"Меридиан", гидрографическое судно

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:30

Пост от 29 июн 2010, 16:06 восстановлен из backup

 polarny.jpg
МЕРИДИАН (до 1.01.1932 г. "Полярный")
Полная вместимость 840 брт. Размерения 52.5 х 8.5 х 5.2 м. ГЭУ котломашинная, 860 л.с. Скорость 8.5/7 узлов, дальность 5000 миль. Вооружение: 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 47 чел.
Бывший каботажный пароход "Кит". Построен в 1911 г. (Норвегия). Приобретен Главным гидрографическим управлением в июле 1915 г., а 18.09.1915 г. приказом по Морведу зачислен в состав БФ в качестве ГИСУ. 17.07.1916 г. переведен во флотилию Северного Ледовитого океана. Участвовал в Первой мировой войне, а 17.02.1918 г. перешел на сторону Советской власти. В августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и интервентами в Архангельске, но в марте 1920 г. при эвакуации белогвардейцев из Архангельска захвачен частями РККА. 18.04.1920 г. включен в состав отряда судов Дирекции маяков и лоции Белого моря. С 31.10.1920 г. по 23.05.1921 г. и с 20.12.1921 г. по 20.05.1922 г. находился в распоряжении треста "Облрыба" и использовался в качестве зверобойного судна. Прошел кап. ремонт в 1925 г. В сентябре 1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии, а 11.05.1937 г. - в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей СФ. Потоплен 24.07.1941 г. тремя германскими эсминцами у о. Харлов.

 1414-1266006865.jpg
На борту гидрографического судна "Меридиан". Баренцово море, 1936
Из коллекции: Александра Мурашкина
На обороте надпись чернилами: "Долгий путь по Баренцеву морю на Канин Нос.
Гидрографическое судно "Меридиан". 19/9.1936" и дописано карандашом "Затонуло в июне 1941 г."
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:32

Уцелевших подобрали рыбаки
Издание «Полярная правда»
Выпуск N 69 от 25 мая 2005


© Рашид САЛЯЕВ

Гидрографы несли свою службу и в войну
С созданием в июне 1935 г. Гидрографического управления Главсевморпути появилась возможность последовательно и систематически изучать арктические моря. Для этого был создан флот из маломерных судов, оснащенных приборами для различных работ. К началу войны удалось отправить более 80 гидрографических экспедиций.
Нападение Германии на нашу страну вынудило значительно сократить исследовательскую работу. Кораблей стало меньше, а часть судов ходила под военно-морским флагом. На оставшиеся экипажи легла огромная нагрузка: строить световые и радиомаяки, обслуживать навигационное оборудование, снабжать необходимым метеостанции и производить смену людей. Но было еще множество хлопот, которые постоянно возникали в тяжелое военное время.
В Арктике хозяевами себя чувствовали немецкие подводные лодки. Прозванные «полярной волчьей стаей», фашисты и действовали, как эти хищники. Они нападали на одинокие и беззащитные суда. За период войны Гидрографическое управление потеряло почти два десятка судов. Одним из первых в этот трагический список попало исследовательское судно «Меридиан». 22 июля 1941 г. «Меридиан» под командованием капитан-лейтенанта В.Г. Егорова вышел в Иоканьгу, чтобы доставить на маяки восточного побережья полуострова необходимое довольствие. А также эвакуировать с маяков женщин и детей. Кроме того, на борту судна в распоряжение начальника отдельного иоканьгского гидрографического участка отправилась группа специалистов во главе с капитан-лейтенантом А.Ф. Волошенко.
Рейс был рассчитан на традиционный русский «авось». «Меридиан» пошел без прикрытия и охранения. В штабе рассчитали, что судно, используя географические и метеорологические условия, сможет самостоятельно выполнить поставленный приказ.
В море, как это часто бывает здесь в летнее время, стоял туман, а у берегов видимость была сносная. Следуя вдоль побережья из губы в губу, от маяка к маяку, «Меридиан» благополучно прибыл на Семиостровской рейд. Здесь команда приступила к разгрузке и доставке продовольствия для маяка на острове Харлов.
В час ночи 24 июля командир В. Егоров получил от оперативного дежурного штаба флота радиограмму, в которой сообщалось, что в южной части Баренцева моря обнаружены эсминцы противника. Оперативный приказал срочно укрыться в губе Восточная Лица. Передавший радиограмму потребовал подтверждение ее получения. Командир, понимая, что с выходом в эфир обнаружит себя, воздержался от ответа. Но в теплом и безопасном штабе, видимо, сидел рьяный службист не с мозгами, а с закодированными военными инстинктами. Он вторично и срочно потребовал подтверждения приказа. В. Егоров дал ответ и, снявшись с якоря, пошел в Восточную Лицу. Через полчаса хода экипаж «Меридиана» увидел силуэты четырех военных кораблей. На гафеле - флаги со свастикой.
- Боевая тревога! Право на борт! Самый полный вперед! - командир рассчитывал лечь на обратный курс и скрыться в тумане. Но немецкие эсминцы с 30 кабельтовых уже открыли артиллерийский огонь. Первый же снаряд, попавший в «Меридиан», разнес в щепки радиорубку.
Вторым попаданием был разрушен мостик и перебит главный водопровод. Заклинило руль, и судно потеряло ход и управление. Начался пожар. Огонь охватил закрепленные на верхней палубе бочки с бензином, который стекал в море и продолжал гореть на воде. Появились убитые и раненые. Через пробоины в машинное отделение и носовой трюм стала поступать вода. А снаряды продолжали рваться. Немцы не спешили. Они, словно на учениях, методично и упорно расстреливали советское судно. Огромные, по сравнению с «Меридианом» рейдеры подошли совсем близко к нему, беззащитному, открыв еще и пулеметный огонь.
Экипаж пытался спасти обреченный корабль. Второй помощник командира Лобов, матросы Гагарин, Бестужев, Витязев, Дьяков, радист Гребенщиков и другие во главе со старшим помощником лейтенантом Михайловым тушили пожар на верхней палубе. Но когда поняли, что с огнем не сладить, они раздали спасательные пояса, стали готовить подручные спасательные средства.
Героически вела себя машинная команда. Механик капитан-лейтенант Дубровин и старший моторист Заварзин, борясь с поступающей водой, погибли в машинном отделении. Страшная участь постигла кочегаров Чуркина и Тарасова. Они были обожжены паром и утонули вместе с судном. Когда командир Егоров понял, что до гибели «Меридиана» остаются считанные минуты, он приказал всем покинуть его. Люди бросились за борт и, цепляясь за плавающие обломки, старались отплыть подальше от горящего бензина. Последним борт покинул командир. А немцы продолжали стрелять, как в тире, по советским морякам. Наконец, объятое пламенем судно погрузилось в холодные воды.
После этого гитлеровские эсминцы обстреляли поселок Захребетное. расположенный неподалеку от Семи Островов, и скрылись в тумане. Высланные в море самолеты нашли немецкие эсминцы. Нашим летчикам удалось подбить один, остальные успели уйти.
На «Меридиане» погибли 46 человек. Среди них были женщины и дети, а также военные специалисты.
Подошедшие к месту трагедии рыбацкие карбасы подобрали 17 человек. Их доставили в рыболовецкий колхоз в Восточной Лице. После оказания первой медицинской помощи они были отправлены на мотоботе в Мурманск.
Выздоровевшие гидрографы вернулись в строй и продолжали до конца войны нести службу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:36

ЦВМА ф.849, оп.2, д.56
 1.JPG
 2.JPG
 3.JPG
 4.JPG
 5.JPG

Вольнонаемный состав погибший 24.07.1941 года на г/с "Меридиан" ГО СФ

    1. Богуславец Григорий Яковлевич, машинист, 1914г.
    2. Бестужев Федор Ефимович, плотник, 1914г.
    3. Балабко Ботрис Исакович, матрос, 1908г.
    4. Витязев Андрей Васильевич, ст.рулевой, 1909г.
    5. Грабельников Иван Дмитриевич, радист, 1913г.
    6. Гагарин Михаил Дмитриевич, матрос 3 класса, 1911г.
    7. Еремшин Егор Лукич, печник, 1881г.
    8. Зуев Герман Васильевич, кочегар, 1912г.
    9. Иванов Константин Иванович, плотник, 1911г.
    10. Костров Дмитрий Михайлович, плотник, 1894г.
    11. Котлов Василий Федорович, электрик, 1914г.
    12. Кушников Григорий Васильевич, кочегар, 1915г.
    13. Коптяков Михаил Васильевич, 2-й механик, 1915г.
    14. Коротких Федор Иванович, рулевой, 1911г.
    15. Коковин Николай Павлович, старш.содержатель, 1912г.
    16. Линник Василий Игнатьевич, машинист, 1891г.
    17. Львов Василий Михайлович, моторист, 1909г.
    18. Любов Степан Григорьевич, ст.пом.командира, 1909г.
    19. Макаров Степан Филиппович, землекоп, 1905г.
    20. Мургин Александр Андреевич, кочегар, 30.01.1916г.
    21. Мокин Павел Сергеевич, радиотехник, 1914г.
    22. Мохнаткина Нина Никоноровна, буфетчица, 1919г.
    23. Мохнаткин Василий Степанович, машинист, 1912г.
    24. Попова Александра Ивановна, уборщица, 1921г.
    25. Павлов Александр Андреевич, штукатур, 1912г.
    26. Симаков Андрей Осипович, моторист, 1898г.
    27. Сапожкова Анна Степановна, повар, 1911г.
    28. Тарасов Петр Тарасович, кочегар, 1908г.
    29. Чуркин Иван Иванович, кочегар, 1920г.
    30. Широких Наталья Федоровна, уборщица, 1905г.
    31. Широких Иван Афанасьевич, столяр, 1908г.
    32. Шатунова Нина Степановна, техник-синоптик, 1922г.
    33. Шабаева Елена Петровна, ст.техник-синоптик, 1913г.
    34. Юрьев Лука Алексеевич, десятник, 1883г.
    35. Котлов Павел Федорович, машинист, ?.
    36. Тюков Спиридон Дмитриевич, рулевой, 1919г.
    37. Заварзин ? ?, старший моторист, ?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:42

ЦВМА ф. 864, оп. 1, д. 1302

Командный состав погибший 24.07.1941 года на г/с "Меридиан" ГО СФ
 0.JPG

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:45

Версия адмирала Головко А.Г.

Головко А. Г. Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984.
Глава четвертая.
Несмотря на ошибки (1941, июль — август)

24 июля. Похоже на то, что нападение стаей на одиночные, более слабые или вовсе безоружные суда окончательно избрано противником как тактика для действий на Северном морском театре. Это подтверждает сегодняшняя история с гидрографическим судном «Меридиан» — небольшим, водоизмещением всего-навсего двести пятьдесят — триста тонн, слабосильным пароходиком, предназначенным для обслуживания маяков на побережье. Ни боевых качеств, ни достаточной скорости хода «Меридиан» [61] не имел, то есть представлял собой легкую добычу для фашистов.
Вчера четыре вражеских эсминца вышли из норвежских шхер в море и направились к нашему побережью, что было вовремя установлено разведкой. Вести постоянное наблюдение за ними по ходу их продвижения не представлялось возможным: в море почти отсутствовала видимость. Вдоль всего мурманского побережья, исключая прибрежную полосу шириной от десяти до пятнадцати миль, стеной стоял, как часто в летнее время (и продолжает стоять сейчас), туман.
Около полуночи вражеские эсминцы все же были замечены самолетами-разведчиками в районе Иоканки, после чего вновь скрылись в северном направлении за стеной тумана.
карта Вост_Лица-Семь Островов R-37-38 : map.jpg
В это время «Меридиан» находился в районе Семи Островов, направляясь от маяка к маяку вдоль побережья с заданием принять на борт женщин и детей — семьи маячных служителей, а затем доставить их в Архангельск. Предупреждение о фашистских эсминцах, переданное по радио, было принято на гидрографическом судне заодно с приказанием укрыться в бухте Восточная Лица. Командир «Меридиана», однако, не сразу выполнил приказание. В три часа гидрографическое судно все еще находилось только у входа в бухту, назначенную ему для укрытия. Там на входе его и настигли четыре вражеских эсминца типа «Редер».
Обстрел «Меридиана», точнее, расстрел начался немедленно. Огонь открыли все фашистские корабли, что само по себе характеризует гитлеровцев: для них стрельба по беззащитному пароходу явилась чем-то вроде состязания. В чем? В убийстве женщин и детей, а не только в уничтожении судна, которое не было ни боевым кораблем, ни транспортом, то есть не представляло объекта для нападения, да еще такими силами.
Разбитый снарядами, расстреливаемый с близких дистанций «Меридиан» при первых попаданиях в него загорелся и сразу же стал тонуть. Все, кто были на гидрографическом судне, очутились в воде, студеной, как известно, и летом. Цепляясь за доски, обломки, спасательные круги, разбросанные вокруг разбитого, тонувшего парохода, люди пытались удержаться на плаву, но по ним тут же был открыт огонь с фашистских эсминцев: гитлеровцы повторили то, что уже сделали одиннадцатью сутками ранее, [62] когда обстреляли шлюпки РТ-67. И теперь они сознательно, с хладнокровной жестокостью принялись истреблять людей, спасавшихся среди обломков на воде.
46 человек, в том числе пять женщин и трое детей, погибли при затоплении «Меридиана», большинство — за пределами парохода, от осколочных снарядов, которыми фашисты стреляли по абсолютно беспомощным людям, цеплявшимся за обломки и пытавшимся удержаться на поверхности моря.
Спасти удалось всего 17 человек, и тогда лишь, когда вражеские эсминцы, потопив «Меридиан» и обстреляв поселок Захребетное, расположенный неподалеку, ушли в туман.
На этот раз нападение не осталось безнаказанным для них, хотя ответные меры, принятые нами, не могли спасти от гибели гидрографическое судно и его людей: слишком мало времени потребовалось противнику, чтобы учинить расправу над беззащитным пароходом.
Наши самолеты, поднятые с аэродромов, как только поступило сообщение о вражеских кораблях у Иоканки, подоспели к месту потопления «Меридиана» через несколько минут после гибели судна. Фашистские эсминцы успели скрыться в тумане, но самолеты нашли их: туман стоял полосами. Не помогли гитлеровцам и попытки заслониться дымовыми завесами, чтобы избежать прицельного бомбометания. В 5 часов один из вражеских эсминцев был подбит, сбавил ход, стал отставать, подвергся атаке второй группы наших бомбардировщиков и остановился, весь окутанный паром и дымом. Три других эсминца бросили его и продолжали уходить на северо-запад.
Вскоре над подбитым фашистским кораблем появилась для его прикрытия группа «мессершмиттов», превосходивших наши самолеты вооружением и в скорости. Тотчас завязался воздушный бой, в итоге которого мы потеряли два самолета. Затем наполз туман, исключивший дальнейшие действия авиации.
Тогда я приказал ближайшим подводным лодкам найти и добить противника.
Приказание о поиске было исполнено без промедления, но поиск ничего не дал. Лодки не обнаружили фашистский корабль, хотя тщательно обследовали большой район. Выйти же за пределы этого района гитлеровцы в такой срок не могли. По всей вероятности, судя по состоянию вражеского эсминца, он затонул в результате [63] повреждений, причиненных ему бомбами с наших самолетов. Что ж — око за око...
Вывод. Гибель «Меридиана» произошла по вине командира, который промедлил с выполнением приказа укрыться в бухте Восточная Лица. Ошибки на войне, связанные с промедлением, чреваты серьезными, даже роковыми последствиями. В данном случае ошибка повлекла за собой жертвы, которых могло не быть, и знать о ней должны командиры всех судов, плавающих на театре.


Другая версия

© Грановский Е., Морозов М., Дашьян А.
Германские эсминцы в бою: Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг.
Часть 1

Поход 22-24 июля 1941 года
В походе приняло участие только четыре эсминца, т.к. "Ганс Лоди" 21 июля приступил к ремонту котлов в Киркенесе. Ка­питан 1 ранга Шульце-Хинрихс держал свой брейд-вымпел на "Гальстере". Несмотря на полярный день, планом операции пре­дусматривалось зайти далеко вглубь советских арктических вод. Однако едва ли такой поход был возможен. Флотилия находилась под пристальным вниманием советской воздушной разведки.

20 июля было отмечено присутствие эсминцев в Киркенесе. ВВС СФ нанесли по ним ряд бомбовых ударов. Вечером 22-го, когда германские корабли находились примерно в 80 милях северо-восточнее Териберки, они были обнаружены и атакованы двумя ГСТ. Это заставило Шульце-Хинрихса изменить курс.

Дальнейшие действия подсказало полученное в 22:40 разведдонесение об "одном советском лидере типа "Ленинград" и двух эскадренных миноносцах". По-видимому, в поле зрения немецкой разведки попали минный заградитель "Канин", эсминцы "Грозный" и "Сокрушительный", совершавшие переход для постановки мин к о. Моржовец. Немцы вновь изменили курс для перехвата этих кораблей, но из-за тумана не нашли их и повернули к побережью Кольского полуострова.

В середине дня 23 июля германские эсминцы были сфото­графированы с воздуха, после чего атакованы гидросамолетом-МБР-2. К полуночи 24 июля они находились в районе бухты Восточная Лица (северо-западнее Иоканги), где их обнаружил пост берегового наблюдения. И несмотря на все это жертвой немецкой атаки стало гидрографическое судно "Меридиан", получившее оповещение о появлении эсминцев противника слишком поздно, чтобы укрыться в глубине бухты. В 01:17 "Меридиан" был потоплен артиллерией "Шёмана". Погибло 46 человек команды, удалось спасти 17 человек. Судно затонуло с большим пожаром, наблюдавшимся на расстоянии 30 миль. Сами же немцы считали, что уничтожили танкер в 2000 брт.

Почти немедленно для удара по кораблям противника в воздух поднялись самолеты ВВС Северного флота, но найдя непри­ятеля, они не смогли опознать его. Два МБР-2 приблизились к "Карлу Гальстеру" и выстрелили красную ракету. Эсминец ответил тем же сигналом, после чего летающие лодки улетели на восток. Около 02:00 два других МБР были также обмануты уже оп­робованным опознавательным сигналом. Один из них приводнился неподалеку от "Байтцена". Этa ошибка оказалась роковой для самолета и его экипажа, эсминец уничтожил МБР огнем своей артиллерии (Приводится немецкая версии. Советские источники не признают каких-либо потерь самолетов от огня германских эсминцев. Дo 05:10 летающие лодки МБР совершили только два вылета).

Через некоторое время примерно в 30 милях от бухты Гавриловская флотилия все же подверглась удару с воздуха. Налеты, в которых в общей сложности приняло участие 3 бомбардировщика СБ, 1 Пе-2, 9 летающих лодок МБР-2 и 2 ГСТ, продолжались с 03:40 до 04:38 без каких-либо результатов. Летчики, как водится в таких случаях, доложили о потоплении одного эсминца противника. Однако действия советской авиации вынудили Шульце-Хинрихса отказаться от продолжения похода в нап­равлении устья Кольского залива и следовать, на базу. В 16:15 24 июля флотилия прибыла в Бек-фьорд.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 09:48

 6.JPG

© Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.— Архангельск: Поморский университет, 2004. -170 с.
ISВN 5-88086-408-1

 7.JPG
2.4. Гибель «Меридиана»

24 июля 1941 г. было потоплено гидрографическое судно «Ме¬ридиан». Под командованием капитан-лейтенанта Егорова В.Г. гису «Меридиан» вышло 22 июля 1941 г. из Кольского залива в Иокань¬гу для снабжения маяков восточного побережья Кольского полуострова и для эвакуации с маяков женщин и детей. Снабдив маяк Харлов и выйдя в направлении губы Восточная Лица, «Меридиан» подвергся нападению четырех немецких эсминцев типа «Редер».
Командир объявил «боевую тревогу» и лег на обратный курс, чтобы укрыться в тумане. Но эсминцы с 30 кабельтовых уже открыли артиллерийский огонь. Снаряды рвались один за другим. «Меридиан» потерял ход и управление. Начался пожар. «Редеры» подошли вплотную и открыли пулеметный огонь по беззащитному судну.
Экипаж под руководством раненого командира мужественно боролся с огнем и поступавшей в пробоины водой. Но надежды на спасение судна таяли.
Машинная команда под руководством механика инженер-капитан-лейтенанта С.И. Дубровина и старшего моториста Заварзина, борясь с поступавшей водой, так и погибла в машинном отделении.
Когда судно начало погружаться в воду, командир приказал всем покинуть «Меридиан».
Плавсредства были разбиты огнем противника и люди бросались за борт, цепляясь за плавающие обломки. Гитлеровцы со свойственной им жестокостью расстреливали людей на воде.
Последним покинул гибнущее судно раненый командир «Меридиана».
Объятый пламенем «Меридиан», оседая на корму, с развевающимся на графеле флагом погрузился в пучину Баренцева моря.
Погибло 46 человек, среди них были женщины и дети. Подошедшие к месту происшествия рыбацкие карбасы подобрали 17 человек, которым оказали медицинскую помощь, а затем доставили в госпиталь Мурманска.
Так погиб в первый месяц войны корабль «Меридиан» — участник-труженик многих походов гидрографов СГЭ в северных морях.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение kostiab » 02 Февраль 2012 09:50

Пост kostiab » 07 дек 2011, 01:08 восстановлен из backup


Я Богданович Константин Аскольдович являюсь внуком Богдановича Изедина Тамирлановича. Очень поражён тем, что эта история представлена общественному мнению. Я её слышал ещё ребёнком. Моя бабушка , пока были силы искала могилу мужа, но так её и не нашла. Может у кого есть сведения о захоранениии моего деда?
kostiab
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 Декабрь 2011 23:55

Гутин Василий Николаевич, ст.политрук, комиссар г/к "Меридиа

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:29

 129-75677667-Гутин.jpg
Номер записи 75677669
Фамилия Гутин
Имя Василий
Отчество Николаевич
Дата рождения __.__.1898
Место рождения Калининская обл., г. Осташков
Место призыва Кировский РВК, Мурманская обл., Кировский р-н
Последнее место службы СФ, г/к "Меридиан" ГО
Воинское звание ст. политрук
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

 011-0000003-0015-00000005-Гутин.jpg
Номер записи 76630718
Фамилия Гутин
Имя Василий
Отчество Николаевич
Последнее место службы СФ
Воинское звание ст. политрук
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 11
Номер описи источника информации 3
Номер дела источника информации 15

 011-0000003-0015-00000066.jpg
Номер записи 76631164
Фамилия Гутин
Имя Василий
Отчество Николаевич
Дата рождения __.__.1898
Последнее место службы СФ, г/к "Меридиан" ГО
Воинское звание ст. политрук
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 11
Номер описи источника информации 3
Номер дела источника информации 15
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дубровин Семен Исидорович, инженер-капитан лейтенант, ст. ме

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:42

 130-75769508_Дубровин.jpg
Номер записи 75769510
Фамилия Дубровин
Имя Семен
Отчество Исидорович
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Юго-Восточная ж.-д, ст. Лиски
Последнее место службы СФ, г/к "Меридиан" ГО
Воинское звание инженер-капитан-лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Алексеев Алексей Иванович, лейтенант, нач.ГМС Иоконьга

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:47

 131-75466356-Алексеев А.И..jpg
Номер записи 75466358
Фамилия Алексеев
Имя Алексей
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Ленинградская обл., Батецкий р-н, д. Подгорье
Последнее место службы СФ, г/к "Мередиан"
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Алексеев Виктор Иванович, ст.лейтенант, нач. Иоконьгского уч

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:50

 132-75466593-Алексеев В.И..jpg
Номер записи 75466595
Фамилия Алексеев
Имя Виктор
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1912
Место рождения Тамбовская обл., Красивский р-н, с. Черновка
Последнее место службы СФ, г/к "Мередиан" ГО
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Богданович Изедин Тамерланович, ст.лейтенант, нач.гидрог.час

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:53

 133-Богданович.jpg
 133-2-Богданович.jpg
Номер записи 75516633
Фамилия Богданович
Имя Изедин
Отчество Тамерланович
Дата рождения __.__.1915
Место рождения г. Житомир
Последнее место службы СФ, ГОСБ
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дуничев Николай Алфеевич, техник-интендант 1 ранга

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 12:56

 134-Дуничев.jpg
Номер записи 75770635
Фамилия Дуничев
Имя Николай
Отчество Алфеевич
Дата рождения __.__.1909
Место рождения Вологодская обл., Петриневский р-н, Пантелеевский с/с, д. Троицы
Последнее место службы СФ, ФО
Воинское звание техник-интендант 1 ранга
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 24.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Март 2014 20:02

Из биографии судна:

Красный Север 1922 № 096. Понедельник 1 мая.

 Красный Север 1922 № 096 Авария Полярного.jpg
Авария „Полярного".

По сведениям, полученным Областьрыбой 19 апреля, зверобойное судно «Полярный» пригнано льдами к торосу около Городецкого маяка и терпит аварию.
У «Полярного» лопнул 31 шпангоут правого борта против угольных ям. Запасов угля остается не более 3 тонн.
Помощь ему оказывает ледокол «Литке» с трудом пробиваясь сквозь тяжелый, сплошной лед без разводья.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 07 Ноябрь 2014 11:51

9 октября 2014 года в Мишуково открыт памятник погибшим членам экипажа и пассажирам гидрографического судна "Меридиан".

 Меридиан _Мишуково_1.jpg
 Меридиан _Мишуково_2.jpg

 Меридиан _Мишуково_3.jpg


ГТРК "Мурман"

"Сегодня в Мишуково прошла торжественная церемония открытия нового памятника, посвящённого погибшим членам экипажа и пассажирам гидрографического судна "Меридиан". Этой мемориальной акцией начался традиционный поход по местам боёв "Рубежи Славы - 2014".
В июле 1941 года гидрографическое судно Северного флота "Меридиан" отправилось из Мишуково в рейс по побережью и на острова - в связи с началом войны нужно было доставить на Большую землю членов семей работников маяков и метеостанций. В районе Харловых островов, у посёлка Захребетное, судно было атаковано тремя немецкими эсминцами.
Директор регионального центра гражданского и патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе Михаил Орешета говорит: "Это было варварство высшей степени, потому что было видно, что идёт гражданское судно. Тем не менее, фашисты и есть фашисты. Они атаковали этот небольшой корабль и буквально расстреляли его".
Не пощадили немцы и тех, кто оказался в спасательных шлюпках и в воде. За происходящим с ужасом наблюдали жители Захребетного. Спасти им удалось лишь 17 человек.
Михаил Орешета отметил: "Эту историю мне рассказала женщина, которая жила в то время в посёлке - она была ребёнком, её звали Катавина Валентина Дмитриевна. Это было страшно, потому что дети, старики и женщины кричали, звали на помощь. Поморы спустили свои карбасы и спасали людей. Ей запомнилось - она с берега увидела детскую ручку, которая над волной цеплялась за какие-то обломки, потом эта ручка исчезла в воде".
В течение нескольких дней жители Захребетного собирали трупы, которых выбросило на берег. Их похоронили в братской могиле. Среди тех, кто выжил, была совсем юная девушка Мугульсума Бурханова. На открытии памятника присутствовала её дочь Раиса Ростовцева.
Жительница посёлка Мишуково Раиса Ростовцева сообщила: "Она зацепилась за брезент, и её волной выкинуло на берег. Подобрали лопари, отогрели, слава Богу, осталась жива. Мужчина, который был около неё - она говорила, у него было четверо детей и разряд по плаванью - утонул. Ещё одного мужчину я знала - дядя Ваня, они жили в городе, вместе тонули, он тоже жив был".

Жители Мишукова чувствуют себя наследниками и продолжателями дела предыдущих поколений гидрографов, поэтому идею установки памятника не только горячо поддержали, но и вместе с молодёжью в свободное время участвовали в его создании.
Глава сельского поселения Междуречье Татьяна Яковлева рассказала: "Сейчас идет работа по благоустройству. Мы уже многое сделали совместно - администрация сельского поселения и ребята, которые занимаются этой святой, я считаю, работой по восстановлению памяти и восстановлению имён погибших в Великой Отечественной войне".
Председатель североморской городской организации гражданского персонала Вооружённых сил России Сергей Кошкарёв проинформировал: "Мы, представители гидрографической службы Северного флота, так сказать, потомки. Люди, присутствующие здесь - это члены экипажей, работники маячных отделений, считаем, что памятник нужен. Хотим предложить профсоюзной организации войсковой части, которая здесь базируется, после его торжественного открытия взять шефство над памятником, потому что память должна жить. Те должности 39 гидрографов, которые погибли - эти должности есть и сейчас на судах гидрографической службы Северного флота".
Открытие памятника в Мишуково стало отправной точкой в традиционном походе по местам боёв "Рубежи Славы". Завершится он 15 октября, в Печенге, в день 70-летия её освобождения."

И море загорелось... Опубликовано: «Мурманский вестник» от 10.10.2014

"- Эта история мучила меня уже лет тридцать - и лишь сейчас удалось найти архивные данные, которые пролили на нее свет. Теперь мы знаем имена всех 47 погибших на потопленном фашистами практически безоружном судне, - говорит Михаил Орешета, краевед, писатель, директор регионального центра гражданского и патриотического воспитания и подготовки к воинской службе. Вчера в Мишукове торжественно открыли обелиск, установленный в память о трагедии гидрографического судна «Меридиан», затонувшего в районе острова Харлов в июле 41-го.

История эта попала на стол к Михаилу Орешете еще в 1984 году. В своих воспоминаниях ее поведала Валентина Катавина, ребенком ставшая очевидцем гибели «Меридиана». Однако ни имени погибшего судна, ни подробностей бывшая жительница поморского поселочка Захребетное, невдалеке от которого разыгралась драма, естественно, не знала. Зацепиться можно было лишь за приблизительные координаты и приблизительную же датировку.

Только в конце прошлого года краеведам удалось раскопать точные данные. Сделал это соратник Орешеты по поисковому делу Факил Сагатаев, благодаря которому многим погибшим героям удалось вернуть имена. В архивной работе он ас. Вот и на скромном обелиске, установленном на спонсорские деньги, есть имена 46 членов экипажа и пассажиров «Меридиана». Невыясненными остались лишь данные трех погибших детей - их в судовую роль, увы, не вносили.

На траурном митинге звучали слова о героизме и подвиге. Но история «Меридиана», на мой взгляд, не о подвиге, а о жертве. И в том числе жертве самонадеянности тех, кто отправил судно в рейс.

«Меридиан» вышел в море 22 июля 1941 года - ровно через месяц после начала войны. Известно, что до конца сорок первого немецкие подлодки, что называется, паслись у Кильдина практически безнаказанно. Вражеский флот у ворот Мурмана господствовал. Однако маленькое гидрографическое судно, оснащенное лишь одним пулеметом, отправили без охранения. Как свидетельствуют архивы и воспоминания, в штабе посчитали, что погода - густой туман - позволит «Меридиану» самостоятельно выполнить задачу и вернуться. А задача была в тех условиях непростой: дойти до Йоканьги, заходя на каждый маяк и метеостанцию побережья, чтобы доставить туда груз продовольствия и забрать на Большую землю семьи персонала. Жен и детей служителей маяков и станций.

К 27 июля «Меридиан» под командованием капитан-лейтенанта Егорова добрался до Семиостровского рейда. Доставил груз на маяк острова Харлов, принял очередных пассажиров. И получил радиограмму из штаба: в южной части Белого моря замечены немецкие эсминцы. Егорову приказали - нет, не спасать пассажиров, а немедля выйти в море, достичь губы Восточная Лица и там укрыться. Больше того, от командира требовали срочно подтвердить получение радиограммы, то есть выйти в эфир - а значит, обнаружить себя.

Командир выполнил приказ не сразу - ответ в штаб он направил, лишь выйдя в море, надеясь, что в тумане удастся проскользнуть мимо врага незамеченным. Не удалось. Четыре немецких корабля немедленно открыли артиллерийский огонь по «Меридиану». Судно потеряло управление и вскоре загорелось. Полыхали стоявшие на палубе бочки с горючим, вскоре огонь охватил судовые помещения. Несколько членов экипажа погибли, сражаясь с ним...

- Все происходило на глазах у жителей поселка Захребетное, среди которых была Валентина Катавина, - рассказывает Михаил Орешета. - Она вспоминала, как на море поднялась стрельба, как вспыхнул корабль, как загорелось море, в которое падали бочки с горючим. Люди в спасательных поясах бросались в воду, стоял жуткий крик, просили помощи. Самое страшное было видеть, как детские ручки цеплялись за обломки судна - и уходили под воду.

После артобстрела немцы подошли еще ближе и открыли пулеметный огонь по людям, пытавшимся удержаться на воде. Но несколько поморов, не страшась смерти, вышли в море на карбасах и сумели спасти 17 человек.

Тела остальных море несколько дней выносило на берег... Их похоронили местные жители. И только теперь, когда имена жертв установлены и увековечены, они, по выражению Орешеты, словно вернулись в поселок Мишуково, куда так и не смог дойти «Меридиан».

Татьяна БРИЦКАЯ, Мишуково - Мурманск"
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 09 Ноябрь 2014 21:34

Только в конце прошлого года краеведам удалось раскопать точные данные. Сделал это соратник Орешеты по поисковому делу Факил Сагатаев, благодаря которому многим погибшим героям удалось вернуть имена. В архивной работе он ас. Вот и на скромном обелиске, установленном на спонсорские деньги, есть имена 46 членов экипажа и пассажиров «Меридиана». Невыясненными остались лишь данные трех погибших детей - их в судовую роль, увы, не вносили.


На обелиске только 39 фамилий. Причем с ошибками.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 10 Ноябрь 2014 12:17

ББК-10 пишет:
Только в конце прошлого года краеведам удалось раскопать точные данные. Сделал это соратник Орешеты по поисковому делу Факил Сагатаев, благодаря которому многим погибшим героям удалось вернуть имена. В архивной работе он ас. Вот и на скромном обелиске, установленном на спонсорские деньги, есть имена 46 членов экипажа и пассажиров «Меридиана». Невыясненными остались лишь данные трех погибших детей - их в судовую роль, увы, не вносили.


На обелиске только 39 фамилий. Причем с ошибками.


Про 46 человек написано у Головко ("Вместе с флотом"), вероятно оттуда и взяли.
"...46 человек, в том числе пять женщин и трое детей, погибли при
потоплении "Меридиана"..."
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2014 13:31

Меня не смущает то, что написано у Головко.
Цифра 46 вполне согласуется с приведенными выше документами: 6 в/сл.+36 гражд.+3 детей=45 чел.+Заварзин (ст.моторист из публикации Р.Саляева, документов не обнаружено)=46 чел.

Меня смущает то, что написала в своей публикации Т. Брицкая :
Вот и на скромном обелиске, установленном на спонсорские деньги, есть имена 46 членов экипажа и пассажиров «Меридиана»

Она или не видела обелиска, или видела, но не удосужилась пересчитать фамилии на табличке.

Про очепятки на обелиске, от "асов архивной работы", позже.
Последний раз редактировалось ББК-10 10 Ноябрь 2014 20:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2014 20:45

Однако продолжим, про "очепятки", хотя в русском языке есть более точное определение, к сожалению ...
ЦВМА ф. 864, оп. 1, д. 1302
viewtopic.php?f=59&p=54345#p33640
Командный состав погибший 24.07.1941 года на г/с "Меридиан" ГО СФ
1. Гутин Василий Николаевич, ст.политрук, комиссар г/к "Меридиан", 1898г.
2. Дубровин Семен Исидорович, инженер-капитан лейтенант, ст. механик г/к "Меридиан", 1914г.
3. Алексеев Алексей Иванович, лейтенант, нач.ГМС Иоконьга, 1918г.
4. Алексеев Виктор Иванович, ст.лейтенант, нач. Иоконьгского уч-ка ГО СФ, 1912г.
5. Богданович Изедин Тамерланович, ст.лейтенант, нач.гидрограф.части ГО СФ, 1915г.
6. Дуничев Николай Алфеевич, техник-интендант 1 ранга, ст.инспектор ФО СФ, 1909г.

чем можно объяснить присутствие на обелиске 3-х первых фамилий и отсутствие 3-х остальных?
Есть такой документ: ЦВМА ф.864, оп.1,д.1306
 Трое 864-0000001-1306-00000025.jpg
 Трое 864-0000001-1306-00000026.jpg

есть еще другой: ЦВМА ф.691, оп.1, д.7
 Трое 691-0000001-0007-00000008.jpg


Интересно, какие слова скажут организаторы мероприятия этому человеку:
kostiab пишет:Я Богданович Константин Аскольдович являюсь внуком Богдановича Изедина Тамирлановича. Очень поражён тем, что эта история представлена общественному мнению. Я её слышал ещё ребёнком. Моя бабушка , пока были силы искала могилу мужа, но так её и не нашла. Может у кого есть сведения о захоранениии моего деда?


Памятник всем погибшим на "Меридиане" вроде появился. Но фамилии Богдановича И.Т. там нет ...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2014 21:26

 Сотников ИФ.jpg
На сапожнике Сотникове И.Ф., указанным в списке погибших на "Меридиане", остановлюсь особо, поскольку он мой земляк.
Документ: ЦВМА ф.849 оп.2, д.56
 0849-0000002-0056-00000025.jpg

1. Сотников Иван Федорович, 1915 г.р., мастер-сапожник, б/парт., место рожд.:Вологодская область, Грязовецкий район, Жилинский с/совет, д.Клокуново (правильно Кликуново), рабочий, русский, вольнонаемный, в КА с 22.10.1940 г., наград не имеет, Погиб при исполнении служебных обязанностей во время налета авиации противника 15.08.1941 г., скромный, выдержанный. Производственные задания выполнял на 100-120%, Погребен на кладбище г.Мурманска, Жена Сотникова Анастасия Васильевна, г.Мурманск, Угольная база, дом № 31, кв.5, комната № 1., мать Сотникова Мария Павловна, г.Мурманск, ул.Красная. Родственникам о смерти сообщено устно.

Что-ж вы его за три недели до гибели похоронили "ассы архивные" ?
Последний раз редактировалось ББК-10 11 Ноябрь 2014 15:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2014 21:37

Про остальные "очепятки", пяток штук еще есть, завтра.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2014 12:44

Данные на мемориальной доске противоречащие списку потерь вольнонаемного состава на г/с "Меридиан" 24.07.1941 г.
(ЦВМА ф.849, оп.2, д.56):

строка 6. Гагарин Михаил Дмитриевич, матрос 3 класса, 1911г. - ошибка в отчестве (М.Ф.).
строка 15. Костров Дмитрий Михайлович, плотник, 1894г. - ошибка в фамилии (Костро Д.М.).
строка 18. Коптяков Михаил Васильевич, 2-й механик, 1915г. - ошибка в фамилии (Коптяев М.В.).
строка 24. Мохнаткин Василий Степанович, машинист, 1912г. - отсутствуют инициалы.

Отсутствует в списке:
Мокин Павел Сергеевич, радиотехник, 1914г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 20 Ноябрь 2014 11:31

По Книге Памяти Мурманской области. Т. 1-2.

1. Александров Иван Андреевич
2. Алексеев Алексей Афанасьевич
 Александров ИА.jpg

3. Алексеев Фёдор Иванович
 Алексеев ФИ.jpg

4. Баганов Михаил Александрович
 Баганов МА.jpg

5. Большаков Геннадий Александрович
 Большаков ГА.jpg

6. Иванов Александр Михайлович
 Иванов АМ.jpg

7. Иванов Михаил Леонтьевич
 Иванов МЛ.jpg

8. Карпов Геннадий Владимирович
 Карпов ГВ.jpg

9. Коноплев Яков Дмитриевич
 Коноплев ЯД.jpg

10. Лебедев Петр Афанасьевич
 Лебедев ПА.jpg

11. Любимов Степан Георгиевич
 Любимов СГ.jpg

12. Михайлов Борис Иосифович
 Михайлов БИ.jpg

13. Рогозин Егор Парфентьевич
 Рогозин ЕП.jpg

14. Рожков Алфей Александрович
 Рожков АА.jpg

15. Савельев Лев Васильевич
 Савельев ЛВ.jpg

16. Салюков Виктор Федорович
 Салюков ВФ.jpg

17. Сергеев Александр Андреевич
 Сергеев АА.jpg

18. Цветков Иван Петрович
 Цветков ИП.jpg


Естужев Фёдор Ефимович - ? (вероятно опечатка, Бестужев Федор Ефимович, плотник, 1914г.)
 Естужев ФИ.jpg
Последний раз редактировалось dimas_p 20 Ноябрь 2014 11:35, всего редактировалось 1 раз.
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 11:35

Обсуждалось как-то ранее.
"Книги Памяти" - это полный мрак...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 20 Ноябрь 2014 11:38

ББК-10 пишет:Обсуждалось как-то ранее.
"Книги Памяти" - это полный мрак...


Но несколько фамилий совпадают с уже известными.
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 11:48

77725162
Донесения о безвозвратных потерях
Номер донесения 260
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 12.01.1942
Название части гидрограф. отдел СФ
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 849
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 59

 fullimage0849-0000002-0059-00000005.jpg
 fullimage0849-0000002-0059-00000006.jpg
 fullimage0849-0000002-0059-00000007.jpg
 fullimage0849-0000002-0059-00000008.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 20 Ноябрь 2014 14:27

ББК-10 пишет:77725162
Донесения о безвозвратных потерях
Номер донесения 260
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 12.01.1942
Название части гидрограф. отдел СФ
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 849
Номер описи источника информации 2
Номер дела источника информации 59


Понятно, у меня в ОБД эти данные не находились.
остаются
1. Алексеев Алексей Афанасьевич
2. Алексеев Фёдор Иванович
3. Карпов Геннадий Владимирович
4. Любимов Степан Георгиевич



Витязев записан как, "смертельно ранен - похоронен на городском кладбище Мурманска."
многие записаны погибшими 27 июля.
 Список потерь и раненых вольнонаёмных_04.jpg
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 15:01

dimas_p пишет:остаются
1. Алексеев Алексей Афанасьевич
2. Алексеев Фёдор Иванович
3. Карпов Геннадий Владимирович
4. Любимов Степан Георгиевич

Посмотрел Ваши данные из КП Мурманской области.
Вот результат сравнения:
Из 18 фамилий три подходят, причем все три с ошибками!

    1. Александров Иван Андреевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    2. Алексеев Алексей Афанасьевич = ошибка в очестве = Алексеев Алексей Иванович, лейтенант, нач.ГМС Иоконьга, 1918г.
    3. Алексеев Фёдор Иванович = ошибка в имени = Алексеев Виктор Иванович, ст.лейтенант, нач. Иоконьгского уч-ка ГО СФ, 1912г. (в КП есть и такая запись)
    4. Баганов Михаил Александрович - ошибка в фамилии, к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    5. Большаков Геннадий Александрович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    6. Иванов Александр Михайлович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    7. Иванов Михаил Леонтьевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    8. Карпов Геннадий Владимирович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения; лейтенант, погиб в разведке 14.11.1941 г.
    9. Коноплев Яков Дмитриевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    10. Лебедев Петр Афанасьевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    11. Любимов Степан Георгиевич = ошибка в фамилии и отчестве = Любов Степан Григорьевич, ст.пом.командира, 1909г.
    12. Михайлов Борис Иосифович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    13. Рогозин Егор Парфентьевич - ошибка в фамилии и отчестве, к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    14. Рожков Алфей Александрович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    15. Савельев Лев Васильевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    16. Салюков Виктор Федорович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    17. Сергеев Александр Андреевич - к г/с "Меридиан" не имеет отношения
    18. Цветков Иван Петрович - к г/с "Меридиан" не имеет отношения

У меня сложилось убеждение, что в Книге Памяти на г/с "Меридиан" поместили ВСЕХ ПОГИБШИХ в 1941 г. из Гидрографического отдела СФ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 16:33

dimas_p пишет:3. Карпов Геннадий Владимирович

Про Карпова отдельно, хотя он и не с "Меридиана"

Карпов Геннадий Владимирович 1918г.р.
Звание: лейтенант
в РККА с 1936 года
№ записи: 50047438

Орден Красного Знамени
 196.jpg
 197.jpg
 198.jpg
Представление на награждение №: 1 от: 08.11.1941 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 460
№ записи: 50047176

 0691-0000001-0007-00000011.jpg
072497
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Карпов
Имя Геннадий
Отчество Владимирович
Дата рождения/Возраст 05.12.1918
Место рождения Украинская ССР, Киевская обл., м. Фастов
Последнее место службы СФ
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 14.11.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 691
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 7


 0767-0000003-0014-00000022.jpg
77724484
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Карпов
Имя Геннадий
Отчество Владимирович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Украинская ССР, Киевская обл.
Дата и место призыва __.__.1936
Последнее место службы СФ, штаб части РО
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 14.11.1941
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 767
Номер описи источника информации 3
Номер дела источника информации 14
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 20:15

dimas_p пишет:Понятно, у меня в ОБД эти данные не находились.
остаются
1. Алексеев Алексей Афанасьевич
2. Алексеев Фёдор Иванович
3. Карпов Геннадий Владимирович
4. Любимов Степан Георгиевич

Попробуем поискать.
по п.1 делаем запрос, и получаем ответ:
 запрос Алексеев-4.jpg
 запрос Алексеев-4-4.jpg


Повторим запрос с другими данными, получаем ответ:
 запрос Алексеев-1-1.jpg
 запрос Алексеев-1.jpg


по п.2 делаем запрос, и получаем ответ:
 запрос Алексеев--2-2.jpg
 запрос Алексеев-2.jpg


Повторим запрос с другими данными, получаем ответ:
 запрос Алексеев-3.jpg
 запрос Алексеев-3-3.jpg



Продолжать?
Последний раз редактировалось ББК-10 22 Ноябрь 2014 12:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 20 Ноябрь 2014 21:47

Во всей истории "Меридиана" мне пока не ясен момент с информацией от Рашида Саляева:
Героически вела себя машинная команда. Механик капитан-лейтенант Дубровин и старший моторист Заварзин, борясь с поступающей водой, погибли в машинном отделении.

Единственный кандидат Заварзин Иван Артемьевич, к/ф, рулевой, 1907, Архангельская обл., Каргопольский р-н., д.Карповка, погиб на СКР-23 "Муссон" 11 октября 1942 г. в пр. Маточкин Шар.

Других Заварзиных, погибших на СФ, ОБД "Мемориал" не знает:
 запрос Заварзин.jpg
 запрос Заварзин-2.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение dimas_p » 04 Ноябрь 2015 23:39

В книге Владимира Сорокажердьева "Морские тайны и трагедии севера. 1939-1945" в списке погибших на "Меридиане" есть ещё: Кафезон К.Ф. (?), финансовый работник; Симаков ..., мальчик; Симаков ..., грудной мальчик; Симакова ..., девочка.
dimas_p
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение Сагатаев Факил » 15 Ноябрь 2015 12:02

Здравствуйте все!
Поздненько набрел я на ваш форум. Оказывается еще в 12-м году были здесь материалы по "Меридиану".
А я начал поиски с этого сообщения от Орешеты: "Откопал в своем архиве. В Захрибетном есть захоронение моряков СФ. Бабушка вспоминает фамилию Барабошка или "ко"." и в итоге вышел на ГС "Меридиан". По поводу язвительных высказываний уважаемого тов.ББК-10 поясняю что список составлялся не мной, я только предоставил материалы. Ошибки постоянно возникают на разных стадиях вплоть до изготовления плиты, и такое есть на всех мемориалах. Теперь по существу.
Что касается Сотникова И.Ф. - его включили, видимо, чисто механически с этого листа донесения. Согласен что его не должно быть в списках, во-первых, он не с ГС "Меридиан", во-вторых, он похоронен в Мурманске. Также, как похороненный в Мурманске, должен был быть исключен из списка и Витязев А.В.
По этой же причине мной не были поданы на увековечение Алексеев В.И., Богданович И.Т., Дуничев Н.А. Я не сторонник многократного увековечения одного и того же человека в разных местах.
Димасу спасибо за фотографии, до сих пор их у меня не было.
С уважением, Факил

№ 15-314с 1 (выпис).jpg
Сагатаев Факил
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 Ноябрь 2015 00:46

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 15 Ноябрь 2015 19:52

Поздненько набрел я на ваш форум. Оказывается еще в 12-м году были здесь материалы по "Меридиану".

Они были гораздо раньше.

По этой же причине мной не были поданы на увековечение Алексеев В.И., Богданович И.Т., Дуничев Н.А. Я не сторонник многократного увековечения одного и того же человека в разных местах.

Уважаемый, документы представьте, что они уже где-то увековечены.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 15 Ноябрь 2015 20:05

Теперь по существу.

Изображение
Вы установили знак в память ВСЕХ ПОГИБШИХ НАХОДИВШИХСЯ НА ЕГО БОРТУ.
Вы же устанавливали его не на захоронении конкретных людей. Почему на нем НЕТ ФАМИЛИЙ ВСЕХ ПОГИБШИХ ?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение Сагатаев Факил » 16 Ноябрь 2015 06:58

Для ББК-10, находящегося, по-видимому, в танке, повторю еще раз что к изготовлению плит я отношения не имею. Мой вклад ограничился предоставлением материалов из ОБД. Что касается увековечения похороненных в Мурманске, то остается надеяться что и они со временем будут увековечены. Для этого внуку того же Богдановича И.Т. стоило бы похлопотать об этом. Нужно лишь обратиться в Мурманский областной военкомат с приложением документов из ОБД. Ну и ждать когда оно свершится, это увековечение. Под лежачий камень вода не течет, как известно.
Кстати, и Вы, ув.ББК-10 могли бы принять в этом какое-то участие. Это было бы полезнее чем впустую изливаться желчью по поводу уже сделанного на страницах форума.
Сагатаев Факил
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 Ноябрь 2015 00:46

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 16 Ноябрь 2015 07:33

:no:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение ББК-10 » 16 Ноябрь 2015 07:36

Сагатаев Факил пишет:Кстати, и Вы, ув.ББК-10 могли бы принять в этом какое-то участие. Это было бы полезнее чем впустую изливаться желчью по поводу уже сделанного на страницах форума.

Особенно, если учесть, что 99,99% информации в данном разделе, собрано ББК-10.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4779
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение Сагатаев Факил » 17 Ноябрь 2015 15:41

Ну, тем более! Я еще не начинал осваивать материал форума, но теперь буду заглядывать сюда и, уверен, найду много интересного.
У меня тоже собрано сведений о погибших и пропавших без вести на нашем направлении более чем на 30 тыс.человек. Очень большая часть из них нигде не увековечена. Что касается флота, то имена подводников выбиты хотя бы в Долине Славы в общей массе, а вот с надводниками - беда, их имен нет на мемориалах. Несправедливо.
Сагатаев Факил
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 Ноябрь 2015 00:46

"Меридиан", гидрографическое судно

Сообщение Сагатаев Факил » 18 Ноябрь 2015 09:30

Задал вопрос по допущенному "косяку" Орешете М.Г. Оказывается сведения об этом у него были уже и до моего обращения и вроде как даже должны были убрать имя Сотникова И.Ф. с плиты мемориала. Осталось только проверить выполнено ли отданное им распоряжение. Имя Витязева А.В. он решил оставить. Вот такие дела.
Сагатаев Факил
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 Ноябрь 2015 00:46

След.

Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения