Страницы истории ААНИИ

Публикации участников форума "Полярная почта сегодня"
Правила форума
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Александр Андреев 04 Март 2010 01:19


Нашу статью выложили на "Полярном университете" еше до выхода юбилейных "Проблем А и А", правда в сильно сокращенном виде http://polaruni.ru/istoriya-polyarnyh-i ... -sobytiya/

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ААНИИ
А. О. Андреев*, М. В. Дукальская*, С. В. Фролов**
* Российский государственный музей Арктики и Антарктики
** Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

90 лет назад, 4 марта 1920 г. Президиум Высшего Совета Народного хозяйства РСФСР утвердил Положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. Претерпев за свою 90-летнюю историю ряд реорганизаций и сменив несколько названий, эта организация (ныне ААНИИ) сохранила статус центра отечественных полярных исследований.

Севэкспедиция начала свою научную деятельность, опираясь на богатейший опыт исследований российских ученых, и по сути стала преемником русской школы и традиций полярных исследований. В ее Ученый совет вошли известные ученые К. М. Дерюгин, Н. М. Книпович, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский и др., начальником был назначен Р. Л. Самойлович.

Центральное отделение Севэкспедиции располагалось в Петрограде, три других отделения находились в Москве, Архангельске и Вологде. Для проведения морских экспедиций Севэкспедиции были переданы парусно-моторные суда «Дельфин», «Грумант», «Надежда» и «Шарлотта».

20 февраля 1925 г. Постановлением Президиума ВСНХ Севэкспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера (ИИС). Деятельность ИИС (так же, как и Севэкспедиции) имела многоотраслевой и многопрофильный характер. В состав ИИС вошли промыслово-биологический, геолого-минералогический, почвенно-ботанический, общегеографический и экономический отделы. С 1928 г. в ИИС работала советская группа международного общества «Аэроарктика», деятельность которой стала важным этапом в богатой истории международного сотрудничества Института.

В 1920-е годы ученые Севэкспедиции―ИИС развернули научную деятельность в Арктике, совершили выдающиеся географические открытия, всесторонне исследовали и нанесли на карту острова советской Арктики, что способствовало закреплению этих территорий за СССР. В эти годы была создана научная база Института, сформировалось новое поколение полярных исследователей.

К важнейшим событиям этого периода относятся новоземельские экспедиции 1921―1927 гг. под руководством Р. Л. Самойловича, во время которых были проведены комплексные исследования Новой Земли и прибрежных вод Баренцева и Карского морей.

В 1928 г. после крушения в Арктике дирижабля «Италия» сотрудники ИИС приняли участие в спасательной экспедиции, организованной Осоавиахимом. Р. Л. Самойлович руководил экспедицией на л/к «Красин», В. Ю. Визе ― на л/п «Малыгин».

Летом 1929 и 1930 годов состоялись две экспедиции в Арктику на л/п «Г. Седов», имевшие не только научное, но важное государственное значение. 29 августа 1929 г. в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ) была открыта самая северная полярная станция. Летом 1930 г. на остров Домашний (Северная Земля) была высажена Североземельская экспедиция Института под руководством Г. А. Ушакова. В течение двух лет четверкой полярников были обследованы все острова архипелага и составлена его первая карта.

22 ноября 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил создание на базе ИИС Всесоюзного арктического института (ВАИ). Возглавил ВАИ О. Ю. Шмидт, его заместителями были назначены Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе.

1930-е годы стали для нашей страны временем выдающихся успехов в деле освоения Арктики. Знаменательно, что значительный вклад в эти успехи внесли ученые ВАИ, принимавшие участие во всех крупных полярных экспедициях этих лет.

В декабре 1932 г. для решения задачи освоения Северного морского пути (СМП) и превращения его в постоянно действующую транспортную магистраль было организовано Главное управление СМП (ГУСМП) (начальник О. Ю. Шмидт). Научным центром ГУСМП стал Арктический институт, директором которого вновь был назначен Р. Л. Самойлович.

В 1932―1933 гг. ученые ВАИ приняли активное участие в реализации программы Второго Международного полярного года (МПГ). Летом 1932 г. экспедициями ВАИ были построены и открыты станции на мысе Челюскин, на острове Рудольфа (ЗФИ) и в Тикси, реорганизована станция в бухте Тихой (ЗФИ), на западном берегу Северного острова Новой Земли совместно с Гидрометслужбой СССР организована гляциологическая станция Русская Гавань.

В морях Северного Ледовитого океана работали морские экспедиции ВАИ, в том числе на л/п «Малыгин» под руководством Н. В. Пинегина и л/п «Русанов» под руководством Р. Л. Самойловича.

Летом 1932 г. по инициативе ВАИ был организован сквозной проход на л/п «А. Сибиряков» по СМП за одну навигацию. Экспедицией руководил О. Ю. Шмидт, в научную группу (руководитель В. Ю. Визе) входили сотрудники Института П. П. Ширшов, Я. Я. Гаккель, А. Ф. Лактионов и др.

В 1933 г. на борту парохода «Челюскин», отправившегося по пути «А. Сибирякова», также работала научная группа ВАИ. После гибели парохода ученые организовали научные наблюдения на дрейфующем льду.

Одной из важных задач, стоявших перед коллективом ВАИ в эти годы, было обеспечение безопасного мореплавания по СМП. Для этого необходимо было организовать службу ледовых и метеорологических прогнозов для трассы СМП.

К концу 1930-х годов для наблюдений за арктическими льдами использовались самолеты полярной авиации, а для слежения за кромкой льда в арктические моря выходили небольшие суда ― «ледовые патрули». Анализ полученной информации и составление ледовых прогнозов с 1934 г. проводило Межведомственное бюро ледовых прогнозов (МБЛП) при ГУСМП, в 1938 г. его функции были переданы Арктическому институту.

Сбором и обработкой метеорологической информации в Арктике занимались полярные станции, научно-методическое руководство которыми с 1933 г. осуществлял геофизический отдел ВАИ. В 1934 г. при ГУСМП был создан Отдел службы погоды во главе с Б. Л. Дзердзеевским, а в 1938 г. задача метеорологического обеспечения СМП и Арктики в целом была возложена на Арктический институт.

В 1930-е годы Институт приступил к изучению самого большого «белого пятна» Арктики ― Центрального арктического бассейна.

В 1935 г. участники Первой высокоширотной экспедиции на л/п «Садко» под руководством Г. А. Ушакова провели исследования в северных частях Гренландского, Баренцева, Карского морей и вышли в глубоководную часть СЛО.

В навигацию 1937 г. вследствие тяжелой ледовой обстановки л/п «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов» попали в ледовый плен в море Лаптевых и были вынуждены встать на зимовку. В следующем году «Садко» и «Малыгин» были выведены из льдов, а л/п «Г. Седов» из-за повреждений остался в дрейфе. 812 дней судно дрейфовало через Центральный арктический бассейн. Во время дрейфа был выполнен уникальный комплекс научных наблюдений, руководил которыми В. Х. Буйницкий, впоследствии ставший директором Арктического института. В январе 1940 г. ледокол «И. Сталин» вывел «Г. Седов» из льдов в Гренландском море.

Еще одним замечательным успехом ВАИ стало участие в организации и работе первой научной дрейфующей станции «Северный полюс». 25 мая 1937 г. на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции И. Д. Папанин, геофизик Е. К. Федоров, гидролог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. В течение девяти месяцев папанинцы вели научные исследования на дрейфующей льдине, положив тем самым начало планомерному исследованию высоких широт путем организации дрейфующих станций.

В 1938―1939 гг. была осуществлена коренная реорганизация ГУСМП. ВАИ был также реорганизован и получил новое название ― Арктический научно-исследовательский институт (АНИИ).

Система научно-оперативного обеспечения, разработанная ВАИ ― АНИИ в 1930-е годы, позволила обеспечить бесперебойную работу СМП в годы Великой Отечественной войны и стала значительным вкладом ученых Института в Победу.

В 1942 г. АНИИ был эвакуирован в Красноярск. Научные сотрудники Института работали в Штабах морских операций западного и восточного районов Арктики, обеспечивали флот и авиацию в Арктике ледовыми и гидрометеорологическими прогнозами, принимали участие в ледово-гидрологических патрулях и авиационной ледовой разведке. Во второй половине 1944 г. АНИИ вернулся в Ленинград, а вскоре после окончания войны продолжил исследования в Арктике.

Первой крупной послевоенной экспедицией АНИИ стала ВВЭ «Север» 1948 г. В ней был использован метод проведения исследований в труднодоступных районах Арктики, впервые примененный в 1941 г., когда самолет с научной группой АНИИ на борту совершил несколько посадок на дрейфующие льды в районе Полюса относительной недоступности. Во время посадок были проведены научные исследования в нескольких районах Северного Ледовитого океана.

Весной 1948 г. в Арктику отправились уже восемь самолетов, на борту которых были научные группы, состоявшие в основном из сотрудников АНИИ. Научной работой экспедиции руководил М. Е. Острекин. Самолеты доставляли экспедиционные группы в заранее намеченные точки в приполюсном районе, где были проведены серии научных исследований. По результатам измерений глубины океана Я. Я. Гаккель и В. Т. Тимофеев построили карты рельефа дна Арктического бассейна, выявив подводное поднятие ― хребет Ломоносова.

1950-е годы стали временем продолжения широкомасштабных исследований в Арктике и начала отечественных исследований Антарктиды.

Весной 1950 г. в Центральном арктическом бассейне была открыта вторая дрейфующая станция СП-2 (начальник М. М. Сомов), в 1954 г. начали работу станции СП-3 (А. Ф. Трешников) и СП-4 (Е. И. Толстиков). С этого времени и до начала 1990-х годов дрейфующие станции работали в Арктике постоянно. Каждый год весной и осенью отправлялись в Арктику ВВЭ «Север», в задачи которых входили как научные исследования, так и обеспечение дрейфующих станций.

В период 1957―1958 гг. АНИИ принял участие в реализации программы Международного геофизического года (МГГ). Арктические научно-исследовательские обсерватории Дружная, Диксон, Певек, Тикси и Баренцбург работали под непосредственным руководством Арктического института. По программе МГГ работали две дрейфующие станции (СП-6 и СП-7), организованные АНИИ. Значительные исследования были выполнены в морях СЛО морскими экспедициями Института.

Наиболее масштабные советские исследования во время МГГ проводились в Антарктиде. Они были начаты участниками

Первой комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) (начальник М. М. Сомов), прибывшими в Антарктиду в январе 1956 г. Первая советская антарктическая станция ― обсерватория Мирный ― была открыта 13 февраля 1956 г. В том же году были построены и открыты станции Пионерская и Оазис.

Участниками Второй КАЭ под руководством А. Ф. Трешникова в 1957 г. были открыты станции Комсомольская и Восток, а 1 июня 1957 г. на всех советских антарктических станциях начались наблюдения по программе МГГ. В 1958 г. наблюдения продолжили участники Третьей КАЭ под руководством Е. И. Толстикова. Ими была построена и открыта шестая антарктическая станция ― Советская.

Научные наблюдения по программе МГГ проводились и во время многочисленных походов и полетов в глубь континента, а также на судах экспедиции «Обь» и «Лена». Морскими отрядами был выполнен ряд океанографических разрезов, аэрофотосъемка отдельных участков побережья Антарктиды, проводились попутные гидрометеорологические наблюдения и ракетное зондирование атмосферы.

25 июня 1958 г. по распоряжению Совета министров СССР была организована Межведомственная комиссия по изучению Антарктики. Работы по организации и координации исследований в Антарктиде и Южном океане была возложена на Институт, получивший новое название ― Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).

В середине 1950-х гг. на новый уровень вышли исследования ученых Института в области ледовых качеств судов. В сентябре 1955 г. был введен в эксплуатацию ледовый опытовый бассейн Арктического института, оборудованный специальными устройствами для проведения модельных испытаний. В том же году в бассейне впервые были осуществлены модельные испытания атомного ледокола.

1960-е годы стали временем развития вычислительной техники, численных методов, использования спутниковых методов, в том числе для слежения за ледовой обстановкой в полярных районах. Появились новые направления науки, в которых успешно работали сотрудники ААНИИ.

В 1963 г. ААНИИ по решению Правительства СССР был переведен в систему Главного управления Гидрометслужбы при Совете Министров СССР.

С конца 1950-х годов в отделе долгосрочных метеорологических прогнозов по инициативе проф. Г. Я. Вангенгейма началась разработка численных методов анализа и предвычисления гидрометеорологических полей в Арктике с использованием ЭВМ. В 1960 г. в ААНИИ была установлена первая ЭВМ «Урал-2» и организована вычислительная лаборатория. К 1970 г. вычислительная лаборатория превратилась в вычислительный центр, оборудованный четырьмя ЭВМ («Урал-2», две ЭВМ «Минск-22» и «М-220»).

В 1965 г. на базе гидроакустической лаборатории был создан отдел физики льда и океана, в 1969 г. за гидроакустические исследования в Арктике ряд сотрудников отдела был удостоен Государственной премии СССР в области науки.

В 1967 г. под руководством директора ААНИИ А. Ф. Трешникова была разработана программа натурного эксперимента по проблеме взаимодействия океана и атмосферы, получившая развитие в 1970-е годы. В 1968 г. в ААНИИ для реализации этой программы был создан отдел теории взаимодействия океана и атмосферы.

В начале 1960-х гг. для изучения условий плавания судов во льдах и разработки тактики ледового плавания транспортных судов и ледоколов был создан отдел изучения ледового плавания.

В 1967 г. в ААНИИ был организован отдел полярной медицины, в задачи которого входило проведение комплекса исследований по изучению адаптации человека в полярных областях, разработка научно обоснованных требований к жилищу, одежде, питанию, а также медицинский отбор участников полярных зимовок. Продолжилась работа дрейфующих станций. В 1961 г. для высадки СП-10 впервые был использован атомный ледокол «Ленин» Участниками Советской антарктической экспедиции (САЭ) были открыты новые станции: в 1961 г. — Новолазаревская, в 1962 г. ― Молодежная, в 1968 г. ― Беллинсгаузен. Станция Молодежная в 1971 г. стала главной базой советских антарктических исследований и Региональным антарктическим метеорологическим центром. Морские отряды САЭ ежегодно осуществляли океанографические работы в Южном океане.

В 1968 г. ААНИИ флот ААНИИ пополнился научно-исследовательскими судами (НИС) «Профессор Визе» и «Профессор Зубов», оснащенными специальной аппаратурой, в том числе станциями ракетного зондирования и вычислительными центрами. Это существенно расширило возможности экспедиционных исследований в полярных районах.

На основе исследований советских ученых и их зарубежных коллег в ААНИИ под руководством А. Ф. Трешникова был создан первый в мире Атлас Антарктики, опубликованный во второй половине 1960-х годов.

В 1970-е —1980-е годы ученые ААНИИ продолжили и расширили исследования в полярных областях. В 1970 г. в ААНИИ для изучения крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана в полярных областях был создан отдел полярного эксперимента (ПОЛЭКС). Впоследствии, в 1986 г., этот отдел вошел в состав отдела взаимодействия океана и атмосферы. Исследования по программе полярного эксперимента проводились по двум программам: международной (ПОЛЭКС-Юг) и национальной (ПОЛЭКС-Север). Наиболее крупная экспедиция «ПОЛЭКС-Север-76» была проведена в весенне-летний период 1976 г.

Были продолжены антарктические исследования. К уже работающим антарктическим станциям в 1971 г. добавилась станция Ленинградская, в 1980 г. — станция Русская. В 1976 г. в прибрежных районах Антарктиды было устроено несколько полевых баз геологов под общим названием Дружная, а в 1988 г. начала работу станция Прогресс, ставшая базой геолого-геофизических исследований.

В феврале 1980 г. была открыта регулярная авиационная трансконтинентальная трасса Москва―Мапуту―станция Молодежная, функционировавшая до 1991 г. В 1975 г. на смену д/э «Обь» пришло научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов». В том же году судно доставило в Антарктиду участников 21-й САЭ.

В 1980-е годы были построены и введены в строй НИС «Академик Шулейкин» (1982 г.) и «Профессор Мультановский» (1983 г.), а в 1987 г. был поднят государственный флаг на НЭС ААНИИ «Академик Федоров», ставшем флагманом антарктического флота. В 1972―1975 гг. лаборатория ледовых качеств судов ААНИИ совместно с Ленинградским кораблестроительным институтом разработала Правила Регистра СССР по классификации и строительству ледоколов. По инициативе и при участии сотрудников ААНИИ были разработаны «ледовые паспорта» судов ― рекомендации по выбору безопасного режима их движения во льдах.

В 1970-х—1980-х годах ААНИИ принял участие в подготовке и проведении нескольких исторических плаваний в Арктическом бассейне. Так, 17 августа 1977 г. а/л «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса (капитан Ю. С. Кучиев). На борту судна работала научная группа ААНИИ под руководством И. П. Романова. В навигацию 1978 г. для изучения возможности плавания транспортного судна под проводкой атомного ледокола в ранние сроки навигации был проведен экспериментальный высокоширотный рейс д/э «Капитан Мышевский» и а/л «Сибирь» (начальник экспедиции Б. С. Майнагашев). В мае―июне 1987 г. была проведена Первая комплексная научная экспедиция в приполюсный район на а/л «Сибирь» (начальник экспедиции А. Н. Чилингаров). Экспедиция выполнила обширный комплекс научных исследований в труднодоступных районах Северного Ледовитого океана.

Для решения комплексных задач исследований в морях Западной Арктики и в Северной Атлантике в апреле 1972 г. был создан Мурманский филиал ААНИИ (первый директор ― Ф. С. Терзиев). Значительно расширились исследования на дрейфующих станциях. Так, в 1980―1981 гг. на СП-22 впервые был размещен автономный пункт приема спутниковых данных. Ледовые обзорные карты, составляемые по спутниковым данным непосредственно на станции, передавались в виде телеграфных сообщений в ААНИИ. В 1980-е годы остро встал вопрос антропогенного воздействия на природу, поэтому на дрейфующих станциях стали проводиться наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в морской воде и снежно-ледяном покрове Северного Ледовитого океана. В эти годы была разработана концепция создания сети геофизического мониторинга в Арктике на базе новейших технических и компьютерных достижений, началось внедрение новейшей наблюдательской техники (цифровой ионозонд «Бизон», цифровой магнитометр «Арктика»).

В 1989 г. в институте была разработана и внедрена в практику первая очередь автоматизированной ледово-информационной системы Арктики (АЛИСА), предназначенной для сбора, обработки, анализа и обобщения натурной информации о состоянии ледяного покрова Северного Ледовитого океана и обеспечения соответствующими информацией, прогнозами и расчетами широкого круга потребителей ― от отдельного судна до министерства. Эту работу вел созданный в 1981 г. Отдел совершенствования ледово-информационной системы. Для осуществления функционирования этой системы в 1989 г. был организован Центр ледовой и гидрометеорологической информации (ЦЛГМИ).

1990-е годы в истории ААНИИ характеризуются адаптацией к новым экономическим условиям деятельности в стране. Сократился научный флот и количество исследовательских баз в Арктике и Антарктике, был закрыт Мурманский филиал института (1995 г.), прекратили работу дрейфующие станции «Северный полюс» и ВВЭ «Север», прекратилось участие специалистов ААНИИ в научно-оперативных группах при обеспечении арктических навигаций. В этот период значительный импульс получила международная деятельность ААНИИ. В 1993―1995 гг. ААНИИ совместно с коллегами из Норвегии и Японии принял активное участие в международном проекте «Северный морской путь» (INSROP), в котором рассматривался широкий комплекс проблем, связанных с использованием Северного морского пути для транзитных морских перевозок.

Летом 1994 г. на НЭС «Академик Федоров» состоялась международная экспедиция по трассе СМП «Экология тундры-94», в которой были проведены комплексные исследования состояния экосистемы арктического побережья России и получены уникальные данные об антропогенном влиянии на арктическую природу.

В 1998 г. ААНИИ принял участие в международной экспедиции на борту л/к «Капитан Драницын» в рамках проекта ARCDEV, реализованного под эгидой ЕС. Результаты наблюдений экспедиции стали основой для разработки ряда экономических обоснований эффективности круглогодичной транспортировки углеводородов на западном участке СМП. В том же году ААНИИ совместно с Институтом океанологии РАН на НЭС «Академик Федоров» провел комплексную научную экспедицию в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена. Впервые судно работало в столь высоких широтах без ледокольного сопровождения поздней осенью.

В 1999 г. началась реализация совместного российско-германского проекта «Лаборатория полярных и морских исследований имени О. Ю. Шмидта». В годы значительного сокращения экспедиционной деятельности ААНИИ стал уделять больше внимания анализу накопленных данных на базе применения современных информационных технологий. В содружестве с зарубежными партнерами была подготовлена серия электронных климатических Атласов для Арктики и Антарктики, опубликован «Океанологический атлас Южного океана».

В связи с промышленным освоением арктического шельфа в 1992 г. была организована лаборатория «Арктик-шельф». В ее задачи входило развитие методов и технологий гидрометеорологических работ на шельфе арктических и замерзающих морей для обеспечения изыскательских и добывающих компаний, работающих в этих районах.

В 1990-е годы были достигнуты значительные успехи в исследованиях на внутриконтинентальной антарктической станции Восток. Ледяной керн, полученный из сверхглубокой скважины, позволил провести анализ климатических изменений на планете за последние 400 тыс. лет. 12 февраля 1992 г. на дрейфующем льду моря Уэдделла была организована первая в истории исследования Антарктики научная российско-американская дрейфующая станция «Уэдделл-1», проработавшая до 9 июня. Постановлением правительства России от 5 июня 1994 г.за № 648 Институту присвоен статус: Государственный научный центр Российской Федерации Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ГНЦ РФ ААНИИ) и выдано соответствующее свидетельство Министерства науки и технической политики Российской Федерации.

Сохранив в 1990-е годы свой научный потенциал, ААНИИ в 2000-е годы не только возобновил приостановленные в предыдущее десятилетие программы и исследования в Арктике и Антарктике, но и вывел их на новый уровень, подтвердив свой статус центра отечественных полярных исследований.

14 апреля 2003 г. в целях восстановления экспедиционных исследований и работ в центральной части Северного Ледовитого океана Приказом Росгидромета № 98 организована Высокоширотная арктическая экспедиция (ВАЭ).

В рамках ВАЭ после 12-летнего перерыва 25 апреля 2003 г. была открыта дрейфующая станция СП-32.

В 2004—2009 гг. в Арктике работали СП-33—СП-36, а в сентябре 2009 г. была организована дрейфующая станция СП-37.

Начиная с 2004 г. мероприятия по организации и эвакуации дрейфующих станций осуществляются в рамках комплексной морской высокоширотной экспедиции «Арктика». Во время проведения экспедиции «Арктика-2005» НЭС «Академик Федоров» 29 августа 2005 г. достиг Северного полюса, став первым в мире транспортным судном, которое достигло этой точки без сопровождения ледокола (начальник экспедиции И. Е. Фролов). В первом десятилетии XXI века ААНИИ принял участие (совместно с ВНИИОкеангеология) в ряде экспедиций на НЭС «Академик Федоров» и а/л «Россия» по определению внешней границы континентального шельфа России в Арктике. Материалы, полученные в экспедициях 2000, 2005 и 2007 гг., легли в основу заявки России на принадлежность шельфа арктических морей, подготовленной для Комиссии ООН. Карты рельефа дна Северного Ледовитого океана, в составлении которых приняли участие сотрудники ААНИИ, в 2003 г. были удостоены премии Правительства РФ.

В этом же году на базе института была организована российско-норвежская лаборатория исследований климата Арктики «Фрам».

В последнее десятилетие работы РАЭ по исследованию подледникового озера Восток в Антарктиде вышли на финишную прямую. В настоящее время разработаны технологии проникновения в водную толщу озера, исключающие его загрязнение.

В 2007—2008 гг. по инициативе России проводился Международный полярный год 2007/08. Ведущие сотрудники ААНИИ приняли самое активное участие в разработке Программы МПГ и деятельности Межведомственного научно-координационного комитета, возглавляемого директором ААНИИ И. Е. Фроловым, а также в десятках научных проектах и экспедициях, организованных в рамках МПГ как в Арктике, так и Антарктике. Центральным событием МПГ 2007/08 стала морская высокоширотная экспедиция «Арктика-2007» на борту НЭС «Академик Федоров», организованная ААНИИ.

2 августа 2007 г. впервые в истории на дне Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса на глубине 4261 м экипажем глубоководного аппарата «Мир-1» (А. М. Сагалевич, А. Н. Чилингаров, В. С. Груздев) был установлен государственный флаг Российской Федерации. Маршрут экспедиции проходил по отдельным районам Северного Ледовитого океана, никогда ранее не посещавшимися отечественными судами.

В настоящее время ААНИИ включает в себя 21 научное подразделение, в том числе Высокоширотную арктическую экспедицию, Российскую антарктическую экспедицию, Центр ледовой и гидрометеорологической информации, Центр полярной медицины, Инженерно-экологический центр, научно-экспедиционный флот, уникальный специализированный ледовый бассейн, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, Мировой центр данных (МЦД) по морскому льду.

За 90 лет существования Института было совершено множество географических открытий в Арктике: открыт ряд арктических островов и подводные хребты в центральной части Северного Ледовитого океана. Последние 50 лет стали временем открытий в Антарктике, за эти годы практически заново была составлена карта шестого континента. Институту принадлежит важнейшая роль в освоении СМП и организации научно-оперативного обеспечения навигации. Международная деятельность, в которой Институт принимал участие с первых лет своего существования, участие в выдающихся международных проектах, в том числе трех программах Международного полярного года, вывели ААНИИ в число ведущих мировых научных центров по исследованию полярных областей. В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые и организаторы науки, как О. Ю. Шмидт, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, М. М. Сомов, В. В. Фролов, А. Ф. Трешников и др. За годы существования Института в нем выросло несколько поколений полярных исследователей. Все это, а также многогранная научная деятельность, открытие новых научных дисциплин способствовали утверждению нашей страны в статусе великой полярной державы.

Вернуться в Доклады, публикации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1