ГЛАВА IV
ОТ АРХАНГЕЛЬСКА ДО ОСТРОВА АНДРЕЯ
К моменту выхода берегового отряда из Архангельска «Норд» подходил уже к району работ. Еще 20 июля он прошел меридиан Колгуева. Начались метеорологические и ледовые наблюдения. В Маточкином Шаре судно простояло двое суток — за это время произвели переборку машины. От Маточкина Шара «Норд» пошел на север, так как были получены сведения о тяжелом ледовом режиме в южной части Карского моря.
Обогнув мыс Желания, «Норд» присоединился к каравану транспортных судов, который под проводкой ледоколов направился в порт Диксон. Поход в составе каравана лишил морской отряд возможности проводить попутные гидрологические работы в Карском море. На Диксоне, куда
Рис. 3. "Норд" в Маточкином Шаре на пути к зимовке 1940 года
[39]
«Норд» прибыл 28 июля, судно забункеровалось нефтью (соляровым маслом) и моторным маслом.
На диксоновской обсерватории было проведено определение постоянных магнитного инструмента. Затем «Норд», по распоряжению штаба, 3 августа вышел в залив Миддендорфа, где должен был ждать дальнейших указаний, а до получения их — проводить ледовую разведку для идущих за ним транспортов. После работ гидрографических экспедиций в 1938—1939 годах вся масса судов двигалась береговым вариантом трассы, т. е. через пролив Матиссена.
Мимо залива Миддендорфа «Нард» прошел без задержки и 5 августа подошел к бухте Книповича, где встретился с зимовавшим там гидрографическим судном «Папанин» (Западно-Таймырской экспедиция).
От начальника этой экспедиции т. Карандашева нам следовало принять каюров, часть инструментария и снаряжения. Однако Карандашев не смог передать нам ни людей, ни инструменты, так как и те и другие находились на полевых работах. Приняли только то, что могли передать с «Папанина» без ущерба для продолжения его работ.
11 августа «Норд» вышел к мысу Челюскина и при весьма благоприятной ледовой обстановке 12 августа бросил якорь в бухте Спартак. Здесь на борт «Норда» были приняты от гидрографического отряда собаки, часть снаряжения и оружия.
Капитан Морозов на самолете, пилотируемом Ф. Т. Еременко, принял участие в ледовой разведке в море Лаптевых. Как показала разведка, ледовая обстановка в западной его части, т. е. в районе работ экспедиции, была тяжелой. Тем не менее 13 августа «Норд» покинул мыс Челюскина и, лавируя в густом льду, 15 августа приблизился к мысу Игнатия, где высадилась первая береговая партия для определения астрономического пункта, рекогносцировки и постройки базисной сети.
Таким образом первый, авангардный отряд экспедиции был уже в районе работ, а береговой отряд только еще пересекал на «Дежневе» Баренцово море. Приведу здесь выдержки из моего дневника, охватывающие плавание берегового отряда от момента прохождения меридиана Колгуева до встречи обоих судов, «Норда» и «Дежнева», у восточных берегов Таймырского полуострова.
[40]
«13 августа. В 13 часов утра пересекли меридиан острова Колгуева и согласно производственному предписанию приступили к попутным научным работам; из сотрудников, идущих на «Дежневе», экспедицией организована группа в составе шести человек для проведения срочных метеорологических наблюдений.
Tpoe каюров заняты уходом за собаками, размещенными на корме судна, шесть рабочих выделены для ухода за скотом. Часть сотрудников включилась в противопожарные вахты.
14 августа. Жизнь вошла в колею, проводим обычные работы. Состоялось общее собрание. Обсуждали вопрос о предстоящих работах по приходе к острову Андрея. Выработали и приняли социалистическое обязательство. На соревнование вызвали гидроотряд на мысе Иванова.
Прошли Маточкин Шар.
16 августа. Ночью прибыли в порт Диксон. Здесь получили радио с «Норда» о прибытии его в район работ. Дал по радио распоряжение о высадке базисной и астрономической партий на мысе Игнатия, после чего предложил «Норду» итти к острову Андрея и обследовать подходы к материку, к западу от острова. Сегодня пала одна из коров, вторую пришлось прикончить, не дожидаясь ее естественной смерти. Врачи нашли у обеих заболевание, не препятствующее употреблению в пищу. Убитую корову пустили в котел.
18 августа. По окончании бункеровки в 14 часов вышли в море. За эти двое суток не удалось определить магнитные постоянные «комбайна» из-за отсутствия связи с берегом и неопределенности сроков выхода судна в плавание. Оставили в почтово-телеграфной конторе последние письма на Большую Землю.
20 августа. Шли все время по чистой воде. Сегодня ночью подошли к бухте Ломоносова — здесь «Дежнев» должен высадить гидрографический отряд «мыс Иванова» и выгрузить его грузы. С утра обследовали подходы и в 13 часов передвинулись ближе к берегу. Из состава нашей экспедиции для участия в разгрузочных работах выделено 12 человек.
25 августа. Только сегодня, в 18 часов, закончена выгрузка в бухте Ломоносова; работы сильно задерживались штормовой погодой. В эти дни вскрыли третий трюм и обнаружили, что мудрые портовые заправилы погрузили наши свежие овощи — капусту, морковь, помидоры — под сено, лишив их доступа свежего воздуха. Ясно, что большинство овощей погибло. После переборки удалось спасти очень немногое; помидоры пришлось пустить в употребление, не ожидая прибытия на зимовку.
Несколько ярых охотников за время стоянки «Дежнева» пробовали организовать охоту на оленей, которых мы заметили недалеко в тундре во время подхода к бухте. Охоту едва ли можно было назвать удачной. Во всяком случае наших продовольственных запасов она нисколько не увеличила.
26 августа. В 10 часов утра пришли в Усть-Таймыру и начали разгрузку грузов авиабазы. С «Папанина» сообщили, что к вечеру судно подойдет к нам. Связался с ними по телефону. В результате переговоров выяснилось, что в Усть-Таймыре ни вездеходов, ни собак, ни ледобурилок, нп людей, переходящих к нам, нет: все либо на полевых работах, либо в бухте Книповича. Зная, что по плану на стоянку «Дежнева» в Усть-Таймыре полагается полсуток, я потребовал, чтобы судно «Папа-
[41]
нин» немедленно подошло к нам, и одновременно сообщил Штабу проводки и руководству Гидрографического управления о том, что судно не готово к встрече с нами.
«Папанин» подошел к борту «Дежнева» в 14 час. 30 мин., универсалы передать отказался и после двух-трехчасовых переговоров ушел за находящимися на полевых работах каюрами, которые должны были быть переданы нашей экспедиции.
Стоянку решили использовать для организации рыбного промысла. Каюры Кузнецов и Долгобородов, забрав сети, отправились на одной из экспедиционных шлюпок на ловлю гольца.
27 августа. Стоянка неожиданно оказалась продолжительной: «Дежнев» получил предписание забрать пустую тару — железные бочки из-под авиабензина. В час ночи вторично подошел к нам «Папанин», взял на буксир кунгас и отправился в бухту Книповича (миль за 20) за вездеходом и собакам. Резко ухудшившаяся погода приостановила разгрузочные работы. Получили радиограмму из Управления, сообщавшую, что универсалы должны быть временно оставлены у Карандашева и будут доставлены нам самолетом после окончания работ «Папанина».
28 августа. Разгрузочно-погрузочные работы возобновились в 16 часов. Около 20 часов подошел вновь «Папанин», подвел кунгас с вездеходом и собаками для отряда на остров Русский. С большим удовольствием я узнал своих старых четвероногих товарищей по зимовке 1938/39 года, безотказно развозивших нас по всему архипелагу Норденшельда. Не буду скрывать: они меня совсем не узнали. Четырех собак мне удалось выпросить у начальника отряда острова Русского, — я обещал за них бочку бензина.
Каюры Иммонен и Рыкалов перебрались с «Папанина» на «Дежнев». Получили от начальника экспедиции Карандашева оружие и один ручной ледовый бур.
Узнав, что экспедиция Карандашева около месяца сидит без сахара, передал им 20 килограммов; дал, кроме того, ящик помидоров, зная, как желанны свежие овощи после года употребления консервированной пищи.
вечером послал на авиабазу двух наших рабочих; они получили там сотни две огнеупорного кирпича и несколько десятков колосников, любезно уступленных нам начальником базы.
Около полуночи вернулись каюры с рыбалки. Им повезло — они наловили за эти двое суток 5 бочек гольца, т. е. около тонны прекрасной рыбы, и еще убили двух белых медведей.
В течение всего этого времени продолжали метеорологические наблюдения, хотя группа наблюдателей сократилась до трех человек — сотрудников нашей экспедиции.
29 августа. Погрузочные работы. в которых из наших сотрудников принимали участие семь человек, закончены к 12 часам дня. При выгрузке тяжеловесов по вине боцмана помяли одну из наших шлюпок, сломали планшир и верхние доски правого борта. Боцман обещает, что судовой плотник исправит повреждение до прихода к острову Андрея. Что-то мало верится.
С «Норда» получили радиограмму. При попытке пройти в бухту Марии Прончищевой судно попало в тяжелые льды. Выбравшись из них, «Норд» отправился к острову Андрея, но там тоже из-за ледовой обстановки не смогли ни высадиться, ни обследовать подходы и сейчас идут
[42]
к мысу Игнатия. В ответ дал указание о необходимости высадить топографическую партию на островах Фаддея, сообщил также границы райна промера у этих островов, частоту галсов и подробность промера.
Сегодня, по моему распоряжению, врач экспедиции М. Г. Арсеньева приступила к медицинскому осмотру всего личного состава экспедиции. Делалось это с той целью, чтобы, зная состояние здоровья людей до зимовки, проследить влияние последней на каждого товарища.
Вечером — роскошный ужин из даров Арктики: наш повар угостил нас превосходным соте из медвежатины и жареным гольцом; Стефансон прав — Арктика способна прокормить всех, кто в ней живет и работает. Конечно, при условии, что эти жители не совсем бездельники и лежебоки.
31 августа. Вчера вечером подошли к острову Русскому. Стали на якорь к востоку от его северо-восточной оконечности. Видны крыши домов, хорошо мне знакомых по гостеприимному приему в 1937 и 1939 годах. Всю ночь и сегодня весь день идет разгрузка. Погода штилевая, что особенно важно здесь, так как судно стоит на совершенно незащищенном рейде. Льдов нет и следа, ярко светит, даже греет солнце. Начинает казаться, что плывем по Черному морю. Продолжается падеж скота. Полагая, что, может быть, отчасти причина этого кроется в плохом уходе за ним, назначил на эту работу экспедиционных рабочих, отказавшись совсем от обслуживания судовым экипажем. В 20 часов закончили разгрузку, сменили зимовщиков полярной станции, и «Дежнев» снялся с якоря, взяв курс на мыс Челюскина.
1 сентября. В 9 часов подошли к северной оконечности Евразии — мысу Челюскина, стали на якорь в проливе против полярной станции. Вскоре густой бас начальника гидрографического отряда Суярова, зимовавшего на Челюскине, приветствовал нас на борту «Дежнева», а через каких-нибудь 20-30 минут мы сговорились о приемке от него вездехода, запасных частей к нему, собак и бесконечного ряда предметов, перечисленных в многостраничном списке. Начавшийся шторм от северо-запада прервал сообщение с берегом.
4 сентября. Наконец-то ветер отвернул к северо-востоку, и «Дежнев» смог перейти в бухту Спартак, где волнение совсем не сказывалось и можно было приступить к разгрузочно-погрузочным операциям.
К борту «Дежнева» подошел пароход «Правда», с которого начали бункероваться углем. Одновременно приступили к выгрузке. В разгрузочных работах из экспедиционного состава участвовало 8 человек. В 22 часа я, механики Колесников и Явойский, завхоз Алексеев, рабочий Фролов и каюр Кузнецов сошли на берег и отправились на полярную станцию для приема имущества от гидрографического отряда. Отобрали все необходимое для нас, опробовали вездеход и на нем вернулись к берегу в бухту Спартак.
5 сентября. Продолжается разгрузка «Дежнева». В работах из состава экспедиции принимает участие 14 человек. Весь груз, который передается нам отрядом Суярова, переброшен на вездеходе от полярной станции к бухте Спартак. В числе грузов мотор М-1, две механические льдобурилки, собаки, лагерное снаряжение и др. Несколько рейсов от станции до бухты Спартак (4 километра) вывели вездеход из строя — сработалось сцепление, вездеход требует срочного ремонта.
Радист Петя Боткин направился на радиостанцию к диспетчеру района договориться о сроках работы Челюскина с нашей вновь устанав-
[43]
ливаемой станцией. Врач продолжает медицинский осмотр сотрудников экспедиции. Сообщил на «Норд» местонахождение «Дежнева» и ориентировочно дату и место встречи, просил ускорить обследование подходов к острову Андрея. На берегу у вывезенных с полярной станции грузов на ночь оставлен дежурный — моторист Лебедев.
6 сентября. С утра группа сотрудников во главе со старшим механиком и завхозом отправлена на берег, чтобы погрузить все имущество, в том числе вездеход, на кунгасы для доставки на борт судна. Резко падает барометр. Западный ветер к 12—13 часам достиг силы 8—9 баллов. Разгрузочные работы пришлось прекратить: прибойная волна сломала на берегу сходни, к которым подводились кунгасы для погрузки. На берегу остался вездеход, ящик с автомобильными запасными деталями и собранный мотор М-1. С большим трудом удалось снять с берега людей, которые прошли в самую южную часть бухты, где волнение было несколько меньше. На судно все вернулись мокрые c головы до ног. Капитан не желал терять времени на ожидание хорошей погоды для продолжения выгрузки и в 17 часов вышел из бухты Спартак, взяв курс на остров Андрея. Боюсь, что оставшееся имущество придется доставлять зимним путем, a пока что в экспедиции два вездехода вместо четырех. С 20 часов возобновлены срочные метеорологические наблюдения, прерванные на время стоянки у мыса Челюскина.
7 c е н т я б р я. В 0 часов утра по московскому времени получена радиограмма от начальника морских операций М. И. Шевелева с распоряжением итти раньше к бухте Прончищевой, так как у острова Андрея ледовые условия неблагоприятны. Тов. Шевелев запрашивает о людях и грузах для полярной станции остров Петра и плане их работ и предлагает мне при рейсе в бухту Прончищевой решить вопрос о постановке там «Норда». Через час послал свой ответ.
Идем целый день средним ходом. Механики разбирают и переписывают запасные части к вездеходу, полученные на Челюскине, топограф Панов занялся уточнением перечня полученного экспедицией научного инструментария. Врач Арсеньева закончила сегодня осмотр сотрудников. Здоровье всех без исключения не оставляет желать ничего лучшего. К 12 часам (московское время) удалось по телефону связаться с «Нордом», стоящим на ледовом якоре к северу от острова Андрея (его координаты φ = 76° 58', λ = 112° 04'). Оказывается, никаких производственных работ «Норду» после высадки первой партии выполнить не удалось, не смогли даже заснять острова Фаддея; высадили на них однажды топографическую партию, затем сразу сняли ее из-за боязни оставить, как выразился мой заместитель, «на произвол судьбы», когда «Норд» получил задание итти к острову Андрея. Воистину, когда бог захочет наказать начальника полярной экспедиции, он дает ему неопытного заместителя.
Дал распоряжение «Норду» следовать к бухте Прончищевой для встречи с «Дежневым».
В 22 часа 30 минут местного времени стали во льдах».
8 сентября шли курсом на восток и в районе острова Андрея встретили «Норд». Через несколько часов «Норд» подошел к борту «Дежнева» для переговоров об организации выгрузок и месте выгрузки грузов морского отряда. Бухта Прончищевой, где намечалась зимовка «Норда», произвела на капитана неблагоприятное впечатление: сильное приливо-
[44]
отливное течение, позднее замерзание, подвижки и торошение льда в ее восточной части и мелководье в глубине бухты — все эта делало стоянку рискованной для нашего судна. Я не мог не согласиться с капитаном и, пользуясь правом выбора места зимовки, разрешил зимовать во вновь обнаруженной бухте Зимовочной в заливе Фаддея. Тем самым исключалась необходимость рейса «Дежнева» в бухту Марии Прончищевой.
Всех нас огорчило то, что «Норд» за месяц плавания в этих водах успел лишь найти место зимовки да поверхностно ознакомиться с подходами к материку близ острова Андрея. Это был месяц бесцельных блужданий в районе острова Фаддея — острова Петра. По этому поводу у нас на судне сложили частушку:
От Андрея до Фаддея,
От Фаддея до Петра
Бродим днем и бродим ночью
И сегодня, как вчера.
Как говорится, начальник экспедиции и капитан предполагают, а штаб располагает. В данном случае так и получилось.
Только мы собрались повернуть к острову Андрея, как пришло приказание штаба обоим судам итти в бухту Прончищевой, снять оттуда промышленников, зимовавших уже два года. Группа зимовщиков состояла из 8 мужчин, нескольких женщин и детей различного возраста. Вследствие отсутствия завоза свежих продуктов среди промышленников началась цынга: ни врача, ни радиосвязи не было. Людей нужно было снять во что бы то ни стало, несмотря ни на какие ледовые условия.
Я предложил такой план: «Дежневу» попытаться зайти в бухту и катерами снять людей, собак, а в последнюю очередь пушнину и личные вещи зимовщиков; «Норду» стать на якорь вблизи берега, севернее входа в бухту, и в случае, если «Дежнев» не сможет войти в бухту, послать по льду и сушей часть своей команды, чтобы предупредить промышленников и оказать им помощь в переходе пешком к берегу, к месту стоянки «Норда»; затем с борта «Норда» промышленники могут перейти на «Дежнев».
Часть команды «Норда» состояла из поморов, прекрасно ориентирующихся и в море, свободном от льда, и среди дрейфующих ледовых полей. Их участие обеспечивало успех oпе-
[45]
рации. Оба судна направились на юг. Ночь застала «Дежнева» где-то вблизи от цели, но темнота и льды заставили стать на якорь. 9 сентября на рассвете «Дежнев» подошел к бухте Прончищевой одновременно с «Нордом». Несмотря на трудную ледовую обстановку, «Дежневу» удалось войти в бухту. Стали на якорь и спустили с борта наш фин. Команда на катере состояла исключительно из сотрудников экспедиции. Два рейса катера с кунгасом на буксире заняли время до 17 часов вечера, но зато все зимовщики, 70 собак, все личные вещи и пушнина были доставлены на борт судна. Работать катеру приходилось среди быстро несущихся ледяных глыб — столкновение с каждой из них грозило целости корпуса катера, а значит и его гибелью.
Выполнение операции очень затянулось из-за того, что промышленники не были готовы к посадке и потратили много времени на сборы. Мы рисковали оставить на берегу не только зимовщиков, но и наш катер с людьми. Сильный напор льдов едва не сорвал «Дежнева» с якорей. Второпях станцию оставили незакрытой, склады отпертыми. Остались и обитатели брошенного жилья — несколько собак, которых не удалось поймать.
По выходе из бухты оба судна двинулись к острову Андрея. Временами встречались перемычки 5—6-балльного льда, но суда легко преодолевали их.
Так как невозможно было поставить «Норд» на зимовку в бухте Прончищевой, обе зимовочные базы пришлось создавать в западном участке работ, и южный район оказался слишком удаленным от баз. Обратился по радиотелеграфу к заместителю начальника Главсевморпути М. И. Шевелеву с просьбой изменить нам план: снять с программы экспедиции комплексные работы к югу от мыса Псов и заменить их работами на участке от мыса Челюскина до островов Комсомольской Правды. Такая замена имела смысл еще и потому, что от мыса Челюскина до начала наших работ оставался разрыв триангуляции, съемки, прибрежного промера, т. е. нарушалась планомерность изучения трассы.
В случае согласия т. Шевелева та изменение плана «Дежнев» мог доставить группу работников экспедиции на мыс Челюскина. Здесь они, пользуясь оставленным вездеходом, за осень 1940 года произвели бы рекогносцировку и отстройку сети триангуляции и топографическую съемку береговой черты, опираясь на старую триангуляцию V класса, а затем к на-
[46]
чалу полярной ночи вернулись бы на судно «Норд». Однако т. Шевелев категорически отказался изменить план работ, мотивируя свой отказ большим навигационным значением гидрографических работ в районе бухты Марии Прончищевой и незаинтересованностью мореплавателей в освещении района мыс Челюскин — мыс Прончищева.
10 сентября вечером подошли к предполагаемому месту выгрузки берегового отряда и стали на ночевку.
11 сентября утром «Норд» подошел вплотную к борту «Дежнева», не швартуясь к нему. Я на ходу перешел на «Норд», после чего судно пошло к берегу для выбора места якорной стоянки «Дежнева». Прошли 9-метровую изобату, но затем глубины стали снова увеличиваться, что позволило выбрать якорную стоянку весьма близко от берега. Бросили веху, после чего вернулись к «Дежневу» и подвели его к замеченному месту. «Норд» ушел к заливу Фаддея для более подробного обследования бухты, где предполагалась его зимовка; «Дежнев» приступил к выгрузке грузов нашей экспедиции.
После того как было принято решение отказаться от зимовки «Норда» в бухте Марии Прончищевой и выяснилась невозможность выгрузить полярную станцию на островах Петра, т. Шевелев дал распоряжение грузы этой станции выгрузить в одно место с грузами морского отряда нашей экспедиции, личный состав станции отправить на материк, а строителей использовать по своему усмотрению.
Началась выгрузка почти на месяц позже планового срока, т. е. 13 сентября вместо 15 августа.
[47]