Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Косой А. И. На восточном побережье Таймырского полуострова

Опыт Восточно-Таймырской экспедиции ГУ ГУСМП 1940-1941 гг.
 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0036-2.jpg
Обмундирование и снаряжение


Снабжение экспедиции обмундированием было выполнено недостаточно удовлетворительно. Опыт прошлых зимовок показал, что обувь и одежда, сделанные из собачьего меха, для работы в экспедиционных условиях не годятся, их нужно заменить одеждой и обувью из неблюя и медвежьих шкур. Промышленникам в Архангельске сдали заказ на изготовление «тобак» из шкур медведя, надеваемых поверх торбасов из собачьего меха. Одновременно возбудили ходатайство об отпуске шкурок неблюя для пошивки рубашек и брюк.
Однако из-за недостатка времени не удалось не только организовать индивидуальную пошивку одежды для каждого сотрудника экспедиции, но даже целиком обеспечить личный состав таким обмундированием. Изготовили оленью одежду очень поздно; часть экспедиции уехала, так и не получив ее. На 61 сотрудника мы получили 20 оленьих рубашек и 9 брюк. Полностью были получены одежда из собачьего меха, ватные костюмы, полушубки, шапки-ушанки. Спальными мешками и малицами был обеспечен только экспедиционный состав, экипаж же судна обеспечивался наполовину. Это неминуемо должно было создать, и действительно создавало, большие трудности впоследствии, когда лица судового экипажа направлялись на полевые работы.
Неполностью была снабжена экспедиция и болотными сапогами. Удалось получить несколько пар резиновых сапог, необходимых в основном для топографических партий, работающих во время распутицы. Хуже всего мы были обеспече-
[32]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0037.jpg
ны меховыми рукавицами; Арктикснаб выдал нам излюбленные им меховые варежки, сшитые из мелких обрезков меха. Эти варежки разлезались в первые же недели носки. Экспедиция имела их по полторы пары на человека. А суконных рукавиц, прекрасно зарекомендовавших себя в прошлые зимовки и особенно удобных при ледовом промере, не было ни одной пары. Сотрудники не имели также такой необходимой в Арктике одежды, как свитры. На весь состав архангельский оклад отпустил 3 — 4 штуки.
Кроме указанной спецодежды была полностью получена так называемая климатическая одежда, которая выдавалась сотрудникам за наличный расчет. Комплект содержал в себе: простыни, полотенца, нательное холодное и теплое белье, суконные портянки, носки, шерстяные перчатки, экспедиционные и обычные ботинки, галоши и одеяла.
Сверх норм и спецификаций было получено несколько пар сапог, ватных костюмов и брезентовых рукавиц для работ по разгрузке судна, транспортирующего береговой отряд до места работ.
Больше всего трудностей возникло при обеспечении экспедиции хозяйственным снаряжением. При первом же просмотре заявок на него, составленных гидроотделом Гидрографического управления, обнаружился ряд нелепостей. Так, например, на четыре охотничьих ружья было запланировано 5 килограммов дроби и 20 килограммов пороха; очевидно, кто-то предполагал, что экспедиция в дни праздников будет заниматься пиротехническими забавами, пуская фейерверк для развлечения белых медведей и моржей. На 13 полевых партий предполагалось взять четыре топора — большинство партий, по всей вероятности, должно было обходиться перочинными ножами, которых в заявке числилось несколько десятков. Совершенно не было предусмотрено бытовое топливо для морского отряда — и не только в заявках, но и в смете отряда.
Такие явные ляпсусы легко удалось устранить, так как ни один разумный человек не мог и не хотел на них настаивать. Хуже было с замаскированными дефектами заявок, вскрытие которых требовало большого внимания, а доказательство необходимости их изменения — большого труда.
Явно недостаточным оказалось число запланированных для экспедиции палаток, причем отдел снабжения все палатки заготовил 12—10-местные, совершенно непригодные по своей тяжести и громоздкости для мелких триангуляционных
[33]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0038.jpg
или топографических партий. Нужного количества маленьких 3—4-местных палаток получить так и не удалось. Не была предусмотрена в снабжении экспедиции парусина. Чтобы получить ее, пришлось итти на обман, заверив отдел снабжения, что парусина необходима для фургонов к вездеходам. Только под этим предлогом мне удалось выторговать» 100 метров, употребленных в последствии на шитье маленьких палаток и чехлов к опальным мешкам.
В заявках предусматривались наковальни, кувалды, а горна в них не было; никакие доказательства не помогли и получить его не удалось ни в Ленинграде, ни в Архангельске. Наши предприимчивые механики, обнаружив при приемке катеров «бесхозный» утильный горн, печально ожидающий своей дальнейшей участи на берегу Двины, погрузили его в катер, затем отремонтировали и в течение зимовки не раз вспоминали об этом «подвиге», совершенном, кстати, без моего ведома.
Несоответствия были в заявках на канцелярские принадлежности: при 15 килограммах писчей бумаги давалось около 25 коробок таблеток чернил — количество, достаточное, чтобы окрасить весь лед моря Лаптевых. Не хватало в заявках слесарных пил, сапожного инструмента и пр. и пр.
Наконец, все это было «утрясено», завхоз и часть сотрудников отобрали, запаковали и отправили в Архангельск все отпускаемое ленинградским складом.
Июнь перевалил за вторую половину, подготовительные работы в Ленинграде в основном были закончены — надо было отправляться в Архангельск.
Перед самым отъездом из Ленинграда неожиданно обнаружилось, что заказанные в Архангельске навигационные знаки спроектированы с запасом прочности до «второго пришествия»: знаки делаются из бревен толщиной в 30 сантиметров (при высоте знака 10 метров) и весят 16—18 тонн.
Мы были в полном смятении. Один из этих знаков предполагалось перебросить на судне «Норд», а оно не могло взять на палубу более 6—7 тонн материалов. Пришлось сразу вступить в «единоборство» с отделам навигационного ограждения за облегчение веса знака. Как ни упирались огражденцы, но здравый смысл восторжествовал, необходимость переделки была доказана, и заказ на новый знак направили в Архангельск. Вес знака сократился с 16 до 6 тонн, причем прочность не уменьшилась, но переделка знака обошлась в несколько тысяч рублей.
[34]
ББК-10 : 16 Январь 2025 15:45  Вернуться к началу

Пред.След.