Органов управления,соединений,кораблей,частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Малый охотник "МО-141",22.6.41-15.4.42,Переименован в "МО-124"
Малый охотник "МО-124"(б."МО-141"),15.4.42-6.10.43
Малый охотник "МО-124"(б."МО-141"),15.4.42-6.10.43
© Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1993. - № 8. – С.22-31.
3 августа 1943 года
На севере. Авиация СФ прикрывала главную базу, наши ска МО и конвои. Противник в Мотовском заливе повредил 2 мотобота (1 из них выбросился на берег) и 2 ска МО, вышедших для оказания им помощи, а у Кильдина потопил СКР-14, личный состав которого подобран ска МО-134
На севере. Авиация СФ прикрывала главную базу, наши ска МО и конвои. Противник в Мотовском заливе повредил 2 мотобота (1 из них выбросился на берег) и 2 ска МО, вышедших для оказания им помощи, а у Кильдина потопил СКР-14, личный состав которого подобран ска МО-134
© Кабанов С. И. Поле боя — берег. — М.: Воениздат, 1977.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/kab ... index.html
Глава тринадцатая.
Август и сентябрь в огне
А мы в это время уже испытывали настоящий голод в бензине. Он нужен для активно действующей нашей авиагруппы, нужен для торпедных катеров, для автотранспорта — последние автомашины пришлось поставить на прикол, потому что фашистская авиация по-прежнему жестко блокировала СОР и нам ничего тыл флота не присылал. Я буквально терзал командующего своими просьбами о горючем; к начальнику тыла уже не обращался, зная, что от него не зависит переброска любого вида снабжения; все дело в прикрытии плавсредств от налетов фашистской авиации.
И вот вечером 2 августа мы получили наконец оповещение, что к нам посланы два мотобота с авиационным и транспортным бензином; хотя ночь и была светлой, точнее, сумеречной, но почти сплошная облачность позволяла предположить нелетную погоду, на что и рассчитывали, наверное, в Полярном, выпуская к нам в Мотовский залив эти мотоботы, доверху набитые бочками с бензином, но без прикрытия.
К середине ночи 3 августа мотоботы ПМБ-86 и ПМБ-108 благополучно добрались до Эйны, мы их быстро разгрузили. Но к утру подул холодный ветер, разгоняя низкие облака — коварна погода в Заполярье, иногда меняется по нескольку раз в сутки. А «фокке-вульфы» летали почти в любую погоду, они буквально разбойничали на малых высотах.
В девятом часу утра три «фокке-вульфа» застигли оба мотобота на полпути от Эйны в Порт-Владимир. Мотобот ПМБ-86, получив серьезные повреждения, выбросился на берег в районе губы Моча; в его команде 4 человека было убито, 14 ранено. На втором мотоботе от пулеметного огня пострадало четверо, повреждений не было.
Из главной базы вышли на помощь МО-124 лейтенанта В. Е. Войцехова и МО-133 старшего лейтенанта П. Т. Явона; в пути их атаковали два «фокке-вульфа» — катер Войцехова получил от крупного осколка бомбы большую пробоину и стал тонуть. Пострадал и МО-133, четверо в его [258] команде были убиты, семеро ранены, в том числе и командир катера. Командование принял на себя его помощник старший лейтенант Л. Г. Чепелкин. Корпус МО-133 был пробит осколками в 40 местах. Войцехов и его команда старались спасти катер (лейтенант В. Е. Войцехов был убит-padsee); им удалось завести на пробоину пластырь и прекратить поступление воды в корпус. Чепелкин взял катер Войцехова на буксир и отвел в Порт-Владимир, где уже находился мотобот ПМБ-108 со снятой с мотобота ПМБ-86 командой.
Истребители противника на другой же день нашли это покинутое командой суденышко и бомбами разнесли его.
Август и сентябрь в огне
А мы в это время уже испытывали настоящий голод в бензине. Он нужен для активно действующей нашей авиагруппы, нужен для торпедных катеров, для автотранспорта — последние автомашины пришлось поставить на прикол, потому что фашистская авиация по-прежнему жестко блокировала СОР и нам ничего тыл флота не присылал. Я буквально терзал командующего своими просьбами о горючем; к начальнику тыла уже не обращался, зная, что от него не зависит переброска любого вида снабжения; все дело в прикрытии плавсредств от налетов фашистской авиации.
И вот вечером 2 августа мы получили наконец оповещение, что к нам посланы два мотобота с авиационным и транспортным бензином; хотя ночь и была светлой, точнее, сумеречной, но почти сплошная облачность позволяла предположить нелетную погоду, на что и рассчитывали, наверное, в Полярном, выпуская к нам в Мотовский залив эти мотоботы, доверху набитые бочками с бензином, но без прикрытия.
К середине ночи 3 августа мотоботы ПМБ-86 и ПМБ-108 благополучно добрались до Эйны, мы их быстро разгрузили. Но к утру подул холодный ветер, разгоняя низкие облака — коварна погода в Заполярье, иногда меняется по нескольку раз в сутки. А «фокке-вульфы» летали почти в любую погоду, они буквально разбойничали на малых высотах.
В девятом часу утра три «фокке-вульфа» застигли оба мотобота на полпути от Эйны в Порт-Владимир. Мотобот ПМБ-86, получив серьезные повреждения, выбросился на берег в районе губы Моча; в его команде 4 человека было убито, 14 ранено. На втором мотоботе от пулеметного огня пострадало четверо, повреждений не было.
Из главной базы вышли на помощь МО-124 лейтенанта В. Е. Войцехова и МО-133 старшего лейтенанта П. Т. Явона; в пути их атаковали два «фокке-вульфа» — катер Войцехова получил от крупного осколка бомбы большую пробоину и стал тонуть. Пострадал и МО-133, четверо в его [258] команде были убиты, семеро ранены, в том числе и командир катера. Командование принял на себя его помощник старший лейтенант Л. Г. Чепелкин. Корпус МО-133 был пробит осколками в 40 местах. Войцехов и его команда старались спасти катер (лейтенант В. Е. Войцехов был убит-padsee); им удалось завести на пробоину пластырь и прекратить поступление воды в корпус. Чепелкин взял катер Войцехова на буксир и отвел в Порт-Владимир, где уже находился мотобот ПМБ-108 со снятой с мотобота ПМБ-86 командой.
Истребители противника на другой же день нашли это покинутое командой суденышко и бомбами разнесли его.
© Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев:
АСТ, АСТ Москва; Москва; 2008
Вечером 2 августа в штабе СОР получили долгожданное сообщение о том, что на Рыбачий направлены мотоботы ПМБ-86 и ПМБ-106 с авиационным и автомобильным бензином. Ночи еще были достаточно светлые, но над Мотовским заливом висела почти сплошная облачность. В штабе Северного флота надеялись, что погода и далее будет нелетной, а потому выпустили мотоботы, набитые бочками с топливом, без прикрытия.
К середине ночи 3 августа оба судна благополучно добрались до Эйны, где их быстро разгрузили. Утром они отправились обратно в Порт-Владимир, но к этому времени уже дул сильный ветер, разгонявший облака над Мотовским заливом. И около 09.00 мотоботы были атакованы тремя FW-190A. В результате ПМБ-86 получил тяжелые повреждения и был вынужден выброситься на прибрежные камни около губы Мотка. Во время штурмовки на его борту были убиты четыре и ранены еще четырнадцать человек из числа команды и пассажиров. ПМБ-108 пострадал меньше, и на нем были ранены только четыре человека.
Для оказания помощи мотоботам из Кольского залива вышли малые охотники МО-124 и МО-133. Однако приблизительно в двух километрах к западу от мыса Поганьнаволок их самих атаковали два «Фокке-Вульфа». Внезапно выскочив со стороны берега, из-за сопок, они обстреляли катера и сбросили на них по одной бомбе.
При близком разрыве фугасной бомбы МО-124 получил пробоину в правом борту, потерял ход и начал медленно погружаться в воду. Погибли его командир лейтенант В. Е. Войцехов и еще один моряк, девять членов команды были ранены. МО-133 также получил многочисленные повреждения механизмов и вооружения, а в его корпусе потом насчитали 42 пробоины от снарядов и пуль. Четыре моряка были убиты, а семеро, включая командира катера старшего лейтенанта П. Т. Явона, тяжело ранены. Командование принял на себя старший лейтенант Л. Г. Чепелкин.
Несмотря на собственные повреждения, МО-133 взял на буксир израненного собрата. С большим трудом полузатонувший МО-124 все-таки удалось довести до Порт-Владимира. К тому времени туда уже самостоятельно пришел и мотобот ПМБ-108 со снятыми с ПМБ-86 командой и пассажирами.
К середине ночи 3 августа оба судна благополучно добрались до Эйны, где их быстро разгрузили. Утром они отправились обратно в Порт-Владимир, но к этому времени уже дул сильный ветер, разгонявший облака над Мотовским заливом. И около 09.00 мотоботы были атакованы тремя FW-190A. В результате ПМБ-86 получил тяжелые повреждения и был вынужден выброситься на прибрежные камни около губы Мотка. Во время штурмовки на его борту были убиты четыре и ранены еще четырнадцать человек из числа команды и пассажиров. ПМБ-108 пострадал меньше, и на нем были ранены только четыре человека.
Для оказания помощи мотоботам из Кольского залива вышли малые охотники МО-124 и МО-133. Однако приблизительно в двух километрах к западу от мыса Поганьнаволок их самих атаковали два «Фокке-Вульфа». Внезапно выскочив со стороны берега, из-за сопок, они обстреляли катера и сбросили на них по одной бомбе.
При близком разрыве фугасной бомбы МО-124 получил пробоину в правом борту, потерял ход и начал медленно погружаться в воду. Погибли его командир лейтенант В. Е. Войцехов и еще один моряк, девять членов команды были ранены. МО-133 также получил многочисленные повреждения механизмов и вооружения, а в его корпусе потом насчитали 42 пробоины от снарядов и пуль. Четыре моряка были убиты, а семеро, включая командира катера старшего лейтенанта П. Т. Явона, тяжело ранены. Командование принял на себя старший лейтенант Л. Г. Чепелкин.
Несмотря на собственные повреждения, МО-133 взял на буксир израненного собрата. С большим трудом полузатонувший МО-124 все-таки удалось довести до Порт-Владимира. К тому времени туда уже самостоятельно пришел и мотобот ПМБ-108 со снятыми с ПМБ-86 командой и пассажирами.