ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОМСЕВЕРПУТЬ, ведущее работу по развитию производительных сил и хозяйственному использованию богатств севера, передано, по постановлению Совета труда и обороны, в ведение Главного Управления Северного морского пути. Советом труда и обороны поручено ГУСМП создать в своей системе следующие состоящие на хозяйственном расчете организации: Таймырский трест с центром в Игарке, Северо-Уральский трест с центром в Обдорске и Якутский комбинат с центром в Якутске. Отмечая важность снабжения топливом экспедиций, СТО обязал ГУСМП обратить особенное внимание на добычу угля в районах Нижней Тунгуски, нижней Лены, Норильского района и пр. Наркомтяжпром должен обеспечить снабжение этих угольных разработок оборудованием, специалистами и т. д. ("За Индустриализацию", 17 IV 1933 г.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Комитет Северного морского пути ("Комсеверпуть")

Сообщение ББК-10 » 08 Май 2017 20:37

Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 348-349

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 348-349 ИЭПП - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 11. -Л., 1933, с. 348-349 ИЭПП - 0002.jpg
ПЯСИНСКАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Летом 1932 г. под начальством П. Л. Пирожникова была проведена, по заданию объединения „Комсеверпуть", экспедиция для исследования р. Пясины в промыслово-ихтиологическом отношении. Учитывая краткость летнего сезона, экспедиционный отряд проследовал с возможной поспешностью вниз по Енисею до сел. Дудинки (68°30'N), пересек отроги Норильского горного массива и, достигнув р. Норильской, проследовал на лодках по течению этой реки до Пясинского озера и дальше по Пясине до Карского моря. Несмотря на ряд трудностей, экспедиции удалось выполнить этот маршрут. В середине июля начальник отряда, взяв большую часть экспедиционного снаряжения, совершил на гидроплане системы Дорнье-Валь, с пилотом Б. Г. Чухновским, перелет на р. Норильскую. Оставшееся снаряжение было доставлено на лошадях участниками экспедиции.
Начав путешествие на лодках в ночь на 2 августа, отряд, в составе П. Л. Пирожникова, Ю. Д. Полякова, Г. И. Кузнецова, Г. В. Гаврилова и Н. Н. Грудницкого, прибыл в устье Пясины вечером 9 сентября. Спустя 3 дня он достиг зимовья Громадского, где оставался до 20 сентября, после чего часть сотрудников на шхуне „Белуха“ отправилась в Архангельск.
Во время плавания по течению отмечались в дневниках и на рабочей карте характер берегов, направление реки, острова, косы, мели, глубины и проч. и велись гидрометеорологические наблюдения и сборы планктона и бентоса, а на остановках развертывались более широкие работы. Помимо названных наблюдений, делались поперечные разрезы реки и гидрохимические определения, велись собственно промыслово-ихтиологические работы, закидывались невода и ставились сети. Каждый улов подвергался тщательной обработке. В результате получен большой материал по морфометрической характеристике рыб Пясины, по возрасту и темпу линейного и весового их роста, по их питанию и т. п. Фиксируя места промысла и учитывая уловы на протяжении 800 км реки, отряд получил возможность дать материалы к промысловой карте Пясины. Работы по выяснению питания пясинских рыб, сопряженные с гидробиологическими данными и результатами произведенного отрядом опытного лова рыбы, дают материал для разрешения вопроса о территориальном размещении рыб в реке и для суждения о причинах этого распределения.
Основной задачей экспедиции было выяснение рыбопромысловой мощности Пясины. В Пясинском озере и по всей реке отрядом обнаружен ряд реликтовых ракообразных, свойственных Карскому морю, а также молодь проходных рыб. Последнее говорит о том, что те сиговые, которые до сих пор считаются проходными (муксун, ряпушка сибирская), в условиях Пясины образуют также и туводные расы. Это открытие имеет большое практическое значение при определении рыбных запасов и при организации промысла. {1}
П. ПИРОЖНИКОВ

{1} Отсылая интересующихся к специальной работе, которая на днях выходит в свет (П. Л. Пирожников. Река Пясина и ее рыбные ресурсы. — За индустриализацию Сов. востока, кн. 3. М., 1933), укажу лишь, что возможная годовая добыча рыбы на р. Пясине, по данным экспедиции, выражается цифрой порядка 15000—20000 центнеров. П. П.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 7703
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения