1937: Север, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 12:23

 1272711_457473677701768_691015247_o.jpg
 Карта ВВЭ СЕВЕР-1937.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 12:26

© ААНИИ. Высокоширотные экспедиции Север
Высокоширотная воздушная экспедиция "Север" (1937 г.)

22 марта - 25 июня, начальник экспедиции О.Ю. Шмидт

Личный состав:


Четыре самолета ТБ-3 доставили на дрейфующий лед 10 т груза и 4 человека личного состава станции "СП-1".
Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 18 Апрель 2013 12:38, всего редактировалось 3 раз(а).
Причина: Исправлены ошибки сайта ААНИИ (А.А. Ритсленд, Б.М. Дзердзеевский)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 13:06

Публикации газет 1937 года.
"Восточно-Сибирская Правда" 1937 № 118 (23 мая) и № 119 (24 мая)
 ВСП 1937 № 118 (23 мая).jpg
 ВСП 1937 № 119 (24 мая)-1.jpg
 ВСП 1937 № 119 (24 мая)-2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 13:34

ВСП 1937 № 118 (23 мая)

 ВСП 1937 № 118 (23 мая) Донесение Шмидта.jpg
ЦК ВКП(б) — товарищу И. В. СТАЛИНУ
Совнарком СССР — товарищу В. М. МОЛОТОВУ


Сообщаем полученную через радиостанцию острова Диксон радиограмму:
"Москва, Главсевморпуть Янсону, Бергавинову. Остров Рудольфа, Шевелеву.
В 11 часов 10 минут самолет "СССР Н-170" под управлением Водопьянова, Бабушкина, Спирина, старшего механика Бассейна пролетел над Северным полюсом.
Для страховки прошли еще несколько дальше. Затем Водопьянов снизился с 1750 метров до 200, пробив сплошную облачность, стали искать льдину для посадки и устройства научной станции.
В 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку. К сожалению, при отправке телеграммы о достижении полюса внезапно произошло короткое замыкание. Выбыл умформер рации, прекратилась радиосвязь, возобновившаяся только сейчас после установки рации на новой полярной станции. Льдина, на которой остановились, расположена, примерно, в 20 километрах з полюсом по ту сторону и несколько на запад от меридиана Рудольфа. Положение уточним. Льдина вполне годится для научной станции, остающейся в дрейфе в центре полярного бассейна. Здесь можно сделать прекрасный аэродром для приема остальных самолетов с грузом станции.
Чувствуем, что перерывом связи невольно причинили вам много беспокойства. Очень жалеем. Сердечный привет.
Прошу доложить партии и правительству о выполнении первой части задания.
НАЧАЛЬНИК ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТ
"

И. о. начальника Главсевморпути И. ЯНСОН
Начальник политуправления С. БЕРГАВИНОВ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 19:07

ВСП 1937 № 118 (23 мая)

 ВСП 1937 № 118 (23 мая) Водопьянов_Люди моего отряда.jpg
ЛЮДИ МОЕГО ОТРЯДА
Беседа с Героем Советского Союза — командиром отряда самолетов М. В. ВОДОПЬЯНОВЫМ

В середине прошлого года правительство поручило Главсевморпути организовать высокоширотную экспедицию на самолетах. В задачу экспедиции входило: достичь Северного полюса, совершить посадку и оставить на дрейфующем льду группу учёных, возглавляемую известным полярником-орденоносцем И. Д. Папаниным.
Высадив зимовщиков на полюс и снабдив их всем необходимым для жизни и проведения научных наблюдений по разработанному комплексу, основные самолеты экспедиции возвратятся в Москву. Один из них — тяжелый, четырехмоторный воздушный корабль «АНТ-6», под управлением пилота И. П. Мазурука остается на острове Рудольфа — самом северном из островов Земли Франца-Иосифа. Мазурук имеет задание держать непрерывную связь с зимовкой и по первому требованию оказать ей помощь с воздуха, а по истечении срока зимовки, примерно, через год сиять группу тов. Папанина с полюса и доставить ее в Москву.
Для выполнения этих задач правительство предоставило в паше распоряжение четыре тяжелых самолета «АНТ-6».
В точение полугода мы с помощью рабочих завода им. Горбунова переоборудовали полученные нами самолеты серийного производства, приспособив их для полета в тяжелых условиях высоких широт Арктики.
Командиром первого корабля в экспедиции и вместе с тем командиром всего отряда тяжелых самолетов, направляющихся на полюс, был назначен я. Вместе со мной, на моем самолете летят: известный полярный пилот - орденоносец М. М. Бабушкин, флаг-штурман экспедиции орденоносец майор И. Т. Спирин, радист экспедиции челюскинец С. А. Иванов, мой старый летный спутник, борт-механик Ф. И. Бассейн и его помощник П. П. Петенин.
Командир второго корабля экспедиции — Герой Советского Союза В. С. Молоков. Вместе с ним летят полярный пилот Г. К. Орлов, постоянный спутник тов. Молокова орденоносный штурман-радист А. Ритслянд, борт-механики тт. В. Л. Ивашина и Фрутецкий.
Третьим кораблем командует полярный пилот-орденоносец А. Д. Алексеев. Тов. Алексеев долгов время работал штурманом. Приобретенный опыт помогает ему в совершенстве ориентироваться при самых тяжелых метеорологических условиях Заполярья.
Вместе с тов. Алексеевым летят второй пилот М. И. Козлов, штурман-радист Н. М. Жуков, борт-механики К. Н. Сугробов и И. Д. Шмандин.
Четвертая машина (резервная) идет под командой пилота И. И. Мазурук. В составе экипажа этого самолета полярный нилот Л. Г. Крузе, который будет начальником лётной базы экспедиции, штурман-радист В. И. Аккуратов, уже участвовавший в прошлогоднем перелете Москва — Земля Франца-Иосифа, бортмеханики Ян Брезин и Шекуров.
За хорошую работу на труднейшей линии Хабаровск — Сахалин И. Мазурук награжден орденом Красной Звезды.
Таковы кадры нашей экспедиции. Каждый из членов экипажа обладает огромным опытом полета за полярным кругом, а все вместе они являются носителями лучших традиций всей полярной авиации нашей родины.
Начальником экспедиции на Северный полюс утвержден академик О. Ю. Шмидт, его заместителем по летной части — начальник полярной авиации Главсевморпути орденоносец М. И. Шевелев.
* * *
Высокоширотная экспедиция, как и всякое большое дело, имеет свою историю. Зимовка на полюсе была задумана давно. О. Ю. Шмидт еще в 1935 г. поручил мне составить технический проект высадки научной экспедиции в сердце Арктики.
Для того, чтобы хорошо выполнить это задание, Отто Юльевич посоветовал мне слетать на Землю Франца-Иосифа, подняться до 83-84 параллели и ознакомиться на практике с ледовой и метеорологической обстановкой в этих широтах. Эту задачу я и выполнил, совершая прошлогодний перелёт на землю Франца-Иосифа.
После этого полета не оставалось никаких сомнений в том, что полюс можно покорить только при помощи самолета. Высокоширотная экспедиция была включена в план работ Главсевморпути.
Вождь народов, лучший друг летчиков И. В. Сталин одобрил наши начинания и предложил тщательно подготовить экспедицию. Не прошло и года, как мы пошли на штурм полюса.
Товарищ Сталин очень внимательно следил за ходом подготовки к высокоширотной экспедиции. Он лично рассматривал предложенный нами состав экспедиции и утвердил его.
Такое исключительное внимание товарища Сталина вдохновило нас, зажгло желанием борьбы и родило непоколебимую уверенность в победе. И мы победим. На Северном полюсе будет развертываться флаг нашей родины.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 19:29

ВСП 1937 № 119 (24 мая)

 ВСП 1937 № 119 (24 мая) Первые сутки.jpg
Первые сутки у Северного полюса

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 22 (ТАСС). Прожили первые сутки на советской полярной станции у Северного полюса. На дрейфующей льдине рядом с самолетом выросло 5 палаток. Высятся 2 мачты радиостанции со связывающей их антенной. Установлена метеобудка, на треноге стоит теодолит, для наблюдения высоты солнца, определения места стоянки и ее перемещения от дрейфа льдов.
Впервые метеорологические наблюдения в установленные сроки пошли в Москву и вошли в общую сводку, резко усиливая наши знания, необходимые для предсказания погоды.
У нас сравнительно тепло (минус 12 градусов), солнце, мелкая поземка.
Четверо зимовщиков вместе с экипажем <СССР Н-170» выгрузили и развернули доставленную этим самолетом часть имущества экспедиции, в основном радиостанцию и научное оборудование. Остальные 8 тонн, в том числе ветряной двигатель, годичный и страховой запас продовольствия, горючее и зимняя палатка находятся на борту трех остальных самолетов, готовых к вылету с острова Рудольфа при первой летной погоде.
Все чувствуем себя великолепно. После суток непрерывной работы выспались в теплых спальных мешках. Входящие в состав нашей группы 5 челюскинцев невольно вспоминают жизнь на дрейфующей льдине. Сейчас мы отомстили стихии за гибель «Челюскина».
Рады сообщить, что смогли выполнить задание товарища Сталина и создать на полюсе прочную базу для науки и авиации. Наши мысли — о нашей великой родине.

О. Ю. ШМИДТ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Апрель 2013 19:43

ВСП 1937 № 119 (24 мая)

 ВСП 1937 № 119 (24 мая) 56 станция.jpg
56-я СОВЕТСКАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ
По Управлению полярных станций Главсевморпути опубликован приказ, в котором говорится:
"21 мая заработала новая полярная научная станция, расположенная на дрейфующей льдине. Состав новой станции: начальник станции И. Д. Папанин, магнитолог - астроном Е. К. Федоров, радист Э. Т. Кренкель и гидробиолог П. П. Ширшов».
Новая станция приказом включена в списки советских полярных станций под названием «Северный полюс». Позывные сигналы рации "Северного полюса" «упол».

***
Начальник управления полярных станций Михайлов сообщил сотруднику ТАСС:
«Станция «Северный полюс» — 56-я советская полярная станция — уже действует. 22 мая с новой станции поступила первая метеорологическая сводка. Такие сводки будут поступать четыре раза в сутки и послужат незаменимым материалом для уточнения прогнозов погоды.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 16:54

ВСП 1937 № 119 (24 мая)

 ВСП 1937 № 119 (24 мая) Как проходил перелет.jpg
Как происходил перелет остров Рудольфа — Северный полюс
По радиограмме начальника экспедиции тов. О. Ю. ШМИДТА

21 мая в районе Земле Франца-Иосифа установилась хорошая летная погода. Этим не замедлила воспользоваться воздушная экспедиция, отправляющаяся на Северный полюс.
В 4 часа 52 минуты с острова Рудольфа поднялся в воздух самолёт "СССР Н-170", пилотируемый героем Советского Союза М. В. Водопьяновым, и взял курс на полюс.
На борту четырехмоторного воздушного корабля. кроме экипажа (М. В. Водопьянов, М. С. Бабушкин, И. Т. Спирин, Ф. И. Бассейн, П. П. Петенин, С. А. Иванов), находились: начальник экспедиции академик О. Ю. Шмидт и группа зимовщиков на дрейфующей льдине: тт. И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров.
По сообщению начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, остальные самолеты вылетят по посадке на полюсе флагманского корабля «СССР Н-170». Самолетная рация поддерживает непрерывную связь с островом Рудольфа, Амдермой и Диксоном и через последнюю — с Москвой (радиоцентр Главсевморпути).
В 6 часов 00 минут самолет «СССР Н-170» достиг 83 градусов 07 минут серверной широты, идя на высоте тысяча метров. Над самолетом - тонкий слой облаков с разрывами. Внизу — девяти-десятибалльный крупнобитый лед с большими полями.
В 7 часов 00 минут самолёт пролетел 58 градус 00 минут восточной долготы, 84 градуса 25 минут северней широты, идя над облаками на высоте 1450 метров. В 8 часов 0, 4 минуты самолёт продолжал двигаться на север на высоте 2000 метров над сплошным слоем облаков, достигнув вскоре 58 градусов 50 минут долготы, 85 градусов 50 минут широты. В разрыве облаков были видны ледяные поля с частыми трещинами. Сильный встречный ветер.
В 9 часов 00 минут самолет прошел 86 градусов 47 минут северной широты и дальше шел в тумане.
В 10 часов 0,3 минуты, по сообщению начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, самолет достиг 88 градусов 35 минут северной широты. Начиная с 88 градуса видимость значительно улучшилась. Огромные ледяные поля разделены длинными трещинами. Температура минус 23 градуса. На самолете все в порядке.
В 10 часов 34 минуты самолет «СССР Н-170» достиг 89 градуса северной широты и 58 градуса восточной долготы. Водопьянов ведет самолет строго по меридиану на север. О. Ю. Шмидт сообщил по радио, что штурман Спирин и магнитолог Федоров непрерывно измеряют высоту солнца, вычисляют местоположение самолета.
В 10 часов 5 минут радиостанциями острова Рудольфа, Амдермы и Диксона с борта самолета «СССР Н-170» было принято сообщение, что при посадке работа будет идти на условленной волне и на той же волне после того, как поставят мачту.
В 11 часов 12 минут с самолета «СССР Н-170» был принят только заголовок радиограммы, и связь неожиданно оборвалась. Радиостанциям дано было задание следить за эфиром и только слушать самолет. Одновременно заместителю начальника экспедиции тов. Шевелеву было дано задание решить вопрос о посылке второго самолета на поиски.
Вслед за этим с Рудольфа немедленно последовал ответ:
"Три самолета стоят готовые к вылету. Полагаем ждать появления «РВ» (позывной радиостанции самолета) в эфире не менее двух часов. Возможно, основной передатчик неисправен. Установление рации Папанина потребует много времени".
В 16 часов 50 минут Главсевморпуть получил с острова Рудольфа следующую радиограмму: «Первые 30 минут каждого часа выключаем все передатчики и только слушаем самолет. Пока самолет не наладит радиостанции, шансы найти его крайне малы. Когда в воздухе будут другие самолеты, будет работать непрерывно маяк. Рискуем, что остров Рудольфа не услышит появившийся в эфире самолет. В случае продолжительного отсутствия связи, вылетим тремя самолетами. Идя развернутым фронтом, будем прочесывать полосы в 30 километров. Погода ухудшилась, сплошная низкая облачность, снег».
Позже вечером в Главсевморпути гг. Янсеном в Бергавиновым была получена от начальника экспедиции О. Ю. Шмидта радиограмма, извещавшая о блестящей посадке самолета в районе Северного полюса.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Апрель 2013 12:22

ВСП 1937 № 121 (27 мая)

 ВСП 1937 № 121 (27 мая) Шевелев.jpg
ПЕРЕД ОТЛЕТОМ НА ПОЛЮС
Из беседы с заместителем начальника Северной экспедиции М. ШЕВЕЛЕВЫМ

ОСТРОВ РУДОЛЬФА, 24 мая. (По радио от специального корреспондента «Правды»). Сегодня ваш специальный корреспондент беседовал с заместителем начальника Северной экспедиции М. Шевелевым о плане завершения всей операции. Товарищ Шевелев сообщил следующее:
Предстоящий полет на полюс еще трех самолетов является серьезным предприятием. Нам предстоит достигнуть полюса И найти там флагманский корабль. Мы должны обнаружить самолет (величину размером 45x20 метров) находящийся на расстоянии 900 километров от нас. Какими же методами мы намерены решить эту задачу?
Еще в Москве, намечая план экспедиции, мы очень подробно разработали способ нахождения самолета, снизившегося в полярном бассейне. Компасам в этих широтах полностью доверять нельзя, солнечными компасами можно пользоваться только в ясную погоду, которая здесь бывает очень редко. Поэтому основным методом нахождения самолета мы избрали радионавигацию с применением радиокомпаса.
Повреждение умформера радиостанции самолета Водопьянова чрезвычайно осложнило нашу задачу. Без умформера оба мощных передатчика самолета работать не могут. Радиостанция Кренкеля недостаточно мощна и диапазон ее волн не подходит для наших радиокомпасов.
Мы вылетим на полюс как только О. Ю. Шмидт сообщит об улучшении там погоды. Поднявшись с аэродрома острова Рудольфа, ложимся на курс, пробиваем облачность и идем над облаками, пользуясь прибором СУК (солнечный указатель курса). Впереди воздушной эскадры пойдет самолет «Н-171», пилотируемый В. С. Молоковым при флаг-штурмане А. Ритслянд. Для связи с Кренкелем на борту «Н-171» летит радист Стромилов. В воздухе корабли Алексеева и Мазурука подчиняются В. С. Молокову.
Весьма вероятно, что весь путь до полюса нам придется проделать над облаками и главным оружием штурманов окажутся астрономические приборы и радиомаяк острова Рудольфа. Маяк будет непрерывно давать нам направление, а широту штурман будет определять по солнцу два раза в час, контролируя себя пеленгированием радиостанций Баренцбурга (Шпицберген), Диксона и Мурманска.
В зависимости от условий погоды мы либо подойдем к полюсу при ясном небе, либо пробьем облачность в районе полюса. Все три самолета достигнут полюса и оттуда начнут поиски самолета Водопьянова "Н—170". Здесь машины пойдут развернутым строем на расстоянии 5 километров одна от другой. Мы будем летать вокруг полюса, осматривая огромную площадь.
Если в момент прилета к полюсу погода там резко ухудшится, мы выберем хорошее место, сядем и снесемся с О. Ю. Шмидтом. На место, которое окажется лучшим для организации полярной станции, слетятся все 4 самолета.
Соединившись, мы разгрузим машины, поможем группе Папанина установить станцию и разместить доставленные нами грузы и возвратимся на остров Рудольфа.

(Из «Правды»).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Апрель 2013 16:01

ВСП 1937 № 121 (27 мая)

 ВСП 1937 № 121 (27 мая) Три самолета.jpg
Остальные три самолета вылетели на Северный полюс

Главное управление Северного морского пути получило с острова Рудольфа радиограмму о том, что остальные 3 самолета экспедиции поднялись 25 мая в воздух, взяв курс на станцию «Северный полюс». Флагманский корабль «СССР Н—171», пилотируемый Героем Советского Союза товарищем Молоковым, стартовал в 23 часа 15 минут. Вслед за ним стартовал самолет «СССР Н-172», управляемый известным полярным летчиком тов. Алексеевым. Третьим поднялся самолет «СССР Н-169», пилотируемый летчиком тов. Мазуруком.
На борту самолета товарища Молокова находится заместитель начальника экспедиции на Северный полюс товарищ Шевелев. Самолеты поддерживают в воздухе радиосвязь с островом Рудольфа и между собой.
***
Северный полюс, 26 мая, 7 часов 40 минут (радио). Вылетев 25 мая в 23 часа 15 минут с о. Рудольфа, самолет «Н-171» Героя Советского Союза тов. Молокова, в 5 часов 45 минут 26 мая был точно над полюсом. Сделав круг, в 5 часов 52 минуты пошли по меридиану 50 градусов западной долготы к полярной станции. В 6 часов 24 минуты сели на льдину станции. Уверенное, без всяких поисков, нахождение нашего лагеря является изумительным образцом работы тов. Молокова и штурмана тов. Ритслянда. В лагере огромная радость. Остальные две машины — Алексеева и Мазурука, вылетевшие позже, еще в воздухе.

О. Ю. ШМИДТ.
***
Главное управление Северного морского пути получило 26 мая утром о Диксона радиограмму о том, что радист Матюшкин связался непосредственно 26 мая в 10 часов утра с Алексеевым.
Самолет Алексеева сел, примерно, в 20 километрах от полюса к западу от меридиана Рудольфа. У Алексеева все в порядке. Просит координаты Водопьянова.
На Диксоне приняты меры для уточнения местонахождения самолета Алексеева. У Молокова запрошены координаты станции Северный полюс для передачи Алексееву.
В 11 часов получены сведения о том, что Диксон связал Алексеева с Молоковым.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Апрель 2013 08:38

ВСП 1937 № 123 (29 мая)

 ВСП 1937 № 123 (29 мая) Алексеев.jpg
АЛЕКСЕЕВ — НА ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ "СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС"

Главсевморпуть, ТАСС, "Правда", "Известия"
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 27 мая, 17 часов 15 минут (радио).
В 16 часов 50 минут т. Алексеев прилетел к нашей станции. Посадка произошла прекрасно. Первоначально т. Алексеев сел за полюсом почти в том же месте, где сели мы 21 мая и откуда нас отнесло дрейфом. Здесь т. Алексеев, точно определявшись и взяв пеленг на нашу льдину, дождался погоды и быстро прошел отделявшее нас небольшое расстояние.
Ждем еще т. Мазурука, тоже севшего в 25 милях от нас, но западнее.
Проработав всю ночь, ничем, впрочем, не отличавшуюся от дня, мы к утру закончили установку ветродвигателя и перенос рации в просторный дом из снега и льда с отдельной, также ледяной комнатой для запасного бензинового двигателя. Первый ток от ветродвигателя пошел на зарядку аккумуляторов.

О. Ю. ШМИДТ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Апрель 2013 09:50

ВСП 1937 № 123 (29 мая)


 ВСП 1937 № 123 (29 мая) Шевелев.jpg
Почему самолеты тов. Алексеева и тов. Мазурука отстали от самолета тов. Молокова
Радиограмма заместителя начальника экспедиции т. Шевелева

В Главном управлении Северного морского пути получена со станции "Северный полюс" следующая радиограмма от заместителя начальника экспедиции т. Шевелева, объясняющая причины отрыва самолетов тт. Алексеева и Мазурука от флагманского корабля второй группы (Молокова) во время полета с острова Рудольфа па Северный полюс.

"Северный полюс" 27 мая, 3 часа (радио).
Утром 25 мая на полюсе установилась хорошая погода. А на острове Рудольфа весь день были низкая облачность и сильный ветер. К ночи ветер ослабел, но облачность еще более спускалась и угрожала закрыть купол. Дальше упускать погоду на полюсе нельзя было, решили лететь. Самолет «Н-128», посланный на разведку, сообщил, что облачность кончается в часе полета от острова Рудольфа.
На старте из-за мягкого липкого снега страгивание самолетов с места тракторами занимало много времени. При страгивании самолета т. Молокова «СССР "Н—171" 4 раза рвало стальные тросы. Стаскивали самолеты при работе моторов на полном газу и тросы сбрасывали на ходу. Остановившаяся на несколько секунд машина сама стронуться не могла.
Под облачностью сильно болтало. Тов. Молоков считал невозможным ждать над островом Рудольфа, пока поднимутся остальные машины, так как опасался, что у перегруженного самолета сломаются крылья.
Сбор машин был назначен на кромке облачности, в зоне радиомаяка.
Все машины с рекордным весом в 24, 5 тонны оторвались хорошо. Тов. Алексеев поднялся после т. Молокова через 15 минут, а т. Мазурук через 35 минут. Тов. Алексеев вышел на кромку облачности в точно указанном месте. Здесь обе машины ждали т. Мазурука 1 час 10 минут. Дальнейшее ожидание сделало бы невозможным полет к полюсу из-за недостатка горючего.
Приказал лечь на курс норд и установить радиосвязь с т. Мазуруком с тем, чтобы пеленгуя, его подтянуть к нам. Вскоре после поворота на норд Алексеев, шедший сзади, перестал быть виден. По радиокомпасу установили, что он идет западнее «СССР Н-171», развил скорость 150 километров в час. Сообщали по радио друг другу свое место и ожидали, пока Алексеев и Мазурук подтянутся к нам.
В воздухе, несмотря на ясную погоду, стояла морозная мгла, образовавшая вокруг солнца яркий ореол. Около полуночи мы были для Алексеева и Мазурука в ореоле солнца. В этом, полагаю, причина, почему они к нам не присоединялись.
На широте 89 градусов получил радиограмму от т. Шмидта о том, что на самолете т. Водопьянова внезапно отказал радиокомпас. Весь расчет на точный выход к месту зимовки был построен на дачу земли пеленга приближающимся самолетам. Сами пеленговать не могли. Рация самолета т. Водопьянова не работала из-за порчи умформера, рация Кренкеля из-за малой мощности по диапазону волн не подходит для радиокомпаса.
Приказал всем кораблям дойти до точки полюса, оттуда развернуться и итти по меридиану 50 градусов к месту зимовки и держать связь с рацией Кренкеля. Если не найдут станции, садиться, точно определиться и установить радиосвязь для перелета к зимовке. Молоков этот маневр проделал блестяще, Алексеев в пределах допустимой неточности.
О самолете Мазурука сведений пока не имею. Оснований предполагать неблагополучный исход пока мало. Предполагаю, что произошли неполадки с радиоаппаратурой. Ведется непрерывная слежка в эфире.
Отмечаю, что при полете «СССР Н-170» (Водопьянова), также и нашем полете, установлен ряд необъяснимых пока нарушений в работе радиоаппаратуры и прохождении волн, связанных с особенностями атмосферного электричества в центральной Арктике.

ШЕВЕЛЕВ».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Апрель 2013 12:46

ВСП 1937 № 124 (30 мая)

 ВСП 1937 № 124 (30 мая) Горячая работа.jpg
На Северном полюсе идет горячая работа

28 мая, в 5 часов утра, в Главном управлении Северного морского пути была получена радиограмма со станции «Северный полюс»:
«... Вчера между 15—18 часами по московскому времени над полюсом прошла полоса ясной погоды. Тов. Алексеев воспользовался этим и вылетел в нам. По астрономическим данным и радиокомпасу он пришел точно к лагерю.
Тов. Алексеев сообщил, что во время перелета с острова Рудольфа на Северные полюс он шел по правильному курсу от полюса на лагерь, но решил сесть, чтобы точнее определиться во избежание излишнего расхода горючего на поиски лагеря.
Тов. Мазурука слышит остров Диксон. Мы же, находясь рядом с ним, имея отличных радистов, обнаружить его не можем. Повидимому, волна его рации перескакивает через нас.
Острову Диксон поручено связаться с тов. Мазуруком. Если мы до первой хорошей погоды не свяжемся, то один самолет вылетит за ним. Сегодня расстояние между нами — 55 километров.
ШЕВЕЛЕВ».

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 28 (ТАСС). Население колонии с прилетом самолета т. Алексеева возросло до 29 человек. Рабочий день жителей полярной станции заполнен доотказа. Идет горячая стройка. Устанавливается палатка — жилище от ваших зимовщиков, доставленная самолетом т. Алексеева.
Беспрерывно ведутся научные наблюдения. Ветряк вступил в нормальную эксплоатацию — заряжает аккумуляторы. Кинооператор экспедиции т. Трояновский ревниво следит за быстро бегущей сменой картин жизни на полюсе, стремясь все до мелких деталей запечатлеть на пленку, чтобы передать в века историческое событие.
Систематически ведется определение местонахождения станции. Дрейфом ее несет к югу. 28 мая в 0 часов станция находилась на 89 градусе 15 минут широты, 43 градуса западной долготы.

 ВСП 1937 № 124 (30 мая) Горячая работа-2.jpg
Москва, Главное управление Северного морского пути
ТАСС, «ПРАВДА», «ИЗВЕСТИЯ»

Северный полюс, 28 мая, 19 часов
(радио). 28 мая укрепили привезенную Алексеевым главную жилую палатку станции, вернее дом из гагачьего пуха, на каркасе из алюминиевых трубок. Дрейф продолжается, но с меньшей скоростью в связи с ослаблением ветра. Последние координаты: широта 89 градусов 14 минут, долгота западная — 40 градусов.
С самолетом Мазурука прямой радиосвязи установить не удалось, но из его сообщений известно место его посадки. Он сел дальше других за полюсом, но все же достаточно близко от нас, чтобы с улучшением погоды прилететь быстро, как только расчистит свой аэродром от торосов.
С нетерпением ждем находящуюся на его самолете лебедку для измерения глубины океана и взятия проб грунта.
О. Ю. ШМИДТ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Апрель 2013 12:55

ВСП 1937 № 125 (1 июня)

 ВСП 1937 № 125 (1 июня) Все в порядке.jpg
НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ
„Все в порядке"
Начальник полярного радиоцентра острова Диксон т. Михайлов радировал вчера Главному управлению, Северного морского пути, что радиостанции мыса Челюскин в 13 часов 10 минут 29 мая удалось связаться с Мазуруком. Мазурук передал радиограмму: «Принимаю вас в 18 часов. Слушайте на волне 625 метров в 20 часов. На льдине все в порядке. РК». (РК — позывной сигнал рации самолета Мазурука)
-------------------------------------------------------------
Москва, Главное управление Северного морского пути
ТАСС, "ПРАВДА", "ИЗВЕСТИЯ"
Северный полюс, 29 мая, 23 часа (радио).
29 мая самолет «Н-171» с Молоковым и Шевелевым летал на поиски Мазурука, но не обнаружили его.
В 20 часов, наконец, установлена двухсторонняя связь между нашими самолетами в лагере и самолетом Мазурука. Оказалось, что он весьма близко. Молоков его не мог обнаружить, так как
самолет Мазурука в это время был накрыт туманом. У Мазурука самолет в порядке, люди здоровы, льдина крепка. До сих пор он не взлетал, так как при наличии всего шести человек только завтра закончат расчистку аэродрома. После этого при погоде немедленно прилетит.
О. Ю. ШМИДТ.
-------------------------------------------------------------
ПОДРОБНОСТИ ПОЛЕТА МОЛОКОВА
От заместителя начальника экспедиции на Северный полюс тов. М. Я. Шевелева в Главном управлении Северного морского пути получена радиограмма, в которой сообщаются подробности полета воздушного корабля «Н-171» — Молокова на поиски самолета Мазурука.
После низкой облачности и пурги погода на полюсе резко улучшилась. Воздушный корабль «Н-171» был проведен по треугольнику, средняя линия которого находилась между следующими координатами: 89 градусов 10 минут широты, 36 градусов западной долготы и 89 градусов 30 минут широты, 105 градусов западной долготы.
В тридцатимильной полосе к северу по этой линии ничего обнаружить не удалось. В десяти милях на юг стояла стенка тумана. Под этим навесом, повидимому, и находился самолет Мазурука «Н-169».
Самолет Молокова взлетел в 16 часов 40 минут и произвел посадку в 17 часов 35 минут.
В воздухе корабль шел по радиокомпасу, ориентируясь на радио самолета М. В. Водопьянова. Компас работал отлично.
Во время полета в эфире внезапно были обнаружены сигналы рации в корабля Мазурука, работавшей на волне в 625 метров. Прислушиваясь к сигналам, экипаж самолета «Н-171» установил, что рация Мазурука расположена поблизости — не далее 60 километров. Мазурук через полярный радиоцентр на Диксоне был предупрежден, что рация «Н-171» слушает его вызовы.
Наконец, была установлена непосредственная связь РМ-РК (самолет Молокова — самолет Мазурука).
С корабля Мазурука сообщили, что люди все здоровы, бодры, что они 30 мая кончают расчистку аэродрома и при первой летной погоде вылетят на станцию «Северный полюс». Координаты самолета из-за отсутствия солнечной летной погоды Мазурук дать не смог.
(ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1937: Север, ВВЭ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Апрель 2013 18:02

ВСП 1937 № 129 (5 июня)

 ВСП 1937 № 129 (5 июня) Молоков вылетает.jpg
Вести с полюса
МОЛОКОВ ВЫЛЕТАЕТ К МАЗУРУКУ
Вчера Главное управление Северного морского пути получило с полярной станции «Северный полюс» радиограмму, в которой сообщалось:
«Первого и второго июня погода на полюсе не летная — низкая облачность, туман, снег. С самолетом Мазурука держим регулярную связь. С первой хорошей погодой к Мазуруку вылетит самолет «СССР Н-171» (Молоков), который поможет ему взлететь и притти в лагерь.
Старший синоптик Дзердзеевский ожидает улучшения погоды к концу третьего июня. Связь по радиотелефону с Москвой пока не получается, вследствие непрохождении коротких волн.

Шевелев».

Погода в районе полюса

В районе полярной станции «Северный полюс» в ночь на третье июня была сплошная облачность. Падал снег. Видимость не превышала десяти километров. Слабый мороз — минус три градуса. Ветер дул с силой три балла. Утром над дрейфующей зимовкой сгустился туман. Видимость уменьшилась до двухсот метров. Термометр показывал четыре градуса ниже нуля.
Днем над полюсом стлался туман с моросью. Видимость была плохая. Сила ветра — два балла. К вечеру видимость улучшилась. В 19 часов термометр показывал три градуса холода.
Над островом Рудольфа вчера также была сплошная облачность. Шел снег. Утром температура воздуха не превышала пяти градусов холода. Дул западный я юго-западный ветер с силой в пять баллов. Днем ветер стих. Был полный штиль. К вечеру видимость улучшилась — 20 километров. В 10 часов на острове Рудольфа было три градуса ниже нуля.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения