ФГБУ АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
http://www.aari.ruИнформация об основных операциях Российской антарктической экспедиции (РАЭ) за период 15.12 – 22.12.11На круглогодично действующих станциях РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен выполняются плановые научные наблюдения и работы 56-й зимовочной РАЭ, а на станциях Новолазаревская, Беллинсгаузен, Прогресс, Восток и полевой базе Молодежная – работы 57-й сезонной РАЭ. Нарушений техники безопасности нет
НЭС «Академик Федоров» в период с 18 по 21 декабря выполнило плановые операции в районе сезонной базы Молодежная. 19 декабря база была расконсервирована, на ней остался сезонный состав в количестве 13 человек, в том числе 2 сотрудника из республики Беларусь. Начальник базы – Киселев В.В. С борта судна на базу на дистанции 70-75 км вертолетами было доставлено снабжение в количестве 6,5 тонны, продукты питания – 2,7 тонны, топливо – 24,3 тонны, а также оборудование белорусской группы – 1,5 тонны. 21 декабря в 6 часов по московскому времени судно начало выход из массива льдов в районе Молодежной и направилось к станции Прогресс, куда рассчитывает прибыть 25 декабря.
Санно-гусеничный поход СГП-2 продолжал следование от станции Восток к станции Прогресс. По состоянию на 20 часов по московскому времени 21 декабря поход находился в точке с координатами 70 град. 02 мин. ю.ш., 76 град. 41 мин. в.д. на удалении 75 км от станции Прогресс (1368 км от станции Восток), погода в районе: малооблачно, ветер 9-11 м/сек., температура воздуха – минус 11 С. Персонал здоров, техника в рабочем состоянии.
В связи с сильной метелью с выпадением снега в период с 18 по 20 декабря в районе станции Новолазаревская, очередной рейс самолета ИЛ-76ТД по маршруту Кейптаун – Новолазаревская – Кейптаун, который планировался на 19 декабря, был отложен. Производится расчистка от снежных заносов и подготовка взлетно-посадочной полосы
На станции Восток в буровом комплексе продолжаются подготовительные работы: выполнены два цикла отбора проб заливочной жидкости в скважине для определения ее плотности. Эта операция потребовала семи рейсов пробоотборного оборудования. Определено, что в интервал глубин 3000 – 3650 м необходимо доставить 900 кг фреона. Ведется ревизия всех узлов и механизмов бурового комплекса. Начат капитальный ремонт эталонного кернохранилища. Температура воздуха за прошедшую неделю на станции Восток поднялась с -41 С до -31 С, при этом был отмечен максимум температуры -18,7 С, т.е. здесь наступило лето.
18 декабря из порта Литтлтон (Новая Зеландия) в район бедствия российского рыболовецкого судна «Спарта» вышло корейское научно-исследовательское судно ледового класса «Араон», принадлежащее Корейскому институту полярных исследований (KOPRI, г. Инчон). По состоянию на 7 часов по московскому времени 21 декабря судно «Араон» находилось в точке с координатами 60 град. 06 мин. ю.ш., 170 град. 10 мин. з.д., и следовало курсом 125 град. со скоростью 14,5 узлов. По расчетам капитана судно должно подойти к району бедствия 25 декабря. По просьбе KOPRI, на борту судна находится ледовый эксперт, ведущий специалист сезонной 57-й РАЭ А.Д. Масанов, в адрес которого из Центра ледовой гидрометеорологической информации ААНИИ налажена оперативная передача спутниковой ледовой текущей информации и прогнозов погоды.
В районе станции Новолазаревская, в горном массиве Вольтат на озере Унтерзее, проводит работы российско-американская группа ученых. 13 и 15 декабря здесь была оказана срочная медицинская помощь двум иностранным участникам совместной программы силами врачей станции Новолазаревская. В настоящее время состояние здоровья больных удовлетворительное.
22 декабря 2011, Российская антарктическая экспедиция, Пресс-служба ААНИИ
Информация об основных операциях Российской антарктической экспедиции (РАЭ) за период 22.12 – 29.12.11На круглогодичных станциях РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, а также сезонных базах Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 56-й зимовочной и 57-й сезонной РАЭ. Нарушений техники безопасности нет.
НЭС «Академик Федоров» утром 25 декабря подошло к району станции Прогресс. После проведенной ледовой разведки было решено следовать к точке слива топлива на рейде станции. Судно воспользовалось каналом, пробитым ранее в припайном льду судами индийской и китайской экспедиций, а затем вышло из канала и пробилось к точке на удалении 1200 м от нефтебазы станции. Отсюда были заведены топливные шланги и начат слив топлива.
Одновременно, с борта судна с помощью вертолетов были начаты операции по поддержке полетов самолета БТ-67 на станцию Восток, разгрузке генгрузов на станцию Прогресс, расконсервации полевой базы Дружная-4, а также открытию полевых геологических лагерей в оазисе Вестфоль (к северу от станции Прогресс на удалении 90 км) и на восточной окраине оазиса Холмы Ларсемана (Прогресс-3). К вечеру 25 декабря была расконсервирована и приступила к сезонным работам сезонная база Дружная-4 (начальник базы Иванов Н.А.), где оставлено 8 человек. К утру 26 декабря открыт первый полевой лагерь в оазисе Вестфоль (начальник лагеря Алексеев Н.А.), где приступили к работе 6 геологов. 26 декабря был расконсервирован и приступил к работе полевой геологический лагерь Прогресс-3 (начальник лагеря Борзенков С.Р.), где будут размещены специалисты по аэрогеофизической съемке с помощью самолета АН-2, а также экипаж этого самолета. По состоянию на 28 декабря, полностью завершены слив топлива (700 тонн), вертолетная доставка грузов для станций Прогресс и Восток и обеспечение полевых баз и лагерей геологов. Судно переходит в бухту Тала (к западу от ст. Прогресс), где будет организован перелет самолета Ан-2 на аэродром станции, а также произведена выгрузка и погрузка тяжеловесных грузов непосредственно с припайного льда. На берегу бухты Тала расположено убежище Прогресс-5, от которого проложена дорога на купол к аэродрому и далее на станцию. Этим путем всегда организуется разгрузка тяжелой транспортной техники, когда основной рейд станции полностью блокирован айсбергами, как в этом году.
23 декабря состоялся очередной, 8-ой с начала сезона, рейс самолета ИЛ-76 ТД по маршруту Кейптаун – Новолазаревская – Кейптаун. Этим рейсом в Антарктику были доставлены 71 человек, а из Антарктики были вывезены 54 человека, в том числе один сотрудник сезонной 57-й РАЭ со станции Новолазаревская, также все участники Российско-американской астробиологической программы исследований на озере Унтерзее в горном массиве Вольтат, включая двух сотрудников Института микробиологии РАН.
24 декабря был выполнен рейс самолета БТ-67 по маршруту Новолазаревскя – Молодежная – Прогресс, которым на станцию Прогресс были доставлены 3 сотрудника сезонной экспедиции, а также грузы, завезенные в Антарктику с помощью самолетов ИЛ-76. 25 декабря самолет БТ-67 начал серию из 6-ти полетов по воздушной трассе Прогресс – Восток – Прогресс, при этом самолет базируется на аэродроме стации Прогресс, а экипаж ночует на борту НЭС «Академик Федоров». 25 и 27 декабря самолет БТ-67 выполнил два полета на станцию Восток, каждым из которых на эту станцию был доставлен экспедиционный персонал и около 1650 кг полезного груза, включая приборы, оборудование и морозонестойкие продукты питания.
На станции Восток:
- Завершены все подготовительные мероприятия по расконсервации бурового комплекса для продолжения бурения. 26-27 декабря проведены первые рейсы бурового снаряда до уровня забоя в скважине с целью ее очистки от шлама и разбуривания скважины до рабочего диаметра.
- С 25 декабря начата смена зимовочного состава станции и прием сезонного состава.
Планируется, что в сезонный период, который здесь продлится до 5 февраля, на станции будут работать 33 человека, в том числе 10 человек будут обеспечивать гляцио-буровую программу, 8 человек – внутриконтинентальные научные транспортные походы, 4 человека – монтаж новых спутниковых и информационных комплексов, а остальные – программы мониторинга природной среды и экспедиционно-логистическое обеспечение станции.
На станции Прогресс:
- 25 декабря специальной комиссией, назначенной приказом директора ФБГУ «ААНИИ», принято в эксплуатацию новое служебно-жилое здание, возведенное и полностью оснащенное в рамках капитального строительства «Снежно-ледового аэродрома и зимовочного комплекса станции Прогресс». Акт ввода в эксплуатацию находится в стадии подписания у подрядных организаций стройки. Новое здание рассчитано на размещение 25 сотрудников зимовочного и 35 сезонного составов. Здесь размещены также: камбуз с кают-компанией, медицинский пункт, баня, 5 научных лабораторий, радиостанция, тренажерный зал, душевые. Работа строителей получила положительную оценку полярников. Полностью комплекс работ по капитальному строительству на станции будет завершен к концу 2012 года.
- 27 декабря на станцию доставлено, развернуто и подготовлено к запуску в тестовую эксплуатацию оборудование аппаратно-программного комплекса пункта сбора данных измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) российской спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС». После запуска в эксплуатацию это будет третья по счету СДКМ на станциях РАЭ.
- 23 декабря на станцию прибыл первый санно-гусеничный поход со станции Восток (начальник похода Вдовенко А.К.). Транспортный отряд приступил к техническому обслуживанию тягачей, саней и емкостей и подготовке второго похода на станцию Восток.
Корейское научно-исследовательское судно «Араон», на борту которого находится сотрудник 57-й РАЭ в качестве ледового эксперта, 25 декабря прошло через западную часть Тихоокеанского ледового массива в море Росса и подошло к терпящему бедствие российскому рыболовецкому судну «Спарта». Усилиями команды корейского судна был произведен ремонт российского судна – заварена пробоина в корпусе изнутри. 27-28 декабря корейской судно вывело аварийное судно из массива льдов, для чего было необходимо пройти около 50 миль к северу по льдам, сплоченностью 8-9 баллов, с тем, чтобы подойти к другому российскому рыболовецкому судну «Чумару», застрявшему во льдах этого района, но в отличие от «Спарты» не получившего повреждения, а потому не объявлявшего сигнал бедствия. Оба судна принадлежат одной и той же частной российской компании. Корейское судно 28 декабря в 13-00 по московскому времени вывело из ледового массива оба судна в точку 73 град. 21 мин. ю.ш., 158 град. 08 мин. з.д. Здесь между капитанами российского и корейского судна составлен акт о выполненных спасательных работах. После этого оба российских рыболовецких судна начали подготовку к выходу в открытое море, включая обварку пробоины в корпусе «Спарты» снаружи и переходу в Новую Зеландию, а корейское судно продолжило свой маршрут по программе Антарктической экспедиции, направившись в район бухты Терра-Нова моря Росса, где планируется построить вторую зимовочную станцию Южной Кореи в Антарктиде.
29 декабря 2011, Российская антарктическая экспедиция, Пресс-служба ААНИИ
Глубокая ледяная скважина на станции «Восток»пресс-релиз 24.12.2010 г.
http://www.aari.ru/docs/press_release/2 ... ostok.htmlВертикальная структура покровных ледников планеты образована из уплотненных слоев твердых атмосферных осадков, выпадающих на поверхность в виде снега. Эти слои отличаются по изотопному составу, концентрации атмосферных газов, аэрозольных примесей и, тем самым, отражают характеристики атмосферы, расположенной в строгой геохронологической последовательности. Таким образом, изучение ледяных кернов, пробуренных в ледниках, дает возможность реконструировать изменение климата в прошлом на протяжении многих сотен тысяч лет, т.е. ледяные керны являются хорошими аналогами колонок донных отложений, по которым исследуются палеогеографические изменения водоемов.
Изучение ледяных кернов Антарктики для палеоклиматических реконструкций стало привлекать интерес гляциологов и климатологов еще в период Международного геофизического года 1957-58гг., при этом, главное место в таких исследованиях занимали районы Центральной Антарктиды с наибольшей толщиной ледяного покрова. Одной из таких точек повышенного интереса ученых стала советская (российская) антарктическая станция «Восток», расположенная в координатах 78028' ю.ш., 106048' в.д. на высоте 3488 метров над уровнем моря. Первые попытки бурения ледника на этой станции были предприняты еще в конце 60-х годов, а, начиная с 1970г., разработка технологии глубокого бурения ледников стала проводиться специалистами кафедры бурения скважин Ленинградского Горного института (ЛГИ) под руководством профессора Б.Б. Кудряшова. Учеными и инженерами этой кафедры были разработаны и внедрены в практику различные модификации тепловых и электромеханических буровых снарядов, создано стационарное и передвижное наземное оборудование буровых комплексов, отработана технология бурения с получением ледяного керна, подготовлен комплект экспресс-анализов и лабораторное исследовательское оборудование для изучения физических и геохимических свойств керна. Оказалось, что «сухое» бурение скважин в леднике возможно только до глубины 500 метров, после чего в стволе скважины возникает эффект «горного» давления, который приводит к сужению диаметра скважины и, соответственно, невозможности извлечь буровой снаряд из нее на поверхность. Для исключения этого эффекта необходимо использовать буровую жидкость, которая, с одной стороны должна быть незамерзающей, а с другой стороны, ее плотность должна быть равной плотности льда (0,91 г/см3). В качестве такой жидкости специалистами ЛГИ была предложена смесь авиакеросина (плотность 0,78 г/см3) и фреона (плотность 1,04 г/см3). В последующие годы аналогичную по составу заливочную жидкость стали применять и европейские коллеги из Дании, которые так же разрабатывали технологию и инженерное решение для бурения в глубоких ледяных скважинах в Гренландии и в Антарктиде.
В период с 1980г. по 1989г. на станции «Восток» было пробурено 4 ледяных скважины различного диаметра и глубины, а в 1990г. была заложена скважина 5Г, которой было суждено стать самой глубокой в мире из пробуренных в ледяном покрове.
В соответствии с данными геофизических и гляциологических исследований, верхняя часть разреза ледникового покрова в точке бурения скважины 5Г слагается стометровым снежно-фирновым слоем, ниже которого залегает монолитная ледяная толща. Она сложена пластами «межледникового» (теплый период) и «ледникового» (холодный период) типов льдов, отличающихся размерами зерен и ориентировкой их кристаллографических осей. В верхней части разреза эти различия весьма незначительны, однако, на глубинах свыше 2700 м «межледниковые» и «ледниковые» пласты льда уже существенно отличаются по своему строению и механическим свойствам. Кроме того, в интервале глубин 3310–3370 м обнаружены признаки тектонического несогласия в залегании слоев, а в интервале 3460–3538 м залегает слоистый лед, характеризующийся чередованием слоев мелкозернистого и крупнозернистого льда. Наконец, базальный слой льда, обнаруженный глубже отметки 3538 м и прослеженный до забоя скважины (3650 м), сформирован гигантозернистым льдом (кристаллы льда до 1 м в поперечнике и более). Этот лед содержит редко разбросанные небольшие минеральные включения (1–6 мм в диаметре), представляющие собой скопления глинистых частиц моренного происхождения. По мнению специалистов, структура базального льда свидетельствует о его неподвижности и конжеляционном происхождении, т.е. о формировании льда в процессе замерзания воды. Этот факт подтверждается результатами изотопного исследования образцов ледяного керна. Движение льда над озером в районе станции «Восток» осуществляется в направлении на юго-восток со скоростью 1,5-3,0 м/год. Наличие базального слоя неподвижного льда в нижней части разреза ледникового покрова позволяет заключить, что ледниковый покров в этом районе в основном лежит на подстилающих горных породах, а расчлененный рельеф подледникового ложа блокирует нижние слои ледниковой толщи. Максимальные сдвиговые деформации происходят в пределах вышележащего пласта (3460–3540 м).
В летнем сезоне 1997-98гг. глубина скважины 5Г достигла отметки 3623 м. Изучение поднятого на поверхность ледяного керна позволило установить характер изменения климата в Антарктиде за последние 420 тысяч лет. Было выделено четыре полных климатических цикла (от периода похолодания до периода потепления) продолжительностью около 100 тысяч лет каждый. Эти данные стали классическим примером палеоклиматических реконструкций в Южной полярной области планеты и приводятся практически во всех научных монографиях и популярных изданиях, посвященных этой важнейшей проблеме, которая в настоящее время является одной из ведущих для человечества. Начиная с 1990 года, гляциологические работы на станции «Восток», в том числе в скважине 5Г, стали проводиться на международной основе с участием специалистов из России, Франции и США, при этом каждая страна получала одну треть керна для своих национальных исследовательских программ. В январе 1998г. по рекомендации международного Научного комитета по антарктическим исследованиям буровые операции в скважине 5Г были прекращены в связи с непосредственным приближением к водному слою обширного подледникового водоема, первое сообщение о котором было сделано в 1994 году. После выполнения различных исследовательских, технологических и природоохранных процедур, соответствующих всем требованиям международного сообщества, они были возобновлены в конце декабря 2004г.
Скважина 5Г представляет собой сложную инженерную конструкцию со средним диаметром 137 мм. Верхний 130-метровый ее участок оборудован пластиковыми обсадными трубами, исключающими проникновение заливочной жидкости в рыхлый снежно-фирновый слой. На глубине 2243 м с помощью специально разработанной технологии 5 сентября 1992г. было выполнено отклонение ствола скважины от вертикали с целью обхода аварийного участка, на котором 27 декабря 1991г. произошел обрыв бурового снаряда. С этого момента новый ствол скважины получил наименование 5Г-1. В октябре 2007г. на глубине 3668 м произошла аналогичная авария, в результате которой был так же оборван буровой снаряд. Новое отклонение ствола было начато в конце января 2009г. с глубины 3590 м с использованием ранее отработанной технологии. Новый участок ствола был назван 5Г-2. На конец января 2010г. забой скважины 5Г-2 находился на глубине 3650 м.
13 декабря 2010г. на станцию «Восток» прибыл коллектив бурового отряда Санкт-Петербургского Горного института во главе с лидером этого проекта, заведующим кафедры бурения скважин, профессором Н.И. Васильевым. 15 декабря после завершения акклиматизации коллектив отряда приступил к работам в буровом комплексе. Были определены положение уровня заливочной жидкости в скважине, которая находится на глубине 70 м от поверхности, проведены измерения вертикального изменения диаметра ствола скважины и характер распределения плотности заливочной жидкости. Выполнены работы по очистке забоя скважины от шлама. Продолжительный период нахождения лебедки в холодных условиях зимнего периода на станции «Восток» (температура воздуха ниже минус 700 С) привел к возникновению технических неисправностей буровой лебедки, которые были устранены по ходу проведения работ. Закончен монтаж новой электрической схемы электромеханического бурового снаряда. Выполнен пробный рейс снаряда до забоя скважины без отбора керна. В сезоне 2010-11гг. специалисты бурового отряда планируют получить около 100 метров нового ледяного керна до отметки 3750 м и, при возможности, осуществить проникновение в водный слой подледникового озера Восток.
Зам. директора ГУ «ААНИИ» Начальник РАЭ В.В. Лукин
24 декабря 2010г.