ААНИИ
http://www.aari.ru/news/news.php12.01.2011 Информация об основных операциях Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) за период c 30 декабря 2010 г. по 6 января 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонных РАЭ.
НЭС «Академик Федоров»:
31 декабря НЭС передал 60 тонн дизтоплива в качестве помощи российскому судну «Иван Папанин», работающему в этом районе для Индийской антарктической программы (ИАП). Это топливо будет компенсировано со стороны ИАП в порту Кейптаун.
1 января закончил все плановые погрузо-разгрузочные работы в районе станции Прогресс: в том числе завершено снабжение станций Прогресс и Восток, обеспечение продолжения капитального строительства и санно-гусеничных походов СГП-2 и СГП-3 непосредственно в месте их старта – аэродроме станции Прогресс, обеспечено начало работ сезонной полевой базы Дружная-4 и сезонного лагеря Прогресс-3, где базируется самолет Ан-2. Всего с борта судна выполнено 267 рейсов вертолета КА-32С.
1 января в 09-00 по московскому времени судно вышло из района станции Прогресс и взяло курс к району станции Мирный.
4 января были начаты вертолетные операции по обеспечению станции Мирный и смене ее состава. Утром 6 января судно подошло к точке слива топлива у станции Мирный.
На станции Прогресс:
31 декабря станция была передана составу 56 РАЭ, станцию сдал начальник станции 55 РАЭ Доброскоков С.А., принял начальник станции 56 РАЭ Львов А.Г.
Проведены изыскательские работы по уточнению положения новой взлетно-посадочной полосы в рамках капитального строительства.
Проведен комплекс работ по геокриологии.
Выполняется комплекс подготовительных работ по организации двух санно-гусеничных походов СГП-2 и СГП-3, старт которых намечен на 6 января.
На станции Восток:
31 декабря станция передана составу 56 РАЭ, станцию сдал начальник станции 55 РАЭ Елагин А.М., принял начальник станции 56 РАЭ Туркеев А.В.
Со 2-го января началось керновое бурение. По состоянию на 5 января выполнено 11 рейсов бурового снаряда, глубина скважины 3660,5 метров. Процесс бурения идет в круглосуточном режиме.
Самолет БТ-67
3 и 4 января выполнил два завершающих рейса серии из шести полетов со станции Прогресс на станцию Восток. 6 января самолет вылетел на станцию Новолазаревская и далее на норвежскую станцию Тролл для продолжения работ по программе Дромлан.
На всех станциях, сезонных базах и на борту НЭС были проведены организованные мероприятия в связи с наступлением Нового года. На станциях Новолазаревская, Прогресс и Беллинсгаузен совместно с российскими полярниками отмечали праздник полярники соседних станций Индии, Китая и Чили соответственно, а также прикомандированные участники 56 РАЭ из Германии (Прогресс и Беллинсгаузен) и Беларуси (НЭС).
Пресс-служба ААНИИ 11 января 2011 года.
13.01.2011 Информация об основных операциях Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) за период c 6 по 13 января 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонных РАЭ.
НЭС «Академик Федоров»:
6-7 января судно подошло к острову Токарева, где приняло на борт подготовленные для вывоза из Антарктики старые транспортеры МТТ, ДТ-30П и ГАЗ-71. Затем НЭС прошло к району Сопки Ветров для слива дизельного топлива. Судно перекачало в береговую емкость 450 тонн топлива. Одновременно, были выполнены вертолетные операции по смене зимовочного состава и доставке материально-технического снабжения станции Мирный на предстоящий зимовочный период. 7 января станция Мирный была передана составу 56 РАЭ. Станцию сдал нач. ст. 55 РАЭ Серов Д.В., принял нач. ст. 55 РАЭ Никитин С.М. На станции остался зимовочный состав в количестве 23 человек.
В конце дня 7 января судно направилось в залив Терешковой к юго-западной части шельфового ледника Шеклтона. В этой точке с борта судна вылетел вертолет в Оазис Бангера с группой специалистов сезонного состава. В Оазисе Бангера были выполнены плановые исследований в мерзлотных скважинах. В это же время с борта судна были выполнены две глубоководных океанографических станции.
8 января в 8:30 по московскому времени судно завершило работы в море Дейвиса и взяло курс на район станции Прогресс. К утру 11 января судно подошло к назначенному месту, выполнило вертолетную ледовую разведку, после чего подошло к району базы Дружная-4. Судно вышло в точку на дистанцию 72 км от базы Дружная-4 и 63 км от станции Прогресс. Из этой точки были продолжены работы по обеспечению сезонных геолого-геофизических работ с помощью вертолета и начато выполнение запланированных научных исследований с борта судна.
На станции Прогресс:
7 января со станции вышел транспортный поход СГП-2 в составе семи транспортеров «Касборрер Полар-300» по маршруту: Прогресс – 900 км – Восток – подледниковое озеро – 900 км – Прогресс. В составе похода 14 водителей механиков и 2 специалиста геодезиста (из ГУП «Аэрогеодезия» и Дреденского ТУ). Начальник похода Вдовенко И.В.
8 января со станции вышел транспортный поход СГП-3 в составе трех единиц транспортной техники (ДТ-30П, АТТ и СТТ) для выполнения радиолокационного зондирования ледника. В составе похода три механика водителя и три специалиста геофизика, начальник похода Попов С.В.
На аэродроме станции Прогресс базируется самолет АН-2, который начал выполнение полетов с геофизической программой.
На станции Восток:
В рамках буровых работ продолжалось керновое бурение ледника в круглосуточном режиме. Среднесуточная скорость проходки составила 3,5 метра в сутки. Глубина скважины по состоянию на 12 января составила 3685 м.
Завершены детальные гляциологические исследования ледяного керна, полученные с скважине 5Г до глубины 3650 м.в сезонный период 2009-2010 гг.
7 января со станции вышел санно-гусеничный научный поход СГП-4 в составе трех единиц транспортной техники – двух СТТ и одного снегохода с целью выполнения программы сейсмических исследований подледникового озера Восток. В составе похода четыре специалиста геофизика, радист и два механика водителя, начальник похода Попков А.М.
Самолет БТ-67 6 февраля, завершив серию полетов на станцию Восток, выполнил перелет на станцию Новолазаревская.
На станции Новолазаревская:
выполняется комплекс работ по завершению сооружения нового служебно-жилого комплекса на аэродроме, завершается комплексный ремонт здания бывшего дома геофизики на старой станции, который стал местом для размещения сезонного состава,
6 января со станции на ледовый барьер вышел санно-гусеничный поход СГП-5 для доставки подготовленного к вывозу из Антарктики металлолома, подготовки барьерной базы к приходу НЭС, в составе СГП-5 семь сотрудников станции, шесть единиц транспортной техники, начальник похода Цыварев А.Г.
на территории станции завершен монтаж энергобытового комплекса для барьерной базы, комплекс погружен на сани и отправлен в составе СГП-5 на барьерную базу,
к очередному рейсу ИЛ-76, который запланирован с посадкой на норвежской базе Тролл, восстановлена после летнего таяния ВПП на аэродроме в качестве запасного аэродрома. Полное функционирование аэродрома начнется с конца января.
Состояние санно-гусеничных походов на конец суток 12 января:
СГП-2 находился в точке с координатами 720 40 ю.ш., 850 05 в.д., высота 3151 м над у.м. на удалении 512 км от станции Прогресс, до станции Восток осталось 888 км. Температура: -200С. Техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
СГП-3 находился в точке с координатами 700 27 ю.ш., 800 58 в.д., высота 2270 м над у.м. на удалении 238 км от станции Прогресс. За период похода выполнено 184 погонных км радиолокационного профиля. Температура: -190С. Техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
СГП-4 находится на профиле сейсмических работ на удалении 56-65 км от станции Восток, выполняются физические измерения методом приломленных сейсмических волн. Техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
СГП-5 находился в районе ледового барьера станции Новолазаревская на удалении 128 км от станции, проводятся монтажные работы по установке полевого лагеря «Барьер» в составе энергобытового комплекса для обеспечения работы персонала, а также зачистка емкостей топливной базы.
13 января самолет ИЛ-76ТД выполнил очередной рейс по программе Дромлан из Кейптауна на аэродром норвежской базы Тролл. На борту самолета был доставлен запасной двигатель для вертолета КА-32С. 14 января запланирован специальный рейс самолета БТ-67 по маршруту Тролл – Новолазаревская – Молодежная – Прогресс для доставки вертолетного двигателя на борт НЭС «Ак. Федоров».
НИС «Академик Александр Карпинский» продолжал следование к порту Кейптаун, куда он должен зайти 16 января, после захода в порт судно направится в район работ в Антарктике.
Пресс-служба ААНИИ 13 января 2011 года.
21.01.2011 Информация об основных операциях Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) за период c 13 по 20 января 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонных РАЭ.
НЭС «Академик Федоров»:
начиная с 11 января, судно находится в массиве льдов бухты Санне-фьорд залива Прюдс между станцией Прогресс и сезонной полевой базой Дружная-4. Дистанция до станции Прогресс 68 км, до базы Дружная-4 – 63 км. С борта судна и на припайном льду около него, выполняются плановые научные исследования льда, океана, метеорологического и теплового режима.
с 17 января два вертолета КА-32 стали обеспечивать континентальные геолого-геофизические работы.
На станции Восток в рамках программы по изучению подледникового озера Восток продолжалось керновое бурение ледника в круглосуточном режиме. За истекший недельный период выполнено 25 буровых рейсов. Глубина скважины увеличилась на 11 метров и достигла уровня 3696 метров.
Самолет Ил-76 в рамках программы Дромлан 13-14 января выполнил очередной рейс из Кейптауна в Антарктику. На этот раз посадка была совершена на аэродроме норвежской базы Тролл, а аэродром станции Новолазаревской был в качестве запасного. Среди прочих грузов в Антарктику был доставлен запасной двигатель для вертолета КА-32С.
Самолет БТ-67 14 января выполнил рейс по маршруту Тролл - Новолазаревская - Прогресс с доставкой запасного двигателя для вертолета. После этого самолет остался для базирования на аэродроме станции Прогресс до 25 января. Экипаж самолета переведен на борт НЭС «Ак. Федоров».
На станции Беллинсгаузен: 12-17 января тремя группами на рейсовых самолетах в Пунта-Аренас (Чили) вылетели 8 сотрудников 56 РАЭ. Однако в это время на юге Чили началась всеобщая забастовка в связи с намерением правительства этой страны повысить цены на энергоносители. Аэропорты, дороги и все учреждения были заблокированы бастующими. 4 участника РАЭ были остановлены сотрудниками российского Консульства в Сантьяго до нормализации обстановки. 19 января правительство Чили пошло навстречу бастующим и выполнило их требования. 4 сотрудника РАЭ смогли вылететь из Сантьяго в Пунта-Аренас. Планируется, что 21 января уругвайская антарктическая программа сможет выполнить рейс на самолете ВВС этой страны по маршруту Пунта-Аренас – остров Кинг-Джордж, на котором все сотрудники РАЭ смогут добраться до станции Беллинсгаузен.
Состояние санно-гусеничных походов на конец суток 12 января:
СГП-2 с утра 19 января в точке на удалении 1100 км от станции Прогресс разделился. Две машины из состава похода пошли в обратную стороны к точке 600 км для встречи с машинами СГП-3.
основной состав СГП-2 19 января в 18:00 по московскому времени находился в точке с координатами 76° 30 ю.ш., 99° 42 в.д., высота 3627 м над у.м., на удалении 1139 км от станции Прогресс, до станции Восток осталось 300 км, средняя температура в районе: -28°С, техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
СГП-3 19 января находился в точке с координатами 72° 11 ю.ш., 88° 09 в.д., высота 3160 м над у.м., на удалении 561 км от станции Прогресс, средняя температура в районе: -25°С, люди здоровы.
СГП-4 завершает сейсмические работы на профиле длиной 60 км. Выполнено 6 физических наблюдений с пунктов возбуждения сейсмических волн.
НИС «Академик Александр Карпинский» 16 января зашел в порт Кейптаун, куда также вылетели из Санкт-Петербурга 9 сотрудников научного отряда судна. 19 января судно вышло из порта и взяло курс на район плановых работ в Антарктике по программе 56 РАЭ в восточной части моря Уэдделла.
Пресс-служба ААНИИ 21 января 2011г.
28.01.2011 Информация об основных операциях Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) за период c 21по 27 января 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонных РАЭ.
23 января на НЭС «Академик Федоров» закончен комплекс морских работ в припайном льду залива Санне-фьорд. Судно взяло курс в район проведения океанографического разреза по 70 градусу в.д. в море Содружества. 25 января судно начало работы на указанном разрезе.
На станции Восток в рамках программы по изучению подледникового озера Восток продолжалось керновое бурение ледника в круглосуточном режиме с отбором керна. Была достигнута глубина скважины 3709 м. В связи с нарастающими сложностями проходки льда в условиях повышения давления пришлось модернизировать насосное оборудование для откачки и промывки шлама. В условиях приближения к нижней границы ледника специалисты начали проводить вспомогательные операции: заливку утяжелителя заливочной жидкости, кавернометрию. 26 января было принято решение об остановке бурения с получением ледового керна и начаты мероприятия по подготовке к бурению только с целью проникновения в озеро. Подготовительные работы планируется закончить 30 января, после чего бурение будет продолжено.
На станции Новолазаревская 19-21 января был выполнен специальный санно-гусеничный поход по извлечению из снежницы застрявших там транспортных средств. Все работы были благополучно выполнено, техники и грузы извлечены и не пострадали. Одновременно была выполнена геодезическая съемка нового безопасного маршрута походов.
На станцию Беллинсгаузен 23 января прибыла группа сезонных специалистов, которая вынужденно задержалась в Чили в связи с забастовкой.
На полевых базах Дружная-4 и Союз продолжаются плановые работы. В горах Космонавтов открыт полевой лагерь, выполняются авиадесантные геологические работы на хребте Портос. С полевого лагеря Прогресс-3 выполнено 20 рейсов с программой аэромагнитной съемки с помощью самолета Ан-2. На базе Союз специальная экологическая группа приступила к устранению замечаний по природоохранным вопросам, высказанных австралийской инспекцией во время ее посещения этой полевой базы.
Состояние санно-гусеничных походов на конец суток 26 января:
СГП-2 22 января пришел на станцию Восток, доставив 105 кубм дизтоплива и другие грузы для обеспечения зимовки станции. 24 января поход вышел в обратный путь с выполнением российско-германских геодезических исследований приливных движений на поверхности ледника над подледниковым озером Восток. По состоянию на 26 января поход находился в точке с координатами 76 град 40 мин ю.ш.,103 град 35 мин в.д., высота 3539 м над у.м. на удалении 81 км от станции Восток. Навстречу этому походу следует вспомогатьельный СГП-2-2, который доставляет топливо от СГП-3. Погода в районе: температура мин 29 град. С, малооблачно, ветер 3-5 м в сек, техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
СГП-3 после завершения ремонта техники 25 января продолжил движение с выполнением радиолокационной съемки. 26 января поход находился в точке с координатами 72 град 11 мин ю.ш., 85 град 53 мин в.д., высота 3060 м над у.м. на удалении 470 км Погода в районе: температура мин 25 град. С, пасмурно, ветер 14-17 м в сек, низовая метель, люди здоровы.
СГП-4 22 января завершил плановые сейсмические работы, выполнив 6 физических измерений на профиле длиной 60 км. В связи с тем, что часть пунктов сейсмических возбуждений не дала зарегистрированных преломленных или отраженных сигналов, было решено дополнительно выполнить два физических измерения. С этой целью 24 января поход вновь вышел со станции Восток для продолжения работ и в настоящее время находится в точке на удалении 40 км от станции Восток и готовит первое такое измерение.
Пресс-служба ААНИИ 27 января 2011г.
04.02.2011 Информация об основных экспедиционных операциях РАЭ за период c 27 января по 3 февраля 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонных РАЭ.
НЭС «Академик Федоров» 27 февраля закончило океанографический разрез с выполнением 18-ти глубоководных станций вдоль меридиана 70 градуса в.д. через океанический склон. После этого судно дополнительно к программе выполнило океанографический разрез из 9-ти станций вдоль фронта шельфового ледника Эймери. 28 февраля судно вошло в массив припайного льда в заливе Санне-фьорд для того, чтобы завершить материально-техническое обеспечение сезонной базы Дружной-4 и продолжить выполнение сезонных научных программ с борта судна и припайного льда около него. По плану судно выйдет из района залива Прюдс 8 февраля
На станции Восток:
В рамках программы по изучению подледникового озера Восток был проведен ряд технологических мероприятий для обеспечения безопасного продолжения бурения, в том числе в интервал глубин 3100-3600 м доставлено 620 кг утяжелителя фреона F-141B заливочной жидкости. 31 января бурение было продолжено. По состоянию на утро 3 февраля глубина скважины достигла уровня 3714,24 м.
30 января был полностью завершен научный санно-гусеничный поход с сейсмическим зондированием района акватории подледникового озера. Всего на профиле длиной 60 км было выполнено 9 физических измерений преломленных и отраженных волн, образованных искусственными сейсмическими событиями, с целью получения характеристик осадочного чехла и подстилающих горных пород. Программа работ выполнена в полном объеме.
В рамках комплексных гляциологических исследований отобраны сотни проб на изотопный анализ из извлеченного в результате бурения льда. Выполнен эксперимент по экспозиции микробиологических проб льда, испытания кремнийорганической жидкости, доставленной на станцию Восток для возможной заливки в скважину в качестве буферной жидкости при проникновении в водный слой подледникового озера. В образцах озерного льда с глубин 3538-3609 м впервые обнаружены и сфотографированы кристаллические включения газовых гидратов.
Начаты комплексные ремонтные работы по реновации ранее законсервированного здания «аэрологии», в котором планируется сделать офис станции и место для размещения сезонного состава.
На станции Прогресс продолжаются работы по капитальному строительству. Новое служебно-жилое здание подключено ко всем коммуникациями (тепло, вода, электричество, стоки и т.д.), в нем завершены работы по обустройству новой радиорубки и синоптической лаборатории, установлен новый комплекс для приема информации ИСЗ, выполняются работы по переносу метеорологической лаборатории в новое здание.
На станции Новолазаревская после перерыва на летнее таяние, возобновлены полеты самолета ИЛ-76ТД в рамках программы Дромлан. 31 января – 1 февраля выполнен очередной, 11-ый с начала сезона, полет ИЛ-76ТД из Кейптауна. На борту самолета на станцию Новолазаревская доставлены 4 специалиста сезонного состава 56 РАЭ и 1,5 тонны грузов, а обратным рейсом вывезены 3 сотрудника сезонной экспедиции, завершившие свои работы.
На станции Беллинсгаузен нашими специалистами была оказана посильная медицинская и транспортная помощь при аварии уругвайского автомобиля со станции «Артигас», который на крутом склоне перевернулся и упал в озеро.
Состояние санно-гусеничных походов на конец суток 2 февраля:
СГП-2 завершил плановые геодезические работы на акватории подледникового озера и следует к станции Прогресс. По состоянию на 2 февраля поход находился в точке с координатами 73 град 08 мин ю.ш., 88 град 46 мин в.д., высота 3330 м над над уровнем моря на удалении 613 км от станции Прогресс. Средняя температура в районе: -32º С.
СГП-3 продолжал движение к станции Прогресс выполнением радиолокационной съемки. 2 февраля поход находился в точке с координатами 70 град 22 мин ю.ш., 78 град 43 мин в.д., высота 1870 м над уровнем моря на удалении 145 км от станции Прогресс. Выполнено 1003 км радиолокационной съемки. Средняя температура в районе: -15º С.
НИС «Академик Александр Карпинский» 1 февраля приступил к плановым морским геолого-геофизическим работам на полигоне в северо-западной части моря Уэдделла.
Пресс-служба ААНИИ 3 февраля 2011 г.
11.02.2011 Информация об основных операциях Российской антарктической экспедиции за период c 3 января по 10 февраля 2011 г.
На круглогодичных станциях и базах РАЭ Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен, Молодежная и Дружная-4 выполняются плановые научные наблюдения и работы 55 зимовочной и 56 сезонной РАЭ.
НЭС «Академик Федоров» 5 и 6 февраля на рейде станции Прогресс обеспечил полеты самолета БТ-67 на станцию Восток, после чего принял на борт всех сотрудников сезонного состава со станций Прогресс и Восток и 6 февраля в 19:45 по московскому времени начал выход из залива Прюдс курсом на порт Кейптаун. По расчетам капитана судно зайдет в порт 18 февраля.
На станции Восток:
В рамках программы по изучению подледникового озера Восток в течение завершающей стадии работ до 5 февраля было продолжено бурение скважины 5Г2. В результате сезонных работ была достигнута глубина 3720,47 м. 5-6 февраля была произведена консервация скважины и бурового комплекса на зимний период.
5-6 февраля двумя рейсами самолета БТ-67 со станции были вывезены все участники сезонных работ, всего 21 человек. Все запланированные научные и экспедиционные мероприятия по программе 56 сезонной экспедиции на станции Восток были выполнены в полном объеме.
6 февраля станция начала автономную работу в составе 10 человек.
На станции Прогресс:
Продолжаются работы по капитальному строительству. Завершены работы по переводу в новое служебно-жилое здание метеорологической и синоптической лабораторий и радиостанции. Продолжаются работы по обустройству помещений камбуза, кают-компании и медицинского блока.
6 февраля на станцию пришел санно-гусеничный поход СГП-3, завершивший программу радиолокационного зондирования внутриконтинентальных районов. Всего поход прошел 1132 км, из них с радиолокационной съемкой 1080 км. После прихода на станцию Прогресс состав механиков водителей приступил к ремонту походной транспортной техники, а научный персонал похода был доставлен на борт НЭС «Ак. Федоров».
4 февраля на аэродром станции прибыл самолет БТ-67, который 5 и 6 февраля выполнил два рейса на станцию Восток. 8 февраля самолет вылетел на сезонную полевую базу Молодежная.
На сезонной полевой базе Молодежная 8 февраля были завершены все плановые научные, природоохранные и логистические операции. База законсервирована. 8 февраля персонал базы вывезен на станцию Новолазаревская рейсом самолета БТ-67.
На станцию Новолазаревская 8 февраля прибыли 11 специалистов, участвовавшие в сезонных работах на базе Молодежная. 5 человек из них – сезонные специалисты по научным программам, которые продолжили свои плановые исследования в районе станции Новолазаревская. Остальные 6 человек – специалисты нового зимовочного состава.
Санно-гусеничный поход СГП-2 продолжал следование к станции Прогресс с попутными геодезическими работами. По состоянию на 9 февраля поход находился в точке с координатами 70 град 40 мин ю.ш., 79 град 03 мин в.д., высота 2122 м над уровнем моря на удалении 182 км от станции Прогресс. Погода в районе: температура мин 23С, малооблачно, ветер 10-15 м/сек, низовая метель, техника в рабочем состоянии, люди здоровы.
10.02.2011, РАЭ