Героическая гибель «Ижоры»
Рашид САЛЯЕВ
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - выдающееся событие мировой истории. Свой вклад в приближение победы внесли и экипажи транспортных судов страны. Они перевезли миллионы тонн военных грузов, прошли сотни тысяч морских миль под бомбежками самолетов, обстрелами немецких военных кораблей и подводных лодок. Тысячи моряков обрели вечный покой на морских просторах. И тем обиднее, что многие из них ушли из жизни, так и не став признанными участниками войны. Из политических соображений более 35 лет незаслуженно замалчивались их подвиги. И только в 1980 году советские торговые моряки были уравнены в правах с другими участниками военных сражений.
Долгие годы и гибель парохода «Ижора» считалась рядовым военным событием. Но ценой своей жизни «ижорцы» спасли от верной гибели десятки судов и тысячи моряков разных стран. Об экипаже героически погибшего судна «Арктическая звезда» рассказала в № 3 за 2002 год.
Пароход был построен в 1921 году в Бристоле и получил имя «Моунтпарк». Это было однопалубное 2-х мачтовое судно, менее ста метров в длину и водоизмещением около 3000 т. Купленный Россией, пароход получил не только новое подданство, но и сменил название. К началу войны «Ижора» была сильно потрепанным, старым судном с изношенными двигателями. Двадцать лет усиленной эксплуатации для морского транспорта - возраст почти предельный. Эти причины и сыграли трагическую роль в последнем рейсе судна.
1 марта 1942 года одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Но «старичку» идти в компании более мощных и молодых коллег оказалось не под силу. Двигатель начал барахлить, и на четвертые сутки «Ижора» безнадежно отстала. Суровый закон военных конвоев - не ожидать слабых, не был нарушен и в этот раз. Судно осталось в Норвежском море в одиночестве. Члены машинной команды, во главе со старшим механиком Михаилом Петровым, попытались «подлечить» изношенное «сердце» парохода.
«Деду», как традиционно на всех флотах называют стармехов, было всего 32 года, и половину из них он провел в море. В 16 лет этот здоровый и физически крепкий паренек начал свою трудовую биографию кочегаром. В период пароходов об этой должности ходила мрачная шутка: «На том свете бывших кочегаров сразу отправлять в рай, ибо на земле они и так трудились в аду». Работа не пугала механиков, но в открытом море ремонт превращается в непростое дело.
Капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов с грустью наблюдал в бинокль, как последний корабль конвоя скрылся за серым горизонтом. Белов был самым старшим не только по должности, но и по возрасту среди 32 моряков экипажа. За плечами у него было более 30-ти лет плавания, и этот рейс в конвое был не первый. Капитан осознавал, какая смертельная угроза нависла над его судном и командой. Оставалось надеяться только на везение или чудо.
В это время немецкое командование уже разработало свою первую крупную про-тивоконвойную операцию «Шпортпаласт». Главная роль в нападении была отдана линкору «Тирпиц». Он и еще четыре эсминца должны были подстеречь конвои в точке встречи и уничтожить.
6 марта фашистский самолет «Кондор» обнаружил PQ-12. На следующий день гитлеровские военные корабли вышли в море. Соединением командовал вице-адмирал О. Цилиакс, который только что великолепно показал свои флотоводческие способности, проведя без потерь и шума германскую эскадру через Ла-Манш. О выходе немецких кораблей в тот же день узнали в британском Адмиралтействе. Информацию подтвердили агентурные источники.
К полудню 7 марта противники оказались в районе встречи конвоев, в 95 милях друг от друга. Морской монстр «Тирпиц», получив с «Кондора» неточные координаты местонахождения конвоя, прошел мимо QP-8 на расстоянии 50-ти миль. Единственной добычей немцев стал лесовоз «Ижора», который они обнаружили юго-западнее острова Медвежий.
На приказ нацистов остановиться и прекратить радиосвязь советское судно не отвечало и продолжало медленное движение вперед. Тогда эсминец «Фридрих Ин» открыл прицельный артиллерийский огонь, выпустив по лесовозу более 120 снарядов. Ярости фашистов не было предела: советский пароход горел, но продолжал дрейфовать. Тогда с «Фридриха Ина» и «Шемана» выпустили по торпеде, которые прошли мимо нашего судна. Причем, одна из них по неизвестной причине развернулась на 90 градусов и едва не поразила свой же эсминец. Попытка добить груженный лесом пароход из орудий и бомбометов также не имела успеха. Только после применения глубинных бомб развороченное советское судно вместе с экипажем ушло на дно.
Но своей гибелью наши моряки успели спасти караваны. Посланную открытым текстом в эфир радиограмму с координатами и характером нападения приняли не только суда конвоев PQ-12 и QP-8, но и английские радиостанции. По приказу Адмиралтейства конвои изменили курсы, избежав этим неминуемого разгрома.
Гибель старой «Ижоры» и ее героического экипажа - пример мужественного выполнения воинского долга. Своим подвигом моряки парохода вошли в летопись военных дней советского морского торгового флота.
Рашид САЛЯЕВ
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - выдающееся событие мировой истории. Свой вклад в приближение победы внесли и экипажи транспортных судов страны. Они перевезли миллионы тонн военных грузов, прошли сотни тысяч морских миль под бомбежками самолетов, обстрелами немецких военных кораблей и подводных лодок. Тысячи моряков обрели вечный покой на морских просторах. И тем обиднее, что многие из них ушли из жизни, так и не став признанными участниками войны. Из политических соображений более 35 лет незаслуженно замалчивались их подвиги. И только в 1980 году советские торговые моряки были уравнены в правах с другими участниками военных сражений.
Долгие годы и гибель парохода «Ижора» считалась рядовым военным событием. Но ценой своей жизни «ижорцы» спасли от верной гибели десятки судов и тысячи моряков разных стран. Об экипаже героически погибшего судна «Арктическая звезда» рассказала в № 3 за 2002 год.
Пароход был построен в 1921 году в Бристоле и получил имя «Моунтпарк». Это было однопалубное 2-х мачтовое судно, менее ста метров в длину и водоизмещением около 3000 т. Купленный Россией, пароход получил не только новое подданство, но и сменил название. К началу войны «Ижора» была сильно потрепанным, старым судном с изношенными двигателями. Двадцать лет усиленной эксплуатации для морского транспорта - возраст почти предельный. Эти причины и сыграли трагическую роль в последнем рейсе судна.
1 марта 1942 года одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Но «старичку» идти в компании более мощных и молодых коллег оказалось не под силу. Двигатель начал барахлить, и на четвертые сутки «Ижора» безнадежно отстала. Суровый закон военных конвоев - не ожидать слабых, не был нарушен и в этот раз. Судно осталось в Норвежском море в одиночестве. Члены машинной команды, во главе со старшим механиком Михаилом Петровым, попытались «подлечить» изношенное «сердце» парохода.
«Деду», как традиционно на всех флотах называют стармехов, было всего 32 года, и половину из них он провел в море. В 16 лет этот здоровый и физически крепкий паренек начал свою трудовую биографию кочегаром. В период пароходов об этой должности ходила мрачная шутка: «На том свете бывших кочегаров сразу отправлять в рай, ибо на земле они и так трудились в аду». Работа не пугала механиков, но в открытом море ремонт превращается в непростое дело.
Капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов с грустью наблюдал в бинокль, как последний корабль конвоя скрылся за серым горизонтом. Белов был самым старшим не только по должности, но и по возрасту среди 32 моряков экипажа. За плечами у него было более 30-ти лет плавания, и этот рейс в конвое был не первый. Капитан осознавал, какая смертельная угроза нависла над его судном и командой. Оставалось надеяться только на везение или чудо.
В это время немецкое командование уже разработало свою первую крупную про-тивоконвойную операцию «Шпортпаласт». Главная роль в нападении была отдана линкору «Тирпиц». Он и еще четыре эсминца должны были подстеречь конвои в точке встречи и уничтожить.
6 марта фашистский самолет «Кондор» обнаружил PQ-12. На следующий день гитлеровские военные корабли вышли в море. Соединением командовал вице-адмирал О. Цилиакс, который только что великолепно показал свои флотоводческие способности, проведя без потерь и шума германскую эскадру через Ла-Манш. О выходе немецких кораблей в тот же день узнали в британском Адмиралтействе. Информацию подтвердили агентурные источники.
К полудню 7 марта противники оказались в районе встречи конвоев, в 95 милях друг от друга. Морской монстр «Тирпиц», получив с «Кондора» неточные координаты местонахождения конвоя, прошел мимо QP-8 на расстоянии 50-ти миль. Единственной добычей немцев стал лесовоз «Ижора», который они обнаружили юго-западнее острова Медвежий.
На приказ нацистов остановиться и прекратить радиосвязь советское судно не отвечало и продолжало медленное движение вперед. Тогда эсминец «Фридрих Ин» открыл прицельный артиллерийский огонь, выпустив по лесовозу более 120 снарядов. Ярости фашистов не было предела: советский пароход горел, но продолжал дрейфовать. Тогда с «Фридриха Ина» и «Шемана» выпустили по торпеде, которые прошли мимо нашего судна. Причем, одна из них по неизвестной причине развернулась на 90 градусов и едва не поразила свой же эсминец. Попытка добить груженный лесом пароход из орудий и бомбометов также не имела успеха. Только после применения глубинных бомб развороченное советское судно вместе с экипажем ушло на дно.
Но своей гибелью наши моряки успели спасти караваны. Посланную открытым текстом в эфир радиограмму с координатами и характером нападения приняли не только суда конвоев PQ-12 и QP-8, но и английские радиостанции. По приказу Адмиралтейства конвои изменили курсы, избежав этим неминуемого разгрома.
Гибель старой «Ижоры» и ее героического экипажа - пример мужественного выполнения воинского долга. Своим подвигом моряки парохода вошли в летопись военных дней советского морского торгового флота.