4.5. Промер и обследование в проливе ДрейкаОкеанский промер глубин с использованием РНС «Координатор» по способу координирования в варианте радиолага организационно выполнялся в два периода.
I период. С 31 января по 8 февраля 1968 года океанский промер производился двумя кораблями «строем фронта», при этом задающая станция была установлена на ЭОС «Ф. Беллинсгаузен». После привязки галса к вехе или к бую по рации на ЭОС «Б. Давыдов»
[114]
передавались для прокладки стадиометрические координаты ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» — пеленг и расстояние, измеренное по РЛС «Дон» до ЭОС «Б. Давыдов» — корабля-уравнителя. Промер производился параллельными галсами через 10 миль. Место того и другого корабля определялось через каждые 20 минут, а также в моменты резкого уменьшения глубин, при этом пеленги и расстояния между кораблями взаимно контролировались. Глубины непрерывно измерялись и записывались на эхограммы эхолотов. На глубинах более 5000 метров измерение глубин производилось глубоководным эхолотом «ГЭЛ-2». Все эхолоты перед походом испытывались, их показания взаимно контролировались. Производилось также сличение показаний эхолотов с маркированным линем.
5 февраля 1968 г. на промере, идя к северу, достигли максимальной удаленности на галсе: от 1-ой отражающей станции — 558 км, а от 2-ой — 544 км.
«Очень мирные аборигены» и матросы 1-й отражающей станции РНС «Координатор» (о. Ватерлоо, Антарктида, январь 1968 г.)[115]
Южная граница промера проходила по шельфовому склону Южно-Шетландских островов, а на промере контролировалась также пересечением изобаты 500 м.
8 февраля 1968 года на ЭОС «Б. Давыдов», привязавшись по РНС «Координатор» в точке с координатами: Ш = 59°25'.4S, Д = 64°06'.2W, продолжили океанский промер новым галсом к мысу Горн. В это же день определились по РЛС «Дон», взяв пеленг и определив расстояние на мыс Горн. Сам мыс Горн в это погожее летнее для данных широт время выглядел довольно величаво, показался своеобразно красивым — его конусообразная форма напоминала вид потухшего вулкана. В дальнейшем, еще раз определившись по ориентирам Огненной Земли, гидрографы вновь начали на ЭОС «Б. Давыдов» маршрутный промер на Патагонском шельфе и в Магеллановом проливе, следуя в чилийский порт Пунта-Аренас с деловым заходом, а ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» продолжал промер в проливе Дрейка. Наши ЭОС были первыми советскими военными кораблями в Магеллановом проливе.
После делового визита в Пунта-Аренас с 12 по 15 февраля 1968 года нам вновь было назначено «рандеву» с ЭОС «Ф. Беллинсгаузен».
Решением Советского Правительства от
7 февраля 1968 года морякам ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» предписывалось совершить официальный визит в чилийский аванпорт Вальпараисо. Как известно, в 1968 году бурно развивались политические события в Чили: ожидались выборы впоследствии народного президента Сальвадора Альенде. Официальный визит моряков мирного советского корабля должен был, по мнению политиков и дипломатов, содействовать укреплению дружественных отношений страны Советов и Чили.
Встреча ЭОС «Б. Давыдов» с ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» состоялась
17 февраля 1968 года на Патагонском шельфе. Перед этой встречей «Ф. Беллинсгаузен», идя курсом к Огненной Земле, «достиг» максимальной удаленности на последнем промерном галсе по РНС «Координатор» от 1-ой отражающей станции — 800 км, а от 2-ой — 750 км.
Задающуюся станцию установили на ЭОС «Б. Давыдов», проверили ее в рабочем режиме. Затем ЭОС «Б. Давыдов» принял 98 т дизельного топлива от ЭОС «Ф. Беллинсгаузен», после чего корабли разошлись.
[116]
Памятник Магеллану (Пунта Аренас, Чили, 1968 г.)[117]
Итак, наступил
2-ой период промерных работ в проливе Дрейка. С
17 февраля по 5 марта 1968 года океанский промер, обследование поднятий и отдельных вершин в проливе Дрейка по РНС «Координатор» производились гидрографами только на ЭОС «Б. Давыдов». В этот же день,
17 февраля, привязавшись к о. Эстадос, начали новый галс в проливе Дрейка. С достижением рабочей дальности — «видимости» отражающих станций — рассчитали по координатам расстояния до станций, установив отсчеты в граммах по I и II каналам РНС «Координатор».
19 февраля, привязавшись к бую мыса Норт-Форленд, гидрографы ввели соответствующую коррекцию по обоим каналам, привязав, таким образом, галс с конца.
2-ой период работы в проливе Дрейка был наиболее плодотворным и удачным. С 19 по 22 февраля производился систематический
океанский промер и гидромагнитная съемка с надежной привязкой к буям и вехам и определением на галсах по РНС «Координатор», в процессе промера составлялась калька глубин. В результате четко вырисовывался подводный хребет, поэтому с 22 февраля по 2 марта производилось обследование галсами через 1—2 мили наименьших глубин с карт и вновь обнаруженного подводного хребта.
Какое это было красивое и захватывающее зрелище! В моменты начала пересечения хребта эхолот, казалось, еле успевал записывать растущую гору на эхограмму. На ней вырисовывался почти «отвесный пик» и сразу же начиналось «падение» глубины — на очень крутых склонах хребта. В эти моменты (а их было десятки) радовалась душа гидрографа, радовалась новому открытию, его необычности, когда под ровной водной поверхностью океана среди глубин 3000-4000 м почти «мгновенно» вырисовывалась на эхограмме красивая картина хребта высокого заложения с пиками, глубины над которым были порядка сотен метров. Комплексные океанографические работы в проливе Дрейка показали, что рельеф дна океана в проливе имеет весьма своеобразный, сложный рисунок, изобилует большим количеством локальных вершин (вулканов), острыми пиками гор. Детальное обследование позволило уточнить положение этого мощного океанического кряжа — вытянутого и узкого поднятия дна на высоту до 3 км над прилегающим дном. Хребет (кряж) имеет очень крутые, нередко почти отвесные склоны и большую протяженность с юго-востока на северо-запад
[118]
на сотни километров. Хребет четко отбивает естественную границу двух океанов — Атлантического и Тихого. Так и напрашивается мысль, что его четкое подводное поднятие и направленность являются естественным подводным продолжением горной системы Южно-Американского континента к Антарктиде.
В процессе обследования во время 2-го периода выполнялись контрольные галсы и производилось сличение с глубинами на основных галсах.
4 марта 1968 года мы вновь продолжили промер «строем фронта», только теперь «Фаддей» стал ведомым.
15 дней (с 18.02 по 03.03) «бродяга Фаддей» отсутствовал в районе работ в проливе Дрейка, выполняя правительственное задание. Не дойдя до желанного пункта — аванпорта Чили Вальпараисо (оставался суточный отрезок перехода), начальник экспедиции А. Б. Намгаладзе получил по радио «отбой». На переходе выдержав жестокий шторм в Тихом океане, возвратился «Фаддей» к «шапошному разбору» — промер в проливе Дрейка заканчивался.
5 марта 1968 года, в 12 часов 19 минут, привязавшись к бую Шёррефф, закончили галс, а также промер и обследование в проливе Дрейка на ЭОС «Борис Давыдов».
5 и 6 марта были благополучно сняты личный состав, аппаратура и оборудование 2-ой и 1-ой отражающих станций РНС «Координатор» с островов Смоленск и Ватерлоо, а также привязочные буи.
Общий объем выполненного промера составил 23 903 линейных км (при плане — 23 000 лин. км),
при этом:— ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» — 7703 лин. км;
— ЭОС «Б. Давыдов» — 16 200 лин. км,
из них 3760 лин. км на ЭОС «Б. Давыдов» выполнено при обследовании хребта, банок и отличительных глубин.
Сразу же,
6 марта, начальник экспедиции капитан I ранга Намгаладзе А. Б. на борту ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» провел совещание, где подвел итоги работ и поставил задачи на завершающий период. Привожу выдержки выступления А. Б. Намгаладзе (почти дословно):
— «главная задача выполнена — III этап, не будет сказано громко закончен успешно»;
— «высадка станций на Южно-Шетландские острова произведена также успешно. В процессе работы береговые станции спра-
[119]
вились со своей задачей полностью. Это непосредственная работа на станциях офицеров-гидрографов В. Н. Виноградова и Щербакова»;
— отмечены большие заслуги всего офицерского состава ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» и ЭОС «Б. Давыдов» и экипажей судов, отличная работа командира ЭОС «Б. Давыдов» Михайлова Б. Н., «особенно на последнем этапе работы, без нас», и командира ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» Часовского В. Н., «который уверенно заходил в почти не обследованные бухты, словно шел в Севастопольскую бухту»;
— «основную тяжесть экспедиции «тянут» гидрографы» от выхода на галс до «захода». Очень напряженно трудился личный состав под руководством командиров промерных отрядов Федотова П. П. и Грухина Н. Н. Офицеры отрядов проделали большую работу в подготовительный период и на промере»;
— очень плодотворную работу провел экипаж ЭОС «Б. Давыдов», «Юрьев смело и решительно действовал на катере в периоды выгрузки и съемки станций».
{i]В заключение[/i] к вышесказанному о Сергее Юрьеве, помощнике командира ЭОС «Б. Давыдов», добавлю: катер (вельбот) с мотористом и матросом под его управлением, лавируя между скал и среди почти сплошных бурунов (особенно на подходах к отражающей станции на острове Смоленск), не раз избавлял корабль от простоев: доставлял оперативно и своевременно бензин, продовольствие и необходимое из ЗИПов, запасной аппаратуры РНС «Координатор» на береговые станции.
7, 8 марта оба корабля посетили советскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен» в бухте Гуардия-Насьонал. Экипажи судов навестили зимовщиков и были тепло, радушно приняты полярниками станции.
8—14 марта — переход ЭОС «Б. Давыдов» с маршрутным промером на Патагонский шельф, в залив Рио-де-ла-Плата, под Монтевидео. Приняв 14 марта с плавбазы «Прибой» 400 т топлива и 70 т пресной воды, корабль вновь направился в пролив Дрейка на гидрологические работы.
Одиннадцать суток занял переход за топливом и обратно. С позиций прожитых лет трудно сейчас судить: была ли совершенной временная организация хода океанографических исследований и пополнения запасов топлива и воды?
[120]
Они дома (о. Ватерлоо, Южно-Шетландские о-ва, Антарктида)На незапланированные рейсы «по политическим мотивам» (переход «Фаддея» в Вальпараисо и обратно) и затяжные переходы за топливом было потеряно много суток из отпущенных нам природой и коротким антарктическим летом, а между тем период сравнительно благоприятной погоды заканчивался.
Лето подходило к концу. Уже 10—11 апреля в проливе Дрейка началось обледенение корпусов судов.
Относительно плавающих льдов следует заметить, что «летом южного полушария дрейфующие льды не доходят до пролива Дрейка» (так сказано в Океанографической энциклопедии). Это утверждение в летний период 1968 года, можно сказать, полностью подтвердилось. Лишь однажды, 22 февраля, на расстоянии 11,4 мили от мыса Норт-Форленд был обнаружен айсберг высотой до 100 м стоящий на мели.
[121]
19 марта, вернувшись в пролив Дрейка, гидрографы начали гидрологические работы. Произвели наблюдения на одной дрейфовой гидрологической станции, затем вновь вышли на Патагонский шельф, следуя в Магелланов пролив с маршрутным промером по курсу корабля. 22—24 марта состоялся второй деловой заход в порт Чили Пунта-Аренас двух советских кораблей одновременно.
С 26 марта до 14 апреля 1968 года на ЭОС «Б. Давыдов» производились гидрологические работы в проливе Дрейка на трех разрезах начиная с восточной его части. С запада в проливе подобные работы на трех разрезах выполнялись с борта ЭОС «Ф. Беллинсгаузен». На дрейфовых гидрологических станциях измерялись на стандартных горизонтах температура и соленость воды, брались пробы донного грунта. На переходах по разрезу к очередной точке гидрологической станции выпускался датчик ЭМИТа и производилось маневрирование для измерения элементов течения. Определение места на разрезах производилось навигационными способами с систематической привязкой к Южно-Шетландским островам и к Огненной Земле.
В период океанографических работ в проливе Дрейка выполнялась гидромагнитная съемка в районе промера и гидромагнитные измерения по пути следования ЭОС «Б. Давыдов». Удалось определить, что обнаруженный хребет в проливе Дрейка обладает малыми магнитными свойствами; открыт также немагнитный подводный вулкан.
Экспедиция провела также комплексные исследования пространственной и временной изменчивости полей течения, распределения температуры и солености воды по горизонтам на шести разрезах в проливе, а также исследовала электрическое поле водной толщи.
Изучались условия возникновения и распространения волнения. Известно, что пролив Дрейка находится в зоне развития циклонов, которые двигаются с запада на восток с очень частой повторяемостью, естественно, и погода в проливе меняется непредсказуемо быстро, особенно ближе к осени (уже в начале марта). В процессе промера погода, можно сказать, нас баловала: волнение было 3—4 балла. Работали и при волнении до 5 баллов. В проливе Дрейка наблюдается волнение особого рода — это сулои: «толчея» боль-
[122]
шой высоты волн с парением над их гребнями. Происходит подобное явление, когда сталкиваются два сильных течения. Впечатление незабываемое. Эту картину дополняли десятки летающих альбатросов — неутомимых птиц-парителей с размахом крыльев до 5 метров. Они, как планеры, используя воздушные потоки, казалось, без единого взмаха крыльев часами красиво парили в родной стихии.
Сильное впечатление произвело на меня и моих товарищей по экспедиции «богатое» звездное небо в Южном полушарии. Когда долго смотришь на мириады звезд, они как бы завораживают тебя, тогда особенно сильно чувствуешь себя «песчинкой» в этом бесконечном мире Вселенной. В ясную звездную ночь подолгу любовались яркими созвездиями Южный Крест и Центавр. Особое, магическое воздействие всегда оказывал красивый, яркий и мощный Южный Крест, от которого трудно оторвать взгляд.
В экспедиционном походе был собран значительный лоцийный материал: сделаны зарисовки берегов бухт в местах якорных стоянок, выполнено фотографирование навигационных ориентиров, приметных мест с помощью АФА-27, радиолокационная съемка с помощью РЛС «Дон» и приставки «Пальма».
Весь этот богатый материал исследований двух кораблей послужил основой для создания новых навигационных карт, руководств и пособий для плавания в проливе Дрейка.