ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2021 16:57

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (1918-1922)

 Р-898 - 0001.jpg
 Р-898 - 0002.jpg
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР


ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
1918-1922 гг.

Фонд № р-898

Опись № 1
1918 - 1922 гг.


 Р-898 - 0003.jpg
ОГЛАВЛЕНИЕ листы
ПРЕДИСЛОВИЕ - 1-III
1918 г. - 1-2
1919 г. - 3-4
1920 г. - 5-3
1921 г. - 6-7
1922 г. - 7


 Р-898 - 0004.jpg
ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с создавшимся летом 1918г. тяжелым продовольственным положением в северных районах Европейской части России возник проект о вывозе хлеба из Сибири северным морским путем. Путь этот не был изучен, поэтому решено было одновременно с посылкой судов за хлебом организовать гидрографическую экспедицию для широкого научного исследования западной части Северного Ледовитого океана.
15 апреля 1918г. начальником экспедиций был назначен известный полярный исследователь Б. А. Вилькицкий. 1)
В экспедиции должно было работать 3 отряда: отряд Карского моря, отряд Самоедского берега и Новой Земли и Обь-Енисейский отряд. 2)
Возможность работы экспедиции не ставилась в зависимость от политической обстановки, так как ее направление было вне предполагаемого театра военных действий. Но ход политических событий изменил все планы. Формирование экспедиции проходило одновременно в Петрограде и Архангельске. Основной базой экспедиции был Архангельск. Начальник экспедиции был подчинен командующему флотилией Северного Ледовитого океана (ф. 378). Личный и судовой состав флотилии был частично использован для комплектования экспедиции. Из Петрограда, Москвы и других мест в Архангельск поступали груза и материалы для экспедиции, съезжались специалисты.
К моменту контрреволюционного переворота в Архангельске 2 августа 1918 г. там оказалась незначительная материальная часть экспе-

1) ф. Р-180, д. 275. л. 40; приказ по флоту и морведу № 154 от 24 июня 1918 г.
2) ф. Р-898, д. 1, л. 7.

 Р-898 - 0005.jpg
- 2 -

диции, около половины офицерского состава и 2/3 команды. 1)
Начальник экспедиции Вилькицкий предполагал, что ему удастся нейтрализовать экспедицию, направив ее на разрешение лишь научно-исследовательских задач. 2) Но сделать этого ему не удалось. Экспедиции пришлось служить интересам белогвардейцев. После создания белогвардейской флотилии Северного Ледовитого океана (ф. р-129) начальник экспедиции был подчинен командующему этой флотилией. Хлебная экспедиция по настоянию англичан была отменена, а гидрографической экспедиции было поручено оборудование на побережье Карского моря радиостанции для связи с Омским правительством Колчака, а также охрана, рыбных промыслов и проводка караванов судов за сибирским хлебом.
После освобождения Архангельска от белогвардейцев в феврале 1920г. начальником экспедиции вместо бежавшего за границу Вилькицкого стал Н. Розе.
С 1920 по 1922 гг. работы экспедиции делятся на гидрографические, хозяйственно-операционные по снабжению полярных радиостанций и вспомогательные - по проводке караванов судов за сибирским хлебом. С 1920 г. суда экспедиции участвуют также в Карских операциях.
Расформирована экспедиция с 1 июня 1922г., а личный состав и суда переданы в Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях, где образован гидрографический отряд. 3)

1) ф. Р-898, д. 4, л. 45
2) ф. Р-898, д. 4, л. 37
3) ф. Р-898, д. 83, л. 29

 Р-898 - 0006.jpg
- 3 -

В фонде имеется 84 ед. хр. за 1918-1922 гг. Документы фонда содержат сведения о формировании и снаряжении экспедиции и производстве гидрографических работ в Баренцовом и Карском морях, постройке радио и авиастанций.
Документы экспедиции выделены в самостоятельный фонд при уточнении фондирования ф. Р-180 - Главное гидрографическое управление.
Единицы хранения фонда систематизированы по годам, а внутри года в следующем порядке: приказы, планы и программы, отчеты, сметы, переписка и материалы по личному составу.
Экспедиция проводила работу в 1918-1922 гг. За этот период на Севере трижды менялась власть, дела экспедиции продолжались делопроизводством (так ед. хр. №№ 1, 3-7, 10, 11, 14-21, 39-42, 44, 48-51, 59 и 62 частично содержат документы за белогвардейский период деятельности экспедиции, а ед. хр. №№ 12, 13, 22-38, 43 и 46 - полностью), расформировывать ед. хр. практически нецелесообразно, поэтому все дела включены в один фонд.
Описание и систематизация единиц хранения фонда проведены в 1957г. научным сотрудником В. И. Долговой.

27 декабря 1958 г. Научный сотрудник
(МАЗАЛЕВСКАЯ)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8963
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2021 19:36

Записки по гидрографии. Т. 45. - Ленинград, 1922

 Розе - 0001.jpg
Очерк работ Гидрографической Экспедиции Северного Ледовитого Океана в 1921 г.

Деятельность Экспедиции в текущем году была направлена, как и в прежние годы 1), преимущественно на обслуживание северного морского пути из Европы в Сибирь. Это обслуживание заключается в производстве систематической описи берегов Ледовитого Океана и Карского моря, начиная от Канина носа до меридиана о-ва Белого и в поддержании и развитии работы сети полярных радиостанций указанного района.
Программа работ, утвержденная Главным Гидрографическим Управлением, в ведении которого состоит экспедиция, состояла в текущем году из следующих заданий:
1. Подготовить Чешскую губу для морской описи, определив астрономические пункты по берегу; при переходах производить судовой промер.
2. Закончить судовой промер у N-го берега Вайгача, обследовав шлюпочным промером банки.
3. Продолжить работы у Кусовой земли и S-ой оконечности Новой Земли.
4. Обследовать устье р. Кары и стоянку у о-ва Литке в Байдарацкой губе.
5. Выбрать место для радиостанции на N-ой оконечности Новой Земли и произвести астрономические определения (в случае возможности).
6. Произвести астрономические определения и построить опозна[ва]тельные знаки по западному берегу Новой Земли к северу от Маточкина Шара (в случае возможности).
7. Снабдить продовольствием и материалами радиостанции Маре-Сале, Югорский Шар и Карские ворота.
1)См. Н. Розе. Очерк работ экспедиции в 1920 г. Известия Главной Физической Обсерватории № 3.

 Розе - 0002.jpg
— 124 —

8. Произвести попутно геофизические наблюдения по специальной программе и глубоководные исследования в возможно большем числе.
Необходимо к сожалению отметить, что острые продовольственные и материальные затруднения, испытываемые в текущем году Республикой, вынудили высшее морское командование сократить персонал Экспедиции и урезать ее оборудование плавучими средствами, а также снабжение необходимыми материалами, вследствие чего приведенная программа не включает в себя многих работ, намеченных Главным Гидрографическим Управлением к производству в текущем году.
Плавучие средства Экспедиции состояли в этом году из гидрографического судна "Таймыр", (пароход ледокольного типа, 1800 тонн водоизмещения), парохода "Бакан" (900 тонн водоиз. ), деревянного парусно-моторного судна "Беднота" (120 тонн), парусного моторного бота "Арктур" (45 тонн), нескольких моторных катеров и парохода "Пахтусов" (750 тонн); последнее судно было временно предоставлено в мое распоряжение из состава судов Экспедиции Белого моря.
Подготовка к плаванию судов Экспедиции протекала в этом году в крайне тяжелых условиях; так, задержка ремонта, производимого средствами Архангельского военного порта, и отсутствие топлива оттянули выход в море "Таймыра", "Бедноты" и "Арктура" на месяц против намеченных сроков; "Бакан" же и "Пахтусов" не смогли в этом году вовсе выйти в плавание вследствие неоконченности их ремонта. Последнее обстоятельство ставило в катастрофическое положение дело снабжения радиостанций, — так как три готовых к плаванию судна Экспедиции не могли изместить всего необходимого груза. К счастью на помощь Экспедиции пришел начальник Беломорского управления морским транспортом (торговым) В. Н. Черкасов, предоставивший для снабжения радиостанций ледокол "Скуратов" (бывший "Иван Сусанин").
Для выполнения гидрографических заданий были сформированы при содействии Гидрографической Экспедиции Белого моря и Главной Физической Обсерватории пять партий: астрономо-геодезическая, промерная, топографическая, промерно-описная и геофизическая.
Астрономо-геодезическая партия под начальством гидрографа И. Д. Жонголовича базировалась на г. с. "Беднота" и имела за-

 Розе - 0003.jpg
— 125 —

данием подготовку к морской съемке Чешской губы и продолжение начатых в прошлом году астрономических и геодезических работ на южном побережье Новой Земли, в частности в районе Черной губы, представляющей по сведениям промышленников, хорошее укрытие от ветров и льдов при следовании в Карское море через Карские ворота. Основным заданием для партии являлись работы на Новой Земле; работы же в Чешской губе предполагалось произвести в начале кампании, чтобы использовать более раннее открытие навигации в этом районе. Партия вышла из Архангельска
21 июля на г. с. "Беднота", намереваясь к 10 августа закончить работы в Чешской губе. Неблагоприятные ветра весьма задержали приход судна к району работ, и "Беднота" была вынуждена следовать непосредственно к берегам Новой Земли, куда прибыла только 19 августа, приступив тотчас к работам в губе Черной. В течение рабочего периода с 19-го августа по 1 октября рабочих дней было 19, и за это время партией произведены следующие работы.
Начальник партии И. Д. Жонголович определил астрономический пункт высокой точности по наблюдениям звезд в течение трех вечеров; наблюдения производились большим универсалом Бамберга (увеличение около 50, диаметр кругов 30 см., точность отсчета кругов 0". 2); широта определялась по абсолютным высотам полярной звезды (трижды) и двух южных звезд; время определяй лось по азимутам двух южных звезд и по 8 парам Цингера; для определения долготы принимались ритмические сигналы Пулкова и сигналы времени Науэна.
В том же месте И. Д. Жонголович определил три элемента земного магнетизма при помощи магнитного теодолита системы Муро и инклинатора Довера, выверенных в Павловской магнитной Обсерватории. Далее им же был измерен дважды базис длиной около 270 саж. при помощи стальной ленты и определен его азимут. Затем И. Д. Жонголовичем совместно с производителями работ Д. М. Аполлоновым и Б. Н. Корниловым было построено 17 сигналов с заложением центров и произведена триангуляция (3-го класса), связавшая берега губы: углы отсчитывались теодолитом Керна с точностью до 0. '5 одним приемом.
Вычислив на месте триангуляцию и получив таким образом опорные точки, партия в указанном составе приступила к шлюпочному и судовому промеру, который занял все оставшееся время до конца работ. Промером пройдено по галсам около 150 верст и

 Розе - 0004.jpg
— 126 —

заделан подход к губе на 2/3 ее площади. При подходе к губе обнаружена 7 футовая банка, координаты которой ф = 70° 37. '8, л = 54° 49. '2 вост. от Гринв.; сама же губа повидимому чиста от банок и изобилует хорошими якорными местами (грунт ил).
Топографическая партия под начальством гидрографа А. А. Фок в составе 7 человек имела заданием производство мензульной съемки губы Черной. Партия прибыла на г. с. "Таймыр" к району работ 25 августа и высадилась для работ на берег, разбив палатки. Для переездов партии был оставлен в г. Черной моторный катер "Таймыра*. Не дожидаясь окончания триангуляционных работ астрономо-геодезической партии, начальник партии А. А. Фок приступил к самостоятельной графической триангуляции от имевшегося уже базиса и повел съемку прибрежной полосы, начиная от входа в губу по обоим берегам; в течение 10 рабочих дней было снято 40 верст береговой черты и 20 кв. верст прибрежной полосы и измерено около 120 высот; съемка покрыла район промера и доведена до того места, на котором остановился промер. Необходимо отметить, что большая часть переходов совершена пешком, так как моторный катер действовал по обыкновению неисправно.
Промерная судовая партия под начальством гидрографа П. А. Полисадова (он же командир г. с, "Арктур") имела заданием окончание судового и шлюпочного промера у северного берега о-ва Вайгача. Партия в составе 8 человек вышла из Архангельска 26 июля на моторно-парусном боте "Арктур". Аналогично переходу "Бедноты" неблагоприятные ветры весьма затянули переход к району работ и только 22 августа "Арктур" прибыл к радиостанции "Карские ворота" на Вайгаче, на которую судно, не имея собственного радио базировалось для связи с прочими судами Экспедиции. Промерные галсы текущего года направлялись так, чтобы пополнить и расширить район промера прошлогодних работ той же партии. В первую очередь был детально обследован открытый в прошлом году западный фарватер, ведущий с моря к радиостанции между островами Янова и Морозова. Фарватер оказался чистым, с глубинами не меньше 7 сажен, но в непосредственной близости от него по обе стороны фарватера были обнаружены две банки; одна 2 саженная с координатами
с. шир. — 70°22.'85
в. долг. — 58°23.'3 от Гринвича

 Розе - 0005.jpg
— 127 —

и другая — 1 1/2 саж. с координатами
с. шир. — 70°24.'4
в. долг. — 58°24.'9 от Гринвича; координаты сняты с рабочего планшета, основанного на триангуляции А. Машковцева, произведенной в прошлом году.
Далее обследованию был подвергнут северо-западный подход к радиостанции между о-вами Яновым и Оленьим. Этот фарватер, как и предполагалось по работам прошлого года и случаям аварий, ("Русанов" 1917 г. и "Святогор" 1920 г. ) оказался совершенно не судоходным. Между указанными о-вами тянется подводная гряда рифов, на которых промер текущего года обнаружил наименьшие глубины 4 фута (банка "Святогора") и 3 фута (риф "Арктура").
По окончании обследования банок промерные галсы были протянуты к северу от линии островов Чирачий—Янов—Олений; в этом районе глубины оказались весьма значительными, доходящими до 130 саж. вблизи о-ва Чирачьего.
Всего промерными галсами с 22 августа по 20 сентября было пройдено около 400 верст и оставалось заделать район между о-вами Оленьим и мысом Болванским, когда внезапно разыгравшийся шторм от достигший силы 11 баллов, застиг "Арктура", стоявшего на якоре на рейде у радиостанции.
После 8, часовой борьбы с ураганом, в попытках выйти в открытое море, судно, потеряв оба якоря и единственную шлюпку и получив сильную течь от удара о рифы, было вынуждено выброситься на берег. К счастью судно очутилось на низменной песчаной полосе между скалистыми береговыми обрывами, и вся команда, несмотря на крайнее утомление, тотчас приступила к спасению судового имущества, в первую очередь материалов гидрографических работ и инструментов, что и удалось сделать при полной сохранности всего гидрографического имущества. Остальное судовое имущество было спасено "Таймыром", пришедшим на помощь к "Арктуру" 25 сентября от берегов Новой Земли; на "Таймыр" же перешла вся команда "Арктура" для возвращения в Архангельск.
Промерно-описная партия под начальством гидрографа А. М. Вершинского при производителях работ Б. В. Новопашенном и А. Н. Рождественском имела заданием описные работы в Байдарацкой губе, выбор места для установки радиостанции на север-

 Розе - 0006.jpg
— 128 —

ной оконечности Новой Земли и астрономические и магнитные определения на западном берегу Новой Земли к северу от Маточкина Шара. В распоряжение партии было предоставлено г. с. "Таймыр", флагманское судно Экспедиции. На "Таймыре" же базировалась геофизическая партия под начальством проф. Н. Н. Калитина в составе производителей работ В. Ю. Визе, В. Н. Кедроливанского, А. И. Сазонова и Н. О. Якоби. (Весь состав геофизической партии откомандирован на работы Главной Физической Обсерваторией из состава ее сотрудников). Геофизическая партия разделилась на два отряда — судовой: в составе В. Ю. Визе, В. Н. Кедроливанского и Н. О. Якоби и береговой — в составе Н. Н. Калитина и А. И. Сазонова. Судовой отряд имел заданием производство глубоководных гидрологических наблюдений с целью исследования прибрежных течений вдоль Новой Земли и температурного режима внутренних частей Карского моря; задачи же берегового отряда заключались преимущественно в актинометрических, поляризационных и аэрологических наблюдениях в высоких широтах, требующих прочной береговой установки приборов.
Кроме того, на борт Таймыра была принята в качестве пассажиров часть экспедиции снаряженной Российской Академией Наук для естественно-научных исследований на берегах Карского моря в составе геолога М. В. Баярунас и биологов И. Д. Стрельникова и Т. И. Баженовой.
Таймыр вышел из Архангельска 20 августа и имел в текущем году 45 дней плавания, из которых 23 дня были затрачены на переход к району работ и на хозяйственные операции (выгрузка угля и др. снабжения) по снабжению радиостанций главным образом; таким образом, для выполнения гидрографических работ осталось 22 дня, из которых рабочих дней оказалось 20.
По выходе из Архангельска Таймыр направился в г. Черную где должна была высадиться топографическая партия и где ожидал Таймыра ледокол № 8, направлявшийся в устье Оби и испытывавший недостаток в угле для перехода через Карское море. Прибыв 25 августа в г. Черную и передав 80 тонн угля ледоколу № 8, Таймыр направился 28 августа на Вайгач, для доставки части снабжения радиостанции, производя попутно гидрологический разрез из 5 глубоководных станций перпендикулярно береговой линии на протяжении 30 миль.
Рассмотрение одних только глубинных температур этого разреза с несомненностью подтвердило существование предполагавше-

 Розе - 0007.jpg
— 129 —

гося отрывочными наблюдениями прошлых лет холодного течения, идущего сплошною толщею из Карских ворот вдоль южных берегов Новой Земли: ширина полосы этого холодного течения (с наименьшей найденной температурой) против Черной губы достигает 25 миль. Подойдя к радиостанции Карские ворота западным упоминаемым выше фарватером (между о-вами Янова и Морозова), Таймыр закончил 30 августа хозяйственные операции; на радиостанцию же высадился для работ береговой отряд геофизической партии.
В дальнейшем предстоял выбор между походом к северным берегам Новой Земли и походом в Байдарацкую губу.
Надо заметить, что оба южных пролива, ведущие в Карское море вскрылись весьма рано в текущем году (в конце июня); метеорологические сведения, посылаемые с полярных радиостанций, давали основание полагать 1), что южная и средняя часть моря окажется свободной от местного льда, который скопится у восточных берегов Новой Земли.
Такое распределение льда, подходя к типу "б" по классификации проф. Э. Лесгафта, часто сопровождается скоплением тяжелого арктического пака у северной оконечности Новой Земли. И действительно, сведения, полученные в конце августа от судов, направлявшихся в средине августа к северным берегам Новой Земли, вполне подтвердили мои предположения. Так, ледокол "Малыгин", производивший разведку льдов в Баренцовом море на пути вокруг северной оконечности Новой Земли, встретил, кромку тяжелого льда, идущего от мыса Нассау на далее, промысловое судно "Песец" в средине августа дошло по чистой воде, оставляя к западу скопления льда, забившего все бухты восточного берега Новой Земли до мыса Миддендорфа, где встретило кромку полярного пака, идущего на SO от последнего. Взвесив указанные обстоятельства, я решил направиться на работы в Байдарацкую губу, которую предполагал найти чистой от льда, надеясь на улучшение условий навигации в сентябре у северной оконечности Новой Земли.
31 августа Таймыр вышел из Карских Ворот направляясь на юг вдоль восточного берега Вайгача. Чтобы использовать переход в Байдарацкую губу и подготовить судовой персонал к предстоявшим описным работам, требующим полной согласованности работ
1)См. мою статью от 5 августа; "Вероятное состояние льдов Карского моря в 1921 г. " Метеорологический Вестник. Т. XXX.

 Розе - 0008.jpg
— 130 —

всех участников, была начата морская съемка с попутным промером берега Вайгача от мыса Болванского (тригонометрический пункт 1920 г. ); ненастная погода дозволила довести съемку только до м. Матюйсале; тем не менее конец съемки удалось привязать прямым галсом к м. Белому (пункт 1920 г. триангуляции Югорского Шара).
На следующее утро 1 сентября "Таймыр" вышел из Югорского Шара к Маре-Сале производя попутно судовой промер и гидрологический разрез из 6 глубоководных станций.
Прибыв на следующий день по чистой воде к Маре-Сале и привязавшись к астрономическому пункту В. В. Ахматова, определенному в 1904 году, промерно-описная партия начала на "Таймыре" 3 сентября морскую съемку Байдарацкой губы, пользуясь штилевой ясной погодой. Съемка велась по методу Дюмулена основанному на береговом базисе; новые береговые точки определялись исключительно пеленгами, которые брались А. М. Вершинским и А. Н. Рождественским; ими же измерялись секстаном высоты береговых возвышенностей.
Одновременно Б. В. Новопашенным и мною зарисовывались кроки берегов, а прочим судовым составом, включая сотрудников геофизической партии, велся попутный судовой промер.
Работая с полным напряжением сил до 14 часов в сутки и пользуясь периодами исключительно хорошей погоды, партия довела съемку к 11 сентября до связи у м. Полковника с съемкой 1902 г., произведенной кап. Варнеком на г. с, "Пахтусов"; таким образом была закончена на протяжении 370 верст в течение 8 суток опись Байдарацкой губы, оказавшейся свободной от льда. Кроме указанных астрономических пунктов — Маре-Сале и м. Полковника, съемка этого года основывалась на трех новых астрономических пунктах, определенных попутно Б. В. Новопашенным (2 пункта) и мною (1 пункт). Приборами служили соответственно малый 3" круг Репсольда и средний 12" универсал Гильдебранда; для наблюдений брались абсолютные высоты звезд и солнца, долготы определялись по радиотелеграфным сигналам времени из Науэна и Пулкова.
В двух пунктах высадки мною были определены магнитные элементы при помощи магнитного теодолита Муро и инклинатора Довера, выверенных предварительно в Павловской магнитной Обсерватории. На всех якорных стоянках велись измерения поверхностных течений и высоты воды. Промер обнаружил чрезвычайно ровный характер глубин на протяжении всей Байдарацкой

 Розе - 0009.jpg
— 131 —

губы, берега которой отличаются значительной отмелостью и характеризуются рядом осушных песчаных кос, идущих параллельно берегу. Такими же подводными косами преграждается, повидимому, доступ в р. Юрибей и Кару, в устья которых Таймыр пытался безуспешно проникнуть и при осадке 17 фут не встретил на баре этих рек глубин, больших 18 фут.
Общий характер восточного берега Байдарацкой губы тот же, что и в средней части Ямала у Маре-Сале — крутые осыпающиеся глинистые и песчаные обрывы, которыми заканчивается полого понижающееся к морю плато, покрытое тундрой. Западный берег губы характеризуется грядами возвышенностей с снеговыми вершинами, повидимому разветвлений Пай-хоя, и меньшим развитием береговых осыпей; близ устья Кары выступают каменистые породы; мыс Полковника представляет собой один из подобных каменистых утесов.
Уже предварительная прокладка съемки этого года указала на значительные неточности существующих карт.
Первая съемка Байдарацкой губы и западного берега Ямала произведена в 1826 году чинами корпуса флотских штурманов Ивановым и Рагозиным маршрутным способом на оленях в зимнее время. При весьма тщательном исполнении, съемка 1826 г. неизбежно страдала неточностью долгот, определявшихся перевозкою хронометров. В 1848 году астроном Уральской Экспедиции, снаряженной Русским Географическим Об-вом, проф Казанского Университета Ковальский определил два астрономических пункта в Байдарацкой губе, один из которых был. м. Полковника. В 1902 году был снят кап. Варнеком морской съемкой западный берег Байдарацкой губы от Югорского Шара до м. Полковника, где гидрограф П. А. Бровцын определил снова астрономический пункт. В 1904 г. на г. с. "Пахтусов" был описан кап. Н. В. Морозовым западный берег Ямала от м. Хайена до о-ва Литке включительно; астрономические пункты определялись В. В. Ахматовым и наиболее южным был пункт в Маре-Сале.
Таким образом, съемка этого года явилась естественным завершением многолетних описных работ, восполнив пробел в систематической описи берегов Карского моря.
12 сентября Таймыр вернулся в Югорский Шар где принял на борт комиссара экспедиции Д. Д. Балашова, руководившего разгрузкой снабжения, которое было доставлено для радиостанций на ледоколе "Скуратов". Получив к этому времени известия о бед-

 Розе - 0010.jpg
— 132 —

ственном положении судов Сибирской хлебной экспедиции, попавших в тяжелые льды к северу от о-ва Белого, я решил произвести разведочный рейс по Карскому морю к северу с целью выяснения границы льдов, которая в средине августа по сведениям, сообщенным промысловым судном "Песец", проходила от м. Миддендорфа на SO. Этот же рейс я намеревался кроме того использовать для гидрологических работ, которые в этом труднодоступном районе представляют особенный интерес.
12 сентября Таймыр вышел из Югорского Шара, взяв курс на м. Миддендорфа; 15 сентября открылся берег Новой Земли, оказавшийся, как выяснилось впоследствии, бухтой Витней. В течение этого рейса велся судовой промер; глубины измерялись через 4 мили, счислимые точки корректировались астрономическими судовыми наблюдениями (2 определения широты и 3 долготы); одновременно велись гидрологические наблюдения, состоявшие из ежечасных определений температуры и солености поверхности моря и из глубоководных станций, которых на протяжении рейса было сделано 11. Весь путь от Югорского Шара до бухты Витней был совершен по чистой воде, лишь в широте около 74° было замечено несколько мелких льдин, появление которых сопровождалось временным понижением температуры моря.
По достижении берега, оказавшимся свободным от ледяного припая, в ближайшую же ночь на 16 сентября Б. В. Новопашенным был определен астрономический пункт, для прокладки произведенного промера; возле астрономического пункта, отмеченного деревянной пирамидой, я определил одновременно элементы земного магнетизма.
Найдя сверх ожидания доступным для высадки восточный берег Новой Земли, которого еще не касалась нога гидрографа, я решил возможно полнее использовать этот счастливый случай даже в ущерб намеченным работам на западном берегу, доступ к которому значительно легче.
Следующий день 16 сентября оказался неблагоприятным для описных работ из-за пасмурной погоды, и был использован для гидрологического разреза из 4 станций протяжением 45 миль к востоку от бухты Витней; рейс этот был совершен по чистой воде без признаков даже близости льда.
Вернувшись утром 17 сентября к исходной точке в б. Витней, где был разбит небольшой базис, Таймыр направился с морской съемкой и промером к северу и к вечеру того же дня достиг мыса

 Розе - 0011.jpg
— 133 —

Желания, привязав съемку к астрономическому пункту Г. Седова, определенному в 1913 г.
К сожалению погода этого вечера оказалась неблагоприятной для повторения астрономических наблюдений на пункте Седова, долготы которого повидимому ненадежны. В течение ночи дувший NW ветер перешел на и, как температура воды, так и цвет неба дали указание на приближение льда. Опасаясь того, что лед может преградить обратный путь, я решил продолжать съемку восточного берега Новой Земли к югу, насколько это окажется возможным. Возвратившись опять к исходной точке в б. Витней Таймыр прошел 18 сентября со съемкой около 40 миль и с наступлением темноты стал на якорь у берега Норденшельда, где ясная ночь позволила Б. В. Новопашенному определить на берегу астрономический пункт. Определив базис и измерив магнитное склонение, на следующий день 19 сентября продолжали опись далее и в широте около 75 1/2° открыли глубоко врезающуюся в берег бухту, не показанную на существующих картах. Опись этой бухты заняла остаток дня и на ночь Таймыр стал на якорь в глубине бухты, где было предположено определить астрономический пункт. В ночь на 20 сентября разыгрался шторм от NW и N, препятствовавший в течение двух дней высадке на берег. Утром
22 сентября удалось сделать магнитные наблюдения, но пасмурная погода не давала возможности приступить к астрономическим определениям.
Между тем на горизонте были замечены льды, надвигавшиеся с севера; одновременно пришли по радио сведения о гибели Арктура.
Все это заставляло поспешить с окончанием работ и с возвращением в Карские Ворота для оказания помощи Арктуру.
В тот же день 22 сентября Таймыр вышел из бухты и 25 подошел к Вайгачу, благополучно избегнув встреченной на пути в широте около 75° полосы льда, которую Таймыр обошел с запада, пройдя таким образом по каналу чистой воды между льдом и берегом.
Съемка восточного берега Новой Земли произведена на протяжении около 150 миль и на севере сомкнулась с маршрутной съемкой Г. Седова, с которой новая съемка имеет общий участок от м. Желания до м. Виссингер-Гофт. Берег к югу от последнего мыса вплоть до острова Пахтусова в широте 74 1/2°, до которого довел свою опись в 1835 г. Пахтусов, до настоящего времени

 Розе - 0012.jpg
— 134 —

оставался не описанным. Все русские и иностранные картографические сведения об этом районе основывались на отрывочных и случайных данных, собранных главным образом норвежскими промышленниками в 1870 и 1871 г. г. Неудивительно поэтому, что на существующих картах северовосточный берег Новой Земли имеет различные очертания (см. напр, карты №№ 1896 и 1622 изд. Г. Г. У. ) и таит в себе неожиданные бухты.
Таким образом съемка восточного берега Новой Земли представляет особый интерес, и остается пожалеть, что указанные выше обстоятельства не позволили Таймыру вполне закончить работы в этом районе.
Приняв в Карских Воротах на борт экипаж Арктура и береговой отряд геофизической партии, Таймыр после захода в Югорский Шар и губу Черную, где также нужно было взять сотрудников экспедиции, направился в Архангельск, куда и прибыл 4 октября.
Чтобы закончить перечень гидрографических работ, остается упомянуть о ценных ледяных и гидрологических наблюдениях ст. производителя работ А. В. Шипчинского, командированного в отдельное плавание на ледоколе "Малыгин".
Н. Розе.

5 декабря 1921 г.
Последний раз редактировалось ББК-10 26 Март 2021 11:25, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8963
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2021 20:06

1) См. Н. Розе. Очерк работ экспедиции в 1920 г. Известия Главной Физической Обсерватории № 3.

 001.jpg
Указанным изданием я не располагаю. Только картинкой обложки, любезно предоставленной владельцем.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8963
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения