Наша история Чернорабочий войны
две трагедии - от немецких торпед погибли пароходы "Революция" и "Пролетарий". Судьба капитанов Мочалова и Ижмякова меня интересует давно, за годы накопился о них материал. Расскажу о первой трагедии, в мурманской печати о ней не писалось, и хотя "Революция" была приписана к Архангельску, судьба ее близка и нам, мурманчанам.
Торпеда для "Революции"
В начале декабря из Кольского залива на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 (Кольский залив - Белое море № 35) в составе пароходов "Революция" и "Кама". Охраняли их сторожевой корабль СКР-20 и тральщик Т-38. К ним должен был присоединиться еще тральщик, вышедший 2 декабря из Иоканги, но в назначенной точке рандеву не состоялось.
Дул сильный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Маломощная машина "Революции" едва справлялась с напором волны и штормового ветра. Скорость упала до 2,5 узла, уменьшилась еще, потом судно уже не справлялось со стихией. Походный ордер нарушился. Корабли охранения дрейфовали, ожидая пароход. А его все дальше относило в море, где волна забористей, круче, где было намного светлее и опаснее, чем в затемненной полосе прибрежия. По воспоминаниям участников похода, хотя штормило, но светила луна, при хорошей видимости противник мог легко обнаружить конвой. Так и случилось.
В начале новых суток 3 декабря командир конвоя приказал "Каме" следовать в Иокангу. В районе дрейфа "Революции" остался тральщик Т-38 под командованием капитан-лейтенанта К. Л. Буркова. Это известный в довоенную пору мурманский рыболовный траулер "Киров", прославившийся высокими уловами. Переоборудованный в 1941 году в боевой корабль, бывший траулер был вооружен двумя орудиями, крупнокалиберными пулеметами, глубинными бомбами. К сожалению, он не имел противолодочной аппаратуры обнаружения, какая была на союзных тральщиках, поставляемых по ленд-лизу, поэтому не смог вовремя упредить противника. Подкравшаяся подводная лодка U-1163 атаковала дрейфующий пароход парогазовой торпедой.
Попадание торпеды в "Революцию" было точным, а взрыв настолько сильным, что вспышку видели даже на удаляющейся в сторону Иоканги "Каме". Пароход переломился и сразу же затонул. Никто из экипажа не спасся.
За годы войны на Севере погибло немало пароходов и боевых кораблей, с потерями свыклись, однако на исходе войны, когда врага громили на пороге его логова, гибель товарищей воспринималась вдвойне болезненней.
Мурманская "веточка"
Александр Георгиевич Мочалов был посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени. Но не награда главное. Ходит ныне по морям теплоход "Капитан Мочалов" - и это отрадно. Связали судьбу с морем дети Мочалова - Георгий, Вячеслав, Руфина, а всего детей было семеро. И внуки - Валерий, Виктор, Ольга. Родословное древо Мочаловых крепко пустило корни на Севере, в основном в Архангельске.
Есть "веточка" и в Мурманске. В местном краеведении проявился правнук Мочалова - Александр Николаевич Синицкий, учитель истории в средней школе, 26 лет. Его поисковый интерес весьма необычен - кладбища. Он и краевед Павел Федоров исследовали и описали некрополи Мурманска и Колы, выявили массу интересного материала о прошлом Мурмана, о захоронениях знатных людей.
При встрече мы говорили о родословной и преемственности.
Мурманская ветвь Мочаловых такова: бабушка Александра Синицкого - дочь капитана Руфина Александровна. Отдала морю 27 лет, ходила на ледоколах, даже на легендарном "Ермаке", последние годы перед выходом на пенсию - на пассажирском теплоходе "Вацлав Воровский". Ее муж Алексей Федосеев работал на атомном ледоколе "Ленин". Их дочь - Ирина Алексеевна Синицкая - береговой работник, зять ходил на рыбацких судах, старший правнук Сергей Синицкий сейчас в плавсоставе Мурманского морского пароходства. Младший, Александр, обособился на суше и в море, как я понял, не стремится.
К краеведческому творчеству подтолкнула его собственная генеалогия. Александр заканчивал Мурманский пединститут и, когда потребовалось писать курсовую, тему выбрал родственную: "Судьба капитана А. Г. Мочалова". Материал собирал в Архангельском архиве, в библиотеке, многое рассказала бабушка.
- Сколько же лет бабушке?
- Руфина Александровна с 1921 года. Бывшая морячка чувствует себя еще очень бодро. Высокая, статная... В папу.
- В кого же правнук? - спросил я, отметив про себя высокий рост собеседника.
- Говорят, похож на прадеда... Бабушка рассказывала, он был высокий, симпатичный, носил усы, взгляд суровый. Строгих правил человек, но справедливый. Жена его - Елена Николаевна Чагина - коренная поморка, Чагины - фамилия на Севере известная.
Жизнь продолжается
Александр Георгиевич Мочалов родился 28 августа 1893 года в деревне Политовщина Вологодской области в бедной крестьянской семье. Трудно сказать, откуда у уроженца сухопутной губернии проявилась морская жилка, наверно, от врожденного желания учиться и познавать мир.
В 1919 году с отличием окончил школу в вятском городе Котельниче и отправился в Архангельск, где поступил в торгово-мореходное училище. Через четыре года молодой штурман уже работал на гидрографических судах Севера, судах в то время известных - "Мурман", "Метель", "Пахтусов". Потом перешел в Северное морское пароходство. В 30-е возглавлял экипажи пассажирских судов "Ястреб" и "Канин", с 1938-го - капитан парохода "Революция".
Это судно норвежской постройки, небольшое и маломощное, скорость шесть с половиной узлов. Мал, да удал, недаром говорят в народе. Каким же трудягой и бесстрашным бойцом показал себя этот утюжок-пароход в годы войны! В прифронтовой полосе любили его защитники Заполярья, с радостью встречали на простреливаемых причалах. Из-за малой осадки пароход мог выгрузиться или укрыться в труднодоступных местах, спрятаться под скалой, проползти в любую бухточку. На фронт он вез бойцов, боеприпасы, лесоматериалы, вывозил раненых. Поистине - чернорабочий войны!
Любили и капитана Мочалова, в 1943 наградили орденом Красной Звезды. Он берег людей и судно, без нужды не лез в пекло или наперекор стихии. Не счесть бомбежек, которые испытали моряки за три военных года. И странное дело, под счастливой звездой, видно, строился пароход - ни одного попадания...
В годы революционной смуты, как я отмечал выше, Мочалов плавал штурманом на гидрографических судах. Они принадлежали белому правительству в Архангельске и, естественно, выполняли его задания.
Но Мочалову повезло - удалось избежать репрессий в тридцатые годы, когда уже был капитаном, во многом благодаря безаварийной работе, лишь однажды получил выговор за неудачный поход в Сибирь на Индигу. А ведь любая серьезная авария, разбирательство - припомнили бы службу в белом Архангельске и обвинили бы во вредительстве. Так сгинули в лагерях десятки северных мореходов.
Миновали Александра Георгиевича репрессии, крушения, ранения, бомбежки, а от торпеды коварного врага в конце войны не уберегся. Но живы еще дети капитана, выросли внуки, встали на ноги правнуки. Жива морская династия. Жизнь продолжается!..
Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 04.12.2004***
Комментарии:
Лариса Михайловна
(адрес скрыт) 25 апреля 2009 г.
09:04 Здравствуйте, Уважаемый Виктор!
С большим интересом и вниманием прочитала вашу статью. Это единственное описание событий, произошедших 3 декабря 1944 года с пароходом "Революция", какое я нашла.
Мой прадед Тюриков Яков Константинович был ст.механиком на этом судне, а моя прабабушка Мария Васильевна сан.дружинницей... Хочу попросить ВАС о ответить на мою просьбу написать хоть что-то (любую известную информацию!!) о них. Возможно вы подскажете к кому можно обратиться с таким пожеланием.
Летом мы семьей собираемся посетить Архангельск и обязательно попытаемся собрать какие-то данные. Буду очень признательна за любые ваши советы или даже, смею надеяться, рассказ о моих предках. С уважением, Лариса Михайловна