«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 13:24

Газета "Нарьяна вындер" ("Красный тундровик")
№20 (18566), понедельник, 14 февраля 2005 г.


Трагедия в Баренцевом море: новые факты
© Василий ХАБАРОВ

17 августа 1942 года в результате нападения немецкой подводной лодки погибли буксирный пароход «Комсомолец» и баржи «ПЗ» и «ПУ».

Мне пришлось познакомиться со многими газетными статьями об этих событиях, в которых я постоянно находил противоречия. Трудно было найти истину в названиях погибших судов и количестве присутствующих на них пассажиров. Некоторые источники утверждали, что на баржах находилось триста человек, другие писали - более семисот. Мне же неоднократно приходилось слышать как во время, так и после войны, что на баржах находилось по триста человек на каждой. Надеюсь, что данной статьей мне удастся разрешить некоторые противоречия.
16 августа 1967 года в статье «Последний рейс», опубликованной в газете «Няръяна вындер» (автор А. Рочев) говорится, что в результате нападения подводной лодки на караван судов буксирный пароход «Комилес», баржи «ПЗ» и «ПУ» были потоплены, а поврежденный пароход «Комсомолец» выбросился на мель. Пароход «Норд» сумел уйти в Хабарово. Погибло 305 человек.
17 августа 1972 года (газета «НВ» № 164) в статье «Это случилось тридцать лет назад» капитан Нарьян-Марского морского порта В. Попов пишет: «Пароход «Вытегра», вышедший из Архангельска во второй половине июля 1942 года с грузом для порта Амдерма и пункта Хабарово, был вынужден выброситься на берег в районе Табседы, преследуемый немецкой подводной лодкой. Для спасения груза и судна руководством Северного морского пароходства была организована спасательная экспедиция. Чтобы разгрузить «Вытегру», по специальному распоряжению начальника Северного морского пароходства из Нарьян-Марского морского порта были направлены портовые буксиры «Комсомолец» и «Норд» с несамоходными баржами «ПЗ» и «ПУ». Руководство операцией было возложено на капитана морского порта А.С. Козловского».
Буксирный пароход «Норд» был приписан к Архангельскому морскому порту. Каким же образом он оказался в составе спасательной экспедиции? «Норд» с мая 1942 года был сдан в аренду в Хабарово. 3 июля 1942 года он пошел в Печору с баржой «ПУ» на буксире и с пассажирами в количестве 540 человек.
Конечно, хотелось бы знать социальный состав пассажиров, возраст, конечный пункт поездки. Почему они в таком количестве в военное время оказались не на пассажирском или грузовом судне, а на барже - без боевого охранения, без вооружения...
«30 июля караван судов прибыл в Табседу, и экипажи судов приступили к разгрузке «Вытегры», - пишет В. Попов. - 4 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с гружеными баржами вышли из Табседы в Амдерму, куда прибыли 8 августа и приступили к частичной выгрузке. После Амдермы караван направился в Хабарово, куда прибыл уже 10 августа и был успешно разгружен. 16 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с баржами «ПЗ» и «ПУ», на которых были люди (по 300 человек на каждой), вышли в Нарьян-Мар.
...17 августа всплыла вражеская подводная лодка и начала варварский обстрел судов. Была пробита труба «Комсомольца», перебит штуртрос, получена пробоина в корпусе. Видя безвыходность положения, «Комсомолец» выбросился на мель в районе Матвеева острова в Болванской губе Баренцева моря.
Буксирный пароход «Норд», оставив свою баржу «ПЗ» и спасательные шлюпки, форсированным ходом ушел в Хабарово для сообщения военному командованию о нападении фашистской подводной лодки на караван».
Караван не имел на вооружении ни пушек, ни пулеметов.
Вот что пишет в статье «Имя палача известно» («НВ» от 1 августа 1979 года) писатель Владимир Беляев: «А теперь более точные данные о потопленных буксирах и баржах. В 7 часов 10 минут 17 августа 1942 года по приказу Генриха Бродды к западу от пролива Югорский шар его подчиненные уничтожили артиллерийским огнем буксир «Норд» («Комилес»). Из тех же орудий они потопили баржу «ПЗ»...
«В 8 часов 10 минут был затоплен буксир «Комсомолец». Оставалась на плаву баржа «ПУ». В 9 часов 20 минут по приказу Генриха Бродды субмарина V-209 выпустила в баржу торпеду».
«...19 мая 1943 года подводная лодка V-209 покинула Арктику и вышла на север Атлантического океана. Ее настигли к юго-востоку от мыса Фареуэлл союзные (английские) фрегаты «Джед» и «Сеннен». Глубинными бомбами моряки забросали лодку, и Генрих Бродда со своим экипажем остались на дне», пишет Беляев.
Как выяснилось, буксирный пароход «Норд» и теплоход «Комилес» - два разных судна. Во время трагедии теплоход «Комилес» находился в рейсе Архангельск-Англия - Архангельск.
«10 августа 1942 года началась погрузка судна, и 21 августа теплоход прибыл в Лох-Ю».
В донесении своему военному командованию (с 1936 года всеми подводными силами фашистской Германии командовал гросс-адмирал К. Дениц, с 1943 года главнокомандующий ВМФ. Активный участник разработки планов мирового господства, сторонник неограниченной подводной войны. Военный преступник. Осужден Нюрнбергским трибуналом) Генрих Бродда лукавил. Пароход «Норд» не был потоплен 17 августа 1942 года.
В вахтенном журнале диспетчерской Северного государственного морского пароходства (позиция судов) имеется запись от 10 октября 1942 года о прибытии парохода «Норд» в Архангельск (Кр. Пристань) и о постановке его на ремонт в мастерские пароходства на Моисеевом острове.
В госархиве Архангельской области палубного журнала парохода «Норд» с июля 1942 по март 1943 года не имеется, так что документально установить количество пассажиров, погибших во время трагедии, не представляется возможным. Думаю, что В. Попов, назвав количество пассажиров в 300 человек на каждой барже, пользовался какими-то материалами. Он указал в статье точные даты движения каравана по маршруту на основании документов.
Нет ничего удивительного в том, что в госархиве Архангельской области нет палубного журнала парохода «Норд» за вышеуказанный период. Видимо, он был изъят для расследования трагедии и где-то в другом месте приобщен к делу. Возможно, использовался для предъявления обвинений военным преступникам.
В заключение хотелось бы поблагодарить директора Архангельского областного госархива Н.А. Шумилова, начальника отдела публикаций и использования документов Т.А. Санакину, сотрудника П.Е. Дашличину за отзывчивость и кропотливость.



Газета "Нарьяна вындер" ("Красный тундровик")
№43 (18588), понедельник, 28 марта 2005 г.


Трагедия в Баренцевом море: полная версия
© Михаил СПИРИХИН,
бывший работник Нарьян-Марского морского порта

14 февраля 2005 года в газете «Няръяна вындер» была напечатана статья В.П.Хабарова «Трагедия в Баренцевом море: новые факты». Об этой трагедии, случившейся 17 августа 1942 года, написано множество статей и очерков в разные годы и везде приводятся разные данные о количестве погибших и спасенных, а также о потопленных из этого каравана судах. Я же хочу разъяснить ситуацию с буксирным пароходом «Комилес» и попробую дать полную картину трагедии, основываясь на архивных данных и литературных источниках.

Да, действительно В.П. Хабарову на его запрос пришел ответ из Архангельского архива о том, что пароход «Комилес» во время этой трагедии находился в Англии. Все дело в том, что это было совсем другое судно, но с тем же названием - «Комилес». Согласно архивных данных и данных справочников и книг, пароход «Комилес» прибыл в составе 13-ти судов из Дальневосточного пароходства на север в 1942 году Северным морским путем. Это было крупнотоннажное судно с немалым экипажем, и к тому же имело вооружение. 17 августа 1942 года в составе каравана был потоплен небольшой буксирный пароход «Комилес». По всей вероятности, он принадлежал Печорскому лесозаводу, который до 1942 года находился в подчинении системы «Комилеса» и в дальнейшем был передан в Наркомат рыбпрома. Это был старенький буксир, он, видимо, давно трудился на территории Печорского порта. Ветеран округа П.М. Спирихин вспоминает такой случай. В 1933 или в 1934 году глубокой осенью случился пожар - загорелся тогдашний Клуб моряков. В тушении пожара принимал участие буксирный пароход «Комилес», благодаря которому удалось отстоять здание клуба, сгорела только крыша. С судна были брошены два пожарных рукава и судовым насосом подавалась вода. Пока нет данных, каким образом буксир оказался в Хабарове, но то, что он был неисправен, подтверждается документами.
* * *
«КОМИЛЕС» - букс. пароход.
Дата и место гибели - 17.08.42, Печорское море, у острова Матвеев, 69°30' с.ш., 58°32' в.д.
Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500») на буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/х «Комилес» на буксире, следовал из Хабарова в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот. рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар А.С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Kolшег I. [43], 3.199.
Источник:
«Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

* * *

В нашем краеведческом музее также есть много документов об этой трагедии. Совсем недавно издана книга А.А. Сергеева «Германские подводные лодки в Арктике. 1941-1942 год». Книга основана исключительно на документах. Эти документы до сих пор нигде не публиковались. Огромное спасибо директору музея Е. Г. Меньшаковой за предоставление этой информации. Я считаю, что это очень интересные факты. Напомню, что автор ссылается на следующие документы: БУНДЕСАРХИВ RM 98/413 KTBU-209 19.08.1942 г. ОЦВМА фонд 12, дело 6580, листы 494-495.

* * *
Итак, 16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного Отряда БВФ капитаном 1 ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а «Комсомолец» - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя» и предназначались для работ на объекте НКВД № 300. Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар без охранения, несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд».
17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.

* * *
В качестве первой цели для атаки Бродда (Генрих Бродда - командир ПЛ U-209) выбрал баржу П-4. К 7.00. она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.
Пока U-209 была занята расстрелом баржи, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.
Разделавшись с «Комсомольцем», Бродда решил добить баржу П-4. В 07.10. с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 07.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.
В 07.20., бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести «Комилес» и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.
В 08.00. U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила «Комилес» артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженого углем. В 08.05. Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.

* * *
Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 08.10. снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08.15. подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08.31. лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, Бродда в 09.20. выпустил торпеду из аппарата № 4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.
В 09.51. U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов, и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2-3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40. он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.

* * *
Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00. на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.
В 14.40. при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00. приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.

К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во-первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается непонятно. Во-вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода «Хоному», хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей.

* * *

Вечером U-209 обогнула остров Междушарский с восточной стороны, пройдя через пролив Костин Шар. 19 августа в 08.05. по пеленгу 90° сигнальщики обнаружили за кормой силуэт подводной лодки. Это была U-456 под командованием капитан-лейтенанта Тейхерта, которая утром 15 августа вышла из Киркенеса к Новой Земле и уже в боевом походе получила указание пополнить артиллерийский запас U-209. Из-за сильного волнения моря осуществить передачу снарядов у северо-западного побережья острова Междушарский не удалось. Посовещавшись, командиры приняли решение сделать это прямо в проливе Костин Шар. Однако и там у немцев возникли проблемы. В 13.10. на дистанции 7000 метров сигнальщики обнаружили 4 сторожевых корабля, открывших по лодкам артиллерийский огонь. Это были СКР-19, ТЩ-39, ТЩ-58 и мотобот «Полярник», находившиеся в дозоре. U-209 и U-456, следуя строем кильватера, изменили курс и начали уходить в сторону моря. При этом последняя открыла ответный огонь по противнику. Бродда, не упускавший возможности применить артиллерию
, мог только сожалеть об отсутствии снарядов на своем корабле. На этот раз ему выпала лишь роль наблюдателя.
Между тем подводные лодки продолжали двигаться в надводном положении. Малые глубины не позволяли им уйти под воду, да и особой надобности в этом не было. Точность огня советских кораблей оставляла желать лучшего. Их снаряды ложились далеко за кормой. Примерно в 13.40. последний из них исчез за горизонтом.
Оторвавшись от противника, немецким командирам, наконец, удалось осуществить задуманное. В 18.30. в двух милях от западного побережья полуострова Гусиная Земля с U-456 на U-209 было перегружено 80 снарядов к 88-миллиметровому орудию. Это удалось сделать всего за 20 минут. Затем обе лодки погрузились и потеряли контакт друг с другом.

* * *
В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира «Комилес». Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, «Норд» застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир «Комсомолец», поврежденный многочисленными попаданиями снарядов, не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
В 17.10. тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего «Комсомольца». Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда «Норд» снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.
В 19.50. оба тральщика и буксир «Норд» снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово.

* * *
Несколько слов о буксирном пароходе Печорского порта г. Нарьян-Мара «Комсомолец».
Это был трудяга-буксир, который занимался портовыми работами, а также буксировкой барж из района Фарихи в порт. Во время ВОВ «Комсомолец» был передан в аренду строительства № 300 НКВД. Я не буду описывать последний рейс судна. Небольшой рассказ об этом есть в книге «Нарьян-Марский морской порт - 70 лет». Авторы А.М. и М.А. Спирихины. Есть информация и в Энциклопедическом словаре НАО. Небольшая справка:
Б/п «Комсомолец» построен в Норвегии в 1866 г., бывшее название - «Сарпен».
Длина - 26,7 м., Шир.-6 м., выс. Борта - 2,45 м., мощ. маш.- 320 л.с., скор. - 7 узлов.
Пришел в порт в 1934 г. После этой трагедии, ровно через 2 года, был снят с мели и отбуксирован в Нарьян-Мар. После капремонта очень непродолжительное время работал в порту.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 19:25

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«КОМИЛЕС» бук. п/х.

Дата и место гибели — 17.08.42, Печорское море, у о-ва Матвеев, 69°30' с.ш., 58°32' в.д.
Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500") па буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/x «Комилес» на буксире следовал из Хабарове в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар П. С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Rohwer J. [43], S. 199.

«КОМСОМОЛЕЦ»
бук. п/х Печорского порта. Капитан — П. К. Михеев (погиб);
«П-4», баржа
«Ш-500», лихтер
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 19:26

© Пузырев В. П.
Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне.
— М.: Воениздат, 1981. — 221 с, 16 л. ил.

В то время как крейсер, «Адмирал Шеер», обогнув 19 августа мыс Желания, направлялся в Карское море, подводные лодки начали боевые действия у юго-западных берегов Новой Земли. 17 августа «U-209» у острова Матвеев атаковала караван небольших судов с рабочими Печорского порта, шедших без охранения. Фашистские пираты потопили буксир «Комилес», две баржи и с бессмысленной жестокостью расстреляли плававших в воде людей из автоматов и пистолетов. Погибло 305 человек, в том числе капитан Печорского порта А. С. Козловский {1}.
{1 ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-221}
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 19:27

© Великая Отечественная. День за днём. Морской сборник. - 1992. - № 7. – С.22-31.

17 августа 1942 года
На севере. У оз. Матвеев вражеская пл U-209 артогнём потопила 2 буксира и 2 баржи, расстреливая плавающих в воде людей. Из 328 погибло 305 человек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 19:30

Сомкин А. Мы помним вас…
Архангельск, изд-во «Родина Ломоносова», 1995 г.

Глава 5. Пираты в Печорском заливе.
 илл040.jpg

Далеко-далеко на Западе гремела война, а здесь, на берегу Тихого океана, в привольно раскинувшемся на сопках Владивостоке внешне все было спокойно. По вечерам город освещался огнями, нимало не беспокоясь о светомаскировке, и как до войны, сидели на высоком берегу мыса Эгершельд парочки, любуясь панорамой порта, раскинувшегося внизу.
Но спокойствие города было, кажущимся. Владивостокцы чутко прислушивались к тревожным сводкам Совинформбюро о положении на советско-германском фронте, и болью в сердце каждого дальневосточника отзывались слова Юрия Левитана: "После упорных боев наши войска оставили..."
У горвоенкомата с утра стояли очереди добровольцев. Но брали не всех; на недалекой границе накапливала силы Квантунская армия, и еще не ясно было, что у японцев на уме...
И все же Дальний Восток, как мог, помогал фронту.
... Глухой ночью 15 июля 1942 года, соблюдая все правила предосторожности, из бухты Золотой Рог выскользнули один за другим четыре военных корабли и растворились в темноте.
Это были эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Ревностный" и возглавлявший отряд лидер "Баку", на котором находился командующий всей группой капитан второго ранга В. Н. Обухов.
Вся группа носила наименование ЭОН-18 — экспедиция особого назначения, и о цели ее похода знали немногие.{*}
Корабли шли на Север, на помощь молодому Северному флоту, ведущему жестокие бои с врагом в водах советской Западной Арктики.
Более семи тысяч миль отделяли отряд от конечной цели похода — Кольского залива. Эти мили были насыщены массой неожиданностей и опасностей. Рыскали в дальневосточных водах "неопознанные" подводные лодки, появлялись у границ наших территориальных вод серые молчаливые силуэты чужих кораблей, не дремала и многоопытная японская разведка. А там, дальше, на всем протяжении Великого Северного морского пути ЭОН-18 поджидали ледяные поля, способные раздавить корпуса эсминцев легче ореховой скорлупки.
18 июля, прижимаясь к берегу, корабли вошли в Татарский пролив. И здесь случилась первая неприятность. В густом тумане "Ревностный" столкнулся с выходящим из пролива пароходом "Терней". Повреждения носовой части эсминца оказались настолько серьезными, что о продолжении плавания не могло быть и речи. "Ревностный" был исключен из состава ЭОН-18. Три корабля пошли дальше.
{* А. Головко. Вместе с флотом. М... Воениздат, 1979. стр. 141.}
[68]

Обухов хорошо знал, что выскочить, из Охотскою моря в океан будет сложно — все проливы находились под неусыпным наблюдением японцев, поэтому он решил пройти Первым Курильским проливом, огибая мыс Лопатка так, чтобы у наблюдателей создалось впечатление, что корабли идут в Петропавловск-Камчатский.
А наблюдатели были.
Едва утром 22 июля корабли подошли к проливу, как с поста наблюдения лидера "Баку" командиру доложили:
— Справа, курсовой сорок, расстояние 116 кабельтовых - два корабля!
Потом последовало уточнение: эсминцы типа "Камикадзе".
Японцы стояли на якорях у северного берега острова Симусю (сейчас Шумшу. — А. С.) и, конечно, хорошо видели советские корабли.{*}
Неизвестно. догадались ли союзники гитлеровской Германии о том, куда следуют наши корабли, но в эти же дни из бухты Провидения выходил на Запад Северным морским путем большом караван торговых судов, к которым позднее примкнул ЭОН-18.
Японские разведчики не прозевали проход Берингова пролива многочисленным караваном...
Вскоре в Берлин в адрес германскою военно- морского командования полетела шифровка из Токио: "...советский конвой в составе четырех ледоколов и 19 грузовых судов 1 августа 1942 года прошел через Берингов пролив в северном направлении".{**}
Получив столь ценную информацию, фашистское командование решило встретить караван там, где никто этого не ожидал — в Карском море, во внутренних водах Советской Арктики. Заодно предусматривалось уничтожение и других судов и караванов, нападения на зимовки, полярные станции и порты.
Так возник план операции "Вундерланд" — страна чудес. Главную роль в операции должен был играть тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" под командованием капитана первого ранга Месидсена-Болькена. Для разведки и связи ему придавались две подводные лодки "У-601" и "У-251". Другая группа лодок должна была "наделать шума" и Печорском море и у берегов Новой Земли, отвлекая на себя малочисленные силы охраны Карского моря.{***}
{* Ю. Кучепатов. Огненные мили. Арх. С. — 3. изд. 1978, стр. 84/
** Б. А. Вайнер. Северный флот в Великой Отечественной войне М. Воениздат, 1964, стр. 189 — 190.
*** Там же.0}

[69]

В начале августа английская разведка, наблюдавшая за немецкими военно-морскими базами в Северной Норвегии, заметила там необычное оживление.
10 августа из Альтен-фиорда одна за другой потянулись в открытое море шесть подводных лодок, а ранним утром 16 августа из Нарвика вышел в море "карманный линкор" "Адмирал Шеер" в сопровождении двух эсминцев и взял курс на северо-восток...

II
... Конечно, ничего этого не знали моряки небольшого буксирного пароходика "Комсомолец", построенного более полувека тому назад в Норвегии. Когда-то, до революции он назывался "Сарпен" и принадлежал некоему Оловянникову, а теперь, несмотря на гордое имя, мирно таскал баржи вдоль беломорских да печорских берегов, стараясь не уходить далеко в открытое море. Правда, война вносила свои коррективы в безопасность мореплавания.
Еще в июле по распоряжению пароходства судно было послано для разгрузки аварийного парохода "Вытегра", всю зиму простоявшего на мели между Песчанкой и Ходоварихой. Перегрузив груз в баржу "П-4" и лихтер "Ш", "Комсомолец" вел их в Амдерму.
На мостике кроме рулевого находились двое — капитан буксира, крутолобый, с обритой головой, Петр Капитонович Михеев и руководивший разгрузкой "Вытегры" капитан Нарьян-Марского порта Алексей Сергеевич Козловский, коренастый, среднего роста, спокойный, сдержанный в словах и жестах мужчина, постоянно дымивший "Беломором".
Оба молчали, погруженные в свои думы. У Михеева недавно погиб на фронте единственный сын, и капитан тяжело переживал эту большую потерю. Мысли Козловского были заняты хозяйственными проблемами; успешно завершенные работы по спасению груза давали надежду, что малую толику из этих грузов удастся получить для нужд Нарьян-Марского порта.
Разгрузив в Амдерме баржи, "Комсомолец", возвращаясь в Нарьян-Мар, зашел в Хабарово, где баржи снова загрузили строительными материалами для Печоры. По распоряжению властей взяли на баржи и пассажиров, среди которых было 245 заключенных. Остальные были вольнонаемные, охранники, люди, освободившиеся из заключения, сопровождающие груз экспедиторы. Всего набралось более трехсот человек.{*}
{* Архив СМП. Фонд 865, опись 1, дело 1508. стр. 130.}
[70]

Весь день Козловский с присущей ему энергией метался с судна на берег и обратно, что-то выяснял, утрясал, с кем-то о чем-то договаривался и только под вечер, уставший, присел на диванчик в каюте Михеева:
— Все, капитан, можно ехать.
— Тут капитан с "Норда" приходил, — сказал Михеев. -Тащит на буксире "Комилес", у тех что-то с машиной, просится с нами до Нарьян-Мара.
— Пусть идет, веселее будет. Скорости у нас одинаковые, и у них буксир, и у нас прицеп.
— Так-то оно так, а как насчет охраны? — поинтересовался осторожный Михеев.
— Охрана будет, семнадцать человек. Да ты чего беспокоишься, заключенные-то на барже.
— Да я не о том. Караван кто охранять будет? Корабли...
— А где ты их тут видишь, корабли? — рассердился Козловский. — Спрашивал я на берегу. Нет кораблей, одни пойдем.
Поздно вечером 16 августа караван вышел из Хабарово.
Ночь прошла спокойно, и к утру 17 августа вахтенные на буксирах увидели впереди высокие каменистые берега острова Матвеев. В семь утра караван шестиузловым ходом тянулся уже вдоль темной береговой полосы, окаймленной белопенным прибоем. До берега было не более одной мили.
— Пройдем Матвеев, считай, половину пути прошли, -сказал дремлющему на куцем диванчике капитану (Михеев уступил свою каюту Козловскому) помощник капитана, он же рулевой Сумароков. И вдруг испуганно вскрикнул:
— Капитан, смотри!
Михеев вскочил на нога. Глянув в ту сторону, куда показывал помощник, он увидел, как совсем рядом с караваном, вся в белой пене, поднимается из воды темная рубка подводной
лодки...
... Командир немецкой субмарины "У-209" капитан-лейтенант Хайнрих Бродда был не в духе. Выйдя 10 августа из Альтен-фиорда, лодка проделала многомильный переход от берегов Северной Норвегии до Новой Земли, не выпустив ни одной торпеды. И сейчас, у входа в Карское море, несмотря на то, что уже пора было поднимать отвлекающий "шум" (командир знал, что через два дня "Шеер" войдет в Карское море с севера), ни один корабль не показывался на горизонте. Длинные тела торпед лежали на стеллажах без дела, команда сонно валялась в узких отсеках. Третьи сутки лодка дежурила у северного берега острова Матвеев, командир надеялся, что здесь, на судоходной трассе, кто-нибудь да попадется в глазок перископа. Но как назло море было пустынно. Бродда подумывал
[71]

уже сменить позицию, подойти к Новоземельским проливам, может там повезет, но на рассвете 17 августа акустик, наконец, услышал шум винтов приближающегося каравана.
Сначала командир решил уйти на безопасную глубину и оттуда из-под воды выпустить торпеды: кто его знает, какое охранение у этого каравана, но, взглянув в перископ, повеселел.
— Пять корыт без всякой охраны! Что ж, дадим мальчикам возможность подразмяться — Боцман, всплытие! Артиллеристы, к бою!
Командиру правильнее было бы скомандовать "к расстрелу". Ни на одном из суденышек не было никакого вооружения, если не считать винтовок охраны. О каком бое тут могла идти речь!
Первые снаряды в упор ударили по баржам. Взлетели в воздух обломки, из трюмов барж выскакивали испуганные, ничего не понимающие люди и искромсанные осколками падали на разбитую палубу, за борт.
С садистским удовольствием фашистские артиллеристы били по баржам, пока те, превратившись в груду исковерканного железа и дерева, не скрылись под водой. На поверхности моря плавали десятки людей, стремившихся достичь берега.
Увлекшись расстрелом барж, фашисты упустили момент, когда "Норд", отдав буксир, на котором вел "Комилес", полным ходом скрылся за островом. Тогда орудие немецкой субмарины, несколькими снарядами потопив неподвижный "Комилес, перенесло весь огонь на "Комсомолец".
Когда лопнул буксир, связывавший "Комсомольца" с баржами, капитан Михеев еще надеялся на то, что ему удастся спасти судно и экипаж, скрывшись как и "Норд", за островом. Но слишком близко находился "Комсомолец" от жерла вражеского орудия и слишком мала была скорость буксира, чтобы уйти от снаряда, бьющего в упор...
Первым же снарядом снесло рулевую рубку со всеми, кто там находился. Потеряв управление, получив в борт еще два снаряда, "Комсомолец", окутавшись черным дымом и паром, накренившись на борт, ни кем не управляемый продолжал двигаться, описывая большую циркуляцию. Моряки, спасаясь от огня, прыгали за борт и плыли к острову. На поручнях, оставшихся от снесенного мостика, одиноко висела растрепанная шинель Козловского...
Заметив, что плывущим людям осталось преодолеть до берега всего метров двести, командир лодки приказал прекратить артиллерийский огонь и направить лодку в самую гущу плывущих, давя людей корпусом и рубя винтами.
Слыша крики и проклятия тонущих людей, изверг в мундире подводника совсем развеселился и крикнул в переговорную трубу:
[72]

— Парни, кто желает поохотиться на водоплавающую дичь, поднимайтесь наверх!
Хватая оружие, гогоча и толкая друг друга, "парни" высыпали на палубу...
Около часу шло дикое, бессмысленное и жестокое убийство десятков беззащитных людей, плававших в ледяной воде. Их расстреливали из автоматов, пистолетов, глушили ручными фанатами. Все меньше и меньше пловцов оставалось на поверхности, и кровавые пятна медленно растворялись в волнах Печорского моря...
Когда утихли последние крики гибнущих людей и замолкло эхо автоматных очередей, отражавшееся от высоких берегов острова, подводная лодка гитлеровских ВМС "У-209" под командованием капитан-лейтенанта Хайнриха Бродды, вписавшая еще одну кровавую страницу в книгу преступлений фашизма, ушла в открытое море...
Триста пять человек осталось навсегда на дне Печорского моря у острова Матвеев. И среди них моряки буксирного парохода "Комсомолец" Северного морского пароходства:
Михеев П. К — капитан,
Сумароков С. П. — помощник капитана,
Смирнов В. К. — старший механик,
Вокуев В. А. — механик,
Емельянов В. П. — машинист,
Кузнецов Б. М. — кочегар,
Верещагин В. И. — кочегар,
Морозов И. М. — кочегар,
Кожевина А. С. — радист,
Кулижская Т. Г. — машинный ученик.


Погиб и капитан Нарьян-Марского порта А. С. Козловский, На барже "П-4", также принадлежавшей Северному морскому пароходству, погибли шкипер С. П. Кийко и матросы М. А. Корякин и И. И. Поташев.
Родные погибших, возможно, не знают координат острова Матвеев, где погибли их близкие, и горюют от того, что нет даже могилы, к которой они смогли бы положить печальные цветы памяти. Да, могилы нет. Но место, где можно положить венок и помянуть павших моряков, есть.
Несколько лет назад морские дороги привели меня в Нарьян-Мар. Проходя мимо управления порта, я заинтересовался скромным обелиском, стоящим в окружении зеленых ив, неподалеку от входа в управление.
На неприхотливом бетонном постаменте лежит адмиралтейский якорь, почерневший от северных непогод, а под ним
[73]

белая доска, на которой вычеканена надпись: "Нарьян-Марский морской торговый порт экипажу б/п "Комсомолец", погибшему 17 августа 1944 г.". и далее по алфавиту следуют все фамилии, перечисленные мною выше.
Так что, родные и близкие, вам есть куда положить цветы.
... Буксирный пароход "Норд", укрывшийся от вражеского огня под южным берегом острова, подобрал позднее семь человек, оставшихся в живых — пятерых с "Комсомольца" и двоих с лихтера "Ш".
Подводные пираты не ограничились уничтожением каравана у острова Матвеев. На следующий день "У-209" и "У-456" напали на военные корабли у западного побережья Новой Земли, но, получив отпор, ушли в сторону губы Белушьей, куда с чисто фашистской наглостью попытались 19 августа проникнуть в надводном положении. Но североморцы и тут были начеку. Дозорные корабли Т-39" и "Т-58" артиллерийским огнем загнали фашистов пол волу и заставили ретироваться. К тому же на другой день одну из них ("У-456") обнаружили возвращавшиеся из Маточкина Шара "СКР-18" (ледорез "Ф. Литке") и тральщик Т-57". Они долго гоняли фашиста, забрасывая лодку глубинными бомбами, но тому опять удалось уйти. Он был опытным морским волком, командир "У-456" капитан-лейтенант Макс-Мартин Тэйчерт, и не без основания считал себя счастливчиком. Ведь это его лодка в апреле торпедировала крейсер "Эдинбург", он, Тэйчерт, первым из подводников обнаружил конвой PQ-17 и пятого июля потопил одно из судов конвоя — семитысячный американский транспорт "Хоному".{*} А тут наспех вооруженные гражданские суда гоняют лодку словно зайца, не боясь ее торпед и артиллерии. Разъяренный Тэйчерт решил отомстить неразумным русским. Догнав "СКР-18" в районе Гусиной Земли, "У-456" выпустила но ледорезу несколько торпед. Но фашист не знал, с кем имел дело. На мостике "Ф. Литке" стоял искусный и храбрый командир, герой челюскинской эпопеи, широко известный на Севере капитан Сергей Васильевич Гудин. Он не только умело уклонился от выпущенных торпед (одна торпеда попала в борт, но не взорвалась), но и сам пошел в атаку, направив ледорез на таран.
Советские моряки надолго отбили охоту у фашистов нападать на вооруженные корабли, однако, лодки, участвовавшие в операции "Вундерланд", еще некоторое время пиратствовали в водах Карского моря, отвлекая внимание от "Адмирала Шеера", продолжавшего поиск наших караванов.
{* Д. Ирвинг. Разгром конвоя PQ-17. М... Воениздат. 1971 г... стр. 86 -87, 232.}
[74]

Были обстреляны полярные радиостанции на острове Правды и в заливе Благополучия. Ранним утром 25 августа зимовщики полярной станции на мысе Желания были разбужены артиллерийской стрельбой и взрывами снарядов. Выскочившие из домиков люди увидели посреди бухты, почти у берега, подводную лодку, на рубке которой отчетливо виднелся бортовой номер "У-255". Через восемь часов после этих событий рыскавший по Карскому морю "Адмирал Шеер" встретил у архипелага Норденшельда ледокольный пароход "А. Сибиряков". Неравный бой, который дали отважные сибиряковцы красе германского флота, вооруженному до зубов "карманному линкору", стал началом бесславного конца пиратского рейдерства "Шеера" в Советской Арктике.
... А "Комсомолец" не погиб окончательно тогда, хмурым утром 17 августа 1942 года. Изрешеченный осколками и пулями, обгоревший, с разбитой рубкой, брошенный экипажем буксир, описав большую циркуляцию вокруг острова Матвеев, уткнулся в береговую отмель с южной стороны острова. Там он простоял ровно два года, пока 14 августа 1944 года не был снят с мели эпроновцами и отбуксирован в порт. Дальнейшая судьба его мне, к сожалению, неизвестна, хотя некоторыми источниками сообщалось, что приведенный в Нарьян-Мар "Комсомолец" был там капитально отремонтирован и до 1947 года работал на Печоре, после чего его направили и Архангельск.{**}
Однако на современных морских картах до сих пор в точке с южной стороны острова Матвеев обозначено полузатонувшее судно.

СПРАВКА:
Буксирный пароход "Комсомолец" построен в Христиании (Норвегия) в 1866 году, бывшее название "Сарпен". До революции принадлежал архангельскому судовладельцу Оловянникову.
ТТД: длина 26,75 м. ширина 6 м, высота борта 2.48 м, осадка 0.7 м. мощность машины 320 л. с., скорость 7 узлов.
Расстрелян артиллерийским огнем подводной лодки "У-209" 17 августа 1942 г. в Баренцевом море у острова Матвеев в координатах ш. 69º 30" сев. д. 58º 32' вост.

{* История СГМП 1941 — 1945. Т. 1. стр. 221.
** Н. Семьин. Полярная трагедия. "Моряк Севера" от 2 сентября 1968 г.}

[75]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение Капитан Чайка » 12 Май 2012 21:38

Ненецкий краеведческий музей, в 2011 г. выпустил тоненькую книжку в 26 страниц "Трагедия в Баренцевом море", составитель С.А. Митькин (сотрудник музея). Речь в ней идет о трагедии произошедшей в Баренцевом море возле о. Матвеев 17 августа 1942 г. Когда подводная лодка U-209 уничтожила несколько судов, в том числе б/п "Комилес" и б/п "Комсомолец", а также 305 человек. Но основной упор сделан на б/п "Комсомолец" и его экипаж. В книжке приведены ряд новых материалов и фотографий.
Мне кажется по б/п "Комсомолец" можно было бы сделать отдельный лист.
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2012 01:26

Капитан Чайка пишет:Мне кажется по б/п "Комсомолец" можно было бы сделать отдельный лист.

Спасибо за информацию!
Сделать не проблема. Был бы материал.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

«КОМИЛЕС» буксирный пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 10:14

© Сергеев А. А. Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942.
М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003. ISBN 5-9900099-1-7

11. Операция "Wunderland"

В середине августа 1942 года германское военно-морское командование решило направить в Карское море тяжелые крейсеры "Адмирал Шеер" ("Admiral Scheer") и "Лютцов" ("Lutzow") для нарушения советского судоходства на трассе Северного морского пути. Операция была разработана в штабе группы "Норд" (Marmegruppenkommando Nord) и получила кодовое наименование "Wunderland" ("Волшебная страна"). Основанием для ее проведения послужила переданная японской разведкой информация о проходе через Берингов пролив большой группы советских торговых и военных кораблей, следующих в северные порты СССР.
Незадолго до начала задуманного рейда тяжелый крейсер "Лютцов" получил повреждение корпуса и вышел из строя на несколько месяцев. Таким образом, в операции смог принять участие только "Адмирал Шеер". 16 августа 1942 года он вышел из Нарвика под командованием капитана цур зее Меендсена-Болькена (Wilhelm Meendsen-Bohlken), взяв курс к северной оконечности Новой Земли. Его действия должны были прикрывать 5 подводных лодок, в задачу большинства из которых на первом этапе операции входила разведка ледовой обстановки в Карском море. Две из них (U-209, U-601) уже находились в районе предстоящих боевых действий и еще три (U-251, U-255, U-456) совершали туда переход.
5 августа 1942 года из Киркенеса к советским берегам вышла германская подводная лодка U-209 под командованием капитан-лейтенанта Бродды (Heinrich Brodda). Спустя три дня она заняла позицию у северо-восточной части полуострова Канин. 14 августа Бродда получил по радио указание адмирала Шмундта сместиться к востоку и обследовать пролив Карские ворота.
9 августа Киркенес покинула еще одна подводная лодка.
[198]
Это была U-601, имевшая приказ провести ледовую разведку в районе мыса Желания. 13 августа она достигла намеченной цели и приступила к выполнению поставленной задачи.

* * *
Ночью 16 августа 1942 года U-209 легла на грунт в проливе Карские Ворота на глубине 58 метров. В 06.55 она всплыла в надводное положение. На море был полный штиль и ни малейшего дуновения. Лишь туманная дымка затрудняла сигнальщикам наблюдение за горизонтом. Впрочем, она не помешала им обнаружить впереди по курсу большое поле льда, простиравшееся с северо-запада на юго-восток. Чтобы избежать столкновения, лодка вынуждена была отвернуть и следовать вдоль кромки льда.
В 09.50 Бродда получил из штаба радиосообщение, в котором говорилось, что 15 августа воздушная разведка обнаружила 5 небольших пароходов, следующих к проливу Югорский Шар. Здесь же указывалось, что пролив Карские Ворота блокирован льдом, а Югорский Шар свободен для плавания. Это радиосообщение заставило германского командира немедленно изменить курс и следовать в предполагаемую точку встречи с конвоем противника.
В полдень U-209 уже маневрировала в надводном положении на подходах к проливу Югорский Шар. В 13.30 с правого борта сигнальщики заметили вначале дым, а затем силуэты пяти кораблей. Это были пароходы "Кара" и "Куйбышев" (последний тащил на буксире буксир "Медвежонок"), идущие в охранении тральщиков ТЩ-54 (быв. рыболовный траулер РТ-9 "Ролик") и ТЩ-62 (быв. рыболовный траулер РТ-41 "М. Горький"). 11 августа конвой вышел из Архангельска в Хабарово и теперь приближался к конечной точке своего маршрута.{57}
В 13.39 U-209 ушла под воду, но гладкое как зеркало море создавало сильную рефракцию, мешая Бродде наблюдать за противником. В 15.40 он отдал приказ всплыть в надводное положение. К моменту появления лодки на поверхности советский конвой начал втягиваться в пролив и атаковать его торпедами было уже невозможно. Не желая упускать добычу, германский командир вызвал на верхнюю палубу орудийный расчет, решив расстрелять концевой транспорт из 88-мм пушки. Однако открыть огонь лодка так и не успела. В 16.20 корабли скры-
[199]
лись в Югорском Шаре, a U-209 была вынуждена изменить курс, так как глубина под килем составляла всего 11 метров. Отойдя мористее, она весь остаток дня провела в надводном положении, маневрируя вблизи острова Матвеев.
17 августа в 03.15 впереди с права по борту была обнаружена полоса дыма. Лодка ушла под воду, взяв курс на сближение. В 05.26 Бродда приказал всплыть в надводное положение и вызвал на палубу орудийный расчет. Стоя на мостике он мог видеть небольшой караван, состоящий из буксиров и барж. Суда были разделены на две группы и следовали строем кильватера на расстоянии трех миль друг от друга. Один корабль германский командир ошибочно принял за сторожевик, но от артиллерийской атаки не отказался.

* * *
16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного Отряда БВФ капитаном 1 ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы "Комсомолец", "Норд" и "Комилес". "Норд" буксировал неисправный "Комилес" и лихтер Ш, а "Комсомолец" - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей "Норильстроя" и предназначались для работ на объекте НКВД №-300. Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар без охранения, несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62, Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.
До утра плавание проходило спокойно. "Комсомолец" с баржей П-4 возглавлял колонну двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстояние следовал "Норд".
17 августа около 07.00, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.
[200]

* * *
В качестве первой цели для атаки Бродда выбрал баржу П-4. К 06.00 она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.

 =Советская баржа П-4 под обстрелом ПЛ U-209 17 августа 1942 г.jpg
Пока U-209 была занята расстрелом баржи, "Комсомолец" отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен и лодка немедленно перенесла огонь по уходящему судну. После нескольких прямых попаданий 88-мм снарядов буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.
Разделавшись с "Комсомольцем" Бродда решил добить баржу П-4. В 07.10 с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 07.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.
В 07.20, бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести "Комилес" и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в 800 метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.
В 08.00 U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила "Комилес" артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженого углем. В 08.05 Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.
[201]

 =схема-202_1942.jpg
[202] Чтобы добить противника подводникам пришлось в 08.10 снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08.15 U-209 повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08.31 лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров Бродда в 09.20 выпустил торпеду из аппарата №-4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.
В 09.51 U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2-3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40 он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.{58}

* * *
Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00 на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев. Головным следовал ТЩ-62.
В 14.40 при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00 приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4, которая затонула в точке с координатами Ш= 69° 30' N Д= 58° 26,3' Е. Согласно их показаниям, германские подводники, [203]расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.*
В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира "Комилес". Точка их потопления соответствовала координатам Ш= 69° 28,8' N Д= 58° 35' Е. Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, "Норд" застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир "Комсомолец" поврежденный многочисленными попаданиями снарядов не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
В 17.10 тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего "Комсомольца". Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда "Норд" снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек находившихся на судах уничтоженного каравана 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.
В 19.50 оба тральщика и буксир "Норд" снялись с якоря и 18 августа в 02.40 благополучно прибыли в Хабарово.{59}

* * *
18 августа в 07.00 Бродда получил из штаба радиограмму. В ней говорилось, что U-456 передаст на U-209 80 снарядов к 88-мм орудию, а также 20-мм снаряды, если в них есть необходимость. Встреча должна была произойти 19 августа около 12.00 в квадрате АТ-7125, но окончательное решение о месте рандеву оставалось за командирами лодок.

* К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во-первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается не понятно. Во-вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода "Хоному", хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей. Из более чем тысячи командиров германских субмарин (вопреки упорно насаждаемому пропагандой мнению), лишь один совершил преступление на море, за которое позднее поплатился жизнью.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения