— М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.
«ТРАНСБАЛТ»
груз. п/х, 11439 брт, ДГМП. Капитан — И. Г. Гаврилов.
Дата и место гибели — 13.06.45, 3 ч 36 мин, Японское море, в 50 милях зап. прол. Лаперуза, 45°43' с.ш., 140°45' в.д.
Возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея в трюмах 9800 т груза. В ночное время прошел из Охотского моря через прол. Лаперуза. В Японском море был торпедирован американской ПЛ «Спейдфиш», посланной туда без согласования с советским командованием для действий против японских судов. Две торпеды попали в кормовую часть судна. Через 8-10 мин судно переломилось и затонуло. Погибло 5 чел. 30 июня оставшиеся в живых 94 члена экипажа на 4 спасательных шлюпках добрались до японских портов Вакканай и Хонто, откуда 30 июля были на п/х «Хабаровск» доставлены во Владивосток.
Руднев Г.А. [30], с. 232-238; [31], с. 58-59; ДВМП [9], с. 240, 241; Локвуд Ч., Адамсон Г.
[17], с. 223-224.
груз. п/х, 11439 брт, ДГМП. Капитан — И. Г. Гаврилов.
Дата и место гибели — 13.06.45, 3 ч 36 мин, Японское море, в 50 милях зап. прол. Лаперуза, 45°43' с.ш., 140°45' в.д.
Возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея в трюмах 9800 т груза. В ночное время прошел из Охотского моря через прол. Лаперуза. В Японском море был торпедирован американской ПЛ «Спейдфиш», посланной туда без согласования с советским командованием для действий против японских судов. Две торпеды попали в кормовую часть судна. Через 8-10 мин судно переломилось и затонуло. Погибло 5 чел. 30 июня оставшиеся в живых 94 члена экипажа на 4 спасательных шлюпках добрались до японских портов Вакканай и Хонто, откуда 30 июля были на п/х «Хабаровск» доставлены во Владивосток.
Руднев Г.А. [30], с. 232-238; [31], с. 58-59; ДВМП [9], с. 240, 241; Локвуд Ч., Адамсон Г.
[17], с. 223-224.
© Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990
Из рейса не вернулся
«Трансбалт»
Место постройки Германия
Год постройки 1899
Скорость в узлах 12,0
Дейдвейт тыс. тонн 13,1
Род двигателя паровая машина
Род топлива твердое
Вооружение 2 пушки, 12 крупнокалиберных пулемета
* * *
Пароход «Трансбалт» под командованием капитана И. Г. Гаврилова возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея на борту около 10000 тонн груза. Его экипаж состоял из 99 человек, в их числе было много практикантов — юнг.
Тихий океан встретил «Трансбалт» хорошей погодой. Строго следуя рекомендованным курсом, пароход прошел Берингово и Охотское моря. Пролив Лаперуза был пройден к концу суток 12 июня 1945 года.
Наступила ночь 13 июня. К трем часам налег туман, видимость стала 5-6 кабельтовых. Второй помощник Л. Е. Мариненко выставил дополнительно впередсмотрящего и начал подавать туманные гудки, время от времени сверяя по компасам курс следования. Вахтенный матрос отбил склянки в 3 часа 30 минут и только стал спускаться по трапу вниз, чтобы предупредить вахту, заступающую в 4 часа, как в кормовой части судна раздался сильный взрыв, а вскоре второй. Пароход был торпедирован. Немедленно вахтенный помощник снял с карты координаты и передал их начальнику радиостанции А. А. Кучинскому, который по указанию капитана передал в эфир сигнал бедствия.
Капитану И. Г. Гаврилову доложили обстановку на мостик: торпеды разворотили палубу в районе пятого и шестого трюмов, вода поступает в машинное отделение. Огромный ее поток захлестнул динамо-машину, погас свет, но тут же включилось аварийное освещение. Капитан понял, что спасти пароход невозможно, и отдал команду: «Спускать шлюпки. Всему экипажу покинуть судно».
Удалось спустить на воду пять шлюпок, но одна оказалась сильно повреждена взрывом, и ее пришлось бросить, забрав весь неприкосновенный запас и весла. Моряки отошли от гибнущего судна на четырех шлюпках.
Пароход продержался на плаву 8-10 минут. В последний момент «Трансбалт» переломился пополам. Носовая часть его встала на ровный киль, вздрогнула, затем нос задрался и с ревом, как бы прощаясь с командой, ушел в морскую пучину.
Когда подняли всех из воды, сделали перекличку по мореходкам, которые удалось спасти третьему помощнику капитана Г. Н. Клепикову. Оказалось, что на четырех шлюпках находились 94 человека, из них 6 серьезно ранены. Не откликнулись 5 человек, погибшие в момент взрыва или не успевшие отплыть от гибнущего судна.
Дождавшись рассвета, моряки еще в течение нескольких часов курсировали на шлюпках в районе гибели парохода в надежде обнаружить людей, но тщетно: на поверхности воды плавали только обломки. Убедившись в бесполезности поисков, капитан И. Г. Гаврилов приказал ставить паруса и идти к берегам Приморья. Однако через несколько часов усилившийся встречный ветер заставил лечь на обратный путь к проливу Лаперуза, где было больше шансов встретить какое-нибудь советское судно.
Штормовая погода и туман разбросали шлюпки, и они потеряли друг друга из виду. Две шлюпки к вечеру того же дня подошли под парусами к южной оконечности острова Сахалин, где их взяли на буксир японские рыболовные катера. Другие две шлюпки на следующий день подошли к рифу Камень опасности и легли в дрейф в ожидании какого-нибудь советского судна, проходящего через пролив. Но их заметили с японских тральщиков и отбуксировали к северной части острова Хоккайдо. Лишь через двое суток произошла встреча с другой парой шлюпок «Трансбалта». Всех собравшихся в одном месте моряков разместили в бараке с окнами, закрытыми циновками.
И только 30 июня 1945 года на рейд порта Ханто прибыл пароход «Хабаровск» с официальным представителем СССР — капитаном Дальневосточного пароходства С. П. Мышевским.
Кончилось 17-дневное пребывание моряков «Трансбалта» в Японии. 3 июля 1945 года 94 члена экипажа прибыли во Владивосток.
Долгое время оставалось загадкой: кто же потопил пароход «Трансбалт»? Предположения были разные. И только в 1955 году завесу над тайной приоткрыли бывший командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Ч. Локвуд и бывший начальник управления личного состава ВВС США полковник Г. Адамсон в своей книге «Морские дьяволы» (Воениздат, М., 1958, с. 222-225).
Этот пиратский акт, по признанию авторов, был совершен американской подводной лодкой «Спейдфиш» под командованием капитана 3-го ранга Билли Гемерсхаузена в ночь с 12 на 13 июля, когда лодка патрулировала в 50 милях к западу от пролива Лаперуза. Потопление парохода «Трансбалт» не явилось случайностью. Это были преднамеренные действия, направленные на ухудшение отношений между СССР и Японией.
Темы форума с упоминанием парохода "Трансбалт":
Шулейкин Василий Владимирович (1895—1979)
Ман Иван Александрович (1903-1982)
Дремлюг В.В., Обеспечение морских операций в Арктике
Конвой БД-5 ( 1944 )
Внешние ссылки:
Загадка "Трансбалта": почему погиб самый крупный транспорт Советского Союза