Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 27 Май 2019 20:49

Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1934, с.398

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1934, с.398 СМП.jpg
РАБОТА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ВОСТОЧНОМ СЕКТОРЕ АРКТИКИ В 1934 ГОДУ


Помимо общеизвестной работы по спасению челюскинцев, в этом году по линии Дальневосточного Управления Главсевморпути:

1) снаряжена и отправлена экспедиция северным морским путем Владивосток-Мурманск на ледорезе „Ф. Литке:“
2) подготовлена и отправлена 1-я Северовосточная полярная экспедиция пароходов в составе „Смоленск" и „Урицкий" с заданием:
а) сменить зимовщиков на полярной станции Уэлен и мысе Шмидта (Северном), заброшенных туда в прошлом году;
б) доставить снабжение, смену зимовщиков, а также построить ряд новых полярных станций.

Указанная работа этой экспедицией выполнена. Прошлогодние зимовщикн сняты, оставлены вновь привезенные, выгружено снабжение и произведен ремонт зданий полярных станций, а также построены вновь полярные станции: в бухте Провидения, на мысе Сердце-Камень и на мысе Шелагском и оставлена на зимовку строй-группа на мысе Шмидта для авиационного строительства.
Кроме того на п/х. „Хабаровск" в сентябре отправлены зимовщики на строительство вновь организуемой полярной станции на мысе Наварина, и также зимовочный авиоотряд. Смена зимовщиков и продовольствие на Медвежьи о-ва завезены на п/х. „Сучан“ колымским рейсом Морфлота.
Краснознаменный ледокол „Красин" совершил рейс на о-в Врангеля, забросив снабжение для острова; сменил зимовщиков, провел большую научную работу в Полярном море в районе о-ва Врангеля до 73 параллели и вывез с этого острова пушнину.
Кроме того в Арктику выходила в этом году Колымская экспедиция Морфлота в составе трех судов, задачей которой была заброска снабжения по точкам до устья Колымы.
Суда как Главсевморпути, так и Морфлота, уже прибыли во Владивосток за исключением п/х. „Урицкий", который из-за потери руля и винта задержался в пути.

САПЦОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 06 Июль 2019 18:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.199-202

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.199-202 гидрография-35 - 0001.jpg
ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В 1935 ГОДУ

С 1935 г. гидрографическое обследование по Северному морскому пути перешло в ведение Гидрографического управления Главсевморпути, работа которого построена в соответствии с общим планом освоения технического обслуживания Северного морского пути.
План гидрографических работ на 1935 г. предусматривает:
а) максимальное обеспечение в гидрографическом отношении работы грузовых и экспедиционных судов;
б) проведение работ в устьевых участках крупнейших судоходных рек и на подходах к ним; навигационное освоение отдельных речных участков первоочередного значения;
в) закрепление обследования основной трассы Северного морского пути и детальное изучение нескольких вариантов подхода судов к мысу Челюскина.
Успешное выполнение намеченных работ даст возможность гидрографическим работам опережать работы, связанные с эксплоатацией Северного морского пути.
В 1935 г. предположено произвести следующие гидрографические работы.
В западной части Северного морского пути, т. е. главным образом в Карском море, гидрографические работы будут выполняться по пути движения морских судов к устьям западносибирских рек — Оби и Енисея по сквозным рейсам из Архангельска во Владивосток, по рейсам к устьям рек Колымы, Лены и Хатанги, а также по каботажным рейсам Обской губы, Гыдо-Ямского и Пясинского заливов.
Проливы Югорский Шар, Карские Ворота и Маточкин Шар и подходы к ним обслуживаются гидрографическими экспедициями, работающими в составе г/с „Ломоносов" и моторных ботов „Североиод №№ 2, 4, 7“ и г/с „Баклан", а также береговыми партиями.
После крупных работ 1934 г. остается закончить работы в восточном выходе из пролива Югорский Шар и на подходах к проливу с запада на восток; кроме того здесь необходимо развернуть изучение навигационных характеристик.
В 1935 г. будет завершена опись южной части пролива Карские Ворота, будут обследованы подходы к нему с востока и проведены работы по изучению навигационных характеристик. В проливе Маточкин Шар заканчивается обследование как восточного выхода от радиостанции до конца пролива, так и подходов к нему с востока. Кроме работ исследовательского порядка, в проливах будет выставлен ряд новых опознавательных знаков и модернизирована обстановка (электромаяки, сирены и пр.).
В северной части Карского моря работа будет производиться на л/п „Малыгин", г/с типа „Смольный" и береговыми партиями.
Основной задачей этих экспедиций является гидрографическое обследование трех трасс Северного морского пути из Баренцова моря к проливу Вилькицкого.
Первая трасса идет через южные проливы Новой Земли к о-ву Диксона и далее вдоль побережья Харитона Лаптева между островами архипелага Норденшельда, через Таймырский залив к мысу Челюскина.
Вторая трасса от о-ва Диксона направляется вдоль шхер Минина к архипелагу Норденшельда и далее вокруг о-ва Русский через Таймыр-

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.199-202 гидрография-35 - 0002.jpg
— 200 —
ский залив к мысу Челюскина. Обе эти трассы в общих чертах уже обследованы.
Ориентировочное направление третьего варианта трассы, который изучен слабо, идет вокруг мыса Желания к о-ву Уединения, далее между о-вами Кирова и Русским на юг в Таймырский залив, и к мысу Челюскина.
Гидрографические работы 1934 г. заставляют предполагать что третий вариант пути в ледовом отношении наиболее выгоден, и в этом году этот вывод должен быть проверен и обследован.
Для выполнения указанных работ „Малыгин" высадит в Русской Гавани гидрографическую партию северного побережья Новой Земли, которая произведет съемку и промер в районе Русской Гавани, бухты Поспелова и мыса Желания с обследованием удобных гидроаэродромов.
После высадки отряда л/п „Малыгин" произведет гидрологический разрез с подробным промером по профилям мыс Желания — о-в Уединения — о-ва „Известий ЦИК", а также гидрологические разрезы с промером для пополнения материала, собранного „Седовым" в 1934 г. вдоль опушки шхер Минина, до о-ва Русского и пространства между о-вами Русский,, Кирова, Воронина и мысами Неупокоева и Могильного; на о-вах „Известий ЦИК" л/п „Малыгин" оставит береговую партию с заданием произвести съемку островов, шлюпочный промер между ними и наблюдение за колебанием уровня моря (не менее пятнадцати суточных); одновременно эта партия будет производить метеорологические наблюдения по программе станции II разряда.
Так как северовосточная часть Карского моря изучена чрезвычайно мало, работы на л/п „Малыгин" будут производиться комплексно. В программу работ включены гидрологические работы, магнитные наблюдения, работы по геофизике и метеорологии, непрерывное наблюдение над ледовым покровом, исследование грунтов и др.
Кроме „Малыгина" в северовосточной части Карского моря будет работать вновь построенный гидрографический бот типа „Смольный", который произведет следующие работы: пройдя через пролив Югорский Шар, бот высадит на западном побережье п-ва Ямал, в районе устьев pp. Эптарма и Пайнтэ две береговых партии, а сам проведет ряд гидрологических разрезов, нормально к берегу протяжением на 60 миль в море, с 2-суточными гидрологическими станциями, и в районе о-вов Вилькицкого и Диксона.
На о-ве Сидорова будут произведены следующие работы: установлен навигационный знак, определен астрономический пункт, засняты северный и западный берега острова. На о-ве Ригнес будет установлен знак и определен астрономический пункт, а также произведено обследование следов погибшей экспедиции Русанова, обнаруженных в 1934 г. на о-ве Вайзель.
При благоприятной ледовой обстановке „Смольный" выйдет в Таймырский залив для работы на о-вах Русский, Бианки и др. Здесь будет произведена съемка и опись островов, промер между ними, установлены триангуляционные и навигационные знаки, произведены астрономические и магнитные наблюдения; попутно будет произведено изучение навигационных характеристик.
Западносибирское гидрографическое управление в 1935 г. произведет следующие работы: будет выставлено штатное пловучее ограждение на реках и островах своего района (pp. Обь, Енисей, Пясина, Пясинский и Енисейский заливы). Кроме штатного

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.199-202 гидрография-35 - 0003.jpg
— 201 —
ограждения будет выполнена достройка навигационного знака на мысе Рагозина у радиостанции с автоматическими прожекторами и маячным огнем; навигационные знаки башенного типа будут установлены в Енисейском заливе — 3, в Обской губе — 4, в Гыдо-ямском заливе — 6, ограждение в р. Пясине и пр.
По р. Енисею запроектированы работы по лоцманской проводке морских судов от Сопочной Корги до Игарки, а также промер и топографическая съемка отдельных, еще не законченных участков реки.
Перед тем как перейти к описанию работ в восточной части Северного морского пути, необходимо отметить, что этот район изучен менее западного, вследствие того, что он является более отдаленным от центра, имеет плохую связь, а главное — здесь почти отсутствуют специальные исследовательские пловучие средства.
1935 год является годом широкого развертывания исследовательских работ в восточной части Северного морского пути, который изучен значительно менее западного.
Для обеспечения выполнения намеченного плана работ из западного сектора на восток переводятся 2 гидрографических судна — „Хронометр" и „Шторм".
Кроме этих судов гидрографические работы также будут производиться на шхунах „Полярная звезда“, „X. Лаптев" и „Темп“.
В этом году должны закончиться работы по обследованию Хатангского залива и бухты Нордвик. Работу производит гидрографический отряд, зимовавший на шхуне „X. Лаптев", которую во время ледохода весной выжало льдом на берег. Для спасения шхуны к месту аварии направляются г/с „Хронометр" и „Шторм“.
Авария судна не повлияла на ход береговых гидрографических работ, которые успешно продолжаются. В настоящий момент здесь выполняются следующие работы: шлюпочный промер, топографическая съемка, астрономические и магнитные наблюдения, изучение навигационных характеристик.
Гидрографический отряд шхуны „Полярная звезда" на трассе Северного морского пути в море Лаптевых, между Таймырским п-вом и Новосибирскими о-вами проведет в первую очередь изучение навигационных характеристик, с выполнением ряда гидрологических разрезов и суточных гидрологических станций. Здесь же будет работать и бот „Шторм", который сделает по параллели один или два гидрологических разреза.
На шхуне „Темп“ гидрографический отряд проведет следующие работы: совместно с доставленной шхуной лоцдистанцией исследует подходы к устью р. Индигирки, после чего проведет л/п „Русанов" к месту его разгрузки. По окончании этих работ с гидрологическими разрезами пройдет к проливу Дмитрия Лаптева, где будет производить систематический промер, выполнит съемку и триангуляцию южного побережья о-ва Большого Ляховского. В программу входят также астрономические и магнитные наблюдения, постройка навигационных знаков и изучение навигационных характеристик. Вышеуказанные работы проходят в первую очередь в проливе и прилегающих районах.
Лоцдистанция, высаживаемая шхуной „Темп" на р. Индигирке, произведет шлюпочный промер, триангуляцию З-го класса и установит водопост в устье р. Оленек.
Лоцдистанция также открывается на р. Яне, где производятся промеры и гидрометрические наблюдения в селении Казачьем.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.199-202 гидрография-35 - 0004.jpg
— 202 —
Гидрографический отряд, посланный зимой 1933—1934 г., закончит в этом году съемку береговой полосы от Нижнеколымска до Амбарчика и прокладку дальномерной магистрали от Нижнеколымска до Край-леса. Кроме того отряд произведет шлюпочный промер реки на всем обследованном участке, триангуляцию от Край-леса по правому берегу до устья р. Колымы и устьевого участка, промер бара, определение астропунктов, гидрометрические работы станции 2-го разряда и установление 6 водопостов.
Вдоль побережья Чукотского моря гидрографический отряд на приобретенном в этом году катере типа „кавасаки" произведет установку 6 навигационных знаков.
Впервые на Севере в этом году для гидрографических работ будут использованы самолеты. Организованная аэрофотосъемочная экспедиция произведет съемочные работы на участках от Якутска в направлении на Жиганск и одного из рукавов дельты р. Лены. На территории, снимаемой аэрофотосъемкой, развернется сеть астрономических пунктов.
На р. Лене Восточносибирское гидрографическое управление Севморпути проведет следующие работы.
От Алдана до бухты Тикси будут выполнены описные работы и выставлены футшточные посты и знаки ограждения. На участке от Алдана до Жиганска будут засняты 5 перекатов. От Жиганска до Булуна — намечено определение астрономических пунктов и шлюпочный промер. В дельте р. Лены — определение астрономических пунктов. На мысе Баркин-Стан и на о-ве Дунай будут выставлены навигационные знаки дальней видимости.
Гидрографические работы будут также производиться и на не гидрографических судах, как-то: л/к „Красин", „Ермак“, „Садко" и др.
Помимо всех перечисленных работ в виде опыта впервые организуется посылка на полярные станции гидрографов, которые будут производить работы на месте в течение круглого года.
Нужно сказать, что 1935 г. будет переломным годом, годом ликвидации „белых пятен" на наших картах путем установок ограждений вплоть до радиомаяков. Этот год будет годом окончания (в первом приближении) исследовательских гидрографических работ в западном секторе и годом широкой подготовки и развертывания работ в восточном секторе.
Успешное выполнение намеченного плана дает полную уверенность в том, что решения партии и правительства об освоении Северного морского пути в гидрографическом отношении к 1937 г. будут выполнены.
СЕРДЮКОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 07 Июль 2019 19:53

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.186-189

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.186-189 наука - 0001.jpg
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В АРКТИКЕ В 1935 ГОДУ

1935 г. является, несомненно, годом широко поставленных научно-исследовательских работ в арктических областях СССР.
Та большая задача, которая стоит перед Главным управлением Северного морского пути при Совнаркоме СССР, — освоение Северного морского пути, связанное, разумеется, с хозяйственным и экономическим освоением всего района СССР, лежащего севернее 62 параллели, — требует, естественно, серьезной и широкой постановки научных работ в Советской Арктике. Именно из этих соображений в настоящем году будут использованы все органы Главсевморпути для правильной постановки научно-исследовательской деятельности. Не только Всесоюзный Арктический институт, как центральный научно-исследовательский орган Главсевморпути, но также и Полярное управление, Управление воздушной службы, Гидрографическое управление, территориальные управления ставят себе задачей развитие своей деятельности в Советской Арктике на основании точных научных данных.
Само собой разумеется, что изучение огромнейшей территории, где вмещается 20 Франций, при том с практическим использованием результатов ее изучения,—дело не легкое. Нужно не забывать, что весь Крайний север СССР, кроме своих естественных водных путей, не имеет других дорог, и если учесть при этом особые климатические и физико-географические условия этой территории, то станут таким образом понятны те трудности, которые стоят при исполнении большой, но не легкой задачи освоения Советского Севера. Однако, те мероприятия, которые предприняты уже органами Главсевморпути, говорят за правильность линии, намеченной этим „полярным Наркоматом".
Первоначальный, наиболее трудный этап по освоению морского пути уже пройден. Достаточно сказать, что уже в этом году, т. е. спустя 2 года после первого исторического похода „Сибирякова" под начальством О. Ю. Шмидта, отправляются коммерческие корабли как с запада на восток, так и с востока на запад по Северному морскому пути.
Конечно, не мало еще придется употребить усилий для того, чтобы этот путь сделать безопасным для мореплавания, оградить его, изучить его в гидрологическом и гидрографическом отношениях, но все это является уже развитием основного достижения — первоначальной победы над Северным морским путем.
Мы не впадем в ошибку, если скажем, что никогда еще полярные воды не бороздило такое большое количество судов, ледоколов, ледокольных пароходов, как именно в этом году.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.186-189 наука - 0002.jpg
— 187 —
Для изучения гидрологического и ледового режимов морей, омывающих северные берега СССР, организованы не только отдельные большие экспедиции, как, например, высокоширотная экспедиция на „Садко", экспедиция на „Малыгине" в северную часть Карского моря и экспедиция на „Пахтусове" в Карское море, но для этой цели использован также каждый отдельный корабль, каждое отдельное судно. На „Красине" „Ермаке", „Литке" и „Ленине" — везде имеется научный штаб, ревностно выполняющий задачи, поставленные перед ним. Кроме того, на всех пароходах, проходящих сквозным путем, работает небольшая когорта научных исследователей, которые точно также будут вести изучение морей.
В печати уже появились подробные сведения о цели экспедиции на ледокольном пароходе „Садко". Основной и чрезвычайно важной задачей этой экспедиции явится проследить взаимоотношения гидрологических режимов Гренландского, Баренцова и Карского морей. Но, кроме того, на ледоколе будут производиться самые разносторонние и весьма важные геофизические работы — будут изучаться физические и химические свойства льда, морские грунты и пр.
Работы „Малыгина" будут тесно увязаны с прошлогодними работами на ледокольном пароходе „Седов", работавшем в 1934 г. под руководством автора этих строк.
В задачу экспедиции на судне „Пахтусов" в Карские Ворота ставится исследование водообмена между Баренцовым и Карским морями для выяснения гидрологической природы проливов и для получения материала к составлению атласа течений. Как известно, главным путем на восток в настоящее время является Югорский Шар, а Карские Ворота суда избегают, вследствие малой изученности этого пролива. Восполнить этот пробел и явится задачей экспедиции на „Пахтусове".
Не подлежит сомнению, что гидрологический режим и условия льдообразования у европейских и азиатских берегов в значительной мере зависят также и от влияния пресных вод, в огромном количестве выносимых в Северный Ледовитый океан большими реками материка. Поэтому Всесоюзный Арктический институт, по поручению Главсевморпути, начиная с этого года, взял на себя детальные гидротехнические работы на основных наиболее крупных реках материка. На Лене, например, организуется специальная гидрохимическая лаборатория. Будет произведено измерение расхода воды, определение взвешенных наносов; будет начат и закончен годовой цикл наблюдений за температурой воды, горизонтами, с изучением зимнего режима. Словом, основным комплексом вопросов, которые должны быть разрешены и выполнены экспедицией института, является гидрологическая характеристика режима р. Лены. Вместе с тем будет поставлена задача провести все подготовительные мероприятия по организации гидрометрической станции в дельте реки.
Поистине величественная р. Лена с площадью бассейна до 2 млн. кв. км, принимающая в себя такие большие реки, как Алдан, Вилюй, Витим и Олекма, являющаяся основной водной артерией Якутской республики, с общим протяжением водных путей свыше 40 ООО км, должна быть изучена для правильного ее использования.
С этой же целью будет изучена р. Хатанга в шести створах. Здесь также будет производиться измерение расхода воды, наносов, теплового баланса, химизма и проч.
Целью Анабарской экспедиции является полное гидрологическое освещение р. Анабары. Предполагается провести инструментальную

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.186-189 наука - 0003.jpg
— 188 —
съемку реки от 500 до 600 км от устья в масштабе 1:500 000 с производством промерных работ.
Аналогичные работы будут произведены также на р. Колыме, а в западном районе будет организована гидролого-метеорологическая станция на р. Пясине, в нижнем ее течении, для всестороннего изучения режима реки.
На р. Индигирку направляется комплексная экспедиция для всестороннего изучения этого интересного района.
Помимо рек, впервые детально будет изучено Таймырское озеро. Здесь будут произведены промеры и съемка озера с определением астрономических пунктов, с производством стационарных гидрологических работ как на самом озере, так и по р. Таймыр.
Что касается изучения морской трассы, то, помимо тех гидрологических работ, на которые я уже указывал, — кораблестроителями, которые будут находиться на „Сибирякове", „Литке“, „Ермаке" в количестве 9 чел., будут производиться разносторонние наблюдения над влиянием льда на корпус кораблей и судовые механизмы. В этих работах будут принимать участие не только инженеры Главсевморпути, но также и сотрудники Научно-исследовательского института судостроения и судопроекта.
Для детального изучения взрывных работ при проходе во льдах будут поставлены исследовательские работы, главным образом при помощи сотрудников Союзвзрывпрома.
На огромном протяжении материка исследования будут вестись не только на полярных станциях, но в особенности многочисленными экспедициями горно-геологического характера.
Особенное внимание обращено на Чукотско-Анадырский край. Сюда направлены экспедиции как Горно-геологического управления Главсевморпути, так и Всесоюзного Арктического института. 4 экспедиции последнего заканчивают в этом году свои работы, а партии этого года, используя результаты прежних лет, поставят новые работы в различных наиболее интересных точках Чукотского п-ва. Геологическими работами будет охвачен район Колымы, Сердце-Камень, а также центральная и южная части Чукотского п-ва.
Большие работы разведочного порядка будут сосредоточены, главным образом, в Норильском районе.
В западном районе, на западном берегу Таймырского п-ва, на мысе Стерлегова и в районе Усть-Пясины будет поставлена общая геологическая съемка, с учетом признаков полезных ископаемых, которые обнаружены были в течение этого года.
Наряду с геологическими работами будет вестись геодезическая съемка; специальная астрономо-геодезическая экспедиция послана на Чукотский п-ов.
1935 г, следует, вместе с тем, считать началом широких работ в деле изучения промыслово-охотничьего хозяйства и оленеводства на Крайнем севере.
Работы по оленеводству будут сосредоточены в особом отделе Арктического института (бывш. Институт оленеводства).
Рыбо-промысловые экспедиции направляются в Северо-Обский район и на север п-ва Ямал.
Какими же средствами передвижения обладают эти многочисленные партии и экспедиции, перед которыми поставлена серьезная задача изучения водоемов и суши Советской Арктики?

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.186-189 наука - 0004.jpg
— 189 —
Летом для передвижения будут служить, конечно, морские и речные суда в комбинации с самолетами и вездеходами. Зимой же, помимо оленьих и собачьих упряжек, в широком масштабе будет применен безрельсовый транспорт. На всех главных пунктах северного побережья оставляются самолеты, специально приспособленные для полетов в Арктике. У значительного числа партий имеются в распоряжении вездеходы. Таким образом, комбинированное использование самолетов и вездеходов даст возможность охватить обширные районы.
Мне кажется, что наиболее характерным для этого года является вступление в ряды мужественных исследователей арктических областей молодых кадров, наряду со старыми, испытанными полярными исследователями.
Энтузиазм нового поколения, глубокая вера в свое дело, большевистская настойчивость и стремление вовлечь Советскую Арктику в общую великую социалистическую стройку страны — все это является залогом успеха деятельности Главсевморпути.
Р. Л. САМОЙЛОВИЧ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 12 Июль 2019 21:18

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.206

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1935, с.206 ЯО-ГУСМП.jpg
ОРГАНИЗАЦИЯ ЯКУТСКОГО ПОЛЯРНОГО ОТДЕЛА ГЛАВСЕВМОРПУТИ

8 мая с. г. в г. Якутске организован полярный отдел, начальником которого назначен Александр Петрович Бочков.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 16 Сентябрь 2019 21:19

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2. -Л., 1933, с.1-2

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2. -Л., 1933, с.1-2 ГУСМП - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2. -Л., 1933, с.1-2 ГУСМП - 0002.jpg
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

В декабре 1932 г. при Совете Народных Комиссаров Союза ССР образовано Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП), которому поручено проложить окончательно северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. Начальником ГУСМП назначен проф. О. Ю. Шмидт.
Согласно постановлению СНК СССР от 20 декабря 1932 г., Всесоюзный Арктический институт, состоявший в ведении Ученого комитета ЦИК СССР, передан в ведение вновь образованного Главного Управления Северного морского пути и является научным органом этого управления. Ввиду того, что постановлением правительства на ГУСМП возложено также производство гидрографических работ и обеспечение безопасности мореплавания по Северному морскому пути, в Арктическом институте образован гидрографический сектор. Вместе с тем в институте создано еще три новых сектора — геодезический, экономический и геофизический. Последний сектор образован ввиду перехода всех гидрометеорологических станций и радиостанций, расположенных на арктических островах и северном побережье Союза (за исключением побережья к западу от о-ва Вайгача), из ведения Гидрометеорологического комитета СССР в ведение ГУСМП, которому поручено развить и реконструировать сеть арктических станций.
Для обеспечения научно-исследовательских работ Арктического института пловучими средствами, а также для снабжения арктических станций, в распоряжение ГУСМП переданы ледокольные пароходы „Седов", „Сибиряков“ и „Таймыр“ и подлежащий подъему ледокольный пароход „Садко", вместе с рядом судов неледокольного типа.
В число задач ближайшего времени, возложенных на ГУСМП, входят 1) устройство в некоторых местах полярного побережья угольных баз с элементарным портовым оборудованием; 2) устройство самолетных баз для постоянных наблюдений за льдом и содействия проводке судов; 3) разработка типа ледоколов, необходимых для Северного морского пути; 4) проводка в 1933 г. первого каравана судов из Архангельска и Мурманска в устье Лены.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 16 Октябрь 2019 11:02

Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с. 186-187

 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.186-187 - 0001 льготы.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 4. -Л., 1934, с.186-187 - 0002 льготы.jpg
ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ОСТРОВОВ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА И ОХОТСКОГО Й БЕРИНГОВА МОРЕЙ. Постановление ЦИК и СНК СССР от 19 мая 1933 г. о предоставлении дополнительных льгот для работников Мурманского округа распространяется также и на рабочих и служащих островов Северного Ледовитого океана и Охотского и Берингова морей. Льготы эти следующие: 1) выплата десятипроцентной надбавки к окладу или к тарифной ставке по истечении каждых шести месяцев; 2) увеличивается продолжительность отпуска для работников третьей группы на 24 дня, для работников первой и второй групп на полтора месяца; 3) лицам, проработавшим на месте не менее года, оплачивается за счет нанимателя проезд к месту отпуска и обратно; 4) специалистам и руководящему административно-хозяйственному персоналу, проработавшим не менее трех лет на островах, могут быть предоставлены за счет нанимателя заграничные командировки на срок до шести месяцев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2019 10:17

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.311-312

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.311-312 хозяйство и люди Севера - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.311-312 хозяйство и люди Севера - 0002.jpg
ХОЗЯЙСТВО И ЛЮДИ СЕВЕРА

Север при советской власти изменился до неузнаваемости. Сейчас -там уже созданы все предпосылки для культурного и хозяйственного роста северных народностей. Однако Север до сих пор остается отсталой окраиной нашей великой страны.
Северный морской путь завоеван нами благодаря концентрации научного исследования и использованию современных технических средств. На материке же такой планомерной работы до сих пор не велось.
На Севере основным средством транспорта до сих пор остается олень. Между тем, рост товарооборота требует быстрого развития речного транспорта и авиации, тем более, что доставка грузов в глубинные пункты самолетом обходится дешевле оленьего транспорта.
Организация более совершенного транспорта и связи является нашей первой задачей. Мы были свидетелями крупного достижения в этой области. Большой радостью было увидеть на р. Норилке флот, прошедший через вновь освоенную р. Пясину. Без освоения Пясины — главной реки Таймырского п-ва — не было бы ни Норильского строительства, ни хозяйственного и культурного подъема разноплеменного кочевого населения Авамо-Хатангской тундры.
Страна ждет от Севера прежде всего полезных ископаемых, которыми он так богат. Но геологическая изученность Севера еще очень недостаточна. Пока еще выявлено мало точек, имеющих подлинное промышленное значение. В каждом из этих пунктов уже закипает жизнь, расширяются геологические исследования, и в производство вовлекаются ’все новые и новые природные богатства.
Научные исследования должны лечь в основу продвижения на Север сельского хозяйства и создания собственной продовольственной базы. Мы уже сейчас видим здесь ряд прямо ошеломляющих примеров развития северного земледелия.
Следует, не откладывая, покрыть весь Север сетью опытных сельскохозяйственных станций, нужно тщательно выбирать и выращивать специальные северные сорта.
В пути, на остановках, я познакомился с рядом замечательных людей, знающих Север и преданных ему. Там, где подобрались настоящие люди, уже сейчас мы видим культурное житье, школы, больницы, ясли, интернаты для детей националов и культурную советскую торговлю.
К сожалению, на Север едут работать не одни энтузиасты. Туда тянутся и авантюристы в погоне за „длинным рублем". Такие люди принесли нам много вреда. С „деятельностью" подобных работников должно быть решительно покончено.
Улучшение руководства, в частности, система политотделов с назначенными ЦК партии парторгами факторий, оленьих совхозов и т. д. позволит нам подобрать хорошие проверенные кадры. Но и этого недостаточно. Мы должны создать материальные условия для длительного оседания работников Севера.
Тут я подхожу к одному из наиболее мрачных впечатлений от своего путешествия. На Севере живут плохо. Жилищный фонд бесконечно отстал от быстрого роста хозяйства. Люди живут скученно, некультурно, нередко грязно.
За создание достаточного жилищного фонда на Севере мы должны взяться в первую очередь. Здесь наши работники обязаны получить культурное жилье, не худшее, чем в остальных местах Союза. Этим мы не только закрепим постоянные кадры северных работников, но и создадим реальную основу для постепенного оседания кочевого населения.
Нельзя убедить северные народы в выгодах оседания, когда даже в пушных факториях нет бань, а товары часто хранятся в чумах. Мы в ближайшем же году приведем все наши пушные фактории в культурный вид и, в частности, наладим в каждом пункте хлебопечение.
За последние годы на Севере очень сильно выросла сеть школ, в особенности для детей националов. Однако, охват школьной сетью еще недостаточен. Недостаточна также сеть медицинской помощи.
Для того, чтобы ближе подойти к нуждам народов Севера, одних культурных мероприятий недостаточно. Нужно оказать реальную помощь и хозяйству этих народов. Надо обновить охотничий и рыболовный инвентарь, дать хорошего качества и проверенные на месте образцы его.
Север должен вслед за всей страной перейти от методов распределения и отоваривания к методам нормальной советской торговли. Нельзя сказать, чтобы Север был в количественном отношении недоснабжен; наоборот, по ряду продуктов сюда завезено слишком много, но некоторых важнейших предметов явно Нехватает. Развертывание культурной советской торговли с внимательным подбором ассортимента — наша ближайшая задача.
Большую проблему Северного морского пути мы в первом приближении уже разрешили. Теперь правительство нам поручило заботу о всем Севере в целом. Эта задача потребует кропотливого труда над так называемыми мелочами. Работники Севера должны будут показать себя в этих мелочах такими же преданными делу людьми, какими они себя показали при освоении Ледовитого океана.
Из беседы с начальником Главсевморпути
академ. О. Ю. Шмидтом.
(„Известия ЦИК“, 30 сентября 1935 г.)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2019 10:20

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.312

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.312 политотдел.jpg
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТОТДЕЛА ГЛАВСЕВМОРПУТИ В Г. ЛЕНИНГРАДЕ

В сентябре 1935 г. в Ленинграде организован Политотдел Главсевморпути, объединяющий Ленсевморпуть, Всесоюзный Арктический институт, Гидрографическое управление, Издательство Главсевморпути и Гидрографический институт. Начальником Политотдела назначен А. А. Ершов.

Справка:
 Ершов Алексей Алексеевич.png
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 15 Ноябрь 2019 16:28

Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.343

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.343 выставка.jpg
АРКТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА В МОСКВЕ
В июле в парке им. Горького Главным управлением Северного морского пути открыта выставка, посвященная вопросам освоения Арктики. На выставке отображены рост и значение Советского Севера. Большая световая карта показывает наш Север до и после Октябрьской Революции. Многочисленные карты говорят о движении судов по Северному морскому пути. Макеты судов старых типов и мощных советских ледоколов, полярных станций, фотографии, диаграммы и другие материалы выставки дают наглядное понятие о работах по освоению Советского Севера.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 15 Ноябрь 2019 16:45

Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.343

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10. -Л., 1935, с.343 фототелеграммы.jpg
ПЕРЕДАЧА ФОТОТЕЛЕГРАММ В АРКТИКУ
Главсевморпуть организует в ближайшем времени двухсторонний прием и передачу фототелеграмм в Арктику. Между Москвой — Якутском — о-вом Диксона начаты соответствующие подготовительные работы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Главное управление Северного морского пути (ГУСМП)

Сообщение ББК-10 » 25 Ноябрь 2019 10:14

Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1935, с.423-424

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1935, с.423-424 пр.сов.нац - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 12.-Л., 1935, с.423-424 пр.сов.нац - 0002.jpg
В ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

16 ноября 1935 г. под председательством т. А. И. Хацкевича состоялось заседание Президиума Совета национальностей ЦИК СССР.
С докладом о культурно-хозяйственном обслуживании народов Севера выступил начальник Главсевморпути акад. О. Ю. Шмидт. Из доклада видно, что на Севере работают сейчас 466 школ и 16 культбаз, однако только 125 школ имеют свои здания, остальные находятся во временных помещениях. В ближайшие годы предполагается построить 275 новых зданий для школ и 156 зданий для интернатов. На здравоохранение и жилищное строительство отпущены крупные средства.
Всякий, кто сталкивается с народами Севера, поражается их талантливостью, и потому необходимо создать такие условия, чтобы эти таланты могли развернуться. Освоение Северного морского пути дает возможность проникнуть в самые отдаленные пункты Советского Севера и организовать там массовую культурно-политическую работу даже среди кочевого населения.
В развитии Севера играет громадную роль авиация. В текущем году были проведены сотни эпизодических полетов, перебрасывались различные грузы, вывозились застрявшие в тундре люди; например) герой Советского Союза В. Молоков за 10 полетов вывез 70 человек, застрявших в пути. Перед Главным управлением Севморпути стоит задача иметь возможность достижения на самолете любого пункта Советского Севера.
Президиум Совета национальностей одобрил общий план мероприятий Главсевморпути.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6335
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения